Реферат: Защитные устройства и знаки безопасности

Реферат на тему:

«ЗАЩИТНЫЕ УСТРОЙСТВА И ЗНАКИ БЕЗОПАСНОСТИ»


ЗАЩИТНЫЕ УСТРОЙСТВА И ЗНАКИ БЕЗОПАСНОСТИ

На рабочих местах основными техническими средствами охраны труда коллективной защиты являются защитные и блокировочные устройства. Защитные устройства применяются для исключения воздействия на рабочих вредных и опасных производственных факторов. Они подразделяются на оградительные, блокировочные, предохранительные, специальные, тормозные, автоматического контроля и сигнализации, дистанционного управления (ГОСТ 12.4.125-83).

Оградительные устройства − это защитная преграда между опасными, вредными факторами и человеком: кожухи, экраны, щиты, козырьки и барьеры и т. д.

Они могут быть стационарными, передвижными, съёмными, подвижными и неподвижными. Требования к ограждениям изложены в (ГОСТ 12.2.062- 82), ССБТ.

«Оборудование производственное. Ограждения защитные». Ограждение должно быть снабжено удобными ручками, скобами для съёмки, а поверхность окрашивается в сигнальный цвет с применением предупредительного знака.

Блокировкой называется совокупность методов и средств, предназначенных для предотвращения аварийных и травмоопасных ситуаций. По принципу действия они подразделяются на: механические, электронные, электромагнитные, электрические, комбинированные и пр.

Блокировочные устройства исключают включение механизма без средств защиты (снят кожух).

Рис. 3.1.1. Схема действия защитной блокировки с применением фотоэлемента:

1 – источник света; 2, 4 – линзы; 3 – пучок параллельных световых лучей; 5 – приемник световых лучей; 6 – контрольное реле; 7 – усилитель.

Рис. 3.1.2 Схема радиоактивной автоблокировки:

1 – трубка Гейгера; 2 – тиратронная лампа; 3 – контрольное реле; 4 – аварийное реле.

Блокировочные устройства служат средством для размыкания магнитных датчиков при воздействии на рабочих и окружающего их пространства электромагнитных полей выше допустимых значений (время срабатывания – 0,01сек.). Блокировочные устройства могут срабатывать на запирание включения педали, рукоятки, привода при нахождении человека или его частей тела (рука, нога) в опасной зоне (фотоэлектрический эффект).

К специальным устройствам безопасности относятся:

уловители в лифтах и подъёмниках, система защиты от поражения электрическим током, блок-замки, ограничители вращения или перемещения груза и т. д.

Предохранительные устройства предназначены для автоматического отключения оборудования при возникновении аварийных ситуаций в работающем оборудовании, вследствие превышения допустимых рабочих параметров: превышение скорости, давления, температуры, электрического напряжения, механических нагрузок и т.д. (предохранительные клапаны, разрывные мембраны плавкие вставки и т.д.).

Тормозные устройства предназначены для замедления или остановки движущегося оборудования или их частей при возникновении опасных производственных факторов (рабочего, стояночного, экстренного торможения).

Световая и звуковая сигнализация предупреждают о включении в работу механизма, о работе в опасной зоне, о достижении предельной концентрации вредных веществ в рабочей зоне, предельных температурах или давлении в установках (комбинированные - светозвуковая сигнализация).

Цвета сигнальные и знаки безопасности регламентируются ГОСТ 12.4.026-76*.

ГОСТ устанавливает сигнальные цвета со следующими значениями: красный – “Стоп”, “Запрещение”, “Явная опасность”; жёлтый– “Внимание”,“Предупреждение о возможной опасности”; зелёный – “Безопасность”, “Разрешение”, “Путь свободен”; синий – “Информация”. Для усиления контраста сигнальных цветов, а также для выполнения пояснительных надписей и символических изображений на знаках следует применять ахроматические цвета: белый–на красном, зелёный – на синем, чёрный – жёлтом и белом фонах.

Красный сигнальный цвет применяют: а) в запрещающих знаках; б) для выполнения надписей и символов на знаках пожарной безопасности; в) для обозначения отключающихся устройств машин и механизмов, в том числе аварийных; г) для обозначения внутренних поверхностей открывающихся кожухов и корпусов, ограждающих движущиеся элементы машин и механизмов, и их крышек, рукояток кранов аварийного сброса давления, пожарной техники (огнетушителей, пожарного инвентаря и др.); д) для окраски сигнальных ламп, указывающих нарушения условий безопасности;

е) для окантовки щитов белого цвета, к которым прикрепляют пожарный инструмент и огнетушители ( ширина окантовки от 30 до 100 мм).

Жёлтый сигнальный цвет применяют: а) в предупреждающих знаках; б) для окраски ограждений опасных зон, мест складирования строительных конструкций и материалов, обозначения элементов строительных конструкций, представляющих опасность для работающих (низких балок, выступов и перепадов в плоскости пола, малозаметных ступеней, пандусов, краёв люков и колодцев, сужения проездов); в) для обозначения кромок оградительных устройств, не полностью закрывающих опасные места оборудования (например, ограждение абразивных кругов, зубчатых колёс, приводных ремней, цепей и др.), перил эстакад растворных узлов, выносных приёмных площадок; г) для обозначения элементов строительных машин и механизмов, обойм грузовых крюков, захватов и площадок грузопассажирских (грузовых) подъёмников, бамперов и боковых поверхностей погрузчиков, тележек, наружных боковых стенок ковшей экскаваторов; д) для окраски подвижных монтажных устройств или их элементов грузозахватных приспособлений, подвижных частей кантователей, траверс, подвижных частей монтажных вышек и лестниц; е) для окраски ёмкостей, содержащих вещества с опасными и вредными свойствами (краску наносят полосой шириной 50-150 мм в зависимости от размеров ёмкости).

Предупреждающую окраску объектов, указанных в пунктах б, г, д, следует выполнять в виде чередующихся наклонных под углом от 45° до 60° полос шириной 30-200 мм жёлтого и чёрного цветов при соотношении ширины полос 1:1.

Зелёный сигнальный цвет применяют в предписывающих знаках, для окраски устройств и средств обеспечения безопасности, аварийных и спасательных выходов, пунктов первой помощи, аптечек, а также сигнальных ламп, извещающих о нормальном режиме работы машин и механизмов.

Синий сигнальный цвет используют в указательных знаках и для обозначения элементов производственно-технической информации (например, въездов и выездов на строительной площадке, рабочих входов, мест стоянки автотранспорта, марок строительных конструкций в зоне складирования и др.).

Современные условия строительно-монтажных работ требуют быстрой отдачи и точной информации о возможной производственной опасности. Для этой цели должны применяться знаки безопасности в соответствии с ГОСТ 12.4.026-76*. Знаки безопасности предназначены для привлечения внимания работающих к непосредственной опасности, предупреждения о возможной опасности, предписания и разрешения определённых действий с целью обеспечения безопасности, а также для необходимой информации. Но они не заменяют необходимых мероприятий по безопасности труда и средств защиты работающих.

Знаки безопасности следует устанавливать в местах, пребывание в которых связано с возможной опасностью для работающих, а также на производственном оборудовании, являющемся источником такой опасности.

Знаки безопасности, устанавливаемые у въезда (входа) на объект (участок), обозначают, что их действие распространяется на объект (участок) в целом. При необходимости ограничить зону действия знака соответствующее указание следует приводить в поясняющей надписи, размещаемой под знаком.

Знаки безопасности должны контрастно выделяться на окружающем фоне и находиться в поле зрения людей, для которых они предназначены. Их располагают так, чтобы они были хорошо видны, не отвлекали внимания работающих и сами по себе не представляли опасности. Так, знак безопасности “Осторожно! Работает кран! ”(номер знака 2.7. по ГОСТ 12.4.026-76*) рекомендуется устанавливать на высоте 0,5 м от верхнего горизонтального элемента ограждения опасной зоны до нижней стороны знака через 20-25 м. Знак безопасности “Вход (проход) воспрещён” (номер знака 1.3 по ГОСТ 12.4.026-76*) рекомендуется устанавливать у входа в опасную зону на высоте 0.5 м от верхнего элемента ограждения до нижней стороны знака.

Места и расположения других знаков безопасности, их число и варианты размеров устанавливаются руководителями организаций. Для уточнения, ограничения или усиления действия знаков безопасности допускается применять дополнительные таблички прямоугольной формы с поясняющими надписями или с указательной стрелкой (головка стрелки по ГОСТ 10807-78*). Дополнительные таблички размещают горизонтально под знаком безопасности или вертикально справа от него. Длина дополнительной таблички должна быть не более диаметра или длины соответствующей стороны знака безопасности.

Дополнительные таблички должны иметь сигнальный цвет знака, вместе с которых их применяют. Поясняющие надписи и указательные стрелки на них следует выполнять контрастным цветом.

Знаки безопасности бывают: запрещающие, предупреждающие, предписывающие и указательные.

Запрещающие знаки предназначены для запрещения определённых действий. Форма знака: круг красного цвета с белым полем внутри, белой по контуру каймой и символическим изображением чёрного цвета на внутреннем белом поле, перечёркнутым наклонной полосой красного цвета (угол наклона 45°, слева сверху направо вниз). Ширина кольца красного цвета должна быть 0.09 - 0.1 внешнего диаметра, а ширина наклонной красной полосы – 0.08 внешнего диаметра, ширина белой каймы по контуру знака – 0.02 внешнего диаметра.

Допускается применять запрещающие знаки с поясняющей надписью, выполненной шрифтом чёрного цвета. При этом наклонную красную полосу не наносят. На знаках пожарной безопасности поясняющие надписи необходимо выполнять красным цветом.

Предупреждающие знаки предназначены для предупреждения работающих о возможной опасности. Форма знака: равносторонний треугольник с скруглёнными углами жёлтого цвета, обращённый вершиной вверх, с каймой чёрного цвета шириной 0.05 стороны с символическим изображением чёрного цвета.

Предписывающие знаки предназначены для разрешения определенных действий работающих при выполнении конкретных требований безопасности труда (обязательное применение средств защиты работающих, принятие мер по обеспечению безопасности труда), требований пожарной безопасности и для указаний путей эвакуации.

Форма знака: квадрат зелёного цвета с белой каймой по контуру шириной 0.02 стороны квадрата и белым полем квадратной формы внутри его, сторона которого равна 0.7 стороны квадрата зелёного цвета. Внутри белого квадратного поля должны быть нанесены чёрным цветом символическое изображение или поясняющая надпись. На знаках пожарной безопасности поясняющие надписи необходимо выполнять красным цветом.

Указательные знаки предназначены для указания местонахождения различных объектов и устройств, пунктов медицинской помощи, питьевых пунктов, пожарных постов, пожарных кранов, гидрантов, огнетушителей, пунктов извещения о пожаре, складов, мастерских. Форма знака: синий прямоугольник, окантованный белой каймой по контуру, шириной 0.02 меньшей стороны прямоугольника с белым квадратом со стороны, равной 0.7 меньшей стороны прямоугольника. Внутри белого квадрата должны быть нанесены символическое изображение или поясняющая надпись черного цвета, за исключением символов и поясняющих надписей пожарной безопасности, которые необходимо выполнять красным цветом.

Погрузочно-разгрузочные работы и транспортировка являются весьма травмоопасными работами. Так, согласно статистическим данным 70 % несчастных случаев со смертельным исходом происходит из-за падения поднимаемого или перемещаемого груза, 18 % из-за поражения электрическим током, опрокидывания грузов, грузоподъемных машин, падения рабочих с высоты и т.д.

Основными причинами травматизма, при этом являются: неправильная организация работ, низкая подготовка обслуживающего персонала, низкий контроль со стороны ИТР за ведением работ. Несоответствие применяемого оборудования технологическому процессу погрузочно-разгрузочных и транспортировочных работ, использование технологического и грузоподъемного оборудования, не прошедшего техническое освидетельствование и испытание, работа без средств индивидуальной защиты.

Для ведения погрузочно-разгрузочных работ допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и целевой инструктаж по охране труда. При ведении разгрузочных работ опасных грузов (токсичных веществ, кислот и щелочей, взрывчатых веществ и т.д.) рабочие проходят специальное обучение с обязательной их аттестацией.

В зависимости от степени опасности погрузочно-разгрузочные работы подразделяются на четыре группы:

группа – малоопасные (металл, лесо- и стройматериалы);

группа – опасные ( с учетом габаритов грузов);

группа – пылящие и горячие (цемент, известь, мел, гипс, асфальт, битум);

группа – опасные (опасные за счет возможности взрыва, пожара, отравления, облучения, ожога, заболевания и т.д.).

Опасные вещества разделяются на 9 классов:

1 - взрывчатые вещества;

2 - газы;

3 - легковоспламеняющиеся жидкости (температура воспламенения 610С и ниже);

4 - легковоспламеняющиеся вещества и материалы, которые могут воспламениться в результате трения, нагрева, влаги и т.д.;

5 - окислительные вещества;

6 - ядовитые и инфекционные вещества;

7 - радиоактивные;

8 - едкие и коррозионно-активные вещества;

9 - другие (вещества с относительно низкой опасностью).

На опасные грузы в соответствии с ГОСТ 19433-88 наносят определенные знаки опасности (два квадрата, окантованные черной рамкой: в верхнем символ опасности, в нижнем надпись опасности, ниже меры безопасности при разгрузке).

В зависимости от массы грузы подразделяют: массой менее 80 кг; массой от 80 кг до 500 кг; массой более 500 кг.

По состоянию грузы подразделяют: сыпучие; газы; жидкости; твердые материалы.

По состоянию упаковки: контейнерная; насыпью (цемент, песок, щебень); штучные (кирпич); в упаковке по массе (мешки с песком, цементом и т.д.).

Согласно ГОСТ 12.3.009-76* «Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования» погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации. Поднимать и перемещать груз вручную необходимо при соблюдении норм, установленных законодательством. Нормативами установлены предельные нормы подъема и перемещение тяжестей одним работником вручную: для мужчины (старше 18 лет) – 50 кг (допускается переноска на прямом участке груза до 80 кг до 25 м при условии подъема и снятия груза другими грузчиками); для женщин старше 18 лет – 10 кг при чередовании с другими видами работ , 7 кг при постоянной переноске тяжестей в течение смены; для юношей и девочек 16-17 лет при кратковременной работе соответственно 14 кг и 7 кг, 17-18 лет – 16кг и 8 кг; подростки до 16 лет к переноске и подъему тяжести не допускаются.

Безопасность производства погрузочно-разгрузочных работ достигается:

механизацией и автоматизацией погрузочно-разгрузочных работ;

применением устройств и приспособлений, отвечающих требованиям безопасности;

эксплуатацией производственного оборудования в соответствии с действующей нормативно- технической документацией и эксплуатационными документами;

применением знаковой и других видов сигнализации при перемещении грузов подъемно-транспортным оборудованием;

правильным размещением и укладкой грузов в местах производства работ и в транспортных средствах;

соблюдением требований к охранным зонам электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.

Погрузочно-разгрузочные работы необходимо проводить при непосредственном руководстве работников ИТР (ответственных за производство работ).

Охрана труда на производстве
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Учреждение образования "Гродненский государственный университет имени Янки Купалы" ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ...
Части оборудования, представляющие опасность, и внутренние поверхности ограждений, открывающихся без применения инструмента, должны быть окрашены в сигнальные цвета и обозначены ...
Погрузочно-разгрузочные работы и перемещение опасных грузов проводятся в соответствии с требованиями безопасности труда, в специально отведенных местах при наличии данных о классе ...
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: учебное пособие
Ответы на билеты к гос. экзамену по специальности Безопасность ...
Билет 1 1.Опасный производственный объект- производственный объект,(предприятие или его цех, участок, площадка, а так же иной производственный объект ...
На территории должны быть установлены соответствующие дорожные знаки и поясняющие надписи, не допускающие остановки автотранспорта, других механизмов и оборудования в местах ...
; должны быть в наличии все сигнальные средства- таблички, окраска, маркировки и надписи; должна соответствовать и наличествовать вся документация.
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат
Товарные знаки и бренды
Коник Н.В., Малуев П.А., Пешкова Т.А. ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА: С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ 1.1. Прообразы товарного ...
... данные по их безопасному использованию, как правило, в текстовой форме (в виде предостерегающих надписей типа "Берегись", "Ядовито", "Опасно" и других с раскрытием некоторых мер ...
Правила маркировки грузов в России регулируются ГОСТом Р 51474-99 и ГОСТом 14192-96, в соответствии с которыми транспортная маркировка, наносимая на грузовое место, должна ...
Раздел: Рефераты по маркетингу
Тип: книга
Перевозка грузов автомобильным траспортом
Введение Актуальность темы исследования. Интенсивное развитие рыночных отношений в России повлекло глубокую структурную перестройку автотранспортной ...
кузова транспортных средств, автоцистерны, прицепы и полуприцепы-цистерны, постоянно занятые на перевозках опасных грузов, должны быть окрашены в установленные для этих грузов ...
Так, при подготовке опасного груза к перевозке грузоотправитель обязан: проверить целостность и исправность тары (упаковки), наличие маркировки и пломб, а также соответствие ...
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: дипломная работа
Перевозка грузов Ж.Д. транспортом
... путей сообщения Кафедра: Коммерческая и грузовая работа Курсовая работа Дисциплина: Организация грузовой и коммерческой работы Тема: Перевозка грузов ...
груза и тары, гранулометрический состав, цвет, запах, зара-
На груз при погрузочно-разгрузочных работах,
Раздел: Рефераты по транспорту
Тип: реферат