Статья: Роль военных комиссариатов в исполнении военно-транспортной обязанности гражданами и организациями

РОЛЬ ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТОВ В ИСПОЛНЕНИИ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНОЙ ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНАМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ

©       КОЗЛИТИН П.А., кандидат технических наук,

профессор Академии военных наук,

©       СТРОГОВ А.Н.

Одной из важных составляющих обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований транспортными средствами в период мобилизации и в военное время является исполнение организациями и гражданами военно-транспортной обязанности [1].

Военно-транспортная обязанность заключается в проведении мероприятий, связанных с учетом, заблаговременной подготовкой и предоставлением транспортных средств [1] войскам, формированиям и органам, а также в обеспечении работы этих транспортных средств.

Исполняется военно-транспортная обязанность федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями [1]:

в мирное время - путем проведения мероприятий, связанных с учетом транспортных средств и их заблаговременной подготовки в соответствии с мобилизационными заданиями;

в период мобилизации и в военное время - путем предоставления войскам, формированиям и органам транспортных средств и обеспечения их работы в соответствии с мобилизационными заданиями;

В военное время военно-транспортная обязанность исполняется также гражданами - владельцами транспортных средств путем предоставления войскам, формированиям и органам тех транспортных средств, которые в них применяются. При этом гражданам выдаются документы, подтверждающие предоставление ими транспортных средств [1].

Учет транспортных средств возлагается на военные комиссариаты и на органы военного управления [1] в соответствии с Перечнем транспортных средств подлежащих учету, установленным Министерством обороны Российской Федерации [2]. При этом исходной информацией учета являются данные органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

На территории Российской Федерации установлено, что регистрацию транспортных средств осуществляют [3]: подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел (ГИБДД МВД); органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (органы гостехнадзора); таможенные органы; военные автомобильные инспекции (ВАИ).

Для военных комиссариатов определяющей является регистрационная информация ГИБДД МВД РФ (автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепы к ним, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования) и органов гостехнадзора (трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования), а также данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата) о наличии и техническом состоянии транспортных средств.

В целях организации взаимодействия военных комиссариатов с ГИБДД МВД РФ государственная регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с учета транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам, производятся после соответствующей отметки военного комиссариата на заявлениях юридических лиц[1] о совершении регистрационных действий. С 26 июля 2009 года физические лица[2] не будут направляться в военные комиссариаты для постановки на учет транспортных средств, подлежащих предоставлению войскам, воинским формированиям и органам, т. к. между Министерством внутренних дел и Министерством обороны Российской Федерации определен межведомственный порядок информационного обмена, разработанный по итогам эксперимента проведенного на основании приказа Министра внутренних дел и Министра обороны Российской Федерации. Государственная регистрация транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, иностранным и международным организациям, иностранным гражданам и лицам без гражданства, проводится без отметки военного комиссариата [1, 4, 7].

Для получения информации о наличии и техническом состоянии транспортных средств военные комиссариаты направляют запросы в Росстат, другие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, которые на безвозмездной основе обязаны представить необходимые учетные данные по установленным формам . Порядок представления и форма государственной отчетности о транспортных средствах устанавливаются Ростатом по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти [1,5].

Порядок сбора данных военными комиссариатами по установленным формам представлен на рис.1.

Рис.1. Порядок сбора данных военными комиссариатами

Органами, непосредственно ведущими учет техники, гужевого и вьючного транспорта и имущества организаций[3], являются: Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, штаб Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации, штабы военных округов, флотов и военные комиссариаты [2]. Учет ведется в целях наиболее оптимального планирования и использования в период мобилизации и в военное время транспортных средств организаций и граждан.

В целях организации качественного учета в военном комиссариате необходимо вести документы, которые определяет Инструкция по учету в вооруженных силах Российской Федерации техники, гужевого и вьючного транспорта организаций и граждан, имущества организаций и ремонтных организаций [2]. Структурная схема учета транспортных средств в военных комиссариатах приведена на рис.2 и 3.


Рис.2. Структурная схема учета техники организаций и граждан в военных комиссариатах

Рис.3. Структурная схема учета имущества организаций и ремонтных организаций в военных комиссариатах

Для своевременного, качественного и в полном объеме обеспечения транспортными средствами войск военным комиссариатам немаловажна информация и о техническом состоянии транспортных средств.

Организации обязаны представлять военным комиссариатам информацию о наличии и техническом состоянии транспортных средств, а также содержать транспортные средства в исправном состоянии. Проверка технического состояния транспортных средств, предоставляемых войскам, проводится подразделениями ГИБДД МВД РФ и другими органами государственного надзора и контроля за техническим состоянием транспортных средств в Российской Федерации с участием представителей войск [1].

Проведя анализ статистических данных за последние 10 лет получен результат об уменьшении парка транспортных средств [6]. Так анализ изменения количества тракторов, используемых в сельском хозяйстве, представлен на рис.4.

Рис.4. Изменение количества тракторов, используемых в сельском хозяйстве

Уменьшение количества транспортных средств в организациях связано с падением производства автомобилей и тракторов в 90-х годах, а также вследствие старения парка автотракторной техники (соотношение поступивших и выбывающих тракторов составляет 1:5). Данные по изменению производства техники представлены на рис.5 и 6.

Рис.5. Изменение производства техники


Рис.6. Изменение производства грузовых автомобилей

В условиях спада производства транспортных средств и старения парка автотракторной техники организаций, возрастает ответственность военных комиссариатов в вопросах получения своевременной и достоверной информации о техническом состоянии техники.

Качественная организация военными комиссариатами учета транспортных средств позволяет обеспечить проведение мероприятий по заблаговременной подготовке и предоставлению войскам, формированиям и органам этих транспортных средств.

Учет может быть организован на высоком уровне только в тесном взаимодействии с организациями, осуществляющими регистрацию транспортных средств, Федеральной службой государственной статистики и органами местного самоуправления.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Указ Президента Российской Федерации 1998 года № 1175 «Об утверждении положения о военно-транспортной обязанности».

2.  Приказ Министра Обороны Российской Федерации 1999 года № 628 «Об утверждении перечней техники, гужевого и вьючного транспорта, предоставляемых организациями и гражданами войскам, воинским формированиям и органам, и инструкции по учету в вооруженных силах Российской Федерации техники, гужевого и вьючного транспорта организаций и граждан, имущества организаций и ремонтных организаций.

3.  Постановление Правительства Российской Федерации 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

4.  Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации 2003 года № 59 «О порядке регистрации транспортных средств».

5.  Постановление Федеральной службы государственной статистики 2006 года № 19 «Об утверждении Порядка представления информации военным комиссариатам (органам военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации) и утверждения форм федерального государственного статистического наблюдения (отчетности) о наличии и техническом состоянии транспортных средств».

6.  Российский статистический ежедневник 2007: стат. сборник. М.:Росстат. 2007. 826 с.

7.  Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2008 года № 562 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним».

8.  Департамент обеспечения безопасности дорожного движения 2008 года № 13/5-185 «О некоторых вопросах по регистрации транспортных средств и техническому надзору».

9.   Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации от 25 ноября 2005 года № 968/506 «О проведении эксперимента по взаимодействию подразделений Госавтоинспекции и Военных комиссариатов».

10.   «Большой юридический энциклопедический словарь» Москва, 2006.



[1] Юридическое лицо – один из субъектов гражданского права, по гражданскому законодательству РФ – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

[2] Физическое лицо – в гражданском законодательстве – субъект гражданского права, обладающий гражданской правоспособностью и обязанностями, отдельный гражданин (иностранный гражданин, лицо без гражданства) в отличие от юридического лица, являющегося коллективным образованием. Физическое лицо действует от собственного имени.

[3] Под имуществом организаций понимаются транспортируемые резервуары и заправочное оборудование, комплекты запасных частей и принадлежностей, сидения для перевозки, оборудованием для перевозки раненых и больных, дополнительное оборудование, материалы, а также ремонтная база организаций, планируемые к передаче к войскам (силам) в период мобилизации и в военное время или использованию в их интересах в  целях обеспечения мобилизационного развертывания ВС РФ, других войск , формирований и органов.