Контрольная работа: Аудит расчетов по заработной плате

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Полоцкий государственный университет»

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

Контрольная работа № 1

по курсу: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

Вариант 9,10

Выполнил:

студент гр. 05-ЭПз

по специальности «Экономика управления на предприятии»

Устин Екатерина Александровна

адрес: г. Новополоцк, ул. Молодежная 199-81

шифр 0525010703

Проверил: преподаватель кафедры -

Новополоцк, 2008г.


I.  Аудит расчетов по заработной плате.

Аудит представляет собой осуществляемую на основе договора проверку состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля, соответствия финансово-хозяйственных операций законодательству, достоверности отчетности, а также консультационные, экспертные и другие услуги, оказываемые аудиторами предприятиям и организациям.

В процессе решения первой задачи аудитор определяет основные категории работающих, виды начисления и порядок их оформления. Подтверждение достоверности произведенных начислений осуществляется выборочно. В объем выборки включаются различные категории работающих или уволенных (руководители, специалисты, рабочие, служащие и др.), разные временные периоды (обычно один месяц квартала) и основные виды начислений (удельный вес в структуре начисленной заработной платы должен превышать 5%). Если учетная информация обрабатывается вручную, то аудитор по данным книги начислений или по данным расчетных ведомостей подтверждает достоверность произведенных расчетов и используемых в расчетах показателей. При этом изучаются первичные документы, которые являются основанием для начисления заработной платы. Особое внимание обращается на правильность их заполнения, соответствие требованиям нормативных документов по начислению и выплате заработной платы.

 

Проверка расчетов по начислению заработной платы.

При проверке первичных документов устанавливается наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет выполненных работ, правильность заполнения всех реквизитов, нет ли в документах подчисток, неоговоренных исправлений. Анализируя наряды на сдельную работу по датам их выдачи, сопоставляя фамилии рабочих в нарядах и табелях учета рабочего времени с данными учета личного состава, аудитор определяет, нет ли случаев включения в них вымышленных лиц, повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам. Методом арифметического контроля определяются неточности в подсчетах в первичных документах или расчетных ведомостях. Как известно, различают основную и дополнительную оплату труда. К основной относится оплата, начисляемая работникам за отработанное время, количество и качество выполненных работ: оплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии сдельщикам и повременщикам, доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за работу в ночное время, за сверхурочные работы, за бригадирство, оплата простоев не по вине рабочих и т.п.

К дополнительной заработной плате относятся выплаты за непроработанное время, предусмотренные законодательством по труду: оплата очередных отпусков, перерывов в работе кормящих матерей, льготных часов подростков, за время выполнения государственных и общественных обязанностей, выходного пособия при увольнении и др. При проверке начисления заработной платы аудитору необходимо знать, что основными формами оплаты труда являются повременная, сдельная и аккордная. Первые две формы оплаты труда имеют свои системы: простая повременная, повременно-премиальная; прямая сдельная, сдельно премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенно-сдельная.

При повременных формах оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от количества выполненных работ. В этом случае заработок рабочих определяют умножением часовой или дневной тарифной ставки его разряда на количество отработанных им часов или дней. При использовании повременно премиальной системы оплаты труда к сумме заработка по тарифу прибавляют премию в определенном проценте к тарифной ставке или другому измерителю.

Первичными документами по учету труда работников при повременной оплате труда являются табели. При прямой сдельной системе оплата труда рабочих осуществляется за число единиц изготовленной ими продукции и выполненных работ исходя из твердых сдельных расценок, установленных с учетом необходимой квалификации. Сдельно-премиальная система оплаты труда рабочих предусматривает премирование за перевыполнение норм выработки и достижение определенных качественных показателей (отсутствие брака, рекламации и т.п.). При сдельно-прогрессивной системе оплата повышается за выработку сверх нормы. При косвенно-сдельной системе оплата труда наладчиков, комплектовщиков, помощников мастеров и других рабочих осуществляется в процентах к заработку основных рабочих обслуживаемого участка.

Расчет заработка при сдельной форме оплаты труда осуществляется по документам о выработке.

Для правильного начисления оплаты труда рабочим большое значение имеет учет отступлений от нормальных условия труда, которые оплачиваются дополнительно к действующим расценкам на сдельную работу. Доплаты оформляют следующими документами:

- дополнительные операции, не предусмотренные технологией производства, - нарядом на сдельную работу, который обычно содержит какой-либо отличительный знак (например, яркая черта по диагонали);

- отклонения от нормальных условий работы – листком на доплату, который выписывают на бригаду или отдельного рабочего. В нем указывают номер основного документа (наряда, ведомости и др.), к которому производится доплата, содержание дополнительной операции, причину и виновника доплат и расценку.

Таким образом, аудитор проверяет наличие вышеуказанных документов и производит аудит доплат, размеры и условия выплаты которых предприятия устанавливают самостоятельно и фиксируют их в коллективном договоре. При этом размеры доплат не могут быть ниже установленных законодательством. Простои не по вине рабочего подтверждается листком о простое с указанием причин и виновников простоя, его продолжительности, тарифной ставки рабочего, размера оплаты и суммы.

Доплата за работу в ночное время осуществляется на основании табеля учета рабочего времени с итоговым количеством за месяц и регулируется ст.117 ТК РБ. Ночным считается время с 22 часов до 6 утра (продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на один час).

Оплата такого времени производится:

- рабочим повременщикам – не ниже 7/6 дневного часа при 7-часовом рабочем дне и не ниже 6/5 – при 6-часовом рабочем дне;

- рабочим сдельщикам – сверх сдельной заработной платы доплата за каждый час производится не ниже 1/6 или 1/5 тарифной ставки рабочего.

Доплата за работу в сверхурочное время также подтверждается данными табеля. Согласно ст.119 ТК РБ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы – не менее чем в двойном. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Оплата работы в праздничные дни должна подтверждаться приказом на работу в праздничные дни и табелем учета рабочего времени. Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: работникам со сдельной оплатой труда - не ниже двойных сдельных расценок; работникам с повременной оплатой труда, а также получающим должностные оклады, - не ниже двойных часовых ставок (окладов).

По договоренности с нанимателем работнику за работу в сверхурочное время может предоставляться другой день отдыха. Работа в государственные праздники, праздничные (часть первая статьи 147) и выходные дни оплачивается не ниже чем в двойном размере по правилам части первой настоящей статьи. При этом для работников, получающих месячный оклад, оплата производится в размере не ниже одинарной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не ниже двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы. За работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные (часть первая статьи 147) и выходные дни премии начисляются на заработок по одинарным сдельным расценкам или на одинарную тарифную ставку.

Работникам ежегодно предоставляются очередные отпуска. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев. Последующие очередные отпуска – по графику, утвержденному администрацией предприятия.

Основанием для расчета суммы отпускных является приказ, в котором указывается, кому предоставляется отпуск, с какого числа, продолжительность отпуска. Минимальная продолжительность отпуска – 28 календарных дней.

При проверке данного объекта аудита необходимо проконтролировать правильность исчисления отпускного пособия. Расчет оплаты за отпуск производится исходя из средней заработной платы, которая рассчитывается согласно установленному Министерством труда порядку и количества дней предоставляемого отпуска. Для исчисления средней заработной платы расчетным периодом является три календарных месяца (с 1 по 1 число), предшествующих месяцу начала отпуска. Организации, кроме бюджетных, могут устанавливать всем или отдельным категориям работников расчетный период в двенадцать календарных месяцев, предшествующих уходу в отпуск. При этом из расчетного периода исключается время, а также начисленные суммы, когда:

- работник получил пособие по временной нетрудоспособности;

- работник был в отпуске без сохранения средней заработной платы (по семейным обстоятельствам);

- работник не работал в связи с простоем не по вине работника, в том числе из-за приостановки деятельности организации;

- работник не участвовал в забастовке, но в связи с ней не имел возможности выполнять свою работу;

- по другим причинам, предусмотренным законодательством.

Кроме того, при расчете средней заработной платы из расчетного периода исключаются праздничные дни, установленные законодательством.

Аудитору необходимо помнить, что если в расчетном периоде или в том месяце, когда работник уходит в отпуск, произошло повышение тарифных ставок или окладов по отрасли или на предприятии, то заработок работника должен корректироваться на коэффициент повышения. Эта корректировка не производится, если тарифная ставка или оклад повышены у конкретного работника.

Перерасчет производится по-разному в зависимости от того, когда произошло повышение тарифных ставок:

- в пределах расчетного периода – повышению подлежат тарифные ставки и другие выплаты за предшествующий изменению отрезок времени;

- после расчетного периода до начала отпуска – повышению подлежит средняя заработная плата, рассчитанная исходя из расчетного периода;

- во время отпуска – повышению подлежит лишь та часть средней заработной платы, которая приходится на период с момента повышения тарифных ставок.

Если работник увольняется или переводится на другое предприятие, не использовав очередной отпуск, то ему начисляется компенсация (ст. 179 ТК РБ). Для этого также рассчитывают среднедневной заработок и количество дней неиспользованного отпуска: за каждый месяц работы полагается как минимум 2 дня (24/12).

Кроме того, по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем и регламентируется ст. 190 ТК РБ.

Далее аудитор приступает к проверке пособий по временной нетрудоспособности. Эти пособия выплачивают рабочим и служащим за счет отчислений на социальное страхование.Основанием для выплаты пособий являются больничные листки, выдаваемые лечебными учреждениями. Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от стажа работы сотрудника и среднего заработка:

при непрерывном стаже работы до 5 лет – 60% заработка;

от 5 до 8 лет – 80% заработка;

более 8 лет – 100% заработка.

Независимо от стажа работы пособие выдается в размере 100% вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; лицам, имеющим на своем иждивении трех и более детей, не достигших 16 лет; по беременности и родам и в других случаях.

Заработная плата, применяемая для исчисления пособия, определяется:

- рабочим, имеющим повременную форму оплаты труда (оклад, дневную или часовую повременную ставку) – по окладу часовой или дневной ставки с учетом постоянных доплат и надбавок на день наступления нетрудоспособности;

- рабочим, получающим сдельную заработную плату – исходя из средней заработной платы за два последних календарных месяца, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности с прибавлением к заработной плате каждого месяца среднемесячной суммы премий.

При расчете пособий по временной нетрудоспособности в расчет средней заработной платы не включается:

- доплата и заработная плата за работу в сверхурочное время;

- оплата за время простоя;

- оплата за работу по совместительству и др.

В заключение аудитор проверяет правильность составления бухгалтерских записей. Как известно, синтетический учет по начислению заработной платы ведется по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Поэтому при начислении заработной платы и других выплат аудитору сначала необходимо определить их источники, а затем проверить бухгалтерские записи. Выделяют несколько источников:

1. За счет отнесения зарплаты на себестоимость продукции или реализации товаров, работ, услуг:

Дт 20 «Основное производство» (оплата труда производственных рабочих),

Дт 23 «Вспомогательные производства» (оплата труда рабочим вспомогательных производств),Дт 25 «Общепроизводственные расходы» (оплата труда цехового персонала), Дт 26 «Общехозяйственные расходы» (оплата труда управленческого персонала),Дт других счетов издержек (29, 44 и др.),Кт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Начисление оплаты труда по операциям, связанным с заготовлением и приобретением производственных запасов, осуществлением капитальных вложений, ликвидацией основных средств и т.п. отражают по Дт 08, 10, 11,15, 91 Кт 70.

В некоторых организациях ввиду сезонности производства отпуска работникам предоставляют в течение года неравномерно. Поэтому для более правильного определения себестоимости продукции суммы, выплачиваемые работникам за отпуска, относят на издержки производства в течение года равномерными долями независимо от того, в каком месяце эти суммы будут выплачиваться. Тем самым создается резерв для оплаты отпусков. Кроме этого, организация может создать резерв на выплату вознаграждений за выслугу лет.

Таким образом, создание резерва отражается: Дт 20, 23, 25, 26 Кт 96 «Резервы предстоящих расходов». А затем начисленные суммы равномерно списывают на уменьшение созданного резерва: Дт 96 Кт 70.

2. Из собственных средств предприятия. Начисленные суммы премий, материальной помощи, пособий, выплаты социального характера, производимые за счет собственных средств предприятия отражают по Дт 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и Кт 70.

Начисление доходов от участия в капитале организации оформляют записью: Дт 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и Кт 70.

3. За счет средств Фонда социального страхования отражают суммы начисленных пособий по социальному страхованию, пенсий и других аналогичных сумм: Дт 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» Кт 70.

При проверке использования средств на оплату труда следует проверить:

- соответствуют ли штатные расписания организаций утвержденным в установленном порядке типовым штатам и штатным нормативам; нет ли случаев утверждения штатной численности сверх типовых штатов без согласования с вышестоящими по подчиненности организациями и финансовыми органами;

- правильность установления должностных окладов и ставок заработной платы в соответствии с условиями труда, тарифными коэффициентами и разрядами;

- правильность установления доплат и надбавок, выплаты премий из всех источников и материальной помощи; обратить внимание на правильность установления стажа работы по специальности (в отраслях);

-наличие трудовых книжек и произведенных в них записей;

-фактическое использование рабочего времени.

В ходе ревизии правильности начисления и выплаты заработной платы, премий, пособий, индексаций и других выплат проверяется наличие и правильность оформления необходимых документов (распоряжения, приказы о приеме, перемещении и увольнении работников в соответствии с утвержденными штатами и ставками, табели учета рабочего времени и другие).

В целях установления правильности начисления и выплаты заработной платы следует проверить:

ведомости на выплату заработной платы путем сличения их со штатным расписанием и тарификационными списками;

записи в табелях учета рабочего времени, сличив их с данными ведомости на выплату заработной платы и приказов о приеме, перемещении и увольнении работников;

не производилась ли выплата заработной платы за время болезни работников одновременно с выплатой пособия за счет средств Фонда социальной защиты населения Министерства, правильно ли производилась оплата за временное замещение работников во время болезни, отпуска;

не допускалась ли выплата заработной платы одному лицу по двум и более ведомостям за одно и то же рабочее время, а также подставным и вымышленным лицам.

При проверке правильности оплаты за работу по совместительству следует установить, осуществляется ли учет отработанного совместителями времени и нет ли случаев выплаты заработной платы за одни и те же часы работы по основной должности и по совместительству; обоснованно ли проводится доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника (гл.3 п.21 Приказа Министерства труда и социальной защиты РБ от 06.05.2002г. №29).


II.

Решение практической части контрольной работы заключается в следующем:

·  На основании остатков по счетам (таблица 1) составить баланс на начало отчетного периода (прил. 1).

·  Открыть счета бухгалтерского учета, отразить остатки на начало периода, обороты за отчетный месяц и определить сальдо на конец месяца. Расшифровка остатков синтетических счетов 10 «Материалы», 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" представлена в табл. 2-5.

·  Открыть аналитические счета к синтетическим счетам:

- 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

- 71 "Расчеты с подотчетными лицами"

- 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

·  На основании хозяйственных операций (табл. 6) составить хронологический журнал регистрации операций (табл. 7).

·  Составить оборотные ведомости аналитического учета по форме, представленной в таблице 8 к счетам:

- 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

- 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"

- 71 "Расчеты с подотчетными лицами".

·  Составить оборотную ведомость синтетического учета за месяц (табл. 11).

·  Заполнить бухгалтерский баланс на начало и конец месяца по установленной форме.

·  Рассчитать показатели ликвидности по данным бухгалтерского баланса на начало и конец периода (табл.12). Сделать выводы.


Остатки по счетам бухгалтерского учета на начало отчетного периода

Таблица 1

Счет Наименование счетов дебет кредит
1  Основные средства 1 041 503 -
2 Амортизация основных средств - 154 946
4  Нематериальные активы 149 954 -
5 Амортизация нематериальных активов - 44 392
10  Материалы 504 400 -
18  Налог на добавленную стоимость 100 890 -
20  Основное производство 27 081 -
43  Готовая продукция 637 200 -
50  Касса 37 701 -
51  Расчетный счет 955 800 -
60  Расчеты с поставщиками и подрядчиками - 372 443
62 Расчеты с покупателями и заказчиками 307 130 -
67 Кредиты банка - 424 800
68  Расчеты с бюджетом - 141 352
69  Расчеты по социальному страхованию и обеспечению - 64 251
70  Расчеты с персоналом по оплате труда - 245 322
71  Расчеты с подотчетными лицами 19 222 -
75  Расчеты с учредителями 180 966 -
76  Расчеты с прочими кредиторами и дебиторами - 92 819
85  Уставной капитал - 2 234 822
99  Прибыль (Убыток) - 186 700
итого   3 961 847 3 961 847

Обороты по синтетическим счетам бухгалтерского учета

01 «Основные средства»

ДТ КТ
Сальдо начальное 1 041 503
 720 000

 129 600

Об. Дт  849 600 Об. Кт
Сальдо конечное  1 891 103

02 «Амортизация основных средств»

ДТ КТ
Сальдо начальное 154 946

 45 000

 22 000

Об. Дт Об. Кт 67 000
Сальдо конечное 221946

08 «Оборудование к установке»

ДТ КТ
Сальдо начальное
Сальдо начальное
 720 000
 720 000
Об. Дт 720 000 Об. Кт 720 000
Сальдо конечное- Сальдо конечное-

10«Материалы»

 

ДТ КТ

 

Сальдо начальное 504 400
Сальдо начальное

 

 270 000

 135 000

 110 553

 

Об. Дт 405 000 Об. Кт 110 553

 

Сальдо конечное 798 847 Сальдо конечное

 

18 «НДС по приобретенным ценностям»

ДТ КТ
Сальдо начальное 100 890
Сальдо начальное
 129 600

 41 400

 129 600

 48 600

 24 300

 17 280

 19 800

 129 600

 129 600

Об. Дт 410 588 Об. Кт 259 200
Сальдо конечное 252 270 Сальдо конечное                                  

20 «Основное производство»

ДТ КТ
Сальдо начальное 27 081
Сальдо начальное
 110 553

 558 000

 195 300

 1 674

 45 000

 630 018

 96 000

 1 648 826
Об. Дт 1 636 545 Об. Кт 1 648 826
Сальдо конечное14 800 Сальдо конечное

26 «Общехозяйственные расходы»

ДТ КТ
Сальдо начальное -
Сальдо начальное
 306 000

 107 100

 918

 42 000

 42 000

 22 000

 110 000

 630 018
Об. Дт 630 018 Об. Кт
Сальдо конечное- Сальдо конечное

43 «Готовая продукция»

ДТ КТ
Сальдо начальное 637 200
Сальдо начальное
 1 648 826  2 286 026
Об. Дт 1 648 826 Об. Кт 2 286 026
Сальдо конечное- Сальдо конечное-

42 «НДС»

ДТ КТ
Сальдо начальное -
Сальдо начальное -
 424 211
Об. Дт - Об. Кт 424 211
Сальдо конечное- Сальдо конечное 424 211

44 «Расходы на реализацию»

ДТ КТ
Сальдо начальное -
Сальдо начальное -
 34 000  34 000
Об. Дт 34 000 Об. Кт 34 000
Сальдо конечное- Сальдо конечное

50 «Касса»

ДТ КТ
Сальдо начальное 37 701
Сальдо начальное
 786 240

 670 000

 116 240

Об. Дт 786 240 Об. Кт 786 240
Сальдо конечное 37 701 Сальдо конечное

51 «Расчетный счет»

ДТ КТ
Сальдо начальное 955 800
Сальдо начальное

 116 240

 1 400 000

 260 000

 588 000

 849 600

 786 240

 34 000

 141 352

 64 251

 326 000

Об. Дт 2 364 240 Об. Кт 2 201 443
Сальдо конечное 1 118 597 Сальдо конечное

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

ДТ КТ
Сальдо начальное -
Сальдо начальное 372 443

 849 600

 326 000

 720 000

 129 000

 720 000

 48 600

 135 000

 24 300

 96 000

 17 280

Об. Дт 1 175 600 Об. Кт 1 440 780
Сальдо конечное - Сальдо конечное 637 623

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

ДТ КТ
Сальдо начальное 307 130
Сальдо начальное
 2 170 000

 1 400 000

 260 000

 588 000

Об. Дт 2 170 000 Об. Кт 2 248 000
Сальдо конечное 854 500 Сальдо конечное 625 370

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

ДТ КТ
Сальдо начальное -
Сальдо начальное 245 322

 69 120

 8 640

 670 000

 116 240

 558 000

 306 000

Об. Дт 864 000 Об. Кт 864 000
Сальдо конечное - Сальдо конечное 245 322

68 «Расчеты с бюджетом»

ДТ КТ
Сальдо начальное -
Сальдо начальное 141 352
 141 352

 69 120

 68 791

Об. Дт 141 352 Об. Кт 137 911
Сальдо конечное - Сальдо конечное 137 911

69 «Расчеты по социальному страхованию»

ДТ КТ
Сальдо начальное -
Сальдо начальное 64 251
 64 251

 195 300

 1 647

 107 100

 918

 8 640

Об. Дт 64 251 Об. Кт 313 632
Сальдо конечное - Сальдо конечное 313 632

71 «Расчеты с подотчетными лицами»

ДТ КТ
Сальдо начальное 19 222
Сальдо начальное

 42 000

 42 000

Об. Дт - Об. Кт 84 000
Сальдо конечное 3 800 Сальдо конечное 68 578

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

ДТ КТ
Сальдо начальное -
Сальдо начальное 92 819

 230 000

 41 400

 116 240

 19 800

 110 000

Об. Дт - Об. Кт 517 440
Сальдо конечное - Сальдо конечное 610 259

90 «Реализация»

ДТ КТ
Сальдо начальное -
Сальдо начальное -

 2 286 026

 424 211

 70 702

 34 000

 2 170 000

 644 939

Об. Дт 2 814 939 Об. Кт 2 814 939
Сальдо конечное - Сальдо конечное -

91 «Операционные доходы и расходы»

ДТ КТ
Сальдо начальное -
Сальдо начальное
 230 000  230 000
Об. Дт 230 000 Об. Кт 230 000
Сальдо конечное - Сальдо конечное -

99 «Прибыли и убытки»

ДТ КТ
Сальдо начальное -
Сальдо начальное 186 700

 644 939

 230 000

 
Об. Дт 874 939 Об. Кт -
Сальдо конечное 688 939 Сальдо конечное -

Расшифровка остатков синтетического счета 10 «Материалы»

Таблица 2

Наименование материалов Ед. Цена Количество Сумма (руб)
п/п изм руб.
1. Мука кг 1100 124 136 400
2. Сахар кг 2000 184 368 000
  ИТОГО:       504 400

Расшифровка остатков синтетического счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Таблица 3

№ счета, дата Наименование заказчика Сумма (руб)
п/п
1. № 111  
  21/7 -200_ ООО "Аура" 84 500
2. № 112  
  24/7 - 200_ ООО "Стройкомплект" 120 000
3. № 113  
  27/7 - 200_ ООО "Восток" 102 630
  ИТОГО:   307 130

Расшифровка остатков синтетического счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Таблица 4

Ф.И.О., Дата выдачи аванса, документ Сумма выданного аванса (руб)
п/п должность
1. Рук. организ. 26/7 - 200_
  Кукушкин А.И. РКО № 74 4 000
2. Зав. склад. 29//7 - 200_
  Завало Н.А. РКО № 79 3 800
3. Бухгалтер 30/7 – 2000
  Машкова И.С. РКО № 81 11 422
  ИТОГО:   19 222

Расшифровка остатков синтетического счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»


Таблица 5

документ Наименование поставщика Сумма (руб)
п/п  
1. № 319,  
  10/7 - 200_ ООО "Свет" 290 000
2. № 64,  
  24/7 - 200_ ООО "Заря" 82 443
  ИТОГО:   372 443

Обороты по аналитическим счетам.

62 ООО «Аура»

ДТ КТ
Сальдо начальное 84 500
Сальдо начальное
 2 170 000  1 400 000
Об. Дт 2 170 000 Об. Кт 1 400 000
Сальдо конечное 854 500 Сальдо конечное

62 ООО «Стройкомплект»

ДТ КТ
Сальдо начальное 120 000
Сальдо начальное
   260 000
Об. Дт - Об. Кт 260 000
Сальдо конечное - Сальдо конечное 140 000

62 ООО «Восток»

ДТ КТ
Сальдо начальное 102 630
Сальдо начальное
 588 000
Об. Дт Об. Кт 588 000
Сальдо конечное - Сальдо конечное 485 370

60 ОАО «Агат»

ДТ КТ
Сальдо начальное -
Сальдо начальное -
 849 600

 720 000

 129 000

Об. Дт 849 600 Об. Кт 849 600
Сальдо конечное - Сальдо конечное -

60 ОАО «Свет»

ДТ КТ
Сальдо начальное
Сальдо начальное 290 000
 142 000 

 270 000

 48 600

Об. Дт 142 000 Об. Кт 318 600
Сальдо конечное - Сальдо конечное 466 600

60 ОАО «Заря»

ДТ КТ
Сальдо начальное
Сальдо начальное 82 443
 184 000 

 135 000

 24 300

Об. Дт 184 000 Об. Кт 159 300
Сальдо конечное - Сальдо конечное 57 743

60 Теплоснабжение

ДТ КТ
Сальдо начальное -
Сальдо начальное -
 

 96 000

 17 280

Об. Дт - Об. Кт 113 280
Сальдо конечное - Сальдо конечное 113 280

10 Мука

ДТ КТ
Сальдо начальное 136 400
Сальдо начальное
 135 000

 

 50 053
Об. Дт 135 000 Об. Кт 50 053
Сальдо конечное 221 347 Сальдо конечное -

10 Сахар

ДТ КТ
Сальдо начальное 368 000
Сальдо начальное
  
 20 000
Об. Дт - Об. Кт 20 000
Сальдо конечное 348 000 Сальдо конечное -

10 Масло сливочное

ДТ КТ
Сальдо начальное -
Сальдо начальное
 270 000  
 40 500
Об. Дт 270 000 Об. Кт 40 500
Сальдо конечное 229 500 Сальдо конечное -

71 Кукушкин А.И.

ДТ КТ
Сальдо начальное 4 000
Сальдо начальное
  42 000
Об. Дт - Об. Кт 42 000
Сальдо конечное - Сальдо конечное 38 000

71 Завало Н.А.

ДТ КТ
Сальдо начальное 3 800
Сальдо начальное -

 

 

Об. Дт - Об. Кт -

 

Сальдо конечное 3 800 Сальдо конечное -

 

71 Машкова И.С.

ДТ КТ
Сальдо начальное 11 422
Сальдо начальное
 42 000
Об. Дт - Об. Кт 42 000
Сальдо конечное - Сальдо конечное 30 578

Хозяйственные операции за месяц

Таблица 6

№ операции содержание операции сумма
1 Поступила холодильная установка от ОАО "Агат" (по отпускным ценам) без НДС 720 000
2 НДС по полученной холодильной установке 129 600
3 Согласно счету-фактуре за перевозку холодильной установки автотранспортной организации начислено (счет 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами») 230 000
4 НДС по транспортным услугам 41 400
5 Перечислена с расчетного счета в полной сумме оплата ОАО "Агат"
6 Зачет НДС уплаченного поставщику
7 В отчетном месяце холодильная установка введена в эксплуатацию (определить первоначальную стоимость)
8 Поступило сливочное масло по накладной от ООО "Свет" (учет материалов по средневзвешенным ценам) 100 кг 270 000
9 НДС по поступившим материалам 48 600
10 Поступила мука по накладной от ООО "Заря" (учет материалов по средневзвешенным ценам) 120 кг 135 000
НДС по поступившим материалам 24 300
11 Для изготовления продукции со склада в основное производство отпущены материалы в том числе: 110 553
масло сливочное 15 кг 40 500
мука 45 кг 50 053
сахар 10 кг 20 000
12 начислена заработная плата за месяц основным производственным рабочим по производству 558 000
13 Отчисления в фонд социальной защиты населения 195 300
14 Отчисления по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и проф.заболеваний (0,3%) 1 674
15 начислена заработная плата за месяц администрации предприятия 306 000
14 Отчисления в фонд социальной защиты населения 107 100
16 Отчисления по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и проф.заболеваний (0,3%) 918
17 Удержан подоходный налог 69 120
18 Удержаны отчисления в пенсионный фонд 8 640
19 В кассу с расчетного счета по чеку № 666461 получены деньги на выплату заработной платы 786 240
20 Выдана из кассы заработная плата рабочим и служащим 670 000
21 Депонирована не полученная в срок заработная плата рабочих и служащих 116 240
22 На расчетный счет по объявлению на взнос наличными возвращена депонированная заработная плата 116 240
23 Согласно авансового отчета списаны командировочные расходы:
руководителя организации Кукушкина А.И. 42 000
бухгалтера Машкова И.С. 42 000
24 Начислена амортизация:
Машин и оборудования производственного назначения 45 000
Основных средств, используемых в административных целях 22 000
25 Акцептован счет сторонней организации за теплоснабжение 96 000
НДС 17 280
26 Начислен арендный платеж за текущую аренду помещения офиса 110 000
НДС 19 800
27 В конце месяца списаны общехозяйственные расходы (рассчитать) 630 018
28 Оприходована на склад из производства готовая продукция по фактической себестоимости (рассчитать) 1 648 826
29 Списана реализованная готовая продукция по фактической себестоимости (учет по отгрузке) 2 286 026
30 Отражена задолженность покупателю (ООО "Аура") за реализованную продукцию 2 170 000
31 Оплачены с расчетного счета расходы по отправке готовой продукции покупателям 34 000
32 Списаны коммерческие расходы на с/с реализованной готовой продукции 34 000
33 Начислен НДС (рассчитать) 424 211
34 Рассчитаны отчисления в Республиканский бюджет, 3% (рассчитать) 70 701
35 Отражен финансовый результат (рассчитать) 644 939
36 Получены на расчетный счет денежные средства от покупателей
ООО "Аура" 1 400 000
ООО "Стройкомплект" 260 000
ООО "Восток" 588 000
37 Перечислены с расчетного счета следующие платежи:
Платежи в бюджет 141 352
Фонд социальной защиты населения 64 251
Поставщикам 326 000
ООО "Свет" 142 000
ООО "Заря" 184 000

Журнал регистрации хозяйственных операций

Таблица 7

№ операции содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
1. Поступила холодильная установка от ОАО "Агат" (по отпускным ценам) без НДС 04 60 720 000
2. НДС по полученной холодильной установке 18 60 129 600
3. Согласно счету-фактуре за перевозку холодильной установки автотранспортной организации начислено (счет 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами») 91 76 230 000
4. НДС по транспортным услугам 18 76 41 400
5. Перечислена с расчетного счета в полной сумме оплата ОАО "Агат" 60 51 849 600
6. Зачет НДС уплаченного поставщику 18 18 129 600
7. В отчетном месяце холодильная установка введена в эксплуатацию (определить первоначальную стоимость) 01 04

720 000

129 600

8. Поступило сливочное масло по накладной от ООО "Свет" (учет материалов по средневзвешенным ценам) 100 кг 10 60 270 000
9. НДС по поступившим материалам 18 60 48 600
10. Поступила мука по накладной от ООО "Заря" (учет материалов по средневзвешенным ценам) 120 кг 10 60 135 000
НДС по поступившим материалам 18 60 24 300
11. Для изготовления продукции со склада в основное производство отпущены материалы в том числе: 20 10 110 553
масло сливочное 15 кг 20 10 40 500
мука 45 кг 20 10 50 053
сахар 10 кг 20 10 20 000
12. начислена заработная плата за месяц основным производственным рабочим по производству 20 70 558 000
13. Отчисления в фонд социальной защиты населения 20 69 195 300
14. Отчисления по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и проф.заболеваний (0,3%) 20 69 1 674
15. начислена заработная плата за месяц администрации предприятия 26 70 306 000
16. Отчисления в фонд социальной защиты населения 26 69 107 100
17. Отчисления по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и проф.заболеваний (0,3%) 26 69 918
18. Удержан подоходный налог 70 68 69 120
19. Удержаны отчисления в пенсионный фонд 70 69 8 640
20. В кассу с расчетного счета по чеку № 666461 получены деньги на выплату заработной платы 50 51 786 240
21. Выдана из кассы заработная плата рабочим и служащим 70 50 670 000
22. Депонирована не полученная в срок заработная плата рабочих и служащих 70 76 116 240
23. На расчетный счет по объявлению на взнос наличными возвращена депонированная заработная плата 51 50 116 240
24. Согласно авансового отчета списаны командировочные расходы:
руководителя организации Кукушкина А.И. 26 71 42 000
бухгалтера Машкова И.С. 26 71 42 000
25. Начислена амортизация:
Машин и оборудования производственного назначения 20 02 45 000
Основных средств, используемых в административных целях 26 02 22 000
26. Акцептован счет сторонней организации за теплоснабжение 20 60 96 000
НДС 18 60 17 280
27. Начислен арендный платеж за текущую аренду помещения офиса 26 76 110 000
НДС 18 76 19 800
28. В конце месяца списаны общехозяйственные расходы (рассчитать) 20 26 630 018
29. Оприходована на склад из производства готовая продукция по фактической себестоимости (рассчитать) 43 20 1 648 826
30. Списана реализованная готовая продукция по фактической себестоимости (учет по отгрузке) 90 43 2 286 026
31. Отражена задолженность покупателю (ООО "Аура") за реализованную продукцию 62 90 2 170 000
32. Оплачены с расчетного счета расходы по отправке готовой продукции покупателям 44 51 34 000
33. Списаны коммерческие расходы на с/с реализованной готовой продукции 90 44 34 000
34. Начилен НДС (рассчитать) 90 42 424 211
35. Рассчитаны отчисления в Республиканский бюджет, 3% (рассчитать) 90 68 70 701
36. Отражен финансовый результат (рассчитать) 99 90 644 939
37. Получены на расчетный счет денежные средства от покупателей 51 62
ООО "Аура" 1 400 000
ООО "Стройкомплект" 260 000
ООО "Восток" 588 000
38. Перечислены с расчетного счета следующие платежи:
Платежи в бюджет 68 51 141 352
Фонд социальной защиты населения 69 51 64 251
Поставщикам 60 51 326 000
ООО "Свет" 142 000
ООО "Заря" 184 000
ИТОГО:

Ведомость аналитического учета к счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Таблица 8

п/п

ФИО

Сальдо на начало

месяца

Оборот за

месяц

Сальдо на конец

месяца

 

Дт Кт Дт Кт Дт Кт
1. ОАО «Агат» - - 849 600 849 600 - -
2. ООО «Свет» - 290 000 142 000 318 600 - 466 600
3. ООО «Заря» -  82 443 184 000 159 300 - 57 743
4. Теплоснабжение - - - 113 280 - 113 280
Итого: - 372 443 1175600 1440780 - 637 623

Ведомость аналитического учета к счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Таблица 9

п/п

ФИО

Сальдо на начало

месяца

Оборот за

месяц

Сальдо на конец

месяца

 

Дт Кт Дт Кт Дт Кт
1. ООО «Аура» 84 500 - 2170000 1400000 854 000 -
2. ООО «Стройкомплект» 120 000 - - 260 000 - 140 000
3. ООО «Восток» 102 630 - - 588 000 - 485 370
Итого: 307 130 - 2170000 2248000 854 000 625 370

Ведомость аналитического учета к счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами".

Таблица 10

п/п

ФИО

Сальдо на начало

месяца

Оборот за

месяц

Сальдо на конец

месяца

 

Дт Кт Дт Кт Дт Кт
1. Кукушкина А.И. 4 000 - - 42 000 - 38 000
2. Завало Н.А. 3 800 - - - 3 800 -
3. Машкова И.С. 11 422 - - 42 000 - 30 578
Итого: 19 222 - - 84 000 3 800 68 578

Таблица 11

Оборотная ведомость по счетам синтетического учета за апрель текущего года
Счет Сальдо на начало месяца Оборот за месяц Сальдо на начало месяца
дебет кредит дебет кредит дебет кредит
01 1041503 - 849 600 -
02 - 154 946 - 67 000
04 149 954 - - -
05 - 44 392 - -
08 - - 720 000 720 000 - -
10 504 400 - 405 000 110 553 798 847 -
18 100 890 - 410 580 259 200 252 270 -
20 27 081 - 1636545 1648826 14 800 -
26 - - 630 018 630 018 - -
42 - - - 424 211 - 424 211
43 637 200 - 1648826 2286026 - -
44 - - 34 000 34 000 - -
50 37 701 - 786 240 786 240 37 701 -
51 955 800 - 2364240 2201443 1118597 -
60 - 372 443 1175600 1440780 - 637 623
62 307 130 - 2170000 2248000 854 500 625 370
67 - 424 800 - - - 424 800
68 - 141 352 141 352 137 912 - 137 912
69 - 64 251 64 251 313 632 - 313 632
70 - 245 322 864 000 864 000 - 245 322
71 19 222 - - 84 000 3 800 68 578
75 180 966 - - - 180 966 -
76 - 92 819 - 517 440 - 610 259
85 - 2234822 - - - 2234822
90 - - 2814939 2814939 - -
91 - - 230 000 230 000 - -
99 - 186 700 874 939 - 688 239 -
Итого 3961847 3961847 17820128 17820128 5990771 5990771

Таблица 12

№ п/п Наименование показателя Содержание формулы расчета Расчет по строкам бухгалтерского баланса Расчет показателей
1. Коэффициент текущей ликвидности Сумма оборотных активов/Сумма краткосрочных долгов 290/(590-510) 3 252 481/(3 063 496 – 424 800)=1,23<2, значит предприятие имеет низкую платежеспособность.
2. Коэффициент абсолютной ликвидности

(Финансовые вложения + денежные средства)/

(Расчеты – Долгосрочные кредиты и займы)

(260+250)/(590-510) (0 + 1 156298)/(3 063 496 – 424 800)= 0,44>0,2-0,5,т.е. предприятие в ближайшее время может погасить около 40% краткосрочных долгов.
3. Коэффициент промежуточной ликвидности (Товары отгруженные + Дебиторская задолженность + Финансовые вложения + денежные средства)/(Обязательства – Долгосрочные кредитные займы-- Резервы предстоящих расходов) (216+217+230+260+250)/(590-510-550) (0 + 0+ 858 300 + 0 + 1 156 298)/(3 063 496 – 424 800 -0)= 0,76< 1,при своевременном расчете с дебиторами у предприятия ограничены платежные возможности.
4. Коэффициент доли оборотных средств в активах Оборотные активы / Валюта баланса 290/300 3 252 481/ 5 990 771 =0,54. Оборотные активы составляют 54% от всего имущества предприятия.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Приложение 1

к постановлению

Министерства финансов

Республики Беларусь

от 7 марта 2007 № 41

Бухгалтерский баланс

на ____________________ 20___г.

 

 КОДЫ

форма № 1

по ОКУД

0502070
дата (год, месяц, число)
Организация по ОКЮЛП
Учетный номер плательщика УНП
Вид деятельности по ОКЭД
Организационно-правовая форма по ОКОПФ
Орган управления по СООУ
Единицы измерения по ОКЕИ
Адрес
Контрольная сумма
Дата утверждения
Дата отправки
Дата принятия
АКТИВ

Коды

строк

На начало года На конец отчетного периода
1 2 3 4
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Основные средства 110 1 041 503 1 891 103
Нематериальные активы 120 149 954 149 954
Доходные вложения в материальные ценности 130
Вложения во внеоборотные активы 140

в том числе:

незавершенное строительство

141
Прочие внеоборотные активы 150
ИТОГО по разделу I 190 1 191 457 2 041 057
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Запасы и затраты 210 1 168 681 804 647

в том числе:

сырье, материалы и другие активы

211 504 400 798 847
животные на выращивании и откорме 212
незавершенное производство и полуфабрикаты 213 27 081 14 800
расходы на реализацию 214
готовая продукция и товары для реализации 215 637 200  -
товары отгруженные 216
выполненные этапы по незавершенным работам 217
расходы будущих периодов 218
прочие запасы и затраты 219
Налоги по приобретенным активам 220 100 890 252 270
Дебиторская задолженность 230 326 352 858 300

в том числе:

покупателей и заказчиков

231 307 130 854 500
поставщиков и подрядчиков 232
разных дебиторов 233
прочая дебиторская задолженность 234 19 222 3 800
Расчеты с учредителями 240 180 966 180 966

в том числе:

по вкладам в уставный фонд

241
прочие 242
Денежные средства 250 993 501 1 156 298

в том числе:

денежные средства на депозитных счетах

251
Финансовые вложения 260
Прочие оборотные активы 270
ИТОГО по разделу II 290 2 770 390 3 252 481
БАЛАНС 300 3 961 847 5 990 771
ПАССИВ

Коды

строк

На начало года На конец отчетного периода
1 2 3 4
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
Уставный фонд 410 2 234 822 2 234 822
Собственные акции (доли), выкупленные у акционеров (учредителей) 411
Резервный фонд 420

в том числе:

резервы, созданные в соответствии с законодательством

421
резервы, созданные в соответствии с учредительными документами 422
Добавочный фонд 430
Прибыль (убыток) отчетного периода 440 186 700  -
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 450
Целевое финансирование 460 154 946 221 946
Доходы будущих периодов 470
ИТОГО по разделу III 490 2 276 468 2 456 768
IV. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Долгосрочные кредиты и займы 510 424 800 424 800
Краткосрочные кредиты и займы 520
Кредиторская задолженность 530 916 187 2 638 696

в том числе:

перед поставщиками и подрядчиками

531 372 443 637 623
перед покупателями и заказчиками 532  - 625 370
по оплате труда 533 245 322 245 322
по расчетам с персоналом 534  - 68 578
по налогам и сборам 535 141 352 137912
по социальному страхованию и обеспечению 536 64 251 313 632
разных кредиторов 537 92 819 610 259
прочая кредиторская задолженность 538
Задолженность перед учредителями 540

в том числе:

по выплате доходов, дивидендов

541
прочая 542
Резервы предстоящих расходов 550
Прочие виды обязательств 560
ИТОГО по разделу IV 590 1 340 987 3 063 496
БАЛАНС 600 3 961 847 5 990 771
Активы и обязательства, учитываемые за балансом

Коды

строк

На начало года На конец отчетного периода
1 2 3 4
Арендованные (в том числе полученные в пользование, лизинг) основные средства 001
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение 002
Материалы, принятые в переработку 003
Товары, принятые на комиссию 004
Оборудование принятое для монтажа 005
Бланки строгой отчетности 006
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов 007
Обеспечения обязательств и платежей полученные 008
Обеспечения обязательств и платежей выданные 009
Амортизационный фонд воспроизводства основных средств 010
Основные средства, сданные в аренду ( лизинг) 011
Нематериальные активы, полученные в пользование 012
Амортизационный фонд воспроизводства нематериальных активов 013
Потеря стоимости основных средств 014

Руководитель ________________ Главный бухгалтер_____________

(подпись)                                                           (подпись)

«____»________________ 20 __ г.


Список использованных источников

1.Методические указания и задания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» для студентов заочной формы обучения специальности 1-25 01 07 «Экономика и управления на предприятии»/сост. С.Г. Вегера.- Новополоцк: ПГУ, 2007.-35с.

2. Кобзик Е.Г. Бухгалтерский учет и аудит. Часть I: Курс лекций.– Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 177 с.

3. Кобзик Е.Г. Бухгалтерский учет и аудит. Часть II: Курс лекций.‑ Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 192 с.

4. Закон РБ "О бухгалтерском учете". № 3321-XII от 18.10.1994 с изменениями и дополнениями

5. Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по применению типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 30.05.2003 № 89 с изменениями и дополнениями.

6. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 7 марта 2007 № 41.

7. Богатырева В.В., Вегера С.Г. УМК «Теория бухгалтерского учета» для студентов специальности 1-25-01-08 / Новополоцк: ПГУ, 2004 г. – 240 с.

8. Снитко М.А.Теория бухгалтерского учета / Мн: Интерпрессервис, Современная Школа: Учебная литература для ВУЗов, 2006.–312 с.

9. Хмельницкий В.А. Ревизия и аудит: Учебный комплекс / В.А. мельницкий. – Мн.: Книжный Дом, 2005. – 480с.

10. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. 5-е изд., перераб. И доп. М.: Инфра-М, 2005. – 448с.

11. Теория бухгалтерского учета: учеб. пособие/ Автор: Стражев В.И., Латыпова О.В.. Издательство:Мн., Выш. шк..2003.– 205 с.