Реферат: История города Алчевск
Как рабочий поселок Алчевск возник в середине 90-х годов ХІХ века в связи со строительством при железнодорожной станции Юрьевка (ныне станция Коммунарск ) металлургического завода.
Станция начала функционировать с 1878 года, а город основан в 1896 году.
Основой будущего города послужили небольшой поселок при станции Юрьевка и близлежащее село Васильевка и хутор Должик, расположенные на территории Васильевской волости Славяносербского уезда Екатеринославской губернии.
Основателем завода был известный промышленник, банкир, купец Алексей Кириллович Алчевский.
Название города несколько раз менялось. Алчевск, Ворошиловск, Коммунарск,Алчевск. Справедливость восторжествовала, и сейчас по праву город носит имя своего основателя.
Кроме А. К. Алчевского, заметный вклад в жизнь города внесла жена промышленника Христина Даниловна Алчевская, которая являлась просвещенной и интеллигентной женщиной, украинской поэтессой. Х. Д. Алчевская вела большую благотворительную деятельность, в Харькове открыла женскую воскресную школу, построила на свои средства школу в селе Алексеевка, оказывала помощь школе в селе Васильевка. Кроме благотворительности она вела большую просветительную работу, а также писала стихи. Она пользовалась большим уважением не только на Украине, но и за её пределами. Х. Д. Алчевская как педагог завоевала известность своим новаторством. Созданные ею учебные пособия были одобрены прогрессивной общественностью Украины, России, Франции. За эти труды ей присуждались награды.
Дети Алчевского тоже вписали яркие страницы в отечественную культуру.
Григорий известен как педагог-вокалист и композитор, Иван был певцом с мировым именем, Христина, дочь Алчевских, была украинской поэтессой, переводчиком и педагогом.
Вначале город состоял из Старой и Новой колоний, это район Дома Техники ( бывший дворец культуры имени Карла Маркса ) до улицы Менжинской. Это был грязный, без водопровода, освещения и мощенных улиц город.
С годами город рос и развивался.
Условия труда и жизни рабочих были крайне тяжелыми, поэтому они вынуждены были протестовать. В 1898 году возник подпольный социал-демократический кружок, которым после отъезда в Ростов И.А.Галушки руководил крановщик литейного цеха К.Е.Ворошилов, будущий Маршал Советского Союза. Его имя некоторое время носил город.
Начиная с 1905 года рабочие проводили забастовки. После революции в 1917 году началась тяжелая кровавая гражданская война. За два года власть в городе менялась пять раз. В город вступали австро-германские и белогвардейские полчища генералов Краснова и Деникина. После революции и гражданской войны наступили голод и страшная разруха, которая доводила людей до отчаяния, они гибли, умирали и убегали, но в условиях хотя и неэффективного военного коммунизма начало восстанавливаться народное хозяйство и увеличиваться число жителей города, и в 1926 году достигло дореволюционной численности, то есть 16 тысяч человек, а к 1939 году оно выросло до 55 тысяч. Было время когда в городе проживало 129 тысяч человек, а сейчас всего 118 тысяч.
С началом Великой Отечественной войны наступили тяжелые времена. Предприятия города были вынуждены перейти на выпуск военной продукции, а с приближением к городу фашистских войск оборудование заводов вместе с квалифицированными работниками было эвакуировано на Урал.
Эвакуировано было самое ценное оборудование, которое можно было без особого труда демонтировать и погрузить на железнодорожные платформы. 12 июля 1942 года немцы вступили в город и нанесли большой урон. После освобождения города все пришлось восстанавливать заново.
Мужественно сражались алчевцы на фронтах Великой Отечественной войны, многие из них не вернулись домой, некоторые наши горожане получили звание Героя Советского Союза, это: Н.А.Бабанин, В.И.Недбаев, В.С.Снесарев, а П.Н.Липовенко и В.И.Киселев (посмертно). Страшное преступление во время оккупации нашего города совершили фашисты, которые в яме заживо сожгли 83 наших соотечественника. Позже в городе работали Герои Советского Союза, такие как И.С.Депутатов, М.Е.Луговской, В.И.Чемодуров.
После войны город начал не только восстанавливаться от разрухи, но и бурно расширяться в восточном направлении.
Сейчас город размещен на 50-ти квадратных километрах. Когда-то здесь были дикие степи, по которым веками и тысячелетиями носились орды диких племен сарматов, гуннов, скифов, половцев и других.
В геологическом плане площадка, на которой расположен город, представляет собой синклинальную складчатость с разными углами падения осадочных пород, в течение сотен миллионов лет спрессованных в различные конгломераты сланцевых, песчаных и других пород, под которыми находятся угольные пласты каменноугольного периода, отстоящего от нас более чем на 250 миллионов лет. Именно благодаря наличию плодородных земель, угольных пластов, благоприятных условий для жизни людей на этой территории сформировалась такая развитая сеть поселений. И сейчас наш город продолжает расти, хоть и не так быстро как хотелось бы.
Сейчас город расположен на 50-ти квадратных километрах и имеет более250 улиц, названия которых так или иначе связаны с жителями нашего города.
О том, что наш комбинат - градообразующее предприятие Алчевска, знают все. Много лет тому существовали отдельные селения- Васильевка, Жиловка… Именно среди них в конце 19 века была построена и запущена первая доменная печь Донецко-Юрьевского Металлургического общества, положившая начало огромному предприятию, именуемому ныне ОАО "АМК". В течение века рос завод, а вместе с ним разрастался и город.
В архитектуре есть такое понятие как "ползущий центр" - вместе с увеличением города перемещается и центральная его часть, отдаляясь от завода, что улучшает экологическую обстановку в городе. Вначале ХХ века центром была улица Шмидта. Именно здесь располагались дом директора завода и здание правления. Позже центром стала улица 1-го Мая. Старожилы помнят, как в праздничные дни в парк имени Первомая сбегалась вся молодежь города. Следующий этап – проспект Ленина. Именно здесь проходили все торжественные события города : парады 1-го и 9-го Мая, 7-го ноября. Здесь "салютовал" город в честь всех выдающихся дат страны. А кто же создавал этот некогда центр города? Оказывается, что слова благодарности за наш проспект должны быть адресованы Федосову Леониду Ивановичу – главному архитектору города Ворошиловска, а, после переименования – города Коммунарска. Он возглавлял архитектурный отдел города 32 (!) года! Именно он был душой этого проекта. А вот материальная сторона была отдана главному заказчику – Ворошиловскому металлургическому заводу в лице его директора – Петра Арсеньевича Гмыри. Вот такие два "столпа" истории создания проспекта Ленина.
Кстати, изначально, проспект носил другое название. Во всех проектных документах он носит название "улицы Куйбышева". Это позже было решено, что ДК Химика разделит эту улицу на две части: собственно улицу Куйбышева и проспект Мира? Почему Мира? Время проектирования – начало 50-х годов – время восстановления страны после такой тяжелой Великой Отечественной войны. А чем жила страна в это время? Только одним – Миром! Верой в то, что никогда не повторится этот ужас.
При проектировании проспекта были использованы разные декоративные элементы. Даже сейчас, внимательно рассматривая настенную лепку, можно увидеть вазы, листья, остатки "шишек" на углах зданий. Именно с помощью этих элементов каждый дом отличался друг от друга и был, по-своему, неповторим. Именно эти элементы позволили назвать проспект Ленина "маленьким Ленинградом". Сейчас большинство этих элементов частично или полностью разрушены. А восстановление, увы, слишком дорого…
В конце 70-ч новая улица в микрорайоне Восточном получила своё название в честь легендарного директора комбината Петра Гмыри.
Он возглавил предприятие 1937-м году и был, пожалуй, самым молодым из всех директоров нашего завода (Петру Арсентьевичу на момент назначения исполнилось 32 года). Под руководством Гмыри завод осваивал выпуск новых видов продукции: ферромарганца, зеркального чугуна, различных видов стали (к началу войны выпуск специальных и качественных сталей составил 85% от общего объёма сталелитейного производства). В июне 41-го на предприятии буквально в считанные дни было налажено производство военной продукции. После первого же авианалета благодаря недюженным организаторским способностям молодого директора удалось, в довольно рекордные сроки, демонтировать основное оборудование и эвакуировать завод на Урал. В эвакуации Гмыря был назначен директором Магнитогорского калибровочного завода, однако сразу же после освобождения Ворошиловска Пётр Арсентьевич вернулся. Под его руководством предприятие поднималось с руин, а потом было полностью реконструировано. Гмыря возглавлял комбинат четверть века. Неалчевец по рождению, он искренне любил наш город и многое для него сделал: с именем Гмыри связано появление новых современных кварталов Алчевска и нового вида транспорта троллейбусов, строительство культурно-бытовых учреждений и стадиона "Сталь", основание горно-металлургического института.
В 1978-м году на первой четырнадцатиэтажке была установлена мемориальная доска. Раньше на ней можно было прочесть: "Улица названа в честь Петра Арсентьевича Гмыри, Героя Социалистического труда, почётного гражданина города Коммунарска работавшего директором металлургического завода с1937-го по 1962-й годы". Сегодня на мемориальной доске остался лишь барельеф директора, буквы давно осыпались. Неужели человеческие память и благодарность оказались недолговечней надписи?
В городе есть ещё одно место, связанное у ворошиловцев с именем Гмыри, дом директора завода на улице Спортивной, который по свидетельствам очевидцев, Петр Арсентьевич строил собственными руками. После того как потомки Гмыри перебрались на ПМЖ в Киев, они продали дом частному лицу. Увы, ни у них, ни у города не возникло желания создать дом-музей легендарного директора.
В 1965-м году решением исполкома Коммунарского городского Совета народных депутатов СШ № 16 присваивается имя Героя Советского Союза Петра Липовенко и в его честь переименовывается ул. Парковая.
В 80-х годах в Коммунарск приезжает министр черной металлургии Галкин. Городское руководство жалуется ему, что комбинат совсем не помогает городу. Министр парирует : "Так у вас же нет ни одной "металлургической" улицы". В срочном порядке улицу Липовенко "делят пополам". И новую половинку называют проспектом Металлургов. Проспект благоустраивается силами работников комбината. Они же становятся первыми и главными новоселами здешних высоток. Проспект Металлургов и сегодня – одна из красивейших улиц города. К сожалению, переименовав часть улицы, никто так и не вспомнил, что наш земляк Петр Липовенко был не только Героем Советского Союза, но и металлургом. Выпускник ремесленного училища при заводе, он вполне мог прославить родной город мирным трудом. Если бы не война…
Мужественно сражались алчевцы на фронтах Великой Отечественной войны. Высшей степени отличия – звания Героя Советского Союза посмертно удостоен участник героической обороны Севастополя краснофлотец Петр Николаевич Липовенко. В первый раз Липовенко отличился в декабре 1941 года в боях с гитлеровцами на подступах к Севастополю. Во время июньских боев 1942 года Липовенко находился в орудийном расчете 365-й зенитной батареи старшего лейтенанта И.С. Пьянзина. В ожесточенных боях с противником все бойцы расчета получили тяжелые ранения, и орудие, казалось, неспособно было отражать натиск врага. Превозмогая боль, Липовенко открыл меткий огонь по наступавшей пехоте противника и отбил атаку фашистов, уничтожив при этом около взвода противника. Липовенко руководил также операцией по освобождению одного из дзотов, захваченного гитлеровцами. Забросав врагов гранатами, он первым ворвался в дзот и в рукопашной схватке расправился еще с тремя фашистами.
После ранения Липовенко не покинул поле боя и стойко продолжал защищать северное укрепление Севастополя. Здесь группе фашистов численностью до 30 человек удалось ворваться в ров укрепления. Липовенко смело повел бойцов в контратаку, прикладом и штыком уничтожил 15 немецких автоматчиков. Не выдержав удара, фашисты обратились в бегство.
В последний день обороны Севастополя, прикрывая эвакуацию наших войск, П.Н. Липовенко пал смертью храбрых.
Именем героя названа одна из красивейших улиц его родного города, средняя школа № 16.
Серго Орджоникидзе и Иван Тевосян, в честь которых названы еще две алчевские улицы, металлургами по образованию не были, но и к нашему заводу, и к металлургической промышленности имели непосредственное отношение. Благодаря поддержке наркома тяжелой промышленности СССР Орджоникидзе в конце20-х годов (после расконсервации завода) к нам присылали высококвалифицированные кадры из аппарата управления. В их числе был А.А.Андрианов, ставший позже главным энергетиком завода.
Министр черной металлургии СССР Иван Тевадоросович Тевосян вообще был неравнодушен к нашему заводу и к его директору Гмыре. Он не единожды помогал предприятию. А в 1944-м году, когда Гмыря без согласования с центром восстановил и ввел в эксплуатацию две мартеновские печи, именно Тевосян спас нашего директора от сталинской расправы.
Была в Алчевске еще одна улица, отчасти связанная с именем металлурга, работника нашего завода, который, впрочем, прославился на другой стезе – как революционер и военачальник : улица Ворошиловградская (ныне она зовется Луганской). На ней приблизительно до конца 30-х - начала 40-х жили сестры Климента Ефремовича.
Нельзя не упомянуть еще об одном "металлургическом названии". Хотя какая связь, на первый взгляд, у этой "нерусской" улицы со стихией раскаленного металла? Прямая! В конце 60-х у нашего города появился далекий венгерский "брат" - Дунайварош. В городе на Дунае благодаря помощи Советского Союза был построен металлургический комбинат. В подготовке кадров для него алчевцы приняли самое активное участие. Дунайварошские металлурги в течение нескольких месяцев проходили у нас практику. Наши тоже бывали на венгерском комбинате. Плавки дружбы варили с венграми Герои Соцтруда Алексей Луговской и Владимир Корзинкин. Примерно в это же время и была названа Дунайварошской "новорожденная" коммунарская улица.