Курсовая работа: Охрана труда и обучение населения

Федеральное агентство по образованию

Институт развития дополнительного профессионального образования

Кафедра "Государственное и муниципальное управление"

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

по профессиональной переподготовке

"Преподаватель высшей школы: управление социально-

экономическими процессами"

Тема:

"ОХРАНА ТРУДА И ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ"

Слушатель:

Научный руководитель:

Москва 2006


Содержание

Введение

1. Охрана труда и местное самоуправление

2. Организация охраны труда на предприятии

3. Управление охраной труда в организации

4. Подбор и обучение персонала

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В охране труда следует различать следующие сферы: научная, учебная и производственная.

Предметом научной сферы охраны труда является изучение условий труда, обеспечивающих не только полную безопасность работающих, но и создающих оптимальную (комфортную) среду для повышения их работоспособности.

Из предмета и содержания охраны труда вытекает не только ее инженерно-техническая, но и социальная направленность. Охрана труда тесно связана с производством, призвана его обслуживать. Охрана здоровья трудящихся, обеспечение безопасных условий труда, ликвидация профессиональных заболеваний и производственного травматизма составляют одну из главных забот нашего государства на всем протяжении его существования и возведены в ранг государственной политики.

В новейшей истории первый Декрет по охране труда был принят 11 ноября 1917г. - это Декрет Совета Народных Комиссаров о восьмичасовом рабочем дне.

Конституция СССР 1977г. закрепила, а Конституция Российской Федерации 1993г. подтвердила право граждан России на охрану здоровья. Так статья 7 предусматривает охрану труда и здоровья людей в Российской Федерации, а статья 37 - право каждого гражданина на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В области охраны труда российское государство проводит политику через государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов, которые направлены на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999г. № 181-Ф3 "Об основах охраны труда в Российской Федерации" исполнение требований охраны труда обязательно для юридических и физических лиц при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Государственная политика в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской

Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей. А также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональных заболеваниях и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты

работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно - профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Таким образом, российское законодательство не только регламентирует требования охраны труда, но и устанавливает одновременно систему государственного надзора, ведомственного контроля за выполнением требований, правил и норм по охране труда.

В то же время принятый Федеральный закон от 27 декабря 2002г. № 184-Ф3 "О техническом регулировании" предполагает формирование абсолютно новой системы технического регулирования, касающейся и обязательных требований охраны труда. Закон предусматривает перевод в течении 7-летнего переходного периода всех действующих обязательных нормативных документов, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, в статус добровольных. Обязательные требования будут содержать только технические регламенты - федеральные законы, Указы Президента и Постановления Правительства Российской Федерации. В течении данного переходного периода нормативные документы сохраняют свой статус впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов; если соответствующие технические регламенты приняты не будут - обязательное действие документов прекращается.

Большое значение в улучшении условий труда имеет научно-технический прогресс, который открывает новые возможности для совершенствования охраны труда, создание здоровых и безопасных условий труда, позволяющих ликвидировать производственный травматизм и профессиональные заболевания.

В настоящее время идет создание и формирование единой структуры государственного управления охраной труда, информационной базы, разработки экономических механизмов и принципов международного сотрудничества.

Существенные меры предприняты для проведения аттестации рабочих мест, сертификации предприятий на соответствие требованиям охраны труда.

Однако в условиях прогресса науки и техники могут возникать новые опасные и вредные производственные факторы, которые ставят перед охраной труда новые проблемы.


1. Охрана труда и местное самоуправление

За последнее десятилетие правовая база управления охраной труда в муниципальных образованиях в основном сформирована. Органы государственной власти субъектов РФ принимают региональные законодательные и нормативные акты с указанием конкретных полномочий органов местного самоуправления. Те, в свою очередь, реализуют государственную политику в сфере охраны труда в муниципальных образованиях.

Основной путь создания правовой базы - это принятие законов субъектов РФ об охране труда, положений о системе управления охраной труда в субъекте РФ; внесение специальных статей о полномочиях органов местного самоуправления в сфере охраны труда в законы о местном самоуправлении субъектов федерации; принятие законов субъектов федерации о наделении органов местного самоуправления полномочиями в сфере охраны труда.

В последние годы сделаны серьезные шаги в совершенствовании законодательства, устанавливающего государственные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с принципами федерализма и реалиями рыночной экономики. Принят Трудовой кодекс РФ - федеральный закон, конкретизирующий полномочия органов местного самоуправления. Принятие законов, внесение изменений и дополнений, отмена некоторых законов - все это касается вопросов управления охраной труда на уровне местного самоуправления.

Иногда, исходя из роли этих органов в административно-плановой экономике, по аналогии воспринимают эти органы как третью ступень в единой вертикали государственных органов управления: органы федеральные, органы субъектов федерации и органы местного самоуправления. Такое представление неверно, так как органы местного самоуправления вне этой вертикали.

Роль местного самоуправления определена в главе 8 Конституции РФ, а в ст.12 указано, что органы самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Таким образом, органы местного самоуправления не включены в государственное управление, но реализуют государственную политику в сфере охраны труда. Осуществлять государственное управление или осуществлять государственную политику - это принципиально разные понятия.

Для усиления роли органов местного самоуправления в реализации государственной политики Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (от 06.11.03 № 131-ФЗ) наделил органы местного самоуправления отдельными полномочиями.

При рассмотрении порядка наделения полномочиями целесообразно определить понятие "государственные полномочия", применяемое в федеральных законах.

Государственные полномочия - полномочия, реализация которых связана с обеспечением жизнедеятельности населения всего субъекта Российской Федерации и, в том числе, населения муниципального образования. Государственные полномочия определены в п.2 ст.26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (от 06.11.99 № 184-ФЗ) с дополнениями, внесенными Федеральными законами от 04.07.03 № 95-ФЗ и 29.11.04 № 199-ФЗ. Всего конкретизировано 53 государственных полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Перечисленные полномочия включают вопросы, касающиеся непосредственного жизнеобеспечения населения субъекта Российской Федерации. Среди этих вопросов нет труда (За исключением полномочия "участие в урегулировании коллективных трудовых споров" (п.44 ст.26.3 закона №184-ФЗ от 06.11.99), в том числе охраны труда, также как нет этих вопросов в главе 3 "Вопросы местного значения" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Такое положение - следствие того, что трудовое законодательство, как и административное, административно-процессуальное, жилищное, семейное, земляное, водное, лесное, относится к вопросам общегосударственного значения, и принятие федеральных законов по этим вопросам - исключительное право Российской Федерации.

Таким образом, поскольку в числе государственных полномочий, которые указаны в ст.26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" нет охраны труда, то это означает, что при обсуждении вопроса о наделении полномочиями речь может идти только о трудовом законодательстве, регулирующем вопросы управления охраной труда, т.е. Трудовом кодексе РФ и Федеральном законе "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

В ст.216 "Государственное управление охраной труда" Трудового кодекса РФ указано, что "государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти" (в ред. Федерального закона от 22.08.04 №122-ФЗ).

В настоящее время функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России). Полномочия этого Министерства определены в соответствии со ст.6 ТК РФ, в которой указаны полномочия федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений. В положении о Минздравсоцразвития России, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.06.04 №321, перечислены 18 полномочий по разработке и принятию нормативных правовых актов в сфере охраны труда.

В числе полномочий, например, установление предельных норм переноски и перемещения тяжестей работниками в возрасте до 18 лет; норм бесплатной выдачи витаминных препаратов; норм бесплатной выдачи работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты и т.д. Очевидно, что эти государственные полномочия не могут быть переданы в органы самоуправления.

Если в ст.6 Трудового кодекса РФ "Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений" подробно перечислены полномочия федеральных органов государственной власти, то в ст.7 "Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права" коротко указано, что "органы местного самоуправления вправе принимать акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции" - иначе говоря, по вопросам местного значения. Акты, содержащие нормы трудового права (решения, постановления, распоряжения, приказы и т.п.) приравнены к так называемым локальным правовым актам, принимаемым работодателями в пределах своей компетенции.

Акты содержащие нормы трудового права, не должны противоречить нормам Трудового кодекса РФ, других федеральных законов, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти (например, Минздравсоцразвития России), а также законам и иным правовым актам субъектов Российской Федерации, в состав которых входят данные муниципальные образования.

К вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст.130 Конституции РФ). В связи с этим органы местного самоуправления по отношению к муниципальным организациям осуществляют функцию собственника, а по отношению к иным организациям, находящимся на их территории, - решают от избравшего их населения вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления по отношению к муниципальной собственности выступают как работодатели. Это означает, что они в соответствии с Трудовым кодексом РФ и уставом муниципального образования могут принимать акты, содержащие нормы трудового права, в том числе по вопросам оплаты труда, режима труда и отдыха, условий и охраны труда, социального партнерства и т.д. В этом случае дополнительных актов о передаче органам местного самоуправления полномочий в сфере труда не требуются.

Что касается организаций иных форм собственности, находящихся на территории муниципального образования, то в интересах населения вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления совместно с собственниками этих организаций. Например, в целях равномерной загрузки муниципального транспорта и своевременной доставки работников к месту работы организации с большой численностью обычно согласовывают с органами местного самоуправления время начала и окончания рабочих смен.

В интересах населения органы местного самоуправления совместно с организациями, находящимися на территории муниципального образования, разрабатывают территориальные соглашения, программы (планы) социально-экономического развития, включающие вопросы занятости, оплаты труда, условий и охраны труда и т.д. Для разработки таких документов нет нужды в дополнительных актах о передаче полномочий, - достаточно найти согласие и взаимопонимание о необходимости разработки таких документов.

Рассмотрение содержания статей о полномочиях органов местного самоуправления, имеющихся в законах субъектов федерации об охране труда и в других региональных законах, показывает, что в большинстве случаев речь идет о предоставлении полномочий по организационному и методическому обеспечению выполнения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, которые обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических и физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Предоставляемые полномочия органов местного самоуправления помогают объединить деятельность по управлению охраной труда всех организаций, расположенных на территории муниципального образования. Это отвечает интересам всех жителей, работающих в этих организациях.

В качестве примера можно привести Закон Иркутской области "О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по государственному управлению охраной труда", принятый в 2001г. В нем учтены требования Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", что, безусловно, усилило правовую базу деятельности органов местного самоуправления. В законе конкретно указаны муниципальные образования, органы местного самоуправления, которые наделяются полномочиями; дан перечень передаваемых полномочий; указан источник финансирования (бюджет области).

По Закону Иркутской области органам местного самоуправления переданы полномочия по координации и методическому руководству службами охраны труда в организациях (независимо от организационно-правовых форм), расположенных на территории соответствующего муниципального образования; по организации работы комиссий, проверяющих знания требований охраны труда. Они также должны анализировать состояние условий и охраны труда, причины несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и т.п.

Одновременно органам местного самоуправления предоставлены права: беспрепятственно посещать организации всех организационно-правовых форм; создавать межведомственные комиссии по охране труда, участвовать в установленном порядке в расследовании несчастных случаев на производстве и др.

Очевидно, что вышеуказанные полномочия не входят в категорию тех государственных полномочий, которые перечислены в Федеральном законе № 184-ФЗ. Органы местного самоуправления имеют право принимать правовые акты в соответствии с принятым областным законом и уставом местного самоуправления.

Анализ становления правовой базы управления охраной труда в местном самоуправлении показывает, что этот процесс отражает поляризацию полномочий, когда государственные нормативные требования по охране труда, обязательные для применения на всей территории Российской Федерации, устанавливаются на федеральном уровне, а на органы местного самоуправления возлагаются полномочия по организации и методическому руководству выполнения государственных нормативных требований в организациях. При этом обязанность их выполнения возложена на работодателя (ст.212 Трудового кодекса РФ).

Препятствием в развитии управления охраной труда в местном самоуправлении является то, что специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления испытывают затруднения в понимании и применении административного и трудового законодательства по разграничению полномочий разных уровней управления.

Для преодоления этого препятствия, необходимо в программу обучения специалистов по охране труда ввести раздел по изучению норм административного и трудового законодательства и практики управления охраной труда в местном самоуправлении.

2. Организация охраны труда на предприятии

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999г. № 181 - ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (ст.14) работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда в организации, включающие:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов;

применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;

проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров;

недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средств индивидуальной защиты;

предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

расследование в установленном Правительством Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;

беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки;

обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ознакомление работников с требованиями охраны труда.

В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.

При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

Для организации работ по обеспечению соблюдения требований охраны труда, контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается Служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области, который подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.

Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.

Основными задачами службы являются:

организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;

контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;

организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;

информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;

изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

Для выполнения поставленных задач на Службу возлагаются следующие функции:

учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификация работ по охране труда и контроль за их проведением;

проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;

согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда;

разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

организация расследования несчастных случаев на производстве;

составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России;

разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;

организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;

организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях;

организация совещаний по охране труда;

введение пропаганды по вопросам охраны труда с использованием для этих целей внутреннего радиовещания, телевидения, видео - и кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т.д.;

осуществление контроля за соблюдением требований охраны труда, обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты; проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и подготовкой к сертификации работ по охране труда; своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда; правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда; своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов; использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством и др.

Работники Службы имеют право:

в любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда;

предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение;

требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда;

направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда;

представлять руководителю организации предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда;

представительствовать по поручению руководителя организации в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

Структуру Службы и численность работников Службы определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов. В соответствии с Межотраслевыми нормативами численности работников Службы охраны труда на предприятии, утвержденными постановлением Минтруда России от 22 января 2001г. № 10, а организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции Службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников функции Службы охраны труда выполняют бюро охраны труда со штатной численностью работников 3-5 единиц (включая должность начальника бюро) или отдел охраны труда со штатной численностью работников от 6 единиц и более.

На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все указанные категории лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.

Важная роль в обеспечении охраны труда в организациях отводится профессиональным союзам. В организациях с численностью более 10 работников работодателями создаются комитет (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Комитет (комиссия) по охране труда организует разработку раздела коллективного договора (соглашения) по охране труда, совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок.

3. Управление охраной труда в организации

Попытки использования методов управления для решения конкретных задач, в частности, повышения качества продукции, предпринимались с начала 50-х годов. Первопроходцами здесь, как известно, стали саратовские машиностроители, создавшие свою знаменитую саратовскую систему БИП (бездефектного изготовления продукции), популярность которой вышла далеко за пределы страны. Затем появились ее львовская модификация СБТ (система бездефектного труда), горьковская система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первого предъявления), ярославская система НОРМ (научная организация работ по повышению моторесурса) и, наконец, КС УКП (комплексная система управления качеством продукции). КС УКП была разработана в ходе научно-промышленного эксперимента рядом львовских предприятий и НИИ Госстандарта СССР.

КС УКП аккумулировала в себе лучшие методы работы других заводских систем, созданных еще до нее. Но было в ней и нечто новое: использование стандартов предприятия (СТП) как организационной основы управления качеством. В этих заводских документах было записано: кто, что и как должен был делать.

В 1975г. вышло постановление ЦК КПСС, одобрившее опыт применения КС УКП и обязавшее предприятия страны внедрять эту систему, поскольку в ней видели инструмент быстрого повышения качества всей отечественной продукции.

Система стала базой для многочисленных модификаций в промышленности и других отраслях народного хозяйства. Использование заложенных КС УКП принципов управления позволило также начать работы и по созданию на предприятиях Львовской области Системы управления охраной труда. Позднее накопленный опыт нашел отражение в разработанных Госстандартом России рекомендациях "Управление охраной труда. Основные положения".

Стоит сказать и еще об одной интересной инициативе специалистов Госстандарта: ими были успешно апробированы на ряде машиностроительных предприятий пять государственных стандартов на процессы управления предприятием. В качестве одной из основных подсистем данными стандартами предусматривалось "управление безопасностью труда". С позиций сегодняшнего дня можно сказать, что эти разработки в определенной степени предвосхитили появление международных стандартов ИСО и серии 9000 на менеджмент качества и серии 14000 на экологический менеджмент.

Госстандарт, который всегда поддерживал преемственность в развитии системных методов управления качеством, сегодня возглавляет и координирует работы по внедрению на предприятиях страны уже упоминавшихся международных стандартов ИСО серий 9000 и 14000, которые приняты в качестве государственных стандартов Российской Федерации. Госстандарт также организует деятельность по сертификации систем менеджмента качества и экологического менеджмента на соответствие требованиям этих стандартов. Известно, что на мировом рынке без сертификата на систему менеджмента качества, подтверждающего, что она базируется на стандартах ИСО 9000, делать нечего. Такой сертификат - пропуск на международный рынок. Поэтому стандарты ИСО 9000 приняты в России как государственные, а для организации сертификации систем менеджмента качества на соответствие их требованиям в Госстандарте создан Регистр систем качества, который координирует все работы в этой области. Он, в частности, регистрирует органы по сертификации систем качества, экспертов, работающих в этой области, сертифицированные системы качества.

В 2000г. ИСО принята новая версия стандартов серии 9000. Принципиально новым в них является процессоориентированный подход к организации менеджмента качества. Однако, если вернуться на 20-25 лет назад и заглянуть в методические разработки по КС УКП, то увидим, что процессоориентированный подход в этой системе уже был заложен: именно на нем строилось управление с охватом всех стадий жизненного цикла по конкретным видам продукции и с ориентацией на конечный результат. Подобное можно сказать и о таких принципах TQM (Тотальный менеджмент качества), как системный подход к управлению, роль руководства, принятие решений, основанных на фактах, вовлечение работников. Так что новое - это хорошо забытое старое.

Заложенные в стандартах ИСО серии 9000 и 14000 принципы позволяют успешно их использовать и при разработке Системы управления охраной труда.

4. Подбор и обучение персонала

Важное значение имеет профессиональный отбор - определение пригодности к тому или иному виду труда, к той или иной профессии.

Некоторые должности требуют обязательного определения профессиональной пригодности, т.е. соответствия индивидуальных качеств работника (его здоровья) специфическим требованиям профессии.

На ряде предприятий проводят обязательные предварительные (при поступлении на работу) периодические медицинские осмотры для определения пригодности к поручаемой работе и предупреждения профессиональных заболеваний.

Квалификационная характеристика включает и знание вопросов охраны труда, в связи с чем все работники предприятий, включая руководителей, обязаны проходить обучение, инструктаж, проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда а порядке и сроки, которые установлены для определенных видов работ и профессий.

Все работники организаций, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Для лиц поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда, на которой в соответствии с законодательством об охране труда требуется профессиональный отбор, работодатель обеспечивает обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда.

Обучение вопросам охраны труда при подготовке новых рабочих, переподготовке или обучение вторым профессиям осуществляют как при изучении специально посвященной этому темы, так и при изучении и выполнении работ по профессиям с обязательным включением изучения требований безопасности труда. Теоретические вопросы закрепляют на практике в учебных мастерских (цехах, участках) под руководством высококвалифицированного рабочего, бригадира или другого специалиста, имеющего необходимую подготовку, причем особое внимание уделяют изучению безопасных методов и приемов труда.

Обучение безопасности труда при подготовке рабочих по профессиям, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, завершается экзаменом по безопасности труда. При подготовке рабочих других профессий вопросы охраны труда включают в экзаменационные билеты по спецтехнологии и в письменные работы на квалификационных экзаменах.

В отдельных отраслях, связанных работами, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, проводят дополнительное специальное обучение безопасности труда с учетом этих требований.

Перечень работ и профессий, по которым проводят обучение. А также порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения устанавливают с учетом отраслевой нормативно-технической документации руководители предприятий по согласованию с профсоюзным комитетом, исходя из характера профессии, вида работ. Специфики производства и условий труда.

После обучения экзаменационная комиссия проводит проверку теоретических знаний и практических навыков. Результаты проверки знаний оформляют протоколом и фиксируют в личной карточке прохождения обучения, если она применяется.

Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний, выдают удостоверение на право самостоятельной работы.

При получении рабочим неудовлетворительной оценки повторную проверку знаний назначают не позднее одного месяца. До повторной проверки он к самостоятельной работе не допускается.

Все рабочие, имеющие перерыв а работе по данному виду работ, должности, профессии более трех лет, а при работе с повышенной опасностью - более одного года, должны пройти обучение по безопасности труда до начала самостоятельной работы.

Инструктажи по характеру и времени проведения подразделяют на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.

Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом по предприятию возложены эти обязанности, со всеми вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, о чем делается соответствующая запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктирующего и инструктируемого, а также в документе о приеме на работу. Вводный инструктаж проводят в кабинете охраны труда или специально оборудованном помещении с использованием современных технических средств обучения и наглядных пособий (плакатов, натурных экспонатов, макетов, моделей, кинофильмов, диафильмов, видеофильмов и т.п.). Программа обучения утверждается руководителем (главным инженером) предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом.

Все остальные виды инструктажей проводит непосредственный руководитель работ (мастер, инструктор производственного обучения, преподаватель) в следующих случаях.

Первичный на рабочем месте - со всеми вновь принятыми на предприятие, переводимым из одного подразделения в другое; с работниками, выполняющими новую работу, командированными, временными работниками; со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории действующего предприятия; со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику, перед выполнением новых видов работ.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по программам, разработанным и утвержденным руководителями производственных и структурных подразделений предприятий, согласованным с отделом (бюро, инженером) охраны труда и профсоюзным комитетом подразделения, предприятия.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником или учащимся индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда (возможен с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места).

Рабочие допускаются к самостоятельной работе после стажировки, проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.

Повторный инструктаж проходят все рабочие, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в полугодие.

Предприятиями, организациями по согласованию с профсоюзными комитетами и соответствующими местными органами государственного надзора для некоторых категорий работников может быть установлен более продолжительный (до 1 года) срок проведения повторного инструктажа.

Повторный инструктаж проводят индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме.

Внеплановый инструктаж проводят при введении а действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним; при изменении технологического прогресса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда; при нарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению; по требованию органов надзора; при перерывах в работе более чем на 30 календарных дней для работ, к которым предъявляют дополнительные (повышенные) требования безопасности труда и 60 дней - для остальных работ.

Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, цеха и т.п.); ликвидации последствий аварии, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы; проведении экскурсии на предприятии, организации массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.)

Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы. Знания проверяет работник, проводивший инструктаж.

Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе или практическим занятиям не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.

О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте и (или) в личной карточке с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения.

Целевой инструктаж с работниками, проводящими работы по наряду-допуску, фиксируется в наряде допуске или другой документации, разрешающей производство работ.

Для периодического совершенствования профессиональных знаний по безопасности труда предусматривается повышение квалификации рабочих, руководителей и специалистов по специальности (профессии) на производстве, в институтах и факультетах повышения квалификации (ИПК и ФПК). В учебно-тематические планы и программы курсов повышения квалификации по специальности должны быть включены вопросы безопасности труда в объеме не менее 10% общего курса обучения.

Для руководителей и специалистов народного хозяйства организуют также специальные курсы по безопасности труда в ИПК и ФПК, краткосрочные курсы и семинары по безопасности труда на предприятиях.


Заключение

Рассмотрев основной спектр вопросов охватываемый системой охраны труда и учитывая либеральные тенденции государственных реформ в современных условиях, можно утверждать, что в устранении противоречий при развитии управления охраной труда в местном самоуправлении, а также при окончании формировании новой системы технического регулирования на базе Федерального закона от 27 декабря 2002г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" и перехода многих обязательных нормативных документов в статус добровольных, важную роль приобретают профессиональный подбор и обучение работающих.

Работающее население, в этих условиях, должно обладать необходимым объемом знаний и методологией их применения в повседневной жизни и особенно в труде. Должно использовать уже имеющиеся в отечественной науке интегрирующие наработки по материалам Достаточно Общей Теории Управления (ДОТУ) с дифференциальным подходом ко всем уровням работников (от руководителей до исполнителей) и профессий. На основании Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 февраля 2003г. № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" обязательность исполнения Порядка обучения Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работодателями - физическими лицами, а также работниками, заключившими трудовой договор с работодателем, позволяет провести охват почти 100% работающего населения по программе образования взрослых КОНТУР - ПРОЕКТА "Матрица", что сопоставимо по значимости с программой "большевиков" по ликвидации безграмотности населения России в период предшествующей индустриализации народного хозяйства, в преддверии первых пятилеток и грядущей 2-й мировой войны. Исторический пример подтверждает приоритетность образования населения при решении глобальных задач государства.

В настоящее время, сложившаяся система охраны труда в Российской Федерации дает возможность на основах действующего законодательства за счет повышения качества подготовки преподавательского состава и специалистов охраны труда, через программы обучения работников всех уровней с внедрением необходимых элементов Достаточно Общей Теории Управления (ДОТУ), позволяет без явных социальных противоречий осуществлять управление охраной труда в целом по снижению рисков в жизнедеятельности человека, а в условиях прогресса науки и техники решать проблемы сопутствующие этим процессам.


Список использованной литературы

1.  Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.

2.  Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. №197-ФЗ

3.  Федеральный закон от 17 июля 1999г. №181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

4.  Федеральный закон от 30 марта 1999г. №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

5.  Федеральный закон от 27 декабря 2002г. №184-ФЗ "О техническом регулировании".

6.  Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

7.  Постановление Правительства РФ от 28 января 2000г. №78 "О федеральной инспекции труда".

8.  Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000г. №399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда".

9.  Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2001г. № 841 "Об утверждении Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России".

10.  Постановление Правительства РФ от 2 июня 2003г. № 316 "О мерах по реализации Федерального закона "О техническом регулировании".

11.  Постановление Правительства РФ от 16 мая 2003г. № 287 "Об утверждении Положения об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации".

12.  Постановление Минтруда России от 22 января 2001г. № 10 "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях"

13.  Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000г. № 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации"

14.  Приказ Минтруда России от 29 февраля 2000г. № 65 "Об утверждении Положения о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации".

15.  Постановление Минтруда России от 13 января 2003г. № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций"

16.  Постановление Госстандарта России от 27 июня 2003г. № 63 "О национальных стандартах Российской Федерации".

17.  ГОСТ 12.0.004-90. ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

18.  ГОСТ 12.0.006-2002. ССБТ. Общие требования к системе управления охраной труда в организации.

19.  Достаточно общая теория управления / сост: В.В. Матвеев, В.М. Зазнобин, О.А. Смирнова / СПб, 2003г.

20.  А.А. Касьянов. Экономическая программа возрождения России. Журнал "Национальная безопасность и геополитика России" спецвыпуск № 2 (8) 2003г.

21.  Ю.Н. Коршунов. Охрана труда в Российской Федерации. М 2003г.

22.  Материалы КОНТУР-ПРОЕКТА "Матрица"

23.  Журнал "Охрана труда и социальное страхование" № 1-12 2005г.

24.  С.Т. Папаев. Охрана труда. Справочное издание. ИПК Издательство стандартов, 2003 г.