Доклад: Боровиковский Владимир Лукич
Боровиковский Владимир Лукич (1758-1826)
Художник исторической, церковной и портретной живописи. Сын дворянина, он в молодых летах состоял в военной службе, которую оставил в чине поручика и затем поселился в Миргороде (Полтавской губернии), где и занимался живописью; неизвестно, кто был его первым наставником в этом искусстве. В путешествии императрицы Екатерины II на юг России, предпринятом ею в 1787 г., путь ее лежал через Миргород, где предполагалось сделать остановку.
Миргородское дворянство заказало по этому случаю молодому Боровиковскому несколько картин, которые и были развешаны в комнатах дома, назначенного для приема государыни. В числе этих картин две обратили на себя особенное внимание императрицы: одна из них аллегорически изображала Екатерину II, объясняющую свой Наказ греческим мудрецам, другая — Петра I как пахаря и Екатерину II как сеятельницу. Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним и советовала ему ехать в Петербург, в Академию художеств, где в то время славился нежностью кисти портретист Лампи. Боровиковский стал учиться у Лампи, пользовался также советами Д.Г. Левицкого, портретного художника весьма большого таланта. Через немного лет сам Боровиковский приобрел большую известность своими портретами; в 1795 г. он получил степень академика, а в 1802 г. — звание советника академии.
Он написал множество портретов, из которых весьма замечателен портрет Екатерины II, прогуливающейся в Царскосельском саду; известны также его портреты Державина, митрополита Михаила, князя Куракина, князя Лопухина-Трощинского и большой портрет во весь рост фет-Али Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха, писанный по заказу императрицы в бытность принца посланником в Петербурге. Занимался Боровиковский и религиозной живописью; хорошие образцы ”его искусства в этом роде: “Благовещение”, “Константин и Елена”, “Великомученица Екатерина”, “Антонии и Феодосии”. По технике живописи Боровиковский имеет общее со своим учителем Лампи и отчасти с Левицким. Его картины сохраняют свежесть красок, в чем можно убедиться, сравнивая их с современной ему живописью.
Список литературы