Курсовая работа: Автоматизация автосервиса
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Дальневосточный государственный технический университет
(ДВПИ им. В.В. Куйбышева)
Кафедра конструирования и производства радиоаппаратуры
Пояснительная записка к курсовой работе
по дисциплине
«Проектирование информационных систем»
на тему:
АВТОСЕРВИС
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ЗАДАНИЕ
2 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОЦЕССОВ
2.1 Функциональная модель бизнес-процессов
2.3 Функциональность проектируемого ПО
2.4 Спецификации процессов
2.4.1 Спецификация процесса «Выдача информации об услугах»
2.4.2 Спецификация процесса «Выдача информации о выполнении заказа»
2.4.3 Спецификация процесса «Регистрация клиентов»
2.4.4 Спецификация процесса «Оформление заказа на осуществление услуг»
2.4.5 Спецификация процесса «Расчет стоимости и сроков выполнения»
2.4.6 Спецификация процесса «Подтверждение заказа»
2.4.7 Спецификация процесса «Выдача окончательного счета»
3 СИСТЕМНЫЕ (БИЗНЕС) ТРЕБОВАНИЯ
4 СПЕЦИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТИРУЕМОГО ПО
4.1 Распределение требований по субъектам и прецедентам
4.2 Диаграмма прецедентов системы
4.3 Диаграмма деятельности системы
4.3 Диаграмма последовательности системы
5 СПЕЦИФИКАЦИЯ СОСТОЯНИЯ ПРОЕКТИРУЕМОГО ПО
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе необходимо разработать предложения по автоматизации автосервиса.
Автосервис - организация, предоставляющая услуги населению (организациям) по плановому техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, устранению неисправностей, установке дополнительного оборудования, восстановительному ремонту автотранспорта.
С точки зрения функционирования или структуры автосервиса, можно сказать, что автосервис оказывает услуги схожего типа, в частности производит какие-либо манипуляции с автомашиной, приводя ее в рабочее состояние, либо совершенствуя какие-либо ее части.
Все обращающиеся в автосервис клиенты, желающие оформить заказ на оказание услуг, должны заполнить форму регистрации, в которой необходимо указать свои ФИО, марку автомобиля, номерной знак и ФИО владельца машины, контактный телефон.
Таким образом, в функционирование автосервиса входит:
1. Регистрация клиентов;
2. Справочная информация о доступных услугах;
3. Прием заказа на оказание услуг;
4. Справочная информация о сделанном заказе;
5. Отчет о проделанных работах и расчет стоимости предоставленных услуг.
1 ЗАДАНИЕ
Разработать предложения по автоматизации автосервиса (клиенты-запчасти-ремонт).
Клиент, зарегистрированный в системе обслуживания, может просмотреть список доступных услуг, оформить заказ и получить всю необходимую ему информацию о заказе. Клиент имеет возможность отменить заказ на услуги, если оплата еще не произведена. Отчет о выполненных работах.
2 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОЦЕССОВ
2.1 Функциональная модель бизнес-процессов
Построение модели информационной системы начинается с описания функционирования системы в целом в виде контекстной диаграммы.
Рисунок 1 – Контекстная диаграмма «Автосервис»
Взаимодействие системы с окружающей средой описывается с помощью входов («Обращения клиентов» и «Оплата услуг»), выходов («Оказанные услуги» и «Полученная прибыль»), управления («Законы о защите прав потребителя» и «Внутренние правила автосервиса») и ресурсов («Запчасти» и «Персонал автосервиса»).
Клиенты – люди, обращающиеся за услугами автосервиса.
Оплата услуг – денежные средства, переводимые на счет автосервиса за оказанные услуги.
Внутренние правила автосервиса – свод прописанных и негласных правил, которому подчиняются все работники автосервиса.
Законы о защите правах потребителя – законы о защите прав потребителя, и те, которые тем или иным образом контролируют качество, оказываемых автосервисом услуг.
Запчасти – основной ресурс для процесса функционирования автосервиса, так как они используются в процессе оказания услуг (ремонта и тюнинга).
Персонал автосервиса – люди, работающие в автосервисе, осуществляющие приём клиентов, оказания услуг (ремонта и тюнинга), управление и др.
Оказанные услуги – услуги, оказанные автосервисом клиентам.
Полученная прибыль – сумма всех выплат за оказанные услуги.
После описания контекстной диаграммы переходим к процессу функциональной декомпозиции, т.е. разбиваем систему на подсистемы до степени, достаточной для понимания роли проектируемого ПО и написания спецификаций процессов.
Рисунок 2 – Диаграмма декомпозиции «Автосервис»
Как видно из диаграммы, весь процесс функционирования автосервиса разбивается на три:
1. Предоставление услуг по ремонту и тюнингу – основная деятельность автосервиса, деятельность по ремонту и тюнингу автомашин;
2. Поддержание в рабочем состоянии оборудования автосервиса – поддержание персоналом автосервиса в рабочем состоянии оборудования;
3. Предоставление дополнительных услуг – выдача справочной информации о дополнительных услугах и их оказание.
Произведем дальнейшее разбиение на подсистемы «Предоставление услуг по ремонту и тюнингу».
Рисунок 3 – Диаграмма декомпозиции «Предоставление услуг по ремонту и тюнингу»
Опишем процессы, представленные на данной диаграмме декомпозиции.
Выдача информации – предоставление информации о услугах автосервиса и заказах.
Услуги по ремонту и тюнингу – предоставление услуг по ремонту и тюнингу.
Осуществления ремонта и тюнинга – сам процесс ремонта и тюнинга.
Конец обслуживания – процесс включает в себя формирование итогового счета с отчетом о проделанной работе.
Оплата счетов – оплата счетов за оказанные услуги.
Далее продолжим декомпозицию диаграммы «Выдача информации».
Рисунок 4 – Диаграмма декомпозиции «Выдача информации»
Опишем процесс «Выдача информации».
Клиент пытается получить информацию об услугах автосервиса, либо о состоянии своего заказа.
Выдача информации об услугах – информация об услугах, предоставляемых автосервисом и доступных в данный момент.
Выдача информации о выполнении заказа – информация о состоянии заказа клиента, его сроках выполнения.
Рисунок 5 – Диаграмма декомпозиции «Услуги по ремонту и тюнингу»
Опишем процесс «Услуги по ремонту и тюнингу».
Перед началом оказания услуг клиент должен заполнить форму, в которой должен указать ФИО клиента, марку машины, номерной знак, ФИО владельца машины, контактный телефон. Затем выбрать тип услуги. Клиенту производят расчет примерной стоимости и сроков выполнения работ. В конце просят подтвердить заказ.
Регистрация клиентов – ввод клиентом необходимых данных для регистрации в системе.
Оформление заказа на осуществление услуг – выбор клиентом необходимых ему типов услуг.
Расчет стоимости и сроков выполнения заказа – расчет системой примерной стоимости выполнения сделанного заказа и даты окончания всех запланированных работ по этому заказу.
Подтверждение заказа – подтверждения клиентом намерения обратиться в автосервис для оказания ему выбранных услуг.
Рисунок 6 – Диаграмма декомпозиции «Конец обслуживания»
При окончании обслуживания клиенту предъявляют итоговый счет за оказанные услуги. Затем клиент должен оплатить данный счет. В конце происходит итоговая проверка машины перед отъездом клиента и возвращение машины владельцу.
Выдача окончательного счета – система формирует итоговый счет за оказанные услуги, исходя из выполненных работ.
Проверка машины – демонстрация клиенту конечного результата проделанных работ.
Выдача автомашины – возврат автомашины клиенту, клиент покидает автосервис.
2.2 Словарь потоков данных
2.2.1 Обращения клиентов – поток данных связанных с клиентом
Состоит из данных:
ФИО клиента – фамилия, имя, отчество клиента, обращающегося в автосервис. Длина 30 символов, тип string.
Марка машины – наименование фирмы производителя, может включать в себя модель машины. Длина 15 символов, тип string.
Номерной знак – числовой и буквенный код на номере машины. Длина 10 символов, тип string.
ФИО владельца машины клиента – фамилия, имя, отчество владельца автотранспортного средства по документам. Длина 30 символов, тип string.
Контактный телефон – номер телефона для связи с клиентом. Длина 11 символов, тип integer.
Номер заказа – номер заказа, полученный клиентом после прохождения процедуры оформления заказа. Длина 10 символов, тип integer.
2.2.2 Выданная информация – информация, выдаваемая по запросу клиента
Состоит из 2 потоков:
2.2.2.1 Информация об услугах – список доступных услуг автосервиса с их характеристиками
Состоит из данных:
Название – название услуги. Длина 10 символов, тип string.
Базовая стоимость – стоимость самих работ без стоимости запчастей. Длина 10 символов, тип integer.
2.2.2.2 Информация о заказе – информация о заказе клиента
Состоит из данных:
Номер заказа – номер заказа, полученный клиентом после прохождения процедуры оформления заказа. Длина 10 символов, тип integer.
Статус заказа – отражает процесс выполнения заказа. Может быть
«в процессе выполнения», «отменен», «выполнен», «выполнен и оплачен».
Дата окончания работ – дата выполнения заказа. Длина 10 символов, тип date.
2.2.3 Данные о заказе – совокупность всех данных о заказе принятом на обработку персоналом
Состоит из данных:
ФИО клиента – фамилия, имя, отчество клиента, обращающегося в автосервис. Длина 30 символов, тип string.
Марка машины – наименование фирмы производителя, может включать в себя модель машины. Длина 15 символов, тип string.
Номерной знак – числовой и буквенный код на номере машины. Длина 10 символов, тип string.
ФИО владельца машины клиента – фамилия, имя, отчество владельца автотранспортного средства по документам. Длина 30 символов, тип string.
Контактный телефон – номер телефона для связи с клиентом. Длина 11 символов, тип integer.
Номер заказа – номер заказа, полученный клиентом после прохождения процедуры оформления заказа. Длина 10 символов, тип integer.
Статус заказа – отражает процесс выполнения заказа. Может быть «в процессе выполнения», «отменен», «выполнен», «выполнен и оплачен»
Дата окончания работ – дата выполнения заказа. Длина 10 символов, тип date.
Тип услуги – тип услуги, оказываемый клиенту. Длина 10 символов, тип string.
2.2.4 Данные клиента – информация о клиенте, вводимая клиентом при регистрации
Состоит из данных:
ФИО клиента – фамилия, имя, отчество клиента, обращающегося в автосервис. Длина 30 символов, тип string.
Марка машины – наименование фирмы производителя, может включать в себя модель машины. Длина 15 символов, тип string.
Номерной знак – числовой и буквенный код на номере машины. Длина 10 символов, тип string.
ФИО владельца машины клиента – фамилия, имя, отчество владельца автотранспортного средства по документам. Длина 30 символов, тип string.
Контактный телефон – номер телефона для связи с клиентом. Длина 11 символов, тип integer.
2.2.5 Начальные данные заказа – информация о заказе для расчета срока, номера и стоимости
Состоит из данных:
ФИО клиента – фамилия, имя, отчество клиента, обращающегося в автосервис. Длина 30 символов, тип string.
Марка машины – наименование фирмы производителя, может включать в себя модель машины. Длина 15 символов, тип string.
Номерной знак – числовой и буквенный код на номере машины. Длина 10 символов, тип string.
ФИО владельца машины клиента – фамилия, имя, отчество владельца автотранспортного средства по документам. Длина 30 символов, тип string.
Контактный телефон – номер телефона для связи с клиентом. Длина 11 символов, тип integer.
Тип услуги – тип услуги, оказываемый клиенту. Длина 10 символов, тип string.
2.2.6 Данные для подтверждения заказа – полная информация о заказе клиента, предоставляемая клиенту для подтверждения своего намерения
Состоит из данных:
ФИО клиента – фамилия, имя, отчество клиента, обращающегося в автосервис. Длина 30 символов, тип string.
Марка машины – наименование фирмы производителя, может включать в себя модель машины. Длина 15 символов, тип string.
Номерной знак – числовой и буквенный код на номере машины. Длина 10 символов, тип string.
ФИО владельца машины клиента – фамилия, имя, отчество владельца автотранспортного средства по документам. Длина 30 символов, тип string.
Контактный телефон – номер телефона для связи с клиентом. Длина 11 символов, тип integer.
Номер заказа – номер заказа, полученный клиентом после прохождения процедуры оформления заказа. Длина 10 символов, тип integer.
Дата окончания работ – дата выполнения заказа. Длина 10 символов, тип date.
Тип услуги – тип услуги, оказываемый клиенту. Длина 10 символов, тип string.
Примерная стоимость – сумма, в которую может обойтись заказ клиенту. Длина 10 символов, тип integer.
2.2.7 Данные о выполненном заказе – информация о заказе для формирования итогового счета
Состоит из данных:
ФИО клиента – фамилия, имя, отчество клиента, обращающегося в автосервис. Длина 30 символов, тип string.
Марка машины – наименование фирмы производителя, может включать в себя модель машины. Длина 15 символов, тип string.
Номерной знак – числовой и буквенный код на номере машины. Длина 10 символов, тип string.
ФИО владельца машины клиента – фамилия, имя, отчество владельца автотранспортного средства по документам. Длина 30 символов, тип string.
Контактный телефон – номер телефона для связи с клиентом. Длина 11 символов, тип integer.
Номер заказа – номер заказа, полученный клиентом после прохождения процедуры оформления заказа. Длина 10 символов, тип integer.
Дата окончания работ – дата выполнения заказа. Длина 10 символов, тип date.
Тип услуги – тип услуги, оказываемый клиенту. Длина 10 символов, тип string.
Дата получения заказа – дата получения заказа для выполнения. Длина 10 символов, тип date.
Номера услуг – номера услуг оказанных клиенту в процессе выполнения заказа. Длина 100 символов, тип integer.
Конечная стоимость – стоимость услуги, учитывая стоимость использованных запчастей и базовую стоимость. Длина 10 символов, тип integer.
2.2.8 Счет – информация о проделанных работах и сумме требуемой оплаты за них
Состоит из данных:
ФИО клиента – фамилия, имя, отчество клиента, обращающегося в автосервис. Длина 30 символов, тип string.
Марка машины – наименование фирмы производителя, может включать в себя модель машины. Длина 15 символов, тип string.
Номерной знак – числовой и буквенный код на номере машины. Длина 10 символов, тип string.
ФИО владельца машины клиента – фамилия, имя, отчество владельца автотранспортного средства по документам. Длина 30 символов, тип string.
Номер заказа – номер заказа, полученный клиентом после прохождения процедуры оформления заказа. Длина 10 символов, тип integer.
Дата окончания работ – дата выполнения заказа. Длина 10 символов, тип date.
Тип услуги – тип услуги, оказываемый клиенту. Длина 10 символов, тип string.
Дата получения заказа – дата получения заказа для выполнения. Длина 10 символов, тип date.
Номера услуг – номера услуг оказанных клиенту в процессе выполнения заказа. Длина 100 символов, тип integer.
Конечная стоимость – стоимость услуги, учитывая стоимость использованных запчастей и базовую стоимость. Длина 10 символов, тип integer.
Общая стоимость – стоимость всего заказа. Длина 10 символов, тип integer.
2.3 Функциональность проектируемого ПО
Данная информационная система будет автоматизировать:
1. Выдачу информации об услугах;
2. Выдачу информации о выполнении заказа;
3. Регистрацию клиентов;
4. Оформление заказа на осуществление услуг;
5. Расчет стоимости и сроков выполнения;
6. Подтверждение заказа;
7. Выдачу окончательного счета.
2.4 Спецификации процессов
2.4.1 Спецификация процесса «Выдача информации об услугах»
@ВХОД = Обращения клиентов
@ВЫХОД = Информация об услугах (название, базовая стоимость)
@СПЕЦПРОЦ Выдача информации об услугах
ВЫПОЛНИТЬ вывести информацию о доступных услугах
ЕСЛИ клиент выбрал печать списка услуг ТО
ВЫПОЛНИТЬ распечатать список услуг
КОНЕЦЕСЛИ
@КОНЕЦ СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА Выдача информации об услугах
2.4.2 Спецификация процесса «Выдача информации о выполнении заказа»
@ВХОД = Обращения клиентов (номер заказа)
@ВХОД = Данные о заказе (номер заказа, срок выполнения, статус заказа)
@ВЫХОД = Информация о заказе (номер заказа, срок выполнения, статус заказа)
@СПЕЦПРОЦ Выдача информации о выполнении заказа
ЕСЛИ Номер заказа введенный клиентом есть в базе ТО
ВЫПОЛНИТЬ вывести информацию о заказе (номер заказа, срок выполнения, статус заказа)
ИНАЧЕ повторить ввод номера заказа клиентом
КОНЕЦЕСЛИ
ЕСЛИ Статус заказа помечен как выполненный ТО
ВЫПОЛНИТЬ перейти к выдаче окончательного счета
КОНЕЦЕСЛИ
@КОНЕЦ СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА Выдача информации о выполнении заказа
2.4.3 Спецификация процесса «Регистрация клиентов»
@ВХОД =Обращения клиентов (ФИО клиента, марка машины, номерной знак, ФИО владельца машины, контактный телефон)
@ВЫХОД = Данные клиента (ФИО клиента, марка машины, номерной знак, ФИО владельца машины, контактный телефон)
@СПЕЦПРОЦ Регистрация клиентов
ВЫПОЛНИТЬ вывести ФОРМУ клиенту, для ее заполнения
ЕСЛИ В ФОРМЕ заполнены ФИО клиента, номерной знак, ФИО владельца машины, контактный телефон ТО
ВЫПОЛНИТЬ запомнить данные клиента и перейти к оформлению заказа
ИНАЧЕ повторить ввод данных
КОНЕЦЕСЛИ
@КОНЕЦ СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА Регистрация клиентов
2.4.4 Спецификация процесса «Оформление заказа на осуществление услуг»
@ВХОД = Данные клиента (ФИО клиента, марка машины, номерной знак, ФИО владельца машины, контактный телефон)
@ВЫХОД = Начальные данные заказа (ФИО клиента, марка машины, номерной знак, ФИО владельца машины, контактный телефон, тип услуги)
@СПЕЦПРОЦ Оформление заказа на осуществление услуг
ВЫПОЛНИТЬ вывести ФОРМУ клиенту, для выбора типа услуг
ЕСЛИ В ФОРМЕ выбран тип услуг ТО
ВЫПОЛНИТЬ запомнить начальные данные заказа и перейти к расчету стоимости и сроков выполнения
ИНАЧЕ повторить ввод данных
КОНЕЦЕСЛИ
@КОНЕЦ СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА Оформление заказа на осуществление услуг
2.4.5 Спецификация процесса «Расчет стоимости и сроков выполнения»
@ВХОД = Начальные данные заказа (ФИО клиента, марка машины, номерной знак, ФИО владельца машины, контактный телефон, тип услуги)
@ВЫХОД = Данные для подтверждения заказа (ФИО клиента, номерной знак, марка машины, ФИО владельца машины, контактный телефон, тип услуги, дата окончания работ, примерная стоимость, номер заказа)
@СПЕЦПРОЦ Расчет стоимости и сроков выполнения
ВЫПОЛНИТЬ произвести расчет сроков выполнения и примерной стоимости и присвоить заказу номер
ВЫПОЛНИТЬ сформировать данные для подтверждения заказа и перейти к подтверждению заказа
@КОНЕЦ СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА Расчет стоимости и сроков выполнения
2.4.6 Спецификация процесса «Подтверждение заказа»
@ВХОД = Данные для подтверждения заказа (ФИО клиента, номерной знак, марка машины, ФИО владельца машины, контактный телефон, тип услуги, сроки выполнения, примерная стоимость, номер заказа)
@ВЫХОД = Данные о заказе (ФИО клиента, номерной знак, марка машины, ФИО владельца машины, контактный телефон, тип услуги, номер заказа, статус заказа)
@СПЕЦПРОЦ «Подтверждение заказа»
ВЫПОЛНИТЬ вывести форму подтверждения заказа
ЕСЛИ ЗАКАЗА подтвержден ТО
ВЫПОЛНИТЬ отметить статус заказа как «в процессе выполнения», сформировать данные о заказе и передать их персоналу автосервиса
ИНАЧЕ
ВЫПОЛНИТЬ отметить статус заказа как «отменен», перейти в режим просмотра информации об услугах
КОНЕЦЕСЛИ
@КОНЕЦ СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА Подтверждение заказа
2.4.7 Спецификация процесса «Выдача окончательного счета»
@ВХОД = Данные о выполненном заказе (ФИО клиента, марка машины, номерной знак, ФИО владельца машины, контактный телефон, тип услуги, номер заказа, номера услуг, конечная стоимость, дата окончания работ, дата получения заказа)
@ВХОД = Обращения клиентов (номер заказа)
@ВЫХОД = СЧЕТ (ФИО клиента, номерной знак, марка машины, ФИО владельца машины, тип услуги, номер заказа, номера услуг, конечная стоимость, общая стоимость, дата окончания работ, дата получения заказа)
@СПЕЦПРОЦ Выдача окончательного счета
ВЫПОЛНИТЬ вывести ФОРМУ клиенту, для ее заполнения
ЕСЛИ В ФОРМЕ заполнены номер заказа ТО
ВЫПОЛНИТЬ вывести ФОРМУ персоналу, для ее заполнения
ЕСЛИ В ФОРМЕ заполнены номера услуг, конечная стоимость ТО
ВЫПОЛНИТЬ сформировать окончательный СЧЕТ за оказание услуг для КЛИЕНТА и вывести его на печать
ИНАЧЕ повторить ввод данных
КОНЕЦЕСЛИ
ИНАЧЕ повторить ввод данных
КОНЕЦЕСЛИ
@КОНЕЦ СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА Выдача окончательного счета
3 СИСТЕМНЫЕ (БИЗНЕС) ТРЕБОВАНИЯ
Системные (бизнес) требования для системы «Автосервис»:
BR-1. Клиент должен иметь возможность оформить заказ на оказание услуг.
BR-2. Клиент должен быть зарегистрирован в системе, чтобы оформить заказ.
BR-3. Клиент должен иметь возможность отменить заказ на любом этапе оформления, пока он не подтвердил его.
BR-4. Персонал автосервиса должен получить заказ для его дальнейшего выполнения.
BR-5. Клиент должен иметь возможность посмотреть список доступных услуг.
BR-6. Клиент должен иметь возможность получить информацию по состоянию его заказа.
BR-7. Персонал автосервиса должен иметь возможность отменить регистрацию на любом этапе.
BR-8. Клиент должен получить окончательный счет за оказание услуг в автосервисе с отчетом о проведенных работах в печатном виде.
BR-9. Персонал автосервиса должен иметь возможность ввести данные о выполненном заказе (номера услуг, стоимость и т.д.) для формирования окончательного счета.
4 СПЕЦИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТИРУЕМОГО ПО
4.1 Распределение требований по субъектам и прецедентам
Перед построением диаграммы прецедентов составим таблицу распределения требований по субъектам и прецедентам:
Таблица 1 – Распределение требований по субъектам и прецедентам
№ | Описание требования | Субъект | Прецедент |
1 | Клиент должен иметь возможность оформить заказ на оказание услуг. | Клиент | Оформление заказа |
2 | Клиент должен быть зарегистрирован в системе, чтобы оформить заказ. | Клиент | Регистрация клиентов |
3 | Клиент должен иметь возможность отменить заказ на любом этапе оформления, пока он не подтвердил его. | Клиент | Оформление заказа |
4 | Персонал автосервиса должен получить заказ для его дальнейшего выполнения. | Персонал автосервиса | Оформление заказа |
5 | Клиент должен иметь возможность посмотреть список доступных услуг. | Клиент | Информация об услугах |
6 | Клиент должен иметь возможность получить информацию по состоянию его заказа. | Клиент | Информация о состоянии заказа |
7 | Персонал автосервиса должен иметь возможность отменить регистрацию на любом этапе. | Персонал автосервиса | Регистрация клиентов |
8 | Клиент должен получить окончательный счет за оказание услуг в автосервисе с отчетом о проведенных работах в печатном виде. | Клиент | Конец обслуживания клиента |
9 | Персонал автосервиса должен иметь возможность ввести данные о выполненном заказе (номера услуг, стоимость и т.д.) для формирования окончательного счета. | Персонал автосервиса | Конец обслуживания клиента |
4.2 Диаграмма прецедентов системы
Рисунок 9 – Диаграмма прецедентов для системы «Автосервис»
Опишем каждый из вариантов использования системы отдельно.
Таблица 2 – Описание варианта использования «Информация об услугах»
Номер | 1 |
Название | Информация об услугах |
Актеры | Клиент |
Краткое описание | Клиент получает информацию об услугах, доступных в автосервисе. |
Предусловия | Система находится в режиме просмотра информации об услугах. |
Постусловия | нет |
Основной поток |
1.0 Информация об услугах 1. Клиент обращается к списку услуг. 2. Система выводит список доступных услуг и их характеристики. 3. Клиент покидает систему. |
Альтернативные потоки |
1.1 Клиент просит вывести информацию на печать (ответвление шага 3) 1. Система выводит список услуг на печать. 2. Возврат к пункту 2. 1.2 Клиент выбирает какую-то из услуг (ответвление шага 3) 1. Система переходит к «Регистрации клиентов» |
Таблица 3 – Описание варианта использования «Регистрация клиентов»
Номер | 2 |
Название | Регистрация клиентов |
Актеры | Клиент, Персонал автосервиса |
Краткое описание | Регистрация клиентов |
Предусловия | Обращение к системе с целью оформления заказа |
Постусловия | Переход к оформлению заказа |
Основной поток |
2.0 Регистрация клиентов 1. Клиент делает запрос на оказание услуги. 2. Система выводит форму регистрации для заполнения данных о клиенте. 3. Клиент заполняет форму, в которой указывает ФИО, марку машины, номерной знак, ФИО владельца машины, контактный телефон. 4. Если все необходимые данные введены, то система посылает данные клиента в базу. 5. Система переходит к оформлению заказа. |
Альтернативные потоки |
2.1 Клиента отказывается от регистрации (ответвление шага 3) 1. Система отменяет регистрацию клиента. 2. Переход в режим просмотра информации об услугах. 2.2 Введены не все данные или введены некорректно (ответвление шага 4) 1. Система попросит повторить ввод недостающих данных. 2. Возврат к пункту 3. 2.3 Персонал автосервиса прекращает регистрацию клиента. 1. Система отменяет регистрацию клиента. 2. Переход в режим просмотра информации об услугах. |
Таблица 4 – Описание варианта использования «Оформление заказа»
Номер | 3 | ||||||||||||||||
Название | Оформление заказа | ||||||||||||||||
Актеры | Клиент, персонал автосервиса | ||||||||||||||||
Краткое описание | Клиент оформляет заказ на оказание ему услуг. | ||||||||||||||||
Предусловия | Клиент заполнил форму регистрации, клиент курсовые - 700 р.
Работы, похожие на Курсовая работа: Автоматизация автосервиса
|