Контрольная работа: "Тихий Дон" М. Шолохова как роман-эпопея
Контрольная работа
по курсу История русской литературы ХХ века
на тему: «Тихий Дон» М.Шолохова как роман-эпопея
Зимняя сессия 2008/09
студентки 6 курса заочного отделения
филологического факультета
спец.русская филология
Петревич (Моралевич) Ю.К.
к.ф.н. доц. Симонова Т.Г.
Роман, детализированное повествование, которое, как правило, создает впечатление рассказа о реальных людях и событиях, на самом деле таковыми не являющихся. Какого бы объема он ни был, роман всегда предлагает читателю развернутое в цельном художественном пространстве действие, а не какой-то один эпизод или яркий момент. Роман является мощной литературной формой, позволяющей выразить социальный опыт людей, их мечты, их стремление к познанию мира.
Роман-эпопея - разновидность романа с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни, изучает отдельные личности, предлагает собственную социальную психологию классов и групп, содержит впечатляющие символы, в которых выражается отношение автора к целому образу жизни. В романе-эпопее встречаются и элементы философии, и эксперименты с формой, но главным в нем является раскрытие значений, принципов и стилей социального поведения, которые управляют жизнями людей. Герой романа-эпопеи узнает по ходу действия механизм социального продвижения, а также собственное место в общем устройстве мира. Этот гибридный жанр не получил широкого распространения в мировой литературе, но он тем не менее представляет вершину художественно-эстетической трактовки мира и человека. Романом он называется потому, что там присутствует воля личности, существует персонаж, который олицетворяет собой вершину человеческого духа. С другой стороны, эпопея – это разновидность эпоса, в котором прямо выражены коллективные, национально-исторические и государственные идеи времени. В том жанре, который называется романом-эпопеей, присутствует «равенство» сил, воздействующих на происходящий процесс.
Рождение романа-эпопеи связано с событиями русской истории, имеющими мировое значение. Первая русская революция 1905 года, мировая война 1914 - 1918 годов. Октябрьская революция, гражданская война, период мирного строительства вызвали стремление художников слова создать произведения широкого эпического охвата. Характерно, что в 20-е годы почти од- повременно стали работать М. Горький над эпопеей «Жизнь Клима Самгина», А. Н. Толстой над эпопеей «Хождение по мукам», М. Шолохов обратился к созданию эпопеи «Тихий Дон».
Создатели эпических полотен опирались на традиции русских классиков, на такие произведения о судьбах народных, как «Капитанская дочка», «Тарас Бульба», «Война и мир». В то же время авторы были не только продолжателями традиций классической литературы, но и новаторами, ибо воспроизводили такие преобразования в жизни народа и Родины, которых не могли видеть великие художники прошлого.
Будучи классиком советской литературы, представителем т. н. «социалистического реализма», обласканным властями как в сталинские, так в хрущевские и брежневские времена, лауреат Сталинской и Ленинской премий, Герой Социалистического Труда, М. Шолохов во многом — загадочная, полулегендарная личность. Из советских писателей-ортодоксов он единственный удостоился присуждения Нобелевской премии.
В то же время произведение, за которое писателю присуждена была награда,— роман «Тихий Дон» — породил массу слухов и версий, составивших «шолоховский вопрос», иначе — вопрос о том, кто является автором великого произведения.
Скептикам трудно было поверить в то, что 23-летний писатель (первая часть романа была написана в 1928 году) мог создать такое содержательное, эпохальное по значению произведение, повествующее о жизни донского казачества в начале XX века, в пору Первой мировой войны, революции, гражданской войны. М. Шолохов не принадлежал к казацкому сословию, не участвовал в империалистической войне, не знал белоказачьего движения «изнутри», не мог относиться к нему с сочувствием, как это наблюдается в романе,— такие приводились аргументы. Возможным автором «Тихого Дона» назывался казацкий писатель Федор Крюков (1870—1920), участник белогвардейского движения на Дону.
Текстологический анализ романа, произведенный на компьютере, доказал с большой долей вероятности авторство М. Шолохова. И все же литературоведы не исключают, что, возможно, М. Шолохову в свое время попал в руки дневник Ф. Крюкова, который он использовал при создании романа.
Роман-эпопея «Тихий Дон» занимает особое место в истории русской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорного труда отдал Шолохов его созданию. М. Горький видел в романе воплощение огромного таланта русского народа.
«Тихий Дон» — художественная энциклопедия истории, быта, психологии казачества. Писатель прочувствовал и передал социальный статус и характер казака — хлебороба и воина. Причину белогвардейского движения на Дону прозаик усматривает в кровной обиде, нанесенной казачьей вольнице Советами, «красными». Он не скрывает и предрассудков, даже пороков казачества: ненависть к иноверцам, инородцам, политическим вольнодумцам.
Центр художественного мира «Тихого Дона» — хутор Татарский, курень Мелеховых. Как и У. Фолкнер, Г. Гарсиа Маркес, М. Шолохов смог в локальном художественном пространстве воспроизвести драму человеческой цивилизации в XX веке.
Первая мировая война изображается Шолоховым как народное бедствие, и старый солдат, исповедуя христианскую мудрость, советует молодым казакам: «Помните, одно хочешь живым быть, из смертного боя живым выйти надо человечью правду блюсть...»
Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны, калечащей людей и физически, и нравственно. А. Серафимович писал о героях Тихого Дона ...люди у него не нарисованные, не выписанные, это не на бумаге. В образах-типах, созданных Шолоховым, обобщены глубокие и выразительные черты русского народа. Изображая мысли, чувства, поступки героев, писатель не обрывал, а обнажал нити, ведущие к прошлому.
Она раскрывается через показ трагической судьбы Григория Мелехова — казака, прошедшего через Первую мировую и гражданскую войну. Мелехов становится жертвой истории, революции, в которой, как говорили ее идеологи, нет «третьего пути». Мелехов как раз и пытался найти этот третий путь, руководствуясь в своих поступках собственным казацким кодексом чести.
Из лагеря белых Мелехов переходит к красным — казалось бы, по канонам советского искусства в этом месте можно было поставить жирную точку. Но писатель-реалист заставляет Мелехова уйти и от красных — герой не приемлет морального насилия над собой, да и не вписывается он в советскую систему и здесь не чувствует себя «своим». Григорий Мелехов — человек, который «стал на грань». Человеческая индивидуальность ценнее и выше политической борьбы, но она ломается в последней. В этом суть трагедии Мелехова. Григорий Мелехов – личность незаурядная, казак с турецкой кровью, командир белой дивизии, а затем и красной конницы, получивший 14 ранений и полный комплект боевых наград. Григорий Мелехов индивидуализировался автором, наделялся «особыми приметами». Даже удар, делавший Григория неуязвимым в бою, был особым – не правой, а левой: с детства левша, Григорий научился одинаково хорошо владеть обеими руками. Двурукость символически передавала самое существо судьбы Мелехова – «от красных отбился, к белым не пристал». Григорий не определился в своей «классовой позиции», не сделал выбора между воюющими сторонами.
Григорий потерял почти все — жену Наталью, свою возлюбленную Аксинью. В одной из финальных сцен Мелехов, похоронив Аксинью, подымает глаза и видит в небе черное солнце. Этот эпизод свидетельствует о великолепном таланте Шолохова-художника.
Любовный треугольник «Григорий — Наталья — Аксинья» изображен автором с большим психологическим мастерством и смелостью. Любовные сцены предельно открыты, порой натуралистичны. Начало романа Григория и Аксиньи вообще брутально: Мелехов берет женщину силой, вскидывает на плечо, как овцу, и несет в кусты.
Судьба Мелехова символизирует судьбу народа: этот мужественный, горячий и искренний человек вместе со всем казачеством испытывает мучительные колебания в выборе "правильного" пути, переходя несколько раз из лагеря в лагерь. Важно отметить, что он не просто пассивно "плывет по течению", а пытается в безвыходных обстоятельствах найти "свою правду"; когда же это не получается - чувствует собственную ответственность за происходящее: "Неправильный у жизни ход, и может, и я в этом виноватый". Трагедия героя, как и трагедия народа, состоит в том, что в ситуации общенациональной катастрофы единственного "правильного" пути нет и быть не может. Григорий честно проходит свой путь, но ему суждена роковая судьба: в конце концов, потеряв почти всех родных и близких ему людей, он оказывается в состоянии неопределенного "равновесия"; о том, что ждет героя в будущем, читатель может лишь догадываться.
Шолохов создал образ сильной личности, главное качество которой - искренность и стихийное правдоискательство. Поскольку Григорий Мелехов занимает центральное место в системе образов романа, автор по ходу сюжета "сталкивает" его с персонажами, которые представляют все важнейшие силы эпохи: это большевики и сочувствующие им казаки, руководители контрреволюционных сил на Дону, рядовые солдаты, средние и высшие офицеры. Чаще всего читатель именно глазами Григория видит происходящие события: повествователь, рисуя происходящее, нередко передает точку зрения героя, а речь повествователя по стилю "сближается" с колоритной речью Григория, в которой немало специфически диалектных слов. Мелехов - простой казак, он не очень склонен к самоанализу: его внутренний мир выражается больше через внешнее действие, через поступки. Вместе с тем, взрослея и переживая все новые и новые драматические ситуации, пытаясь отыскать правильный путь, Григорий все чаще задумывается над ходом жизни и дает оценку событиям.
Мелехов вызывает симпатии читателя в первую очередь своей абсолютной искренностью. За свои ошибки он расплачивается очень дорого. Так, уступив родителям и женившись на нелюбимой Наталье, он обречен его всю жизнь метаться между двумя женщинами: доброй, честной и преданной женой, матерью двоих его детей, - и страстно любимой красавицей Аксиньей Астаховой. В этой личной драме как бы "повторены" колебания Григория между двумя политическими лагерями. Шолохов не поддался давлению тех, кто пытался "уговорить" его сделать героя красноармейцем, но и не привел Мелехова к гибели, оставив ему хотя бы маленькую надежду на возрождение. Писатель чувствовал, что трагической атмосфере романа больше всего соответствует состояние "неустойчивого равновесия" героя - и провел эту линию до конца. В общем, нет никаких оснований для того, чтобы "домысливать" судьбу шолоховского героя в "благополучном" направлении. С ним может случиться все - однако жизнь продолжает идти вперед и продолжает течь Дон, вновь вошедший в прежнее русло.
Через пятнадцать лет после завершения романа, мотивы "Тихого Дона" будут повторены Шолоховым в рассказе "Судьба человека" (1956 г.); центральный образ рассказа - холодная весенняя степь, залитая талой водой, и в этом огромном пустом пространстве - два человека: главный герой Андрей Соколов, потерявший семью и прошедший через тяжелейшие испытания Второй мировой войны, и чужой для него мальчик-сирота, которого он назвал своим сыном. Жизнь, по существу, должна начаться заново, и какой она будет - неизвестно. Перед лицом страшной судьбы человек с неимоверным трудом должен искать в себе силы, чтобы остаться человеком и продолжать жить по-человечески.
Шолоховские пейзажи, описания казацкого быта, батальные и исторические эпизоды выполнены с эпическим размахом, крупными, сочными «мазками». Проявляется особый, присущий одному Шолохову юмор — порой грубоватый, не сдерживаемый условными нормами.
Герои романа – Кошевые, Мелеховы, Коршуновы, Астаховы – казаки, особое военно-земледельческое сословие России, созданное по указу Екатерины II, не причисленное ни к крестьянству, ни к дворянству. Своеобразные обычаи самоуправления и поведения, особый быт, язык, привычки, отличавшие казачью вольницу, – подлинная область художественного исследования автора.
Однако, даже выходя в "большую" историю, обращаясь к событиям, которые влияют на ход общемирового исторического процесса, автор "Тихого Дона" не забывает о "частной" жизни своих героев; перемены, которые происходят в бытовых и семейных взаимоотношениях казаков, отражают те процессы, что идут в "большой" истории.
Казаки, которые традиционно воспринимали себя как отдельную "нацию", вначале полагают, что социальные конфликты в России не имеют к ним отношения. Когда в 1917 г. после Февральской революции фронт разваливается и назревает Октябрьский переворот, уставшие от войны казаки не желают вмешиваться в эти события и уходят на Дон. Однако, как говорит автор, "у порогов куреней караулили их горшие беды и тяготы, чем те, которые приходилось переносить на пережитой войне". Неумолимая логика истории ставит каждого из них перед выбором. С началом гражданской войны нация оказывается расколотой надвое; народ становится заложником непримиримой вражды "верхов" - борющихся партий и течений: и ни та, ни другая сторона на самом деле не хочет мира как компромисса, а надеется "победить" единолично, не понимая, что в гражданской войне, в сущности, не может быть победителя. В конце романа красные и белые действуют с одинаковой жестокостью и одинаковыми средствами, и эта жестокость переходит на "бытовой" уровень, разрушает некогда цельное казацкое сообщество. Недаром один из шолоховских персонажей, имея в виду обе борющихся стороны, говорит: "Все мы душегубы".
Жестокость становится привычным состоянием людей. В "Тихом Доне" немало сцен насилия, убийств - индивидуальных и массовых. Когда во время антибольшевистского Вёшенского восстания казаки расстреливают пленных красноармейцев, Григорий Мелехов, сам еще недавно служивший в Красной армии, встречается с Подтелковым - одним из руководителей Советской власти на Дону, также попавшим в плен и ожидающим расстрела. Увидев его в рядах восставших, Подтелков с ненавистью спрашивает: "Что же, расстреливаешь братов? Обвернулся?.. И нашим и вашим служишь? Кто больше даст?". В ответ Григорий напоминает, как сам Подтелков приказывал расстреливать пленных: "Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли? По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отрыгивается! Ну, не тужи! Не одному тебе чужие шкуры дубить! Отходился ты, председатель Донского Совнаркома!"
В междоусобной войне, как показывает Шолохов, на первый план выходит чувство мести, которое подменяет какие бы то ни было представления о справедливости; поэтому жертвы - с чьей бы стороны они ни приносились - вызывают у автора "Тихого Дона" одинаковое сочувствие. Один из самых жутких эпизодов романа - расправа над коммунистами из бывшего красного Сердобского полка. "Тридцать верст шли по сплошным хуторам, встречаемые на каждом хуторе толпами истязателей. Старики, бабы, подростки били, плевали в опухшие, залитые кровью и темнеющие кровоподтеками лица пленных коммунистов, бросали камни и комки сохлой земли, засыпали заплывшие от побоев глаза пылью и золой. Особенно свирепствовали бабы, изощряясь в самых жесточайших пытках. Двадцать пять обреченных шли сквозь строй. Под конец они уже стали неузнаваемыми, не похожими на людей - так чудовищно обезображены были их тела и лица, иссиня-кровяно-черные, распухшие, изуродованные и вымазанные в смешанной с кровью грязи".
Роман-эпопея в литературоведении рассматривается как жанр, который в художественной форме позволяет решать следующие задачи: дать в произведении широкую, даже всестороннюю картину мира, срез целой эпохи, преломленной как в грандиозных исторических событиях, так и в судьбах отдельных героев и их семей; ответить на сложные вопросы о закономерностях исторического процесса и явлений народной жизни.
Роман-эпопея Л. Толстого «Война и мир» стало уникальным в литературе XIX века по степени охвата действительности. В нем соединены быт отдельного человека и жизнь народа, эпохальные исторические события и духовные поиски частных лиц, великих и неизвестных, реальных и вымышленных, глубокий психологизм и глубина авторских размышлений. Все это и делает его романом-эпопеей. Прошло менее ста лет, и русская литература подарила миру книгу, автор которой творчески осмыслил традиции Л. Толстого уже на новом историческом этапе. Роман-эпопея «Тихий Дон» М. Шолохова продолжил и развил толстовские традиции изображения крупных исторических событий в их преломлении в судьбах целого ряда героев.
Высказывание Горького о том, что коммунизм породит новых Шекспиров и Гомеров, исполнилось лишь в части трагедийного содержания. Как следствие — нивелировка жанровых признаков эпопеи и отнесение к ней всего, что запечатлевает эпохальные события времени: «Цемент» Ф. В. Глад-кова, «Жизнь Клима Самгина» А. М. Горького, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» М. А. Шолохова, дилогия В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба», «Красное колесо» А. И. Солженицына и другие. Роднит их взаимодействие с «памятью жанра» эпопеи, исходы которого оказываются различными.
В эпопее «Тихий Дон» злоключения героев проходят на фоне трагической реальности, связывающей воедино природное и человеческое. В их жизни прекрасное и безобразное переплетено настолько, что нарушает привычные нормы. По мнению В. А. Беглова, жанрообразующие признаки романа оказались в «Тихом Доне» устойчивее и целостнее других, однако и они не смогли вытеснить проявления в нем признаков эпопеи трагедии.
«Тихий Дон» – грандиозный роман-эпопея, принесший Михаилу Шолохову Нобелевскую премию. Масштабное повествование о судьбе донского казачества в самый противоречивый, переломный период нашей страны – годы Первой мировой, революции и Гражданской войны, – и увлекательная «семейная сага» о любви, ненависти и предательстве. Книга, о которой говорят и спорят по сей день. Каждое поколение по-новому прочитывает этот роман, по-новому истолковывает характеры героев, истоки их трагедии.
Литература
1. Бахтин М.М. Из предыстории романного слова // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Худож. лит., 1975. - с. 408-446
2. Беглов В.А. Эпопея в русской литературе. – М.: Аким ООО Издатель-ство Серия «Классика жанра», 2005.
3. Бирюков Ф. Г. Художественные открытия Михаила Шолохова. М., 1976.
4. Гура В. В. Как создавался "Тихий Дон". М., 1989.
5. Загадки и тайны "Тихого Дона". Самара, 1996.
6. Колодный Л. Е. Кто написал "Тихий Дон"? М., 1995.
7. Кто написал "Тихий Дон"?: Проблема авторства "Тихого Дона". М., 1989.
8. Литвинов В. М. Вокруг Шолохова. М., 1991.
9. Осипов В. Тайная жизнь Михаила Шолохова┘: Документальная хроника без легенд. М., 1995.
10. Сатарова Л. Г. Человек и природа в романе М. Шолохова "Тихий Дон". Воронеж, 1989.
11. Семанов С. И. В мире "Тихого Дона". М., 1987.
12. Хьетсо Г., Густавссон С., Бекеман Б., Гил С. Кто написал "Тихий Дон"? М., 1989.