Реферат: Информатизация общества и молодежь
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
Тема:
«Информатизация общества и молодежь»
Тольятти 2010
Введение
Информатизация общества – глобальный, общецивилизационный процесс активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов. В процессе информатизации общества происходит преобразование традиционного технологического способа производства и образа жизни в новый постиндустриальный, на основе использования кибернетических методов и средств.
Социальные предпосылки информатизации – это то, что должно быть в обществе, чтобы началось успешное развертывание процессов информатизации. Социальные условия информатизации – это реальная обстановка, в которой происходит процесс информатизации. Социальные последствия информатизации – реальные и прогнозируемые изменения в обществе, происходящие под влиянием информатизации.
Необходимо отметить, что понятие «социальное» трактуется в широком и в узком смысле слова:
– «социальное» в широком смысле слова тождественно понятию «общественное». Рассмотрение в этом смысле условий и предпосылок информатизации – это анализ реального и необходимого состояния всех сфер жизни общества с точки зрения их готовности воспринять и развивать информатизацию;
– «социальное» в узком смысле слова. При этом подходе рассматриваются информационные особенности существования различных социальных групп, уровень их готовности к процессу информатизации, а также изучается социальная структура в ее соотношении с процессом информатизации.
Цель информатизации – улучшение качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда.
1. Развитие вычислительной техники
Информатизация – это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьезных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.
Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. В информационном обществе изменяется не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастает значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. В информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Материальной и технологической базой информации общества, станут различного рода системы, на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.
Информатизация общества – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов
Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.
Цель информатизации – улучшение качества жизни людей за счет повышения производительности и облегчения условий их труда.
Основными критериями развитости информационного общества являются следующие:
– Наличие компьютеров;
– Уровень развития компьютерных сетей;
– Владение информационной культурой, т.е. знаниями и умениями в области информационных технологий;
Появление и развитие компьютеров – это необходимая составляющая процесса информатизации общества. Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Для обеспечения доступности общения с компьютером на естественном языке он будет оснащен средствами мультимедиа, в первую очередь аудио – и видео – средствами. В перспективе портативные компьютеры должны стать более миниатюрными, при том быстродействие их микропроцессоров должно быть таким, как на современных суперЭВМ. Они должны иметь плоский дисплей с хорошей разрешающей способностью. Их внешние запоминающие устройства – магнитные диски – будут портативными, иметь емкость более 100 Гбайт.
Для обеспечения качественного и повсеместного обмена информацией между компьютерами будут использоваться новые каналы связи:
– Инфракрасные каналы в пределах прямой видимости.
– Телевизионные каналы.
– Беспроводная технология высокоскоростной цифровой связи на частоте 10 Мгц.
Важнейшей составной частью информационной культуры современного человека является коммуникативная культура с использованием современных информационных технологий. Развитие сетевых информационных технологий сделало информационные ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет потенциально доступными большинству человечества. Умение получать необходимую информацию из сети становится неотъемлемой частью информационной культуры человека.
Таким образом, человек обладает информационной культурой, если:
– имеет представление об информации и информационных процессах, устройстве компьютера и его программном обеспечении;
– умеет использовать информационное моделирование при решении задач с помощью компьютера;
– умеет с достаточной скоростью вводить информацию с клавиатуры и работать с графическим интерфейсом программ с помощью мыши;
– умеет создавать и редактировать документы, в том числе мультимедийные презентации;
– умеет обрабатывать числовую информацию с помощью электронных таблиц;
– умеет использовать базы данных для хранения и поиска информации;
– умеет использовать информационные ресурсы компьютерной сети;
– знает и не нарушает законы об авторских правах на компьютерные программы;
– соблюдает этические нормы при публикации информации в Интернете и в процессе общения с помощью Интернета.
2. Основные этапы развития вычислительной техники
Под информатизацией общества понимают реализацию комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования членами общества достоверной информации, что в значительной мере зависит от степени освоения и развития новых информационных технологий.
Некоторые характерные черты информационного общества:
– решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;
– обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;
– главной формой развития станет информационная экономика;
– в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;
– информационные технологии охватывают все сферы социальной деятельности человека;
– с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации.
Один из этапов перехода к информационному обществу – компьютеризация общества, где основное внимание уделяется развитию и внедрению компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.
Основной инструмент компьютеризации – ЭВМ (или компьютер). Человечество проделало долгий путь, прежде чем достигло современного состояния средств вычислительной техники.
Основными этапами развития вычислительной техники являются:
I. Ручной – с 50-го тысячелетия до н.э.;
II. Механический – с середины XVII века;
III. Электромеханический – с девяностых годов XIX века;
IV. Электронный – с сороковых годов XX века.
Ручной период автоматизации вычислений начался на заре человеческой цивилизации. Он базировался на использовании пальцев рук и ног. Счет с помощью группировки и перекладывания предметов явился предшественником счета на абаке – наиболее развитом счетном приборе древности. Аналогом абака на Руси являются дошедшие до наших дней счеты. Использование абака предполагает выполнение вычислений по разрядам, т.е. наличие некоторой позиционной системы счисления.
В начале XVII века шотландский математик Дж. Непер ввел логарифмы, что оказало революционное влияние на счет. Изобретенная им логарифмическая линейка успешно использовалась еще пятнадцать лет назад, более 360 лет прослужив инженерам. Она, несомненно, является венцом вычислительных инструментов ручного периода автоматизации.
Развитие механики в XVII веке стало предпосылкой создания вычислительных устройств и приборов, использующих механический способ вычислений. Вот наиболее значимые результаты, достигнутые на этом пути.
1623 г. – немецкий ученый В. Шиккард описывает и реализует в единственном экземпляре механическую счетную машину, предназначенную для выполнения четырех арифметических операций над шестиразрядными числами.
1642 г. – Б. Паскаль построил восьмиразрядную действующую модель счетной суммирующей машины. Впоследствии была создана серия из 50 таких машин, одна из которых являлась десятиразрядной. Так формировалось мнение о возможности автоматизации умственного труда.
1673 г. – немецкий математик Лейбниц создает первый арифмометр, позволяющий выполнять все четыре арифметических операции.
Английский математик Чарльз Бэббидж (Charles Babbage, 1792–1871) выдвинул идею создания программно-управляемой счетной машины, имеющей арифметическое устройство, устройство управления, ввода и печати. Первая спроектированная Бэббиджем машина, разностная машина, работала на паровом двигателе. Она заполняла таблицы логарифмов методом постоянной дифференциации и заносила результаты на металлическую пластину. Работающая модель, которую он создал в 1822 году, была шестиразрядным калькулятором, способным производить вычисления и печатать цифровые таблицы. Второй проект Бэббиджа – аналитическая машина, использующая принцип программного управления и предназначавшаяся для вычисления любого алгоритма. Проект не был реализован, но получил широкую известность и высокую оценку ученых.
Аналитическая машина состояла из следующих четырех основных частей: блок хранения исходных, промежуточных и результирующих данных (склад – память); блок обработки данных (мельница – арифметическое устройство); блок управления последовательностью вычислений (устройство управления); блок ввода исходных данных и печати результатов (устройства ввода / вывода).
Одновременно с английским ученым работала леди Ада Лавлейс (Ada Byron, Countess of Lovelace, 1815–1852). Она разработала первые программы для машины, заложила многие идеи и ввела ряд понятий и терминов, сохранившихся до настоящего времени.
Электромеханический этап развития ВТ явился наименее продолжительным и охватывает около 60 лет – от первого табулятора Г. Холлерита до первой ЭВМ «ENIAC».
1887 г. – создание Г. Холлеритом в США первого счетно-аналитического комплекса, состоящего из ручного перфоратора, сортировочной машины и табулятора. Одно из наиболее известных его применений – обработка результатов переписи населения в нескольких странах, в том числе и в России. В дальнейшем фирма Холлерита стала одной из четырех фирм, положивших начало известной корпорации IBM.
Начало – 30-е годы XX века – разработка счетноаналитических комплексов. Состоят из четырех основных устройств: перфоратор, контрольник, сортировщик и табулятор. На базе таких комплексов создаются вычислительные центры.
В это же время развиваются аналоговые машины.
1930 г. – В. Буш разрабатывает дифференциальный анализатор, использованный в дальнейшем в военных целях.
1937 г. – Дж. Атанасов, К. Берри создают электронную машину ABC.
1944 г. – Г. Айкен разрабатывает и создает управляемую вычислительную машину MARK-1. В дальнейшем было реализовано еще несколько моделей.
1957 г. – последний крупнейший проект релейной вычислительной техники – в СССР создана РВМ-I, которая эксплуатировалась до 1965 г.
Электронный этап, начало которого связывают с созданием в США в конце 1945 г. электронной вычислительной машины ENIAC.
В истории развития ЭВМ принято выделять несколько поколений, каждое из которых имеет свои отличительные признаки и уникальные характеристики. Главное отличие машин разных поколений состоит в элементной базе, логической архитектуре и программном обеспечении, кроме того, они различаются по быстродействию, оперативной памяти, способам ввода и вывода информации и т.д.
ЭВМ пятого поколения должны удовлетворять следующим качественно новым функциональным требованиям:
1) обеспечивать простоту применения ЭВМ путем эффективных систем ввода / вывода информации, диалоговой обработки информации с использованием естественных языков, возможности обучаемости, ассоциативных построений и логических выводов (интеллектуализация ЭВМ);
2) упростить процесс создания программных средств путем автоматизации синтеза программ по спецификациям исходных требований на естественных языках; усовершенствовать инструментальные средства разработчиков;
3) улучшить основные характеристики и эксплуатационные качества ЭВМ, обеспечить их разнообразие и высокую адаптируемость к приложениям.
3. Молодёжь в Российской Федерации
Сегодня молодёжь РФ – это 39,6 миллионов молодых граждан – 27% от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года №1760-р, к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет.
Результаты некоторых исследований показывают, что молодёжь в целом аполитична. В выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, лишь 33 процента молодых граждан в возрасте до 35 лет интересуются политикой. Только 2,7 процента молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций. Вместе с тем за последние годы возросло число молодёжных политических организаций: «Мы», Молодёжное движение «Наши», «Молодая гвардия Единой России», которые наряду с возрождёнными в начале 90-х годов молодёжными коммунистическими организациями и молодёжным крылом «Яблока» и ЛДПР составляют пёструю палитру ярких и шумных политических молодёжных структур. Их деятельность зачастую сводится к акциям, ориентированных на привлечение внимания СМИ.
В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодёжь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако в настоящий момент 35 процентов молодых людей в возрасте 18–35 лет испытывает раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51 процент одобрили бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп.
По данным исследования проведённого в июле 2004 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) молодые люди в возрасте 18–24 лет считают кумирами современной российской молодёжи поп- и рок-звёзды, представители «золотой» молодёжи (52%), успешные бизнесмены, олигархи (42%), спортсмены (37%). В.В. Путин (14%). [4]
Абсолютное большинство опрашиваемых, которые считают, что здоровый образ жизни зависит скорее от собственных усилий самого человека исходят из того, что превращение России в страну здорового образа жизни состоится лишь когда-нибудь в далёком будущем (65,9%). Симптоматично для современной России то, что количество респондентов, в принципе не верящих в то, что Россия станет страной здорового образа жизни (22,4%) почти в два раза превышает ту часть опрашиваемых, которые ответили на этот вопрос – «да, и довольно скоро».
Каждый второй молодой человек в России в возрасте 14–30 лет учится. Большинство учащихся общеобразовательных школ по их окончании планирует поступить в вузы, каждый пятый – на работу и каждый седьмой – в колледж. В ближайшей перспективе почти столько же молодых людей намереваются поступить на работу. В более отдаленном будущем планируют учиться в профессиональных учебных заведениях лишь отдельные школьники.
Структура приема по всем формам высшего профессионального обучения в начале XXI века характеризовалась следующими показателями: на экономические специальности принято более 27% от общего количества зачисленных на 1 курс, на инженерно-технические – 31%, сельскохозяйственные – 4%, экологические – 1%, естественнонаучные – 5%, гуманитарные – 18%, просвещения – 6%, медицины – 3%, культуры и искусства – 2%. В государственные вузы на основе полного возмещения затрат в 1995 г. было принято 93,5 тыс. человек, в 2000 г. эта цифра возросла до 553,5 тыс. человек, что составило 48,5% от общего количества зачисленных на I курс.
В отличие от молодежи западных стран, возраст вступления которой во взрослую жизнь объективно повышается, российской молодежи приходится вступать в социально-экономические отношения значительно раньше. При этом различные отрасли экономики будут принимать молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. И если в сфере услуг и предпринимательства молодежь составляет уже сегодня и будет составлять значительный процент работающих, то в социальной бюджетной сфере и сфере государственного и муниципального управления доля молодых работников сегодня незначительна и не сможет обеспечить преемственности в передаче функций в будущем.
По характеру труда в материальном производстве молодежь распределилась следующим образом: 89,8% работают по найму, 2,7% владеют бизнесом с наемным трудом, 2,2% работают по найму и имеют собственный бизнес, 2,5% заняты индивидуально-трудовой деятельностью, 5,5% другими видами деятельности (мелкая коммерция, работа в личном подсобном и домашнем хозяйстве). То есть подавляющее большинство молодежи в материальном производстве составляет наемную рабочую силу.
В целом достаточно высок уровень образования молодежи в материальном производстве. 61,6% занятых в этой сфере имеют не только профессию, но и профессиональное образование, что свидетельствует о высоком воспроизводственном потенциале молодежи. фактором воспроизводства данной сферы. Она выступает основным источником пополнения рядов интеллигенции, составляющей ядро среднего класса. Российские предприниматели при найме работников в среднем также отдают определенное предпочтение лицам более молодых возрастов. Более того, при условии открытого найма (объявлении о вакансиях или обращении в рекрутинговые агентства) многие работодатели оговаривают, что принимают заявки на трудоустройство только от лиц, моложе определенного возраста. В итоге в целом в России в настоящее время возможности трудоустройства у молодёжи гораздо больше, чем у лиц средних и старших возрастов, даже несмотря на отсутствие у молодёжи опыта работы.
4. Молодёжь в странах Европейского союза
Несмотря на то, что в странах Европейского союза ярко выражается общая мировая тенденция к старению населения в развитых странах, Старый Свет остается сравнительно молодым.
По данным доклада докладе Детского фонда ООН четырём странам – Швеции, Великобритании, Нидерландам и Италии – удалось сократить уровень юношеской смертности, связанной с несчастными случаями. В этих государствах в год погибает меньше 10 молодых людей на каждые 100 тысяч жителей моложе 19 лет. В других странах этот показатель – 20 на 100 тысяч. В исследовании говорится, что если бы все страны предприняли такие же решительные меры, направленные на предотвращение несчастных случаев среди детей и молодежи, как Швеция, то в год в богатых странах удалось бы предотвратить 12 тысяч смертей.
В Швеции высшее образование является бесплатным. Однако материальные расходы, связанные с обучением и проживанием студентам приходится покрывать самим. Так же как и в России, шведские студенты имеют определенные льготы на транспорт, посещение музеев, кино, дискотек, клубов и покупку учебников. Студентам из малоимущих семей шведский банк ежегодно выплачивает беспроцентную ссуду в размере 7200 шведских крон, что в пересчете на евро составляет 720 евро. Этого вполне может хватить на скромное существование: покупка учебников в семестр обходится в 750–1000 крон, а проживание в студенческих комнатах варьируется от 2000 до 3000 крон (в зависимости от города).
Получение высшего образования в Великобритании осуществляется на платной основе. Плата за обучение не зависит от местоположения вуза, его престижа или выбранного направления обучения и составляет 12500 фунтов стерлингов в год. При поступлении в вуз иногородний студент имеет всегда гарантированное место в общежитии, плата за которое в Лондоне равна 70 фунтам в неделю. Новые учебники в среднем стоят 50 фунтов, а цена на учебники, бывшие в употреблении может составлять 20 фунтов. Если молодой человек или девушка захочет, поступив в вуз жить отдельно от родителей, то на основе определенного запроса районная администрация выдает стипендию, что составляет 3000 фунтов стерлингов в год. Половину этих денег будет стоить оплата отдельной квартиры. Дети из малоимущих или неполных семей также могут претендовать на получение стипендий от районных администраций. Самая большая стипендия, которую можно получить составляет 20000 фунтов стерлингов. Кроме того, в Великобритании существует практика беспроцентных банковских ссуд на обучение, выплата которых начинается с первого дня устройства на постоянную работу.
Согласно статистическим данным Евростата по состоянию на июнь 2005 года, уровень молодежной безработицы в Австрии на протяжении последнего года вырос на 1 процент и в настоящее время составляет приблизительно 10 процентов. С ещё более высокими показателями молодежной безработицы столкнулись Венгрия (16 процентов), Словакия (25 процентов) и Словения (13 процентов). Молодые люди ощущают на себе всевозрастающее давление, заставляющее их вступить в конкурентную борьбу на глобализирующемся рынке труда. Однако, как подчеркивается на страницах Всемирного доклада о положении молодежи, именно молодые люди проявляют наибольшую гибкость и, судя по всему, обладают наибольшими способностями, позволяющими им адаптироваться и воспользоваться новыми возможностями, которые предоставляет в наше распоряжение процесс глобализации.
5. Современная молодежь и интернет
Технический прогресс не стоит на месте, он постоянно развивается, изобретают новые вещи, совершенствуются старые. Одним из таких изобретений и стал Интернет.
Интернет – это всемирная компьютерная сеть, соединяющая вместе тысячи сетей, включая сети вооруженных сил и правительственных организаций, образовательных учреждений, благотворительных организаций, индустриальных предприятий и корпораций всех видов, а также коммерческих предприятий (сервис-провайдеров), которые предоставляют частным лицам доступ к сети.
И, конечно же, молодежь не обошла стороной это изобретение. Изначально мало кто знал, что такое интернет и как им пользоваться, но шло время в интернете начали появляться различные сайты, форумы, блоги, интернет – магазины. Все больше людей стало узнавать о существовании интернета и все больше стали пользоваться им.
В настоящее время интернетом пользуется огромное количество людей, и большая часть этих людей представители современной молодежи. Молодежь все больше и больше проводит время за компьютером в интернете. Любимые сайты молодежи как мне кажется это: сайты знакомств, конечно же это сайт «одноклассники», и сайты которые предоставляют услуги электронной почты, форумы.
Молодежь любит общаться через интернет, грубо говоря, развлекаются с помощью интернета. Некоторые любят обсуждать те или иные вопросы на форумах, другие используют интернет для поиска своей второй половинки, другие столь ленивые заказывают товары в интернет – магазинах и им их привозят домой. Но помимо развлечений молодежь использует интернет как средство массовой информации, ведь с помощью интернета можно узнать последние новости, узнать о новинках киноиндустрии. Так же в интернете найдется все что душе угодно, будь это курсовая работа или новая песня любимого исполнителя. На мой взгляд, использование интернета для учебы это гораздо удобнее, чем ходьба по библиотекам в поисках той или иной информации. Зачем ходить тратить свое время, когда можно прийти домой, сесть за компьютер, налить чашку чая, и найти нужную вам информацию.
Я сам являюсь представителем молодежи, и я пользуюсь интернетом каждый день. Я не могу представить нашу жизнь без него.
В общем, интернет и современная молодежь это неразделимое целое, которое не может жить друг без друга.
Заключение
Глобальная информатизация общества является одной из доминирующих тенденций развития цивилизации в XXI в. Благодаря стремительному увеличению возможностей средств информатики, телекоммуникационных систем и новых информационных технологий формируется информационная среда обитания и жизнедеятельности людей, складывается информационное общество.
Перед высшей школой ставится задача – подготовить студентов к условиям жизни и профессиональной деятельности в информационном обществе, научить их действовать в этой среде, использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий.
Для решения этой проблемы требуется информационная ориентация системы высшего образования.
Однако многие актуальные проблемы информатизации общества практически не изучаются в системе высшего образования. Не готовятся к этим условиям и преподаватели вузов. Система подготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров высшей школы в этом плане не отвечает современным требованиям. Этот тревожный факт должен стать объектом внимания как работников вузов, так и политиков, государственных деятелей нашей страны, поскольку качество образования – не только гуманитарная проблема, но стратегический фактор социально-экономического развития страны, обеспечения ее национальной безопасности.
Следует отчетливо понимать, что технологии постепенно проникают в такие области деятельности, которые еще недавно казались доступными исключительно человеческому духу, в том числе деятельность педагогическую (образовательную).
Список используемой литературы
1. Антопольский А.Б. Информационные ресурсы России: Научно-методическое пособие / А.Б. Антопольский. – М.: Либерия, 2004.
2. Гулин В.Н. Информационный менеджмент. Информационные технологии, обеспечивающие управление информационными ресурсами. – М.: Современная школа, 2008.
3. Макарова Н.В. Информатика. – М.: Финансы и статистика, 2000.
4. Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К. Информатика.
5. Соколова И.В. Социальная информатика. – М., 2003 г.
6. Информационные ресурсы России. Национальный доклад. – М.: Государственный комитет Российской Федерации по связи и информатизации, 2000.
7. Попов В.Н. Информационные технологии в сфере управления. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008.
8. Шауцукова Л.З. Информатика: 10–11 кл. Теория (с задачами и решениями). – М.: Просвещение, 2000.