Контрольная работа: Информационная деятельность ЮНЕСКО в сфере образования
Введение
ЮНЕСКО (UNESCO, сокр. от англ. United Nations Educational Scientific and Cultural Organisation - Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) - международная межправительственная организация; специализированное учреждение ООН. Устав ЮНЕСКО, утверждённый на Учредительной конференции представителей 44 стран в Лондоне в ноябре 1945 г., вступил в силу 4 ноября 1946 г. С декабря 1946 г. ЮНЕСКО - специализированное учреждение ООН. На 1 декабря 1975 г. в ЮНЕСКО входило 136 государств; на 1 января 1986 г. - 158. В настоящее время в составе ЮНЕСКО 161 государство. СССР - член ЮНЕСКО с 1954 г. Штаб-квартира ЮНЕСКО находится в Париже.
Целями ЮНЕСКО, согласно ст. 1-й её Устава, являются: содействие миру и международной безопасности путём развития сотрудничества между государствами в области образования, науки и культуры; обеспечение всеобщего уважения основных прав и свобод человека без различия расы, пола, языка или религии; распространение культурной и научно-технической информации; защита национальных культур и др. Деятельность ЮНЕСКО охватывает широкий круг вопросов: ликвидация неграмотности и борьба с дискриминацией в области образования; воспитание молодёжи в духе мира и международного взаимопонимания; содействие в подготовке национальных кадров; изучение национальных культур; проблемы океанографии, биосферы, геологии, социальных наук, информации и др. В 60-начале 70-х гг. ЮНЕСКО приняла ряд решений, направленных на активизацию её роли в борьбе за мир, против расизма и колониализма.
Борьба ЮНЕСКО против информационной дискриминации
ЮНЕСКО в соответствии со своим Уставом призвана способствовать "сближению и взаимному пониманию народов путем использования всех средств информации", добиваться "свободного распространения идей словесным и изобразительным путем", помогать "сохранению, увеличению и распространению знаний" и поощрять "развитие народного образования и распространение культуры".
С наступлением информационного века эти задачи не только сохранили свою актуальность, но и приобрели новую остроту. Конкретные пути их решения ЮНЕСКО адаптирует к новой технологической среде.
В концептуальном документе "Юнеско и информационное общество для всех", подготовленном в мае 1996 года к совместному заседанию Комиссии по программе на тему: "Проблемы в области образования, науки и культуры в связи с новыми коммуникационными и информационными технологиями", проводившемуся в ходе двадцать восьмой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, стратегические позиции этой организации определены следующим образом:
"Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) уполномочена ее 185 государствами-членами, в частности, содействовать свободному распространению идей словесным и изобразительным путем и способствовать развитию международного сотрудничества в сфере коммуникации, информации и информатики в целях сокращения существующего разрыва между развитыми и развивающимися странами в этих сферах. В Среднесрочной стратегии ЮНЕСКО на 1996-2001 годы предусматривается уделить особое внимание вопросам применения коммуникационных и информационных технологий в интересах развития, демократии и мира".
Серьезное внимание в документе уделено информатизации сферы культуры:
"В области культуры технологии мультимедиа уже открывают огромные возможности для популяризации материального и нематериального культурного наследия и для межкультурных обменов. Доступ к культурной продукции и услугам мультимедиа через информационные магистрали обеспечит каждому неограниченные возможности для приобщения к мировой культуре во всем ее многообразии. Каждый сможет в любое время послушать концерт или посетить музей в виртуальном режиме без переездов и очередей. Более того, трехмерное изображение и интерактивные интерфейсы открывают широкие новые просторы для экспериментального искусства. В целом эти технологии обладают огромным потенциалом для укрепления культурной самобытности, содействия межкультурному диалогу и стимулирования художественного творчества".
По мнению ЮНЕСКО, в ближайшем будущем общество столкнется (и уже столкнулось) с целым рядом новых проблем.
Один из важнейших аспектов существования современного демократического общества — право на коммуникацию. Оно сопряжено с обеспечением доступа к телекоммуникационным средствам по низким ценам для "интеллектуальных секторов" (образование, наука, культура, средства информации, библиотеки и архивы), которые играют решающую роль в развитии национальных информационных инфраструктур.
Другой важной проблемой является поддержание в информационном обществе языкового и культурного многообразия. Глобализация, обусловливаемая технологией, воспринимается многими как угроза для местных обычаев, ценностей и верований.
Расширившийся доступ к взаимосвязанным сетям и базам данных порождает серьезные этические и правовые проблемы, такие, например, как конфиденциальность информации и право каждого проверять касающиеся его данные, регламентация содержания информации, распространяемой по информационным магистралям (информация нетерпимого, расистского, насильственного или порнографического характера и, особенно, ее доступность детям), компьютерное пиратство и другие преступления в области информатики, авторское право и пр.
Воздействие компьютерной технологии на личность и ее социальное поведение также носит противоречивый характер: уже сегодня перед человеком открыты огромные возможности для доступа к различным областям знаний. Это может неоправданно завысить значение связи "человек-машина" в ущерб осмыслению, самостоятельности и развитию способностей личности.
Информационные магистрали являются важным фактором крупных социальных преобразований — таких, как интернационализация торговли и развитие мирового экономического рынка, глобализация системы распространения новостей и личной коммуникации, изменение состава рабочей силы в связи с возрастающим использованием информационных технологий на рынке труда.
Связанные со многими из этих явлений опасности еще плохо изучены, и потребуется их более глубокий научный анализ, прежде чем они смогут адекватным образом учитываться в политике.
Концептуальные основы позиции ЮНЕСКО в области информатики нашли свое отражение в нынешней Среднесрочной стратегии ЮНЕСКО (1996-2001), в которой предусматривается, что "Организация во взаимодействии со всей системой ООН и международным сообществом в целом будет:
1. в рамках функции международного интеллектуального сотрудничества:
• поощрять и развивать анализ социального воздействия коммуникационных и информационных технологий;
• способствовать разработке и популяризации международной политики по развитию информационных магистралей, направленной на вовлечение развивающихся стран в информационное общество и на предотвращение новых форм отчуждения внутри стран из-за экономических или иных барьеров;
• содействовать международной дискуссии по вопросам прав человека в грядущем информационном веке, включая права на доступ к информации и на конфиденциальность информации;
• содействовать развитию международного анализа основных этических и культурных проблем в связи с информационными магистралями
• участвовать в процессе пересмотра авторского права и конвенций об интеллектуальной собственности;
• содействовать анализу проблем целостности художественного произведения и моральных прав, которым угрожают новые технологические возможности для искажения или распространения искаженных произведений;
• поощрять создание и распространение методов обработки информации и обеспечения доступа к ней в сферах образования, науки, культуры и коммуникации;
• утверждать миссию общественных средств информации по удовлетворению самых основных образовательных, научных и культурных потребностей человека в условиях новой технологической среды.
2. в рамках функции технического содействия:
• оказывать помощь государствам-членам ЮНЕСКО в разработке национальной политики и региональных стратегий в целях оптимального использования информации и обеспечения доступа к ней с помощью современных технологий, а также в создании условий, способствующих развитию электронных отраслей индустрии культуры;
• содействовать (например, через экспериментальные проекты и подготовку специалистов) использованию информационных сетей и новаторских технологий мультимедиа для стимулирования развития по следующим направлениям:
свободное распространение информации в сферах образования, науки, культуры и коммуникации и повышение роли библиотек, особенно публичных, как пунктов доступа к электронной информации;
дистанционное образование и новаторские подходы к неформальному и непрерывному образованию и обучению;
виртуальные научные лаборатории, в которых исследователи из развивающихся и развитых стран могут с помощью средств телекоммуникации совместно работать над научными проектами;
выпуск и распространение разнообразной культурной продукции как вклад в укрепление взаимопонимания и диалога между культурами".
Таким образом, деятельность ЮНЕСКО направлена на то, чтобы повысить роль и значение нравственной и интеллектуальной составляющих в нарождающемся информационном обществе, способствовать удовлетворению образовательных, научных и культурных потребностей всех народов и каждого человека, содействовать подлинному симбиозу культур в духе взаимного уважения и взаимного обогащения.
ЮНЕСКО против дискриминации в сфере образования, расовой и других видов дискриминации
Следует указать на ряд документов императивного характера, подготовленных органами ЮНЕСКО и вступивших в силу в государствах-членах.6 Так, 14 декабря 1960 г. Генеральная ассамблея ЮНЕСКО приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования, вступившую в силу 22 мая 1962 г.
Статья 1 (1) Конвенции дает определение дискриминации в целях Конвенции, coгласно которому "выражение "дискриминация" охватывает всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношения в области образования, и в частности: а) закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа; b) ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования; с) создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц, помимо случаев, предусмотренных положением Статьи 2 настоящей Конвенции; или d) положение, несовместимое с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц."
Одновременно Статья 2 излагает ряд положений, которые не рассматриваются как дискриминация:
"а) создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для учащихся разного пола в тех случаях, когда эти системы или заведения обеспечивают равный доступ к образованию, когда их преподавательский состав имеет одинаковую квалификацию, когда они располагают помещениями и оборудованием равного качества и позволяют проходить обучение по одинаковым программам;
b) создание или сохранение по мотивам религиозного или языкового характера раздельных систем образования или учебных заведений, дающих образование, соответствующее выбору родителей или законных опекунов учащихся, в тех случаях, когда включение в эти системы или поступление в эти заведения является добровольным и если даваемое ими образование соответствует нормам, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, в частности в отношении образования одной и той же ступени;
с) создание или сохранение частных учебных заведений в тех случаях, когда их целью является не исключение какой-либо группы, а лишь дополнение возможностей образования, предоставляемых государством, при условии, что их деятельность действительно отвечает вышеуказанной цели и что даваемое ими образование соответствует нормам, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, в частности, в отношении норм образования одной и той же ступени."
Статья 3 перечисляет ряд мероприятий, которые государства-члены должны выполнить в целях ликвидации или предупреждения дискриминации в области образования.
Статья 5 (в и с) излагает гарантии в области образования для лиц, принадлежащих к религиозным и национальным меньшинствам:
" b) родители и, в соответствующих случаях, законные опекуны должны иметь возможность, во-первых, в рамках, определенных законодательством каждого государства, свободно посылать своих детей не в государственные, а в другие учебные заведения, отвечающие минимальным требованиям, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, и, во-вторых, обеспечивать религиозное и моральное воспитание детей в соответствии с их собственными убеждениями; никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, не совместимое с их убеждениями; с) за лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, следует признавать право вести собственную просветительную работу, включая руководство школами, и, в соответствии с политикой в области образования каждого государства, использовать или преподавать свой собственный язык, при условии, однако, что:
i) осуществление этого права не мешает лицам, принадлежащим к меньшинствам, понимать культуру и язык всего коллектива и участвовать в его деятельности, и что оно не подрывает суверенитета страны;
ii) уровень образования в такого рода школах не ниже общего уровня, предписанного или утвержденного компетентными органами; и
iii) посещение такого рода школ является факультативным."
К числу областей, регулирование которых не достигло в настоящее время императивного уровня, находясь на рекомендательном уровне,7 относится Декларация о роли средств массовой информации в борьбе против расовой дискриминации и апартеида и Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации, основанной на религии и вере (1981), Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным или лингвистическим меньшинствам (1992), Декларация о правах коренных народов (1994). Международные акты рекомендательного типа по защите инвалидов - Декларация о правах лиц с умственной отсталостью, Декларация о правах инвалидов. В 1995 г. ЮНЕСКО приняла Декларацию о принципах терпимости, формулирующую существенные направления по борьбе против дискриминации и нетерпимости.
В дополнение к принятой 14 декабря 1960 г. Генеральной ассамблеей ЮНЕСКО Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, 10 октября 1962 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО утвердила Протокол об учреждении Комиссии примирения и добрых услуг для разрешения разногласий, которые могут возникнуть между государствами, участвующими в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, который вступил в силу 24 октября 1968 г.
Комиссия состоит из 11 членов, избираемых из списка, представленного участниками Конвенции и действующими в своем личном качестве. В их работе им оказывает содействие секретариат.
Статьи 11, 12 и 13 Протокола учреждают систему рассмотрения и урегулирования межгосударственных жалоб. Статья 14 предполагает, что Комиссия должна удостовериться в том, что "все имеющиеся внутренние возможности уже использованы и исчерпаны в соответствии с общепризнанными нормами международного права". Статья 15 гласит, что Комиссия "не занимается делами, которые уже рассматривались ею, или ей не представлены новые элементы".
Комиссия предоставляет добрые услуги заинтересованным сторонам для достижения дружественного решения вопроса (Статья 17, 1). В случае его недостижения Комиссия формулирует свои рекомендации, которые передаются Исполнительному совету ЮНЕСКО.
С момента своего создания в 1945 году ЮНЕСКО ведет решительную борьбу с дискриминацией. В преамбуле Устава ЮНЕСКО говорится, что вторая мировая война стала возможной вследствие отказа от демократических принципов уважения достоинства человеческой личности, равноправия и взаимного уважения людей, а также вследствие насаждаемой на основе невежества и предрассудков доктрины неравенства людей и рас.
Примерами нормотворческой деятельности ЮНЕСКО по борьбе с дискриминацией и нетерпимостью служат 3 основополагающих документа.
Принятая в 1978 году при непосредственном участии ЮНЕСКО Декларация о расе и расовых предрассудках провозглашает, что "все люди принадлежат к одному и тому же виду и имеют общее происхождение. Они рождаются равными в достоинстве и в правах, и все они составляют неотъемлемую часть человечества". Различия в достижениях разных народов ни в коем случае не могут служить предлогом для установления какой бы то ни было иерархической классификации наций и народов. Эти различия объясняются исключительно географическими, историческими, политическими, экономическими, социальными и культурными факторами.
В связи с ростом актов нетерпимости, агрессивного национализма, расизма и антисемитизма 1995 год по инициативе ЮНЕСКО был провозглашен ООН Международным годом Толерантности. В этом же году Генеральная конференция ЮНЕСКО принимает Декларацию принципов терпимости. Декларация - документ, принятый международным сообществом, в котором впервые дается определение понятия толерантности, при этом на различных уровнях индивида и государства указаны права и обязанности. В декларации подчеркивается, что толерантность - это активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав человека. В документе также говорится об обязанности государств-членов развивать и обеспечивать уважение прав и основных свобод человека для всех без различия по признаку расы, пола, языка, национальной принадлежности, религии или состояния здоровья, и бороться с проявлениями нетерпимости.
Показательно, что текст именно этой декларации был положен в основу федеральной программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе", инициированной президентом Путиным. При разработке программы Представитель ЮНЕСКО в России был привлечен к разработке программы в качестве сопредседателя межведомственной рабочей группы.
В 1997 году ЮНЕСКО приняла Всеобщую декларацию о геноме человека и правах человека, содействовав этим осознанию международным сообществом необходимости обсуждения этических проблем в этих областях. В Декларации подчеркивается, что "научные и биологические исследования "должны основываться на всестороннем уважении достоинства, свобод и прав человека, а также на запрещении любой формы дискриминации по признаку генетических характеристик". В ней также говорится, что "геном человека лежит в основе изначальной общности всех представителей человеческого рода, а также признания их неотъемлемого достоинства и разнообразия".
Деятельность ЮНЕСКО в интересах культурного разнообразия продолжается и сегодня. На основе докладов и совещаний 90-ых годов была подготовлена Всеобщая декларация о культурном разнообразии, принятая генеральной конференцией ЮНЕСКО на ее 31-ой сессии в ноябре 2001 года.
Выполняя свое историческое обязательство, ЮНЕСКО продолжает решительно бороться с дискриминацией. Сегодня в каждой из областей компетенции Организации - образовании, науки, культуры, информации и коммуникации - по всему миру осуществляются программы, направленные на ликвидацию расизма и нетерпимости в обществе.
Разработка и принятие 32-ой сессией Генеральной Конференции ЮНЕСКО стратегии по борьбе с расизмом и дискриминацией, стало важным шагом организации по итогам Всемирной конференции по борьбе с расизмом, состоявшейся в Дурбане в 2001 году. Особое внимание в принятой стратегии уделяется новым формам дискриминации, связанным с глобализацией и развитием знаний.
Просвещение с целью противодействия ксенофобии и дискриминации, распространение знаний в области прав человека - это многотрудная работа, требующая тесного взаимодействия, активной поддержки и постоянного участия в ней представителей государственных структур и международных организаций, образовательных учреждений и всего гражданского общества. Только объединение опыта, знаний, ресурсов и усилий позволит реально изменить ситуацию.
Взаимодействие России и ЮНЕСКО
Российская Федерация и ЮНЕСКО подтверждают свою приверженность идеалам сотрудничества народов в области образования, науки, культуры и информации в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности, прав человека и основных свобод.
В период крупных демократических и социально-экономических преобразований, происходящих в Российской Федерации, большое значение для нее имеет эффективное использование опыта международного сообщества. ЮНЕСКО считает важным оказание содействия Российской Федерации в сферах своей компетенции. Взаимодействие Российской Федерации с ЮНЕСКО будет ориентировано, в частности, на поддержку и развитие демократических преобразований в стране, сохранение и развитие культурного и природного наследия, передачу мировых достижений в сферах науки, образования и коммуникации, подготовку кадров по различным направлениям деятельности ЮНЕСКО.
Российская Федерация и ЮНЕСКО примут меры по расширению сотрудничества в области публикаций путем более активного привлечения через Комиссию РФ по делам ЮНЕСКО российских издателей к выпуску монографий, учебных и методических материалов, периодических изданий и т.п., в том числе на русском языке.
Стороны отметили большое значение нормотворческой деятельности ЮНЕСКО как важный вклад в разработку принципов международного права, формирование прочной и универсальной основы для развития двусторонних и многосторонних отношений между государствами и национального законотворчества в сферах компетенции Организации.
В конкретном плате Стороны согласились о нижеследующем:
В области образования ЮНЕСКО будет стремиться оказывать содействие:
- в разработке нового законодательства в области образования;
- в подготовке методических материалов по реформированию дошкольного образования;
- в выработке специальных программ образования для родителей или опекунов детей, страдающих физическими и умственными недостатками;
- в подготовке рекомендаций по совершенствованию системы образования различных народов и национальных меньшинств, проживающих на территории Российской Федерации;
- в совершенствовании профессиональной подготовки работников системы образования Российской Федерации;
- в проведении исследования по оценке состояния системы образования в Российской Федерации и выработке рекомендаций по ее совершенствованию;
- в подготовке методических материалов по проблемам содержания, управления и финансирования образования в условиях рыночной экономики;
- в создании информационных сетей по средним и высшим учебным заведениям;
- в интеграции Российской Федерации в международные проекты по информатизации образования;
- в развитии межуниверситетского сотрудничества, создании в вузах и университетах "кафедр ЮНЕСКО".
Российская Федерация заинтересована в помощи ЮНЕСКО по вопросам технического и профессионального образования, разработке проблем гуманизации образования в инженерно-технических вузах, профессиональной ориентации в период перехода к рыночной экономике, в развитии экономического образования и образования в области прав человека.
Российская Федерация выражает готовность:
- принять активное участие в программах сотрудничества по развитию образования в Европе, а также в межрегиональном, региональном и субрегиональном сотрудничестве, в частности, со странами Азии и Тихого океана;
- направлять своих экспертов для выполнения проектов ЮНЕСКО в различных странах;
- внести свой вклад в работу по улучшению знания иностранных языков и расширению обмена между студентами и преподавателями;
- всесторонне поддерживать создание и деятельность Международной комиссии по образованию для XXI века;
- с учетом решения Генеральной конференции по этому вопросу принять II Международный конгресс по информатизации образования, который должен состояться в 1995 г.
Стороны продолжат разработку учебных программ и пособий для начальной, средней и высшей школ, уделяя особое внимание усилению гуманистических, этических и моральных ценностей в образовании.
Заключение
Таким образом, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), созданная в 1946 г., в соответствии со ст. 1 ее Устава призвана выполнить задачу содействия укреплению мира и международной безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе ООН для всех народов без различия расы, пола, языка и религии. Важнейшей задачей ЮНЕСКО является также борьба со всеми формами дискриминации, обеспечение равенства и предотвращение дискриминации.
Следует подчеркнуть, что после принятия Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и до принятия Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. ЮНЕСКО, наряду с МОТ, была одной из первых международных организаций, которая в 1960 г. приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования. Согласно ст. 1 данной Конвенции, понятие «дискриминация» трактуется широко, охватывая «всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, или социального происхождения, экономического положения или рождения, которые имеют целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношения в области образования...». В Конвенции перечислены конкретные действия, квалифицирующиеся в качестве дискриминации. Конвенция отличается еще и тем, что она содержит конкретные обязательства государств-участников по выполнению закрепленных в ней задач.
ЮНЕСКО отличается от других специализированных учреждений тем, что она пытается не ограничивать свою нормотворческую деятельность рамками уважения и защиты индивидуальных прав человека. Она со второй половины 70-х гг. XX в. интенсивно занимается разработкой концепции коллективных прав — правами народов. Более того, принятые в ее рамках конвенции и декларации, посвященные проблемам мира, сотрудничеству в области культуры и науки, служат превентивными средствами по предотвращению дискриминации в соответствующих областях. По концепции ЮНЕСКО достижения науки должны служить прогрессу человечества.
Наряду с положительными моментами следует упомянуть и о проблемах. В ст. 1 Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г. в качестве дискриминационного акта упомянуто создание раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц. Однако ст. 2 Конвенции ограничивает это запрещение. Она разрешает создание или сохранение:
1) раздельных систем образования для учеников разного пола на равной основе; 2) раздельных систем образования, по мотивам религиозного или языкового характера, дающих образование, соответствующее выбору родителей или законных опекунов учащихся, на добровольной основе и в том случае, если даваемое ими образование соответствует определенным нормам; 3) частных учебных заведений, когда их целью является не исключение какой-либо группы, а дополнение возможностей образования, предоставляемых, государством, при определенных условиях. В данной статье не упоминаются специальные меры, а лишь определяются случаи, когда раздельные системы образования не будут считаться дискриминацией. Кроме того, в ней нет прямого упоминания о специальных публичных школах.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что отчеты государств свидетельствуют о том, что специальные меры, направленные на удовлетворение особых потребностей лиц, находящихся в особом положении, таких как дети с умственными и физическими недостатками, слепые, иммигранты или неграмотное население, не являются «неоправданным» предпочтением, а скорее создают для ущемленных лиц условия подлинного равенства.
Важное значение имеет также Декларация ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках 1978 г. (хотя это всего лишь декларация), поскольку она получила широкую поддержку и была принята единодушно путем аккламации. Считается, что она стала частью международного права в области прав человека, так как в данном случае речь идет о всеобъемлющем международном документе, посвященном защите культурной и групповой самобытности и ценности равноправия. В ст. 1 Декларации заявлено, что все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга, рассматривать себя как таковых и считаться таковыми. Однако право на различие не должно служить предметом для расовых предрассудков или оправданием дискриминационной практики. Статья 9 Декларации требует принятия особых мер в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо, не допуская того, чтобы эти меры принимали характер, который мог бы касаться дискриминации, в расовом отношении. «Адекватное различие» не упоминается в этой статье в качестве одной из целей основных мер, что придает Декларации несколько менее защитный характер и демонстрирует должное уважение к различным группам. Ранее в этой статье говорится о том, что особое внимание следует уделять расовым или этническим группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы обеспечить им на основе полного равенства, без дискриминации и ограничений защиты, путем принятия законов и постановлений, а также пользование существующими специальными благами, в частности, в отношении жилья, обеспечения работой и здравоохранения, и содействовать, в частности, посредством образования, их социальному и профессиональному прогрессу.
В целом ЮНЕСКО внесла, и нет сомнения в том, что в будущем она внесет весомый и важный вклад в дело защиты прав человека и народов от дискриминации в области науки, образования и культуры.
Литература
1. Дискриминация вне закона: Сб. документов, Под ред. Проф. А.Я. Капустина, М., Юристъ, 2003
2. Капицын В.М., Права человека и механизмы их защиты, Учебное пособие, М., 2003
3. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. - М.: Международные отношения, 1994.
4. Общая теория прав человека, Под ред. Е.А. Лукашевой, М., 1996
5. Права человека: Учебник, Под ред. Е.А. Лукашевой, М., 2000
6. Уранов Г.В. ЮНЕСКО: к 40-летию деятельности. - М.: Международные отношения, 1986