Курсовая работа: Быт и нравы эпохи Возрождения

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Воронежский государственный технический университет

Кафедра философии


Курсовая работа

по культурологии

по теме: «Быт и нравы эпохи Возрождения».


Выполнил: студентка
группы СО-071
Мещерина Юлия Васильевна

Проверил: д-р философ. наук, проф. Курочкина Л.Я.

2008


Содержание

Введение……………………………………………………………..…3

I Общие черты

1.Гуманизм – общая ценность эпохи Возрождения…………………4

2.Быт………………………………………………………………….…6

    2.1.Среда обитания горожанина……………………………….…...6

    2.2.Дом…………………………………………………………...…..7

    2.3.Меблировка дома……………………………………………..…9

    2.4.Стол………………………………………………………………9

    2.5.Правила застолья…………………………………………….…11

    2.6.Одежда и мода……………………………………………….…12

II Специфические черты

1. Гуманизм…………………………………………………………….14.

    1.1.Предпосылки…………………………………………………….14

    1.2.Раннее Возрождение…………………………………………….15

    1.3.Высокое Возрождение…………………………………………..18

    1.4.Позднее Возрождение…………………………………………...19

    1.5.Северное Возрождение……………………………………….…19

       1.5.1.Германия…………………………………………...………...19

       1.5.2.Нидерланды……………………………………...……..……20

       1.5.3.Франция……………………………………………...…..…..21

2.Быт

2.1.Быт Италии в эпоху Возрождения………………………….…….23

2.2.Быт стран Северного Возрождения………………………………25

Заключение…………………………………………………………….28

Список литературы……………………………………………………29

Приложение……………………………………………………………30


Введение

Эпоха Возрождения началась в Италии в XIII веке, затем в XV веке в неё вступили страны северной Европы, такие как Германия, Франция, Нидерланды. Этот период получил название Северного Возрождения.

В Средние века наблюдалось господство христианской идеологии. В эпоху Возрождения в центр мира переместился человек. На это огромное влияние оказал гуманизм. Главной задачей эпохи гуманисты считали создание «нового человека», чем они активно занимались. Учение гуманистов, безусловно, повлияло на сознание человека эпохи Ренессанса. Это отразилось в изменении нравов и быта. Наблюдались отличия Итальянского Возрождения от Северного.

Говоря об актуальности выбранной темы, следует отметить, что проблемы, характерные для эпохи Возрождения, возникают и в современном обществе: падение нравственности, преступность, стремление к роскоши и т.д.

Главной целью этой работы является изучение быта и нравов людей эпохи Ренессанса. 

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- изучение работ гуманистов, как в Италии, так и в странах Северного Возрождения

- выделение общих черт учения гуманистов и претворение их в жизнь

- изучение быта стран Северного Возрождение и Итальянского

- выделение и общих и специфических черт.

Для решения поставленных задач использовалась литература разных авторов таких, как Баткин, Брагина, Букхардт, Гуковский и др. Но наиболее подходящие к теме курсовой работы являются следующие работы:
- История культуры стран Западной Европы /Л.М. Брагина, О.И. Варьяш, В.М. Вагодарский и др.; под ред. Л.М. Брагиной. — М.: Высш.шк., 2001
- Брагина Л.М. Становление ренессансной культуры в Италии и её общеевропейское значение. История Европы.— М.: Наука, 1993
- Букгард Я. Культура Италии в эпоху Возрождения/Пер. с нем. С.Брилианта. – Смоленск: Русич, 2002


1.Гуманизм – общая ценность эпохи Возрождения

С эпохой Возрождения приходит новое видение человека, выдвигается предположение, что одна из причин трансформации средневековых представлений о человеке заключается в особенностях городской жизни, диктующих новые формы поведения, иные способы мышления.

В условиях интенсивной общественной жизни и деловой активности создается общая духовная атмосфера, в которой высоко ценились индивидуальность и незаурядность. На историческую авансцену выходит человек деятельный, энергичный, активный, обязанный своим положением не столько знатности предков, сколько собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче. Человек начинает по-новому видеть себя и мир природы, изменяются его эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошлому.

Формируется новый общественный слой – гуманисты, - где отсутствовал сословный признак, где ценились прежде всего, индивидуальные способности. Представители новой светской интеллигенции – гуманисты - защищают в своих произведениях достоинство человека; утверждают ценность человека независимо от его общественного положения; обосновывают и оправдывают его стремление к богатству, славе, могуществу, светским званиям, наслаждению жизнью; привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам.

Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»)[1].

В эпоху гуманизма возвращаются к жизни греческие и восточные учения, обращаются к магии и теургии, распространившимся в некоторых письменных источниках, которые приписывали античным богам и пророкам. Вновь начинают завоевывать позиции эпикуреизм, стоицизм и скептицизм.

Для философов гуманизма человек стал неким сплетением телесного и божественного начал. Качества Бога теперь принадлежали простому смертному. Человек стал венцом природы, все внимание уделялось ему. Прекрасное тело в духе греческих идеалов в сочетании с божественной душой — вот цель, которую стремились достичь гуманисты. Своими действиями они пытались внедрить идеал человека.

Свои умозрения гуманисты старались воплотить на практике. Можно выделить несколько направлений практической деятельности гуманистов:

1.Воспитание и образование

2.Государственная деятельность

3.Искусство, творческая деятельность.

Воспитание и образование.

 Организовывая научные кружки, академии, устраивая диспуты, читая лекции, выступая с докладами, гуманисты стремились приобщить к духовному богатству предыдущих поколений общество. Представители новой духовной  общности, которых объединяла жажда познания, любовь к словесности, изучение studia humanitatis, преподавали в университетах Италии, становились воспитателями , наставниками детей правителей городов, создавали школы (в том числе и бесплатные для  бедных). В этих и подобным им школах особое внимание  уделялось процессу воспитанию, понимаемого  как целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие человека. Целью педагогической деятельности преподавателей было воспитание человека, который воплощал бы в себе гуманистические идеалы.

Провозглашенное первыми гуманистами духовное раскрепощение личности тесно увязывалось ими с задачей построения новой культуры, освоения античного наследия, разработкой комплекса гуманитарных знаний, ориентированных на воспитание и образование человека, свободного от узкодогматического мировидения.

Государственная деятельность

Представители так называемого гражданского гуманизма — Леонардо Бруни и Маттео Пальмиери — утверждали идеал активной гражданской жизни и принципы республиканизма. В «Восхвалении города Флоренции», «Истории флорентийского народа», других сочинениях Леонардо Бруни (1370/74-1444) представляет республику на Арно как образец пополанской демократии, хотя и отмечает аристократические тенденции в её развитии[2]. Он убежден, что лишь в условиях свободы, равенства и справедливости возможно осуществление идеала гуманистической этики — формирование совершенного гражданина, который служит родной коммуне, гордиться ею, и обретает счастье в хозяйственном преуспеянии, процветании семьи и личной доблести. Свобода, равенство и справедливость означали здесь свободу от тирании. Под влиянием его идей сформировался гражданский гуманизм, главным центром которого на протяжении всего XV века оставалась Флоренция.

Искусство, творческая деятельность

Гуманизм оказал огромное влияние на всю культуру Возрождения. Гуманистический идеал гармоничного, наделенного талантом созидания, героизированного человека с особой полнотой отразился в ренессансном искусстве XV в. Живопись, ваяние, зодчество, вступившие уже в первые десятилетия XV в. на путь радикального преобразования, новаторства, творческих открытий, развивались в светском направлении. В архитектуре этого времени формируется новый тип здания — городского жилища (палаццо), загородной резиденции (вилла), совершенствуются различные виды общественных сооружений.

Использование сложившейся на античной основе ордерной системы подчеркивало величественность зданий и в то же время соразмерность их человеку. В скульптуре переходят от готики к ренессансному стилю Гиберти (рис.1), Донателло (рис.2,3,4,5), Якопо делла Кверча (рис.6), братья Росселлино, Бенедетто да Майано, семья Делла Роббиа, Верроккио (рис.7,8). Живопись итальянского Возрождения складывалась прежде всего во Флоренции. Ее основоположником стал Мазаччо[3] (рис.9,10,11,12). В его фресках в капелле Бранкаччи героизация образов неотделима от их жизненной реальности и пластической выразительности (фигуры изгнанных из рая Адама и Евы) (рис.13).

В искусстве и жизни проявлялся титанизм. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело (рис.14,15,16,17,18,19,20), и самого их творца - поэта, художника, скульптора. Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи (рис.21,22,23,24,25) являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.

Гуманисты жаждали, стремились быть услышанными, излагая свое мнение, “проясняя” ситуацию, ибо человек XV века заблудился в самом себе, выпал из одной системы верований и пока не утвердился в другой.

Каждый деятель Гуманизма воплощал или пытался воплотить свои теории в жизнь. Гуманисты не просто верили в обновленное счастливое интеллектуальное общество, но и пытались построить это общество своими силами, организуя школы и читая лекции, объясняя свои теории простым людям. Гуманизм охватывал практически все сферы жизни человека.

2.Быт

 

2.1.Среда обитания горожанина.

В эпоху Возрождения активно велось жилищное строительство – и  в первую очередь, в городе и его округе. Спрос на жилье превышал предложение. Поэтому городские власти поощряли строительство.

Оживление строительства объяснялось не только потребностями в жилье, но и тем, что старые дома не удовлетворяли вкусам и запросам эпохи. Именитые горожане воздвигали новые великолепные дворцы, ради которых сносились целые кварталы, иногда под снос попадали не только ветхие дома.

Городская застройка в Европе носила хаотический характер. Из-за этого в городе были узкие улочки, часто заканчивающиеся тупиками, дома соприкасались друг с другом крышами. Однако при сносе старых кварталов городским властям предоставлялась возможность вносить элемент регулярности в планировку города. Тогда расширялись и выпрямлялись улицы, появлялись новые площади.

В городском строительстве эстетические представления переплетались с практическими соображениями. Наиболее грязные рынки и, как сейчас сказали мы, «экологически вредные производства» переносились на окраину города.

Города повсеместно в Европе оставались грязными. Мощеные улицы попадались редко. Водопроводами могли похвастаться жители лишь немногих городов. Фонтаны не только услаждали взор, но и являлись источником питьевой воды. Воду набирали также в реках, колодцах, цистернах, в которых часто обнаруживали дохлых кошек, собак, крыс. Канализация отсутствовала. Сточные канавы на улицах издавали зловоние и служили источником заразы. Помои и нечистоты выливались хозяйками прямо на головы зазевавшихся прохожих. Уборка улиц производилась крайне редко — разве что после чумных эпидемий. Освещением в ночную и вечернюю пору служила обычно луна.

 

2.2.Дом

Преобладание каменного или деревянного строительства в доиндустриальную эпоху зависело, прежде всего, от природно-географических условий и местных традиций. В районах, где преобладало деревянное строительство, начинают строить дома из кирпича. Это означало прогресс в строительстве. Из кровельных материалов наиболее употребительными были черепица и гонт, хотя дома покрывали и соломой, особенно в деревнях. В городе соломенные крыши свидетельствовали о бедности и представляли большую опасность из-за легкой воспламеняемости. (Рис.30)

В Средиземноморье преобладали дома с плоскими крышами, к северу от Альп — с островерхими. Дом выходил на улицу торцом, имевшим более двух-трех окон. Земля в городской черте стоила дорого, поэтому дома разрастались вверх (за счет этажей, антресолей, чердаков), вниз (полуподвалы и подвалы), вглубь (задние помещения и пристройки). Комнаты одного этажа могут находиться на разном уровне и соединятся узкими лесенками, коридорчиками. Дом рядового горожанина – ремесленника или купца – помимо жилых помещений включал в себя мастерскую и лавку. Тут же жили ученики и подмастерья. Каморки подмастерьев и слуг находились этажом выше, в мансарде. Чердаки служили складами. Кухни обычно располагались на первом или полуподвальном этаже, во многих семьях они служили и столовой. Нередко дома имели внутренний домик.

Городские дома богатых граждан отличались просторными и многочисленными помещениями. Например, палаццо XV века семейств Медичи, Строцци, Питти во Флоренции, дом Фуггеров в Аугсбурге. Дом делился на парадную, рассчитанную на визиты, открытую для постороннего взора часть, и более интимную — для семьи, слуг. Пышный вестибюль соединялся с внутренним двориком, украшенным скульптурой, фронтонами, экзотическими растениями. На втором этаже находились залы для друзей и гостей. Этажом выше — спальни детей, женщин, гардеробные, лоджии для хозяйственных нужд и отдыха, кладовые. Комнаты соединялись друг с другом. Уединиться было весьма сложно. В палаццо появляется новый тип помещения, предназначенный для уединения: небольшие кабинеты («студиоло»), но в XV веке он ещё не получил широкого распространения. В домах недоставало расчлененности пространство, что отражало не только состояние строительного искусства, но и определенную жизненную концепцию. Семейные праздники приобретали здесь общественную значимость и выходили за пределы дома, семьи. Для торжеств, например, свадеб, предназначались лоджии на первом этаже.

Деревенские дома были грубее, проще, архаичнее и консервативнее городских. Обычно состояли из одного жилого помещения, служившего горницей, кухней и спальней. Помещения для скота и хозяйственных нужд находились под одной крышей с жилым (Италия, Франция, Северная Германия) или обособленно от него (Южная Германия, Австрия). Появились дома смешанного типа – виллы.

Значительно большее внимание начинает уделяться устройству интерьера. Пол первого этажа покрывают каменными или керамическими плитами. Пол второго или последующих этажей настилали досками. Паркет оставался большой роскошью даже во дворцах. В эпоху Возрождения существовал обычай посыпать пол первого этажа травами. Это находило одобрение у врачей. В дальнейшем на смену растительному покрытию приходят ковры или соломенные циновки.

Особое внимание уделялось стенам. Их расписывали, подражая античным образам. Появились обойные ткани. Они изготовлялись из бархата, шелка, атласа, камчатой ткани, парчи, тисненой ткани, иногда позолоченной. Из Фландрии стала распространяться  мода на гобелены. Сюжетами для них служили сцены из античной и библейской мифологии, исторические события. Большой популярностью пользовались тканевые шпалеры. Немногие могли себе позволить подобную роскошь.

Имелись более дешевые обои. Материалом для них служили грубые рубчатые ткани. В XV веке появились бумажные обои. Спрос на них стал повсеместным.

Серьезную проблему составляло освещение. Окна по-прежнему были небольшими, потому что была не решена проблема, чем их покрывать. Со временем позаимствовали у церкви одноцветное стекло. Стоили такие окна очень дорого и не решали проблему освещения, хотя в дом пришло больше света и тепла. Источниками искусственного освещения служили факелы, масляные светильники, лучина, восковые — а чаще сальные, сильно коптившие — свечи, огонь камина и очага. Появляются стеклянные абажуры. Такое освещение затрудняло поддержание чистоты, как дома, так одежды и тела.

Тепло давали кухонный очаг, камин, печи, жаровни. Камины были доступны далеко не всем. В эпоху Возрождения камины превращались в настоящие произведения искусства, богато украшенные скульптурой, барельефами, фресками. Дымоход у камина был устроен так, что из-за сильной тяги забирал много тепла. Этот недостаток пытались компенсировать использованием жаровни. Нередко обогревалась одна только спальня. Обитатели дома ходили тепло одетыми, даже в меха, часто простужались.

Водопровод, как и канализация, в домах отсутствовали. В это время вместо умывания по утрам даже в высших слоях общества было принято обтираться мокрым полотенцем. Общественные бани с XVI века становятся более редкими. Исследователи объясняют это боязнью сифилиса или острой критикой со стороны церкви. В домашних условиях мылись в кадках, ушатах, тазах — обычно на кухне, где устраивались парильни. Ванные комнаты появились в XVI веке. Туалет со сливом воды появился в Англии в конце XVI века. Туалеты не были правилом даже в королевских дворах.

Несмотря на имевшиеся усовершенствования, удобства внедрялись в быт весьма медленно. В эпоху Ренессанса более заметными были успехи в области меблировки жилища.

 

2.3.Меблировка дома

Консерватизм был свойственен мебели в домах скромного достатка. Обстановке уделялось значительно больше внимания, чем раньше в домах и скромного достатка, и в богатых. Выросло число предметов мебели. Она украшается скульптурой, резьбой, живописью, различной обивкой. В мебели обнаруживается тяга к античным образам. Изобретение станка для выработки фанеры способствовало распространению техники фанеровки и деревянной инкрустации. Помимо деревянной, была популярна инкрустация из серебра и слоновой кости.

Мебель расставлялась вдоль стен. Главным предметом мебели была кровать. У богатых она была высокой, с приступкой, с пышными, украшенными скульптурой, резьбой или живописью изголовьем, балдахином или задергивающимися занавесками. На изголовье любили помещать образ Богоматери. Балдахин был предназначен для защиты от насекомых, но в его складках скапливались клопы и блохи, что угрожало здоровью. Кровать застилалась суконным покрывалом или стеганым одеялом. Кровать была очень широкой: на ней помещалась вся семья, иногда на ней спали оставшиеся на ночлег гости. В бедных домах спали на полу или на нарах. Слуги спали на соломе.

После кровати самым важным предметом мебели был сундук. В XV веке появились сундуки меньших размеров – кассета, сундучки для хранения шкатулок, кошельков, парфюмерии. Сундуки богато украшались росписью, рельефами, обивались серебром.

Шкафы для одежды ещё не изобрели, зато появились посудные шкафы и секретеры. Они богато инкрустировались.

Столы и стулья сохраняли утвердившиеся ранее формы.

Зеркала, часы, подсвечники, канделябры, декоративные вазы, сосуды и множество других полезных и бесполезных вещей были призваны украсить и сделать более удобной и приятной домашнюю жизнь.

Обстановка крестьянского дома оставалась крайне скудной и удовлетворяла лишь элементарным потребностям. Мебель была очень грубой и тяжелой, изготовлялась обычно хозяином дома. Конструктивные недостатки крестьянской мебели старались возместить резьбой, иногда росписью по дереву — очень традиционными.

 

2.4.Стол

XVI – начало XVII века кардинально не изменили питания по сравнению с XIV – XV вв. Западная Европа еще не освободилась от страха перед голодом. Были велики различия в питании «верхов» и «низов» общества, крестьян и горожан.

Еда была довольно однообразной. Около 60% рациона занимали углеводы: хлеб, лепешки, разные каши, супы. Главными злаками являлись пшеница и рожь. Хлеб бедняков отличался от хлеба богачей. У последних хлеб был пшеничный. Крестьяне почти не знали вкуса пшеничного хлеба. Их уделом были ржаной хлеб из муки плохого помола, просеянной, с добавлением рисовой муки, которой гнушались состоятельные.

Важное дополнение к зерну составляли бобовые: бобы, горох, чечевица. Из гороха даже выпекали хлеб. С горохом и бобами обычно готовили тушеное мясо.

Благодаря арабам европейцы познакомились с цитрусовыми: апельсинами, лимонами. Из Египта пришел миндаль, с Востока – абрикосы. В Европе появились тыква, кабачки, мексиканский огурец, сладкий картофель, фасоль, томаты, перец, кукуруза, картофель.

Пресную пищу в большом количестве приправляли чесноком и луком. В качестве приправы широко использовали сельдерей, укроп, порей, кориандр.

Из жиров на юге Европы больше распространены растительные, на севере — животного происхождения. В Средиземноморской Европе потребляли мяса меньше, чем в Северной. В Центральной и Восточной ели больше говядины и свинины; в Англии, Испании, Южной Франции и Италии — баранины. Мясной рацион пополнялся за счет дичи, домашней птицы. Горожане ели мяса больше, чем крестьяне. Также ели рыбу.

Долгое время Европа была ограничена в сладком, так как сахар появился лишь с арабами и стоил очень дорого, поэтому был доступен лишь состоятельным слоям общества.

Из напитков первое место традиционно занимало виноградное вино. К его потреблению вынуждало плохое качество воды. Вино давали даже детям. Высокой репутацией пользовались кипрские, рейнские, мозельские, токайские вина, мальвазия, позже — портвейн, мадера, херес, малага. На юге предпочитали натуральные вина, на севере Европы, в более прохладном климате — крепленые; а со временем пристрастились к водке и спирту, которые долгое время относились к лекарствам. Истинно народным напитком, особенно к северу от Альп, было пиво, хотя от хорошего пива не отказывались также богачи и знать. В Северной Франции конкуренцию пиву составил сидр. Сидр пользовался успехом преимущественно у простонародья.

Кофе и чай проникают в Европу лишь в первой половине XVII века. Шоколад нашел своих приверженцев. Ему приписывались целебные свойства, как средству против дизентерии, холеры, бессонницы, ревматизма. Однако и побаивались. Во Франции в XVII веке распространились слухи, что от шоколада на свет появляются чернокожие дети.

Главным достоинством еды в средние века было сытность и изобилие. В праздник обязательно нужно было наесться так, чтобы потом в голодные дни было что вспомнить. Хотя состоятельным людям не приходилось опасаться голода, их стол не отличался изысканностью.

Эпоха Ренессанса внесла заметные изменения в европейскую кухню. На смену необузданному обжорству приходит изысканно, тонко представленное изобилие.

К мясным блюдам, как и прежде, приготовлялись самые разнообразные соусы со всевозможными приправами, не жалели дорогих восточных специй: мускатного ореха, корицы, имбиря, гвоздики, перца, европейского шафрана и др. Употребление специй считалось престижным.

Появляются новые рецепты. Вместе  с рецептами растет число перемен блюд.

В XV веке  в Италии кондитерские изделия приготовляли ещё аптекари. Это были торты, пирожные, лепешки, карамель и др.

Важным стало не только чем накормит гостей, но и как подать приготовленное блюда. Большое распространение получили так называемы «показные блюда». Из различных, зачастую несъедобных материалов, изготовлялись фигуры реальных и фантастических животных и птиц, замки, башни, пирамиды, которые служили вместилищем различных кушаний, особенно паштетов. Нюрнбергский кондитер  Ганс Шнейдер в конце XVI века изобрел огромный паштет, во внутрь которого прятали кроликов, зайцев, белок, мелких птиц. В торжественный момент паштет открывался и вся живность к потехе гостей разбегалась и разлеталась из него в разные стороны. Однако в целом в XVI веке скорее прослеживается тенденция к замене «показных» блюд настоящими[4].

 


2.5.Правила застолья

В эпоху Возрождения еще большее, чем прежде, значение приобретали не только кухня, но и само застолье: сервировка стола, порядок подачи блюд, правила поведения за столом, манеры, застольные развлечения, общение.

Столовая посуда обогатилась новыми предметами и стала зна­чительно изящнее. Разнообразные судки объединялись под общим названием «нефы». Встречались судки в форме сундуков, башен, зданий. Они предназ­начались для пряностей, вин, столовых приборов. Генрих III Фран­цузский в один из таких нефов клан перчатки и веер, Сосуды для вина назывались «фонтаном», имели различную форму и обязательно краны внизу. Подставками для блюд служили треножники. Почетное место на столах занимали солонки и конфетницы из драгоценных металлов, камня, хрусталя, стекла, фаянса. В Венском художественно-историческом музее хранится знаменитая солонка, выполненная для Франциска I Бенвенуто Челлини.(рис.32)

Тарелки, блюда и сосуды для питья делались металлическими: у королей и знати — из серебра, позолоченного серебра, а иногда из золота. Увеличился спрос на оловянную посуду, которую научились обрабатывать и украшать не хуже золотой и се­ребряной. Но особенно важным изменением можно считать рас­пространение с XV в. фаянсовой посуды, секрет изготовления ко­торой открыли в итальянском го­роде   Фаэнце.   Больше   стало посуды из стекла — одноцветно­го и цветного.

Нож по-прежнему оставался главным орудием за столом. Большими ножами нарезали мясо на общих блюдах, с которых каждый брал для себя кусок своим ножом или руками. И хотя в лучших домах подавали салфетки и почти после каждого блюда гостей и хозяев обносили посудой с ароматизированной водой для мытья рук, скатерти приходилось менять не один раз в течение обеда. Почтенная публика не стеснялась вытирать о них руки. Столовой ложкой стремились обеспечить уже каждого из сидя­щих за столом. Но случались дома, в которых ложек не хватало на всех — и гости или приносили ложку с собой, или как в старину твердую пищу брали руками, а в соус или похлебку погружали свой кусок хлеба. Вилка прижилась раньше всего у итальянцев.

Пользование вилками нескольки­ми гостями при дворе французского короля Генриха II послужило предметом грубого высмеивания. Не лучше обстояло дело с бока­лами и тарелками. Все еще бытовал обычай ставить одну тарелку для двух гостей. Но случалось, что суп продолжали черпать своей ложкой из супницы.

Банкеты. Интерьер по этому случаю специально оформлялся. Стены зала или лоджии увешивались тканями и гобеленами, богатым шитьем, цветами и лавровыми гирляндами, увитыми лентами. Гирляндами украшали стены и обрамляли семейные гербы.

В зале ставили три стола в форме буквы «П», оставляя в середине пространство, как для разносчиков блюд, так и для увеселений.

Гости рассаживались с внешней стороны стола — иногда по­парно дамы с кавалерами, иногда отдельно. За главным столом располагались хозяин дома и высокие гости. В ожидании трапезы присутствовавшие пили легкое вино, закусывали его сухими фруктами, слушали музыку.

Главная идея, которую преследовали устроители пышных засто­лий, — показать великолепие, богатство семьи, ее власть. От бан­кета могла зависеть судьба предстоящего брака, имеющего цель объединить процветающие семьи, или судьба делового соглашения и т.п. Богатство и могущество демонстрировались не только перед, равными себе, но и перед простолюдинами. Для этого было как раз удобно устраивать пышные пиры в лоджии. Мелкий люд мог не только поглазеть на великолепие власть имущих, но и приобщиться к нему. Можно было послушать веселую музыку, потанцевать, принять участие в театральной постановке. Но самое главное — «на дармовщинку» выпить и закусить, ибо было принято раздавать бедным оставшуюся еду.

Времяпрепровождение за столом в компании становилось обычаем, широко распространившимся во всех слоях общества. Тавер­ны, трактиры, постоялые дворы отвлекали посетителей о; монотонности домашней жизни.

Названные формы общения, как бы они не отличались друг от друга, свидетельствуют о том, что общество преодолевало былую относительную замкнутость и становилось более открытым и ком­муникативным.

 

2.6. Одежда и мода

Изменения в одежде в XIV – XVI вв. прослеживаются сильнее, чем за многие столетия до этого.

Индивидуализируется костюм. Более чувствительным к веяниям и запросам эпохи был город­ской костюм. В середине XIV в. в одежде произошло серьезнейшее изменение, повлиявшее на всю последующую историю костюма: она стала уже и короче, что на первых порах вызывало резкое неприятие со стороны моралистов.

Основные предметы одежды у мужчин и женщин состояли из нижнего и верхнего платья, плаща, головного убора, обуви. Муж­чины носили также штаны или те предметы одежды, которые постепенно превратились в штаны. Нижнее белье еще не было известно. Его до некоторой степени заменяли рубашки, но и их даже в гардеробе знати было весьма мало. Спали нагишом. Дамские панталоны появились ближе к концу XVI в., и первыми их начали носить куртизанки—из гигиенических соображений и для красоты. Мужское нижнее белье появилось позже женского. Отсутствие нижнего белья способствовало кожным заболеваниям, которые отступили лишь в XVIII в.

Верхняя одежда укорачивалась, удлинялась, обу­живалась то сверху, то снизу; на ней делались разрезы и вырезы, позволявшие увидеть богато украшенное нижнее платье. Однако основной тенденцией было обуживание платья сверху до талии, что давало тогдашним «законодателям моды» широчайшие возможно­сти для комбинирования и придания покрою, в частности, женского платья, немалой пикантности и даже соблазнительности. Декольте становилось временами очень глубоким и его приверженцы часто не находили нужным прикрывать его даже тонкой и богато укра­шенной орнаментом и кружевом отделкой нижнего платья.

Со временем верхняя одежда обогатилась кофтами (котта) и жакетами, куртками, жилетами и длинными безрукавками (сюрко), кафтанами, различными накидками. Дамское платье дополнилось шлейфом. Для большего тепла на верхнее платье надевали плащ — пожалуй, наиболее консервативный из всех предметов одежды.

Цельные штаны появились уже в XIV в. Они напоминали собою скорее современные колготы. Для прочности к ним подшивали кожаные подошвы, заменявшие одновременно обувь. Мужские штаны обогатились новой деталью — гульфиком.

Пуговицы, известные еще в древности, но забытые в эпоху варварства, приблизительно с XII— XIV вв. снова появляются на одежде. Они изготовлялись из дерева, камня, металла, ткани. Пуговицы не только делали ношение одежды более удобным, но и украшали ее. Носили тесьмы, шнурки, ленты, пряжки, пояса.

Осваивалось производство шелковых тканей. Появились ткани в «полоску», «клеточку», «горошек»  и  т.п.  

В моде Возрождения отразились эстетические идеалы эпохи. В XV в. в Италии одежда подчеркивала стройность и хрупкость, удлиненность пропорций тела. В период Высокого Возрождения одежда стала более тяжелой, широкой и короткой. Ее отличали пышные рукава, складки, декольте, формы, тяготевшие к квадрату. Этим акцентировалась мужественность, зрелость, красота здорового тела, которое не стеснялись показать и зрительно усилить одеждой. Среди украшений высоко ценились массивные нагрудные золотые цепи, которые носили одинаково мужчины и женщины. Важными аксессуарами стали веер, перчатки и носовой платок. Последнему еще долго не было суждено превратиться в предмет гигиены. Из головных уборов явное предпочтение отдавалось беретам. Однако у женщин очень широко распространился обычай ходить с непокры­той головой. Поэтому большое внимание уделялось прическам, различным головным украшениям: цветам, венкам, диадемам, сет­кам. У итальянских женщин большой популярностью пользовались накладные волосы. Идеалом считались блондинки с высоким чис­тым челом.

Женщины не жалели здоровья, проводя целые дни под палящим южным солнцем, чтобы осветлить волосы. Для придания лбу нуж­ной высоты волосы над ним выбривались.

Подводя итог по данному разделу, следует отметить, что быт европейских стран существенно изменился по сравнению со средневековьем. Нововведения хоть и возникали, но вводились медленно. Например, туалет, канализация, нижнее белье и так далее. Наиболее быстро развивались внешние стороны быта: меблировка жилища, одежда. Эпоха Возрождения – это эпоха Великих географических открытий, поэтому в системе питания наблюдались изменения. Были привезены из разных стран продукты (сладкий картофель, цитрусовые и т.д.), но далеко не все сразу же вошли в рацион европейцев.

 


1.Гуманизм

 

1.1.Предпосылки

Культура Возрождения возникла раньше других стран в Италии. Она достигла здесь блестящего расцвета в первые десятилетия XVI века, а зародилась в XIV веке. Её зарождение и быстрое поступательное развитие в XV веке обусловлено историческими особенностями страны. В это время Италия достигла очень высокого уровня развития по сравнению с другими странами Европы. Свободные города Италии обрели экономическую мощь. Независимые города Северной и Центральной Италии, богатые и процветающие, чрезвычайно активные экономически и политически, стали главной базой складывания новой, ренессансной культуры, светской по своей общей направленности.

Немаловажное значение имело то обстоятельство, что в Италии не сложились четко оформленные сословия. Эта особенность способствовала созданию особого климата: здесь ценилась свобода полноправных граждан, их равенство перед законом, доблесть и предприимчивость, которые открывали путь к социальному и экономическому преуспеванию.

В Италии была широкая система образования — от начальных и средних школ до многочисленных университетов. В отличие от других стран они рано оказались открытыми для преподавания дисциплин, расширявших рамки традиционного гуманитарного образования. Немалую роль сыграла в Италии тесная историческая связь её культуры с римской цивилизацией — не следует забывать о многочисленных сохранившихся в стране памятниках древности. Новое отношение к античному наследию стало здесь проблемой  воскрешения традиций предков.

На мировоззренческие ориентиры ренессансной культуры Италии повлиял и психологический климат городской жизни, изменившийся в менталитете различных слоев общества. В ориентированной на светские дела купеческой морали стали преобладать новые максимы — идеал активности человека, энергичных личных усилий, без которых нельзя было добиться профессионального успеха, а это шаг за шагом уводило от церковной аскетической  этики, резко осуждавшей стяжательство, стремление к накопительству.  В жизненный обиход давно уже переселившейся в город знати входило торгово-финансовое предпринимательство, порождавшее практический рационализм, расчетливость, новое отношение к богатству. Стремление нобилей играть ведущую роль в городской политике активизировало не только личные амбиции в сфере власти, но и патриотические настроения — служение государству на административном поприще оттесняло на второй план военную доблесть. Основная масса пополанства и представители традиционных интеллектуальных профессий ратовали за сохранение социального мира и процветание города-государства. Низовая городская среда была наиболее консервативна, именно в ней прочно сохранялись традиции народной средневековой культуры, которая оказала определенное воздействие на культуру Ренессанса.

Формирование новой культуры стало делом, прежде всего гуманистической интеллигенции, по своему происхождению и социальному положению весьма пестрой и разнородной. Идеи, выдвигавшиеся гуманистами трудно характеризовать как «буржуазные» или «раннебуржуазные». В культуре итальянского Возрождения сложилось ядро единого нового мировоззрения, специфические черты которого определяют его «ренессансность». Оно было порождено новыми потребностями самой жизни, как и поставленная гуманистами задача достижения более высокого уровня образования для достаточно широкого слоя общества.

 

1.2.Рождение гуманизма. Раннее Возрождение. Треченто.

Эпоху Возрождения нередко начинают с Данте, в котором гуманисты видели своего предшественника, однако большинство ученых считают зачинателем Ренессанса Петрарку. В его творчестве наметился решительный поворот от схоластической традиции и аскетических идеалов средневековья к новой культуре, обращенной к проблемам земного бытия человека, утверждающей высокую ценность его творческих сил и способностей.

Самым знаменитым произведением Петрарки является «Книга песен» («Концоньере»). С этого произведения начинается поэзия Возрождения, воспевающая красоту земной женщины, облагораживающую силу любви к ней, даже если эта любовь остается неразделенной.

Основной идеей творчества Петрарки, знаменовавшей новое отношение к античной культуре, стала «любовь к древним», реабилитация языческой литературы, особенно поэзии, и возвеличение её как носительницы мудрости, открывающей путь к постижению истины. В представлении Петрарки идеалы христианства и увлечение Цицероном не противостоят друг другу, а, напротив, мир христианства может лишь обогатить себя, осваивая культурное наследие древних, красоту речи и мудрость языческой поэзии. Петрарка заложил основы классической филологии. Им был начат процесс восстановления преемственных связей с античностью, несравненно более широких, чем в Средние века.

Отношение первого гуманиста к культурной эпохе между античностью и его собственным временем было негативным — он считал её порой «господства варваров», упадка образованности. Петрарка был противником схоластических знаний. Критически он оценивал и саму систему схоластических дисциплин. Он считал назревшей задачей обращение всей системы знания к проблемам человека. Главными среди образовательных дисциплин ему представлялись филология, риторика, поэзия и особенно моральная философия. Именно в этих науках следовало бы, по Петрарке, восстановить их утраченную научную основу и строить их на изучение широкого круга классических текстов — сочинений Цицерона, Вергилия, Горация, Овидия, Саллюстия и многих других древних авторов. По-новому прочитывал он и труды отцов церкви, прежде всего Августина, и высоко оценивал их классическую образованность, как пример, забытый в последующие века.

Овладение культурным опытом древних, по мысли Петрарки, должно было подчиняться главной цели — воспитанию духовно богатого и нравственно совершенного человека, способного руководствоваться в своем земном предназначении разумом и высокими нормами добродетели. Путь к высшим божественным истинам лежал для Петрарки через осмысление мирского опыта человечества, его истории, деянии великих людей, слава которых непреходяща, через овладении всеми богатствами культуры. При всей новизне его идей мировоззрение первого гуманиста не было лишено противоречий, сохраняло немало черт, традиционных для средневековья, и к тому же находило понимание в ту пору лишь у немногих современников. Отвергая культурные традиции нескольких предшествующих столетий, Петрарка тем не менее, неизбежно обращался к их опыту и наследию. Его не оставляли сомнения в правильности избранных им новых ориентиров – особенно показательна в этом плане «Моя тайна» - светские настроения и острый интерес к земной жизни ему самому не раз казались чреватыми греховностью, вступающими в противоречие с привычными религиозными взглядами и чувствами. Петрарка для гуманистов — продолжателей начатого им дела формирования новой культуры —  стал классиком: его переводили на языки разных стран Европы, ему подражали, его сочинения комментировали, его яркой индивидуальностью восхищались. Особенно сильным влиянием Петрарки оказалось в поэзии — его «Книга песен» дала импульс общеевропейскому явлению петраркизма, многоликому и имевшему собственную длительную историю.

Близкого соратника и продолжателя своих начинаний Петрарка обрел в Боккаччо. Идиллическая поэма «Фьезоланские нимфы» — одно из наиболее ярких лирических сочинений Боккаччо — утверждала новые, ренессансные каноны этого жанра, отвергала аскетический идеал и возвеличивала «естественного» человека.

Самым значительным произведением Боккаччо стал созданный в конце 40-х — начале 50-х годов «Декамерон». В обрамлении новелл «Декамерона» можно видеть утопическую идиллию, первую ренессансную утопию: культура оказывается возвышающим и це­ментирующим началом этого идеального сообщества. В самих новеллах автор с необычайной широтой и. проницательностью раскрывает картины иного мира—реальную пестроту жизни со всем богатством людских характеров и житейских обстоятельств. Герои новелл представляют самые разные социальные слои; образы персонажей полнокровны, жизненны, это люди, которые ценят земные радости, в том числе и плотские удовольствия, считавшиеся с позиций церковной этики низменными. В «Декамероне» Боккаччо реабилитирует женщину, подчеркивает возвышающую нравствен­ную сторону любви и в то же время зло высмеивает ханжество, сластолюбие монахов и клира, проповеди которых нередко резко расходятся с их жизненным поведением.

Церковь резко осудила «Декамерона» как произведение безнрав­ственное, наносящие ущерб ее авторитету, и настаивала на отрече­нии автора от своего детища. Как и Петрарку, Боккаччо обуревали сомнения в поисках нового взгляда на человека и окружающий его мир, неизбежные в общей идейной атмосфере современного им средневекового общества. Кризисные настроения не оставляли Боккаччо и в последующем, но в главной линии своего творчества он сумел противостоять мощной традиции официальных взглядов.

Вклад Боккаччо в создание литературы Возрождения был огро­мен. В «Декамероне» высветились новые грани складывавшегося гумани­стического мировоззрения, в том числе его антиаскетические иде­алы. В центре внимания Боккаччо, как и у Петрарки, — проблема самосознания личности, получившая широкую перспективу в даль­нейшем развитии ренессансной культуры.

Важным вкладом Боккаччо в формирование ренессансной куль­туры стало его обширное латинское сочинение «Генеалогия языче­ских богов» — филологический труд, в котором автор знакомил читателей с многообразием и взаимосвязями античных мифов, прослеживая их происхождение. Он выстраивал своеобразный пан­теон богов и героев античной мифологии, продолжая начатую Петраркой реабилитацию языческой поэзии и подчеркивая бли­зость ее к теологии. Поэзия, на его взгляд, раскрывает высокие истины о человеке и мироустройстве, но делает это на свой особый лад — в формах иносказания. Эта важная идейная линия своеоб­разного культа поэзии, оттеснявшего интерес к теологии на второй план, стала характерной для всего этапа раннего гуманизма. Она нашла продолжение и в творчестве Колюччо Салютати (1331 — 1406) — младшего современника и преданного последователя дела зачинателей новой культуры.

Друг Петрарки и Боккаччо, страстный поборник гуманистических идей, он вел по­лемику с теологами, схоластами и монахами в своих трактатах, инвективах и многочисленных публицистических письмах, последовательно отстаивая идеал активной гражданской жизни в противовес аскетизму церковной морали, ратовал за фи­лософию, доказывал главенствующую роль этики в системе гуманитарных знаний. Салютати, сторонник действенной философии, помогающей решать проблемы земной жизни, отвергал умозрительный метод философствования и пренебрежение к идейному богатству античного наследия, как поэтического, так и научного.

В своем творчестве Салютати дал широкое обоснование комп­лекса гуманистических дисциплин — studia humanitatis. Особый смысл он придавал понятию humanus (человечность, духовная культура), трактуя его как цель новой образованности, в которой должны сочетаться высокий уровень знания, основанного на овладении классическим наследием, и разносторонний практический опыт, развитое самосознание лич­ности и ее активная созидательная деятельность. Задачу воспитания и образования он видел в самосовершенствовании человека, при­званного, по его убеждению, сражаться с земным злом «за справед­ливость, истину и честь». Флорентийский канцлер активно проповедовал гуманистические идеи, открыв свой дом для занятий кружка молодежи, из которого вышли крупнейшие гуманисты следующего поколения — Леонардо Бруни Аретино, Поджо Браччолини, Пьетро Паоло Верджерио

Творчеством Салютати завершился этап раннего гуманизма, охватывающий более шестидесяти лет. Его итогом стала смело заявившая о себе новая образованность, культура, ориентирован­ная на глубокое изучение классического наследия, новые подходы к проблемам человека, расширение системы гуманитарного зна­ния, нацеленного на формирование совершенной личности и общества.

 

1.3.Высокое Возрождение. Кватроченто.

Этап раннего гуманизма завер­шился к началу XV в., выдвинув программу построения новой культуры на базе studia humanitatis —широкого комплекса гума­нитарных дисциплин. Кватроченто претворило в жизнь эту про­грамму. Характерным для него стало возникновение много­численных центров ренессансной культуры — во Флоренции (она лидировала вплоть до начала XVI в.), Милане, Венеции, Риме, Неаполе и небольших государствах — Ферраре, Мантуе, Урбино, Болонье, Римини. Это предопределило не только распространение гуманизма и ренессансного искусства вширь, но и их исключитель­ное многообразие, формирование в их рамках различных школ и направлений. В течение XV в. сложилось мощное гуманистическое движение, охватившее многие стороны культурной и общественной жизни Италии. Роль новой интеллигенции в структуре общества и развитии культуры значительно возросла во второй половине XV в. . Именно с ее деятельностью было связано разыскание и изучение античных памятников, создание новых библиотек и коллекций произведений искусства древности, а с началом книго­печатания в Италии в 60-е годы XV в. — и пропаганда на его основе ренессансных идей и мировоззренческих принципов.

Яркой чертой времени стал поиск новых форм самоорганизации гуманистов, создание ими сообществ и академий.

В рамках единого периода Кватроченто четко выявляются два этапа, рубежом которых можно считать конец 40-х—начало 50-х годов XV в. Эти этапы имеют свои особенности. Первая половина столетия отмечена созданием гуманистических школ и началом проникновения отдельных дисциплин в университетское образование, развитием гуманистического движения вширь и появлением в нем разных течений, наконец, светскостью новой системы знания. Она ориентировалась на практи­ческие задачи гражданской жизни, подчеркнуто отстраняясь от тра­диционной религиозно-догматической проблематики, но сохраняя при этом верность христианскому вероучению. Во второй половине столетия, наоборот, растет интерес гуманистов к вопросам теологии. В этот период происходят некоторые перемены и в основных этических ориентирах: утверждавшийся в первые десятилетия XV в. нравственный идеал активной граждан­ской жизни (vita activa) к концу столетия корректируется, наряду с ним выдвигается обоснование идеала созерцательной жизни, не совпадающей, однако, с монашеской vita solitaria, vita contemplativa. Речь идет прежде всего о высокой оценке деятельности ученого и ее гражданском значении. Отличитель­ной чертой второй половины XV в. стала и более глубокая идейная дифференциация гуманизма, существенно расширились и окрепли его связи с художественной жизнью эпохи, усилилось взаимное обогащение гуманизма и искусства в их представлениях о природе человека и окружающем его мире, о божественных началах бытия, находящих выражение в красоте. Влияние гуманистической образованности стало накладывать отпечаток и на ряд явлений народно-городской, церковной, дворянской культуры, из которых в свою очередь черпала и сама ренессансная культура. На рубеже XV и XVI вв. итальянский Ренессанс подошел к периоду своего апогея — Высокому Возрождению.

 

1.4.Позднее Возрождение. Чинквиченто.

Позднее Возрождение характеризуется кризисом идеи гуманизма и сознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества. Отражением этого кризиса стало направление в западноевропейском искусстве 16 века — маньеризм.  Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италии живописцы Я. Понтормо (рис.27), Ф. Пармиджанино (рис.26), А. Бронзино (рис.29), скульпторы Б. Челлини (рис.28), Джамболонья ) утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках и др.).

 

1.5.Северное Возрождение

 

1.5.1.Особенности гуманизма в Германии

К началу XVI века Германия была крупнейшей составной частью Священной Римской империи. Она была страной, раздробленной политически и хозяйственно, но уже вступила в период заметного роста рыночных отношений и новых элементов в производстве.

Гуманизм в Германии зародился в 1430-е годы, на столетие позже, чем в Италии, под воздействием её культуры. На немецкой почве гуманизм приобрел специфические оттенки, позже ставшие его характерными чертами: в Германии поборники гуманизма проявляли особый интерес не только к античному наследию и новой системе образованности, но и к религиозно-этической и церковно-политической проблематике.

Немецкие гуманисты синтезировали многосторонний опыт Италии в «согласовании» христианской и языческой культуры, благочестия и светской образованности. Они применяли освоенные ими идеи к новому материалу, в том числе и к отечественной истории. Италия выработала основы гуманистических канонов, Германия дала их вариации, новаторские для национальной культуры.

Опираясь на наследие развитого итальянского гуманизма, в Германии рано стали провозглашать широту задач гуманизма. Речь шла об изучении всего природного «видимого мира». Это усиливало роль мировоззренческих проблем религиозно-философского характера и одновременно открывало путь развитию конкретных дисциплин естествоведения. В основе университетского преподавания лежал комплекс гуманитарных наук, но в индивидуальном творчестве, как и в деятельности сообществ гуманистов, он дополнялся интересом к географии, медицине, астрономии, математике. В структуре немецкой гуманистической культуре роль естествознания оказалась большей, чем в аналогичной по времени французской или английской ренессансной культуре[5].

Характерной чертой является пронизывающий всю деятельность гуманистов патриотизм, постоянная тяга к воспитанию национальных гражданских чувств и интересов. Гуманисты болезненно ощущали контраст между «былой славой» империи и политической слабостью раздробленного отечества. Патриотические идеи нередко принимали гипертрофированный характер, вырождаясь в национализм, а «отечество» смешивалось с империей.

Утвердившийся в Италии идеал разностороннего творчества, «универсального» человека, как и французский аристократически окрашенный образец гармонично развитого придворного, в Германии практически не получил распространения. Главный акцент здесь обычно ставился на сочетании этических добродетелей с многознанием, эрудицией. Утвердился идеал человека ученой и литературной профессии, обусловленный главенствующей бюргерской ориентацией гуманизма в Германии.

Гуманисты неразрывно связывали задачи образования с задачами воспитания в духе личной и гражданской гуманистической этики, а также с эстетическими целями — совершенствованием вкуса, языка и стиля по образцам классической латыни.

В немецком гуманизме получили широкое распространение различные виды сатиры, авторы охотно пользовались приемами гиперболы и гротеска.

Главным завоеванием гуманистов в немецких университетах XV – начала XVI в. стала подготовка на основе этих местных высших школ, притом за сравнительно короткие сроки, достаточно широкого круга образованных людей, осведомленных в нормах новой, светски ориентированной культуры, а в какой-то своей части и руководствующихся ими.

Сравнительно невелик в Германии круг выдающихся гуманистов, которые смогли возвыситься в своей деятельности до творчества общенационального, а в ряде случаев — и европейского культурного значения.

 

1.5.2.Особенности гуманизма в Нидерландах

Развитие культуры в Нидерландах XV-XVI вв. отличалось значительным своеобразием. Процессы, характерные и для других стран Западной Европы, осложнялись здесь резкими переменами в исторической обстановке, особенно чувствительными для культуры небольшого региона, неравномерностью утверждения нового в различных областях творчества, противоречивыми результатами взаимодействия национальных традиций и многообразных зарубежных культурных влияний[6].

В конце XV – начале XVI века, уже под прямым влиянием итальянского гуманизма, процессы ренессансного обновления начинают захватывать в Нидерландах широкий круг явлений культуры. Здесь особенно часто возникают разнообразные культурные сплавы старого и нового. Сложные пути нидерландской культуры затрудняют периодизацию, общую для разных областей.

Подготовка почвы для гуманизма в Нидерландах в гораздо большей мере, чем в Германии, оказалась связана со школьной и издательской деятельностью «братьев общей жизни» — здесь они были многочисленнее и сильнее влияли на общество; единственный университет страны, основанный в 1425 году в Лувене, оставался прочным оплотом схоластики и ортодоксии, решительно отвергавшим подозрительные новшества в образовании. В середин 1470-х годов латинскую школу «братьев общей жизни» возглавил Александр Гегий (1433-1498). Он впервые в Нидерландах сделал попытку ввести в начальные знания греческого языка в школьное преподавание, утверждал необходимость изучать сочинения античных классиков как главные образцы правильной латинской речи. Гегий был характерной фигурой поры перехода  к гуманистическим идеям и реформам. Через его школу прошел целый ряд гуманистов, в том числе Эразм Роттердамский и Муциан Руф.

Эразм демонстрировал, как необходима привлекательность знаний. Он утверждал, что успех в обучении и воспитании достигается уроками природы, разума  и опыта и надо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Он советовал наставникам развивать самостоятельность и активность детей, использовать элементы игры, принцип наглядности. Эразм создал неповторимую, индивидуально окрашенную педагогику, сочетающую редкое многообразие теоретических и практических рекомендаций с артистизмом их выражения. Она стала одним из выдающихся достижений гуманистической культуры эпохи и оказывала непосредственное влияние на педагогическую мысль Европы до середины XVIII века.

 

1.5.3.Особенности гуманизма во Франции.

Сильное влияние Италии является одной их важнейших особенностей французского Возрождения. Быстрый расцвет гуманистической мысли совпадает с первой половиной царствования ФранцискаI. Итальянские походы, начавшиеся при его предшественниках и продолженные им, очень расширили культурные сношения между двумя народами. Молодые французские дворяне, попав в Италию, были ослеплены богатством ее городов, пышностью одежд, красотой произведений искусства, изяществом манер. Сразу же начался усиленный импорт итальянской ренессансной культуры во Францию. Франциск I привлек к себе на службу лучших итальянских художников и скульпторов – Леонардо да Винчи, Андреа дель Сарто, Бенвенуто Челлини. Итальянские архитекторы строят ему замки в новом ренессансном стиле. Появляются переводы Данте, Петрарки, Боккаччо и др., во французский язык проникает большое число итальянских слов из области искусства, техники, военного дела, светских увеселений и т.п. Из итальянских гуманистов, переселившихся в эту пору во Францию, наиболее выдающимся был Юлий Цезарь Скалигер (умер в 1558 г.), врач, филолог и критик, автор знаменитой «Поэтики» на латинском языке, в которой им были изложены принципы ученой гуманистической драмы.

Параллельно шло углубленное изучение древности, доходившей отчасти также через итальянское посредство.

Из советников Франциска I, истинных руководителей движения, на первое место должен быть поставлен Гильом Бюде (1468 – 1540). Бюде принадлежит огромное число работ на латинском языке по филологии, истории, философии, математике и юридическим наукам. Основная мысль Бюде заключалась в том, что филология есть главная основа образования, так как изучение древних языков и литературы расширяет умственный кругозор человека и повышает его моральные качества. Многое во взглядах Бюде заключалось на религию, мораль, воспитание сближает его с Эразмом Роттердамским. Крупнейшим делом Бюде был план создания светского университета, осуществленный Франциском I. По замыслу Бюде, преподавание в нем должно быть основано на филологии. Так возник в 1530 г. «Коллеж трех языков» (древнееврейского, древнегреческого и латинского), получивший позднее название «Коллеж де Франс», который сразу же стал цитаделью свободного гуманистического знания.

Вторым важнейшим моментом, определившим судьбу французского Возрождения, являются особые взаимоотношения его с Реформацией, вначале созвучной гуманизму, но затем резко с ним разошедшейся.

Франция разделилась на два лагеря – католиков и протестантов, вполне национальной партии не существовало, так как обе борющиеся стороны, в ущерб своей родине, нередко действовали в союзе с иноземными властителями.

Гуманизм имел некоторые пункты соприкосновения с обеими партиями, но еще больше расхождений. Многих гуманистов привлекала к католической партии идея национального единства, но большинство из них не могло мириться с узостью и с суевериями католицизма. И от кальвинизма гуманистов отталкивала его буржуазная ограниченность, все усиливающий фанатизм. Но все реже рационалистическая закваска кальвинизма, его героический дух, высокая нравственная требовательность и мечта о некоем идейном устройстве человеческого общества привлекали к нему многих гуманистов. Однако наиболее глубокие гуманисты, такие величайшие писатели французского Возрождения, как Рабле, Деперье, Монтень, сторонились религиозной распри, одинаково чуждые фанатизма обоих вероисповеданий, и, скорее всего, склонялись к религиозному свободомыслию.

Подводя итог, хочется отметить, что на Северное Возрождение сильное влияние оказывал Итальянский Ренессанс. Но для Северного Возрождения характерны большая стойкость средневековых традиций, интерес к индивидуальной неповторимости человека и его окружению.


2.Быт

 

2.1.Быт Италии в эпоху Возрождения.

Италия в начале XVI века переживала тяжелый нравственный кризис. Передовые люди того времени не знали выхода из этого положения, которое казалось почти безвыходным. Высокоодаренные люди видели сиу способную противостоять дурным влияниям в чувстве чести. Оно представляло собой смесь совести и себялюбия. Это чувство может уживаться с настоящим эгоизмом и самыми тяжелыми пороками. Для индивидуально развитых европейцев оно стало определяющим мотивом в большинстве случаев жизни. У итальянцев эпохи Возрождения трудно отделить чувство чести от непосредственного стремления к славе или известности. Очень часто первое переходит во второе.

На нравственность итальянцев налагала большую печать фантазия как один из национальных факторов. Под влиянием фантазии распущенный эгоизм достигает своих крайних пределов.

Итальянцы первыми из европейских народов становятся азартными игроками под влиянием воображения, рисующего человеку заманчивую картину роскоши и наслаждений с такой силой, что он решается на любой риск. В Италии, несмотря на многочисленные запреты азартных игр и на то, что профессия игрока объявлялась позорной, азартные игры получили широкое распространение и вели ко многим несчастьям. Одни не имея ничего, получали все, другие, наоборот, теряли. Громадная лотерейная урна, носившая название «римская курия», приучала людей к постоянному возбуждению, которое в промежутках между крупными интригами искало выхода в азартной игре.

Мстительность благодаря той же фантазии приобретает особенный характер. Итальянцы не могли простить обиды. В народном сознании кровавая месть считается обязанностью, принимает часто самую ужасную форму. Взаимная мстительность прочно укрепляется в жизни. Правительства и городские трибуналы признают право мести; среди крестьян она имеет такое же широкое распространение.

Ярким примером служит следующая история. В одной из деревень провинции Аквапенденте трое мальчиков пасли скот, и один сказал: попробуем сделать так, как людей вешают: один из них влез другому на плечи, а третий, надев ему на шею петлю, привязал веревку к дереву. Вдруг показался волк; оба мальчика убежали, оставив товарища в петле. Вскоре они нашли его уже мертвым и зарыли в землю. В воскресенье пришел отец и принес погибшему хлеба. Один из мальчиков сознался во всем и показал отцу место, где лежал его сын. Но старик зарезал мальчика ножом, вырезал у него печень и, вернувшись домой, пригласил в гости его отца и угостил того этим блюдом, а затем сказал ему, чью печень он съел. Тогда между обеими семьями началась кровавая вражда, и в течение месяца погибло 36 женщин и мужчин[7].

Кровавая месть в высших сословиях была распространенным явлением и передавалась по наследству многим поколениям, распространялась также на побочных родственников и друзей. Напрасно благочестивые монахи проповедовали всеобщее примирение. Правда, им иногда удавалось прекратить какую-нибудь вендетту, но остановить ей они не могли. Они были бессильны перед громадным злом, пустившим глубокие корни.

Клятвы и церемонии, которыми обменивались противники, обещая забыть прошлые обиды, носили иногда ужасающий характер. Мирившиеся сами мало верили в прочность договора. Все согласны были с тем, что каждый в праве мстить за себя тогда, когда оскорбление или вред не наказуемы по законам современной юстиции. Общественное мнение требовало, чтобы месть имела внутренний смысл и нравственное оправдание, и заключалось бы не только в причинении вреда, но в унижении.

Фантазия, которая укрепляла память об обиде, помогала удерживать в памяти благодарность за добрый поступок. Благодарность – ещё одна добродетель итальянцев. В простом народе существовала глубокая признательность за хорошее обращение, а в образованных классах — добрая память о приятных отношениях. Благодаря фантазии итальянец всегда руководствовался холодным расчетом. Это объясняется тем, что итальянец отличался более ранней и зрелой индивидуальностью.

Огромное влияние фантазия оказала на взаимоотношения полов. В Италии эпохи Возрождения супружеские измены совершались чаще и сознательнее, чем в любой другой стране. Молодые девушки высшего сословия тщательно оберегали себя, но замужние свободно отдавались страстям. Количество браков из-за этого не уменьшилось, семейная жизнь не рушилась. Люди не желали себя ни в чем стеснять, но в то же время не намерены были лишать себя семейных радостей.

Мужчины и женщины постепенно уравнивались в своих правах. Образование женщин было таким же, что и мужчин. Женщины начинают проявлять свою индивидуальность. Между тем в них сочетались такие качества, как дарование, добрый нрав, ум, красота и благочестие.

Нельзя не обратить внимания на усердные старания женщин преобразить себя с помощью различных туалетных средств.

Прежде всего, нужно упомянуть о фальшивых волосах и подделках из белого и желтого шелка, весьма распространенных в то время. Идеальным цветом волос считался белокурый и золотистый, и женщины старались добиться его различными способами. Многие верили, что волосы светлеют под влиянием солнечных лучей, а потому женщины старались долго находиться на солнце. Широко использовались краски и средства для ращения волос. К этому надо прибавить целый арсенал средств для осветления кожи лица, пластырей и румян для каждой отдельной части лица, даже для век и зубов.

Молодые люди красили иногда волосы и бороду, хотя сами выступали за естественность женщин.

Итальянцы, несмотря на распущенность, продолжали оставаться самым здоровым, физически и духовно, из всех европейских народов.

Воображение становится главной причиной, почему любого рода страсть принимает здесь бурный характер и рождает преступление. Каждый знает, что, когда человек не владеет собой, он способен на всякого рода выходки. Поэтому в случае убийцы симпатии общества невольно оказываются на стороне убийцы, независимо от причин. Мужественное поведение преступника перед казнью и его пренебрежение к смерти вызывают такое удивление, что современные писатели, рассказывая об этом, забывают даже сообщить, за что преступник осужден[8].

Разбойничьи нападения совершались не чаще, чем в других сранах. Итальянские типы разбойников отличались своеобразием. Вряд ли в другой стране можно встретить священника, который руководит целой бандой. В Италии такое происходило нередко.

В  Италии была распространена практика наемных убийц. Неаполь в этом отношении первенствует среди городов. Но и в других местностях совершались такие преступления.

Итак, главными чертами итальянского характера были: высокоразвитая индивидуальность. Личность входит в противоречие с государственным строем, человек стремиться защищать свои права. Человек-личность сохраняет веру в свое превосходство и принимает самостоятельные решения.

Итальянец эпохи Возрождения принял на себя первую мощную волну этого нового движения. Он служит лучшим и наиболее ярким выразителем этого движения.

 


2.2.Быт стран Северного Возрождения.

В повседневной жизни европейского Севера господствовали общинность, коллективизм, ориентированность на интересы и мне­ние группы. Государственная, церковная, семейная и групповая (общины, цеха, гильдии, «своего круга») дисциплина определяли поведение людей. Традиции и конформизм предостерегали от не­обычных ситуаций, одежды или поступков, выходящих за пределы общепринятых: люди боялись оказаться вне своей группы. Опора на заповеди Господа, авторитеты, ссылки на «старые добрые вре­мена» и «отцов-дедов», соблюдение законов, обычаев, традиций были условиями «нормального» поведения. В подчиненном положении оказывались женщины и дети, крестьяне, подмастерья, клирики, наемные работники, солдаты и т.д. За неукоснительным соблюдением заповедей, рели­гиозных обрядов и правил бытового поведения следили приходские священники, авторитет которых и роль в жизни прихожан была намного выше, чем роль католического священника.

В быту также преобладали традиционные формы. Ели дважды в день, каждому полагалось иметь собственные нож и ложку. Рацион скандинавов был скуден, но при этом они много пили — свежее и кислое молоко, мед, вино и особенно пиво, Обычным делом в праздничные дни, на семейных торжествах было повальное пьянство — с той лишь разницей, что обыватели пили домашнее пиво, а знать —заморские вина. Богатые люди питались более обильно и разнообразно: употребляли много мяса, фрукты, пряности и сласти. С середины XVI в. в Дании имелись книги о рациональном питании и сборники кулинарных рецептов, чаще всего привозные.

Ренессанс внес свои поправки в костюм. У бондов наряду с традиционными портами, рубахой из домотканого полотна и пла­щом из грубого сукна натуральных цветов появились кафтан и суконная шляпа. На портретах того времени черные одежды состо­ятельных людей увешаны массивными золотыми цепями, малень­кие, скромные чепчики дам усеяны жемчугами. Реформатор Псдер Палладиус сетовал на то, что «нынче молодые люди в будни используют больше украшений, чем их отец в свадебной одежде» (1556). К XVII в. роскошь парадных одеяний стала ослепительной. Одеяния украшались вышивкой, техника художественного шитья из золотых, серебряных и шелковых нитей была очень высока. Живопись отразила также характерные для той поры галантные увеселения, охоту и рыцарские упражнения, сцены, где элегантные дамы и господа беседуют, слушают музыку и музицируют сами.

Гуманисты много писали о семейных отношениях и домовод­стве. Семейные отношения строились патриархально, родственные связи почитались. Любовь ценилась много ниже супружества. Вне супружества оставались, правда, довольно значительные слои насе­ления: солдаты, батраки, подмастерья и люмпены, до Реформа­ции — священнослужители. Но для мирянина брак был необходим по соображениям не только хозяйственным, но и общественного престижа. Отсутствие родни выталкивало человека за пределы групповой защиты. Поэтому вдовы и вдовцы быстро вступали в новые браки — как обычно, по расчету. В моду вошли семейные портреты,, где стоящие строго по статусу и возрасту родственники молчаливо свидетельствовали о крепости семейных уз.

Ужесточалось отношение к женщине. Женщины получали строгое вос­питание: с детства занимались домоводством, не смели бродить по городу, по пристани. Проституция преследовалась строго, хотя немалое число замужних женщин по бедности подрабатывало этим древнейшим ремеслом.

В ренессансную эпоху было немало общественно активных и весьма самостоятельных женщин в разных слоях населения. Все большее число женщин из обеспеченных семей стремилось учиться и самостоятельно устраивать свою судьбу.

Дети были очень зависимыми. Детство в принципе не выделя­лось как особый период в жизни человека, требующий своего отношения, одежды, пищи и т.д.; обучение подавляющего числа детей происходило в процессе семейных занятий — производствен­ных и бытовых. Другому мастерству отдавали учить на сторону. Главным было, чтобы дети репродуцировали статус, модель пове­дения и связи родителей, подготовились к супружеству, самостоя­тельному ведению хозяйства или проживанию в доме хозяина. В школе главным предметом являлась религия, главным средством воспитания — розги. С их помощью учили подчиняться хозяину и авторитетам. Состоятельные люди приглашали для своих детей домашнего учителя-священника или университетского профессора. Юноши дворянского и бюргерско-патрицианского круга знали иностранные языки, художественную литературу и историю, писали стихи на латыни. Обучение они продолжали в университетах Упсалы и Копенгагена (основаны в 1477 и 1478 гг. соответственно), затем — в зарубежных университетах, много путешествовали по Европе, а порой — и по Ближнему Востоку. Университеты Виттенберга и Лувена были особенно популярными.

Просвещение втягивало в свою орбиту многих, вынуждая под­чиняться моде: давать образование детям, ставить в домах и садах скульптуры, собирать произведения живописи и книги, заказы­вать ренессансные постройки, покровительствовать ученым. И хотя общество в целом жило традиционной жизнью, которую элитарная культура лишь затрагивала своими краями, все же книжная образованность и путешествия порождали взаимодей­ствие культур внутри страны и зарубежные заимствования. По­следним способствовало традиционное наличие в странах Севера множества иностранцев, приток которых в XVI—XVII вв. еще более усилился[9].

В обществе скандинавов царили церковная мораль и официаль­ное благочестие. В основе религиозных представлений лежала Библия. Протестантская церковь и государство насаждали верность лютеранской ортодоксии. Многие католические обря­ды, почитание икон и т.п. еще долго сохранялись в приходах, особенно сельских. В праздники и будни у крестьян служили то протестантскую, то католическую мессу. Недовольство условиями жизни обращало людей к старым идеалам, католичество станови­лось подчас знаменем борьбы против абсолютизма так же, как некогда язычество — знаменем борьбы против феодализации.

В народе сохранялась масса языческих верований, ритуалов и предрассудков. Люди были до предела суеверны, верили в колдовство и магию, по всякую нечисть. Народ по-прежнему населял лес лешими, воду —водяными и русалками, избы —домовыми. И после Реформации скандинавы все еще не изжили язычество и фактически исповедовали дуализм верховных сил — добра и зла, находящихся между собой в постоянной борьбе.

В процессах против ведьм, характерных для XVI в., на Севере, как и по всему Западу, сказался характерный для средневековья дуализм — представление о противостоянии Господа и Сатаны. В соответствии с ветхозаветными традициями женщина, как слабая духом, объявлялась особо подверженной влиянию дьявола, его орудием, направленным против рода человеческого. И один из парадоксов эпохи заключался как раз в том, что всеобщее усиление культа Богоматери-Девы сопровождалось усилением нажима на обычных женщин, всяческим подчеркиванием их «нечистоты», склонности к разврату и прочим грехам. Люди реально верили в троллей, а также ведьм и ведьмачей, в напускаемую ими порчу. Признаками «ведьмачества» служили знаки на теле типа темных родинок, эпилептические припадки или психическое заболева­ние (бесноватость), а нередко и искусство врачевания.

Таким образом, быт стран Северного Возрождения отличает консерватизм, влияние Средневековья. Сохраняется большое число языческих верований. Особый интерес проявляется к индивидуальной неповторимости человека.


Заключение

Эпоха Возрождения поставила в центр мира человека. Он понял, что только от его усилий зависит его жизнь. На это мировоззрения повлияли учения гуманистов, которые стремились воплотить в жизнь свои идеи. Результатом этого послужило создание studia humanitatis. Они открывали школы, кружки, читали лекции. Под влиянием этого существенно изменился быт народа. Появляется стремление к роскоши. Люди хотят сделать свою жизнь уютней, красивей, удобней. Существенно меняется обстановка в доме, одежда людей. Общество эпохи Ренессанса преодолело былую замкнутость. Об этом свидетельствуют архитектура жилища, мебель, одежда и т.д.

Люди перестали бояться бога, и это привело к  падению моральных устоев. Особенно ярко это проявляется в Италии: азартные игры, преступления, кровная месть, супружеские измены и т.д. В странах Северного Возрождения это проявляется не так ярко. Здесь наблюдается влияние христианской идеологии, все более сдержанно, супружеские измены не являются нормой.

Итак, общими чертами для Итальянского и Северного Возрождения являлись:

- человек – центр мира

- появление studia humanitatis

- стремление украсить свою жизнь

- в рационе появляются новые продукты

- расширяется количество мебели в доме

Отличительные черты:

- В Северном Возрождении в отличие от Итальянского проявляется большее влияние средневековых традиций

- На Северное  Возрождение большое влияние оказывала Италия

- В Итальянском Возрождении проявляется большая распущенность

Исследователи многократно отмечали, что добро и зло переплетались в эпоху Возрождения самым причудливым образом. Люди вышли из Средневековья, высокий идеал гуманизма озарил их духовную жизнь. Гармония в социальном устройстве не была достигнута и безудержные страсти владели отдельными личностями, побуждая их действовать, не останавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях[10].


Список литературы

 

1.  Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. — М.:ООО Кирилл и Мефодий,2007

2.  Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности /Баткин Л.М.; Ред. С.С.Аверинцев-М.: Наука, 1989.-272с.

3.  Брагина Л.М. Становление ренессансной культуры в Италии и её общеевропейское значение. История Европы. От Средневековья к новому времени.—  М.: Наука,1993.-532с.

4.  Букгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения/Пер. с нем. С.Брилианта. - Смоленск: Русич, 2002.-448с.

5.  Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. 2-е изд., испр. и доп./Под ред. А.Н. Немилова и А.С. Кантор - Гуковской. - Л.: Издательство Ленинградского университета.1990.-624 с.

6.  История культуры стран Западной Европы / Л.М. Брагина, О.И. Варьяш, В.М. Вагодарский и др.; Под ред. Л.М. Брагиной. — М.: Высш.шк., 2001.-479с.

7.  Лосев А.Ф. Эстетика возрождения.— М, 1997.-304с.

8.  Любимова Л. Искусство Западной Европы. — М., 1976.-319с.



[1] Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. — М.:ООО Кирилл и Мефодий,2007

[2]Брагина Л.М. Становление ренессансной культуры в Италии и её общеевропейское значение. История Европы. От Средневековья к новому времени.—  М.: Наука,1993, - с.461

[3]Лосев А.Ф. Эстетика возрождения.— М, 1997, - с.380

[4] История культуры стран Западной Европы / Л.М. Брагина, О.И. Варьяш, В.М. Вагодарский и др.; Под ред. Л.М. Брагиной. — М.: Высш.шк., 2001. — с.436-437

[5] История культуры стран Западной Европы / Л.М. Брагина, О.И. Варьяш, В.М. Вагодарский и др.; Под ред. Л.М. Брагиной. — М.: Высш.шк., 2001. — с.120

[6] История культуры стран Западной Европы / Л.М. Брагина, О.И. Варьяш, В.М. Вагодарский и др.; Под ред. Л.М. Брагиной. — М.: Высш.шк., 2001. — с.180

[7] Букгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения/Пер. с нем. С. Брилианта .— Смоленск: Русич, 2002.-с.363

[8] Букгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения/Пер. с нем. С. Брилианта .— Смоленск: Русич, 2002.-с.371

[9] История культуры стран Западной Европы / Л.М. Брагина, О.И. Варьяш, В.М. Вагодарский и др.; Под ред. Л.М. Брагиной. — М.: Высш.шк., 2001. — с.432-433

[10] Любимова Л. Искусство Западной Европы. — М., 1976.— С.128