Доклад: Георгий Лукомский
Лукомский Георгий Крескентьевич (1884–1952)
Георгий Крескентьевич Лукомский (1884-1952) – одна из самых заметных, можно сказать, знаковых фигур в архитектурной жизни России Серебряного века. Архитектор по образованию (ничего не построивший), он снискал широкую известность как талантливый художник-график, изображавший памятники зодчества, и на редкость плодовитый писатель об архитектуре – критик и историк. Вся многогранная творческая деятельность Лукомского была проникнута ретроспективным мироощущением. Ревнитель художественной старины, естественно, выступал и поборником возрождения классицистических традиций в новом строительстве. По возрасту он принадлежал ко второй волне мощного ретроспективного движения, у истоков которого стояли «мирискусники» во главе с А.Н. Бенуа, заново открывшим для современников своеобразную красоту старого Петербурга. Детство и юность Георгия Лукомского прошли в Калуге, Орле и Казани. Окончив в 1903 г. Казанскую художественную школу со званием техника по архитектуре и учителя рисования, он поступил на архитектурное отделение Академии художеств, где занимался без увлечения, с перерывами и получил диплом лишь в 1915 г. К этому моменту Лукомский уже прочно занял свою «нишу» в профессиональной среде. Важную роль в его развитии сыграло влияние пассеистских идей и образного языка «Мира искусства» и, конечно же, постижение наследия петербургского зодчества. Сильнее всего привлекали Лукомского историческая среда и неповторимый колорит старых городов. Долгие поездки по России и Европе давали обширный материал для творчества. Уже на выставках 1909-1910 гг. он предстал вполне сложившимся художником. Тогда же появились его первые публикации – обзоры современной архитектуры и очерки провинциальной старины. Они совпали с принципиальной сменой вех – общим поворотом от модерна к неоклассицизму. Энергия и оперативность, острота взгляда и суждений выдвинули Лукомского в число ведущих авторов, печатавшихся в журналах «Зодчий», «Старые годы», «Аполлон», «Столица и усадьба». Влюбленный в старину, Лукомский не только ностальгически описывал картины прошлого, но и решительно боролся за сохранение памятников, сотрудничая с разными обществами и музеями. Вместе с тем именно он взял на себя роль главного летописца и проповедника идей петербургской неоклассики. Высший расцвет его издательско-литературной деятельности наступил в годы Первой мировой войны, когда одна за другой вышли в свет книги «Памятники старинной архитектуры России в типах художественного строительства», «Старинная архитектура Галиции в очерках и рисунках Г.К. Лукомского», «Прогулки по старым кварталам Парижа», издания о памятниках отдельных губерний. В этом ряду, впечатляющим тематической широтой, для нас особенно значима дилогия «Старый Петербург. Прогулки по старинным кварталам столицы» и «Современный Петроград. Очерк истории возникновения и развития классического строительства. 1900-1915», выразившая квинтэссенцию столичного ретроспективизма в канун революционных потрясений. Поразительно, что такие результаты были достигнуты, в сущности, молодым автором тридцати с небольшим лет.
Г.К. Лукомский – график, акварелист, историк архитектуры, занимался изучением памятников исторического прошлого, председатель Художественно-Исторической комиссии (ХИК) по превращению дворцов Царского Села в музеи.
Список его публикаций огромен. Им написаны такие монографии, как Прогулки по старым кварталам Парижа (СПб, 1912), Кострома (совместно с В.К. Лукомским, СПб, 1913), Вологда в ее старине (Пг., 1914), Старый Петербург. Прогулки по старым кварталам (Пг., 1916), Памятники старинной русской архитектуры в типах художественного строительства (Пг., 1916) и многие другие. Лукомский активно участвовал в работе Музея старого Петербурга и в различных выставочных комиссиях.
После Февральской революции Лукомский стал активным сотрудником Особого совещания по делам искусств при комиссаре над Бывшем Министерством двора и уделов Ф.А. Головине и возглавил работы по описи и реставрации памятников Царского Села. Г.К. Лукомский был избран председателем Художественно-Исторической Комиссии (ХИК).
Художественно-Историческая комиссия работала при Управлении царскосельскими дворцами на правах автономии и подчинялись комиссариату имуществ Республики, заменившему Министерство двора. В январе 1918 г. была создана Коллегия по делам музеев и по охране памятников искусства и старины при Народном комиссариате имуществ, которая приняла на себя руководство художественным наследием царскосельских дворцов. Главной задачей ХИК на всех этапах работы являлось составление новых описей, которые в отличие от дореволюционных, выполняли роль первых музейных инвентарных книг и каталогов. До конца 1930-х г. они являлись официальными документами.
За полтора
года работы Художественно-Историческая комиссия завершила описание имущества
царскосельских дворцов, организовала охрану художественных ценностей, начала
реставрацию музейных экспонатов, парковых павильонов, интерьеров дворца, в том
числе Агатовых и Янтарной комнат, завершила ремонт Камероновой галереи.
Осуществлялась сложнейшая задача по превращению бывших царских резиденций в
художественные музеи. Одновременно открывались для посетителей павильоны
Эрмитаж, Адмиралтейство, Турецкий киоск, Концертный зал, Вечерний зал, Детский
остров, Белая башня. Результаты этой работы получили частичное отражение в двух
каталогах, составленных Г.К. Лукомским, под общим названием Дворцы-музеи
Царского Села.
В конце 1918 г. меняется система управления пригородными дворцами.
Художественные комиссии преобразуются в Художественные отделы при Управлениях
дворцов-музеев. Лукомский передает дела и уезжает в отпуск, из которого уже
никогда не вернется ни в Царское Село, ни в Россию. В ноябре 1918 г. он
уехал в Киев, где организовал и возглавил художественный музей из частной
коллекции Б.И. Ханенко (ныне Музей восточного и западного искусства). В
1921-1924 гг. жил в Берлине, с 1925 г. – в Париже. В 1940 г.
поселился в Англии, где провел последние годы.
В 1920-е гг. сотрудничал как в эмигрантских журналах, так и в советских
изданиях. В 1923 г. Лукомский опубликовал в Берлине мемуарные очерки, в том
числе в виде небольших книг Художник и Революция и Музей Ханенко, посвященные
его участию в музейном строительстве в послереволюционный период.
Коллекциям Царского Села посвящены написанные им в разные годы книги: Г.К. Лукомский. Дворцы-музеи Царского Села. Краткий каталог музея Большого Екатерининского дворца. Пг. 1918. Г.К. Лукомский. Дворцы-музеи Царского Села. Краткий каталог музея Александ-ровского дворца. Пг. 1918. Г.К. Лукомский. Художник и революция. Берлин, 1923. Г.К. Лукомский. Царское Село. Описание дворцов, сада и павильонов. Мюнхен, 1923. Г.К. Лукомский. Мебель. Берлин, 1923. Lukomskij G. Zarskoje Selo. Innenräume und Möbel des ehemals kaiserlich russischen Residenzschlosses. Berlin, 1924. Lukomskij G. Les demeurs des Tsars. Les Palais des Emprereurs de toutes les Russies. Paris, 1929. Lukomskij G. Furniture & interiors. Adapted & idited from the oridinal germantekst by Richard Garnier. Th. Heneage. London, 1987.
За границей художественная деятельность Лукомского по-прежнему сочеталась с литературной и критической. Он написал и иллюстрировал многочисленные книги на русском, украинском, немецком, французском, итальянском и английском языках о памятниках мирового зодчества, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, устраивал выставки русского искусства.
Последние годы его жизни неизвестны, как неизвестна судьба огромного архива Лукомского, оставшегося за границей, в том числе, цветных автохромов и черно-белых фотографий, вывезенных из Царского Села.