Курсовая работа: Нетрадиционные средства и методы предупреждения заболеваний при физических нагрузках
Курсовая работа на тему:
«Нетрадиционные средства и методы предупреждения заболеваний при физических нагрузках»
Научный руководитель:
доцент, кандидат биологических наук
Содержание
Введение…………………………………………………..………………...
Глава I. Описание методов, возможность их применения в практике оздоровления…………………….…………………...
1.1 Аутогенная тренировка………………….……………………….
1.2 Метод Бейтса……………………………….…….……………….
1.3 Диагностика биоритмов…….……………….…………………...
1.4 Дыхательная терапия……....…………………..….……………...
1.5 Траволечение (фитотерапия)……………….……………………
Заключение……………………………………………………………………
Использованная литература…...…………………………………………...
Введение
В современной жизни человек подвергается многим негативным факторам, таким, как стресс, переутомление, и многое другое, что отрицательно сказывается как на физическом, так и на психическом здоровье. Примерно две трети всех заболеваний имеют полностью или частично психическую природу. Из-за растущей нагрузки на психику, с одной стороны, и в результате снижения физических нагрузок, с другой стороны, к психике и всему организму человека предъявляются более высокие, чем прежде, требования. Современный человек испытывает большие нагрузки, но многие из них, вредящие здоровью, создает сам. Он взвинчивает себя и окружающих, сам загоняет себя в стрессовые ситуации. Рано или поздно следствием становятся болезни. Занятиями физической культурой и спортом можно предотвратить развитие некоторых болезней, но присутствует риск получить травму.
Целью курсовой работы является изучение методик нетрадиционных средств и методов предупреждения заболеваний при физических нагрузках.
Задачи курсовой работы:
1. Провести анализ нетрадиционных средств и методов предупреждения заболеваний при нагрузках на основе литературных источников.
2. Описать особенности методики различных средств и методов предупреждения заболеваний при нагрузках.
Глава I. Описание методов, возможность их применения в практике оздоровления.
1.1 Аутогенная тренировка (АТ)
Аутогенная (от греч. autos - сам и genos - возникающий) тренировка — один из методов реабилитации, включающий лечебное самовнушение, самопознание, нейросоматическую тренировку, седативную и активизирующую психотренировку, осуществляемую в условиях мышечной релаксации и ведущую к самовоспитанию и психической саморегуляции организма, предложенный немецким психотерапевтом Й. Г. Шульцом в 1932 г. [1]
Аутогенную тренировку разработал в 1920-х гг. берлинский психиатр и невролог, доктор Йоханнес Шульц. Шульц учился у Оскара Фогта, берлинского невропатолога, который, наблюдая поведение пациентов под гипнозом, отметил, что некоторые из них избавлялись от психосоматических расстройств. На основе своих наблюдений Шульц и начал работать годом, с помощью которого человек по своему собственному желанию может расслабиться психически и психологически. Вместе с Шульцем исследованиями и разработкой метода аутогенной тренировки занялся Доктор Вольфганг Люте, и совместно они выпустили пять руководств. [2]
Основными целями метода AT являются овладение навыками самоуправления внутренними механизмами жизнедеятельности человека, тренировка этих механизмов и повышение возможности их коррекции.
Аутогенная тренировка широко применяется в клинике при соматических заболеваниях, органической патологии нервной системы, в хирургии, психиатрии, а также у здоровых людей как мощное средство психогигиены в спортивной практике, при повышенном нервно-эмоциональном напряжении, гипокинезии, сенсорной депривации, десинхронозе человека, как метод стимуляции способностей и творчества в быту и на производстве. Кроме того, AT рассматривается как одна из необходимых и эффективных форм ЛФК, использующей общеразвивающие, специальные, дыхательные и другие физические упражнения для регуляции мышечного тонуса, который, являясь отраженным рефлекторным проявлением высшей нервной деятельности, активно влияет на процессы мобилизации и снижения уровня возбуждения ЦНС а, следовательно, на деятельность всех органов и систем организма человека.
Физические аспекты AT:
• выработка умения регулировать тонус поперечно полосатой и гладкой мускулатуры туловища, конечностей, органов для полного или дифференцированного мышечного расслабления или повышения тонуса отдельных мышц;
• приобретение навыка ритмичного дыхания за счет мысленной регуляции интервалов фаз вдоха и выдоха;
• овладение навыками редуцированного, медленного, поверхностного дыхания, а также физического дифференцированного ощущения частей своего тела и органов.
К психологическим аспектам AT относятся:
– воспитание у человека навыков «образных представлений»;
– аутогенная медитация (meditation — размышление, созерцание), аутогенное погружение;
– выработка навыка мобилизации психофизиологического состояния и т.п.
Метод AT основывается на стимулировании внутренних механизмов психической и вегетативной сферы человека. Центральное место в раскрытии этих механизмов занимает вопрос о саморегуляции исходно непроизвольных функций за счет создания в коре головного мозга при помощи «слова», «образа», «представления» мощного главенствующего очага возбуждения, так называемой доминанты, которая способна затормозить другие текущие процессы (ответные реакции на внешние и внутренние раздражители) и тем самым создать оптимальные условия для самовнушения, гипноза, аутогенного погружения и медитации. Задача AT — не только научить больного создавать доминанту, но и, главное, подчинить ее своей воле, управлять доминантой в целях подавления патологической импульсации из больного органа или очага. Уровень возбуждения нервной системы значительно влияет на выраженность доминанты и в свою очередь зависит от тонуса соответствующих групп мышц. Поэтому определяющим и базисным элементом AT является тренированная мышечная релаксация, на основе которой реализуются все приемы аутогенного воздействия.
Современный метод AT сформировался на базе:
– использования приемов самовнушения древней нанайской школы
– эмпирического опыта древнеиндийской медицины (йога)
– гипнотерапии
– активной регуляции мышечного тонуса
– рациональной психотерапии.
Метод, объединяющий классические и привнесенные приемы низшей и высшей ступеней AT, получил название аутогенной терапии. Структурная система аутогенной терапии следующая:
– стандартные аутогенные упражнения (низшая ступень AT-I),
– аутогенная медитация (высшая ступень АТ-П),
– аутогенная модификация,
– аутогенная нейтрализация.
Низшая ступень AT-I. Предложенный Шульцем (1932) метод, получивший название классического, состоит из двух ступеней — низшей и высшей. Низшая ступень, или собственно AT, представляет собой методику мотивированного воздействия человека на самого себя при помощи формул самовнушения. Основной задачей AT-I низшей ступени является влияние на вегетативные функции.
Весь курс обучения AT включает три основных этапа:
– вводный — ознакомительная и разъяснительная беседа;
– первый — обучение приемам аутогенной тренировки;
– второй — приспособление полученного опыта к специфическим целям.
Обучение приемам AT начинается с освоения физиологических основ мышечного расслабления. Они базируются на формировании у больного субъективных ощущений тяжести и тепла. Установка на ощущение тяжести связана с расслаблением мышц, установка на ощущение тепла — с расширением кровеносных сосудов. Формулы самовнушения классической методики носят название «стандартных упражнений первой ступени AT-I»:
«Я совершенно спокоен» — подготовительная фраза.
• 1-е стандартное упражнение — вызывание ощущения тяжести. «Моя правая (левая) рука (нога) тяжелая» — повторяется по 6 раз 3—4 раза в день в течение недели. Затем: «Обе руки (ноги) тяжелые. Все тело стало тяжелым». Упражнение осваивается в течение 10—14 дней.
2-е стандартное упражнение — вызывание ощущения тепла. «Моя правая (левая) рука (нога) теплая». Повторяется 5—6 раз. В дальнейшем 1-е и 2-е упражнения объединяются единой формулой: «Руки и ноги тяжелые и теплые».
3-е стандартное упражнение — регуляция ритма сердечной деятельности. Начиная с 9—10-го занятия пациент мысленно повторяет: «Сердце бьется мощно и ровно». Предварительно пациента обучают мысленно считать сердцебиения.
• 4-е стандартное упражнение — регуляция дыхания. После вы полнения первых трех упражнений пациент мысленно 5—6 раз повторяет: «Мое дыхание спокойное, дышится спокойно».
5-е стандартное упражнение — влияние на органы брюшной полости. Выполняется после разъяснения роли и локализации солнечного (чревного) сплетения. Формула самовнушения: «Мое солнечное сплетение излучает тепло».
6-е стандартное упражнение — влияние на сосуды головы. Упражнение выполняется на 15—17-м занятии, является завершающим мобилизирующим, повторяется 5—6 раз: «Мой лоб слегка прохладен».
Весь курс занятий AT-I длится 3—4 мес.
Высшая ступень АТ-II. Аутогенная медитация. Высшая ступень AT-II — это оптимизация высших психических функций и коррекция личностных нарушений. Основу АТ-II составляет аутогенная медитация, заключающаяся в последовательной тренировке процессов воображения, на основе которых впоследствии формируются образное представление и лечебная нейтрализация аффективных переживаний.
Общетерапевтическими задачами аутогенной терапии являются стимуляция восстановительных процессов, коррекция личностных нарушений, блокирование и рационализация болезненных переживаний. В зависимости от особенностей личности больного, выраженности и формы органического синдрома техника психотерапии может быть различна, но показания и противопоказания к применению всех методов едины.
Показания к проведению аутогенной терапии:
• нарушения периферического кровообращения, гипертензивный артериальный синдром, начальные стадии гипертонической болезни, артериальная гипотензия и другие астеновегетативные состояния;
• стенокардия, функциональные неврогенные аритмии;
• бронхиальная астма, хронические пневмонии, психогенные диспноэ;
• спастические состояния желудочно-кишечного тракта, гастралгии, дискинезии, колиты;
• вазомоторные нарушения мозгового кровообращения, мигрень, синдром Меньера, расстройства функции внимания, памяти;
• эмоциональные нарушения, расстройство сна, логоневрозы, цисталгии, алкоголизм, мобилизация психофизиологического состояния у спортсменов перед и в процессе соревнований, неврозоподобные и цереброспастические синдромы у детей.
Противопоказания:
– те же, что и к ЛФК;
– острые соматические и вегетативные кризы, ГБП1;
– острые расстройства дыхания (кашель, диспноэ);
– острые неврологические заболевания, сопровождающиеся судорожными синдромами, нарушениями сознания;
– снижение интеллекта и памяти;
– возраст до 12 лет;
– гиперацидные гастриты.
В зависимости от особенностей личности, выраженности и формы органического или функционального синдрома методика AT, аутогенной терапии и ее отдельные приемы должны быть строго индивидуализированы. Несоблюдение этого условия может снизить ожидаемый эффект или вызвать осложнения. [2]
Наиболее часто встречающиеся осложнения:
• сохранение ощущения тяжести после сеанса AT, замедленный выход из аутогенного или гипнотического погружения;
• понижение общего тонуса организма, усиление гипотензии, астении, апатии (в случае применения релаксирующих приемов вместо мобилизирующих);
• снижение уровня бодрствования;
• ощущение чувства «вялости», «ватности» мышц, приводящее к снижению работоспособности, потере «формы» у спортсменов;
• вазомоторные нарушения (обморок, головная боль, мигрень и т.п.) при неправильном применении стандартных упражнений 5, 6 и др.
Для предупреждения осложнений и с целью строгой индивидуализации применения методов AT и аутогенной терапии в клинической практике необходимы строгий контроль и регистрация психовазотонических, психонейротонических и психо-миотонических эффектов.
Программы психогигиенических и психопрофилактических мероприятий реализуются в комнатах психологической разгрузки (КПР).
Основные факторы, используемые в КПР:
• санитарно-гигиенические (комфортные микроклиматические условия, оптимальный воздушно-газовый состав, зрительный и акустический комфорт);
• физиологические (кислородно-витаминный коктейль, удобная расслабляющая поза, регламентированное дыхание, позно-тонические упражнения и др.);
• психофизиологические (воздействие светом, цветом, ритмом, музыкой, интерьером, запахом и т.п.);
• физиотерапевтические (самомассаж, гидроаэронизация, воздействие фитонцидами и др.);
• психогигиенические (AT, психофизическая гимнастика, нейростимулирующая тренировка, внушение, рациональная психотерапия, консультации, беседы и др.).
Регламент проведения сеанса психологической разгрузки.
Сеанс психологической разгрузки, большую часть которого составляет аутотренинг, продолжается, как правило, 10—15 мин. Проводится в определенной последовательности и условно разделяется на подготовительный и три основных периода.
• Подготовительный период. Подготовка к сеансу заключается в том, что посетитель принимает расслабляющую позу, регулирует ритм и глубину дыхания (вдох в 1,5— 2 раза короче выдоха). На лице пациента маска покоя и удовольствия.
• I период — «отвлекающий», продолжительностью 1,5— 2 мин. Трансляция музыки позволяет настроиться на занятие, успокоиться, отвлечься. Картины природы, слайды, световая игра служат этим же целям.
• II период — «успокаивающий», продолжительностью 7— 10 мин. Цель — максимальный уровень релаксации мышечной системы и эмоциональной уравновешенности. На фоне тихой мелодичной музыки проводится сеанс AT, завершающийся аутогенным погружением или медитацией.
• III период — «тонизирующий», продолжительностью 2— 3 мин. Задачи — вывод пациента из состояния аутогенного погружения, мобилизация психоэмоциональных и психосоматических функций организма. Увеличивается громкость музыки, изменяется ее характер (бодрые песни, марши и т.п.).
Пациент принимает активную позу, изменяет тип дыхания (удлиненный вдох и короткий выдох). Включаются мобилизирующие (красный, оранжевый) цветосветовые установки. Пациент выполняет общетонизирующие физические упражнения.
Сеансы психологической разгрузки проводятся под контролем врача-реабилитолога 3—4 раза в неделю (курс — не менее 12 занятий). [3]
1.2 Метод Бейтса
Во времена учебы доктора Уильяма Бейтса, известного нью-йоркского окулиста, в Высшей медицинской школе общепринятая теория объявляла дефекты зрения генетически предопределенными и поэтому непоправимыми. Обследовав тысячи глаз, Бейтс опроверг такое утверждение и доказал, что зрение можно улучшить с помощью разработанного им с 1900 по 1931 г. метода переобучения. [2]
Большинство ученых-офтальмологов, кажется, уверилось в том, что последнее слово в вопросах рефракции (преломление световых лучей в оптической системе глаза) уже сказано. Согласно их теориям, слово это наводит уныние. Сегодня почти каждый человек страдает той или иной формой аномалии рефракции. Нас пытаются убедить в том, что для подобных нарушений зрения, которые не только причиняют неудобства, но часто мучительны и опасны, нет никакого способа и никаких смягчающих мер, если не считать тех оптических костылей, которые известны нам как очки. Уверяют нас и в том, что в современных условиях жизни практически не существует и никаких профилактических мер.
Хорошо известен факт, что человеческое тело — далеко не идеальный механизм. В ряде случаев ответственность за неумение человека приспособиться к окружающей обстановке несет на себе природа. Строя человеческое тело, она оставила после себя некоторые беспокойные участки подмостьев вроде аппендикса. Но, пожалуй, нигде так грубо она не ошиблась, как при построении глаза.
От широко распространенного метода лечения посредством линз, компенсирующих анамалию рефракции глаза, всегда очень мало требовалось, за исключением, пожалуй, того, чтобы эти приспособления нейтрализовывали последствия различных состояний, для которых они предписывались, точно так же, например, как костыли дают возможность ходить хромому. Предполагалось также, что они иногда препятствуют прогрессу этих состояний, но любой офтальмолог сегодня знает, что их полезность для этой цели, если таковая и имеется, весьма ограничена. В случае миопии (близорукости) немногие офтальмологи до 1916 года понимали, что очки и все обычные методы, имеющиеся в нашем распоряжении, мало или бесполезны для предотвращения как прогрессирования этой аномалии рефракции, так и развития очень серьезных осложнений, которыми она нередко сопровождается.
Согласно заявлению Бейтса, за более чем тридцатилетний опыт работы в сфере офтальмологии ему не приходилось наблюдать ни одного случая, противоречащего предложенной им теории причин ухудшения зрения. Опираясь на эту теорию, им и его последователями была разработана новая метоика лечения и восстановления зрения.
Многое из информации о глазах было получено посредством ретиноскопии, т. е. клинического обследования сетчатки глаза. Ретиноскоп представляет собой инструмент, предназначенный для определения рефракции глаза. С его помощью в зрачок отбрасывается луч света, отраженный от зеркала. Источник света может находиться как вне инструмента — сверху или позади пациента — так и в его пределах (при этом используется электрическая батарея). При взгляде через отверстие в зеркале врач видит большую или меньшую часть зрачка, заполненного светом, который в нормальном глазе имеет красновато-желтую окраску (по цвету сетчатки). Если глаз сфокусирован на точке, откуда он осматривается, неточно, то врач видит также и темную тень у края зрачка. Поведение этой тени, когда зеркало перемещается в различных направлениях, и есть то, что показывает нам рефрактивное состояние глаза.
Глаз осуществляет процесс аккомодации не столько путем изменения кривизны хрусталика, сколько путем воздействия на форму глазного яблока внешними мышцами, окружающими его. [4]
Принцип действия
Зрение, по утверждению Бейтса, портится от напряжения, а расслабление позволяет улучшить его.
Болезни глаз, поддающиеся частичному лечению с помощью метода Бейтса.
Близорукость — человек плохо видит на расстоянии
Дальнозоркость — человек плохо видит вблизи
Астигматизм — искаженное изображение предметов
Страбизм — косоглазие
Пресбиопия — старческое зрение, возрастное ослабление его
Показания к применению
Ладони на глазах — накройте закрытые глаза ладонями, полностью преградив доступ света, без нажима (можно надеть маску); так глаза отдыхают и расслабляются.
Вращение — снимает сильное напряжение глаз, которое возникает при пристальном взгляде. Особенно полезно вращение всего тела из стороны в сторону с устремленным в одну точку взглядом; глаза расслаблены, глазные яблоки движутся свободно, без остановки.
Споласкивание – плещите в глаза водой как минимум двадцать раз по утрам и вечерам.
Воображение — Бейтс советовал всем пациентам развивать память и воображение, ибо слабость того и другого усугубляет недостатки зрительного восприятия.
Близкий и дальний фокус — держите перед глазами два предмета, скажем карандаши, на разном расстоянии. Сосредоточьте взгляд на одном, моргните и сфокусируйте взгляд на другом; при этом глаза отдыхают.
Перевод — старайтесь не смотреть на предмет пристально, а постоянно переводить взгляд с одного конца на другой; чем короче пробегаемое глазом расстояние, тем лучше. [2]
Так же необходимо способствовать перемещению глаза через расслабление. Это позволит расширить кровеносные сосуды и обеспечит беспрепятственное кровообращение глаза, стимулируя, таким образом, зрительный нерв и нервы сетчатки. Расслабление также стимулирует психическую деятельность, поскольку зрительным центрам головного мозга надо будет интерпретировать воспринимаемые глазами изображения.
При расслаблении нормализуется также и глубокое дыхание, столь необходимое для зрения. [4]
1.3 Диагностика биоритмов
Роль биоритмов спинного мозга при лечении поясничного остеохондроза.
Настоящее исследование посвящено изучению особенностей биоритмов СМ у больных поясничным остеохондрозом (ПОХ) в стадии обострения, а также их динамики после проведения стандартных для нашей клиники методов лечения, по сравнению с нормой.
Биоритмы (БР) – это регулярные количественные и связанные с ними качественные изменения, происходящие на разных уровнях организации живого: молекулярно-генетическом, клеточном, тканевом, органном, организменном, популяционно-биосферном уровнях. Обычно в сложном многоклеточном организме установлена иерархия ритмов, синхронизирующихся между собой.
Теорию биоритма разработали доктора X. Свобода в Вене и В. Фляйсс в Берлине.
Как правило, подобные десинхронозы обусловлены дисбалансом между периодами нескольких взаимосвязанных БР одного уровня. Закономерности биологических ритмов учитывают при профилактике, диагностике и лечении заболеваний. Доказано, что практически все патологические проявления сопровождаются временной дезорганизацией физиологических функций.
Согласно представлениям В. А. Илюхиной, физиологические процессы в отдельных структурных подразделениях головного мозга характеризуются собственными амплитудно-временными характеристиками, иерархически соподчиненными друг с другом и лежащими в частотной полосе 0-0,5 Гц. Аналогичный тип ритмической организации был обнаружен во внутренних органах (сердце, печень, почки, легкие), мышцах, коже и в биологически активных точках. Все это позволяет сформулировать положение об информационной роли флюктуаций дека-секундного диапазона в межорганных и межсистемных взаимодействиях.
В настоящее время наиболее изучены и широко применяются в клинике показатели вариабельности ритма сердца (ВРС). В 1996г. рабочая группа Европейского кардиологического общества и Североамериканского общества стимуляции и электрофизиологии предложила рекомендации по анализу и интерпретации ВРС с подразделением их на частотные диапазоны: HF (high frequency) – 0,18-0,5 Гц; LF – 0,04-0,17 Гц; VLF – 0,0033-0,07 Гц и ULF – менее 0,0033 Гц.
Высокочастотные гармоники (HF) отражают состояние периферической нервной системы и характеризуют вагоинсулярные влияния. Ритмы низкой частоты (LF) связаны с сегментарным уровнем нервной регуляции и сосудисто-гемодинамическими процессами. Отношение LF/HF можно рассматривать как показатель баланса симпатической и парасимпатической систем. Сверх низкочастотные колебания (VLF) имеют преимущественное отношение к церебральным проявлениям и по своей клинико-физиологической значимости отражают энергетическую сторону состояния или процесса. При значительном увеличении мощности данной области спектра он может характеризовать включение высших церебральных управляющих и регуляторных структур. Генез колебаний сердечного ритма в ULF диапазоне мало изучен. Имеются данные об их связи с активацией адаптационных механизмов.
Соотношение спектров ВРС также сопряжено и с эндокринно-метаболической регуляцией. Наоборот, быстрое накопление жировой ткани наблюдается при низких показателях HF и значительном преобладании VLF. Преобладание HF наблюдается у лиц с низкой массой тела или тенденцией к ее снижению.
Наши предыдущие публикации посвящены изучению ритмической активности нейронного аппарата поясничного утолщения спинного мозга (СМ) у клинически здоровых добровольцев путем посекундной регистрации рефлекса в течение 360 секунд (6 минут).
Методом «Гусеница», основанным на анализе временных рядов (программа «Caterpillar 2.0»), были выделены 3 компонента спинального БР, которые оказались близки к показателям ВРС. При этом сверх-низкочастотный компонент (СНЧ), имеющий период 44,67 ± 2,005 сек (0,022 ± 0,001 Гц) соответствует VLF (0,004 - 0,07Гц). Его удельный вес в спектре биоритмов СМ составляет 60,2 ± 3,8%. Низкочастотный компонент (НЧ) с периодом 9,17 ± 0,16 сек и удельным весом 11,4 ± 1,9% близок к LF (0,04-0,17 Гц). Высокочастотный компонент (ВЧ), характеризующийся периодом в 3,19 ± 0,0378 сек (0,313 ± 0,004 Гц) и удельным весом 26,3 ± 2,9%, приближается к показателям HF (0,18-0,5 Гц).
Сходство параметров спинальных и сердечных БР, полученных при помощи различных методов исследования, подчеркивает значение этих флюктуаций.
Методы лечения.
Лечебно-реабилитационные мероприятия включали медикаментозную терапию (нестероидные противовоспалительные, сосудистые, витаминные, антихолин-эстеразные препараты и т.д.); лечебно-медикаментозные блокады (паравертебральные точки); физиопроцедуры (лекарственный электрофорез, амплипульс, магнито-, лазеро- и/или микроволновая терапия, ультразвук, массаж, лечебная гимнастика).
Клиническая эффективность проведенного лечения оценивалась по степени восстановления приспособительной активности. В 2 случаях (10%) удалось достигнуть первого предельного уровня реабилитации, что рассматривалось как выздоровление; первый непредельный уровень (значительное улучшение) определен у 7 больных (34%), второй непредельный (улучшение) – у 10 (55%); у 1 пациента (4%) был констатирован третий непредельный уровень реабилитации (отсутствие эффекта).
Методика посекундного тестирования Н-рефлекса и особенности статистической обработки материала подробно описывались нами ранее. Полученные результаты сравнивались с аналогичными данными из группы здоровых добровольцев численностью в 56 человек. [5]
Принцип действия.
С момента рождения человека его эмоциональная, физическая и умственная активность протекает циклами несколько разной продолжительности. Можно изобразить их графически, установив дни высокой и низкой энергии, определив моменты нашей максимальной подверженности, скажем, несчастным случаям. График биоритмов не предсказывает событий, лишь указывает на возможную предрасположенность и бывает, полезен при планировании дел вперед. Постоянно справляясь с графиком биоритмов, можно избежать неприятностей, выгодно пользоваться периодами высокой энергии и отдыхать в периоды низкой.
Циклы.
В основе биологической теории лежит представление о вырабатываемой и излучаемой живыми существами энергии. В начале XX в. были выявлены три цикла человеческой энергии продолжительностью в 23, 28 и 33 дня. Эти циклы назвали физическим, эмоциональным и интеллектуальным, а все их вместе — биоритмом. Цикл биоритма можно графически изобразить волнистой линией, так называемой синусоидой.
Начинаясь от базовой линии момента рождения, волна соответствует запасу энергии для физической, эмоциональной и интеллектуальной деятельности. В первой части цикла запас энергии достигает пика, затем падает ниже базовой линии, с пополнением энергии вновь поднимается к базовой линии, и цикл завершается.
Позитивный и негативный периоды.
В позитивном периоде кривая находится над базовой линией; это время благоприятно для вдохновения, для очень энергичной деятельности. Негативный энергетический период наступает при падении кривой ниже базовой линии; это благоприятное время для не столь спешных, более педантичных занятий.
Критический во всех трех смыслах день бывает при пересечении трех циклов, даже если они не совпадают по фазе, надо весьма осторожно планировать дела на подобные дни, выпадающие один раз в год
Элементы, графика биоритмов.
Физический цикл (продолжительность 23 дня).
Пиковый день — 6-й.
Нижний порог —17-й.
Критические дни — 11-й, 23-й.
Физический цикл сказывается на множестве физических факторов — дееспособности, координации, скорости, адаптации, сопротивляемости заболеваниям, исцелении, — на всех основных функциях организма.
Эмоциональный цикл (продолжительность 28 дней).
Пиковый день —7-й.
Нижний порог —21-й.
Критические дни — 14-й, 28-й.
Этот цикл влияет на эмоциональные факторы, включая восприятие, поведение, предрассудки, чувствительность, настроение, общее душевное здоровье.
Интеллектуальный цикл
(продолжительность 33 дня)
Пиковый день —8-й.
Нижний порог — 24-й.
Критические дни — 16-й, 33-й.
Этот период отражается на умственных способностях, в том числе на памяти, внимательности, способности к обучению, возникновении идей и на аналитических функциях мозга. [2]
Поражение структур позвоночно-двигательного сегмента и корешков у больных поясничным остеохондрозом характеризуется снижением активности спинальных мотонейронов, проявляющееся уменьшением амплитуды Н-рефлекса, которая коррелирует с выраженностью болевого синдрома.
При этом в спектре ритмической активности поясничного утолщения СМ начинает преобладать НЧ компонент с укороченным по сравнению с нормой периодом. Одновременно наблюдается удлинение и снижение процентного содержания ВЧ компонента.
Период НЧ и ВЧ компонентов начинает возвращаться к норме, а СНЧ компонента увеличивается. На фоне купирования основных клинических проявлений заболевания сохраняется тенденция к росту процентного вклада НЧ компонента, а также повышается удельный вес СНЧ компонента.
Учитывая общеорганизменный характер биоритмов декасекундного (околоминутного) диапазона, можно предположить, что при обострении поясничного остеохондроза преобладают симпатические и сосудисто-гемодинамические реакции преимущественно спинально-сегментарного уровня с одновременным угнетением парасимпатических и эрготопных влияний.
Положительный результат, достигаемый в процессе лечения данного контингента больных общепринятыми методами, не есть возвращение к исходной норме. Он является следствием формирования нового уровня динамического равновесия функциональных систем, связанного в значительной степени с их большим напряжением.
Полученные данные служат убедительным обоснованием для разработки перспективных методов биосинхронизированной физиотерапии при вертеброгенных болевых и мышечно-тонических синдромах, основанных на навязывании нервно-мышечному аппарату «нормальной» ритмической активности. [5]
1.4 Дыхательная терапия
Дыхательная терапия — метод, применяющийся в терапевтической релаксации, способ дыхания, предназначенный для укрепления здоровья и улучшения самочувствия. [2]
К этой категории относится ряд методов, помогающих дышать свободнее, естественнее и более полезным для здоровья образом. Дыхательная терапия не только улучшает общее самочувствие, но и помогает при некоторых специфических заболеваниях и эмоциональных расстройствах. В основе ее лежит представление о том, что большинство взрослых людей дышит ненатурально, скованно и такое дыхание отрицательно влияет почти на все стороны жизни. Именно поэтому обучение правильному дыханию - естественный путь оздоровления организма. [6]
Как мы дышим
Работой легких управляет мышечная перегородка, именуемая диафрагмой, и мышцы, с помощью которых движутся ребра. При вдохе ребра выдвигаются вверх и наружу, отчего расширяется грудная клетка, и в легкие набирается воздух. Переживая стресс, возбуждение, люди дышат часто, делая небольшие, неглубокие вдохи-выдохи через рот. При этом диафрагма до конца не опускается, воздух попадает только в верхушки легких.
Приверженцы дыхательной терапии рекомендуют дышать медленно, глубоко, через нос, опуская диафрагму и сполна насыщая кислородом легкие.
ПРЕИМУЩЕСТВА ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ
• При дыхании через нос (а не ртом) воздух фильтруется, улавливаются чужеродные частицы. Вдобавок воздух согревается и увлажняется, прежде чем попасть в легкие.
• В правильном дыхании участвует не только диафрагма, но и множество грудных и спинных мышц. При поверхностном дыхании мышцы работают меньше и в итоге слабеют.
• При глубоком дыхании, когда диафрагма до конца опускается вниз, производится массаж внутренних органов, например желчного пузыря, тонкой кишки, желудка, почек.
• При глубоком дыхании воздух нагнетается в нижнюю часть легких, где кровь насыщается кислородом. При поверхностном дыхании воздух попадает в верхушки легких, и в кровь поступает меньше кислорода.
• Дыхание успокаивает симпатическую нервную систему, снимает стресс.
Есть мнение, что дыхание каждой ноздрей в отдельности стимулирует разные отделы мозга: при дыхании левой ноздрей усиливаются пассивные ощущения; дыхание правой помогает мозгу реагировать на активные ситуации. [2]
Принцип действия
Правильное дыхание влияет на здоровье различными путями. Оно насыщает кровь кислородом, добавляя организму энергии; успокаивает нервы; массирует внутренние органы и способствует их очистке; стимулирует ток лимфы и удаление из клеток метаболических отходов; помогает избавиться от отрицательных эмоций и плохого настроения.
Дыхательная терапия улучшает координацию между интенсивностью дыхания и изменяющимися потребностями организма. Хотя, как уже говорилось, методов ее проведения много, один из главных принципов - слежение за собственным дыханием. Благодаря этому мы учимся замечать недостатки вентиляции легких. Если же сознательный контроль за дыханием отсутствует, многие методы дыхательной терапии не раскрывают своего потенциала и могут даже усугублять наши проблемы.
Второй важный подход - сфокусированное дыхание, когда вы сознательно направляете его в определенную часть тела для ее исцеления. Система управляемого дыхания (раздел йоги, известный как “пранаяма ”) подразумевает произвольные изменения его ритма, включая долгие паузы. Этот подход используется не только для физического и психического оздоровления, но и для духовного совершенствования.
Ряд дыхательных методов включает вспомогательные приемы. Например, переход на новый, более здоровый способ вентиляции легких можно облегчить и ускорить особыми движениями всего тела; прикосновения либо давление используют для фокусировки потока воздуха и устранения препятствий на его пути, а определенные позы - для более глубокого дыхания; наконец, с помощью звуков (произносимых слов) можно удлинить выдох, укрепить диафрагму и уменьшить эмоциональное напряжение.
Лучше всего осваивать лечебное дыхание под руководством опытного инструктора. Многие альтернативные врачи используют дыхательную терапию как часть лечебной программы.
Потенциальная польза
Лечебное дыхание - отличный способ снятия стресса, облегчения боли и общего расслабления. Оно помогает сохранять здоровье и жить дольше, лучше, активнее. Оно полезно при таких болезнях органов дыхания, как бронхиальная астма, хронический бронхит и эмфизема. Считается, что дыхательная терапия лечит (и предупреждает) многие связанные со стрессом болезненные состояния, например головные боли, бессонницу, расстройства пищеварения, ломоту в спине, повышенное артериальное давление, иммунные нарушения, ишемическую болезнь сердца, тревожный невроз, депрессию, синдром хронической усталости.
Безопасность
Хотя простейшие способы дыхательной терапии безобидны и доступны каждому, более сложные упражнения лучше выполнять под контролем квалифицированного специалиста. Например, управляемое дыхание - с задержкой его и сильным учащением вдохов-выдохов, если заниматься им неграмотно, может только ослабить и разбалансировать организм.
Важно помнить: если дыхательное упражнение приводит не к релаксации, а к напряжению и дискомфорту, делать его не стоит. Скорее всего, оно не принесет пользы, а навредить может. Кроме того, если вы недавно перенесли хирургическую операцию, то дождитесь, пока все заживет, прежде чем приступать к дыхательным упражнениям, которые напрягают травмированное хирургическим вмешательством место. [6]
Система А. Стрельниковой
В отличие от традиционных методов дыхательной гимнастики, в которых основное внимание уделено задержке дыхания и выдоху, вентиляции легких и экскурсии грудной клетки, в упражнениях А. Стрельниковой главное — тренировка дыхательных мышц. Нагрузка на дыхательные мышцы достигается за счет резкого вдоха, в условиях затруднения последнего скелетными мышцами и принимаемыми позами. Усиление вентиляции легких нежелательно, тогда как при традиционной методике скелетные мышцы, наоборот, призваны усилить вдох и выдох. Поскольку эта дыхательная гимнастика принципиально отличается от традиционной, ее нередко называют парадоксальной.
Специфика ее в том, что мышцы рук и груди не помогают дыхательным мышцам, заставляя их работать с полной нагрузкой, что резко активизирует газообмен.
Упражнение 1. Повороты головы направо и налево. На каждый поворот (в конечной точке) короткий, шумный, быстрый выдох. Вдох носом настолько резкий, что слегка втягиваются, сжимаются (а не раздуваются) крылья носа. Темп — один вдох в секунду. О выдохе совсем не думать, он происходит автоматически через слегка приоткрытый рот. Это положение относится и ко всем другим упражнениям.
Упражнение 2. Наклоны головы вправо и влево. Резкий вдох в конце каждого движения.
Упражнение 3. Наклоны головы вперед и назад. Короткий вдох в конце каждого движения.
Эти три упражнения носят характер разминки.
Упражнение 4. Сведение рук перед грудью, правая рука то сверху, то снизу. При таком встречном движении рук сжимается верхняя часть легких и происходит быстрый шумный вдох.
Упражнение 5. Пружинистые наклоны вперед. Мгновенный вдох в нижней точке. Слишком низко наклоняться не обязательно.
Упражнение 6. Пружинистые наклоны назад со сведением поднятых рук. Вдох в нижней точке.
Упражнение 7. Пружинистые приседания в полувыпаде. Время от времени правая и левая ноги меняются местами. Вдох в крайней точке приседания в момент сведения опущенных рук.
Упражнение 8. Наклоны вперед и назад (по принципу маятника). Вдох в крайней точке вперед, а потом — наклон назад, естественный вдох.
Упражнения выполняются сериями по восемь движений в каждой. Пауза между сериями 5-6 с, между упражнениями — до 12 с. Выполняются комплексы утром и вечером, т.е. по два раза в день.
Примерная схема дозировки упражнений
1-3-й день
Упражнение 1 - 4x8 (3 серии) Упражнение 5 — 2x8 (6 серий)
Упражнение 4 - .2x8 (3 серии) Упражнение 7 - 2x8 (6 серий)
За одно занятие делается 288 движений-вдохов, в день около 600. Длительность занятия 5-6 мин.
4-6-й день
Упражнение 1 - 4x8 (2 серии) Упражнение 5 - 5x8 (5 серий)
Упражнение 2 - 4x8 (1 серия) Упражнение 6 — 4x8 (1 серия)
Упражнение 4 - 4x8 (3 серии) Упражнение 7 - 4x8 (6 серий)
Итого 576 вдохов на занятие, около 1200 за день. Продолжительность занятия 9-10 мин.
7-9-й день
Упражнение 1 — 4x8 (3 серии) Упражнение 5 — 6x8 (4 серии)
Упражнение 2 - 4x8 (2 серии) Упражнение 6 — 4x8 (3 серии)
Упражнение 3 - 4x8 (1 серия) Упражнение 7 - 6x8 (2 серии)
Упражнение 4 — 6x8 (2 серии)
Всего 672 движения за занятие, около 1400 за день. Длительность занятия 10-11 мин.
10-12-й день
Упражнение 1 - 4x8 (3 серии) Упражнение 5 - 8x8 (3 серии)
Упражнение 2 - 4x8 (3 серии) Упражнение 6 - 6x8 (2 серии)
Упражнение 3 - 4x8 (2 серии) Упражнение 7 - 4x8 (2 серии)
Упражнение 4 — 8x8 (2 серии) Упражнение 8 — 4x8 (1 серия)
За одно занятие выполняется 768 вдохов, в день около 1600. Длительность каждого занятия около 12 мин.
13-15-й день
Упражнение 1 - 6x8 (2 серии) Упражнение 5 - 10x8 (3 серии)
Упражнение 2 - 6x8 (2 серии) Упражнение 6 — 10x8 (1 серия)
Упражнение 3 - 6x8 (2 серии) Упражнение 7 — 6x8 (2 серии)
Упражнение 4 - 10x8 (1 серия) Упражнение 8 - 6x8 (2 серии)
Итого 880 вдохов за занятие, около 1800 за день. Длительность одного занятия около 13 мин.
16-18-й день
Упражнение 1 - 6x8 (2 серии) Упражнение 5 - 12x8 (1 серия)
Упражнение 2 - 6x8 (2 серии) Упражнение 6 - 12x8 (1 серия)
Упражнение 3 - 6x8 (2 серии) Упражнение 7 - 6x8 (2 серии)
Упражнение 4 - 12x8 (1 серия) Упражнение 8 - 6x8 (2 серии)
Всего 992 вдоха за занятие, почти 2000 за день. Продолжительность одного занятия 14-15 мин.
Такая нагрузка рекомендуется до конца первого месяца занятий. Затем выполняют ее до тех пор, пока организм адаптируется. При желании возможно увеличить количество упражнений и их сложность.
Выполняя упражнения, не набирают в легкие много воздуха, наоборот, вдох должен быть по объему меньше возможного.
Дыхательная гимнастика сочетается с оздоровительным бегом, лыжами, плаванием, спортивными играми.
Для оценки функционального состояния собственной дыхательной системы рекомендуется воспользоваться и специальными дыхательными пробами.
Проба Штанге — задержка дыхания на вдохе. В положении сидя надо сделать вдох и выдох, а затем снова глубокий вдох (не максимальный), одновременно зажав пальцами нос. По секундомеру отмечается время от момента задержки дыхания до ее прекращения. Начало последнего фиксируется по первому сокращению диафрагмы, о чем можно судить по колебаниям брюшной стенки, которые обусловлены волевым компонентом, направленным на более длительную задержку дыхания. Здоровые взрослые люди способны задерживать дыхание на вдохе в течение 40-50 с, а тренированные спортсмены — 60-180 с. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает.
Проба Генчи — задержка дыхания на выдохе. После полного вдоха и выдоха обследуемый делает обычный выдох и задерживает дыхание. Здоровые нетренированные люди могут таким образом задерживать дыхание в течение 20-30 с, спортсмены — 30-90 с. При наличии каких-либо отклонений в состоянии ССС, а также со стороны органов дыхания продолжительность задержки сокращается на 50% и более. [7]
1.5 Траволечение (фитотерапия)
Траволечение развивалось в рамках народной медицины более 5000 лет. Древние рукописи с перечнем граф и описанием их использования найдены в Египте и в Китае. В китайской рукописи «Пен Цао» (3000 г. дон. э.) перечислены 1000 травяных лекарств, а в папирусе, датированном 1500 г. до н. э., описаны сотни растений, которыми пользовались в Фивах, включая корину и тмин. Завоевавшие Британию римляне принесли особые средиземноморские растения, например лаванду и розмарин. Позже, в Средневековье, в ритуальные целительные церемонии вошли суеверия и колдовство.
Например, для гарантии надлежащего действия травяного вливания пациенту предписывалось семь раз обойти вокруг могильной плиты, читая заклинание по-латыни.
Опубликованный в 1640 г. труд Джона Паркинсона «Theatrum Botanicum» содержит описание более 3800 растений, сгруппированных по лечебным свойствам. В 1653 г. известнейший лондонский травник Николас Калпепер написал знаменитое руководство по траволечению — «Расширенный справочник английского врача», переиздаваемый и по сей день. В 1864 г. была создана Национальная ассоциация медиков-травников для обеспечения соответствия практики стандартам и для противодействия попыткам традиционных врачей запретить траволечение.
В Соединенных Штатах траволечение пропагандировали Сэмюел Томпсон и доктор Бенедикт Ласт, открывший в Америке в 1896 г. травяную аптеку. В XIX в. широко ходили рассказы о травах; европейские эмигранты, прибывая в Америку, привозили легенды и поверья родной страны. Вместе с древними познаниями американских индейцев они легли в основу современного траволечения в США. Народы, ведущие племенной образ жизни, до сих пор доверяют традиционным сведениям отравах и об их целебных свойствах. Травы играют важную роль в аюрведической медицине и широко используются в китайской. Деятельность травников сегодня иногда именуется фитотерапией.
Способы действия трав.
1. Вывод шлаков
Сенна, например, содержит антрахиноновый гликозид, который раздражает кишечник и стимулирует испражнение. Среди других полезных при запоре растений ольха, терновник, фенхель, солодка, черная патока, слива, вяз ржавый.
2. Регулирование и баланс процессов в организме
Наперстянка и в меньшей степени майский ландыш нормализуют сердцебиение; корень одуванчика полезен для печени, мать-и-мачеха для легких, корень пырея — для почек. Считается, что ягоды прутняка обыкновенного, действуя на гипофиз, обеспечивают сбалансированное производство прогестерона и эстрогенов. Омела, шиповник и манжетка помогают нормализовать менструальные выделения.
3. Стимуляция естественных реакций организма
Чили, имбирь и горчица содержат острый гликозид, стимулирующий кровеносные сосуды и улучшающий кровообращение. Горечавка активизирует пищеварительные процессы. Окопник лекарственный обладает многими лечебными свойствами, особенно полезен при застойных явлениях в легких и для более эффективной работы легких.
4. Защита от нежелательных явлений.
Корень алтея смягчает кожу, предотвращая раздражение. Дикий орех (лещина), дубовая кора и другие вяжущие растения образуют на поверхности тканей антисептическое покрытие. Чеснок борется с бактериальной инфекцией, полынь уничтожает глистов. Очень полезен лук.
5. Сбалансирование происходящих в организме процессов.
Овес полезен при нервном возбуждении, валериана успокаивает, боярышник замедляет сердцебиение, но при этом усиливает кровоток; солодка лечит язву желудка. Масло на основе клевера снимает зубную боль, а на основе мяты перечной — боль при судорогах.
Принцип действия
Цель травника — не столько борьба с патологическим состоянием, сколько восстановление нормального функционирования организма. Только при ярко выраженной патологии можно рекомендовать методы традиционной медицины. По утверждению травников, их средства восстанавливают нормальные функции пятью основными способами. Считается, что сочетание веществ в травяных настойках важнее любого отдельного составляющего. В сами настойки иногда входят несколько трав.
Собиратель трав
в Древней Японии
Собиратель трав в Европе XVI в.
и травник со ступкой
и пестиком, готовящий смесь.
Основные принципы фитотерапии
Теория и практика фитотерапии основываются на 7 принципах лечения больных лекарственными растениями. Это этапность, системность, индивидуальность лечения, непрерывность терапии, временной принцип лечения, переход от простого к сложному, качество лекарственного сырья.
Этапность.
При начальных этапах заболевания растительные лекарственные средства могут оказаться ведущими, способными остановить развитие болезни или значительно снизить ее. В период разгара болезни целесообразно назначать сильнодействующие синтетические лекарственные препараты. На этом этапе КРП (комплексные растительные препараты) могут служить как дополнительные средства, способные снизить токсическое воздействие на организм основных лекарств, вызвать коррекцию нарушенных функций организма и оказать симптоматическое действие.
На этапе выздоровления КРП можно использовать для вытеснения синтетических препаратов, заменяя их полностью к концу процесса лечения. В период реабилитации КРП должны занять ведущее положение. При хронических заболеваниях назначение КРП должно обусловливаться состоянием больного. На начальных стадиях они могут стать средствами основной терапии, а в более запущенных случаях — как поддерживающие симптоматические средства.
Системность.
Принцип системности и иерархии основан на материалистическом понимании целостности организма и окружающей его среды. В адаптивных и патологических процессах участвуют практически все системы организма. С учетом этого положения осуществляются все регулирующие и лечебные воздействия, назначаемые КРП: общеукрепляющие, общетонизирующие и др. Принцип иерархии сводится к назначению КРП, как специфического средства для лечения одной из систем организма (мочегонное, желчегонное, отхаркивающее, слабительное и др.). [8]
Принцип индивидуальности лечения.
При назначении КРП учитывается состояние больного, условия жизни питания, характера, работы, течение болезни. С учетом всего комплекса индивидуальных особенностей организма и болезни подбирается индивидуальный ассортимент (состав) КРП. Опыт практической фитотерапии показал, что лекарственные растения оказывают терапевтический эффект на больных неодинаково. Иногда малоэффективное по современным критериям растительное средство для конкретного человека может оказаться наиболее полезным и активным, особенно при поддерживающей терапии у хронически больных.
В настоящее время в фитотерапевтами разработана ориентировочная схема приема разовых доз лекарственных растений по возрастам :
Обычно разовая доза сбора из высушенных частей растений составляет 1 столовую или десертную ложку, что соответствует для смеси листьев, цветков и травы 2-5 г, для корней и коры 6-8 г. Суточная доза лекарственного сырья, не содержащего сильнодействующих веществ, может составлять до 10 однократных доз. Рекомендуемые дозы приема галеновых препаратов (разовые и суточные) являются ориентировочными, они могут быть изменены лечащим врачом в зависимости от характера лечения болезни, индивидуальных особенностей больного, его возраста и пола и т.д.
Принцип непрерывности терапии.
Многие болезни требуют длительного, многолетнего и чаще всего непрерывного лечения. Для этого принципа наиболее подходят мягкодействующие нетоксические КРП. Особенно необходимы такие КРП для поддерживающей терапии между курсами основного лечения. Опыт фитотерапии свидетельствует, что продолжительность курса лечения хронически больных составляет от 25-30 дней до нескольких месяцев. Как правило, после 4-5 недельного приема лекарств делают перерыв в лечении на 7-14 дней. Во избежание привыкания и снижения терапевтической активности лекарств рекомендуется изменять состав сборов со слизкими фармакологическими свойствами.
Принцип перехода от простого к сложному.
Этот принцип сводится к тому, что при начальных признаках заболевания целесообразно назначать доступные пищевые продукты, обладающие лечебным эффектом (мед, чеснок, курага, свекла, морковь и др.) При более выраженном патологическом процессе следует назначить дополнительно более эффективное средство растительного происхождения, а при необходимости и сильнодействующие синтетические препараты.
Временной принцип лечения.
Использование биоритмологических характеристик, как при функционировании организма, так и эффективности лекарств, оценивают с учетом времени приема лекарств. Известно, что наиболее высокая терапевтическая активность гормональных препаратов достигается в утренние часы, стимуляторов ЦНС (центральной нервной системы) — в дневное время, снотворных, транквилизаторов, антибиотиков, сердечно-сосудистых средств — в вечерние часы, а диуретиков — во второй половине дня. Наблюдали и сезонные колебания в эффективности растительных лекарственных средств. В частности, женьшень, элеутерококк, золотой корень не назначают в жаркое время года, глюкокортикоиды более эффективны в весенний период, а снотворные — осенью и зимой.
Качество лекарственного сырья.
Перечисленные выше принципы могут быть действенными лишь в том случае, если больной будет принимать лекарство, изготовленное из качественного растительного сырья.[9]
Заключение
В ходе анализа нетрадиционных средств и методов предупреждения заболеваний при нагрузках на основе научной литературы было отмечено, что не все эти методы в достаточной мере могут помочь человеку, так как эффект их оздоровительного воздействия неодинаков. Не все методы и средства могут использоваться в домашних условиях, некоторые из них применяются при различных заболеваниях в лечебных учреждениях.
Для лиц, занимающихся физической культурой более приемлемыми методами из описанных будут аутогенная тренировка и дыхательная терапия.
Основными целями метода аутогенной тренировки являются овладение навыками самоуправления внутренними механизмами жизнедеятельности человека, тренировка этих механизмов и повышение возможности их коррекции. Применяется в клинике при различных заболеваниях, рассматривается как одна из необходимых и эффективных форм ЛФК, использующей общеразвивающие, специальные, дыхательные и другие физические упражнения для регуляции мышечного тонуса.
Дыхательная терапия — метод, применяющийся в терапевтической релаксации, способ дыхания, предназначенный для укрепления здоровья и улучшения самочувствия. Правильное дыхание влияет на здоровье различными путями. Оно насыщает кровь кислородом, добавляя организму энергии; успокаивает нервы; массирует внутренние органы и способствует их очистке; стимулирует ток лимфы и удаление из клеток метаболических отходов; помогает избавиться от отрицательных эмоций и плохого настроения.
Существует много методов дыхательной терапии и у всех их есть как положительные, так и отрицательные стороны.
Использованная литература
1. Бахарев, В.Д. Аутотренинг/ В.Д. Бахарев.-М.: Знание, 1992. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер."Медицина")
2. Нетесова, Е. Нетрадиционная медицина / Е. Нетесова.-Пер. с англ. - М.: ACT-ПРЕСС КНИГА, 2002. -448 с. — (Карманная энциклопедия).
3. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина/ В.А. Епифанов. учебник. — М.: Медицина, 1999. — 304 с: ил. — (Учеб. лит. для студ. мед. вузов)
4. Бейтс, У.Г. Улучшение зрения без очков по методу Бейтса/ У. Г. Бейтс.-Москва: 1990.
5. Ужегов, Г. Три биоритма — Диагностика физического, эмоционального, интеллектуального состояния на 2004 и 2005 годы/ - С-Петербург, 2004.—336с.
6. Овсянников В.Д. Дыхательная гимнастика/В. Д. Овсянников.- М., 1986.
7. Фурманов, А.Г., Юспа, М. Б. Оздоровительная физическая культура/ А. Г. Фурманов, М. Б. Юспа. учеб. для студентов вузов—Мн., Тесей, 2003.-528с.
8. Асеева, Т.А., Найдакова Ц.А. Пищевые растения в Тибетской медицине/ Т.А. Асеева, Ц. А. Найдакова — 2-е издание испр. и доп.—Новосибирск: 1991.— 129с.
9. Лечение болезней органов пищеварения/ Б.Н. Гажёв, Т.А. Виноградова, В.К. Мартынов, В.М. Виноградов. - СПб. МиМ-Экспресс, 1996. - (Домашняя ритотерапия)
10. Стрельникова, А.Н. Парадоксальная дыхательная гимнастика/А. Н. Стрельникова.- М., 1990.