Курсовая работа: Разработка системы рессорного подвешивания пассажирского электровоза
К элементам механической части электроподвижного состава предъявляется ряд определённых требований, таких как: надёжность, долговечность, простота обслуживания и быстрый ремонт. Несоответствие этим требованиям ведёт к простоям локомотивов и, следовательно, нарушению режима работы всей железнодорожной системы в целом.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ДАННЫХ ЭЛЕКТРОВОЗА
По [1 табл. 1.1] составляем таблицу 1.1, в которой представлены технические данные заданного тягового двигателя 5AL4442nP и прототип электровоза ЧС8.
Таблица 1.1 Технические данные тягового двигателя НБ-501.
Параметры тягового двигателя |
Численные значения |
Мощность двигателя ,кВт:— в часовом режиме Pчас — в номинальном режиме Pном |
850 820 |
Частота вращения якоря, об/мин:— в часовом режиме nчас — в номинальном режиме nном — максимальная nmax |
1200 1215 1860 |
Масса (вес) двигателя, т |
2.95 |
Централь Ц, мм |
612 |
Поперечная длина остова lос, мм |
1000 |
Расстояние между точками подвешивания lподв, мм |
1100 |
Тип передачи |
односторонняя |
Сцепная масса электровоза рассчитывается по формуле:
(1.1)
где nкп – число колёсных пар, согласно заданной колёсной формуле nкп=6.
2П – нагрузка от колёсной пары на рельсы, по [1 стр. 4] 2П=201 кН.
Диаметр колеса по кругу катания определяется по формуле:
(1.2)
где [2p] – допускаемая по условиям контактной прочности нагрузка на 1 мм диаметра колеса, по [1] принимаем [2p]=0.2.
Принимаем Dк=1.2 м.
Предварительное значение передаточного числа тяговой передачи m определяется по формуле:
(1.3)
где Vк – конструкционная скорость, Vк=175 км/ч.
Вращающий момент на валу тягового двигателя:
(1.4)
Граничные значения для модуля зубчатого зацепления:
(1.5)
(1.6)
По [2 табл. 2.2] принимаем m=18 мм.
Диаметры делительных окружностей зубчатого колеса и шестерни тяговой передачи рассчитываются по формулам:
(1.7)
(1.8)
Значение Da1 необходимо проверить на выполнение требований габарита подвижного состава, приняв b=120 мм и D=20 мм:
(1.9)
Условие выполняется.
Числа зубьев зубчатого колеса и шестерни рассчитываются по формулам:
(1.10)
(1.11)
Уточнённое значение передаточного числа тяговой передачи:
Уточнённое значение передаточного числа тяговой передачи должно обеспечивать выполнение условия:
(1.12)
Условие выполняется 175≤175, следовательно, тяговый привод обеспечивает движение электровоза с заданной конструкционной скоростью.
Эффективные мощности электровоза в часовом и номинальном режимах:
(1.13)
(1.14)
Скорости движения в час. и ном. режимах:
(1.15)
Мощность, подводимая к тяговой передаче в часовом и номинальных режимах:
(1.16)
(1.17)
Подводимая мощность для часового режима Pп.ном=100 % тогда по [1 табл. 1.2] hзп=0.978. Для часового режима:
(1.18)
Вращающий момент на валу тягового двигателя в часовом режиме:
(1.19)
Сила тяги электровоза в часовом и номинальном режимах:
(1.20)
(1.21)
Проверим сцепную массу для пассажирского локомотива, коэффициент использования сцепного веса примем hв=0.88. Для пассажирского электровоза постоянного тока:
(1.22)
где Mп – масса пассажирского поезда, Mп=1100 т;
w0 – основное удельное сопротивление движению поезда;
wтр – удельное сопротивление при трогании с места;
i0 – дополнительное сопротивление от уклона;
wу – удельное сопротивление от ускоряющего усилия;
В момент трогания (w0+wтр+i0)=80 н/т. Величина wу определяется по формуле:
(1.23)
где aп – пусковое ускорение поезда, aп=1200 км/ч2;
z - удельное пусковое ускорение, z=12.2 км·т/ч2·Н.
Коэффициент сцепления колеса с рельсом:
(1.24)
Так как 122.973>94.58, то сцепная масса обеспечивает движение электровоза по расчётному подъёму с установившейся скоростью без боксования.
Минимальная длина электровоза по прочности путевых сооружений:
(1.25)
Длина локомотива по осям автосцепок Lл=25 м.
Жёсткая база локомотива Lб, есть расстояние между шкворнями или геометрическими центрами крайних тележек:
(1.26)
где е – коэффициент, e=0.55;
nс – число секций,nc=1.
2. РАЗРАБОТКА ЭСКИЗНОГО ПРОЕКТА МЕХАНИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ЛОКОМОТИВА
2.1 Определение основных размеров тележки
Для определения основных размеров тележки можно использовать расчётную схему, приведённую на рисунке 2.1.
Жёсткая база тележки определяется по формуле:
2·aт=2·lподв+B2+2·D (2.1)
где lподв – расстояние между точками подвешивания тягового двигателя на раме тележки, lподв=1.180 м;
B2 – ширина средней поперечной балки рамы тележки, B2=0.3 м;
D - зазор между опорными кронштейнами и поперечной балкой рамы, D=0.04 м;
2·aт=2·1.180+0.3+2·0.04=2.74 м
Диаметр колеса колёсной пары по окружности гребня:
D=Dк+0.06 (2.2)
D=1.2+0.06=1.26 м
По рекомендации [1, стр. 18], принимаем ширину концевых поперечных балок B1=0.15 м и расстояние между гребнем бандажа и поперечной концевой балкой рамы тележки l2=0.05 м.
Расстояние от геометрической оси колёсной пары до торца концевой поперечной балки:
(2.3)
Длина тележки:
lт=2·l1+aт (2.4)
lт=2·0.83+2.74=4.4 м
Высота тележки от уровня головки рельса до верхней горизонтальной плоскости рамы hт и ширина рамы тележки по осевым линиям боковин bт по [1] hт= 1.16 м, bт=2.1 м.
Длина рамы кузова электровоза определяется по формуле:
(2.5)
Расстояние от торцов рамы кузова до торцов рам крайних тележек электровоза l3 по [1 с.21] l3=1.42 м. Расстояние между смежными тележками электровоза:
(2.6)
Полученное расстояние l4>2 м, поэтому корректировку l3, lл и lк не производим.
Уточнённая жёсткая база электровоза:
Lб=2·(l4+lт) (2.7)
Lб=2·(3.78+4.4)= 16.36 м
На рисунке 2.2 приведена компоновочная схема экипажной части электровоза ЧС8.
Длина концевой части боковины lкчб=0.1·lт=0.44 м;
Длина средней части боковины lсчб=0.23·lт=1.012 м;
Длина переходной части боковины:
(2.8)
![]() |
Рисунок 2.2. Компоновочная схема экипажной части локомотива.
Уточнённая длина тележки:
lт=2·lкчб+2·lпчб+lсчб (2.9)
lт=2·0.44+2·1.254+1.012=4.4 м
Длина усиливающей накладки lн=0.45·lт=1.98 м.
На рисунке 2.3 показаны формы сечений концевых поперечных балок и концевых частей боковины.
Рисунок 2.3 а. Сечение средней части боковины рамы.
б. Сечение поперечных балок и концевых частей боковины
Расстояние между внутренними поверхностями вертикальных листов, образующих сечение:
b=B-2·d2-2·D1 (2.10)
где D1 – вылет концов горизонтальных листов под сварной шов, D1=0.02 м.
Расчётная высота вертикального листа для сечений без усиливающей накладки:
h=H-2·d1 (2.11)
а для сечения с усиливающей накладкой
h=H-2·d1-d3 (2.12)
Ширина сечения по средним линиям составляющих его элементов для всех сечений рамы тележки:
b0=b+d1 (2.13)
Высота сечения по средним линиям составляющих его элементов для сечений без усиливающих накладок:
h0=h+d1 (2.14)
а для сечения с усиливающей накладкой:
h0=h+d1+d3/2 (2.15)
Расчётная ширина усиливающей накладки:
Bн=B-2·D1 (2.16)
Bн=0.21-2·0.02=0.17 м
2.2 Расчёт геометрических характеристик сечений рамы тележки
Размеры и расчётные данные сечений балок приведены в таблице 2.1
Таблица 2.1 Размеры и расчётные данные сечений балок рамы тележки
Элемент | B, | H, | h, | b, |
h0, |
b0, |
1, |
2, |
3, |
рамы |
10-3 м |
10-3 м |
10-3 м |
10-3 м |
10-3 м |
10-3 м |
10-3 м |
10-3 м |
10-3 м |
Концевая поперечная балка | 150 | 200 | 166 | 80 | 183 | 95 | 17 | 15 | - |
Концевая часть боковины | 210 | 200 | 166 | 140 | 183 | 155 | 17 | 15 | - |
Средняя часть боковины | 40 | 430 | 381 | 140 | 406 | 155 | 17 | 15 | 15 |
Средняя поперчная балка | 300 | 400 | 366 | 230 | 383 | 245 | 17 | 15 | - |
Для сечения концевых поперечных балок получаем:
- площадь сечения горизонтального листа F1.2=B·d1=150·17=22.5·10-4 м2
- площадь сечения вертикального листа F3.4=H·d2=200·15=25.2·10-4 м2
- ординаты и абсциссы собственных центров тяжести для горизонтальных листов z1,2=±h0/2=±92·10-3 м; x1,2=0;
- ординаты и абсциссы собственных центров тяжести для вертикальных листов x4,3=±b0/2=±47.5·10-3 м; z3,4=0.
Моменты инерции при изгибе для составляющих сечение элементов определяются по формулам:
для горизонтальных листов:
(2.17)
для вертикальных листов:
(2.18)
Результаты расчётов сводим в таблицу 2.2.
Таблица 2.2 Вспомогательные параметры для концевых поперечных балок рамы тележки
Элемент |
Fi, |
zi, |
xi, |
zi2Fi |
xi2Fi |
Ixi, |
Izi, |
сечения |
10-4м2 |
10-3м |
10-3м |
10-6м4 |
10-6м4 |
10-6м2 |
10-6м2 |
Верхний горизонтальный лист |
25.5 | 92 | 0 | 21.58 | 0 | 0.0614 | 4.8 |
Нижний горизонтальный лист | 25.5 | -92 | 0 | 21.58 | 0 | 0.0614 | 4.78 |
Левый вертикальный лист | 24.9 | 0 | -47 | 0 | 5.5 | 5.718 | 0.0466 |
Правый вертикальный лист | 24.9 | 0 | 47 | 0 | 5.5 | 5.718 | 0.0466 |
Сумма | 100.8 | 0 | 0 | 43.16 | 11.0 | 11.559 | 9.65 |
Аналогичным образом заполняется таблица 2.3 для средней поперечной балки и таблица 2.4 для концевых частей боковины.
Таблица 2.3 Вспомогательные параметры для средней поперечной балки рамы тележки
Элемент |
Fi, |
zi, |
xi, |
zi2Fi |
xi2Fi |
Ixi, |
Izi, |
сечения |
10-4м2 |
10-3м |
10-3м |
10-6м4 |
10-6м4 |
10-6м2 |
10-6м2 |
Верхний горизонтальный лист |
51 | 192 | 0 | 188 | 0 | 0.123 | 38.25 |
Нижний горизонтальный лист | 51 | -192 | 0 | 188 | 0 | 0.123 | 38.25 |
Левый вертикальный лист | 54.9 | 0 | -123 | 0 | 83.06 | 61.28 | 0.103 |
Правый вертикальный лист | 54.9 | 0 | 123 | 0 | 83.06 | 61.28 | 0.103 |
Сумма | 211.8 | 0 | 0 | 376 | 166.12 | 22.8 | 76.706 |
Таблица 2.4 Вспомогательные параметры для концевых частей боковины рамы тележки
Элемент |
Fi, |
zi, |
xi, |
zi2Fi |
xi2Fi |
Ixi, |
Izi, |
сечения |
10-4м2 |
10-3м |
10-3м |
10-6м4 |
10-6м4 |
10-4м2 |
10-6м2 |
Верхний горизонтальный лист |
35.7 | 92 | 0 | 30.22 | 0 | 0.0859 | 13,12 |
Нижний горизонтальный лист | 35.7 | -92 | 0 | 30.22 | 0 | 0.859 | 13,12 |
Левый вертикальный лист | 24.9 | 0 | -77 | 0 | 14.76 | 5.71 | 0,047 |
Правый вертикальный лист | 24.9 | 0 | 77 | 0 | 14.76 | 5.71 | 0,047 |
Сумма | 121.2 | 0 | 0 | 60.44 | 29.52 | 11.61 | 26,33 |
Ординаты собственных центров тяжести элементов средней части боковины для горизонтальных листов z1.2'=±(h+d1)/2=±(0.383+0.016)/2=0.199 м.
Для усиливающей накладки
z2'=h/2+d1+d3/2=0.383/2+0.017+0.015/2=0.216 м.
Ордината центра тяжести всего сечения:
(2.19)
Используя формулу zi=zi'-zc определяем zi и составляем таблицу 2.5.
Таблица 2.5 Вспомогательные параметры для средней части боковины рамы тележки
Элемент |
Fi, |
zi ', |
zi, |
xi, |
zi2Fi |
xi2Fi |
Ixi, |
Izi, |
сечения |
10-4м2 |
10-3м |
10-3м |
10-3м |
10-6м4 |
10-6м4 |
10-6м2 |
10-6м2 |
Верхний горизонтальный лист | 35.7 | 199 | 173,04 | 0 | 107.34 | 0 | 0.0859 | 13.12 |
Нижний горизонтальный лист | 35.7 | -199 | -224,96 | 0 | 180.67 | 0 | 0.0859 | 13.12 |
Левый вертикальный лист | 57.15 | 0 | -25,96 | -77,5 | 3.85 | 33.88 | 69.13 | 0.107 |
Правый вертикальный лист | 57.15 | 0 | -25,96 | 77,5 | 3.85 | 33.88 | 69.13 | 0.107 |
Усиливающая накладка | 25,5 | 215 | 189,04 | 0 | 91.13 | 0 | 0,048 | 6,14 |
Сумма | 211.2 | 215 | 85,2 | 0 | 386.84 | 67.76 | 138.47 | 32.6 |
Моменты инерции при изгибе и кручении для поперечных сечений каждого элемента рамы тележки:
(2.20)
(2.21)
(2.22)
Результаты расчётов представлены в таблице 2.6.
Элемент рамы |
Ix,10-6м4 |
Iz,10-6м4 |
Iк,10-6м4 |
Wx,10-3м3 |
Wz,10-3м3 |
Wк,10-3м3 |
К.П.Б. | 57.72 | 20.65 | 15.01 | 0.547 | 0.275 | 0.591 |
К.Ч.Б. | 72.05 | 55.85 | 39.99 | 0.721 | 0.532 | 0.964 |
С.Ч.Б. | 525.31 | 100.36 | 101.3 | 2.183 | 0.956 | 2.137 |
С.П.Б | 498.8 | 242.83 | 208.2 | 2.494 | 1.619 | 3.19 |
2.3 Определение массы элементов экипажной части и составление весовой ведомости
Массы концевых поперечных балок
Mкпб=g·(bт-Bб)·Fкпб (2.23)
Mкпб=7.8·(2.1-0.21)·100.8·10-4=0.149 т
Масса средней поперечной балки, также рассчитывается по формуле
Mспб=7.8·(2.1-0.21)·211.8·10-4=0.312 т
Масса концевой части боковины
Mкчб=gс·lкчб·Fкчб (2.24)
Mкчб=7.8·0.44·12,12·10-3=0.042 т
Масса средней части боковины
Mсчб=7.8·1.012·185.7·10-4=0.146 т
Масса усиливающей накладки
Mн=gc·lн·Fн (2.25)
Mн=7.8·1.98·2.55·10-3=0.0393 т
Масса переходной части боковины
Масса боковины в целом
Mб=2·Mкчб+2·Mпчб+Mсчб+Mн (2.27)
Mб=2·0.042+2·0.0858+0.146+0.0393=0.4409 т
Рассчитанные массы отдельных балок рамы тележки, а также массы остальных элементов механической части локомотива сводим в упрощённую весовую ведомость (табл.2.7).
Таблица 2.7 Упрощённая весовая ведомость пассажирского электровоза.