Доклад: Природа политического рынка

Зайцева М.Ф.

Переход от тоталитаризма к демократии предполагает создание адекватной для демократической организации общества основы: в сфере экономики - рыночных отношений; в сфере политических отношений - введения демократических институтов власти и соответствующих норм, принципов их организации и функционирования, появления независимых политических субъектов, отражающих интересы различных политических сил. Начало этому процессу перехода от тоталитаризма к демократии положили "перестройка" и проводимые в последующие годы экономическая и политическая реформы. Они вызывали к жизни новые политические институты в виде президентской власти, Госдумы, политических партий, выборов в органы власти различного уровня и т.п.

Для этого процесса необходимо создание цивилизованного политического рынка. "Политический рынок - система производства и распределения политических товаров и услуг (идей, программ, стиля управления, имиджа лидера), относительно эффективно обеспечивающую согласование значительного числа интересов конкурирующих между собой продавцов (партий, политиков, бюрократии) и покупателей (избирателей, граждан)" [3 ,стр. 5].

Изучение политического рынка, всех происходящих на рынке процессов и операций является исходным моментом в теории и практике политического маркетинга. Цель изучения рынка - получить по возможности наиболее полную, надежную и достоверную информацию о состоянии и перспективах развития предложения и спроса, тенденциях рыночной конъюнктуры, степени удовлетворения спроса, действиях конкурентов, всего того, что необходимо для выработки политической стратегии и тактики поведения агента на рынке.

В современной западной политологии политический рынок изучается с позиции Школы Общественного выбора. В русле этого направления широкую известность среди теоретиков и практиков политического маркетинга получили концепция "рыночной модели", в которой политические отношения оценивались как рынок власти (Г. Лассуэлл). Дж. Кетлин, и концепция "игровой модели", в которой политический рынок рассматривается как состязание субъектов (Ф. Знанецкий).

В европейской, особенно французской, политической науке из "гуманитарных соображений" предпочитают не употреблять выражение "политический рынок", а в качестве своего рода эквивалента используют понятия "политическое поле" (П. Бурдье).[3]

Политический рынок включает в себя следующие элементы: политические субъекты (агенты) или производители политического товара (действующий индивид, носитель социальных отношений); политический товар; потребители политического товара; спрос и предложение политического товара; 5) обмен политическим товаром.

В качестве политических субъектов (агентов) на данном рынке могут выступать политические лидеры; политические партии и общественные организации; государства и государственные органы; группы интересов, лобби. Их задача заключается в том, чтобы предложить такой политический товар, который бы пользовался спросом у определенных социальных групп или организаций и был бы конкурентоспособен по сравнению с тем, что предлагают их соперники.

На политическом рынке действуют агенты, которые производят политическую реальность тем, что, исходя из своих субъективных свойств и находящихся в их распоряжении объективных ресурсов (материальных и др.) "продуцируют" (в границах данных социальных отношений) схемы восприятия, оценивания, мышления и политического взаимодействия, а затем осуществляют политическую практику в соответствии с этими схемами.

Понять политический рынок лучше всего можно через анализ борьбы за перераспределение правил внутреннего деления рынка. Обычно рынок политики организуется вокруг двух-трех полюсов, причем, например, оппозиция "левые - правые", демократы - консерваторы может сохраняться и при переструктурировании рынка за счет частного обмена ролями. Так, до августа 1991-го "левые" были партией прогресса и демократии, "правые" - партией порядка и консерватизма, ныне - наоборот.

Для перехода к цивилизованному политическому рынку необходим достаточно высокий уровень политических отношений, а именно: 1) появление конкурентоспособных производителей политического товара, т.е. политических партий и блоков, располагающих достаточно широкой социальной клиентурой; 2) равноправие политических субъектов, которое обеспечивается детально разработанной системой норм и правил конкурентной борьбы; 3) общепринятая система ценностей как основа для достижения консенсуса между политическими субъектами; 4) возрастание массы потребителей, способных предъявлять самые высокие требования к его качеству. И конечно, цивилизованный рынок невозможен без массового политического просвеще-ния[2,стр.23].

Список литературы

1. Ковлер А.И. Основы политического маркетинга. М.,1993.

2. Коноплин Ю.С., Лобанов В.В. Маркетинговый анализ политического рынка и формирование имиджа политического товара. М.,1995.

3. Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии.

Исследование манипулятивных технологий управления социальными ...
Содержание Введение 1. Теоретико-методологические аспекты изучения социальных ресурсов местного сообщества 1.1 Понятие, сущность и виды социальных ...
С.А.Кравченко, анализирующий в своей статье нелинейные реалии российского общества в контексте гуманистической концепции Томаса Лукмана, "немногочисленные попытки реформировать ...
Рассчитывая на то, что большая часть населения не доверяет средствам информации вообще и прессе, в частности, манипуляторы для формирования имиджа предполагаемых избранников ...
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: дипломная работа
... функционирования и развития современных политических партий
Содержание Введение Глава 1. Политические партии и политические системы 1.1 Понятие, структура и функции политической системы. Типы современных ...
Наряду с социал-демократическими партиями появляются аграрные партии как реакция против индустриального развития общества, христианские - в борьбе против секуляризации и ...
В Западной Европе дело обстояло несколько сложнее, но все же рабочий класс и неимущие слои населения склонялись к социал-демократическим и другим левым партиям, а представители ...
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: дипломная работа
Политический маркетинг
Введение Актуальность. Политический маркетинг в современной России появился в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века, что было связано с началом ...
Электоральный маркетинг в строгом смысле слова есть лишь часть политического маркетинга, имеющая более узкую цель: помочь политическим партиям и кандидатам разработать концепцию ...
Спецификой является его имиджевый характер, т.е. ориентация на создание и продвижение на политическом рынке политического продукта в виде имиджей политических лидеров и кандидатов ...
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: дипломная работа
Маркетинг и его задачи
1. Маркетинг и его задачи Исходя из принципов, маркетинг выполняет несколько стратегических и тактических задач. Наиважнейшими стратегическими ...
Они отражают сущность маркетинга исходя из его современной концепции.
По способам связи с потребителями: маркетинг прямой (без посредников) и посреднический; телевизионный (связь с помощью телепередач), почтовый, маркетинг по каталогам, а также теле ...
Раздел: Рефераты по маркетингу
Тип: шпаргалка
Формирование имиджа муниципальных служащих
Содержание Введение 1 Теоретико-методологические подходы к изучению имиджа муниципального служащего 1.1 Определение сущности муниципальной службы 1.2 ...
В рамках политической науки имидж используется применительно к правителям, главам государств, лидерам политических партий.
Имидж в контексте символического интеракционизма рассматривается как формирование Я-образа, связанного с Я-концепцией (У. Джемс, К. Роджерс, Р. Бернс), механизма, интегрирующего ...
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: дипломная работа