Курсовая работа: Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФПУ

Кафедра экономической теории и права

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Основные концепции регулирования

денежно-кредитных отношений на макроуровне»

МИНСК 2009г.


РЕФЕРАТ

Тема курсовой работы:

«Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне» с: табл. 6, ил. 0, библиогр. – 17 назв.

Ключевые слова: денежно-кредитная политика, монетаризм, кейнсианство, политика «дешевых денег», политика «дорогих денег», мультипликативный эффект, банковский сектор, курсовая политика, ставка рефинансирования.

Объект исследования: Национальный банк Республики Беларусь.

В работе рассмотрены два направления современной экономической теории в области теории денег и принципы денежно-кредитной политики, предложенные этими теориями: кейнсианская теория денег и монетаристский подход к теории денег.

В процессе работы представлены основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь, анализ выполнения денежно-кредитной политики страны, перспективы развития денежно-кредитных отношений.

Целью работы - изучение теоретических и практических аспектов исследования денежно-кредитных отношений Республики Беларусь и определение тенденций на ближайшую перспективу.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней цифровой материал правильно и объективно отражает состояние исследуемой проблемы.


ВВЕДЕНИЕ

Темой настоящей курсовой работы является: «Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне».

Кредитно-денежная политика на макроуровне - это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости трудоспособного населения и выравнивание платежного баланса.

Современная экономическая наука рассматривает денежно-кредитную политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, который не приводит к чрезмерному диктату со стороны правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных индивидов. Правильно организованная и хорошо работающая денежная система вливает на жизненную энергию в кругооборот фондов, который олицетворяет всю экономику, способствует полному использованию производственных мощностей и более полной занятости трудоспособного населения. И наоборот, плохо функционирующая денежная система может стать главной причиной резких колебаний уровня производств и цен в экономике, исказить распределение ресурсов.

Основными целями любого государства в области экономики являются обеспечение устойчивого экономического роста, высокий уровень занятости, стабильности внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики и достигаются с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не отличаются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры.

В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы, регулировать предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты. Несмотря на всю ее скромность, задача эта достаточно сложная.

Целью настоящей курсовой работы является изучение денежно-кредитной политики как сущности, а также ее проведение в Республике Беларусь. Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития. Поэтому в курсовой работе также необходимо рассмотреть результаты денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Для реализации целей данной курсовой работы поставлены следующие задачи:

-  рассмотреть теоретические вопросы, касающиеся денежно-кредитной политики;

-  определить методы регулирования денежно-кредитных отношений Республики Беларусь;

- проанализовать экономические концепции монетаризма и кейнсианства;

-  рассмотреть практическое осуществление денежно-кредитных отношений Республики Беларусь;

-  уточнить достигнутые результаты в денежно-кредитной сфере.

Для решения поставленных задач при подготовке курсовой работы были использованы нормативные акты Республики Беларусь, учебно-методические материалы, электронные данные с портала Национального банка Республики Беларусь, архивы Национальной библиотеки Республики Беларусь, материалы периодических изданий, официальные документы по итогам развития денежно-кредитной политики.


1 КЕЙНСИАНСКАЯ И МОНЕТАРИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА МАКРОУРОВНЕ: СУЩНОСТЬ, И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. СХОДСТВО ВЗГЛЯДОВ И МНЕНИЙ И ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ РАСХОЖДЕНИЯ МЕЖДУ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ КЕЙНСИАНСТВА И МОНЕТАРИЗМА

1.1 Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования «Деньги не имеют значения»

Кейнсианская доктрина возникла после разрушительного мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., который выявил нестабильность "автоматического саморегулирования" рыночной экономики, как это пытались доказать представители неоклассического направления экономической мысли.

Наиболее известным теоретическим обоснованием широкомасштабного государственного вмешательства в рыночную экономику стала книга Джона Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.), которая произвела настоящую революцию в макроэкономике, радикально изменившую взгляды экономистов и правительства на деловые циклы и экономическую политику.

Джон Мейнард Кейнс – своего рода революционер экономической науки прошлого века. Английский экономист, влияние которого на экономическую мысль в XX века сравнимо с воздействием Адама Смита и Давида Рикардо на экономическую мысль XIX века, был человеком необычайно интеллектуальным и неординарным. Он создал принципиально новые методологические подходы к экономике и экономической политике, являлся родоначальником и разработчиком макроэкономики, создателем нового языка экономической теории.

В "Общей теории занятости, процента и денег" Джон Кейнс выдвинул теорию дефицитного финансирования, в которой он предложил во избежание экономических кризисов и обеспечения занятости необходимость постоянного и широкого вмешательства государства в экономическую жизнь при помощи преимущественно финансовых инструментов регулирования. Денежно-кредитной политике отводилась второстепенная роль: она должна была обеспечить проведение политики "дешевых денег", т. е. низких процентных ставок для решения проблемы эффективного спроса - личного потребления и инвестиций.

Новая экономическая теория исходила из того, что современная рыночная экономика, автоматически стремясь к равновесию, может попасть в состояние равенства совокупного спроса и совокупного предложения, при котором фактический выпуск продукции оказывается гораздо ниже потенциального и значительная часть рабочей силы состоит из вынужденно безработных.

В отличие от классиков Дж. Кейнс считал[1], что экономика надолго может "застрять" в ситуации низкого выпуска и хронической безработицы, поскольку вследствие негибкости цен и заработной платы отсутствует механизм, посредством которого быстро восстанавливалась бы полная занятость и обеспечивалось полное использование производственных мощностей.

Рассмотрим, так почему же теория Кейнса столь популярна?

Во-первых, наряду с несомненными различиями между взглядами сегодняшних сторонников кейнсианской теории и позицией, выдвинутой ее автором в 30-х годах, сохраняются общие подходы, составляющие ядро кейнсианской теории. Эти подходы выражают суть концепции Кейнса.

Теория Кейнса – это, прежде всего, теория эффективного спроса. Идея
Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) воздействовать на производство и предложение товаров и услуг. Кейнсианская теория - это теория, придающая решающее значение инвестициям. Чем выше их прибыльность, ожидаемый от них доход и чем значительнее размеры инвестиций, тем больше масштабы и выше темпы производства. Концепция, выдвинутая и отстаиваемая Кейнсом, предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Кейнс не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения равновесия необходимо вмешательство в процесс экономического развития извне. Рыночная экономика сама себя (без участия государства) «вылечить» не может.

Во-вторых, теория Кейнса остается значимой и популярной потому, что имеет прямой выход на практику. Она представляет не просто дальнейшее развитие теории, пересмотр теоретических положений классиков, а обосновывает практические рекомендации, направленные на регулирование воспроизводственного процесса, снижение уровня безработицы. По Кейнсу, равновесие может быть достигнуто не только при полной, но и при неполной занятости.

Кейнс не только занимался теоретическими разработками, но и принимал активное участие в работе правительственных органов. Выполнял роль консультанта по вопросам финансов и денежного обращения; редактировал журнал «Economic journal». Авторитет Кейнса, как крупного специалиста и влиятельного экономиста, подкреплял значимость выдвигаемых им рекомендаций.

В-третьих, принципиальное значение имеет кейнсианская методология, которая выходит за рамки какой-либо одной проблемы. Многие считают, что предложенная Кейнсом система анализа означала «революцию» в экономической теории. Великие классики прошлого не различали микро- и макроэкономические аспекты экономики. Однако, поскольку условия процветания отдельной фирмы не тождественны эффективности экономики в целом, то макроэкономический подход не может не отличаться от микроэкономического. Поэтому дальнейшее развитие экономической науки потребовало построения двух разных уровней экономического анализа.

Кейнс ввел в теоретический обиход экономической науки макроэкономические модели, основанные на взаимосвязи небольшого числа наблюдаемых переменных, а общее равновесие экономики – к равновесию товарного рынка, денежного рынка, рынка облигаций и рынка труда. Причиной возможной нестабильности экономики он считал колебания в уровне дохода, вызванные неожиданными изменениями объема инвестиций. Последние, если они достигают опасной границы, не могут быть скорректированы только силами рыночной саморегуляции и требуют дополнительного (но не заменяющего рынка) вмешательства государства. Тем самым, Кейнс предложил новую технологию экономического анализа, усовершенствовав не только методы, но и язык экономической теории.

Возможно, что самой большой заслугой Кейнса стало создание нового языка экономической теории. Этот язык имеет дело с небольшим числом мало изменяющихся в короткий период времени агрегированных величин[2], что позволило свести всю экономику к функционированию четырех взаимосвязанных рынков: рынка товаров и услуг, рынка труда, денежного рынка и рынка ценных бумаг.

Ключевым в экономическом поведении Кейнс считал роль предположений. «Когда ждут повышения цен и хозяйственная жизнь сообразуется с этим, то этого вполне достаточно, чтобы вызвать на некоторое время повышение цен, а когда ожидание оправдывается, повышение еще более усиливается. То же наблюдается и при ожидании падения цен. Относительно слабый предварительный толчок в состоянии вызвать значительное понижение» [1].

Из кейнсианской теории потребления вытекает одно важное следствие, которое получило название мультипликативного эффекта. Суть его состоит в том, что если в экономике увеличатся по какой-либо причине автономные расходы, то в результате совокупный спрос и национальный доход возрастают на многократно большую величину.

Обоснование действия мультипликативного эффекта основано на том, что в кейнсианской модели потребление есть функция от дохода, в отличие от других плановых расходов, которые от уровня дохода не зависят и поэтому рассматриваются как автономные. Строго говоря, функцией от дохода в кейнсианской модели является также и импорт, но учет потребления импортных благ не изменяет сути действия мультипликативного эффекта, уточняя лишь количественное значение величины мультипликатора.

Действие мультипликативного эффекта в общем виде можно описать следующим образом. Любое повышение автономных расходов на величину LА непосредственно увеличивает совокупный спрос и, следовательно, национальный доход на величину Lу=LА. Но так как потребление домашних хозяйств есть функция от дохода, то часть прироста своего дохода в размере С Lу они направят на потребление. А вследствие того, что потребительские расходы являются составной частью совокупного спроса, последний опять возрастет. Его рост в свою очередь вызовет рост национального дохода, в результате чего часть Прироста опять будет направлена на потребление
и т. д.

То есть прирост автономных расходов вызывает как непосредственное увеличение прироста национального дохода, так и индуцированный прирост национального дохода в результате роста потребления.

Если последовательно записать все циклы возрастания совокупного спроса, начиная от первоначального прироста автономных расходов, то получим:

Lу = LА + Сy LА + Сy2LА + Сy3LА + ... + Сyn LА = LА (1 + Сy + Сy2 + Сy3 + ... + Сyn).                                                                                               (1)

Так как Сy <1, то мы имеем дело с убывающей геометрической прогрессией, которая при n -> ¥ сводится к виду:

                                                                 (2)

Сомножитель, стоящий перед LА, называется мультипликатором автономных расходов (обозначим его как mA). Он показывает, на какую величину возрастет национальный доход в случае прироста автономного спроса на LА. Из выражения (2) следует, что значение мультипликатора тем больше, чем большую часть прироста дохода домохозяйства склонны направлять на потребление.

Из теории мультипликатора следует один интересный вывод, который Кейнс назвал “парадоксом сбережений”. Так как Sy = 1 - Сy, то чем больше субъекты сберегают, тем меньше величина равновесного национального дохода.

Теория мультипликатора является одним из важнейших элементов кейнсианской концепции. Действие мультипликативного эффекта наряду с “парадоксом сбережений” среди прочего наглядно иллюстрирует важнейший тезис кейнсианства - о ведущей роли совокупного спроса в модели “совокупный спрос - совокупное предложение”.

Теоретическая конструкция поведения домашних хозяйств на потребительском рынке, предложенная Кейнсом, оказала огромное влияние на развитие макроэкономических исследований, именно на ней основывается и теория мультипликатора, и кейнсианская модель взаимодействия рынков.

Однако после того, как в 1946 году Саймон Кузнец опубликовал результаты исследований по экономической динамике в США за период 1869 по 1940 г., оказалось, что фактические данные о динамике дохода и потребления не соответствуют постулатам кейнсианской модели.

Кейнсианская модель общего экономического равновесия построена на принципах, отличных от постулатов классической школы.

В кейнсианской модели отсутствует гибкость цен, так как, в коротком периоде экономические субъекты подвержены денежным иллюзиям, кроме того в экономике в силу институциональных факторов (долгосрочные контракты, монополизация и т.д.) реальная гибкость цен отсутствует.

Особое значение имеет относительная жесткость номинальной зарплаты. Кейнс подчеркивал, что номинальная зарплата в коротком периоде фиксирована, так как определяется долгосрочными трудовыми контрактами, кроме того, если она и меняется, то только в одну сторону - повышения в периоды экономического подъема. Снижению же ее в периоды экономического спада препятствуют профсоюзы, имеющие большое влияние в развитых странах. В силу этого рынок труда несовершенен и равновесие на нем устанавливается, как правило, в условиях неполной занятости.

Однако основная особенность кейнсианской модели заключается в том, что реальный и денежный сектор экономики оказываются взаимосвязанными. Указанная взаимосвязь обусловливается спецификой кейнсианской трактовки денежного спроса, согласно которой деньги являются богатством и имеют самостоятельную ценность, и выражается через трансмиссионный механизм ставки процента.

Важнейшим рынком в кейнсианской модели является рынок благ. В связке “совокупный спрос - совокупное предложение” ведущая роль принадлежит совокупному спросу. Но так как его величина корректируется в результате взаимодействия с денежным рынком, то определяющим параметром общего равновесия становится эффективный спрос, величина которого устанавливается в модели совместного равновесия.

Кейнсианская модель описывает экономику как целостную систему, в которой все рынки являются взаимосвязанными, и изменения условий равновесия на одном из рынков вызывает изменение равновесных параметров на других рынках и условий общего экономического равновесия в целом. При этом исчезает строгое разделение переменных на реальные и номинальные, а уровень цен становится одним из параметров общего равновесия.

Взгляды Кейнса пользовались огромной популярностью до конца 50-х годов, но позже, особенно когда изменились условия функционирования послевоенной экономики, стали подвергаться все большей критике. Однако даже самые ярые его противники открыто признают, что современную экономическую науку нельзя даже представить себе без того, что было привнесено в нее творчеством Джона Мейнарда Кейнса.

Автор «Общей теории» показал, что экономический рост зависит от структуры общественного продукта, что равновесие может быть достигнуто и при неполной занятости и что полезно исследовать типичные явления, складывающиеся из массовых устремлений и действий участников экономических процессов.

Свою основную работу Кейнс и задумал как систематическое обоснование тезиса о необходимости системы общественных работ, правительственных субсидий и займов на жилищное строительство в условиях массовой безработицы. Но Кейнс сделал гораздо больше. В «Общей теории» он показал, что в рыночной экономике нет механизма, автоматически приводящего к полной занятости. Экономика может долго оставаться в состоянии депрессии и бедности. Государство должно увеличить расходы, чтобы увеличить производство и занятость, проводить активную инвестиционную политику. По сути «Общая теория» подводила теоретическую базу под рекомендации тех, кто предлагал для снижения безработицы широко использовать общественные работы, усилить воздействие государства на уровень занятости, стимулирование спроса.

Послевоенный период вплоть до конца 60-х — начала 70-х гг. отмечен самыми благоприятными процессами социально-экономического развития ведущих западных стран за все предшествующие 100 лет. Однако на
рубеже 60—70-х гг. обнаружились просчеты кейнсианской концепции экономического регулирования.

Кейнсианские методы стимулирования спроса подорвали устойчивость денежного обращения, способствовали развертыванию острой и продолжительной инфляции. На этом фоне вновь возродились в модифицированной форме основные идеи количественной теории, которые нашли отражение в концепции, возникшей в США и названной монетаризмом. Он получил признание в академических кругах и широко используется на практике правительственными органами ряда стран при выработке мер экономической политики.

1.2 Монетаристская модель денежно-кредитного регулирования «Назад к Смиту» [3]

«деньги имеют значение для динамики цен ...

именно количество денег, а не процентные ставки, влияют на состояние денежного рынка или условия выдачи кредитов»

Милтон Фридман

После второй мировой войны в ряде главных промышленно-развитых стран были предприняты попытки значительно активизировать кейнсианскую стратегию «накачивания спроса» с целью ускорения темпов экономического роста и преодоления промышленного цикла. Итогом явилось резкое усиление инфляционной стихии в капиталистическом мире в 60—70-х годах. Инфляция стала одной из самых грозных и трудноразрешимых проблем экономической политики. Всеобщее разочарование в чудодейственном характере кейнсианских рецептов резко усилило влияние сторонников неоклассической теории денег, выдвинувших концепцию монетаризма.

Монетаризм как самостоятельное теоретическое направление сформировался в США еще в середине 50-х годов. В настоящее время его общепризнанным лидером является американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1976 года «за достижения в области анализа потребления, истории денежного обращения и разработки монетарной теории, а также за практический показ сложности политики экономической стабилизации» Милтон Фридман. В Нобелевской речи он возвратился к теме, затрагивавшейся еще в 1967 году при обращении к Американской экономической ассоциации, — к отрицанию замечания Кейнса относительно устойчивой зависимости между темпом развития инфляции и безработицей. Фридман пришёл к выводу, что на длительном интервале кривая Филлипса[4] всё же смещается вверх при условии естественного роста незанятости.

Монетаризм представляет собой одно из наиболее влиятельных течений в современной экономической науке, относящееся к неоклассическому направлению. Он рассматривает явления хозяйственной жизни преимущественно под углом зрения процессов, протекающих в сфере денежного обращения. Термин «монетаризм» был введен в современную литературу Карлом Бруннером в 1968 г. Обычно он применяется для характеристики экономической школы (преимущественно Чикагской), утверждающей, что совокупный денежный доход оказывает первоочередное влияние на изменение денежной массы.

Первоначально Монетаризм отождествлялся с антикейнсианством, что подтверждается названием некоторых работ видных представителей монетаристкой теории (книга Г. Джонсана «Кейнсианская революция и монетаристская контрреволюция»). Одновременно с критикой кейнсианской макроэкономической теории и экономической политики лидер монетаристов М. Фридман и его сторонники разработали монетарную теорию определения уровня национального дохода и теорию цикла.

Главный инструмент государственного вмешательства в экономику, по мнению монетаристов - стабильная кредитно-денежная политика. Устойчивость денежного обращения - главная предпосылка частного накопления капитала, повышения эффективности, ускорения роста в долговременной перспективе.

Монетаризм — школа экономической мысли, отводящая деньгам определяющую роль в колебательном движении экономики. Главную причину нестабильности экономики представители этой школы усматривают в неустойчивости денежных параметров.

В центре внимания монетаристов находятся денежные категории, денежно-кредитные инструменты, банковская система, денежно-кредитная политика. Они рассматривают эти процессы и категории, чтобы выявить связь между объемом денежной массы и уровнем совокупного дохода. По их мнению, банки - ведущий инструмент регулирования, при непосредственном участии которого изменения на денежном рынке трансформируются в изменения на рынке товаров и услуг.

Монетаристы считают, что деньги занимают ключевое место в системе народнохозяйственных связей, а поэтому монетарные мероприятия центрального банка - наиболее эффективный инструмент экономического регулирования, в частности, в проведении антиинфляционной политики.

Можно сказать, что монетаризм — это наука о деньгах и их роли в процессе воспроизводства. Это теория, обосновывающая специфические методы регулирования экономики с помощью денежно-кредитных инструментов.

Чтобы представить концепцию Фридмана, выделим исходные положения, в той или иной мере разделяемые его сторонниками.

1. Признание устойчивости денежного хозяйства. Рыночная экономика, по мнению монетаристов, сама в силу внутренних тенденций и условий стремится к стабильности, к саморегулированию. Система рыночной конкуренции обеспечивает высокую стабильность. Цены выполняют роль главного инструмента, обеспечивающего корректировку в случае нарушения равновесия.

2. Приоритетность денежных факторов. Среди различных инструментов, бездействующих на экономику, предпочтение предлагается отдать денежным инструментам. Именно они (а не административные, не ценовые инструменты, не налоговая система) способны наилучшим образом обеспечить экономическую стабильность как главную цель регулирования.

Кейнс оценивал бюджетную политику как инструмент, достаточно точный, быстрый и предсказуемый по результатам. В отличие от него Фридмен характеризует подобным образом денежно-кредитную политику.

3. Регулирование должно ориентироваться не на текущие, а на долгосрочные задачи. Последствия колебаний денежной массы сказываются на основных экономических параметрах не сразу, а с некоторым разрывом во времени. Временной разрыв составляет обычно несколько месяцев. Он неодинаков по странам, зависит от состояния конъюнктуры, других факторов.

4. Устойчивость рыночного механизма, его способность к саморегулированию; при этом имеется в виду наличие в обществе определенных условий. Оптимизация структуры богатства предполагает, что средний класс обладает основными формами богатства и может выбирать, что полезнее для максимизации доходов. Необходимы предпосылки для свободного вложения ресурсов и перемещения активов; совокупный спрос на деньги должен стабилизироваться.

По Фридману, спрос на деньги зависит не только от доходности финансовых активов, но и от других форм богатства, способных приносить доход.

Фридман выделяет пять основных форм богатства: деньги, облигации, акции, физические блага, человеческий капитал. Формы богатства заменяемы, они могут продаваться и покупаться. Если одна из форм богатства приносит недостаточно высокий доход, его собственник обменивает его на другую, более прибыльную форму.

Стремление иметь часть активов в денежной форме объяснимо: деньги легко ликвидны, реализуемы. Располагая денежным запасом, можно без особых затруднений приобрести любые товары и услуги.

Изменения, связанные с увеличением денежного предложения, носят не только количественный характер. Цены на различные виды продукции повышаются, но неравномерно. Изменяются соотношения цен между различными группами товаров. Нередко спрос переключается вначале на дешевые товары, затем — на новые товары, потом — на услуги. Ценовые сдвиги, изменения относительных цен способствуют структурным сдвигам, а в итоге создаются предпосылки для стабильного развития в долгосрочном периоде.

Монетаристы исходят из того, что главная функция денег — служить финансовой основой и важнейшим стимулятором экономического развития.
Регулирование денежной массы через систему банков воздействует на распределение ресурсов между отраслями, способствует техническому прогрессу, поддержанию экономической активности.

За более чем три десятилетия существования монетаризм расширил свое влияние, претерпел определенные изменения. Он стал претендовать на роль универсальной общеэкономической доктрины, способной решить такие экономические проблемы, как эффективность экономического регулирования, роль государства в экономической жизни и т.п. Монетаризм широко пропагандируется его представителями как кредитно-денежная политика, специально направленная на контроль роста денежной массы.

Значительное влияние на формирование монетаристской теории оказали американские экономисты 20-40-х годов Г. Саймонс, И.Фишер,
Ф. Найт и др. Они придавали большое значение сфере денежного обращения, которую впоследствии недооценивали кейнсианцы. Именно поэтому одной из заслуг монетаристов ряд западных исследователей считает «реабилитацию» денег в системе экономических категорий. Определенную респектабельность монетаризму придают ссылки на А.Смита и основоположников количественной теории денег Д. Рикардо, Д. Юма,
Р. Кантилона, Г.Тортона.

Монетаристский вариант количественной теории можно свести к следующему:

·  количественная теория есть, прежде всего, теория спроса на деньги, она не является теорией производства, денежного дохода или уровня цен;

·  для экономических агентов и владельцев собственности деньги являются одним из видов активов, формой владения богатством;

·  анализ спроса на деньги со стороны экономических агентов формально идентичен анализу спроса на потребительские услуги.

Такая трактовка свидетельствует о том, что монетаристы не проводят различий между деньгами как капиталом и деньгами как таковыми. Капитал рассматривается как совокупность денежных активов.

В монетаристском варианте количественной теории денег важное место отводится ожидаемым изменениям уровня цен как фактора, действующего на размеры кассовых денежных резервов и других финансовых активов, находящихся в распоряжении экономических агентов.

Основываясь на собственном варианте количественной теории, монетаристы связывают ее с производством. Поскольку динамика денежной массы имеет у них первостепенное значение для объяснения колебаний процесса производства, то делается вывод о том, что кредитно-денежная политика – это наиболее эффективный инструмент регулирования экономики.

Одно из ключевых положений монетаризма, на основе которого его представители строят свой вариант объяснения экономического цикла, состоит в том, что деньги играют исключительно важную роль в изменении реального дохода, занятости и общего уровня цен. Они утверждают, что существует взаимосвязь между темпом роста количества денег, темпом роста номинального дохода, а при быстром росте денежной массы также быстро растет номинальный доход, и наоборот. Изменение денежной массы оказывает влияние как на уровень цен, так на объем производства (в рамках ограниченного периода). Отсюда следует, что монетаристкий вариант количественно теории денег выполняет функцию управления денежным спросом, а через него – хозяйственными процессами. Основываясь на положении об экстраординарной роли денег и утверждая, что капиталистическое хозяйство представляет собой стабильную систему, способную за счет саморегулирования достигать состояния равновесия, монетаристы выстраивают свою модель экономического цикла, в которой определяющую роль играют изменения денежной массы.

Монетаристы рассматривают экономику капитализма как в принципе устойчивую систему, для которой типично состояние плавного равномерного роста. Главную причину кризисных явлений они видят в хаотических колебаниях денежной массы, которые в свою очередь порождаются правительственными манипуляциями по стимулированию совокупного спроса и т. д. Тем самым источник экономической нестабильности переносится во внешнюю сферу и не является органически присущим капиталистической системе.

Несмотря на серьезную критику монетаристских построений со стороны многих крупных буржуазных теоретиков, идеи «корректировки хозяйственного цикла» с помощью стабилизации темпов изменения денежной массы именно в силу внешней простоты и доступности этого средства оказали большое влияние на экономическую политику и стратегию органов денежно-кредитного контроля капиталистических стран.

Показателен опыт Федеральной резервной системы США. В течение многих лет вплоть до середины 60-х годов ее политика была ориентирована на контроль за «состоянием денежного рынка» с учетом самых различных его показателей и в первую очередь уровня и динамики процентных ставок. В основе такой ориентации лежали постулаты кейнсианской доктрины, где норма процента играет, как уже говорилось, ключевую роль.

Под влиянием монетаристских идей в конце 60-х годов в политике Федеральной резервной системы произошел определенный поворот в сторону более активного контроля над динамикой другого параметра — денежной массы. Одновременно стали придавать меньше значения колебаниям процентных ставок.

Тем не менее монетаристские аргументы имеют сторонников как в правительственном аппарате, так и в научных кругах США, Англии, ФРГ, Канады, Японии и других странах Запада. Неоколичественная теория денег продолжает оказывать заметное влияние на политику органов государственно-монополистического контроля.

На протяжении уже более трех десятилетий монетаризм занимает ведущее место среди теорий, претендующих на роль альтернативы кейнсианству в объяснении основных макроэкономических процессов.

В 1980-ые годы монетаристская концепция находит свое практическое применение в качестве теоретической основы экономической политики правительств Р. Рейгана и Дж. Буша в США и М. Тэтчер в Великобритании. На сегодняшней день, монетаризм является официальной теорией таких международных финансовых организаций, как Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный банк Реконструкции и Развития (МБРР), Всемирный Банк (ВБ).

1.3 Сходство взглядов и мнений и принципиальные расхождения между представителями кейнсианства и монетаризма

В настоящее время механизм воздействия денежно-кредитной политики на состояние экономики, а также целесообразность различных стратегий ее реализации составляют предмет спора между экономистами.

Монетаристская концепция и монетаристские рецепты отличаются от кейнсианских, а иногда и противоречат им. Вместе с тем было бы неправильно проводить резкую грань между этими двумя подходами к проблеме экономического регулирования. Обе теории построены применительно к условиям, прежде всего, рыночной экономики. В известной мере они взаимодополняют друг друга, составляя теорию определения общего дохода. Кейнс обосновывает количественную зависимость доходов от расходов, Фридман — зависимость доходов от денег.

Хотя критика кейнсианства со стороны монетаристов шла под лозунгами - "неоклассического возрождения", "кейнсианской контрреволюции", "монетарной революции" - противоречия между ними не столь остры, а различия не столь противоположны, как это пытаются представить сторонники этих двух концепций.

У монетаристов и кейнсианцев наблюдается сходство взглядов и мнений по многим вопросам:

1. Методологической основой обеих концепций является теория общего равновесного анализа;

2. Главное место в их исследованиях макроэкономических явлений отводится совокупному спросу;

3. В обеих моделях деньги воздействуют на чистый национальный продукт (ЧНП) в одинаковом направлении - расширение денежного предложения увеличивает ЧНП, и наоборот;

4. В качестве основных целей государственной политики кейнсианцы и монетаристы рассматривают борьбу с инфляцией и безработицей.

Принципиальные расхождения между представителями этих теорий можно проследить по следующему ряду позиций:

1. Оценка рыночной системы и отношение к государственному вмешательству в экономику. С кейнсианской точки зрения рыночная система по своей природе неустойчива, она лишена механизма, обеспечивающего экономическое равновесие. Более того, стабильность противоречит самой природе рыночных отношений: колебания и даже резкие, внезапные спады являются неотъемлемыми чертами рынка. Для многих рынков характерна несовершенная конкуренция. Государство в этих условиях, по мнению кейнсианцев, должно и может играть активную роль в стабилизации экономики.

Монетаристы, наоборот считают, что рыночное хозяйство представляет собой в высшей степени устойчивую систему, идеально приспособленную для саморегулирования и находящуюся в естественном состоянии плавного и равномерного роста. По убеждению монетаристов ни одно, даже самое мудрое правительство никогда не сможет достичь лучших результатов в экономике, чем коллективная мудрость всех экономических агентов, проявляющаяся через рыночные взаимосвязи.

2. Аналитическая основа. Кейнсианцы и монетаристы строят свой анализ на специальных уравнениях.

В кейнсианской теории основным фактором, определяющим реальный объем производства, занятости и уровня цен являются совокупные расходы, или совокупный спрос. Он складывается из четырех основных компонентов и представляет собой валовой национальный продукт, подсчитанный через расходы. Основное кейнсианское уравнение имеет следующий вид:

ВНП = С + lg + G + Xn,                                                                (3)

где С - потребительские расходы домашних хозяйств. Они включают расходы на предметы текущего потребления и предметы длительного пользования, а также потребительские расходы на услуги.

Ig - валовые частные внутренние инвестиции. К ним относятся все инвестиционные расходы фирм, предназначенные для замещения оборудования и сооружений, которые потреблены в ходе производства в текущем году плюс любые чистые добавления к объему капитала в экономике. К валовым частным внутренним инвестициям относятся также затраты домашних хозяйств на строительство жилья.

G - государственные закупки товаров и услуг. Данная группа расходов включает все государственные расходы: федеральные и местные на конечную продукцию предприятий и на все прямые закупки ресурсов со стороны государства. Государственные трансфертные платежи здесь не учитываются, поскольку подобные расходы не отражают увеличения производства, а являются простой передачей государственных доходов определенным семьям и индивидам.

Хn - чистый экспорт товаров и услуг, или разница между экспортом и импортом. Представляет собой величину, на которую зарубежные расходы на товары и услуги данной страны превышаю затраты данной страны на иностранные товары и услуги.

Основополагающим уравнением монетаристов является уравнение обмена:

МV = PQ,                                                                                       (4)

где М - предложение денег;

V - скорость обращения денег, или среднее количество сделок, которое обслуживает одна денежная единица в течение одного года, ее величину монетаристы считают постоянной;

Р - средняя цена, по которой продается каждая единица физического объема производства товаров и услуг;

Q - физический объем произведенных товаров и услуг.

Название "уравнение обмена" объясняется тем, что его левая часть (MV) представляет собой общее количество расходов покупателей на приобретение произведенных благ, а правая часть (РQ) представляет собой общую выручку продавцов этого объема.

По мнению монетаристов, совокупные расходы (совокупный спрос) - это предложение денег умноженное на скорость их обращения.

3. Методы проведения денежно-кредитной политики в рамках общей экономической политики. В кейнсианской концепции государственного регулирования экономики денежно-кредитная политика занимает второе место. Главная роль в создании совокупного эффективного спроса отводится налогово-бюджетной политике. Деньги в кейнсианском уравнении присутствуют постольку, поскольку каждый компонент совокупного спроса имеет денежное выражение. Изменение в предложении денег, по мнению кейнсианцев, влияет на совокупный спрос через сложную цепь причинно-следственных связей. Большое значение, при этом, имеет политическое решение о проведении денежно-кредитной политики в одной из двух основных форм: политики дорогих денег и политики дешевых денег. У монетаристов денежное предложение - единственный и универсальный фактор, определяющий уровни производства, занятости и цен, отсюда особый упор делается на кредитно-денежную политику и отрицание эффективности фискальной политики.

Согласно кейнсианской концепции выбор того или иного вида денежно-кредитной политики определяется тем, какая из двух основных причин макроэкономической нестабильности является наиболее существенной в данный момент: рост инфляции или увеличение безработицы. Конфликт макроэкономических целей (кривая Филлипса[5]) определяет выбор между политикой дорогих денег и политикой дешевых денег.

По мнению кейнсианцев последствия проведения денежно-кредитной политики невозможно предсказать и оценить однозначно. Влияние денежно-кредитной политики на уровень производства, цены и занятость опосредовано таким большим количеством факторов, плохо поддающихся контролю и управлению, что делает ее малоэффективной.

Монетаристы убеждены, что денежно-кредитная политика определяет уровень экономической активности в стране в гораздо большей степени, чем считают кейнсианцы. По мнению монетаристов, денежное предложение является единственно важным фактором, оказывающим воздействие на уровень производства, цены и занятость.

Они предлагают отличную от кейнсианской модель причинно-следственных связей между предложением денег и уровнем экономической активности. Так как скорость обращения денег у монетаристов стабильна в том смысле, что ее колебания невелики, и она не изменяется в ответ на изменение денежного предложения, то само денежное предложение оказывает предсказуемое воздействие на уровень совокупного спроса (номинального ВНП = РQ).

Монетаристы выступили с резкой критикой кейнсианских методов прямого воздействия государства на объем и структуру совокупного спроса через бюджет посредством манипуляций с расходами и налогами. Представители монетаризма отрицают эффективность налогово-бюджетной политики в перераспределении ресурсов и стабилизации экономики.

С точки зрения монетаристов, предлагаемая кейнсианцами политика дорогих и дешевых денег - вредна и бессмысленна. Конфликт макроэкономических целей не поддается разрешению путем использования мер денежно-кредитной и бюджетной политики.

Главная причина макроэкономической неустойчивости, как утверждают монетаристы, лежит в сфере денежных процессов. Инфляция, безработица, спад производства не характерны для рыночной системы как таковой, а проистекают от неправильной денежной политики, осуществляемой государством.

Дискуссии между кейнсианцами и монетаристами об экономической роли государства в рыночной экономике позволили переосмыслить некоторые наиболее фундаментальные аспекты макроэкономической теории. Сегодня очень немногие экономисты придерживаются крайнего кейнсианского взгляда, согласно которому "деньги не имеют значения" или противоположной монетаристской крайности "только деньги имеют значение". Современная денежно-кредитная политика использует все положительное, что есть в этих двух концепциях.

Рассмотрим также взаимоотношения между лидерами двух подходов к управлению.

Мильтон Фридман был талантливым учеником, преемником Кейнса и человеком, завершившим его труд. Кейнс, в своей работе «Общая теория занятости, процентов и денег» сформулировал теоретические положения, которыми сегодня используют почти все специалисты по макроэкономике. Они базируются на расходах и спросе, детерминантах составных частей расходов, теории краткосрочных процентных ставок, основанной на предпочтении ликвидности, а также требовании о том, чтобы правительство время от времени осуществляло стратегическое, но вместе с тем мощное вмешательство в экономику с целью поддержания ее в равновесии и во избежание крайностей, связанных с депрессией или чрезмерным избытком. Как сказал Фридман: «Мы все сейчас кейнсианцы».

Но теория Кейнса была неполной: это была теория занятости, процентных ставок и денег. Она не затрагивала цен. К положениям Кейнса Фридман добавил теорию цен и инфляции, основанную на идее об естественном уровне безработицы и о пределах государственного вмешательства для стабилизации экономики – пределах, превышение которых означало бы неконтролируемую и разрушительную инфляцию.

Более того, Фридман подправил модель Кейнса в одном очень важном моменте. Опыт Великой Депрессии заставил Кейнса и его более ортодоксальных последователей сильно недооценить роль и влияние денежно-кредитной политики. Фридман же, в ходе своей 30-летней кампании, начатой написанной им в соавторстве с Анной Дж. Шварц книгой «Монетарная история Соединенных Штатов» восстановили равновесие. Опять же по словам Фридмана: «И никто из нас не кейнсианец».

С другой стороны, Фридман был ярым оппонентом и врагом Кейнса и его последователей. И Фридман, и Кейнс были согласны с тем, что успешное макроэкономическое управление необходимо – что частная экономика, предоставленная сама себе, будет подвержена неприемлемой нестабильности и что стратегическое, мощное, но ограниченное вмешательство государства в экономику необходимо для поддержания стабильности. Но, в то время как для Кейнса главное заключалось в том, чтобы сумма государственных расходов и частных инвестиций оставалась постоянной, для Фридмана ключевым моментом было поддержание постоянного объема денежной массы – объема покупательной способности предприятий и физических лиц в готовой к израсходованию форме.

Кейнс считал себя врагом политики невмешательства и сторонником государственного руководства. Умные и благонамеренные правительственные чиновники, полагал он, могут разработать экономические учреждения, превосходящие рынок – или по крайней мере повлиять на него при помощи налогов, субсидий и ограничений для получения более высоких результатов. Кейнс отвергал тезис о том, что частные стимулы активных игроков рынка соответствовали благу общества.

Фридман активно возражал этому. С его точки зрения, в большинстве случаев интересы частного рынка соответствовали общественному благу: эпизоды, когда рынок постигала существенная, значительная неудача, были скорее исключением, чем правилом, и в первом приближении невмешательство было хорошим принципом. Более того, Фридман полагал, что даже когда частные интересы не соответствуют интересам общества, при решении проблемы на государство полагаться не следует.

Неудачи правительств, доказывал Фридман, более значительны и приводят к более ужасным последствиям, чем неудачи рынка.

В то же время Фридман верил, что следует давать людям настолько много свободы, насколько это возможно. По мнению Фридмана, есть что-то изначально неправильное в том, что правительство командует людьми и распоряжается ими – пускай даже это правительство и компетентно.

Я не знаю, кто был более прав в своих глубинных убеждениях: Кейнс или Фридман. Но я полагаю, что конфликт между их взглядами стал очень важной движущей силой прогресса человечества за последние сто лет.

2 ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНО КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ ПРЕХОДА К РЫНКУ

Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса [8].

Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий.

В условиях экономики переходного периода проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной политики особенно сложны в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом. Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности, эффективность (неэффективность) тех или иных форм организации и инструментов регулирования экономических процессов.

Достижение стратегических целей и задач денежно-кредитной политики должно осуществляться поэтапно, путем постепенного расширения сферы действия рыночных подходов к государственному регулированию денежно-кредитной сферы.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2009 году, как и в предыдущие годы, направлена на создание условий для поддержания высоких темпов экономического роста, выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышение благосостояния населения, прежде всего, путем обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развития и укрепления банковской системы; повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.

В январе – июне 2008 г. макроэкономическая ситуация в стране по сравнению с аналогичным периодом 2007 года характеризовалась поддержанием высоких темпов экономического роста, сохранением высокой инвестиционной активности в большинстве отраслей экономики, ростом реальных денежных доходов населения, а также ускорением инфляционных процессов, существенным отрицательным сальдо внешнеторговых операций.

В первом полугодии 2008 г. монетарная политика проводилась в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008 год, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2007 г. № 687 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 5, 1/9276).

Достижение целевых ориентиров и реализация мер, предусмотренных в Основных направлениях на 2009 год, станут одними из важнейших условий динамичного развития экономики и социальной сферы Республики Беларусь.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса, начавшегося в Республики Беларусь в конце 2008 года, наблюдается нестабильность курсовой политики (Приложение 1). Официальный курс белорусского рубля к доллару США на 1 августа 2009 года составил 2 827 рублей за 1 доллар США (см. табл. 2.1).


Таблица 2.1 Информация о значениях курсов валют и стоимости корзины валют на 01.08.2009 г.

Со 2 января 2009 года Национальный банк Республики Беларусь переходит к использованию механизма привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют.

В состав корзины включены доллар США, евро и российский рубль с равными долями этих валют в корзине.

На протяжении 2009 года рублевая стоимость корзины будет оставаться стабильной – ее колебания предусмотрено ограничивать в пределах +/- 5 процентов от указанной начальной величины.

При этом колебания курса белорусского рубля по отношению к каждой из валют (доллар США, евро и российский рубль) будут происходить лишь за счет взаимных изменений этих иностранных валют.

Выбранный уровень рублевой стоимости корзины обеспечивает высокую конкурентоспособность белорусской экономики, что особенно важно в условиях продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса, и гарантирует устойчивость нового режима курсообразования, включая отсутствие необходимости дополнительных корректировок курса на длительную перспективу.

Введение указанного механизма курсообразования позволит более эффективно управлять курсом национальной валюты по отношению к иностранным валютам, имеющим основное значение для внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, и повысит устойчивость экономики к воздействию внешних факторов.

Одновременно Национальный банк предпринял дополнительные меры по обеспечению стабильности белорусского рубля, которые будут также способствовать дальнейшему повышению доходности вкладов в белорусских рублях и сохранению их высокой привлекательности. Так, с 8 января 2009 г. ставка рефинансирования повышена до 14 процентов годовых.

Увеличение ставки рефинансирования, а соответственно, и процентных ставок по вкладам, станет стимулирующей мерой для притока сбережений в банки. В свою очередь, это положительно скажется на расширении их ресурсной базы для последующего удовлетворения спроса населения и предприятий на банковские услуги.

Существенную роль в обеспечении стабильности национальной валюты сыграет увеличение государственных золотовалютных резервов, которое ожидалось в январе 2009 г. за счет поступления первой части кредита Международного валютного фонда в размере более 800 млн. долларов США. Общий объем этого кредита составляет 2,5 млрд. долларов США.

Кроме того, достижение соглашения с МВФ является существенным фактором для развития финансовых взаимоотношений с ведущими международными организациями, Европейским Союзом и другими государствами.

В конечном счете это позволит сформировать финансовую "подушку безопасности" для нашего государства в размере 8 – 10 млрд. долларов США в целях дальнейшего повышения устойчивости белорусской экономики.

Национальный банк и впредь намерен проводить процентную политику, направленную на обеспечение привлекательных условий сбережений в национальной валюте и увеличение доступности кредитных ресурсов банков для населения и субъектов хозяйствования. К концу 2009 года при достижении прогнозируемого уровня инфляции 9–11 процентов за год ставка рефинансирования оценивается в пределах 10–12 процентов годовых.

Учитывая нынешнюю ситуацию курсовой политики динамика процентных ставок по операциям Национального банка определялась ставкой рефинансирования, которая в первом полугодии 2008 г. не изменялась и оставалась равной 10 процентам годовых, что на 0,8 процентного пункта ниже, чем в январе – июне 2007 г.

В целях стимулирования роста рублевых банковских вкладов физических и юридических лиц, повышения доходности сбережений населения ставка рефинансирования с 1 июля 2008 г. установлена на уровне 10,25 процента годовых. Ставка рефинансирования в январе – июне 2009 года оценивается на уровне 13,92 процентов годовых (Приложение 2).

Для регулирования ставки межбанковского рынка Национальным банком использовались как постоянно доступные инструменты (кредит, депозит ”овернайт“), так и аукционные операции. В первом полугодии 2008 г. уровень ставок по постоянно доступным инструментам, а также нормативы обязательных резервов не изменялись.

Ставка рефинансирования и ставки межбанковского рынка оказывали влияние на формирование процентных ставок по кредитам и депозитам в национальной валюте. В январе – декабре 2008 г. средняя процентная ставка по новым рублевым кредитам банков составляла 13,6 процента годовых,
что на 0,4 процентного пункта ниже, чем в январе – декабре 2007 г. (Приложение 3); по новым срочным рублевым депозитам юридических и физических лиц – 9,5 процента годовых, что на 2,2 процентного пункта ниже, чем в аналогичном периоде 2007 года.

Комитетом по монетарной политике Национального банка Республики Беларусь принято решение о снижении с 15 апреля 2009 года на 2 процентных пункта коридора процентных ставок по операциям Национального банка Республики Беларусь по регулированию текущей ликвидности банков.

Таким образом, ставка по постоянно доступным и двусторонним операциям поддержки текущей ликвидности банков снижается с 22 до 20 процентов годовых, процентная ставка по постоянно доступным операциям изъятия ликвидности – с 10 до 8 процентов годовых.

Данное решение принято на фоне снижения темпов инфляции и поддержания стабильного курса белорусского рубля. Оно направлено на оптимизацию уровня процентных ставок на денежном рынке в целях повышения доступности кредитов для реального сектора экономики при сохранении привлекательности условий для сбережений в национальной валюте, размещаемых в банках.

В первом полугодии 2008 г. рублевая денежная масса возросла на 14,4 процента (на 2,41 трлн. рублей) и на 1 июля 2008 г. достигла 19,18 трлн. рублей, широкая денежная масса соответственно – на 15,4 процента (на 3,78 трлн. рублей) и 28,29 трлн. рублей.

Коэффициент монетизации экономики по широкой денежной массе с 19,9 процента на начало 2008 года до 21,1 процента на 1 июля увеличился 2008 г., по рублевой денежной массе – с 13,5 до 14,1 процента.

В январе – июне 2008 г. рублевая денежная база приросла на 12 процентов (на 822,1 млрд. рублей) и на 1 июля 2008 г. составила 7,74 трлн. рублей.

На 1 июля 2008 г. международные резервные активы Республики Беларусь (золотовалютные резервы страны) в национальном определении оценивались в 5,55 млрд. долларов США и увеличились с начала 2008 года на 555,1 млн. долларов США, в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда –
4,62 млрд. долларов США и на 435,3 млн. долларов США соответственно. (Приложение 4).

Несмотря на возросший спрос на иностранную валюту со стороны субъектов хозяйствования и населения, золотовалютные резервы Республики Беларусь в национальном определении увеличились с начала 2009 года на 215,2 миллиона долларов США, или на 5,9 процентов, и по состоянию на 10.07.2009 составили 3877,4 миллиона долларов США (предварительные данные).

Текущий размер золотовалютных резервов Республики Беларусь позволяет Национальному банку обеспечивать стабильность динамики курса национальной валюты в пределах, установленных Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год.

Учитывая расширение спроса на банковские услуги организациями нефинансового сектора экономики и населением, в 2009 году приоритетом в развитии банковского сектора явится повышение устойчивости его функционирования.

В январе – июне 2008 г. активы банков возросли на 22,3 процента (на 9,31 трлн. рублей), требования банков к экономике – на 24,6 процента (на 7,47 трлн. рублей), в том числе в национальной валюте – на 24,4 процента (на 4,57 трлн. рублей).

На 1 июля 2008 г. доля проблемных активов в активах банков, подверженных кредитному риску, составила 1,8 процента, доля проблемной задолженности в задолженности заемщиков по кредитам и иным активным операциям банков – 0,71 процента.

По итогам работы за первое полугодие 2008 г. рентабельность капитала банковского сектора сложилась на уровне 11,9 процента, прибыль банков достигла 402,1 млрд. рублей, что в 1,6 раза больше, чем в аналогичном периоде 2007 года.

Стратегическими направлениями развития банковской системы Республики Беларусь являются повышение устойчивости банков, доверия к ним со стороны национальных и иностранных инвесторов и вкладчиков, интеграция банков в региональную и мировую банковскую систему.

Реализация указанных направлений будет обеспечиваться посредством:

-  совершенствования политики государства в развитии банковского сектора, повышения эффективности функциональной структуры банковской системы;

-  совершенствования корпоративного управления;

-  повышения конкуренции в банковском секторе;

-  увеличения капитала и ресурсной базы банков, оптимизации структуры их пассивов и активов;

-  расширения состава и улучшения качества банковских услуг;

-  развития информационных и новых банковских технологий.

Государственная политика по развитию банковской системы в основе своей будет направлена на обеспечение стабильного функционирования банковского сектора страны посредством совершенствования нормативной и правовой база в области денежно-кредитного регулирования, налогообложения банков, усиления надзора за их деятельностью, поступательное уменьшение участия государства в уставных фондах банков, а также на невмешательство в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Предусматривается сохранить за государством контрольный пакет акций АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белинвестбанк», ОАО «Белпромстройбанк».

На данный момент продолжается развитие и укрепление банковского сектора, включающего 31 банк. Продолжится процесс взаимовыгодного сближения денежных систем и банковских секторов Республики Беларусь и других стран СНГ, прежде всего Российской Федерации, в рамках союзного государства и других интеграционных образований, а также расширения и углубления взаимодействия с международными финансовыми организациями [8].

В соответствии с Банковским кодексам Республики Беларусь одной из основных целей деятельности Национального банка Республики Беларусь является организация эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы, а также дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов в экономике республики и сокращение доли расчетов посредством наличных денег [9].

В рамках достижения этой цели Национальный банк осуществляет управление функционированием платежной системы Республики Беларусь и надзор за ней посредством установления правил осуществления платежей, тарифной политики, управления ликвидностью, а также посредством сбора, накопления и анализа показателей, характеризующих состояние платежной системы Республики Беларусь.

В 2008 г. в автоматизированной системе межбанковских расчетов проведено 27,9 млн. платежей на сумму 295 трлн. рублей, что на 11,6 процента по количеству и на 17,9 процента по сумме выше, чем в 2007 г. Несвоевременно выполненные (аннулированные) платежи отсутствуют. Случаев несанкционированного доступа в платежную систему не допущено.

Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь продолжает реализацию всех необходимых защитных мер по ограничению влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономику страны.

Несмотря на некоторые признаки стабилизации экономик ряда стран, сохраняются неопределенность в развитии мировой экономики в целом и риски внешнеэкономической среды. Присутствует высокая взаимная неустойчивость мировых валют.

Основной вектор преобразований в денежно-кредитной политике Республики Беларусь — переход к зрелым рыночным институтам и механизмам.

Одновременно будет совершенствоваться методологическая база регулирования и надзора за банками, координация деятельности Национального банка с другими органами денежно-кредитного регулирования.

В целом денежно-кредитная политика будет проводиться в четком соответствии с макроэкономическими параметрами социального и экономического развития страны и будет направлена на стабилизацию экономики Республики Беларусь и повышение благосостояние населения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе были рассмотрены основные цели государства в области экономики, которые обеспечивают устойчивый экономический рост, высокий уровень занятости, стабильность внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики. Составной частью этой политики является денежно-кредитная политика. Вырабатывая и реализуя денежно-кредитную политику, государство определяет не только цели такой политики, но и устанавливает орган, ответственный за проведение в жизнь этих целей. Как правило, таким органом является Национальный банк страны.

В данной курсовой работе рассмотрена денежно-кредитная политика Республики Беларусь, как одна из важных составляющих общеэкономического регулирования в интересах активной рыночной конъюнктуры, сдерживания инфляции, недопущения спадов производства и безработицы, выравнивания платежного баланса. В работе представлена деятельность Национального банка в области национальной денежно-кредитной политики, которая сводится к двум основным направлениям. Первое - разработка денежно-кредитной политики в виде формулирования целей политики и набора инструментов, обеспечивающих достижение указанных целей. Второе - реализация политики в условиях поступательного экономического развития Республики Беларусь к устойчивому развитию.

В заключение проведенного исследования можно сделать следующие выводы и предложения.

Проведение соответствующей денежно-кредитной политики является одной из мер по выходу экономики из кризиса. В системе регулирования экономики промышленно развитых стран денежно-кредитная политика применяется наиболее активно. Не будет преувеличением сказать, что исторически она является одной из первых форм регулирования экономики. Денежно-кредитная политика рассматривается как наиболее предпочтительная с различных позиций. С позиции истории: возможности её проявлялись в период мирового экономического кризиса 30-х годов, тогда же была пересмотрена её роль. С точки зрения теории: изучение показало зависимость макроэкономических показателей от денежных переменных: изменение количества денег в обращении может затрагивать производство, обмен, потребление, общий спрос.

Переход к экономическим методам управления немыслим без денежно-кредитного регулирования экономики. Денежно-кредитная политика не является единственным инструментом экономической политики, применение которого обязательно приводит к стабилизации экономических процессов. Вместе с тем в сбое рыночной экономики отсутствие действенной денежно-кредитной политики несет особую ответственность. Денежно-кредитная политика является частью экономической политики любого развитого общества, независимо от социально-экономической формации. Под денежно-кредитной политикой следует понимать комплекс взаимосвязанных мер, предпринимаемых монетарными властями в денежно-кредитной сфере с целью регулирования конъюнктуры и воспроизводственного процесса.

Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Характер и содержание комплекса мер предопределяется экономической стратегией общества и общехозяйственной ситуацией. Более конкретно: денежно-кредитная политика вызывает увеличение денежного предложения во время спада для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, ограничивает предложение денег для ограничения расходов.

В теории денежно-кредитной политики схематически различают две крупные школы - кейнсианскую и монетаристскую. Основная цель кейнсианцев - доказать, что любая макроэкономическая теория обязательно является денежной, отсюда чрезвычайная важность денежного феномена в макроэкономическом анализе. Монетаристы делают упор на роль денег в объяснении колебаний экономической активности и инфляции. Если кейнсианцы сводят роль денежно-кредитной политики в пользу либо бюджетной политики, либо политики контроля над доходами, то монетаристы отдают явное предпочтение денежно-кредитной политике. Разногласия между ними обусловлены различной методологией: первые судят об эффективности политики на основании каждого частного случая, вторые - на основании всего комплекса результатов.

Поэтому, если государственные органы используют в своей практике экономическую политику, представляющую собой сочетание двух школ, то неизбежно выделяется наиболее эффективная, доминирующая, при которой другая играет роль вспомогательной. Неэффективность применяемой политики не в меньшей мере может быть обусловлена запаздыванием в принятии решений, неуверенностью в результатах действия, отсутствием четко определенной стратегии и тактики.

Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования.

В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Национальный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого Национальный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

Целевыми ориентирами денежно-кредитной политики являются:

-  поддержание макроэкономической стабилизации;

-  недопущение падения курса национальной валюты;

-  обеспечение положительных процентных ставок по кредитам и срочным депозитам;

-  повышение роли денежных сбережений и долгосрочных кредитов в активизации инвестиционных процессов;

-  увеличение резервов международной ликвидности;

-  укрепление и повышение эффективности банковской системы, содействие становлению специализированных кредитно-финансовых учреждений;

-  защита экономических интересов участников денежно-кредитных отношений;

-  развитие рынка ценных бумаг как одного из важнейших средств регулирования денежно-кредитных отношений.

Важно иметь в виду, что стратегической целью белорусского государства является обеспечение социально-экономической стабильности в республике, проведение взвешенных реформ, направленных на повышение уровня жизни народа. Это означает, что денежно-кредитная политика должна разрабатываться и реализовываться таким образом, чтобы не допускать или, по крайней мере, обеспечивать максимальное смягчение возможных «шоков».

В 2009 году денежно-кредитная политика направлена на содействие устойчивым темпам экономического роста и выполнение прогнозных показателей социально-экономического развития страны. Предусмотренная привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют позволит обеспечить большую стабильность номинального эффективного курса национальной валюты.

Для обеспечения устойчивости национальной валюты предполагается использовать различные монетарные инструменты. Развитие банковской системы в 2009 году будет осуществляться на основе расширения ресурсной базы банков. Повышение эффективности финансового рынка планируется проводить путем развития его инфраструктуры и расширения спектра используемых финансовых инструментов.

Таким образом, реализация в 2009 году намеченных целей, задач и мероприятий монетарной политики, адекватных развитию экономики, обеспечит единство проводимой экономической политики.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Бартенев С. А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. - М.: Издательство БЕК, 1996.

2.  Зубко Н.М., Каллаур А.Н. Основы экономической теории. – Мн.: Вышейшая школа, 2007.

3.  Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. - М., 1978.

4.  Кравцова Г.И. Деньги. Кредит. Банки. Учебник. - Мн.: БГЭУ, 2003 г.

5.  Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник для экономических вузов / пер. с англ. 14-е изд. М.: ИНФРА-М, 2003.

6.  Плотницкий М.И. Макроэкономика: Учебное пособие для экономических специальностей вузов. - М.: Новое знание, 2002.

7.  Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: учебник / под общ. ред. Л.С. Тарасевича. - М.: Юрайт, 2003.

8.  Денежно-кредитная политика Республики Беларусь: проблемы и перспективы./А.О.Тихонов//Белорусский экономический журнал. – 2000 - №3. - С. 86-93.

9.  Банковский кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000г. № 441-3.

10.  Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь. //Национальный банк Республики Беларусь// Аналитическое обозрение. – Мн., 2007.

11.  Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 23.01.2009 г. № 5 «Об итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2008 год и задачах банковской системы страны по их реализации в 2009 году».

12.  Указ Президента Республики Беларусь от 30.11.2006 г. № 703 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2007 год».

13.  Указ Президента Республики Беларусь от 30.12.2007 г. № 687 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008 год».

14.  Указ Президента Республики Беларусь от 28.08.2008 г. № 460 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год».


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Информация о среднем официальном курсе белорусского рубля к иностранным валютам


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Динамика средней объявленной ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Динамика ставок кредитно-депозитного рынка


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Международные резервные активы Республики Беларусь в национальном определении


Международные резервные активы Республики Беларусь в определении ССРД МВФ



[1]  Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. -М., 1978.

[2] В отличие от микроэкономики макроэкономика использует в своем анализе агрегированные величины, характеризующие движение экономики как единого целого: ВНП (а не выпуск отдельной фирмы), средний уровень цен (а не цены на конкретные товары), рыночную ставку процента (а не ставку процента отдельного банка), уровень инфляции, занятости, безработицы и т.д.

[3] Среди экономистов сал популярен лозунг «Назад к Смиту», что означало отказ от методов активного государственного вмешательства и регулирования, поспешную разработку новой доктрины.

[4] Кривая Филлипса - графическая зависимость между средним уровнем инфляции в стране и уровнем безработицы. Согласно кривой Филлипса с ростом безработицы инфляция уменьшается.

[5] Кривая Филлипса - графическая зависимость между средним уровнем инфляции в стране и уровнем безработицы. Согласно кривой Филлипса с ростом безработицы инфляция уменьшается.