Курсовая работа: Социальная защита в рыночной экономике
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.. 2
Основная часть.. 4
Глава 1. Понятие социальной защиты в рыночной экономике. 4
1.1. Причины появления социальной защиты.. 4
1.2. Понятие социальной защиты в рыночной экономике. 5
Глава 2. Основные меры по повышению доходов населения. 9
2.1. Социальная помощь. 9
2.2. Социальные льготы.. 11
Глава 3. Организационно-экономические основы социальной защиты в рыночной экономике. 18
3.1. Организационно-экономические основы социального обеспечения и страхования 18
3.2. Организация экономической деятельности социальных служб. 21
Заключение.. 24
Список используемой литературы... 25
Введение
Актуальность темы работы.
Экономическая деятельность проявляется в экономической функции социальной работы. В свою очередь, под экономической функцией понимается деятельность субъектов системы социальной защиты населения, направленная на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общества в целом.
Субъектами реализации экономической функции являются государство, общество, человек. Деятельность субъектов состоит из формирования и рационального распределения экономических ресурсов, контроля их эффективного использования.
Как экономическая категория социальная защита является системой распределительных отношений. В процессе указанных отношений образуются, а затем используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан за счет определенной части национального дохода. Поэтому в данном понимании социальное обеспечение состоит из определенного обеспечения всех членов общества вне зависимости от источников образования фондов и организации обеспечения.
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении социальной защиты в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
· выявить причины появления социальной защиты;
· дать понятие социальной защиты в рыночной экономике;
· рассмотреть основные меры по повышению доходов населения: социальную помощь и социальные льготы;
· рассмотреть организационно-экономические основы социального обеспечения и страхования;
· рассмотреть организацию экономической деятельности социальных служб.
Объект исследования – социальная защита в рыночной экономике.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением социальной защиты в рыночной экономике.
Основная часть
Глава 1. Понятие социальной защиты в рыночной экономике
1.1. Причины появления социальной защиты
Появление категории "социальная защита населения" (СЗН) в нашей экономической теории и практике хозяйствования и отсутствие этой категории в недавнем прошлом объясняется следующими основными причинами:
· переходом экономики России к рынку без четкой и всесторонне обоснованной программы рыночных преобразований, приведшим к резкому спаду уровня жизни многомиллионных масс граждан России (примерно 35-40% населения страны) [1]. Обнищанию способствовали: либерализация цен, инфляция, рост безработицы, отсутствие четко организованной системы индексации денежных доходов и сбережений населения и т.д.;
· отсутствием скоординированных планов и программ решения задач перехода к рынку в рамках СНГ;
· отсутствием адекватной рыночным условиям хозяйствования законодательной базы, регулирующей различные стороны жизнедеятельности российского общества и государства;
· искусственно форсированным введением в экономику качественно нового типа распределительных отношений, что, с одной стороны, не позволило использовать положительный отечественный опыт прошлого, а с другой - не привело к появлению адекватных рыночным преобразованиям форм и методов управления доходами и потреблением населения;
· коммерциализацией (платностью) процессов получения социальных благ и услуг, ранее предоставлявшихся бесплатно практически каждому гражданину страны (бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание и др.).
Граждане нашей страны привыкли получать основные социальные блага и услуги бесплатно по мере возникновения потребности в них. Об этом всегда заботилось государство. Поэтому при переходе к качественно иному характеру и содержанию производственных, в том числе и распределительных отношений нужна соответствующая реорганизация социальной политики и ломка сложившихся в прошлом стереотипов деятельности подразделений социальной сферы[2]. Необходим качественно новый механизм государственного регулирования этих отношений, учитывающий возмездный, т.е. проводимый на платной основе, порядок получения социальных благ и услуг населением.
1.2. Понятие социальной защиты в рыночной экономике
СЗН как категория национальной экономики социально ориентированного рыночного типа предполагает единство и взаимосвязь экономического, социального, правового (законодательного), политического, а также организационного аспектов[3].
СЗН это обязанность не только государства. Это функция предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений граждан, например, профсоюзов, обществ потребителей, вкладчиков, ветеранов войны и труда и т.д. Это и функция органов, действующих от лица государства, таких, как Государственный фонд занятости РФ, Пенсионный фонд России, Фонд обязательного медицинского обслуживания. Фонд социального страхования и т.д. Кроме того, это функция самих граждан страны, призванных реализовать свои конституционные права и обязанности, выбирая место жительства, место работы или обучения по специальности и т.д.
Сложность национальной системы СЗН заключается в том, что приходится сводить в единое целое все уровни выполнения защитных функций:
- межстрановый (межгосударственный);
- федеральный (РФ);
- региональный (субъекты Федерации);
- межрегиональный (федеральные округа);
- отраслевой;
- межотраслевой;
- конкретных организационно-правовых структур хозяйствования;
- общественных организаций и объединений граждан;
- личностный.
Национальная система СЗН включает подсистемы социальной защиты:
- работающих в производственной и непроизводственной сферах экономики;
- безработных;
- молодежи;
- пенсионеров и инвалидов;
- военнослужащих всех родов войск;
- малообеспеченных и малоимущих членов общества и т.д.
Эти подсистемы имеют свои цели, задачи, формы и методы, свою организационную специфику и источники финансирования.
Для повышения эффективности функционирования общенациональной системы СЗН РФ и составляющих ее подсистем необходимо:
- шире использовать программно-целевой метод решения социальных задач и проблем, возникающих в процессе радикальных рыночных преобразований в экономике;
- законодательно закрепить приоритетные направления СЗН с учетом региональной и отраслевой специфики, применительно к отдельным социальным слоям и социально-демографическим группам населения;
- обеспечить сопоставимость структур и форм СЗН по всем уровням управления и реализации активной социальной политики посредством разграничения задач, функций, ответственности и приоритетов[4].
По мнению специалистов, в социальных программах по поддержанию уровня жизни и потребления населения РФ целесообразно выделить следующие основные блоки.
1. Меры по обеспечению государственных гарантий всем социально-демографическим группам и слоям населения (минимальные социальные нормы и нормативы заработной платы, пенсий, стипендий, социальных пособий и выплат и т.д.).
2. Меры по социальной поддержке трудоспособного населения, включая создание условий для самостоятельного решения проблем повышения уровня жизни семей.
3. Меры по адресной СЗ нетрудоспособных членов общества.
4. Меры по социальной защите граждан, попавших в сложные социальные ситуации, и маргинальных групп населения.
5. Ресурсное, информационное и организационное обслуживание и обеспечение программ социального развития, социальной поддержки и социальной защиты граждан страны[5].
При этом важнейшими составляющими системы обеспечения общественно необходимого бюджета материального достатка (социального минимума доходов) должны стать:
- обязательный систематический пересмотр минимальной заработной платы, пенсий, пособий и других минимальных доходов населения страны;
- систематическая корректировка фиксируемых показателей минимальных доходов в соответствии с ростом стоимости жизни;
- введение социальных пособий на проживание нетрудоспособных иждивенцев на местном уровне, например, пособия на "бедность";
- сочетание денежных доплат малообеспеченным гражданам страны с другими формами социальной поддержки, в том числе натуральными и льготными выдачами (бесплатные продовольственные талоны, гарантированные наборы продовольственных товаров для ребенка, дотации на поддержание социально низких цен на предметы первой необходимости).
Глава 2. Основные меры по повышению доходов населения
2.1. Социальная помощь
Социальная помощь – это система мер по оказанию помощи нуждающимся людям, содействие им в преодолении жизненных трудностей. Социальная помощь бывает не только материальной, но и физической, социально-бытовой, правовой, психологической, педагогической и др.
В федеральном законе "О государственной социальной помощи" устанавливаются правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи таким категориям населения, как малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, у которых среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Фактически речь идет об оказании строго адресной социальной помощи. Помощь эта может быть предоставлена в виде социального пособия, субсидии, компенсации или жизненно необходимых товаров[6].
Основные понятия:
1. под социальным пособием Закон подразумевает предоставление гражданам конкретной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов на безвозмездной основе;
2. субсидия представляет собой оплату предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг, имеющую целевое назначение;
3. компенсация представляет собой возмещение гражданам произведенных ими расходов, которые установлены в законодательстве.
Таким образом, социальная помощь может выражаться как в виде денежной выплаты (пособия, субсидии, компенсации), так и в виде натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другое). Установленные виды социальной помощи являются дополнительными гарантиями.
Это означает, что данный Закон не отменяет действующие законодательные акты, предоставляющие социальные льготы, гарантии и другие виды выплат. Источниками оказания государственной помощи могут быть средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Среди получателей помощи можно выделить малоимущие семьи, а также малоимущие одиноко проживающие граждане, у которых по причинам, не зависящим от них, среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в регионе.
Социальную помощь могут оказывать единовременно либо же на период не меньше трёх месяцев. Размер этой помощи зависит от суммы доходов ее получателей: определяется в пределах разницы между суммой величин ПМ и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Для того чтобы получить социальную помощь, нужно обратиться с письменным заявлением в органы социальной защиты населения по месту жительства от себя лично (для одиноко проживающих) или от имени своей семьи. В заявлении необходимо указать сведения о составе семьи, доходах и имуществе, которое принадлежит им на праве собственности. Письменное уведомление о назначении или отказе должно быть направлено заявителю в течение 10 дней после его обращения. В случае проведения дополнительной проверки сведений ответ должен быть дан не позднее 30 дней после подачи заявления[7]. Следовательно, механизм обеспечения адресной государственной социальной помощью полностью будет зависеть от бюджетных возможностей территорий, уровня жизни, занятости населения. У регионов появилась возможность сконцентрировать средства на защите наиболее социально уязвимых групп населения, материальной поддержке экономически не самостоятельных домохозяйств. Таким образом, социальная помощь предоставляется на основе принципа адресности за счет средств субъектов РФ.
2.2. Социальные льготы
Льготы – это предоставление кому-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения. Социальные льготы – предоставленные отдельным категориям граждан преимущества в пользовании общественными фондами потребления, частичное освобождение от выполнения установленных законом норм или облегчение условий их выполнения[8].
Льготы выполняют важные социальные функции:
1. средство достижения социального равенства в обществе (льготы многодетным семьям, женщинам, несовершеннолетним, инвалидам);
2. способ поощрения граждан за особые заслуги перед государством и обществом (льготы некоторым рабочим и служащим, для инвалидов и участников ВОВ, для семей погибших военнослужащих);
3. компенсация за особые условия деятельности в интересах государства и общества (шахтерам, железнодорожникам, военнослужащим, гражданам, подвергшимся воздействию радиации и др.);
4. средство стимулирования видов деятельности (для совмещающих работу с обучением и др.).
Основой для получения социальных льгот являются Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, Указы Президента, Постановления Правительства, инструкции и другие нормативные акты. От уровня принятия нормативного акта зависит и финансовое обеспечение предоставления льгот.
Основными федеральными законами, в соответствии с которыми льготные категории граждан имеют на них право, являются:
1. "О социальной защите инвалидов в РФ";
2. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";
3. "О дополнительных гарантиях детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей";
4. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
5. "О ветеранах" и другие.
Законодательные акты устанавливают определенные льготы и определяют категории населения, на которые распространяются льготы.
Приведем категории граждан, имеющих право на льготы:
1. инвалиды;
2. участники Великой Отечественной войны и других боевых действий, члены их семей;
3. ветераны труда;
4. граждане, награжденные государственными наградами;
5. граждане, подвергшиеся воздействию радиации;
6. бывшие несовершеннолетние узники фашизма;
7. реабилитированные граждане и их родственники;
8. многодетные семьи
9. дети.
Кроме перечисленных категорий граждан, право на получение льгот имеют военнослужащие, судьи, прокуроры, следователи, сотрудники органов ФСБ, таможни, налоговой полиции, милиции и другие[9].
Большинство льгот предоставляется по категориальному принципу. Например, возьмем такую категорию как дети. Дети первых двух лет жизни имеют право на получение бесплатных специальных молочных продуктов. Дети до трех лет должны получать бесплатно лекарства по рецептам врача. Дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет бесплатно получают лекарства по рецептам, бесплатно посещают музеи, парки культуры и отдыха. Также они бесплатно обеспечиваются школьной и спортивной формой на весь период обучения (в соответствии с нормами) или им затраты компенсируются. Дети одиноких матерей получают ежемесячное пособие до 16 лет (на учащегося до 18 лет).
В числе льготников можно увидеть и такую категорию как социальные работники. Согласно закону "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", социальные работники, которые работают в муниципальных или же государственных учреждениях социального обслуживания населения, имеют такие права, как:
• на бесплатный профилактический осмотр, а также обследование при поступлении на работу и бесплатное диспансерное наблюдение;
• за счет работодателя повышение квалификации;
• при проживании в сельской местности бесплатное получение жилищно-коммунальных услуг и жилой площади.
Социальных работников должны обеспечить специальной одеждой, обувью или компенсировать затраты на их приобретение; при выполнении обязанностей их должны вне очереди обслуживать; они имеют право на первоочередную установку квартирного телефона, на бесплатный проезд на транспорте общего пользования[10].
Социальные льготы для различных категорий населения предоставляются в сфере занятости и трудовых отношений, в сфере социального обеспечения и обслуживания, льготного налогообложения.
В сфере занятости:
• при трудоустройстве: первоочередным правом получения рабочего места имеют беженцы, вынужденные переселенцы; бывшие военнослужащие; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь после окончания вузов; матери-одиночки, имеющие ребенка-инвалида и другие категории населения;
• предоставляются льготные условия труда (например, беременным женщинам);
• при организации и оплате труда: список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (шахтеры, медицинские работники и др.);
• льготные отпуска (преподаватели, медицинские работники, летчики, моряки);
• льготы по месту работы (различные виды страхования, обслуживания,
обеспечения).
В сфере социального обеспечения и обслуживания:
• пенсионное обеспечение: списки производств, работ, профессий, которые дают право получать пенсию по возрасту на льготных условиях (за выслугу лет) – шахтеры, летчики, военные, педагогические работники и др.;
• медицинское обслуживание, предоставление бесплатных и частично
оплачиваемых лекарственных препаратов – участники и инвалиды ВОВ, инвалиды, ветераны труда;
• жилищно-коммунальное обслуживание: жилищная субсидия полагается тем, у кого оплата услуг превышает 22% от общего дохода семьи; предоставление дополнительной жилой площади некоторым категориям населения; 50% оплата жилья, услуг, телефона, радио;
• система льготных цен (магазины и отделы).
Льготное налогообложение: льгота по уплате подоходного налога, на налог с недвижимости, земельного налога и другие.
Согласно российскому законодательству, льготы предоставляются 2/3 населения страны[11].
Система социальных льгот построена на уравнительных принципах. В условиях осуществления рыночных реформ система оказалась неэффективной, хотя потребность в них, обусловленная ростом уровня бедности, значительно возросла. Действующая система социальных льгот имеет ограниченные возможности перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся граждан.
Вследствие этого, планируется провести реформирование системы социальных льгот и тем самым достичь следующих целей:
• рационального использования бюджетных средств путем их целевого, адресного перераспределения в пользу наиболее нуждающихся;
• замены некоторых натуральных льгот денежными компенсациями (например, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, проезду на городском транспорте);
• приведения социальных обязательств государства в соответствие с финансово - экономическими возможностями.
Итак, предполагается категории льготников разделить на три группы. По отношению к каждой будут применяться различные меры социальной защиты, компенсирующие отмену большинства установленных законодательством льгот[12].
Первая группа – граждане, которым за особые заслуги перед РФ предполагается сохранить предоставление льгот вне зависимости от среднедушевого дохода получателей. К этой группе относятся: Герои РФ и СССР, полные кавалеры ордена Славы, инвалиды и участники ВОВ, лица, ставшие инвалидами в результате защиты конституционного строя и правопорядка, лица, участвовавшие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
При замене натуральных льгот компенсациями необходимо разработать механизм индексации компенсаций с учетом инфляции или роста стоимости соответствующих услуг. Финансирование из средств ФБ.
Вторая группа – граждане, которым намечается предоставлять меры социальной защиты в зависимости от их среднедушевого дохода и величины ПМ, установленного в субъекте РФ. К этой группе относятся малообеспеченные граждане, ветераны труда, инвалиды и некоторые другие. Натуральные льготы предполагается сначала заменить компенсациями, а в дальнейшем их социальную защиту осуществлять на основе закона о государственной социальной помощи.
Финансирование за счет средств субъектов РФ.
Третья группа – лица, пользующиеся льготами по профессиональному признаку. К ним относятся военнослужащие, сотрудники милиции, налоговой полиции, таможенных органов, судьи и многие другие. Финансирование профессиональных льгот должно проводиться за счет средств, выделяемых на содержание соответствующих министерств, ведомств и организаций[13].
Таким образом, предоставление социальных льгот будет опираться на дифференцированный подход. Категории льготников будут разделены на три группы. В основу отнесения к той или иной группе будут применены различные меры социальной защиты: сохранение льгот, замена льгот компенсациями, принцип адресности, повышение заработной платы и денежного довольствия некоторым категориям льготников.
Глава 3. Организационно-экономические основы социальной защиты в рыночной экономике
3.1. Организационно-экономические основы социального обеспечения и страхования
Система социальной защиты включает в себя социальные гарантии, социальную помощь, социальное обеспечение и социальное страхование.
Согласно ст.39 Конституции РФ, каждому гражданину имеет гарантии на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, а также для воспитания детей.
К основным видам социального обеспечения относятся:
· пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице и т.д.;
· пенсии по старости, инвалидности;
· пенсии по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии;
· содержание и обслуживание детей, а также престарелых, инвалидов в стационарных учреждениях;
· медико-социальная экспертиза: реабилитация инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь и другие.
Следовательно, социальное обеспечение представляет собой систему мер по материальному обеспечению и обслуживанию престарелых, нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждающихся в социальной помощи. Сегодня отмечается тенденция роста численности престарелых и инвалидов, что требует изменения социальной политики в отношении наиболее уязвимых категорий населения[14]. В связи с переходом к рыночной экономике назрела необходимость введения страховых механизмов (страховых взносов) и понятия социального риска. Социальный риск – это вероятность ухудшения материального положения в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным причинам. Речь идет об одной из форм социального обеспечения – о социальном страховании. Социальное страхование – это система мер по созданию особых денежных фондов, формируемых за счет страховых взносов субъектов страхования. В нашей стране социальное страхование является государственным и обязательным. Система социального обеспечения объединяет: пенсионное обеспечение, государственное (обязательное) социальное страхование, обязательное медицинское страхование[15].
Организационно-экономическими основами социального обеспечения являются взаимосвязанные организационные, экономические, законодательные меры. Разные государственные органы, а также учреждения социальной защиты, ведомства, министерства, службы и негосударственные учреждения выполняют функции по социальному обеспечению. Государственный бюджет и социальное страхование составляют экономическую основу социального обеспечения. Выплаты по социальному страхованию производят из страховых фондов, которые образуются с помощью отчислений работодателей. Государственные вложения осуществляются за счет отчислений из бюджетов различных уровней. Одним из элементов социального обеспечения является обеспечение граждан пенсиями. Составной частью государственного социального обеспечения является Пенсионная система России. Пенсионное обеспечение основывается на следующем законодательстве: "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", "О трудовых пенсиях в РФ". Экономическую основу пенсионного обеспечения выполняют государственный бюджет и пенсионный фонд. Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств. На сегодняшний день система ПФ состоит из центрального аппарата, региональных отделений, а также пунктов уполномоченных. Главная задача Пенсионного фонда РФ - обеспечить финансовую стабильности пенсионной системы. Последнее представляет собой создание условий для постоянной выплаты пенсий в установленные сроки, а также повышение размеров пенсий, учитывая изменение потребительских цен. Государственное (обязательное) социальное страхование (далее – социальное страхование) является составной частью социального обеспечения[16].
К основным задачам Фонда социального страхования относятся:
1. обеспечить пособия при рождении ребенка, по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет, на погребение, оздоровительные мероприятия детям, гарантированные государством;
2. участвовать в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, а также мер по совершенствованию социального страхования;
3. осуществлять меры, которые обеспечивают финансовую устойчивость фонда.
Медицинское страхование представляет собой форму социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Целью медицинского страхования является гарантирование гражданам получение медицинской помощи с помощью средств, которые были накоплены, и при возникновении страхового случая финансирование профилактических мероприятий. Организационные, правовые, экономические основы медицинского страхования населения в России определяет ФЗ "О медицинском страховании граждан в РФ". Медицинское страхование происходит в таких формах, как: обязательное и добровольное. Обязательное медицинское страхование (ОМС) является всеобщим и реализуется в соответствии с программами ОМС. В качестве субъектов при ОМС выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация (СМО), медицинское учреждение.
3.2. Организация экономической деятельности социальных служб
Основой организации деятельности социальных служб является федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в РФ".
Социальные службы представляют собой предприятия, учреждения вне зависимости от форм собственности, которые предоставляют социальные услуги, а также это граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения. К социальным службам относятся: центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты, стационарные учреждения (дома-интернаты) и другие. Социальные услуги представляют собой действия по оказанию клиенту социальной службы помощи[17]. Клиент социальной службы является гражданином, который находится в очень трудной жизненной ситуации. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб. Эта деятельность направлена на клиента. Среди видов такой деятельности необходимо выделить:
· социальная поддержка;
· оказание материальной помощи;
· оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-правовых, психолого-педагогических услуг;
· проведение социальной адаптации и реабилитации.
Экономическая деятельность социальных служб включает:
· кадровая политика;
· планирование и финансирование;
· организация и оплата труда работников.
Планирование – это составление обязательного для исполнения документа, который предусматривает комплекс мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения социальных услуг.
Финансирование – определение источников финансовых средств. Социальные службы финансируются за счет средств:
· бюджетов определенного уровня;
· оказания платных услуг;
· от предпринимательской деятельности;
· Фонда социальной поддержки;
· федерального бюджета в случае выполнения целевых программ;
· благотворительных организаций и др.
Социальные службы могут финансироваться полностью бюджетом, благотворительными организациями, за счет предпринимательской деятельности или быть на смешанном финансировании, т.е. финансироваться из нескольких источников. Учреждения социального обслуживания вне зависимости от форм собственности пользуются льготным налогообложением, а также их обеспечивают земельными участками и имуществом[18].
Кадровая политика – система правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией учреждения.
Кадры социальной работы – это люди, работающие в системе социальной защиты, выполняющие должностные обязанности и наделенные для этого определенными полномочиями. Сейчас профессиональная подготовка кадров осуществляется в различных формах (очная, заочная), разных уровней (средне специальное, высшее) и специализаций. В системе социальной защиты населения различают социальных работников и специалистов по социальной работе. Право занимать эти должности имеют граждане, получившие высшее или среднее профессиональное образование или профессиональную подготовку, а также имеющие лицензию на право самостоятельной работы в сфере социального обслуживания. Кроме этого, специалисты должны отвечать требованиям и характеру выполняемой работы, практический опыт (для определенных должностей). Оплата труда работников государственной и муниципальной системы социальной защиты населения основана на тарифной системе. Тарифная система – это совокупность нормативов, с помощью которых государство регулирует уровень заработной платы в зависимости от квалификации, характера и условий труда работников.
Заключение
Итак, мы выявили причины появления социальной защиты, дали понятие социальной защиты в рыночной экономике, рассмотрели основные меры по повышению доходов населения: социальную помощь и социальные льготы, организационно-экономические основы социального обеспечения и страхования, а также организацию экономической деятельности социальных служб.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
В широком смысле социальная защита как социальный институт представляет собой деятельность государства по воплощению в жизнь главных целей и основных задач социальной политики, а также деятельность государства по реализации законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, которые обеспечивают каждому гражданину соблюдение социальных прав, в том числе и на достойный уровень жизни.
В узком же смысле социальная защита представляет собой комплекс определенных целенаправленных мероприятий экономического, правового, организационного характера с целью поддержания населения и сохранения источника средств существования при наступлении социальных рисков.
Социальное обеспечение представляет собой форму распределения материальных благ с целями удовлетворить жизненно необходимые личные потребности граждан, которые попали в трудную жизненную ситуацию, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счёт специальных внебюджетных фондов, которые создаются на страховой основе, и ассигнований государством.
Список используемой литературы
Нормативные правовые акты:
1. Федеральный закон от 17.12. 2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ред. от 22.07. 2008) // "Собрание законодательства РФ", 24.12. 2001, № 52 (1 ч), ст.4920.
2. Федеральный закон от 15.12. 2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (ред. от 22.07. 2008) // "Собрание законодательства РФ", 17.12. 2001, № 51, ст.4831.
3. Федеральный закон от 15.12. 2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ред. от 14.07. 2008) // "Собрание законодательства РФ", 17.12. 2001, № 51, ст.4832.
4. Федеральный закон от 17.07. 1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (ред. от 14.07. 2008) // "Собрание законодательства РФ", 19.07. 1999, № 29, ст.3699.
5. Федеральный закон от 21.12. 1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ред. от 22.08. 2004) // "Собрание законодательства РФ", 23.12. 1996, № 52, ст.5880.
6. Федеральный закон от 10.12. 1995 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (ред. от 22.08. 2004) // "Собрание законодательства РФ", 11.12. 1995, № 50, ст.4872.
7. Федеральный закон от 24.11. 1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" (ред. от 14.07. 2008) // "Собрание законодательства РФ", 27.11. 1995, № 48, ст.4563.
8. Федеральный закон от 19.05. 1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (ред. от 14.07. 2008) // "Собрание законодательства РФ", 22.05. 1995, № 21, ст. 1929.
9. Федеральный закон от 12.01. 1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" (ред. от 22.07. 2008) // "Собрание законодательства РФ", 16.01. 1995, № 3, ст.168.
10. Закон РФ от 28.06. 1991 № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" ред. от 29.12. 2006) // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 04.07. 1991, № 27, ст.920.
11. Закон РФ от 15.05. 1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (ред. от 14.07. 2008) // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 1991, № 21, ст.699.
Литература:
12. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения. М., 2007. С.124.
13. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации. Правовое регулирование. М., 2007. С.224.
14. Великанова Н.Н. Льготы и компенсации как элементы социальной защиты. М., 2008 С. 192.
15. Гейц И.В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в Российской Федерации. М., 2005. С.640.
16. Киселев И.Н. О некоторых проблемах регионального регулирования отношений в сфере социальной защиты населения // "Социальное и пенсионное право", 2007, № 2.
17. Кураков Л.П. Экономическая теория. М., 2008. С.1072.
18. Кучуков Р.А. Экономическая теория. М., 2007. С.520.
19. Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия "социальная защита" (правовой аспект) // "Трудовое право", 2008, № 3.
20. Миронова Т.К. Право и социальная защита. М., 2006. С.336.
21. Николаева И. Экономическая теория. М., 2008. С.528.
22. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты. М., 2006.С. 192.
23. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. М., 2009. С.672.
24. Салихов Б.В. Экономическая теория. М., 2007. С.724.
25. Снежко О.А. Конституционные основы социальной защиты граждан // "Конституционное и муниципальное право", 2006, № 7.
26. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы / Под редакцией В.С. Кукушина. М., 2007. С.336/
27. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория. М., 2007. С.448.
28. Янова В.В., Янова Е.А. Экономическая теория. М., 2009. С.512.
[1] Кучуков Р. А. Экономическая теория. М., 2007. С. 219.
[2] Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. М., 2009. С. 306.
[3] Салихов Б. В. Экономическая теория. М., 2007. С. 488.
[4] Снежко О.А. Конституционные основы социальной защиты граждан // "Конституционное и муниципальное право", 2006, № 7.
[5] Янова В. В., Янова Е. А. Экономическая теория. М., 2009. С. 359.
[6] Миронова Т. К. Право и социальная защита. М., 2006. С. 182.
[7] Киселев И.Н. О некоторых проблемах регионального регулирования отношений в сфере социальной защиты населения // "Социальное и пенсионное право", 2007, № 2.
[8] Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы / Под редакцией В. С. Кукушина. М., 2007. С. 94.
[9] Савинов А. Н., Зарембо Т. Ф. Организация работы органов социальной защиты. М., 2006. С. 83.
[10] Аверин А. Н. Государственная система социальной защиты населения. М., 2007. С. 57.
[11] Антипьева Н. В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации. Правовое регулирование. М., 2007. С. 224.
[12] Гейц И. В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в Российской Федерации. М., 2005. С. 501,
[13] Станковская И. К., Стрелец И. А. Экономическая теория. М., 2007. С. 296.
[14] Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия "социальная защита" (правовой аспект) // "Трудовое право", 2008, № 3.
[15] Великанова Н. Н. Льготы и компенсации как элементы социальной защиты. М., 2008 С. 102.
[16] Николаева И. Экономическая теория. М., 2008. С. 241.
[17] Кураков Л. П. Экономическая теория. М., 2008. С. 830.
[18] Кураков Л. П. Экономическая теория. М., 2008. С. 832.