Реферат: М.В. Ломоносов и русская педагогика

Содержание

Краткие биографические сведения……………………………………… 3
Этапы педагогической деятельности М.В. Ломоносова………………. 6
Принципы демократизма, гуманизма и народности…………………… 11
Особенности методики…………………………………………………… 18
Заключение……………………………………………………………….. 23
Использованная литература……………………………………………… 24

Краткие биографические сведения

Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Мишанинском (рядом с Денисовкой) Холмогорского уезда Архангельской губернии в ноябре 1711г. Отец Ломоносова – Василий Дорофеевич был крестьянином-рыбаком, мать — Елена Ивановна Сивкова — дочь дьякона из та­мошних мест.

          Крестьяне, жившие на севере, не знали крепостной зависимости. Они считались подданными не помещиков, а государства. И это накладывало заметный отпечаток на весь край. Здесь жилось вольнее, богаче. Поморы отличались смелостью, любознательностью, предприимчивостью. Они занимались морским промыслом, торговлей. На высоком уровне у них были ремесла, прикладное искусство. Такая обстановка в известной степени способствовала развитию ценных задатков в характере мальчика.

          Грамоте Ломоносов обучился поздно – к двенадцати годам. Учился он сначала у соседнего крестьянина, а потом у местного дьяка Сабельникова. Сохранились любопытные сведения о том, что Ломоносов очень скоро превзошел в искусстве чтения не только сверстников, но и своего наставника дьяка. Он читал, как сообщается в академической биографии 1784г., «внятно… с особливой приятностью и ломкостью голоса».

Но круг чтения ограничивался на первых порах церковными книгами – псалтырью и часословом. И только после настойчивых поисков Ломоносову удалось достать учебные книги – «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого. Позже Ломоносов называл эти книги «вратами своей учености».

Ломоносов понимал, что для приобретения больших знаний необходимо выучить латинский, греческий и другие иностранные языки. Овладеть же этими языками можно было только в крупных городах. И вот зимою 1730г. Ломоносов отправился в Москву с тремя рублями, занятыми у соседа, и связкою «любезных» своих книг – грамматикой и арифметикой, составлявших тогда всю его библиотеку.

В Москве сначала Ломоносов подался в Цифирную школу, но то, что изучалось там, юноша уже знал и поэтому стал добиваться зачисления в Славяно-греко-латинскую академию (иначе Спасские школы) – лучшее в то время учебное заведение страны. Однако сделать это было не так просто. Славяно-греко-латинская академия была рассчитана на детей привилегированных сословий: дворян и духовенства. Крестьянских детей туда не принимали. Ломоносов решил пойти на хитрость: он назвал себя сыном холмогорского дворянина и, успешно выдержав вступительные экзамены, был зачислен в младший класс академии. Начались долгожданные дни учения.

В первых четырех классах академии изучали грамматику, в двух средних – риторику[1], в последних двух – философию и богословие. В академии Ломоносов за пять лет постиг то, что иным не удавалось и за восемь.

Не довольствуясь поурочными заданиями, Ломоносов самостоятельно изучает древнерусскую летопись, труды греческих и римских авторов, знакомится в монастырской библиотеке с книгами по философии, физике, математике. К концу обучения в академии он становится человеком замечательной учености. В особенности значительными были его познания в области истории, поэтики, риторики. По словам Радищева, Ломоносов «пожирал красоты древних витий и стихотворцев; с ними научался он чувствовать изящности природы; с ними научался познавать все уловки искусства».

Когда из Сената приходит распоряжение послать в Петербургскую Академию наук двенадцать самых лучших, «в науках достойных учеников», то в числе отобранных оказался и Ломоносов.

1 января 1736г. вместе с другими одиннадцатью учениками Спасских школ  Ломоносов прибыл в Петербург. Начался новый очень важный этап в его жизни. Именно здесь окончательно определились его научные интересы и склонности.

В сентябре 1736г. Ломоносова как лучшего студента  Академии вместе с двумя студентами направляют в Марбург (Германия) для изучения химии и горнорудного дела.

В июне 1741г. Ломоносов, полный сил и энергии, возвращается в Россию и приступает к работе в Академии наук. Он проработал в ней свыше 20 лет, доказав, что «гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба». Лишь в 1745г. после энергичных обращений к Елизавете Петровне Ломоносов был, наконец определен в звании профессора химии.

Умер М.В. Ломоносов 15 апреля 1765г. на 54-м году жизни.


 Этапы педагогической деятельности

Первый этап (1742-1745). Народное просвещение. Разработка учебных пособий на русском языке.

Второй этап (1745-1749). Методическая работа. Семинаристов – в университет! Работа над новым уставом.

Третий этап (1750-1755). Программа организации просвещения в России. Московский университет (1755) и гимназия. Служение университета на пользу и славу отечеству: развитие науки, популяризация научных знаний, решение педагогических задач.

Четвертый этап (1756-1765). Завершение работ над программой развития среднего и высшего образования в России.

          Ломоносов утверждал, что при обучении детей следует обратить внимание на наследственные и индивидуальные способности каждого из них. Он также выявил взаимосвязь между общим, средним и высшим образованием. Одна из важнейших заслуг Ломоносова – основание Московского университета, где высшее образование получали не только дворяне, но и представители низших сословий.

          В век преклонения французской моде, Ломоносов ввел преподавание на родном языке. (Позже господин Фонвизин напишет портрет русского «грамотея» Митрофанушки Простакова, как пример невежества и тунеядства). Ломоносов опубликовал в 1757 году «Российскую грамматику», которая стала на тот момент лучшим учебником для русской школы, правила которого  до сегодняшних дней остаются неизменными.

          В педагогической деятельности Ломоносова условно можно выделить ряд этапов.

            Первый этап (1742—1745) непосредственно связан с преподава-тельской работой ученого. Ломоносов сделал вывод, что большинство населения империи неграмотно. Следует открыть ряд школ, централизовать народное просвещение. Ломоносов отстаивал мысль о том, что все члены Академии наук должны заниматься педагогической деятельностью.

            Ломоносов разработал программу публичных лек­ций, которые должен был читать с 1 сентября 1742 года. Но доныне в империи не существовало учебников на русском языке. Это заставило его немедленно заняться разработкой учебных пособий по различным предметам. В 1742 году Ломоносовым уже было написано руководство «Первые основания горной науки, или Горная книжица»; в 1743 году он подготовил «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное»; в 1745 году для студентов перевел с латинского учебник по физике.

  Второй этап (1745—1749) связан в основном с методической работой ученого (уже в 1745 году Ломоносов получил должность профессора).  Одно­временно с подготовкой учебных пособий Ломоносов разрабатывает лекции на русском языке. По указу Сената от 17 октября 1745 г. о печа­тании перевода «Экспериментальной физики» Ломоносову предписы­валось прочесть цикл лекций по физике с использованием необходи­мых физических приборов. Первая лекция ученого прошла, по отзы­вам современников, в торжественной обстановке 20 июня 1746 г. На ней присутствовали «сверх многочисленного собрания воинских и гра­жданских разных чинов слушателей и сам господин президент акаде­мии с некоторыми придворными кавалерами и другими знатными пер­сонами». Значение этого факта для развития национальной науки велико, поскольку до Ломоносова все лекции читались на латинском языке.

Занятия с гимназистами и студентами убедили Ломоносова в необ­ходимости преобразования учебной части Академии наук.

28 апреля 1746 года он подготовил документ в академическое собра­ние «О привлечении семинаристов в университет и об увеличении числа учеников гимназии». В документе Ломоносов предложил ото­брать студентов из семинарий и обучать их академическим упражнени­ям. Этим, по его мнению, можно приобрести «для Академии наук зва­ние подлинного Петербургского университета».

Ломоносов считал также, что  гимназия должна вмещать в себя как можно больше учеников, из числа которых потом будут отбираться самые способные. Члены Академического собрания отвергли инициативу Ломоно­сова об отборе способных учеников из монастырских школ, об увеличении числа гимназистов, о широком распространении научных знаний на русском языке.

Некогда данное предложение было опробовано Ломоносовым на практике. Так, еще в 1732 и 1735 годах ученики семинарий отбирались для учебы в академии. Из них вышли такие ученые, как С. П. Крашенинников, сам М. В. Ломоносов, академик-астроном Н. И. Попов, соз­датель русского фарфора Д. И. Виноградов, гравер А. Поляков, пере­водчики В. И. Лебедев, И. И. Голубцов, А. А. Барсов.

В 1748 году Синод разрешил выбрать для университета по десять человек из Московской славяно-греко-латинской академии, Новгород­ской и Александро-Невской семинарий.

Уже в этот период Ломоносов считал, что необходимо составить новый регламент (устав) Академического университета. По поруче­нию канцелярии от 13 июня 1748 года разработкой устава занимался ака­демик Г.-Ф. Миллер. Ломоносов вспоминал позже: «В Университете неотменно должно быть место трем факультетам: юридическому, медицинскому и философскому (богословский оставляю синодальным учили­щам), в которых бы производились в магистры, лиценциаты и доктора. А ректору при нем не быть особливому, но все то знать эфору или надзирателю, что во внесенном в Историческое собрание регламенте на ректора положено, ибо ректор в университете бывает главный коман­дир, а здесь он только будет иметь одно имя. Не худо, чтобы Универси­тет и Академия имели по примеру иностранных какие-нибудь вольно­сти, а особливо, чтобы они освобождены были от полицейских долж­ностей».

Спустя почти полгода, 7 декабря 1748 года, Ломоносов  предложил всех студентов разделить на три класса: «... первого класса студенты ходят на все лекции, для того чтобы иметь понятие обо всех науках и чтобы всяк мог видеть, к какой кто науке больше способен и охоту имеет; второго класса студенты должны ходить на лекции только того класса, в котором их наука, третьего класса студенты те, которые определены уже к одному профессору и упражняются в одной науке. Сим последним должно, по моему мнению, определить ранг армейского прапорщика, а производить их во временные переводчики... а из них в адъюнкты». Это говорит о том, что Ломоносов стремился поднять уровень преподавания в университете. Однако устав утвержден не был.

Третий этап педагогической деятельности Ломоносова (1750— 1755) совпал с периодом, когда ученый работал над серией документов о высшем и среднем образовании. Позднее они были названы исследо­вателями педагогического творчества ученого Ломоносовской про­граммой организации просвещения в России. В это время Ломоносов находился в расцвете творческих сил, много времени отдавал непосред­ственной подготовке молодых специалистов, выступил с идеей откры­тия Московского университета. В «доношении» в Сенат он обосновал свое предложение тем, что в Москве живет много дворян и разночин­цев; сравнительно меньше требуется денег для обучения, так как «де­шевые средства к содержанию» и довольно большое количество домашних учителей. Поэтому он заботился о том, чтобы учебные заве­дения, в том числе и университет, были открыты и для детей простого народа.

Московский университет был открыт в 1755 году. В нем функциониро­вало три факультета: философский, юридический, медицинский.

Обучение в университете велось преимущественно на русском языке; была создана значительная группа русских профессоров, боровшихся за передовую науку, национальное просвещение и демократическую педагогику. Весь первый состав студен­тов состоял из разночинцев. Университет был автономен, освобожден от политического надзора, сборов, имел свой суд.

Перед  университетом Ломоносов поставил несколько целей, объ­единенных идеей служения на «пользу и славу Отечества»:

1) развитие науки (особенно в области философии, истории, русской грамма-тики, права, медицины);

2)популяризация научных  знаний (через печать, библиотеку, лекции, диспуты);

3) реше­ние педагогических задач (подготовка образованного молодого поко­ления через университет и гимназии, контроль и руководство учебно-воспитательным делом в учебных заведениях).

При открытии университета первой начала функционировать гим­назия, в состав которой записалось несколько сотен человек. Это во много раз превышало первоначальные планы. Особенно быстро заполнили места гимназисты, находившиеся на казенном содержании. Причиной такого успеха было наиболее целесообразное в тех условиях построение учебного плана гимназии, что явилось важной предпосыл­кой для открытия провинциальных гимназий в России в конце XVIII в.

Четвертый этап - педагогическая деятельность Ломоносова в 1756—1765 годах. Ломоносов завершает работу над программой развития среднего и высшего образования в России.

Программа была построена на основе принципов демократизма, гуманизма и народности.


Принципы демократизма,

 гуманизма и народности.

 Демократизм Ломоносова выразился, прежде всего, в стремлении распространить образование во всех слоях русского общества. Он отстаивал мысль о расширении сети школ, числа обуча­ющихся детей в них, а также выступил за единую бессословную систему образования, доступную всем. Он предусмотрел привлечение к обучению детей из «простонародья», заботился о создании мате­риальных условий для получения образования всеми сословиями.  Он подметил, что крестьянские дети отлича­ются практической сметкой, умом, трудолюбием: «... к наилучшему прохождению школьных наук приобщаются чаще всего мальчики из простонародья, более же знатные чуждаются этих знаний».

В «Проекте переустройства Академии наук» Ломоносов предлагал особо выделить тех, кому требуется «жалованье»: «Подражая, однако, похвальному примеру других университетов, где любознательные юноши питаются от щедрот государей, мы не можем не выделить некоего числа студентов, которые, получая содержание из академичес­ких средств, были бы заняты только слушанием профессорских лекций и научной работой. И хотя, ввиду обширности государства и малого числа университетов, следовало бы довести количество студентов, содержимых на казенный счет, до нескольких сотен, однако же, акаде­мическая казна не выдержит этого, а потому для начала достаточно будет, если установим число таких студентов в 40 человек». В гимна­зии, по его мнению, «число такого рода подростков должно быть, по крайней мере, вдвое больше, чем число студентов, т. е. будет 80 чело­век, воспитывающихся на академические средства. Будут, конечно, сверх того, как и ныне, такие, которых будут содержать сами родите­ли».

При составлении «Проекта регламента московских гимназий» была определена сумма содержания на каждого гимназиста — 15 рублей в год. Эти деньги предназначались для приобретения одежды, книг и письменных принадлежностей. Кроме того, учащиеся должны быть обеспечены пищей. Но эта статья расходов не входила в сумму содержания. Изменение рыночных цен затрудняло составление определенной сме­ты.

 На содержание студентов Ломоносов требовал 100 рублей на каждого в год. В 1763 году сумма на содержание учащегося составляла до 30 рублей в год. Ломоносов считал ее «весьма скудной» и просил доба­вить «по 12 рублев». Кроме того, он добился открытия общежития для гимназистов и студентов, что давало им возможность больше времени уделять учению.

          Ломоносов считал, что «гимназия является первой основой всех свободных искусств и наук... Молодые люди должны приучаться там к правильному образу мышления и добрым нравам». Но академическая гимназия не совсем соответствовала его требованиям. Главной причиной такого положения Ломоносов называл «недоброхотство к учащимся россиянам в наставлении, в содержании и в произведении». Оно выражалось в засилии учителей-иностранцев, в отсутствии обучения на русском языке.

Ломоносов пер­вым представил гимназию как прогрессивную форму средней обще­образовательной школы, обозначил ее структуру, выделил особые подразделения:

 - российская;

 - латинская;

 - «первых оснований в науках»;

 - «знатнейших европейских языков».

 Для каждой из них устанавлива­лись три класса: нижний, средний, верхний, закреплялся трехгодичный срок обучения. Ломоносовская программа образования, преду­сматривавшая расширение сети гимназий и школ в России, отвечала общественным интересам. Она оказала положительное влияние на развитие народного просвещения XVIII — начала XIX века. Ломоносов явился действительно создателем отечественной общеобразователь­ной школы.

            Важное место в ломоносовской программе отводилось высшему образованию. По мнению ученого, университеты должны быть веду­щими в стране учебно-научными центрами, которые оказывали бы решающее влияние на развитие науки и распространение просвещения в России. В 1764 году в «Предположениях об устройстве и уставе Петер­бургской Академии» он глубоко рассмотрел вопрос о содержании выс­шего образования: «Для сохранения людского здоровья и для попече­ния о нем нужно основать факультет медицинский. Для увеличения общественного благосостояния и для создания разных жизненных благ необходимо устроить факультет философский…»

В отличие от западноевропейс­ких университетов Ломоносов предложил изменить структуру высшего образования в России, отказавшись от богословского факультета, так как «во всех университетах деление на факультеты бывает сообразно с государственными учреждениями, то и здесь, отказавшись от бого­словского круга наук в пользу Святейшего Синода, таковые науки пре­подаются только в подведомственных ему школах...».

          Особенностью ломоносовской программы являлась ориентация на общественные потребности в кадрах. Поэтому он рекомендовал при установлении числа университетских кафедр исходить не из количе­ства имевшихся в то время кандидатов, пригодных для замещения про­фессорских вакансий, а из потребностей страны. Это необходимо для того, чтобы «план университета служил во все будущие годы».

Ломоносов распространил сочинения великого чеш­ского педагога Я. А. Коменского, книгу которого «Видимый мир в картинках» он считал необходимым учебным пособием в гимназии. В последствие конференция Московского универ­ситета в 1756 году постановила перевести и  данную работу. В 1768 году книга вышла первым изданием, а в 1788 году была издана вторично.

Таким образом, Ломоносову удалось заложить прочный фундамент для дальнейшего развития народного образования в России. Его идея непрерывности начального, среднего и высшего образования во мно­гом определила дальнейший прогресс отечественной науки. В конце XVIII в. Сенат страны признал, что создание гимназии и начальных училищ «весьма полезно обществу». Но только в начале XIX в. была осуществлена последовательная система образования — от начальной ступени до высшего учебного заведения в масштабах всей страны.

Целью воспитания Ломоносов считал формирование человека-патриота,  качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бес­корыстное служение на благо Родины. Идеал воспитания ученый видел в разносторонне развитом, высокообразованном и культурном человеке.

Исходя из принципов гуманизма и народности, Ломоносов высоко ценил общечеловеческую нравственность. Он считал необходимым воспиты-вать в молодых людях такие «добродетели», как «мудрость, благочестие, воздержание, чистота, милость, благодар­ность, великодушие, терпение, незлобие, простосерде­чие, постоянство, трудолюбие, дружелюбие, послушание, скромность». Ломоносов предостерегал молодежь о сложностях чело­веческой жизни: «Жизнь человеческая подобна непостоянному морю, следовательно, она от нападения противных случаев колеблется, подобно как море от нападения бурных ветров». Говоря о ценности и значимости бытия людей, ученый призывал совершать добрые поступ­ки, потому что через них «заслужить можно честь, получить богатство и бессмертное по себе имя оставить».

Ломоносов очень ценил такое качество, как мило­сердие. Он призывал помнил помнить христианскую заповедь: «Буде же ты человек, то помни, что ты такое»— и считал, что «кто милосерд, сле­довательно, тот бесчеловечно не поступает», «где добродетели госпо­дствуют, тут порокам нет места». Ломоносов защищал обиженных, стремился помочь обездоленным, сиротам. Он первым предложил отк­рыть специальный воспитательный дом для малышей, не имеющих родителей, поставил задачу воспитания таких детей за счет государ­ства, чтобы они могли приносить пользу обществу. В этой связи он писал: «Ежели ты что хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, усла­ждение минется, а худое останется». Добрые дела и милосердие, по мнению Ломоносова, следует помнить: «Кто благодеяния не помнит, тот не токмо оного не достоин, но равно так оставлен быть должен, как неплодная земля презренна бывает». Он проповедовал уважение к старшим, любовь к ближнему.

Высоко ценил Ломоносов трудолюбие: «Или трудом бессмертную славу приобретать, либо, препровождая жизнь свою в роскоши и нерапении, бесславного конца ожидать должно». Он подчеркивал роль труда в развитии нравственного потенциала молодежи: «Рассуждая о благополучии жития человеческого, слушатели, не нахожу того совер­шеннее, как ежели кто приятными и беспорочными трудами пользу приносит». Он был противником безделья и праздности: «Роскошь и праздность, как два сосца всех пороков, вливают под видом сладости бедственную язву в душу и тело, наносят несносные оскорбления, бед­ность и смертоносные болезни». Ломоносов как педагог и ученый при­зывал творчески относиться к труду. Основным видом труда молодых людей он считал учение, постижение наук, поэтому, прежде всего, сове­товал не «терять золотое младых лет время без приобретения той пользы, которая зрелым и престарелым летам большую приятность и веселие принести может чрез науки, нежели в юношестве игры и праз­дность».

Ломоносов учел также то, в каких условиях будет происходить трудовая деятельность. К ним он относил предварительную подготовку к выполнению того или иного дела, обоснование цели работы, планирование ее хода, подбор необходимых инструментов, анализ результатов. Он убеждал работать с желанием, прилежанием, искусно, «со всяким рачением и верностию исправлять подлежащую... должность». Трудовые операции должны быть продуманы и располо­жены в определенной последовательности. При этом он рекомендовал опираться на имеющийся опыт и научные достижения. Важным в педа­гогическом отношении явилось предложение Ломоносова все изготов­ленные вещи хранить «в обособливом покое, каждая обособливо под нумерами», а за труд «выдавать заслуженное... жалованье все сполна».

Следуя традициям гуманизма, Ломоносов считал, что человек дол­жен быть счастливым. В понятие «счастье» он вкладывал особый смысл, подразумевая под ним не столько удовлетворенность своей жизнью, сколько возможность служить на благо отечества. «Не для того мы живем на свете, чтобы насыщаться, но для того насыщаемся, чтобы жить». Осознание счастья приходит к человеку через трудно­сти и лишения: «Ежели бы небо благословило, чтобы человек препро­вождал жизнь свою безбедно, то бы он своего счастия не мог чувство­вать».

Ломоносов считал нравственность одной из величайших ценностей, «ибо в единой токмо добродетели состоит человеческое совершенство. Един добродетельный совершенно богат, что больше богатства не желает, всем изобилен, что добродетельно все недостатки наполняет, во всем честен, ибо добродетель есть сама себе честь и похвала; она есть в недостатках довольство и в нищете изобилие».

По мнению ученого, интенсивное нравственное воспитание детей осуществляется в семье и школе. В публицистических работах Ломоно­сов заметил, что во многих семьях дети не получают хорошего воспитания. Он предлагал оградить молодых людей от вредного влияния семьи и заниматься вос­питанием «просвещенного юношества» в условиях учебных заведений.

Основой нравственного воспитания Ломоносов считал родной язык. Он высоко ценил его богатство, красоту, музыкальность.

          Именно Ломоносов-педагог выдвинул идею о воспитательном значении русского языка. Его изучение способствует формированию патриотизма,  уважения к национальной культуре, распространению грамот­ности и науки. Благодаря усилиям Ломоносова в гимназии появились классы русского языка («Российская школа»). В «Российской школе» изуча­лись русский язык и русская история. Все предметы в гимназии, за исключением философии, преподавались на русском языке. В «Проекте регламента московских гимназий» Ломоносов рекомендовал в «Российской школе» обучать детей народным русским способом: «Грамоте обыкновенным старинным порядком, то есть азбуку, часо­слов и псалтырь... Потом учить писать по предписанному доброму великороссийскому почерку и приучивать читать печать граждан­скую». Ломоносов считал, что для глубокого образования каждому учащемуся следует овладеть русским языком: «Итак, ежели принятый школьник еще российской грамоте не знает, должен только в российс­ком первом классе дотоле обучаться, пока писать и читать искусен будет. Ежели который школьник грамоте российской довольно иску­сен в Гимназию вступил, того, обучив первым основаниям российской грамматики в нижнем классе, обучать в латинской школе в нижнем классе, что показано четыре дни в неделю; а прочие два дни в школе первых оснований наук показывать арифметику». Он требовал, чтобы уже в первом русском классе дети могли «читать и писать в совершенстве». «Нужно следить и за тем, чтобы они учились писать буквы красиво, в чем должен быть искусен и сам учитель этого класса». Лишь после изучения русского языка допускался переход в другие классы, к другим наукам.

Для обучения учащихся необходимо было подготовить учебное пособие, за разработку которого взялся сам Ломоносов. «Российская грамматика» была построена на передовом языковедении, на тонком знании русского языка, его диалектов. Долгое время это был самый авторитетный учебник русского языка.


Особенности методики

Проблемы воспитания Ломоносов рассматривал в тесной связи с дидакти­ческими вопросами. Его волновали постановка обучения, содержание образования молодежи, приобщение ее к науке. В занятиях наукой он видел богатейшие возможности для воспитания у молодежи нравствен­ности. Ломоносов отрицал распространенную в те времена мысль о том, что русские не способны к наукам. Он полагал, что наукой следует овладевать всем членам общества. Поэтому требовал отмены сослов­ных ограничений в образовании, расширения сети учебных заведений, широкого общего образования юношества.

В таких документах, как «Проект регламента Академической гим­назии» и «Проект регламента московских гимназий», он выступил сто­ронником классно-урочной системы. Это была новая идея в русской педагогике, которую Ломоносов сам воплотил на практике. Он считал, что в рамках урока можно более полно использовать воспитательную функцию обучения. По мнению Ломоносова, обучение должно быть построено по определенной схеме, с учетом особенностей вос­приятия:

1.  проверка выполнения «домашних экзерциций» (домашних упражнений);

2.  сообщение новых знаний, выполнение «дневных зада­ний» на уроке.

          Много внимания он уделял практике, постановке опы­тов, практической значимости знаний. Эти положения тесно связаны с идеями великого чешского педагога Я. А. Коменского.

          Ломоносов полагал, что умственное развитие может быть резуль­тативным тогда, когда в процессе обучения педагог будет использовать определенные дидактические правила или принципы. Он добивался соблюде­ния принципа доступности обучения. Ломоносов, учитывая особенности детского познания, сове­товал идти в обучении от простого к сложному: «Заблуждались бы математики, если бы, отбросив самые простые понятия, стали исследо­вать трудные». Он предлагал применять систему уроков и систему домашних заданий. Рекомендовал, опираясь на возрастные особенно­сти детей, развивать их познавательную активность и самостоятель­ность. С этой целью Ломоносов разработал специальные упражнения. В гимназии они выполнялись в присутствии одного учителя или «при других классах». Ломоносов предлагал проводить совместные занятия учащихся, на которых они могли ока­зывать друг другу помощь. Исключение составляли экзамены.

Учебные планы, составленные Ломоносовым, показывают, что он стремился осуществить разностороннее образова­ние, избежать перегрузки учащихся. Впервые в русской педагогике он выступил сторонником синтеза классического, естест­веннонаучного и реального образования. Он поставил задачу приобщения детей к духовным ценностям прошлых веков, развития их любознательности, творчества.       

Его своеобразный педагогический подход к постановке реального образования проявился в отборе учеб­ного материала. В его методах обучения ярко выделяются элементы политехнического образования. Он знакомил учащихся и студентов не только с теоретическими вопросами, но и с их практическим обоснова­нием и воплощением. Включение молодежи в непосредственный производственный процесс, совместный научный поиск, обучение будущих ученых методике исследования были характерными для Ломоносова-педагога.

Ломоносов подготовил основатель­ный проект деятельности академической гимназии. В нем Ломоносов регламентировал не только учебный процесс, но и всю воспитатель­ную работу этого заведения. Проект отличался наличием специальных глав об обязанностях учителей, инспекторов, ректора, в которых речь шла и о требованиях к ним. Ломоносов разработал и более подробный учебный план для этой гимназии. «Кормилицей Университета или его кладовой и поставщицей является Академическая гимназия. Здесь сле­дует воспитывать более нежный возраст, преподавая школьные пред­меты так, чтобы вышедшие оттуда способны приступить к занятиям высшего порядка в Университете». Школьные предметы он разделял на обыкновенные (обязательные) и дополнительные. Первые необхо­димы для всех, без изучения их невозможно поступить в университет. Дополнительные предметы были рассчитаны на успевающих учени­ков.

Обыкновенные предметы распределялись по трем классам: низ­ший, средний, высший. Дополнительные — по двум.

Дополнительными предметами были греческий, немецкий, фран­цузский языки. Ломоносов обозначил объем знаний по каждому из них: в низшем классе изучалась грамматика французского и немецкого языков. В высшем классе учащиеся занимались стилистикой и перево­дами, а также обучались греческому языку. Совершенствоваться в зна­нии его предполагалось в университете под руководством профессора по собственному желанию.         Ломоносов придавал большое значение естественному образованию молодежи, хотя естественные науки в тот период были развиты слабо. Они включались в философию, которая состояла из элементов физики, психологии, математики.

По мнению Ломоносова, учебные планы должны создаваться на основе учета некоторых педагогических условий: обучения на родном языке, последовательности изучения наук, их постепенного усложне­ния, светскости образования, единства и преемственности планов сред­ней и высшей школы.

          Ломоносов поставил проблему методов воспитания и обучения. Он был сторонником использования словесных и практических методов, высоко ценил самостоятельный поиск, самостоятельное изучение источников учениками и студентами. Ломоносов опубликовал важные методические советы по преподаванию некоторых предметов, в том числе русского языка, иностранных и древних языков, химии.

Ломоносов предлагал использовать поощрения и наказания. Особо отли­чившихся награждали золотыми и серебряными медалями, книгами, математическими приборами «в присутствии всей Гимназии». В каче­стве наказаний Ломоносов применял выговоры, угрозы. За «постыд­ные шалости» наказание осуществлялось на глазах всех учащихся. Рас­пространенные в школах телесные наказания, по сложившейся тради­ции, применялись и Ломоносовым, хотя он рекомендовал использовать их как исключительную меру, в отдельных случаях, не причиняя этим вреда здоровью детей.

Как метод и как условие воспитания и обучения Ломоносов расце­нивал порядок и дисциплину. Соблюдение гимназистами и студентами прочного распорядка дня, чистоты в учебных помещениях и общежи­тии, правил поведения способствует воспитанию «нравов».

В воспитании и образовании Ломоносов считал важными такие методы, как убеждение и пример. «Добрые» и «приличные» поступки взрослых (ректора, инспекторов, учителей) являются необходимыми в становлении ребенка.

В подготовке «просвещенного юношества» особую роль Ломоносов отводил учителю. Он боролся за то, чтобы не допускать к обучению детей тех иностранцев, которые кроме своего «природного языка» ничего не знают. Ученый разработал требования к личности и деятельности учителя, заложив основы педагогической этики. Он счи­тал, что педагог, прежде всего, должен любить Родину, быть образцом нравственности для учащихся: «Учители с учениками не должны посту­пать ни гордо, ни фамилиарно. Первое производит к ним ненависть, второе — презрение. Умеренность не даст места ни тому, ни другому, и, словом, учитель должен не токмо словами учения, но и поступками добрый пример показывать учащимся».

 В работе учителя над методи­кой преподавания Ломоносов рекомендовал тщательно отбирать материал для урока, опираться на научные достижения.

Занимаясь проблемой организации руководства школой, деятельности учителей и учеников в ней, Ломоносов пришел к выводу, что во главе школы должен стоять только педагог. Инспектор и ректор обя­заны помогать учителям, «осматривать прилежание учеников и учите­лей», следить за осуществлением учебного процесса, постоянно посе­щать классы, общежитие. Руководителям школ следовало уважи­тельно обращаться к учителям, не допускать к ним грубого отноше­ния. Как педагог, Ломоносов понимал значение и высоко ценил «дружбу и единение» в коллективе, которые способствовали получе­нию хороших результатов в процессе обучения и воспитания.

 Ломоносов первым из уче­ных обратился к проблеме терминологии в науке. Он явился основате­лем научного языка русской педагогики. Имея прекрасную лингвисти­ческую подготовку, обладая энциклопедическими знаниями, владея иностранными языками, ученый создал своеобразный стиль научного изложения.

Ломоносов довольно часто применял в педагогических работах терми­нологию греко-латинского происхождения. Педагогические термины ученого отличались точностью, обобщенностью, логичностью. Он стремился к тому, чтобы язык науки был доступным для широких слоев населения. Ломоносов ввел в научное употребление такие поня­тия и термины, как воспитание (воспитатель, воспитывающиеся), гимназия (гимназический дом, гимназисты), занятия, знания, класс, каждый год (имея в виду учебный год), лекции, обучать (обучение, обучающиеся), познание, учение, урок и др. Он модернизировал мно­гие понятия церковно-книжного происхождения. Часть терминов была заим­ствована из уставов западноевропейских учебных заведений: академия, куратор, аудитор и т. п. Разнообразными педагогическими понятиями Ломоносов обозначал разделы науки, методы обучения и воспитания, этические качества личности преподавателей, молодых людей.


Заключение

Таким образом, XVIII век — век Просвещения — оказал благо­творное влияние на развитие педагогической науки и просвещения в России. Этот период характеризуется появлением целого ряда школь­ных проектов, в которых нашли отражение, как прогрессивные идеи, так и положения, поддерживаемые официальными кругами. Преобра­зованиями Петра I было положено начало светскому образованию. Однако в целом основная масса населения оставалась неграмотной. Сохранился сословный характер образования. Немногие представи­тели простого народа могли достичь вершин в науке.

Одним из таких людей был Ломоносов, с именем которого непо­средственно связана история педагогической мысли и просвещения России XVIII в. На протяжении двадцатилетней педагогической деятельности он занимался организацией учебного дела в стране, пре­образовывал работу академической гимназии и университета, внедрял классно-урочную систему обучения, разрабатывал учебные планы, программы по предметам, фундаментальные методические учебные пособия. Ломоносовский период в педагогике и просвещении назы­вают новым периодом русской образованности.

Ломоносов разработал оригинальную педагогическую теорию, отличающуюся заботой о человеке, опорой на национальные тради­ции. Самобытность первого русского академика как педагога состоит в том, что он смело боролся со старыми представлениями в педагогической области, разрабатывал и внедрял оригинальные идеи по воспитанию и образованию молодежи.


Использованная литература

1.  Белявский М.Т. «Ломоносов и основание московского университета». - М.: Издательство МГУ, 1955г.

2.  Бобровникова В. К. «Педагогические идеи и деятельность М. В. Ломоносова». -  М., 1961г.

3.  Вавилов С.И. «Михаил Васильевич Ломоносов». - М.: Издательство Академии наук СССР, 1961г.

4.  Ишлинский М.Л., Павлова А.Р. «М.В. Ломоносов – великий русский ученый». - М.: Педагогика, 1986г.

5.  Ломоносов М.В. «О воспитании и образовании». (Сост. Буторина Т.С.) -  М.: 1991г.

6.  Перевалова Л. А. «Педагогические взгляды М. В. Ломоносова». -  М.: 1964г.

7.  Уткина Н.Ф. «Михаил Васильевич Ломоносов». - М.: Мысль, 1986г.


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А.И. Герцена

ИНСТИТУТ ДЕТСТВА

Кафедра педагогики и психологии начального обучения

Реферат по Истории педагогики

М.В. Ломоносов

и русская педагогика

Выполнила студентка

ОЗО ФНО V курс 8 гр.

Ким И.А.

Санкт-Петербург

2004г.


Проблема коллективного воспитания детей в творчестве выдающихся советских педагогов

(Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский)

Педагог,

 даты жизни

Определение

 коллектива

Обоснование цели коллективного воспитания

Принципы организации коллектива детей

Особенности методики коллективного воспитания

Условия успешного воспитания

 в коллективе

Надежда

Константиновна

Крупская

(1869-1939)

В. подрастающ. поколе-ния играет б. роль в деле строит-ва соц-зма. В. коммун. морали, раз-витие кол-визма Самоупр-е – неотъемл. часть трудовой поли-технич. школы Привитие уч-ся навы-ков общественника-кол-виста. Эстетич. В., производит. труд. Ме-тодика органически связ. с теми целями, кот. стоят перед шко-лой. Акт. участие в  пионер-ской орг-ции. Общая деят-ть на благо социа-листич. Родины. Энту-зиазм. Идейно-насыщ., красочная работа соотв. возрасту. Взаимосвязь семьи и школы

Станислав

Теофилович

Шацкий

(1878-1934)

Возвращение детям де-тства, развитие само-управления. Творч-во и самост-ть. Трудовое В., соед-е обуч-я с трудом, с общ.-полезной работой Внешкольная работа

Антон

Семенович

Макаренко

(1888-1939)

Часть советского общ-ва. Объед-е людей для достиж. общ. целей в общ. труде, отличающ. опред. сист. полномо-чий и ответ-ти, опред. соотнош. и вз/зав-тью отд. своих частей. Только создав единый К., можно разбудить в сознании могуществен. силу обществен. мне-ния как регулирующ. и дисциплинирующ. вос-питат-го фактора. Через К. кажд. член входит в общ-во. Осн. принцип В.: диа-лектическое единство лич-ти и общ-ва. В. в кол-ве, ч/кол-в; уваж-е и треб-я к лич-ти; прин-цип парал. действ.

Соединил обуч-е и  В. с производительным сво-бодным творч. трудом. Важн. роль игре.

К. всегда должен жить напряж. жизнью, стрем-лением к опред. цели. Состав и атмосфера семьи, авторитет и пример родителей, труд в семье.

Василий

Александрович

Сухомлинский

(1918-1970)

Выделение категории «незаметных детей в кол-ве» как самой труд-ной Гармония пед. возд-й и целост-ть актов, из кот. склад-ся повседневная жизнь. Разработал экспери-мент, хар-ся единством 3-х главных особ-тей: цельности, коллект-го творч-ва и длит-ти. Б. акцент на вним-е к отд. ребенку. Любовь к реб., защита от окр. зла, понимание, гуманизм. Всесторонне развитие.


[1] Риторика – наука о красноречии