Дипломная работа: Учет и анализ розничного товарооборота ЗАО "Дом торговли Рамонак"
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение …………………………………………………………………………5
1. Розничный товарооборот – один из важнейших показателей в торговле…………………………………………………………………….. 8
1.1. Значение, закономерности и основные направления развития розничного товарооборота. .……………………………………………. 8
1.2. Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности розничного товарооборота. …………………………………………………………..14
2. Учет розничного товарооборота………………………………………... 18
2.1. Характеристика ЗАО «Дом торговли Рамонак» ………………… 18
2.2. Документальное оформление реализации товаров в розничной торговле …………………………………………………………………. 26
2.3. Методика и организация учета розничного товарооборота ………… 29
3. Анализ розничного товарооборота…………………………………….. 34
3.1. Анализ выполнения плана и динамики товарооборота, равномерности и ритмичности развития розничного товарооборота ……………….. 34
3.2. Анализ влияния основных факторов на изменение розничного товарооборота …………………………………………………………. 40
3.3. Обобщение неиспользованных возможностей и экономическое обоснование прогнозных резервов розничного товарооборота…….. 58
3.4. Разработка рекомендаций по компьютеризации учета и анализа розничного товарооборота…………………………………………….. 60
Заключение…………………………………………………………………… 65
Список использованных источников……………………………………... 69
Приложения………………………………………………………………….. 72
ВВЕДЕНИЕ
Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность работников предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективной их работы. Предприятиям предоставлено право самостоятельно планировать свою деятельность и определять перспективы развития, исходя из спроса на товары, уровня конкурентоспособности, самостоятельно определять численность и состав работников, выбирать формы и системы оплаты труда, определять размер фонда оплаты труда и фонда потребления.
Для эффективной деятельности субъектов хозяйствования в условиях рынка необходима полная информация, позволяющая правильно ориентироваться в выборе различного рода решений. В создании такой информации заметную роль играет бухгалтерский учет, благодаря которому отражается и обобщается экономическая информация для выявления общественных процессов во всей их сложности и конкретности. Такая информация нужна не только для внутреннего, но и для внешнего пользования.
Бухгалтерский учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он отражает реальные процессы изменения стоимостных показателей субъектов хозяйствования всех форм собственности, служит основой для планирования их деятельности. Являясь частью процесса управления, бухгалтерский учет позволяет осуществлять контроль за обоснованностью и законностью хозяйственных операций, а также за соблюдением платежной и финансовой дисциплины субъектов хозяйствования.
Одно из центральных мест во всей системе учета принадлежит учету розничного товарооборота. От его уровня зависят основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий, такие как валовой доход, прибыль, рентабельность, финансовое положение предприятия.
Розничный товарооборот – один из важнейших показателей качества торгового обслуживания населения. В Республике Беларусь товарооборот растет высокими темпами, но за счет инфляции.
Розничный товарооборот – один из основных показателей, по которому оценивается деятельность предприятий и организаций торговли. Он включает в себя продажу товаров населению для личного потребления, а так же предприятиям, организациям и учреждениям для коллективного потребления и текущих хозяйственных нужд. В настоящее время население страны расходует на покупки товаров 77% своих денежных доходов и через розничный товарооборот получает более 90% фонда личного потребления.
Продажа товаров и тары населению производится за наличный расчет, по чекам банка, по перечислениям со счета вкладчиков банка. При этом продажа товаров по расчетным чекам банка, по перечислениям со счетов вкладчиков (по их перечислениям) учитывается как продажа за наличный расчет.
Продажа товаров организациям, учреждениям и предприятиям производится, как правило, по безналичному расчету. Исключение составляет отпуск непродовольственных товаров, продаваемых за наличный расчет в пределах разрешенных сумм. Реализация из торговой сети товаров учреждениям, предприятиям и организациям называется мелкооптовым оборотом. В розничном товарообороте торговли он занимает, приблизительно, около 5% в общем товарообороте.
Розничный товарооборот существенно влияет на денежное обращение в стране и устойчивость валюты, поскольку обращение наличных денег связано главным образом с обслуживанием розничного товарооборота.
Анализ розничного товарооборота позволяет определить, в какой степени выполнен план товарооборота и удовлетворен спрос покупателей, какие изменения произошли в товарообороте за отчетный период и чем они были вызваны, вскрыть новые явления, а также имеющиеся резервы в развитии товарооборота. Анализ товарооборота используется не только для разработки прогноза, но и как действенное средство хозяйственного руководства, с помощью которого осуществляется контроль за ходом реализации товаров и разрабатываются меры, обеспечивающие успешный рост товарооборота.
Выбранная тема дипломного исследования включающая в себя изучение методики и организации ведения учета и проведения анализа товарооборота организаций торговли является сегодня особенно актуальной и вполне современной и требует дальнейшего исследования и изучения.
Главная цель дипломной работы предусматривает критическую оценку существующей методики и организации учета и анализа товарооборота в торговле, разработку рекомендаций по совершенствованию учетной работы и проведению экономического анализа, использованию ЭВМ в учете и анализе товарооборота.
Поставленная в работе цель предопределила комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных задач, важнейшими из которых явились следующие:
1. Рассмотреть экономическое содержание товарооборота и задачи его учета и анализа.
2. Определить нормативно-правовое регулирование и информационное обес-печение продажи товаров предприятиями торговли.
3. Изучить документальное оформление реализации товаров.
4. Описать методику и организацию синтетического и аналитического учета реализации товаров.
5. Проанализировать выполнение плана и динамику товарооборота по предприятию розничной торговли – ЗАО «Дом торговли Рамонак».
6. Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов.
7. Анализ обеспеченности и эффективности использования трудовых ресурсов.
8. Анализ состояния, развития и использования материально-технической базы торговли.
9. Обобщение неиспользованных возможностей и экономическое обоснование прогнозных резервов розничного товарооборота.
10. Разработать рекомендации по компьютеризации учета и анализа товарооборота.
Проблемами учета и анализа розничного товарооборота занимался ряд ученых экономистов, в том числе Анисимовец Т.П. и Кудрявец З.В.[35 ], Кравченко Л.И.[3], Кожарский В.В.[ 10 ], Абрютина М.С. [ 1], Баканов М.И. [5], Осмоловский В.В. [ 30] и др.
В учебнике «Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании» под общей редакций Кравченко Л.И. изложены организация и основные принципы учета товаров и тары на предприятиях розничной торговли, особенности ценообразования и контроля за ценами на товары в розничной торговле, порядок документального оформления и учета реализации товаров юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, населению в кредит, в комиссионных магазинах [3].
Экономистами в учебнике «Бухгалтерский учет в торговле» под общей редакцией Кожарского В.В. подчеркивается, что «осуществляя контроль за розничным товарооборотом, бухгалтер должен следить за реализацией товаров, проданных за наличный расчет, путем сопоставления ежедневной выручки с плановым заданием» [9].
Методологической основой написания дипломной работы явились Законы Республики Беларусь, Указы Президента Республики Беларусь, Постановления и решения правительства Республики Беларусь, инструктивный и методологический материал по теме исследования, специальная экономическая литература.
1. РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ – ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ТОРГОВЛЕ
1.1 Значение, закономерности и основные направления развития розничного товарооборота
Торговля – это форма товарного обращения, осуществляемого при посредстве денег.
Торговля – особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена.
Обособление торговли в отдельную отрасль экономики связано с общественным разделением труда и выделением торгового капитала как части промышленного капитала, что обусловлено стремлением к более эффективному использованию имеющихся ресурсов.
Функции торговли во многом определены ее сущностью как формы товарного обращения. Важнейшими функциями торговли являются:
реализация произведенной потребительной стоимости (товаров). Исполнение этой функции создает экономическую предпосылку воспроизводства совокупного общественного продукта, связывая производство с потреблением;
доведение предметов потребления до потребителей. Выполняя данную функцию, торговля организует пространственное перемещение товаров от производителей к потребителям, осуществляя при этом ряд операций по продолжению процесса производства в сфере обращения (например, транспортировку, хранение);
поддержание баланса между предложением и спросом с одновременным активным воздействием на производство в части объема и ассортимента выпускаемой продукции;
сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) путем совершенствования технологии продаж, информационных услуги и др.;
функции, обусловленные концепцией маркетинга: разработка товара, рыночные исследования, организация распределения, определение цены, создание служб сервиса и др.
Различают следующие виды торговли:
оптовая – реализация товаров, как правило, крупными партиями, что предполагает их дальнейшую перепродажу или переработку. Товары в результаты оптового товарооборота в конечное потребление не поступают;
розничная – реализация товаров конечному потребителю, что является завер-шающим звеном движения товара в сфере обращения. В розничной торговле заканчивается процесс обращения товаров. Они переходят в сферу личного потребления в обмен на денежные доходы населения. Розничную продажу товаров ведут предприятия всех форм собственности различных торговых систем.
Одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия является товарооборот – процесс обмена товаров на деньги. Владелец товара – торговое предприятие – за деньги продает товар в собственность другому юридическому или физическому лицу. Товарооборот характеризует процесс движения товаров посредством актов купли-продажи. Как экономическая категория товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков:
товар как объект продажи;
продажи как формы движения товара от производителя к потребителю.
Товарооборот торгового предприятия можно рассматривать:
во-первых, как результат деятельности предприятия торговли, его экономический эффект;
во-вторых (в социально-экономическом аспекте), как показатель товарного снабжения населения, один из показателей уровня жизни.
В торговом предприятии товарооборот выражается в объеме денежной выручки за проданные товары – по его размеру можно судить о значимости данного предприятия на потребительском рынке.
В экономической литературе существуют различные определения розничного товарооборота.
По мнению экономиста Лебедева С.Н., «розничный товарооборот – это количественный показатель, характеризующий объем продаж. Он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путем их обмена на денежные доходы. Розничный товарооборот отражает состояние национальной экономики, эффективность производства и управления процессом товародвижения, степень развитости рынка и его конъюнктуру» [ 40].
По мнению профессора Брагина Л.А. и профессора Данько Т.П., «под рознич-ым товарооборотом понимают передачу товаров конечным потребителям. На этом процесс обращения товара завершается – он поступает в сферу потребления»[33].
Экономистами в учебнике под общ. ред. Кожарского В.В. подчеркивается, что «товарооборот розничной торговли – это продажа товаров населению как через специально организованную торговую сеть, так и непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях; продажа товаров рыночного фонда из розничной торговой сети организациям, учреждениям и предприятиям по мелкому опту для их хозяйственных нужд или для организации питания соответствующих контингентов населения; продажа порожней тары населению» [ 10].
Согласно Инструкции по учету розничного товарооборота и товарных запасов в торговле, утвержденной приказом Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 05.08.1998 г. № 188, «розничным товарооборотом является продажа продовольственных и непродовольственных товаров населению через специально организованную торговую сеть, рынки, а также непосредственно на предприятиях, в организациях, учреждениях, т.е. продажа товаров населению через все каналы их реализации, независимо от того, является ли для субъектов хозяйствования торговая деятельность основной или нет» [19].
Согласно Инструкции розничный товарооборот делится на:
розничный товарооборот торговой сети;
розничный товарооборот общественного питания.
В состав розничного товарооборота торговой сети включается:
1.1. Продажа товаров населению:
а) за наличный расчет, по кредитным, пластиковым карточкам банков, электронным картам, расчетным чекам сберегательных банков, по перечислениям со счетов вкладчиков банков по их поручениям, включая ссуды молодым семьям на приобретение товаров за иностранную валюту, в том числе по перечислениям с валютных счетов населения; продажа товаров на борту самолетов, в пассажирских поездах, с аукционов, через комиссионные магазины, реализация товаров непосредственно производителями с оплатой через кассу предприятия;
б) в кредит с рассрочкой платежа, при этом в объем товарооборота включается полная стоимость товаров по ценам фактической реализации по моменту получения товара покупателем;
в) по безналичному расчету организациями, фирмами, выполняющими заказы населения на покупку товаров по почте (по времени сдачи ими посылок в отделения связи);
г) в порядке встречной торговли между производственными предприятиями и населением при закупках сельскохозяйственной продукции (концентрированных кормов и других товаров из магазинов, сахара с сахарных заводов, масла с маслозаводов и масложирокомбинатов и т.п.).
1.2. Продажа через торговую сеть юридическим лицам и их обособленным подразделениям:
а) продовольственных товаров по безналичному расчету для питания обслуживаемых ими контингентов населения, а именно: детским, лечебным, лечебно-оздоровительным учреждениям, интернатам для престарелых, домам инвалидов, учебным заведениям, оздоровительным детским лагерям; судам речного флота для организации питания экипажей судов, туристов и пассажиров в судовых ресторанах; геологопоисковым группам для организации питания работников экспедиций; производственным предприятиям лечебно-профилактического питания для рабочих и служащих, занятых в цехах с вредными условиями труда;
б) продовольственных и непродовольственных товаров за наличный расчет;
в) продовольственных и непродовольственных товаров по безналичному расчету исправительно-трудовым учреждениям для отпуска спецконтингентам за счет их личных денежных средств.
Порядок отражения отдельных продаж в объеме розничного товарооборота торговой сети:
а) по кредитным, пластиковым карточкам, электронным картам, расчетным чекам сберегательных банков, по перечислениям со счетов вкладчиков по их поручениям, включая ссуды молодым семьям на приобретение товаров отражается, как продажа за наличный расчет;
б) за иностранную валюту – в пересчете на национальную валюту исходя из среднемесячного курса валют, установленного Национальным банком республики;
в) на борту самолетов, в пассажирских поездах – в розничном товарообороте магазина-склада по моменту сдачи ему выручки бортпроводниками и проводниками;
г) на аукционах, через комиссионные магазины – по ценам фактической реализации;
д) товаров длительного пользования по образцам (мебели, холодильников, легковых автомобилей и т.п.) – по времени фактической доставки их покупателю, независимо от времени уплаты денег;
е) печатных изданий (книг, газет, журналов), изданий видео и грамзаписей по подписке – по времени фактической выдачи подписных изданий;
ж) некоторых товаров (лекарств, топлива, транспортных средств, инвалидных колясок и т.п.) отдельным категориям населения со скидкой – в размере оплачиваемой населением стоимости;
з) форменной одежды рабочим и служащим со складов материально-технического снабжения предприятий, организаций, учреждений – по времени ее выдачи в размере оплачиваемой стоимости;
и) выдача товаров по всем видам выигрышей (денежно-вещевым лотереям, при проведении спортивных и других мероприятий), при погашении товарами облигаций государственных целевых беспроцентных займов – по их фактической стоимости по времени отпуска населению.
В розничный товарооборот включается стоимость стеклянной посуды, проданной населению с товаром, за вычетом суммы возвращенной стеклянной посуды, а также стоимости стеклопосуды, принятой от населения в обмен на товар.
В объем торговой выручки предприятий, колхозов, совхозов, организаций, учреждений, подсобных хозяйств, подведомственных юридическим лицам и их обособленным подразделениям включаются реализация населению продукции собственного производства, в том числе живой скот и птица, отходы производства, потребительские товары, полученные по бартеру, а также в порядке самостоятельных закупок.
Стоимость расфасованных в предприятиях торговли продовольственных товаров учитывается в розничном товарообороте, с учетом стоимости упаковки.
2. В состав розничного товарооборота торговой сети не включается:
2.1. Продажа по безналичному расчету непродовольственных товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям, включая организации социального назначения; продовольственных товаров – юридическим лицам, их обособленным подразделениям, не относящимся к организациям социального назначения.
2.2. Выдача рабочим и служащим товаров в погашение заработной платы.
2.3. Стоимость возвращенных покупателями товаров, а также стоимость порожней стеклянной посуды, возвращенной в торговую сеть или принятой в обмен на товар.
2.4. Отпуск товаров в счет взаиморасчетов или в порядке товарообмена между магазинами и другими организациями (кроме организаций социального назначения).
2.5. Стоимость товаров, числящихся на балансе предприятия торговли и использованных на его внутрихозяйственные нужды.
2.6. Продажа в предприятиях торговли проездных билетов, талонов на все виды транспорта, лотерейных билетов, телефонных карточек.
2.7. Продажа населению почтовых марок, конвертов и почтовых открыток с марками, телефонных карточек отделениями связи.
2.8. Стоимость входных билетов на рынки, ярмарки, аукционы, выставки-продажи и т.п..
Как экономический показатель розничный товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), переходящей в сферу личного потребления, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой – сумму расходов населения на покупку товаров. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребности предприятий в материальных и трудовых ресурсах, развитие торговой сети.
Розничный товарооборот как статистический показатель отражает объем продажи товаров населению через все каналы реализации: в официально учтенных предприятиях, на вещевых, смешанных и продуктовых рынках.
Объем розничного товарооборота во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные процессы, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка.
Показатель розничного товарооборота имеет количественную и качественную характеристики.
Количественная характеристика товарооборота – объем реализации в денежном исчислении, качественная – структура товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) товарооборота – это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации. Товарная структура розничного товарооборота включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, которые разделены на ассортиментные группы и подгруппы.
Расширение ассортимента товаров способствует росту товарооборота. Повышение в товарообороте товаров более высокого качества, являющихся престижными, позволяет повысить долю прибыли в цене товара, т.к. покупатели чаще приобретают данные товары именно из-за их престижности и в расчете на большие удобства в эксплуатации. Также это способствует повышению рентабельности.
Розничный товарооборот торговых организаций включая общественное питание по областям представлен в таблице 1.1:
Таблица 1.1. Розничный товарооборот торговых организаций включая общественное питание по областям
(в фактически действующих ценах, млрд. руб.)
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |
Республика Беларусь В т.ч. по областям: Брестская Витебская Гомельская Гродненская Г. Минск Минская Могилевская |
3018,7 403,2 375,5 436,0 331,7 796,2 367,5 310,6 |
5369,3 717,3 661,9 770,8 585,7 1432,7 656,0 544,9 |
7597,4 1020,4 917,8 1057,2 839,9 2105,4 927,3 729,4 |
9405,5 1243,5 1099,4 1299,3 1041,3 2718,9 1150,0 853,1 |
Примечание. Источник [28, с. 8]
«Увеличение денежных доходов населения и своевременность выплаты заработной платы способствовало перевыполнению прогнозных параметров развития потребительского рынка. Рост розничного товарооборота за 2004 год оценивается на уровне 113% (прогноз 109,7 – 110,7%)» [23, с. 3].
Необходимо четко разграничить понятия “состав” и “величина” товарооборота: состав товарооборота складывается из различных видов продаж, а величина – из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам).
К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия относят:
объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах;
объем товарооборота в стоимостном выражении в сопоставимых ценах;
ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров ( в рублях, процентах);
однодневный объем товарооборота (руб.);
объем товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы;
объем товарооборота на 1 кв.м общей площади, в том числе торговой площади;
время обращения товаров, дни оборота;
скорость товарооборота, число оборотов.
Основными резервами роста товарооборота являются:
дополнительная закупка товаров непосредственно у производителей на льготных условиях;
повышение производительности труда торговых работников;
оптимизация времени работы торгового предприятия;
дополнительное открытие торговых точек и внедрение прогрессивных форм торговли.
Таким образом, выполнение указанных задач содействует правильному учету движения товаров на торговом предприятии.
1.2 Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности розничного товарооборота
На начало 2003 года в сфере обслуживания населения республики работало не более 700 тыс. человек. Из них около полумиллиона – в сфере торговли, включая общественное питание. За последние 100 лет количество работающих в торговле увеличилось на 50%. Имея такую численность, динамику и перспективы, документа, определяющего и регулирующего основы внутренней торговли – не было. В связи с этим, с 08.02.2004г. вступил в силу Закон Республики Беларусь «О торговле» от 28.07.2003г. №231 – З. Данный Закон позволит более эффективно развивать рыночные отношения [15 ].
Cовременные условия развития экономических отношений требуют повышения самостоятельности и ответственности всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности. В этой связи значительно возрастает роль бухгалтерского учета, так как он формирует информацию о результатах и состоянии всех сфер их деятельности. Данная информация используется для принятия обоснованных управленческих решений самим предприятием и его внешними пользователям, к которым относятся и потенциальные инвесторы, проверяющие органы, органы управления. Таким образом, информационная функция бухгалтерского учета заключается в обеспечении учетно-экономической информацией для принятия решений на различных ступенях управления хозяйственной деятельностью.
Согласно Закону Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994г. № 3321 – XII (в редакции Закона Республики Беларусь от 25.06.2001г. № 42-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности») «Бухгалтерский учет – система непрерывного и сплошного документального отражения информации о состоянии и движении имущества и обязательств организации методом двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Республики Беларусь» [16].
Необходимость ведения бухгалтерского учета в организациях различных видов деятельности определена Законом Республики Беларусь от 25.06.2001г. № 42 – З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности»» и учетной политикой организации, разработанной в соответствии с положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003г. № 89. Согласно Закону Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», «учетная политика – совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учета, используемых организацией. Положения по бухгалтерскому учету и отчетности – нормативно-правовые акты, устанавливающие общие правила составления и представления бухгалтерской отчетности, принципы, порядок и способы ведения организациями учета отдельных видов имущества, обязательств и хозяйственных операций» [26].
Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности розничного товарооборота в Республики Беларусь следующее:
Законом Республики Беларусь «О ценообразовании», подписанный Президентом Республики Беларусь 10.05.99г. № 255-З (с учетом изм. и доп.), устанавливаются правовые основы государственной политики в области ценообразования в республи-ке, категории, принципы свободного ценообразования, государственного регулирова-ния и контроля цен.
Положением «О порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденного постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.04.1999г. № 43, с изм. и доп. от 08.06.1999г. №58; от 30.06.1999г. №69; от 03.09.1999г. №111; от 12.11.1999г. №149; от 03.05.200г. №85; от 30.03.200г. №89; от 30.04.2004г. №111, регулирует процесс формирования цен.
Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республики Беларусь « от 19.05.1999г. № 285, с изм. и доп. от 12.11.1999г. №670; от 12.04.2000г. №179 регулируются вопросы ценообразования в Республики Беларусь.
Инструкция «О порядке учета, хранения и использования бланков строгой отчетности субъектами хозяйствования» (утверждена приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 22.03.1995г. № 13 и Государственного налогового комитета при Кабинете Министров Республики Беларусь от 20.03.1995г. №1) регулирует учет и использование ТТН, ТН и других бланков строгой отчетности.
Инструкция по учету розничного товарооборота и товарных запасов в торговле (утверждена постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь № 59 от 02.07.2002г.) регулирует понятие и состав розничного товарооборота.
Методические указания по определению индексов физического объема розничного товарооборота на территориальном уровне (утверждены приказом Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 05.01.2000г. № 7) регулируют порядок пересчета товарооборота в сопоставимые цены.
Мелкооптовая торговля регулируется Правилами продажи товаров и продукции общественного питания из розничной торговой сети юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, утвержденными приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 14.05.1999г. № 53.
Порядок комиссионной торговли непродовольственными товарами через специализированные магазины (секции, отделы) регулируется Временными правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, утверж-денными приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 30.05.1997г. № 73.
Приказом Министерства статистики и анализа Республики Беларусь № 53 от 05.03.2004г. утверждена Методика по расчету общего объема розничного товарооборота через все каналы реализации на территориальном уровне.
Постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь № 106 от 28.08.2003г. утверждена форма государственной статистической отчетности № 3-торг (краткая) «Отчет о продаже и запасах товаров» и указания по ее заполнению.
К обязательным платежам, которые в соответствии с установленным порядком исключаются из выручки при определении финансового результата от реализации, в частности, относятся налоги и сборы, установленные законодательством и включаемые в цену продукции (товаров, работ, услуг). К таким платежам относится налог на добавленную стоимость, исчисленный в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденная постановлением Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 29.06.2001 г. № 94, в редакции постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2004г. № 16.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.07.2001 г. № 989 «О мерах по оздоровлению финансового состояния организаций, осуществляющих торговую и торгово-производственную деятельность» на пополнение оборотных средств направляется 6% валового дохода, полученного от реализации товаров.
Из валового дохода в торговле производятся следующие отчисления:
- Согласно Постановления МНС РБ от 29.03.2004г. № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления, сроках уплаты и представления налоговым органам налоговых декларация (расчетов) о суммах исчисленного сбора на формирование местных целевых бюджетно-инвестиционных фондов и сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда в 2004г.», в размере 1,15%.
- Согласно Постановления МНС РБ от 29.03.2004г. № 48 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления, сроках уплаты и представления налоговым органам налоговых декларация (расчетов) о суммах исчисленного сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды в 2004г.» в размере 3%.
Таким образом, нормативно-правовое регулирование учета и отчетности по реализации товаров включает в себя большое количество законодательных и нормативных актов. Постоянное совершенствование учетного процесса требует обновления нормативно-законодательных актов.
2. УЧЕТ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА
2.1 Характеристика ЗАО «Дом торговли Рамонак»
Дипломная работа написана по материалам Закрытого акционерного общества «Дом торговли Рамонак». Общество является юридическим лицом, действует на принципах хозяйственного расчета, имеет самостоятельный баланс, не имеет структурных подразделений (филиалов, представительств). Предприятие основано на коллективной форме собственности.
Основным предметом деятельности ЗАО «Дом Торговли Рамонак» является розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами, мелкооптовая торговля. ЗАО «Дом Торговли Рамонак» на основе полного хозяйственного расчета обеспечивает самоокупаемость, финансирование затрат по совершенствованию производства, социальному развитию и материальному стимулированию работников за счет заработанных средств, всецело отвечает за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности и выполнения обязательств перед бюджетом, поставщиками, кредиторами и банком.
Структура управления предприятия представлена на рисунке 1:
Рисунок 2.1 Организационная структура ЗАО «ДТ Рамонак»
Примечание. Источник: собственная разработка
В соответствии с принятым на предприятии Приказом «Об учетной политике предприятия» бухгалтерский учет на предприятии ведется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 25.06.2001 г. № 42-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».
Бухгалтерский учет ведется бухгалтерией, являющейся самостоятельным структурным подразделением. Обязанности между работниками бухгалтерии распределяются согласно утвержденным должностным инструкциям. Руководство бухгалтерским учетом осуществляет главный бухгалтер.
Первичные учетные документы составляются по форме, утвержденной Приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 27.01.97 г. № 12 «Об использовании специальных форм учетных документов, применяемых в торговле».
Учет и использование бланков строгой отчетности ведется в соответствии с Инструкцией о порядке учета, хранения и использования бланков строгой отчетности субъектами хозяйствования, утвержденной Министерством финансов Республики Беларусь 22.03.1995 г. № 13 и ГГНИ при кабинете Министров Республики Беларусь 20.03.1995 г. № 1.
Бухгалтерия ведет суммовой учет товаров; учет ведется компьютеризировано с использованием бухгалтерской программы «1С: Бухгалтерия 6.0» (2002г.), и «1С:Бухгалтерия 7.7» (2003г., 2004г.).
Далее представим динамику основных показателей хозяйственной деятельности за 2000-2003 гг. в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Динамика основных экономических показателей
ЗАО «Дом торговли Рамонак» за 2000-2003гг.
Показатели | Годы | Базисные индексы | Цепные индексы | |||||||
2000г.
|
2001г. | 2002г. | 2003г. | 2001 к 2000 | 2002 к 2000 | 2003 к 2000 | 2001 к 2000 | 2002 к 2001 | 2003 к 2002 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Товарооборот, млн. руб. - в действующих ценах - в сопоставимых ценах |
1368 1368 |
2742 1703 |
4180 3073 |
6154 3599 |
2,004 1,245 |
3,055 2,246 |
4,499 2,631 |
2,004 1,245 |
1,524 1,804 |
1,472 1,171 |
Валовой доход | 210 | 423 | 632 | 926 | 2,014 | 3,012 | 4,41 | 2,014 | 1,495 | 1,465 |
Уровень валового дохода, в % к товарообороту |
15,334 | 15,411 | 15,120 | 15,047 | 1,005 | 0,986 | 0,981 | 1,005 | 0,981 | 0,995 |
Расходы на реализацию (издержки обращения), млн. руб. | 159 | 335 | 532 | 664 | 2,103 | 3,338 | 4,176 | 2,103 | 1,587 | 1,248 |
Уровень издержек обращения, в % к товарообороту | 11,622 | 12,217 | 12,727 | 10,790 | 1,051 | 1,095 | 0,928 | 1,051 | 1,042 | 0,848 |
Прибыль от реализации, млн. руб. |
28 | 52 | 41 | 170 | 1,905 | 1,473 | 6,071 | 1,905 | 0,774 | 4,146 |
Прибыль отчетного года, млн. руб. |
29 | 57 | 43 | 176 | 1,964 | 1,490 | 6,069 | 1,964 | 0,759 | 4,093 |
Среднегодовая стоимость основных средств, млн. руб. | 329 | 982 | 1297 | 1711 | 2,985 | 3,942 | 5,201 | 2,985 | 1,321 | 1,319 |
Фондоотдача исходя из товарооборота - в действующих ценах, р. - в сопоставимых ценах, р |
4,158 4,158 |
2,792 1,734 |
3,223 2,369 |
3,597 2,103 |
0,672 0,417 |
0,775 0,570 |
0,865 0,506 |
0,672 0,417 |
1,154 1,366 |
1,116 0,888 |
Торговая площадь, м2 |
864 | 864 | 864 | 864 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | 1,000 |
Товарооборот на 1 м2 торг. площади, млн. руб. - в действующих ценах |
1,583 | 3,174 | 4,838 | 7,123 | 2,004 | 3,056 | 4,499 | 2,004 | 1,524 | 1,472 |
Окончание таблицы 2.1.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
- в сопоставимых ценах | 1,583 | 1,971 | 3,557 | 4,166 | 1,245 | 2,246 | 2,631 | 1,245 | 1,804 | 1,171 |
Среднесписочная численность, человек | 93 | 98 | 97 | 103 | 1,054 | 1,043 | 1,108 | 1,054 | 0,99 | 1,062 |
Товарооборот на 1торгового работника, млн. руб. - в действующих ценах - в сопоставимых ценах |
14,7 14,7 |
28 17,4 |
43 31,7 |
59,7 34,9 |
1,902 1,181 |
2,929 2,154 |
4,061 2,374 |
1,902 1,181 |
1,540 1,823 |
1,385 1,101 |
Средние товарные запасы, млн. руб. | 172 |
292 |
560 | 1001 | 1,700 | 3,255 | 5,820 | 1,700 | 1,915 | 1,788 |
Товарооборачиваемость, дни | 45,3 | 38,4 | 48,2 | 58,6 | 0,848 | 1,064 | 1,294 | 0,848 | 1,255 | 1,216 |
Рентабельность продаж, в % к товарообороту | 2,05 | 1,90 | 0,98 | 2,76 | 0,927 | 0,479 | 1,350 | 0,927 | 0,517 | 2,816 |
Примечание. Источник: собственная разработка
В соответствии с данными таблицы 2.1 можно отметить, что наблюдается быстрый рост товарооборота в действующих ценах за анализируемый период 2000-2003 гг. За это время он возрос с 1368 млн. руб. в 2000 г. до 6154 млн. руб. в 2003г. (на 4786 млн. руб. или на 449,9%). Товарооборот в 2003 г. возрос по сравнению с 2002 г. на 1974 млн. руб. (6154 – 4180) или на 147,2%.
Товарооборот в сопоставимых ценах в 2003 г. составил 3599 млн. руб. По сравнению с 2002 г. товарооборот возрос на 526 млн. руб. (3599 – 3073) или же на 117,1%.
Прибыль отчетного 2003 года составила 176 млн. руб. По сравнению с 2000 г. она возросла на 147 млн. руб. (176 – 29) или на 606,9%, а по сравнению с 2002 г. – возросла на 133 млн. руб. (176 – 43) или на 409,3%.
Значительно увеличилась выработка на одного торгового работника в действующих ценах в 2003 г. она составила 59,7 млн. руб. и возросла по сравнению с 2000 г. на 45 млн. руб. (59,7 – 14,7) или на 398%, а по сравнению с 2002 г. – на 16,6 млн. руб. (59,7 – 43,1) или на 138,5%.
Валовой доход в 2003г. составил 926 млн. руб. и возрос по сравнению с 2002г. на 294 млн. руб. (926-632) или на 146,5%. Размер снижения уровня валового дохода составил по сравнению в 2003г. 0,073% к обороту (15,047-15,120).
Размер снижения среднего уровня издержек обращения в отчетном периоде (2003г.) составил 1,937% к обороту (10,790-12,727).
Среднегодовые товарные запасы в 2003г. составили 1001 млн. руб. и возросли по сравнению с 2000г. на 829 млн. руб. (1001 – 172) или на 482%, а по сравнению с 2002г. – на 441 млн. руб. (1001- 560) или на 78,8%. Товарооборачиваемость товаров в 2003г. составила 58,6 дней и замедлилась (замедлилась реализация промышленных товаров в связи с низкими покупательскими способностями) по сравнению с 2002г. на 10,4 дня (58,6 – 48,2).
Проанализируем основные показатели хозяйственной деятельности за первое полугодие 2001 – 2004гг. (таблица 2.2).
Таблица 2.2 Результаты хозяйственной деятельности ЗАО "ДТ Рамонак" за 1-ое полугодие 2001 - 2004гг. |
||||||||||
Показатели | Фактически за 1-ое полугодие | Базисные индексы | Цепные индексы | |||||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2002 к 2001 | 2003 к 2001 | 2004 к 2001 | 2002 к 2001 | 2003 к 2002 | 2004 к 2003 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Товарооборот, млн. руб. - в действующих ценах - в сопоставимых ценах |
997 997 |
1824 1086 |
2740 2228 |
2967 2374 |
1,829 1,089 |
2,748 2,235 |
2,976 2,381 |
1,829 1,089 |
1,502 2,052 |
1,083 1,066 |
Валовой доход, млн. руб. | 178 | 282 | 416 | 462 | 1,584 | 2,337 | 2,596 | 1,584 | 1,475 | 1,111 |
Уровень валового дохода, в % к товарообороту | 17,854 | 15,461 | 15,182 | 15,571 | 0,866 | 0,850 | 0,872 | 0,866 | 0,982 | 1,026 |
Расходы на реализацию, млн. руб. | 147 | 241 | 324 | 373 | 1,639 | 2,204 | 2,537 | 1,639 | 1,344 | 1,151 |
Уровень издержек обра-щения, в % к товарообороту | 14,744 | 13,213 | 11,825 | 12,572 | 0,896 | 0,802 | 0,853 | 0,896 | 0,895 | 1,063 |
Прибыль от реализации, млн. руб. | 23 | 12 | 51 | 71 | 0,522 | 2,217 | 3,087 | 0,522 | 4,250 | 1,392 |
Прибыль отчетного года, млн. руб. | 24 | 13 | 53 | 76 | 0,542 | 2,208 | 3,167 | 0,542 | 4,077 | 1,434 |
Торговая площадь, м2 |
864 | 864 | 864 | 864 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | 1,000 |
Т/о на 1 м2 торговой площади, млн. руб. - в действующих ценах - в сопоставимых ценах |
1,154 1,154 |
2,111 1,257 |
3,171 2,579 |
3,434 2,748 |
1,829 1,089 |
2,748 2,235 |
2,976 2,381 |
1,829 1,089 |
1,502 2,052 |
1,083 1,066 |
Среднесписочная численность, человек | 94 | 97 | 103 | 96 | 1,032 | 1,096 | 1,021 | 1,032 | 1,062 | 0,932 |
Товарооборот на 1 работника, млн. руб. - в действующих ценах; - в сопоставимых ценах |
10,61 10,61 |
18,80 11,20 |
26,60 21,63 |
30,91 24,73 |
1,773 1,056 |
2,508 2,039 |
2,914 2,332 |
1,773 1,056 |
1,415 1,932 |
1,162 1,143 |
Окончание таблицы 2.2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Средние товарные запасы, млн. руб. | 236 | 490 | 745 | 989 | 2,076 | 3,157 | 4,191 | 2,076 | 1,520 | 1,328 |
Товарооборачиваемость, дни | 42,6 | 48,4 | 48,9 | 60,0 | 1,135 | 1,149 | 1,408 | 1,135 | 1,012 | 1,226 |
Рентабельность продаж, в % к товарообороту | 2,41 | 0,71 | 1,93 | 2,56 | 0,296 | 0,804 | 1,064 | 0,296 | 2,714 | 1,324 |
Примечание. Источник: собственная разработка
В соответствии с данными таблицы 2.2 можно отметить, что наблюдался рост розничного товарооборота в действующих ценах за анализируемый период 1-е полугодие 2001-2004гг. За это время он возрос с 997 млн. руб. в 1-ом полугодии 2001г. до 2967 млн. руб. в 1-ом полугодии 2004г. (на 1970 млн. руб. или на 197,6%). Товарооборот в 1-ом полугодии 2004г. возрос по сравнению с 1-ым полугодием 2003г. на 227 млн. руб. (2967 – 2740) или на 8,3%.
Прибыль отчетного периода в 1-ом полугодии 2004г. составила 76 млн. руб. По сравнению с 1-ым полугодием 2001г. она возросла на 52 млн. руб. (76 – 24), или на 216,7%, а по сравнению с 1-ым полугодием 2003г. – возросла на 23 млн. руб. (76 – 53), или на 43,4%.
Среднесписочная численность работников составила в 1-ом полугодии 2004г. 96 человек и возросла по сравнению с 1-ым полугодием 2001г. на 2 чел. (96 – 94), или на 2,1%, а по сравнению с 1-ым полугодием 2003г. – снизилась на 7 чел. (96 – 103).
Выработка на одного торгового работника в действующих ценах в 1-ом полугодии 2004г. составила 30,91 млн. руб. и возросла по сравнению с 1-ым полугодием 2002г. на 12,11 млн. руб. (30,91 – 18,80) или 64,4% , а по сравнению с 1-ым полугодием 2003г. – на 4,31 млн. руб. (30,91 – 26,60) или на 16,2%.
Средние товарные запасы в 1-ом полугодии 2004г. составили 989 млн. руб. и возросли по сравнению с 1-ым полугодием 2002г. на 499 млн. руб. (989 – 490) или 101,8%, а по сравнению с 1-ым полугодием 2003г. – на 244 млн. руб. (989 – 745) или 32,8%.
Валовой доход в 1-ом полугодии 2004г. составил 462 млн. руб. и возрос по сравнению с 1-ым полугодием 2003г. на 46 млн. руб. (462 – 416) или на 11,1%.
Товарооборачиваемость товаров в 1-ом полугодии 2004г. составила 60,0 дней и замедлилась по сравнению с 1-ым полугодием 2003г. на 11,1дня (60,0 – 48,9), а по сравнению с 1-ым полугодием 2002г. замедлилась на 11,6 дня (60,0 – 48,4).
Показатель рентабельности продаж, являющийся важным показателем эффективности деятельности предприятия, на протяжении 1-ого полугодия 2002 – 2003 годов характеризуется ростом с 0,66% в 1-ом полугодии 2002г. до 2,39% в 1-ом полугодии 2004г. (на 1,73%).
По цепным темпам роста основных показателей в действующей оценке методом математического моделирования определен лучший год в работе предприятия (за 2001 – 2003гг.). Лучшим годом по результатам работы в действующей оценке назван 2003г., что обусловлено самыми высокими темпами роста показателей (приложение М).
Для полного и всестороннего анализа товарооборота предприятия по фактическим данным за 2001 – 2003гг. на материалах изучаемого торгового предприятия проведем множественный корреляционно-регрессионный анализ зависимости товарооборота от основных факторов (приложение Н).
2.2 Документальное оформление реализации товаров
в розничной торговле
Реализация товаров населению розничной торговлей производится:
за наличный расчет;
по чекам банка.
Как правило, розничная торговля производит реализацию товаров населению в основном за наличный расчет.
При расчетах за непродовольственные товары чеками сберегательного банка используются книжки сберегательного банка Республики Беларусь и чековые книжки нового образца, изготовленные по заказу Национального банка Республики Беларусь и выдаваемые вкладчикам коммерческими банками. Кроме того, при расчетах за товары применяются разовые расчетные чеки сберегательного банка Республики Беларусь, а также перечисления по поручениям вкладчиков со счетов по вкладам на счета организаций розничных структур. Контроль и учет платежных средств, документальное оформление отпуска товаров зависит от методов организации торговли (традиционным методом с помощью продавца через прилавки, методом самообслуживания, продажи по предварительным заказам) и оснащенности торговых предприятий соответствующими техническими средствами.
Платежеспособность наличных денег при приеме от покупателей в оплату за товары кассиры розничных торговых предприятий проверяют, как правило, визуально по установленным признакам защиты.
При приеме чеков на оплату за товары (как правило, непродовольственные товары) работники торговли по паспорту (или другому документу, удостоверяющему личность) проверяют принадлежность чека (чековой книжки) покупателям, наличие разовой доверенность чекодателя на распоряжение чеком из чековой книжки другому лицу; правильность и достоверность всех заполненных реквизитов; срок действия чека (30 дней), чековой книжки (1 год); отсутствие подчисток и помарок; а в чековой книжке – и правильность веления остатка по корешку оплаченного чека. Если в корешке предыдущего чека имеется надпись «Испорчен», а сам испорченный чек отсутствует, то оплата за товар не производится. После проверки правильности оформленный чек принимают в оплату за товары и на его обороте (и корешке чека чековой книжки) работник торгового предприятия проставляет дату оплаты, штамп (печать) торгового предприятия и заверяет своей подписью. Обмен чеков на наличные деньги не допускается. В тот же день полученные чеки материально ответственные лица сдают в бухгалтерию. Бухгалтер оформляет поручение-реестр чеков (приложение П ) на имя каждого банка- чекодателя в четырех экземплярах и не позднее третьего рабочего дня после получения чеков передает чек (чеки) с поручением-реестром в обслуживающее отделение банка для оплаты и зачисления денег на расчетный счет торгового предприятия.
При безналичных расчетах за товары банковскими карточками, работники торговли произведенные платежи фиксируют в карт-чеке с указанием платежной системы, наименования и адреса торгового предприятия, номер карточки, суммы и валюты платежа, даты и времени совершения операции, один экземпляр которого выдают держателю карточки.
Все субъекты хозяйствования, осуществляющие реализацию товаров за наличный расчет через стационарные торговые пункты, производят прием денежных средств с использованием кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем, предварительно зарегистрированных в районной Инспекции Министерства по налогам и сборам. К регистрации принимают только технические средства, включенные в государственный реестр кассовых суммирующих аппаратов и компьютерных систем, используемых на территории республики Беларусь, и при наличии у владельца договора с соответствующим предприятием на техническое обслуживание и ремонт. Одновременно на каждый аппарат регистрируют книгу кассира-операциониста, которая должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена подписями руководителя, главного бухгалтера и печатью предприятия.
Требования к работе кассиров и порядок эксплуатации кассового оборудования установлены Типовыми правилами эксплуатации кассовых суммирующих аппаратов и компьютерных систем.
Работники торгового предприятия на кассовом суммирующем аппарате регистрируют все платежи, полученные за товары наличными, чеками, по банковским карточкам с выдачей кассового чека на получение приобретенного им товара.
В конце рабочего дня (смены) кассир центральной кассы снимает показания счетчиков кассового аппарата и подписывает конец снятой контрольной кассовой ленты с указанием типа и номера кассового аппарата, показания суммирующих кассовых счетчиков на конец рабочего дня (смены), дневную (сменную) выручку. В книгу кассира–операциониста производят записи показаний суммирующих денежных счетчиков на конец рабочего дня (смены) и начало следующего дня, а также суммы возвращенных денег покупателям, ошибочно пробитых чеков, на которые составлены акты.
Сумма выручки магазина (секции, отдела) за день (смену) определяется как разность показаний суммирующих счетчиков кассовых аппаратов на начало и конец рабочего дня (смены), а также заактированных сумм возврата денежных средств покупателям по возвращенным, ошибочно пробитым чекам и не погашенным до конца рабочего дня (смены). Полученную сумму сравнивают с суммой наличных денег в кассе. На сумму выручки выписывают приходный кассовый ордер формы №КО-1 (приложение Р). Приходные кассовые ордера прикладывают к отчету кассира (приложение С), а квитанция к приходному кассовому ордеру отдается материально ответственному лицу секции (отдела) и прикладывается в товарный отчет.
Объем розничного товарооборота определяют суммой наличных денег, сданной материально-ответственными лицами в центральную кассу организации. На предприятии ЗАО «Дом Торговли Рамонак», на материалах которого написана дипломная работа, выручка в целом по магазину определяется путем суммирования выручек всех 7 (семи) секций.
Администрация торгового предприятия по согласованию с обслуживающим отделением банка утверждает график сдачи торговой выручки с указанием сроков и способов ее сдачи и перевода в учреждение банка.
В ЗАО «Дом Торговли Рамонак» выручка сдается старшим кассиром центральной кассы через инкассаторов. Обслуживающий банк выдает две инкассаторские сумки. К моменту инкассации выручки кассир центральной кассы оформляет под копирку препроводительную ведомость в трех экземплярах и первый ее экземпляр вместе с деньгами вкладывает в инкассаторскую сумку и пломбирует ее. Второй экземпляр (накладную к препроводительной ведомости) вручает инкассатору банка вместе с инкассаторской сумкой с выручкой в обмен на свободную сумку под его роспись в третьем экземпляре (копии препроводительной ведомости (приложение Т)), заверенную штампом банка, которая остается у кассира центральной кассы для отчета и подтверждает сдачу выручки.
Использование торговой выручки на цели розничного торгового предприятия администрация согласует с обслуживающим отделением банка. В магазине наличные деньги из выручки могут быть использованы на выплату заработной платы работникам, на выплату покупателям за принятую от них стеклянную посуду, на хозяйственные неотложные нужды. Сданная выручка в банк зачисляется на расчетный счет предприятия.
Мелкооптовая торговля – это форма организации розничной торговли мелкими партиями определенных наименований товаров субъектам хозяйствования. Продажа товаров мелким оптом включается в розничный товарооборот.
Продажа товаров мелким оптом производится только местными учреждениями, организациями и предприятиями всех форм собственности, в том числе и торговыми организациями и предприятиями на внутрихозяйственные потребности.
Мелкооптовый товарооборот включает продажу:
одежды, обуви, мелкого инвентаря, имущества и др. товаров детским интернатам, учреждениям, высшим, средним, специальным и профессионально-техническими учебным заведениям;
продовольственных товаров из розничной торговой сети и сети предприятий общественного питания, учреждениям и организациям социально-культурной сферы для организации питания соответствующих контингентов населения.
Расчеты с покупателями в ЗАО «Дом торговли Рамонак» при реализации товаров мелким оптом ведутся при помощи платежных поручений, или плановыми платежами. Плановые платежи, как правило, осуществляются учреждениями и организациями социально-культурной сферы (школы, интернаты, детские сады и т.п.), с которыми заключены договора. Плановые платежи производятся ими на основании договора, а всеми другими предприятиями и организациями расчеты производятся платежными поручениями.
При расчетах платежными поручениями покупателю вручаются два экземпляра счет-фактуры, а один – остается в магазине. При перечислении денег через банк один экземпляр счет-фактуры покупатель оставляет в банке для контроля за правильностью осуществления операции. В целях недопущения дебиторской задолженности при разовых расчетах с покупателями счет-фактура оплачивается предварительно платежным поручение (приложение У), а потом производится отпуск товаров. Товары отпускаются при безналичных расчетах по доверенности у покупателя, заверенной бухгалтером магазина. Виза бухгалтера ставится только в том случае, когда за покупателем не числится задолженности.
Продажа товаров мелким оптом производится по свободным розничным ценам с НДС без предоставления торговых скидок и надбавок.
Моментом реализации товаров мелким оптом считается отпуск товаров из магазина на основании завизированной доверенности (приложение Ф) и ТТН или ТН (приложение Х). В реализацию товаров мелким оптом включается стоимость проданных товаров по продажным ценам.
2.3 Методика и организация учета розничного товарооборота
Для правильности отражения в синтетическом учете реализации товаров населению в розничных торговых структурах необходимо знать момент реализации, назначения и состав счета, на котором учитывается реализация, момент начисления НДС и других налогов, выплачиваемых за счет валового дохода организации.
Согласно Инструкции по учету розничного товарооборота и товарных запасов, моментом реализации считается момент момент отпуска товаров покупателю независимо от времени уплаты денег. Следовательно, моментом реализации товаров за наличный расчет или расчетными чеками является момент поступления денег или расчетных чеков в операционную кассу магазина или продавцу, так как без этого товар не отпускается. Методическими указаниями «О порядке исчисления НДС», моментом реализации при расчетах наличными деньгами считается день поступления денег в кассу. Отражение момента реализации товаров в бухгалтерском учете производиться при поступлении денег в главную кассу магазина.
С 1 января 2004г. организации всех форм собственности и видов деятельности независимо от организационно-правовых форм, ведущие учет методом двойной записи, должны вести бухгалтерский учет с применением Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003г. № 89.
В соответствии с Типовым планом счетов синтетический учет реализации товаров, как за наличные деньги и расчетные чеки, так и по безналичному расчету, ведется при всех методах продажи товаров на сопоставляющем, операционно-результативном счете 90 «Реализация» (старый сч. 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»). Этот счет предназначен для учета и контроля выручки и выявления финансового результата от реализации товаров в розничной торговле.
К счету 90 «Реализация» могут быть открыты субсчета:
90/1 «Выручка от реализации»;
90/2 «Себестоимость реализации»;
90/3 «Налог на добавленную стоимость»;
90/4 «Акцизы»;
90/5 «Прочие налоги и сборы»;
90/6 «Экспортные пошлины»;
90/9 «Прибыль/убыток от реализации» и др.
Записи по субсчетам 90/1, 90/2, 90/3, 90/4, 90/5, 90/6 производятся накопительно в течение отчетного года.
Учет выручки от реализации товаров населению, другим организациям по кредиту счета 90/1 «Выручка от реализации» ведут на основании первичных документов, подтверждающих ее регистрацию, сдачу в банк и ее использование на нужды торговой организации. По этим же документам учитывают розничный товарооборот. Товары в розничной торговле учитывают по розничным ценам с налогом с продаж. Для соблюдения принципа единства оценки товаров при поступлении и выбытии стоимость реализованных товаров на счете 90/2 «Себестоимость реализации» в течение месяца отражают по розничным ценам с налогом с продаж.
При организации стоимостного учета товаров в розничной торговле валовой доход и налоги на реализованные товары определяют методом среднего процента, так как детализированный стоимостной учет выручки от реализации с налогом и без налога с продаж, по установленным ставкам налога на добавленную стоимость и по другим характеристикам является очень трудоемким.
На основании составленных расчетов торговые надбавки (скидки) (приложение Ц), налог на добавленную стоимость (приложение Ш) и налог с продаж на реализованные товары (приложение Щ) в розничной торговле списываются сторнировочными записями. Это позволяет довести стоимость реализованных товаров до покупной, а после списания издержек на обращения на реализованные товары – определить их полную себестоимость. Одновременно налоги на добавленную стоимость и с продаж начисляются в бюджет.
По действующему законодательству торговые организации являются плательщиками обязательных сборов и отчислений в бюджет с валового дохода по установленным ставкам. Часть валового дохода после налогообложения в установленном размере торговые организации обязаны направить на пополнение собственных оборотных средств и зачислять в добавочный фонд.
После отражения всех операций за отчетный месяц, сопоставляя доходы и расходы по реализации товаров в розницу, по данным счета 90 «Реализация» прибыль (убыток) от реализации товаров в розничной торговле выявляют следующим образом: из выручки вычитают полную себестоимость реализованных товаров, налоги и отчисления с реализации товаров. Прибыль (убыток), полученный за отчетный месяц отражается на счете 90/9 «Прибыль (убыток) от реализации» в корреспонденции со счетом 99 «прибыли и убытки». В целом счет 90 «Реализация» сальдо не имеет.
Корреспонденцию счетов по учету реализации товаров населению по ЗАО «Дом торговли Рамонак» за июнь 2004 года приведена в таблице 2.3 (на основании приложения Э).
Таблица 2.3. Бухгалтерские проводки по учету реализации
товаров населению в ЗАО «Дом торговли Рамонак»
за июнь 2004 года
Содержание операций |
Сумма, руб. |
Примечание |
||||||
Дебет |
Кредит |
|||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Сдана выручка от реализации товаров в кассу магазина | 50 | 90/1.1 | 519726795 | Приходный кассовый ордер | ||||
Списана стоимость реализованных товаров по розничным ценам | 90/2.1 | 41/2 | 540242024 | Товарный отчет | ||||
Списаны торговые надбавки и скидки на реализованные товары (сторнировочная запись) |
90/2.1 |
42/1 |
-84727752 |
Расчет реализованных торговых ски-док (Приложе-ние Ц) | ||||
Списан налог на добавленную стоимость на реализованные товары (стонировочная запись) |
90/2.1 |
42/3 |
-67190718 |
Расчет НДС на реализованные товары (Прило-жение Ш) | ||||
Списан налог с продаж на реализованные товары (сторнировочная запись) |
90/2.1 |
42/4 |
-17329860 |
Расчет реализо-ванного налога с продаж (При-ложение Щ) | ||||
Продолжение таблицы 2.3
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
|
Списаны издержки обращения на реализованные товары | 90/2.1 | 44 | 73292792 |
|
||
Взаимозачет | 60 | 90/1.1 | 161480 | Письмо |
|
|
Мелкооптовая торговля | 62 | 90/1.1 | 23427794 | ТТН, ТН |
|
|
Начислен НДС | 90/3 | 68/2.1 | 67659639 | Расчет |
|
|
Начислен сбор с валового дохода в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и налог с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды |
90/5 |
68/2.2 | 2619986 | Расчет | ||
Начислен сбор с валового дохода в местные целевые бюджетные жилищно-инвестиционные фонды, на финансирование расходов, связанных с содержание и ремонтом жил. фонда | 90/5 | 68/2.3 | 974198 | Расчет | ||
Начислен налог с продаж | 90/5 | 68/2.4 | 17329860 | Расчет реализо-ванного налога с продаж (Приложение Щ) | ||
Уменьшении реализации на стоимость возврата товаров от покупателей и на стоимость принятой стеклопосуды от населения (сторно) |
90/1.1 |
90/1.1 |
-3070440 |
|||
Прибыль | 90/9 | 99 | 10445900 | Расчет | ||
В американской системе учета реализация – это момент перехода право собственности на ценность. В белорусском учете момент реализации понимается как момент поступления денег от покупателей продавцу и не совпадает с моментом перехода права собственности. Таким образом, согласно белорусского учета прибыль возникает в момент получения денег, а согласно американской системе учета – в момент отгрузки товаров [21, с. 31].
Учет реализации по составляющим финансового результата имеет свою положительную сторону. Теперь нет необходимости осуществлять ежемесячную выборку данных по учет реализации продукции, товаров (работ, услуг) для заполнения финансовой и статистической отчетности. Фактически каждый показатель финансовой отчетности находит свое отражение на отдельном субсчете счета 90, где осуществляется его накопление в течение года.
На мой взгляд, целесообразным было бы разбиение субсчета 90/3 «Налог на добавленную стоимость на два дополнительных подсубсчета: 90/3.1 «Налог на добавленную стоимость по розничной реализации товаров» и 90/3.2 Налог на добавленную стоимость по выполненным работам, предоставленным услугам». На данный момент это доставляет неудобства в работе бухгалтера. Приходится вручную производить выборку налога на добавленную стоимость по предоставленным услугам, так как при заполнении налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость НДС по услугам выделен отдельной строкой, по товару – производится расчет суммы НДС, подлежащей уплате по реализации товаров по розничным ценам (приложение Ш).
3. АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА
3.1 Анализ выполнения плана и динамики товарооборота, равномерности и ритмичности развития розничного товарооборота
Розничный товарооборот торговой организации является составной частью товарооборота города и в определенной мере покрывает покупательные фонды населения. Поэтому выполнение плана и динамику товарооборота ЗАО «Дом торговли Рамонак» следует изучать во взаимосвязи с анализом развития розничного товарооборота города и покупательской способности населения. Розничный товарооборот анализируют как с учетом, так и без учета реализации алкогольных напитков. Такой анализ помогает выявить положительные и отрицательные моменты в деятельности торговой организации.
Анализ выполнения плана розничного товарооборота проводится не только за год, но и по кварталам, месяцам и за более короткие промежутки времени. Это помогает установить, как ритмично выполняется план товарооборота, как равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары. Для анализа розничного товарооборота воспользуемся следующими данными о выполнении плана товарооборота по кварталам и месяцам (таблица 3.1).
ЗАО «Дом торговли Рамонак» успешно выполнил план розничного товарооборота во всех месяцах отчетного года (2003г.), за исключением: апреля, июня, сентября и ноября месяцев. Потери в товарообороте в связи с недовыполнением плана розничной реализации товаров в указанные месяцы составили – 60556 тыс. руб. (7248+9943+18647+24718), что составляет – 1,02% к плановому объему товарооборота (60556/5964420 *100). Основной причиной недовыполнения плана товарооборота являются недостатки в снабжении отдельными товарами, отсутствие сезонного спроса на отдельные группы товаров.
Равномерность развития товарооборота можно проанализировать по таблице 3.2.
Таблица 3.1 Выполнение ЗАО «Дом торговли Рамонак» плана товарооборота по месяцам
и кварталам, тыс. руб.
Месяцы и кварталы |
Фактически за прошлый 2002 год |
Отчетный 2003 год | Отклонение | В % к прошлому году | |||
план | факт | % выполнения | от плана | от прошлого года | |||
январь | 246700 | 359400 | 400359 | 111,4 | 40959 | 153659 | 162,3 |
февраль | 268700 | 349700 | 398066 | 113,8 | 48366 | 129366 | 148,1 |
март | 322000 | 413740 | 459252 | 111,0 | 45512 | 137252 | 142,6 |
ИТОГО за 1 квартал |
837400 |
1122840 |
1257677 |
112,0 |
134837 |
420277 |
150,2 |
апрель | 310000 | 454800 | 447552 | 98,4 | -7248 | 137552 | 144,4 |
май | 344000 | 502800 | 521455 | 103,7 | 18655 | 177455 | 151,6 |
июнь | 326900 | 523250 | 513307 | 98,1 | -9943 | 186407 | 157,0 |
ИТОГО за 2 квартал |
980900 |
1480850 |
1482314 |
100,1 |
1464 |
501414 |
151,1 |
ИТОГО ЗА 1ПОЛУГОДИЕ |
1818300 |
2603690 |
2739991 |
105,2 |
136301 |
921691 |
150,7 |
июль | 352000 | 534830 | 547131 | 102,3 | 12301 | 195131 | 155,4 |
август | 363000 | 537500 | 553063 | 102,9 | 15563 | 190063 | 152,4 |
сентябрь | 352200 | 550000 | 531353 | 96,6 | -18647 | 179153 | 150,9 |
ИТОГО за 3 квартал |
1067200 |
1622330 |
1631547 |
100,6 |
9217 |
564347 |
152,9 |
Итого за 9 мес. |
2885500 |
4226020 |
4371538 |
103,4 |
145518 |
1486038 |
151,5 |
октябрь | 406000 | 567400 | 598608 | 105,5 | 31208 | 192608 | 147,4 |
ноябрь | 400000 | 570000 | 545282 | 95,7 | -24718 | 145282 | 136,3 |
декабрь | 488000 | 601000 | 638842 | 106,3 | 37842 | 150842 | 130,9 |
ИТОГО за 4 квартал |
1294000 |
1738400 |
1782732 |
102,6 |
44332 |
488732 |
137,8 |
ИТОГО ЗА 2 ПОЛУГОДИЕ |
2361200 |
3360730 |
3414279 |
101,6 |
53549 |
1053079 |
144,6 |
ВСЕГО ЗА ГОД |
4179500 |
5964420 |
6154270 |
103,2 |
189850 |
1974770 |
147,2 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Таблица 3.2 Удельный вес каждого квартала в годовом объеме
товарооборота ЗАО «Дом торговли Рамонак», %
Кварталы | Фактически за прошлый 2002 год | Отчетный 2003 год | Отклонение | ||
план | факт |
от плана |
от прошлого года | ||
I | 20,0 | 18,8 | 20,4 | +1,6 | +0,4 |
II | 23,5 | 24,9 | 24,1 | -0,8 | +0,6 |
III | 25,5 | 27,2 | 26,5 | -0,7 | +1,0 |
IV | 31,0 | 29,1 | 29,0 | -0,1 | -2,0 |
ВСЕГО за год |
100 | 100 | 100 | --- | --- |
Примечание. Источник: собственная разработка
По данным прошлого года (2002г.) видно, что товарооборот ЗАО «Дом торговли Рамонак» по кварталам распределялся неравномерно. Наиболее напряженным был IV квартал, наименее – I квартал. Как видно из таблицы 3.1.2 2003 год оказался менее напряженным.
Для оценки равномерности и ритмичности выполнения плана розничного товарооборота целесообразно также составить график его выполнения по месяцам (рисунок 1), определить и проанализировать коэффициенты ритмичности и равномер-ности выполнения плана розничного товарооборота.
Примечание. Источник: собственная разработка
Рисунок 3.1. Равномерность выполнения плана товарооборота по месяцам отчетного 2003 года
Коэффициент ритмичности устанавливают отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству. Отсюда коэффициент ритмичности выполнения плана розничного товарооборота по месяцам равен:
Критм.= 8:12 = 0,67
Ритмичным выполнение плана розничного товарооборота по месяцам было к сожалению только на 67%.
Для определения коэффициента равномерности необходимо по следующим формулам предварительно рассчитать среднее квадратическое отклонение (б) и коэффициент вариации, или равномерности (v):
б = å(Х – Х)2 ; (3.1), V = б * 100 , (3.2), Кравн.= 100 – v (3.3)
n Х
где Х – процент выполнения плана товарооборота за каждый месяц;
Х – процент выполнения плана товарооборота за год;
n – число месяцев;
б = (111,4 – 103,2)2 +(113,8 – 103,2)2 +(111,0 – 103,2)2+(98,4 – 103,2)2+
12
+ (103,7 – 103,2)2+(98,1 – 103,2)2+(102,3 – 103,2)2+(102,9 – 103,2)2+
12
+(96,6 – 103,2)2+(105,5 – 103,2)2+(95,7 – 103,2)2+(106,3 – 103,2)2 =
12
= 405,35 = 5,81;
12
Коэффициент вариации (неравномерности) выполнения плана товарооборота по месяцам отчетного года (2003г.) по ЗАО “Дом торговли Рамонак”:
V = 5,81 х 100 = 5,6
103,2
Следовательно, выполнение плана розничного товарооборота было равномерным только на 94,4% (100,0 – 5,6).
При изучении динамики товарооборота следует сопоставить его не только с фактическими данными предшествующего периода, но и сданными ряда прошлых лет. При анализе динамики розничного товарооборота ЗАО “Дом торговли Рамонак” за 3 года составим таблицу 3.3.
Таблица 3.3 Динамика товарооборота ЗАО “ДТ Рамонак”
за 3 года, тыс. руб.
Годы |
Розничныйтоварооборот |
Прирост объема товарооборота, по сравнению с предыдущим годом | Прирост объема товарооборота, по сравнению с базисным годом | Цепные темпы роста товаро-оборота, % | Базисные темпы роста товарообо-рота, % |
2001 | 2742300 | ---- | ---- | 100,0 | 100,0 |
2002 | 4179500 | +1437200 | +1437200 | 152,4 | 152,4 |
2003 | 6154270 | +1974770 | +3411970 | 147,2 | 224,4 |
Примечание. Источник: собственная разработка.
Розничный товарооборот по ЗАО “Дом торговли Рамонак” увеличился за 3 года на 224,4% или на 3411970 тыс. руб.
Среднегодовой темп роста товарооборота может быть определен с помощью логарифмов по формуле средней геометрической:
Троста=n–1 Хn
Х0 (3.4)
где Троста – среднегодовой темп роста изучаемого показателя (розничного товарооборота) за n-лет;
Хn – изучаемый показатель в отчетном периоде;
Х0 - изучаемый показатель в базисном периоде;
n – число периодов.
Среднегодовой темп роста розничного товарооборота по ЗАО «ДТ Рамонак» за 3 года составил:
Троста= 3-1 6154270 = 1,498 или 149,8%
2742300
После изучения общего объема розничного товарооборота переходят к анализу его состава. По составу розничный товарооборот подразделяется на продажу товаров населению, мелкооптовый их отпуск и другие виды розничной реализации. Продажа товаров населению включает реализацию за наличный расчет и в кредит. Состав товарооборота анализируют как по сравнению с данными планов. так и в динамике. При изучении состава розничного товарооборота составляется таблица 3.4.
Таблица 3.4 Выполнение ЗАО «Дом торговли Рамонак»
плана товарооборота по составу, тыс. руб.
Виды розничной реализации |
Фактически за прошлый год | Отчетный 2003 год | В % к прошлому году | |||||
сумма, руб. | уд. вес, % | план | факт | % вып. | ||||
сумма, руб. | уд.вес, % | сумма, руб. | уд.вес, % | |||||
Продажа товаров населению ВСЕГО, в т.ч. ----за наличный расчет ---- в кредит |
4088531 4088531 ------ |
97,8 97,8 ----- |
5864350 5864350 ----- |
98,3 98,3 ----- |
6004995 6004995 ----- |
97,6 97,6 ----- |
102,4 102,4 ----- |
146,9 146,9 ----- |
Мелкооптовый отпуск товаров | 90969 | 2,2 | 100070 | 1,7 | 149275 | 2,4 | 149,2 | 164,1 |
Др. виды розной реализации | ---- | ----- | ----- | ----- | ----- | ----- | ----- | ------ |
ВСЕГО |
4179500 |
100,0 |
5964420 |
100,0 |
6154270 |
100,0 |
103,2 |
147,2 |
Примечание. Источник: собственная разработка
ЗАО «ДТ Рамонак» перевыполнил план продажи товаров населению на 2,4% или на 140645 тыс. руб. (6004995 – 5864350) и перевыполнил план по мелкооптовому их отпуску на 49,2% или на 49205 тыс. руб. (149275 – 100070). Высокими темпами растет реализация товаров в динамике, что вызвано в основном повышением розничных цен. К сожалению, ЗАО «Дом торговли Рамонак» на производит реализацию товаров в кредит. На современном этапе эта форма реализации товаров является прогрессивной. Покупательская способность населения в данный момент очень низкая. Это вызвано нехваткой денежных средств у большей части населения Республики Беларусь. На будущее предприятию было порекомендовано рассмотреть и такую форму реализации товаров, как реализация в кредит, реализацию товаров через палатки, ларьки, киоски, развозную и разносную торговлю. Розничные торговые предприятия должны обеспечивать население всеми необходимыми продовольственными и непродовольственными товарами, обеспечивать бесперебойную торговлю, соблюдать ассортиментный перечень (минимум) в отделах и секциях магазина, удовлетворять спрос покупателей на отдельные товары.
3.2 Анализ влияния основных факторов на изменение
розничного товарооборота
Выполнение плана и динамика розничного товарооборота зависят от трех основных групп факторов:
1) обеспеченности товарными ресурсами, правильности из распределения и использования;
2) обеспеченности трудовыми ресурсами и эффективности труда торговых работников;
3) состояния, развития и эффективности использования материально-технической базы торговли.
Главный фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Проводя анализ, прежде всего проверяют, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и динамику развития розничного товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары. Розничный товарооборот зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывает влияние прочее выбытие товаров. Эта зависимость может быть выражена формулой товарного баланса (3.5):
Зн + П = Р + В + Зк , (3.5)
где Зн – запасы товаров на начало отчетного периода; П – поступление товаров; Р – розничный товарооборот; В – прочее выбытие товаров; Зк – запасы товаров на конец отчетного периода.
Влияние показателей товарного баланса на развитие розничного товарооборота можно определить, применив следующую формулу (3.6):
Р = Зн + П – В – Зк , (3.6)
Следовательно, на выполнение плана и динамику розничного товарооборота положительное влияние оказывают завышенные товарные запасы на начало изучаемого периода (если товары пользуются спросом) и рост поступления товаров, отрицательное – увеличение прочего выбытия и завышенные товарные запасы на конец анализируемого периода.
Анализ товарных ресурсов торгового предприятия начинают с составления и изучения товарного баланса. Причем все показатели отражаются в товарном балансе по розничной стоимости. Если отсутствуют плановые или фактические данные о поступлении товаров, то их можно определить по следующей формуле 3.7:
П = Р + В + Зк – Зн , (3.7)
У ЗАО «Дом торговли Рамонак» имеются следующие данные о движении товаров (таблица 3.5).
Таблица 3.5 Товарный баланс по ЗАО «Дом торговли Рамонак»
в действующих ценах, млн. руб.
Показатели |
Фактически за прошлый 2002 год | Отчетный 2003 год | Отклонение | Повлияли | |||
план | факт | от плана | от прошлого года | на план | на динамику товарообо-рота | ||
Товарные запасы на начало года | 433 | 649 | 726 | 77 | 293 | 77 | 293 |
Поступление товаров | 4476,2 | 6260,3 | 6433,9 | 173,6 | 1957,7 | 173,6 | 1957,7 |
Прочее выбытие товаров | 3,7 | 4,9 | 4,7 | -0,2 | 1 | 0,2 | -1 |
Товарные запасы на конец года | 726 | 940 | 1001 | 61 | 275 | -61 | -275 |
Реализация | 4179,5 | 5964,4 | 6154,2 | 189,8 | 1974,7 | 189,8 | 1974,7 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Розничный товарооборот по сравнению с планом возрос за счет сверхнормативных товарных запасов на начало года (+77 млн. руб.), перевыполнения плана поступления товаров (+173,6 млн. руб.), за счет снижения прочего выбытия товаров (+0,2 млн. руб.). Возможности увеличения товарооборота уменьшились в связи с увеличением товарных запасов на конец года (- 61 млн. руб.). ЗАО «Дом торговли Рамонак» в прочее выбытие товаров включает товарные потери, бой, лом, порчу и уценку товаров, их недостачу. По сравнению с прошлым годом объем товаро-оборота увеличился за счет завышенных товарных запасов на начало года (+293 млн. руб.), роста поступления товаров (+1957,7 млн. руб.). Возможности роста товаро-оборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (- 275 млн. руб.) и роста прочего выбытия товаров (- 1 млн. руб.).
Далее изучают влияние показателей товарного баланса на изменение реализации отдельных товарных групп и товаров (таблица 3.6) по данным формы 3-торг «Отчет по розничной торговле» (приложение Ю). Показатели товарного баланса оказали влияние на реализацию отдельных товарных групп и товаров в различных направлениях: одни – в сторону увеличения объема продаж (товарные запасы на начало года и поступление товаров); другие – в сторону уменьшения розничной реализации (товарные запасы на конец года). Если бы по отдельным товарным группам не было роста прочего выбытия товаров, то их реализация возросла бы на 1,51 млн. руб. (0,1+0,4+0,81+0,1+0,1), а в частности по: рыбе и рыбным товарам, кондитерским изделиям, трикотажу, обуви. На уменьшение розничного товарооборота значительное влияние оказали завышенные товарные остатки на конец года по: колбасным изделиям, кондитерским товарам, бакалеи и особенно завышенные товарные запасы по непродовольственным товарам.
Таблица 3.6 Товарный баланс по ЗАО «Дом торговли Рамонак» в разрезе товарных групп и товаров
в действующих ценах, млн. руб.