Курсовая работа: Учет и аудит готовой продукции

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………….2

1.  Учет готовой продукции ………………………………………………3

1.1  Определение, состав, задачи и оценка готовой продукции. ……….3

1.2   Учет поступления готовой продукции из производства. …………7

1.3   Учет отгрузки и реализации готовой продукции. ………….…….10

1.4   Порядок инвентаризации готовой продукцию ……………………17

2.  Аудит готовой продукции. …………………………………………..19

2.1   Аудит операций по учету готовой продукции. ……………………19

2.2   Аудит операций по отгрузке и реализации готовой продукции. .21

Заключение …………………………………………………………………….27

Практическая часть ……………………………………………………………28

Литература …………………………………………………………………….38

Приложение …………………………………………………………………..39

Введение

 

Актуальность и значимость рассмотрения проблемы учета выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции заключается в том, что результатом деятельности любого производственного предприятия или организации является выпуск готовой продукции, выполнение работ или предоставление услуг. В результате, стоимость готовой продукции переходит из сферы производства в сферу обращения.

Учет готовой продукции необходим для правильного и своевременного учет наличия и движения готовой продукции на складах, холодильниках и других местах хранения продукции; контроля за выполнением планов по объему, ассортименту, качеству выпущенной продукции и обязательств по ее поставкам; контроля за сохранностью готовой продукции и соблюдением установленных лимитов; контроль за соблюдением плана по продаже продукции и своевременностью оплаты проданной продукции; выявление рентабельности всей продукции и ее отдельных видов.

Целью данной работы является систематизация теоретических аспектов учета выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции.

1. Учет готовой продукции.

 

1.1.  Определение, состав, задачи и оценка готовой продукции.

Результатами производственного процесса организации являются готовая продукция.

Изделия считаются готовыми только в том случае, если они полностью укомплектованы и точно соответствуют ГОСТам, а при отсутствии их — техническим условиям, утвержденным в установленном порядке, сданы на склад готовой продукции и снабжены сертификатом или другим документом, удостоверяющим качество готовой продукции. Если в организации нет склада готовой продукции, то продукция включается в состав готовой по моменту ее отгрузки (отправки).

В случае, когда договором, условиями поставки предусмотрена приемка продукции на месте производства представителями заказчика, изделия считаются готовыми, если они приняты представителями заказчика и оформлены актом приемки. Внутризаводской оборот, если он в порядке исключения входит в объем товарной продукции, включается в объем выпущенной продукции по моменту сдачи изделий на склад или передачи в другие цехи, другой структурной единице для дальнейшей переработки.

Химические продукты, отгружаемые потребителю из цехового хранилища (кислота и др.), включаются в состав готовой продукции после сдачи их в цеховое хранилище и оформления на них сдаточных документов при соблюдении остальных требований готовности изделий, предусмотренных инструкцией.

Организации Комитета по хлебопродуктам, осуществляющие бестарное хранение муки, крупы, комбикормов, относят их к готовой по моменту поступления в бункеры готовой продукции и оформления сдаточными документами. Однако для включения готовых изделий в состав продукции имеет значение также время их сдачи из производящего цеха на склад.

В отчетном месяце засчитываются в состав готовой продукции лишь те изделия, которые оформлены приемо-сдаточными документами и сданы на склад (заказчику) или отгружены до 21 часов последнего дня месяца. В случае же двухсменного режима работы, при котором вторая смена оканчивается после 24 часов, а также трехсменного, когда по графику первой считается утренняя смена, по решению совета трудового коллектива в организации может быть установлен порядок, при котором продукция учитывается в составе готовой продукции за отчетный месяц, если она выработана, принята в установленном порядке и сдана на склад (заказчику) или отгружена и оформлена соответствующими документами до 8 часов утра первого числа следующего за отчетным периода (месяца).

Итак, рассмотрев все подробные условия, при которых продукция может считаться готовой, дадим определение:

Готовая продукция — это изделия, прошедшие все стадии технологической обработки на предприятии, соответствующие действующим стандартам, техническим условиям или требованиям заказчика, предусмотренным в договоре, принятые на склад или заказчиком.

Надо отметить, что продукция не подвергшаяся всем операциям, предусмотренным технологическим процессом обработки, а также изделия, не прошедшие испытаний и технической приемки, не принятые в установленном порядке и не сданные на склад (заказчику) или отгруженные и не оформленные соответствующими документами, в состав объема производства продукции не включаются и подлежат учету как незавершенное производство.

Продукция предприятий по своему составу и назначению делится на валовую и товарную.

В состав валовой продукции предприятия включают стоимость готовых изделий, полуфабрикатов и услуг производственного характера, предназначенных для использования как внутри предприятия, так и отпущенных на сторону, стоимость изготовления и ремонта тары, если она не включается в цену продукции. Валовая продукция характеризует общий объем производственной деятельности предприятия независимо от степени готовности продукции.

Товарная продукция — это продукция, предназначенная для реализации потребителям. При этом необходимо иметь в виду, что если предприятие производит продукцию из давальческого сырья, то она включается в состав товарной продукции без стоимости сырья, т. е. по стоимости обработки.

Основными задачами бухгалтерского учета готовой продукции являются:

1. Правильный и своевременный учет наличия и движения готовой продукции на складах, холодильниках и других местах хранения продукции.

2. Контроль за выполнением планов по объему, ассортименту, качеству выпущенной продукции и обязательств по ее поставкам.

3. Контроль за сохранностью готовой продукции и соблюдением установленных лимитов.

4. Контроль за соблюдением плана по продаже продукции и своевременностью оплаты проданной продукции.

5. Выявление рентабельности всей продукции и ее отдельных видов.

Оценка готовой продукции. Готовая продукция должна показываться в балансе по фактической производственной себестоимости, а при использовании для учета затрат на производство счета 40 "Выпуск продукции, работ, услуг" — по нормативной (плановой) себестоимости.

Готовая продукция (выполненные работы, оказанные услуги) в бухгалтерском учете может оцениваться по одному из следующих вариантов:

- по фактической производственной себестоимости продукции, равной соответственно сумме всех затрат на ее изготовление. Этот способ оценки применяется сравнительно редко, в основном на предприятиях индивидуального производства. При этом калькулируемые объекты иногда расчленяют по узлам и крупным конструктивным элементам. В итоге производственная себестоимость изделия складывается из суммы затрат на отдельные его составные части.

Целесообразна оценка готовой продукции по производственной себестоимости и на предприятиях с ограниченной номенклатурой продукции, когда ее выпуск и продажа производятся ежедневно. Недостаток данного варианта оценки - неточности в исчислении себестоимости до завершения всех работ по объекту и окончания отчетного месяца;

- по плановой (нормативной) производственной себестоимости. При этом определяют и отдельно учитывают отклонения фактической производственной себестоимости за отчетный месяц от плановой (нормативной) себестоимости. Положительной стороной указанной оценки является ее единство в текущем учете, при планировании и составлении отчетности. Однако если плановая (нормативная) себестоимость в течение года часто изменяется, приходится выполнять довольно трудоемкую работу по уточнению оценки остатков готовой продукции;

- по учетным ценам. В этом случае обособленно учитывается разница между фактической себестоимостью и учетной ценой. До последнего времени данный вариант оценки готовой продукции был наиболее распространен. Его преимущество проявляется в возможности сопоставления оценки продукции в текущем учете и отчетности, что важно для контроля за правильным определением объема товарного выпуска;

- по продажным (регулируемым или свободным, рыночным) ценам и тарифам (без налога на добавленную стоимость). Этот вид оценки получает в настоящее время все большее распространение. Его используют для учета выполненных заказов, продукции и работ, цена расчетов за которые базируется на предварительно составленной и согласованной с заказчиком калькуляции себестоимости, когда для расчетов применяют заранее оговоренные индивидуальные цены или когда поставка продукции производится по устойчивым ценам рынка;

- по прямым статьям расходов или сокращенной себестоимости.

Фактическую себестоимость готовой продукции, как правило, можно определить только, но окончании отчетного периода (месяца). В течение отчетного периода (месяца) постоянно происходит движение продукции (выпуск, отпуск, отгрузка, реализация и т.п.), поэтому для текущего учета необходима условная оценка продукции. В текущем учете оценка готовой продукции может производиться по плановой себестоимости, или свободным отпускным ценам, или фактической себестоимости, или свободным розничным ценам или фиксированным ценам.

Плановые, свободные отпускные, фиксированные и розничные цены называются учетными.

При учете готовых изделий в течение отчетного периода (месяца) по плановым, свободным отпускным, фиксированным и свободным розничным ценам отдельно выделяются отклонения фактической производственной себестоимости этих изделий от их стоимости по учетным ценам (плановым, свободным отпускным, фиксированным). Указанные отклонения учитываются по однородным группам готовой продукции, которые формиру­ются организацией, исходя из уровня отклонений фактической производственной себестоимости от стоимости по учетным ценам отдельных изделий. При этом плановые цены могут разрабатываться исходя из среднегодовой или среднеквартальной плановой производственной себестоимости с учетом инфляции. Процент отклонений определяется по следующей формуле:

X = [(О + О1) * 100] : (Сп + Сп1),

где О — сумма отклонений на остаток готовой продукции на складе на начало отчетного периода (месяца); О1 — сумма отклонений по продукции, поступившей на склад в течение отчетного периода (месяца); Сп — остаток готовой продукции на складе на начало отчетного периода (месяца) по учетным ценам; Сп1 — поступление на склад из производства готовой продукции в течение отчетного периода по учетным ценам.

Отклонения показывают экономию или перерасход, допущенные организацией. Отклонения учитываются на тех же счетах, что и готовая продукция: экономия записывается красным сторно, а перерасход — обычной дополнительной проводкой.

Готовые изделия, на которые цена в течение года снизилась, если они морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, оцениваются в бухгалтерском учете и отчетности на конец отчетного года по цене возможной реализации с отнесением разницы в ценах на убытки.

При использовании для учета затрат на производство выпущенных изделий счета 40 "Выпуск продукции, работ, услуг" готовая продукция отражается на счете 43 "Готовая продукция" по нормативной (плановой) себестоимости.

Таблица 1. Расчет фактической себестоимости отгруженной продукции.

 

Показатель По твердым учетным ценам По фактической себестоимости Отклонение (+, -)
1 Остаток готовой продукции на начало месяца 300 000 306 000 + 6000
2 Поступило из производства 2 700 000 2 724 000 + 24000
3 Итого: 3 000 000 3 030 000 + 30 000
4 Отношение отклонений фактической себестоимости от стоимости по твердым ценам Х Х 1.0

 

1.2. Учет поступления готовой продукции из производства.

 

Организация разрабатывает годовой план выпуска продукции и календарные (квартальные, месячные, дневные и почасовые) графики. В целях контроля ритмичности работы цехов диспетчерские службы ведут оперативный учет выполнения графиков. Графики должны увязываться со сроком отгрузки готовой продукции, что позволяет контролировать выполнение договорных обязательств перед покупателями. Выпущенная готовая продукция переходит из сферы производства в сферу обращения.

Сдача готовых изделий из производства на склад оформляется приемо-сдаточными накладными. Они подписываются представителем технического контроля, работником сдающего цеха, заведующим складом (кладовщиком) или другим материально ответственным лицом, принявшим на хранение продукцию. Если договором предусмотрена приемка продукции с участием представителя заказчика (покупателя), то на документах должна быть и его подпись. Приемо-сдаточные накладные могут быть разовыми и накопительными (декадные, месячные). Они выписываются цехом-сдатчиком в двух экземплярах. Один экземпляр передается заведующему складом (кладовщику), а другой с распиской в приеме продукции остается в цехе.

Оказанные услуги и выполненные работы фиксируются приемо-сдаточными актами.

В бухгалтерии на основании сдаточных накладных ведут накопительные ведомости выпуска готовой продукции за месяц.

По окончании месяца в ведомости подсчитывают количество выпущенной готовой продукции по ее видам и оценивают по плановой себестоимости (или иной учетной цене). По этой оценке ведется аналитический учет готовой продукции.

Производственная себестоимость готовой продукции по ее видам или заказам определяется по данным аналитического учета основного производства. Установленные суммы себестоимости каждого вида изделий (заказа) проставляются в ведомости выпуска готовой продукции, а потом суммируются, получая фактическую себестоимость всего выпуска. После этого устанавливаются суммы отклонений фактической себестоимости от плановой (экономия или перерасход) как по видам продукции, так и по всему выпуску в целом.

Для учета готовой продукции на складе предназначен активный синтетический счет 43 "Готовая продукция". На нем обобщается информация о наличии и движении готовой продукции (продуктов производства) и товаров на складе. Этот счет используется организациями, осуществляющими промышленную, сельскохозяйственную и иную производственную деятельность.

Готовые изделия, приобретенные для комплектации (стоимость которых не включается в себестоимость выпускаемой организацией продукции) или в качестве товаров для продажи, учитываются на счете 41 "Товары". Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на счете 43 "Готовая продукция" не отражается, а фактические затраты по ним по мере реализации списываются со счетов учета затрат на производство (20, 23, 29 и др.) непосредственно на счет 90 "Реализация".

По дебету счетов 41 и 43 отражается поступление продукции (изделий) на склад, а по кредиту — их выбытие.

Готовая продукция, как правило, учитывается на счете 43 "Готовая продукция" по фактической производственной себестоимости. Сельскохозяйственные организации учитывают движение продукции растениеводства, животноводства и переработки сырья в течение года по плановой себестоимости. Разница между фактической и плановой себестоимостью готовой продукции, выявленная в конце года, относится на счет продукции в доле, относящейся к остатку указанной продукции на конец отчетного года.

Если какая-либо продукция полностью направляется для использования в своей организации, то она может учитываться на счете 10 "Материалы" или на других аналогичных счетах в зависимости от назначения этой продукции.

При ведении учета по полной журнально-ордерной форме кредитовые обороты по счету 43 отражаются в журнале-ордере № 11 (машинограмме).

Поступление готовой продукции из производства на склад отражается следующими проводками:

Д-т сч. 43 "Готовая продукция"

К-т сч. 20 "Основное производство" (23, 29) — на фактическую себестоимость.

Кроме того, для обобщения информации о выпущенной продукции, сданных заказчикам работах и оказанных услугах за отчетный период, а также выявления отклонений их фактической производственной себестоимости от нормативной (плановой) себестоимости при необходимости может использоваться синтетический счет 40 "Выпуск продукции, работ, услуг". По дебету этого счета отражается фактическая производственная себестоимость выпущенной из производства продукции, сданных работ и оказанных услуг в корреспонденции с кредитом счетов: 20 "Основное производство"; 23 "Вспомогательные производства"; 29 "Обслуживающие производства и хозяйства". По кредиту счета 40 отражается нормативная (плановая) себестоимость произведенной продукции, сданных работ и оказанных услуг в корреспонденции с дебетом счетов: 43 "Готовая продукция"; 90 "Реализация" и др. Если фактическая себестоимость определяется по окончании месяца, то в течение месяца по мере выпуска продукции, оказания услуг, выполнения работ бухгалтерские записи производятся по нормативной (плановой) себестоимости (Д-т сч. 43, 90 и К-т сч. 40). Выявленные в конце месяца отклонения фактической производственной себестоимости выпущенной продукции, работ, услуг от нормативной (плановой) на счете 40 отражаются в учете следующими проводками:

а) на сумму превышения нормативных (плановых) затрат над фактическими красным сторно:

Д-т сч. 90 "Реализация"

К-т сч. 40 "Выпуск продукции, работ, услуг";

б) на сумму превышения фактических затрат над нормативными (плановыми) дополнительной записью:

Д-т сч. 90 "Реализация"

К-т сч. 40 "Выпуск продукции, работ, услуг".

Таким образом, счет 40 ежемесячно закрывается и сальдо на отчетную дату не имеет.

Модель отражения хозяйственных операций на счете 40 показана на рисунке 9.1.

Д-тсч. 20, 23, 29 К-т Д-т сч. 40 "Выпуск продукции, работ, услуг" К-т Д-т сч. 43 К-т

С-до Фактическая себестои-, Нормативная (плановая) С-до

мость выпущенной про- себестоимость выпущенной

Затраты дукции, выполненных продукции, работ, услуг

работ, оказанных услуг

          Д-т сч. 90 К-т

Сторно — при превышении

нормативной (плановой) се-

бестоимости над фактичес-

кой (экономия)

Перерасход — при превыше-

нии фактических затрат над

 нормативной себестоимостью,

дополнительной записью

 

Рис.1. Модель отражения хозяйственных операций на счете 40 "Выпуск продукции, работ, услуг"

Аналитический учет готовой продукции в местах хранения и в бухгалтерии. Готовую продукцию на складе учитывают в карточках складского учета в натуральном выражении или в книгах количественно-сортового учета аналогично учету материалов.

При сальдовом методе связь количественно-сортового учета готовых изделий на складе с их учетом в суммовом выражении в бухгалтерии осуществляется с помощью ведомости учета остатков продукции на складе.

В конце месяца ведомость передается на склад для проставления остатков готовой продукции в количественном выражении на конец месяца из карточек (книг) складского учета по каждому номенклатурному номеру. После этого она передается в бухгалтерию, где остатки таксируются и подсчитываются соответствующие их суммы.

Вместо ведомости остатков продукции на складе связующим звеном складского учета с учетом в бухгалтерии может служить отчет материально ответственного лица о движении готовой продукции на складе за месяц. Он составляется по итоговым данным карточек (книг) складского учета, в котором отражается движение по складу готовых изделий каждого номен­клатурного номера в количественном выражении. В бухгалтерии отчет таксируется и по его данным составляется сортовая оборотная ведомость.

В условиях применения журнально-ордерной формы счетоводства в бухгалтерии ведут ведомость № 16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация".

В первом разделе ведомости № 16 формируются данные полной характеристики счета 43 "Готовая продукция" в двух оценках — фактической и учетной. Здесь определяется процентное отношение остатка на начало месяца плюс поступило из производства к учетной (плановой) их стоимости. Это процентное отношение используется бухгалтерией для определения фактической себестоимости продукции, отгруженной в отчетном месяце, возвращенной покупателями, и остатка ее на конец месяца. Остаток на конец месяца по фактической себестоимости необходим для последующей сверки с Главной книгой, а с книгами учета остатков на складах сверяется остаток по учетным ценам.

Аналитический учет отгруженной или отпущенной продукции ведется во втором разделе "Отгрузка, отпуск и реализация продукции и материальных ценностей" ведомости № 16 в разрезе покупателей (по каждому расчетно-платежному документу) и видов продукции и расходов, связанных с отгрузкой и реализацией продукции.

1.3. Учет отгрузки и реализации готовой продукции.

В настоящих условиях хозяйствования основное значение придается реализации продукции (работ, услуг) по договорам-поставщикам — важнейшему экономическому показателю работы, определяющему эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности организации. От объема реализации при прочих равных условиях зависит и величина прибыли организации — одного из показателей ее деятельности.

В системе постановки бухгалтерского учета в организациях особое место занимает учет отгрузки и реализации готовой продукции, в задачи которого входят:

-   постоянный контроль за выпуском готовой продукции (выполнением работ, оказанием услуг) по объему, ассортименту и качеству;

-   полный и достоверный учет готовой продукции на складе, систематический контроль за ее сохранностью и состоянием запасов;

-   контроль за выполнением договорных обязательств по отгрузке и реализации продукции, произведенных работ и оказанных услуг;

-   своевременный и правильный учет отгруженной и реализованной продукции (работ, услуг); четкая организация расчетов с покупателями;

-   своевременное предъявление покупателям расчетно-платежных документов и контроль за их оплатой;

-   учет и контроль соблюдения сметы расходов на реализацию и других расходов, связанных с отгрузкой и реализацией продукции (работ, услуг);

-   своевременное и достоверное определение результатов от ре­ализации продукции (работ, услуг) и их учет;

-   выявление рентабельности всей продукции и ее отдельных видов.

Под отгруженной (отпущенной) продукцией, выполненными работами и оказанными услугами понимают продукцию, работы, услуги, оформленные соответствующими документами (накладными, приемо-сдаточными актами и др.) по отгрузке готовых изделий, сдаче работ и услуг, а также передаче продукции для реализации на комиссионных и иных подобных началах.

Готовая продукция (работы, услуги) как правило, отгружается (выполняются) для покупателей в соответствии с договорами (контрактами) поставки и планом отгрузки. В соответствии с договорами отдел сбыта организации дает складу готовой продукции приказ об отгрузке изделий покупателям. Местным покупателям продукция отпускается по доверенности, а иногородним (если они сами не получают продукцию на месте) — по приказу-накладной, в которой дается распоряжение экспедиции, куда и каким способом отправить продукцию.

Все документы по отгруженной (отпущенной) готовой продукции, выполненным работам и оказанным услугам передаются в бухгалтерию или финансовый отдел, где выписываются платежные документы на имя покупателя (получателя). В частности, здесь оформляются счета-фактуры, платежные требования и платежные требования-поручения. С помощью этих документов доводится до сведения покупателя о факте отгрузки (отпуска) готовой продукции и требование ее оплаты.

Платежное требование-поручение выписывается поставщиком в трех или четырех экземплярах и состоит из двух частей. Первую часть заполняет поставщик, в которой указываются реквизиты плательщика и получателя, местонахождение их банков, назначение платежа, общее наименование товара, работ, услуг, сумма к оплате, в т.ч. НДС, подписи руководителя и главного бухгалтера получателя денежных средств и печать. Два первых экземпляра платежного требования-поручения высылаются почтой покупателю, который после проверки подписывает и первый экземпляр сдает в обслуживающий его банк для перечисления денежных средств поставщику продукции. К платежному требованию-поручению прилагаются счета-фактуры, квитанции транспортных накладных и др. Копии платежных требований-поручений (счетов-фактур) остаются в организации и служат основанием для учета отгруженных товаров.

Кроме того, не позднее десяти дней с даты отгрузки товара (выполнения работы, оказания услуги) или предоплаты (аванса) организация-поставщик должна представить организации-покупателю счет-фактуру по НДС.

При централизованной доставке продукции покупателям в ее получении со склада расписываются работники транспортно-экспедиционной службы. Указанная отправка продукции оформляется товарно-транспортной накладной.

Наличие и движение отгруженной продукции (товаров) учитываются на синтетическом активном счете 45 "Товары отгруженные". Па этом счете учитываются переданные транспортным или почтовым организациям, отгруженные собственным транспортом готовая продукция, товары и другие изделия в тех случаях, когда по условиям поставки или в соответствии с договором право владения и распоряжения грузом, риск ее случайной гибели (утраты) не переходит к покупателю в момент сдачи его к перевозке. Здесь также отражаются готовые изделия, переданные другим организациям для реализации на комиссионных и иных началах, стоимость тары, оплачиваемой покупателями сверх стоимости продукции, транспортные расходы (железнодорожный тариф, водный фрахт) независимо от того, возмещаются они покупателем сверх цены или включены в цену реализуемого товара, а также суммы по признанным претензиям, неустойкам и т.п., предъявленным покупателям за необоснованный отказ от оплаты отгруженной продукции, товаров, работ, услуг, транспортным организациям за недостачу и порчу груза. То есть указанный счет применяется в случае, если организация отражает реализацию продукции (работ, услуг) по мере ее отгрузки и оплаты покупателем (заказчиком).

При отгрузке продукции в учете делаются следующие записи:

Д-т сч. 45 "Товары отгруженные"

К-т сч. 43 "Готовая продукция" — на фактическую производственную себестоимость (плановую, нормативную) отгруженной продукции;

К-т сч. 41 "Товары" — на фактическую себестоимость отгруженных товаров и др. счетов (20, 21, 23, 29).

По мере поступления денежных средств за отгруженную продукцию, товары, выполненные работы, оказанные услуги либо сообщения комиссионера о реализации переданных ему изделий составляются проводки:

а) Д-т сч. 51 "Расчетный, счет" (52, 55)

К-т сч. 90 "Реализация" — на стоимость по ценам реализации;

б) Д-т сч. 90 "Реализация"

К-т сч. 45 "Товары отгруженные" — на фактическую производственную себестоимость;

К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам" — на начисленные налоги.

Расходы и услуги, возмещаемые покупателями, по мере их поступления в учете отражаются записью:

Д-т сч. 51 "Расчетный счет" (50, 52, 55) К-т сч. 45 "Товары отгруженные".

При отражении реализации по мере предъявления платежных документов покупателям за отгруженную продукцию, товары, работы, услуги счетом 45 "Товары отгруженные" не пользуются. В этом случае на основании предъявленных к оплате расчетных документов в учете делаются проводки:

а) Д-т сч. 62 "Расчеты, с покупателями и заки.пиками"

К-т сч. 90 "Реализация" — на стоимость продукции по ценам реализации с учетом НДС;

б) Д-т сч. 90 "Реализация"

К-т сч. 43 "Готовая продукция" (20, 21, 23, 29, 40, 41 и др.) — на фактическую производственную себестоимость;

К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам" — на начисленные налоги.

По мере поступления денежных средств за ранее отгруженную продукцию делаются записи:

Д-т сч. 51 "Расчетный счет" (52, 55)

К-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Аналитический учет отгруженной и отпущенной продукции предусматривает: необходимость текущей регистрации операций по отгрузке на основе предъявленных на инкассо или отправленных в адрес покупателей платежных документов (счетов-фактур, платежных требований, платежных требований-поручений и др.); наблюдение за оплатой грузов и продвижением товаров в случаях отказа от оплаты счетов; обобщение за каждый месяц произведенных записей в таком порядке, при котором видны бухгалтерские записи по синтетическим счетам и необходимые данные для составления отчетности.

При полной журнально-ордерной форме учет отгрузки и реализации продукции, работ, услуг ведется в ведомости № 16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация" (применяется при отражении реализации продукции, товаров, работ, услуг по мере поступления денежных средств на расчетный либо другой счет организации), ведомости № 16/1 "Учет реализации продукции, работ, услуг по отгрузке" (применяется в тех организациях, которые организуют учет реализованной продукции, работ, услуг по мере отгрузки и предъявления на оплату расчетных документов).

При отгрузке (отпуске) продукции (товаров, работ, услуг) покупателю (заказчику) записи в ведомостях производятся позиционным способом по каждому счету (покупателю, заказчику, виду продукции).

При применении в текущем учете учетных цен на готовую продукцию необходимо определять отклонения фактической себестоимости готовой продукции от ее стоимости по учетным ценам.

Для оценки остатков готовой продукции на складах на конец отчетного периода (месяца), а также определения фактической себестоимости товаров отгруженных рассчитывают процент отклонений:

ОГПф + ПГПф

 О =

 ОГПу + ПГПу

где О — отношение фактической себестоимости остатка изделий на складе и поступления в течение отчетного периода (месяца) к их стоимости по учетным ценам, % ; ОГПф — остаток готовой продукции на складах в оценке по фактической себестоимости на начало отчетного периода (месяца); ПГПф — поступление готовой продукции из производства по фактической себестоимости в течение отчетного периода (месяца); ОГПу — остаток готовой продукции на складах в оценке по учетным ценам на начало отчетного периода (месяца); ПГПу — поступление готовой продукции из производства по учетным ценам в течение отчетного периода (месяца).

Фактическая себестоимость остатков готовой продукции на складах на конец отчетного периода (месяца) определяется путем умножения ее стоимости по учетным ценам на рассчитанный по вышеприведенной модели процент отклонений. Аналогично определяется фактическая себестоимость товаров отгруженных за отчетный период, когда количество товаров отгруженных в оценке по учетным ценам корректируется на этот же процент отклонений.

При значительных колебаниях рентабельности отдельных видов изделий расчеты процента отклонений необходимо производить по группам готовой продукции.

Выявленные отклонения в учете отражаются следующими записями на счетах:

Д-т сч. 43 "Готовая продукция" — на сумму отклонений, относящихся к остатку готовой продукции на складе;

Д-т сч. 45 "Товары отгруженные" — на сумму отклонений, относящихся к остатку товаров отгруженных

К-т сч. 83 "Добавочный фонд" (субсчет "Фонд сохранения оборотных средств в условиях инфляции").

В случае отрицательных отклонений делаются аналогичные сторнировочные записи на счетах.

Продажа продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продажи через розничную торговлю.

Порядок синтетического учета продажи продукции зависит от выбранного метода учета продажи продукции. Организациям разрешается определять выручку от продажи продукции для целей налогообложения либо по моменту оплаты отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, либо по моменту отгрузки продукции и предъявления платежных документов покупателю (заказчику) или транспортной организации.

Дата продажи товаров (работ, услуг) в зависимости от принятой учетной политики для целей налогообложения определяется:

·  для организаций, выбравших метод продажи «по отгрузке», — как наиболее ранняя из следующих дат:

·  день отгрузки товара (работ, услуг) или передача права собственности на товар;

·  день оплаты товаров (работ, услуг)

·  для организаций, выбравших метод продажи «по оплате», — по мере поступления денежных средств, как день оплаты товаров (работ, услуг).

При этом оплатой товаров (работ, услуг) признается прекращение встречного обязательства приобретения указанных товаров (работ, услуг) перед налогоплательщиком, которое непосредственно связано с поставкой (передачей) этих товаров (работ, услуг). В бухгалтерском учете продукция считается реализованной в момент ее отгрузки (в связи с переходом права собственности на продукцию к покупателю).

Завершающей стадией процесса кругооборота средств организации является реализация продукции, работ, услуг, в результате чего готовые изделия, работы, услуги превращаются в деньги. Моментом реализации считается или дата зачисления на расчетный или иной счет платежа от покупателя (заказчика), или дата отгрузки (отпуска) продукции, работ, услуг и предъявления покупателям (заказчикам) расчетно-платежных документов. При расчетах в порядке плановых платежей моментом реализации является дата отгрузки продукции потребителю.

Для обобщения информации о процессе реализации готовой продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а также для определения финансовых результатов от реализации этих ценностей (работ, услуг) предназначен результатный счет 90 "Реализация". На нем отражаются себестоимость и выручка (доходы) по готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства; работам и услугам промышленного характера; работам и услугам непромышленного характера; покупным изделиям (приобретенным для комплектования); строительным, монтажным, проектно-изыскательским, геологоразведочным, научно-исследовательским и т.п. работам; товарам; услугам по перевозке грузов и пассажиров; услугам транспортно-экспедиционным и погрузочно-разгрузочным операциям; услугам связи; предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды (лизинга); предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности.

Аналитический учет по счету 90 "Реализация" ведется по каждому виду реализуемой продукции, работ, услуг.

Для отражения операций по дебету счета 90 "Реализация" прежде всего необходимо определить фактическую себестоимость реализованной продукции.

Поскольку фактическая себестоимость выпущенной из производства и отгруженной продукции, работ, услуг может быть определена по окончании месяца, то в течение месяца движение указанной продукции в учете отражается по учетным ценам. По окончании месяца учетная стоимость выпущенной из производства и отгруженной продукции, работ, услуг доводится до фактической. С этой целью ежемесячно рассчитываются сумма и процент отклонений фактической себестоимости от учетной. (табл.2).

Табл. 2. Расчет фактической себестоимости отгруженной продукции.

№ п/п Показатели По фактической себестоимости По учетным ценам (договорным)
1 Остаток на начало месяца на складе (сч. 43) 6 100 000 9 260 000
2 Поступило за отчетный месяц 33 675 450 51 800 000
Итого поступление с остатком 39 775 450 61 060 000
3 Процентное отношение фактических затрат к учетной стоимости 39775450 * 100 65%
4 Отгружено за отчетный месяц 32 284 399 49 400 000
5 Списано на счет 94 205 509 390 000
6 Остаток на конец месяца на складе 7 285 542 11 270 000

При учете реализации по мере оплаты отгруженной продукции аналогичный расчет составляется и по счету 45 "Товары отгруженные", поскольку следует определить как фактическую себестоимость реализованных, так и остаток товаров отгруженных (табл. 3).

Табл. 3. Расчет фактической себестоимости реализованной продукции, руб.

№ п/п Показатели По фактической себестоимости По учетным ценам (договорным)
1 Остаток товаров отгруженных на начало месяца (сч. 45) 6 400 000 33 885 080
2 Отгружено продукции в течении месяца 25 858 200 15 514 920
Итого 32 258 200 49 400 000
3 Процентное отношение фактических затрат к учетной стоимости 32258200*100/ 49 400 000 65, 3%
4 Реализовано 19 851 200 30 400 000
5 Остаток товаров отгруженных на конец месяца 12 407 000 19 000 000

Ежемесячно путем сопоставления кредитового оборота по субсчету 1 "Выручка от реализации" счета 90 и его совокупного итога дебитового оборота по субсчетам 2 — 6 определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от реализации за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно заключительными оборотами списывается с субсчета 9 "Прибыль/ убыток от реализации" счета 90 "Реализация" на счет 99 "Прибыли и убытки"

Если кредит счета 90 окажется выше, чем дебет, то организацией получена прибыль, которая списывается на счет 99 "Прибыли и убытки" следующей проводкой:

Д-т сч. 90 "Реализация"

К-т сч. 99 "Прибыли и убытки".

Если кредит счета 90 окажется меньше, чем дебет, это означает, что получен убыток, на который делается следующая проводка:

Д-т сч. 99 "Прибыли и убытки"

К-т сч. 90 "Реализация".

1.4. Порядок инвентаризации готовой продукции.

 

Основная задача инвентаризации готовой продукции – проверить соответствие ее фактического наличия на складе учетным документам. В ходе проведения инвентаризации одновременно выявляют изделия, не оформленные приемо-сдаточными накладными, факты пересортицы, порчи, излишки и недостачи готовой продукции, проверяют документальную обоснованность остатка средств по счету «Расчеты с покупателями и заказчиками», выявляют просроченную оплату выставленных счетов.

Порядок проведения инвентаризации готовой продукции в основном такой же, как и по другим материальным ценностям, входящим в состав материально-производственных запасов. Отличие заключается в том, что готовые изделия в ряде случаев хранятся не только на складах самой организации, но и в структурных подразделениях и в других организациях на ответственном хранении. Описи составляют отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций. Поскольку движение готовой продукции происходит, как правило, интенсивнее чем сырья и материалов, то их инвентаризацию следует проводить в сжатые сроки. При этом проверяются не только наличие продукции путем ее обсчета, взвешивания, обмера, но и ее комплектность, сортность и другие качественные характеристики. В инвентаризационных описях кроме кода, наименования и количества готовой продукции указывают ее номенклатурный номер, марку, сорт и другие отличительные признаки, предусмотренные в стандартах и технических условиях.

На залежалую и неполноценную продукцию составляют отдельные описи.

Ø  Изделия, пришедшие в негодность, в описи не включают. На них составляют специальный акт, в котором указывают причины и виновников порчи готовой продукции, сумму потерь от порчи.

Ø  Изделия, поступившие во время инвентаризации, принимают в присутствии инвентаризационной комиссии и включают в отдельную опись.

Готовую продукцию, хранящуюся на складах других организаций, включают в описи на основании документов, подтверждающих ее сдачу на ответственное хранение. В описях отражают наименование, количество, сорт, учетную стоимость продукции, дату принятия ее на хранение, место нахождения, номера и даты оправдательных документов. Сохранные расписки на продукцию, оставленную на ответственное хранение, должны быть переоформлены на дату, близкую к началу инвентаризации.

В описях на готовую продукцию, находящуюся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.

В описях готовой продукции, отгруженной и неоплаченной в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся: наименование покупателя, наименование продукции, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия продукции с данными бухгалтерского учета регулируют в следующем порядке:

- убыль готовой продукции в пределах норм списывают по распоряжению руководителя организации соответственно на издержки производства и обращения.

Нормы убыли могут применяться только в случаях выявления фактических недостач;

- недостачи готовой продукции, ее порча сверх норм естественной убыли должны относиться на виновных лиц по учетным ценам (дебет счета №94 и кредит счета №43). Если виновники не установлены или во взыскании с них отказано судом, убытки от недостач и порчи списывают на финансовые результаты (счет прочих доходов и расходов).

- выявленные излишки готовой продукции оценивают по рыночной стоимости на дату инвентаризации и включают в состав внереализационных доходов (по дебету счета №43 «Готовая продукция» и кредиту счета №91 «Прочие доходы и расходы».

- излишки по пересортице принимаются к учету на счет №43 «Готовая продукция» с кредита счета №94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Результаты инвентаризации готовой продукции отражают в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.

2.  Аудит готовой продукции.

 

2.1 Аудит операций по учету готовой продукции.

В рыночной экономике особую актуальность представляют вопросы правильности и своевременности отражения в учете поступления готовой продукции и обеспечения ее сохранности, что в конечном счете способствует эффективной деятельности предприятия в целом.

Основными задачами аудита поступления продукции собственного производства являются:

• проверка состояния складского хозяйства, условий храпения и обеспечения сохранности продукции;

• проверка полноты и своевременности ее оприходования;

• проверка своевременности и полноты инвентаризации и принятых по ее результатам мер;

• проверка реальности числящихся остатков готовой продукции па складе;

• выявление фактов растрат, недостач и хищений продукции;

• определение потерь, обусловленных естественными факторами и зависящими от людей условиями хранения продукции и ее транспортировки;

• установление причин и должностных лиц, виновных в допущенных недостачах.

Основой для бухгалтерского учета, контроля и анализа за наличием, движением и сохранностью произведенной продукции является первичная документация. На практике используются многочисленные формы первичных документов, по которым приходуется полученная из производства продукция.

Кроме первичных документов источниками аудиторской проверки являются книги или карточки складского учета, отчетность материально ответственных лиц, регистры аналитического и синтетического учета, Главная книга, баланс предприятия.

Первоочередное внимание в организации контроля за поступлением на предприятие товарно-материальных ценностей должно уделяться полноте и своевременности приходования продукции собственного производства. Большое значение при этом имеет правильная постановка текущего учета и контроля, когда возможно своевременно вскрыть и предупредить незаконное ис­пользование, порчу или хищение готовой продукции. Наряду с приемами документального контроля в данном случае могут быть использованы и приемы фактического контроля (контрольные инвентаризации, лабораторные анализы и т.д.), что значительно повышает действенность текущего контроля за сохранностью готовой продукции.

При проверке внимательно изучают состояние учета и хранения, соблюдение порядка оприходования всей поступившей за ревизуемый период продукции собственного производства. При этом анализируются и проверяются по форме и по существу первичные документы на оприходование продукции. В ходе проверки устанавливают правильность составления указанных документов, их подлинность, реальность отраженных в них операций и объективность содержащихся сведений. Производится встречная сверка документов па оприходование продукции с документами по начислению оплаты труда. При атом аудитор составляет следующую вспомогательную ведомость (табл. 4).

Таблица 4. Ведомость проверки полноты и правильности оприходования полученной готовой продукции.

Наименование готовой продукции Оприходовано продукции, согласно первичным документам Количество продукции, за которое произведено начисление оплаты труда Отклонения, (+,-) Примечания

Если установлены расхождения, аудиторы обязаны установить их причины и виновных лиц.

Нередко с целью искусственного завышения количества полученной продукции умышленно завышают ее расход по отдельным направлениям. Поэтому аудитор проверяет как документы на поступление, так и на расход продукции, составляя балансы ее движения. При этом аудитор составляет вспомогательную ведомость (табл. 5).

Таблица 5. Баланс движения продукции.

Наименование продукции Единица измерения Получено из производства Использовано Отклонения, + (-)
реализовано государству реализовано на рынок  и т.д. итого использовано

Особенно эффективным приемом проверки полноты оприходования продукции является контрольный запуск сырья и материалов в производство. Результаты контрольного запуска сырья и материалов в производство оформляются отдельным промежуточным актом.

При аудите полноты и своевременности оприходования готовой продукции следует учитывать, что оприходованию должна подлежать продукция, прошедшая все технологические стадии и соответствующая техническим условиям и стандартам. Первичные документы на ее оприходование (приемо-сдаточные накладные, акты и т.д.) сверяются с данными отчетов заведующих складами на их оприходование, а также с данными аналитического и статистического учета.

При наличии отклонении аудитор устанавливает их причины и виновных лиц.

В процессе аудита изучается ритмичность выпуска продукции и поставок ее покупателям. При этом анализируется соблюдете графика выпуска продукции и ее отгрузки покупателям.

2.2 Аудит операций по отгрузки и реализации готовой продукции.

Реализация готовой продукции — важная стадия кругооборота средств предприятия, на которой определяется общественная полезность продукта.

Основными задачами аудита реализации являются следующие:

• проверка обоснованности плана реализации и его выполнения;

• определение правильности оформления первичных документов, связанных с реализацией продукции, основных средств, прочих активов, а также оказанием услуг;

• установление наличия, своевременности и правильности заключения договорных взаимоотношений предприятия с соответствующими заготовительными и другими организациями;

• проверка качества реализованной продукции, уровни ее товарности;

• контроль за правильным установлением закупочных и других цен;

• определение полноты и своевременности поступления выручки на счета предприятия;

• проверка выявления резервов увеличения реализации продукции и поступления выручки;

• проверка полноты и правильности возмещения покупателями расходов, связанных с процессом реализации;

• выявление потерь на стадии сбыта продукции и лиц, виновных в этом;

• организация учета и проверка достоверности отчетных данных по реализации продукции, выполненных работ и услуг, а также по реализации основных средств и прочих активов.

Материалами для проверки служат: накладные на вывоз и отпуск продукции со складов; квитанции заготовительных организаций о приеме продукции; приходные кассовые ордера и ведомости на уплату средств наличными деньгами за купленную у предприятия продукцию; документы на отпуск продукции для продажи через свою торговую сеть, на колхозном рынке; отчеты материально ответственных лиц, занятых реализацией продукции; реестр документов по реализации продукции (работ и услуг); накопительные ведомости учета реализации продукции (работ и услуг); соответствующий журнал-ордер, машинограммы; Главная книга; баланс предприятия.

В условиях рыночной экономики финансовая устойчивость предприятия зависит от конкурентоспособности выпускаемой продукции, ее спроса па внутреннем и внешнем рынках и объема реализации по договорам поставок. Основными документами, регулирующими сбытовую деятельность предприятий, являются договоры на реализацию готовой продукции, выполнение работ и оказание услуг сторонним организациям. Поэтому наряду с обоснованностью планирования реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг на сторону необходимо всесторонне проверить и правильность заключения предприятием указанных договоров как важнейшей правовой основы его сбытовой деятельности.

Проверяя наличие и правильность заключения договоров, аудиторы устанавливают обеспеченность планируемых объемов закупок продукции договорной базой, своевременность заключения договоров с каждым покупателем по каждому виду продукции, обоснованность указанных в них объемов, качества, сроков и способов поставки продукции, условий расчетов и санкций за невыполнение договорных обязательств. При наличии отказа покупателя от заключения договоров или приемки продукции в запланированных предприятием объемах, выявляют его мотивы и обоснованность, меры, принятые предприятием для разрешения преддоговорного спора. Если такие меры не были приняты, то необходимо выяснить возможность разрешения этого спора в ходе проведения ревизии или проверки. Должны быть тщательно изучены законность и обоснованность внесения в договоры записей об особых условиях поставок, если таковые имеют место.

Основным моментом аудита является проверка наличия по каждому договору расшифровок ассортимента с указанием сроков поставок покупателям соответствующей продукции, отметок о фактическом отпуске с указанием даты. При наличии расхождений между этими данными целесообразно в выборочном порядке сверить записи в оперативном учете с показателями приемо-сдаточных актов, зафиксированными в накопительных ведомостях выпуска готовой продукции. Такая встречная проверка позволяет установить факты, когда продукция была изготовлена, но из-за отсутствия должного оперативного контроля работников своевременно не были выписаны распоряжения заведующим складами или экспедиторам об отпуске готовой продукции покупателям, в результате чего допущен срыв сроков ее поставки покупателям. При этом аудитор составляет следующую вспомогательную ведомость (табл. 6).

Таблица 6. Проверка соблюдения графика отгрузки продукции покупателям

Наименование продукции Срок отгрузки про­дукции по графику или договору Фактический срок отгрузки Отклонения, + (_ ) Примечание

При установлении отклонений устанавливаются причины и виновные лица.

Далее обращают внимание на соблюдение графиков сдачи работниками и экспедиторами документов в бухгалтерию предприятия на отпущенную продукцию, на основе которых бухгалтерия выписывает платежные документы. Чаще всего задержка оплаты платежных документов покупателями вызвана неправильным оформлением сопроводительных документов грузов (товарно-транспортных накладных, счетов-фактур и т.д.), а в ряде случаев — платежных документов.

Если покупателями были предъявлены претензии за недогруз продукции или ее пересортицу, необходимо изучить материалы, получить объяснения от работников, осуществляющих упаковку, отгрузку, выписку отгрузочных документов, провести инвентаризацию продукции на складе и сопоставить данные инвентаризации с предъявленными претензионными документами.

Выявленные факты нарушения типовых инструкций о порядке заключения договоров и реализации отдельных видов продукции должны быть доведены до сведения руководителей предприятия, соответствующих покупателей и при необходимости — вышестоящих органов в целях своевременного принятия мер по их устранению.

Одним из недостатков при заключении договоров является неоговорка зачастую в них о финансовых санкциях, которые должна понести виновная сторона. Следствием этого может стать рост неплатежей покупателей либо недопоставка продукции. Причем, если потерпевшая сторона обратится в суд с иском, то ей будет отказано по причине отсутствия в договоре финансовых санкций.

При изучении самих договоров аудитор обращает внимание на то, имеются ли в нем все необходимые разделы, позволяющие в достаточной полноте отразить права и обязанности сторон (полное наименование и адреса сторон, их уполномоченных представителей, предмет договора, объемы, качества, сроки, способы доставки продукции, условия расчетов, санкции, которые несут стороны при нарушении договорных обязательств), скреплен ли он подписями и печатями, указан ли срок действия договора. Затем подробно изучают договоры по существу, причем особое внимание обращают на правильность применения цен, условий расчетов и санкций.

В таком же порядке проверяют договоры на выполнение работ пли оказание услуг сторонним организациям. В случае использования при этом рабочей силы и материально-технических средств должен быть четко оговорен порядок их предоставления и расчетов. Обращают внимание на обоснованность применения указанных в договорах тарифов, цен, расценок и санкций. При установлении выполнения работ и услуг на бездоговорной основе необходимо принять меры к заключению соответствующих договоров непосредственно в ходе проведения данной ревизии или проверки.

Контроль процесса реализации — один из наиболее трудоемких разделов внутрихозяйственного контроля. В ходе его в первую очередь обеспечивается систематическое наблюдение за выполнением договоров по продаже продукции покупателям. Такой контроль, если он осуществляется повседневно и всеми заинтересованными должностными лицами, позволяет вовремя заметить и изучить причины недовыполнения планов, но отдельным позициям, а также вскрыть резервы для погашения недопоставок.

Предварительный внутрихозяйственный контроль процесса реализации осуществляется при составлении бизнес-плана экономического и социального развития предприятия на каждый год. Данный контроль проводят руководитель и главный бухгалтер предприятия, которые, подписывая первичные документы на реализацию продукции, работ и услуг по тому или иному каналу, убеждаются в их законности, а также в правильности применения цен и тарифов. При этом они руководствуются законодательными, инструктивными указаниями.

В порядке предварительного контроля выявляют (наряду с обос­нованностью плановых показателей, наличием и правильностью заключения договоров) готовность предприятия к отправке покупателю той или иной продукции: наличие и исправность весов и других измерительных приборов, транспортных средств, тары, обеспеченность необходимой документацией, разработка графиков, маршрутов доставки продукции и т.д. Контролеры должны обратить внимание на наличие и готовность транспортных средств, используемых для доставки покупателю.

При проверке отпуска продукции покупателям широко используют приемы фактического контроля, например контрольное взвешивание и лабораторный анализ отдельных партий продукции. Проверяющие широко практикуют встречную сверку данных о принятой продукции покупателем и отгруженной проверяемой организацией, что способствует своевременному установлению расхождений и оперативному принятию соответствующих мер.

При последующем контроле аудиторы проверяют учетные данные о физическом количестве, зачетной массе, качестве, себестоимости и выручке от реализации продукции. При этом по товарно-транспортным накладным, путевым листам грузового автомобиля, по актам встречной проверки с покупателями устанавливают достоверность натуральной и зачетной массы реализованной продукции.

При этом особое внимание обращают на реальность скидок и надбавок к фактической массе каждого вида проданной продукции, для чего проверяют показатели ее качества, правильность расчета величины тех или иных скидок и надбавок и определения зачетной массы.

Иногда встречаются факты необоснованного списания насчет реализации потерь и недостач продукции в пути при ее доставке из предприятия покупателю. При этом составляют расчет потерь, возможных в результате естественной убыли, а разница должна быть оформлена как недостача с последующим отнесением па виновных лиц. Причины возникновения указанных недостач изучают как по документальным данным, так и путем опроса соответствующих должностных лиц, запроса покупателей. Если такая проверка или ревизия осуществляется в период продажи той, или иной продукции, могут быть применены приемы ее контрольного взвешивания, пересчета и определения качества. На правильность этих показателей в сопроводительных и расчетных документах надо обращать особое внимание; так как чаще всего именно путем их искажения совершаются разного рода злоупотребления.

Отдельной проверке подлежит правильность определения себестоимости и реализационных цен проданной продукции. Реализационные цепы по каждому виду продукции, работ и услуг проверяют путем их сопоставления с действующими прейскурантами и договорами по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг. Обращают внимание на обоснованность планирования качества продукции и правильность расчета средних реализационных цен, исходя из сроков продажи, качественных кондиций (показателей) и сверхплановых объемов реализуемой продукции.

При проверке полноты и правильности оплаты продукции целесообразно проконтролировать своевременность перечисления покупателями средств за реализованную продукцию. От этого в значительной мере зависит платежеспособность предприятия и своевременность его расчетов с поставщиками. Сверяются даты перечисления средств по платежным документам и приемке продукции по товарно-транспортным накладным. Если оплата просрочена, необходимо подсчитать число дней просрочки и начислить штрафные санкции за просрочку оплаты продукции. При этом аудитор составляет следующую вспомогательную ведомость (табл. 7).

Таблица 7. Ведомость проверки своевременности оплаты за отгруженную продукцию

Наименование продукции Сроки оплаты согласно договору Сроки фактической оплаты Отклонения, + (-) Штрафные санкции, причитающиеся предприятию

При проверке продажи продукции на рынке устанавливают ее объемы, правильность применения цен и полноту оприходования выручки в кассу предприятия. Для этого привлекают соответствующие данные по счету 46 (о количестве, цене и выручке от реализации отдельных видов продукции), а также отчетов о продаже продукции на рынке. При этом аудитор составляет следующую вспомогательную ведомость (табл. 7).

Таблица 8. Ведомость проверки полноты оприходовании выручки от реализации продукции на рынке.

Наименование продукции Оприходовано выручки согласно данным предприятия, р. Следовало оприходовать согласно данным проверки, р.

Отклонения,

+ (-)

Примечания

При установлении отклонений определяется их причина, устанавливаются виновные лица.

Немаловажное значение имеет для аудитора ревизия записей по счету 45 "Товары отгруженные". На данном счете могут учитываться товары, переданные другим организациям для реализации на условиях комиссионной продажи или других условиях.

Со счета 45 "Товары отгруженные" стоимость товаров списывается на счет 46 "Реализация" при предъявлении покупателем расчетных документов за отгруженную продукцию либо поступлении извещения комиссионера о реализации переданных ему ; товаров.

Если предприятие отражает реализацию продукции по мере оплаты покупателем расчетных документов, то счет 45 "Товары отгруженные" используется для обобщения информации о наличии и движении всей отгруженной продукции. При этом принятые на учет по счету 45 "Товары отгруженные" суммы списываются в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" при оплате расчетных документов покупателем. Аудитору важно выборочным путем сверить ту часть отгруженных и неоплаченных товаров, которая длительное время (свыше 1 месяца) находится в пути, произвести встречную сверку с непосредственными получателями товаров. В случаях потери товаров в пути следует рекомендовать руководству оформить в установленном порядке претензионные документы на предмет взыскания их стоимости с виновной стороны.

Обобщенная информация о процессе реализации готовой продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг для определения финансовых результатов от реализации отражается на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". На этом счете учитывается выручка (доходы) и себестоимость реализованной продукции.


Заключение.

 

В работе была рассмотрена система учета готовой продукции, действующая в Республике Беларусь на данный момент. Рассмотрение данной проблемы велось с учетом последних изменений в нормативно-правовой базе на данную тематику. Были раскрыты такие темы как: учет поступления, отгрузки, реализации готовой продукции, и аудит операций по учету готовой продукции, её отгрузки и реализации.

Наряду с теоретическим аспектом рассмотрения проблемы, в работе присутствовал и практический элемент, который представлял собой числовой пример, по которому необходимо было произвести основные операции учета готовой продукции, образцы заполнения бланков при аудите операций с готовой продукцией. Приведены для полного ознакомления с темой курсовой нормативно-правовые акты и инструктивные материалы, регулирующие вопросы проверки.

Практическая часть.

Вариант 4 .

Таблица 4. Хозяйственные операции.

№ операции Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. частная
1 Поступили от фирмы матер, (по отпускным ценам) без НДС 10 60 458000
2 Транспортные расходы 16 60 85000
3 НДС по полученным материалам 18/1 60 108000
4 Перечислены с расчетного счета оплата поставщику (определить) 60 51 651000 
5 Отражен НДС уплаченный поставщику 18/2 18/2 112800
6 В кассу с расчетного счета получены деньги 50 51 261200
7 Начальнику цеха выдано в подотчет на командировочные расходы 71 50 42000
8 Выдана заработная плата рабочим и служащим 70 50 209000
9 Депонирована не полученная в срок заработная плата рабочих и служащих 59 50 38000
10 На расчетный счет возвращена депонированная заработная плата 51 59 38000
11 Согласно авансовому отчету списаны командировочные расходы начальника цеха отпущены в производство материалы по учетным ценам: 25 71 42000
12 Отпущены в производство материалы по учетным ценам:
Изделие группы А: 20/а 10 348000
Изделие группы В: 20/в 10 158000
На цеховые нужды 25 10 78000
 На нужды заводоуправления 26 10 30000
13 Согласно расчета списаны товарно-заготовительные расхода относящиеся на производство (из расчетной таблицы):
Изделие группы А: 20/а 16 63684 
Изделие группы В: 20/в 16 28914 
На цеховые нужды                   25 16 14274 
На нужды заводоуправления 26 16 5490 
14 Получено безвозмездно от другого предприятия оборудование 01 92 338200
15 Начислен износ:
Машины и оборудования производственного назначения по изделию А 20/а 02 60000
Машины и оборудования производственного назначения по изделию В 20/в 02 52200
Зданий, сооружений и прочих основных средств цехового назначения 25 02 48800
Зданий, сооружений и прочих основных средств заводского назначения 26 02 32000
16 Начислена заработная плата за месяц основным производственным рабочим по производству:
Изделий группы А: 20/а 70 408000
Изделий группы В: 20/в 70 218000
Работникам цехов 25 70 118000
 Работникам аппарата управления 26 70 98000
17 Произведены отчисления в фонд социального страхования и обеспечения в размере 35% от суммы начисленной заработной платы (рассчитать)
Производственных рабочих изделий группы А 20/а 69 142800 
Производственных рабочих изделий группы В 20/в 69 76300 
Работникам цехов 25 69 41300 
Работникам аппарата управления 26 69 34300 
18 На складе готовой продукции выявлена недостача:
Изделий группы А 94 43/а 8800
Изделий группы В 94 43/в 8600
19 Из заработной платы произведены удержания
Подоходного налога 70 68 51900
Профсоюзных взносов 70 76 12000
Отчисления в пенсионный фонд 70 69 12000
По исполнительным листам 70 76 23700
20 Согласно расчета распределены списаны цеховые расходы (рассчитать)
Изделий группы А 20/а 25 195844
Изделий группы В 20/в 25 104530
21 Согласно расчета распределены списаны расходы заводоуправления (рассчитать)
Изделий группы А 20/а 26 130263
Изделий группы В 20/в 26 69527
22 Определена и списана фактическая себестоимость готовой продукции (рассчитать)
Изделий группы А 43/а 20/а 1313591
Изделий группы В 43/в 20/в 657971
23 Списана реализованная готовая продукция по фактической себестоимости
Изделий группы А 90/2 43/а 1043000
Изделий группы В 90/2 43/в 560000
24 Отражена задолженность покупателям за реализованную продукцию
Изделий группы А 62 90/1 1508000
Изделий группы В 62 90/1 808000
25 Оплачены с расчетного счета расходы по отправке готовой продукции покупателям 60 51 64800
26 На расчетный счет поступили от покупателей платежи за реализованную продукцию с НДС 51 62 2316000
27 Списаны коммерческие расходы на себестоимость реализованной готовой продукции
Изделий группы А 90/4 60 40000
Изделий группы В 90/4 60 24800
28 Начислен НДС (рассчитать)
Изделий группы А 90/3 68 230034 
Изделий группы В 90/3 68 123254 
29 Произведен зачет НДС уплаченного поставщиком 68 18/2 112800 
30 Рассчитаны отчисления в Республиканский бюджет, 3%
Изделий группы А 90/5 68 38339 
Изделий группы В 90/5 68 20542 
31 Отражен финансовый результат (рассчитать) 90/9 99 236031 
32 Получены на расчетный счет денежные средства от покупателей
Фирма «Тайфун» 51 62 153000
Фирма «Агат» 51 62 87500
Фирма «Ника» 51 62 48700
33 Перечислены с расчетного счета следующие платежи:
Платежи в бюджет
НДС 68 51 75100
Отчисления в Республиканский бюджет, 3% 68 51 24000
Налог на прибыль 68 51 24000
В пенсионный фонд 69 51 19000
Фонд социальной защиты населения 69 51 57500
Поставщикам
Фирма «Аскона» 60 51 120000
Фирма «Мона» 60 51 130700
Фирма «Луч» 60 51 100000
Другим кредиторам
Узел связи 60 51 65000
Обслуживающий банк 60 51 22400
Погашена краткосрочная ссуда банка 66 51 348000

Таблица 5

Расчет распределения транспортно-заготовительных расходов по сырью и материалам

Показатель

Сырье и материалы

по покупным ценам, руб.

Транспортно-

заготовитель

ные расходы,

руб.

Средний процент

транспорт но-

заготовит

ельных

расходов

Фактическая

себестоимость

материалов, руб.

Остаток на начало месяца 400000 75000 475000

Поступило за

месяц,

произведено

расходов

458000 82000 540000
Итого: 858000 157000 18,3 1015000

Израсходовано

на

производство

изделий

группы А

348000 63684 411684

Израсходовано

на

производство

изделий

группы В

158000 28914 186914

Израсходовано

на цеховые

цели

78000 14274 92274

Израсходовано

на

общезаводские

цели

30000 5490 35490
Итого: 614000 112362 726362
Остаток на конец месяца 244000 44638 288638

 Таблица 6 Расчет распределения цеховых и общезаводских расходов за апрель текущего года

Вид изделия

Основная

заработная

плата

производствен

ных рабочих

Цеховые расходы Общезаводские расходы
% Сумма, руб. % Сумма, руб.
Всего: 626000 300374 199790
А 408000 65,2 % 195844 65,2 % 130263
В 218000 34,8 % 104530 34,8 % 69527

Таблица 7 Расчет фактической себестоимости выпущенной продукции

№ п/п Показатель Изделие Всего
А В
1 Остатки незавершенного производства на начало месяца, руб. 15000 10500 25500
2 Затраты на производство за месяц, руб. 1348591 707471 2056062
3 Остатки незавершенного производства на конец месяца, руб. 50000 60000 110000
4 Фактическая себестоимость готовой продукции, руб. 1313591 657971 1971562
5 Плановая себестоимость выпущенной продукции, руб. 1300000 500000 1800000

Таблица 8 Расчет результатов от реализации готовой продукции за апрель текущего года

№ п/ п Показатель Изделие Всего
А В
1 Фактическая себестоимость реализованной продукции, руб. 1043000 560000 1603000
2 Коммерческие расходы, руб. 40000 24800 64800
3 Итого (руб.): 1083000 584800 1667800
4 Выручка от реализации, включая НДС 1508000 808000 2316000
5 НДС 230034 123254 353288
6 Отчисления в Республиканский бюджет, 3% 38339 20542 58881
7 Результат от реализации, прибыль 156627 79404 236031

Таблица 9

Оборотная ведомость по счетам синтетического учета за апрель текущего года

Счет Сальдо на начало месяца,руб Оборот за месяц, руб Сальдо на конец месяца, руб
дебет кредит дебет кредит дебет кредит
01 980700 338200 1318900
02 145900 193000 338900
04 141200 141200
05 41800 41800
10 400000 458000 614000 244000
16 75000 85000 112362 47638
18 95000 220800 225600 90200
20 25500 2056062 1971562 110000
25 342374 300374 42000
26 199790 199790
43 600000 1971562 1620400 951162
50 35500 261200 289000 7700
51 900000 2643200 1962700 1580500
59 38000 38000
60 350700 1153900 715800 87400
62 289200 2316000 2605200
66 348000 348000
67 400000 400000
68 133100 235900 464069 361269
69 60500 76500 306700 290700
70 231000 308600 842000 764400
71 18100 42000 42000 18100
75 170400 170400
76 87400 35700 123100
85 2104400 2104400
90 2316000 2316000
92 338200 338200
94 17400 17400
99 175800 236031 411831
Итого: 3730600 3730600 15428488 15428488 5174600 5174600

Бухгалтерский баланс

На_____________________20__ г.

 КОДЫ

Форма №1 0502070

По ОКУД

Дата (год, месяц, число)

Организация По ОКЮЛП

Учетный номер плательщика УНП

Вид деятельности По ОКЭД

Организационно - правовая форма По ОКОПФ

Орган управления По СООУ

Единицы измерения    По ОКЕИ

Адрес

Контрольная сумма

Дата утверждения

Дата отправки

Дата принятия

 

АКТИВ Коды строк На начало года

На конец

отчетного

периода

1 2 3 4
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Основные средства 110 834800 980000
Нематериальные активы 120 99400 99400
Доходные вложения в материальные ценности 130
Вложения во внеоборотные активы 140

в том числе:

незавершенное строительство

141
Прочие внеоборотные активы 150
ИТОГО по разделу 1 190 934200 1079400
2. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Запасы и затраты 210 1100500 1394800

в том числе:

сырье, материалы и другие активы

211 475000 291638
животные на выращивании и откорме 212
незавершенное производство и полуфабрикаты 213 25500 110000
расходы на реализацию 214 42000
готовая продукция и товары для реализации 215 600000 951162
товары отгруженные 216
выполненные этапы по незавершенным работам 217
расходы будущих периодов 218
прочие запасы и затраты 219
Налоги по приобретенным активам 220 95000 90200
Дебиторская задолженность 230 307300 453500
в том числе: покупателей и заказчиков 231 289200
поставщиков и подрядчиков 232
разных дебиторов 233
прочая дебиторская задолженность 234 18100 453500
Расчеты с учредителями 240

в том числе:

по вкладам в уставный фонд

241 170400 170400
прочие 242
Денежные средства 250 935500 1588200

в том числе:

денежные средства на депозитных счетах

251
Финансовые вложения 260
Прочие оборотные активы 270 17400
ИТОГО по разделу II 290 2608700 3714500
БАЛАНС 300 3542900 4793900
ПАССИВ

коды

строк

На начало года

На конец

отчетного

периода

1 2 3 4
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
Уставный фонд 410 2104400 2104400
Собственные акции (доли), выкупленные у ак­ционеров (учредителей) 411
Резервный фонд 420

в том числе:

резервы, созданные в соответствии с законода­тельством

421
резервы, созданные в соответствии с учредитель­ными документами 422
Добавочный фонд 430
Прибыль (убыток) отчетного периода 440 175800 411831
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 450
Целевое финансирование 460
Доходы будущих периодов 470 338200
ИТОГО по разделу III 490 2280200 2854431
IV. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Долгосрочные кредиты и займы 510 400000 400000
Краткосрочные кредиты и займы 520
Кредиторская задолженность 530 862700 1539469

в том числе:

перед поставщиками и подрядчиками

531 350700
перед покупателями и заказчиками 532
по оплате труда 533 231000 764400
по расчетам с персоналом 534
по налогам и сборам 535 133100 361269
по социальному страхованию и обеспечению 536 60500 290700
разных кредиторов 537 87400 123100
прочая кредиторская задолженность 538 540
Задолженность перед учредителями

в том числе:

по выплате доходов, дивидендов

541
прочая 542
Резервы предстоящих расходов 550
Прочие виды обязательств 560
ИТОГО по разделу IV 590 1262700 1939469
Баланс 600 3542900 4793900

Литература:

 

1.  Астахов В.П.Бухгалтерский (финансовый) учёт: учебное пособие. Серия «Экономика и управление», - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2003.-928 с.

2.  Бухгалтерский учет/ А.И. Балдинов, Т.Н. Дементей, Е.И. Завидова и др.; Под общ. ред. И.Е. Тишкова, А.И. Прищепы. – 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш. школа., 1999. – 746 с.

3.  Стражева, Н.С., Стражев, А.В. Бухгалтерский учет: учеб.- метод. Пособие/Н.С. Стражева, А.В. Стражев. – 12-е изд., перераб. и доп.-Минск: Соврем. шк., 2008.-672 с.

4.  Конраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 5-е изд., перераб. и доп.-М.: инфра-м, 2005.-717 с. - (Высшее образование).

5.  Бухгалтерский учет, анализ и аудит: учеб. Пособие/ П.Г. Пономаренко [и др.]; под общ. ред. П.Г. Пономаренко. – 2-е изд., испр.- Минск: Выш. шк., 2007.-527 с.

6.  Пупко Г.М. Аудит и ревизия: Учеб. пособие.-Мн.: Интерпрессервис; Мисанта, 2003.- 429 с.

7.  Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник для вузов по экон. спец. И напр. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 200. -351 с.

8.  Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и сервис, 2000.- 431 с.

9.  Аудит и ревизия. Справ. пособие /А.Л. Бавдей, И.Н. Белый, Н.П. Дробышевский и др.; Под общ. ред. И.Н. Белого.-Мн.: ООО «Мисанта», 1994. -221 с.

10.  Аудит: Учеб. для вузов/В. И. Подольского, Г.Б. Поляк, А.А. Савин, Л.В. Сотникова; Под ред. проф. В.И. Подольского. М.: ЮНИТИ, 1999. – 240 с.

11.  Хмельницкий В.А. Ревизия и аудит: Учеб. комплекс/В.А. Хмельницкий. – Мн.: Книжный Дом, 2005.-480 с.: ил.

12.  Аудит предприятия. Организация аудиторских проверок и комплексный анализ финансовых результатов деятельности предприятия: Учебное пособие/Г.Б. Полисюк, Ю.Д. Кузьмина, Г.И. Суханова; М. «Экзамен», 2001 г. - 352 с.

13.  Шидловская М.С. Финансовый контроль и аудит: Учеб. пособие/ М.С. Шидловская. – М.: Выш. шк., 2001. – 495 с.


Приложение.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ИНСТРУКТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОВЕРКИ

1. О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций: Указ Президента Республики Беларусь от 04.01.2000 г. № 7 (с учетом последующих изменений и допол­нений).

2. О мерах по упорядочению торгово-экономических отноше­ний и взаиморасчетов с государствами, ранее входившими в СССР: Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 11.08.1993 г. № 536 (в редакции Постановления Совета Министров Республики Бела­русь от 6.11.2003 г. № 1479/25).

3. О некоторых мерах по увеличению поступления валютных средств, получаемых от экспорта товаров: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.04.2002 г. № 529.

4. Положение о порядке отражения в бухгалтерском учете и на­логообложении товарообменных операций. Утверждено приказом Министерства финансов Республики Беларусь и Государственно­го налогового комитета Республики Беларусь от 06.04.1999 г. № 77/63 (в редакции Постановления Министерства финансов Республики Беларусь и Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 6.07.2000 г. № 75/66).

5. Об утверждении Положения о порядке проведения дооценки производственных запасов, незавершенного производства, гото­вой продукции и товаров, а также отражения в бухгалтерском уче­те сумм, направляемых на пополнение собственных оборотных средств: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Госу­дарственного налогового комитета Республики Беларусь от 08.01.2001 г. № 2/2/4.

6. Инструкция по дооценке готовой продукции и реализации товаров. Утверждена Постановленном Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства промышленности Респуб­лики Беларусь от 01.07.2002 г. № 94/6.