Курсовая работа: Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации
Содержание
1. Исходные данные
Краткая техническая характеристика АТС. Принятые значения коэффициентов
2. Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя. Оценка приспособляемости ДВС
3. Расчёт КПД и передаточных чисел трансмиссии. Кинематическая схема трансмиссии автомобиля. Расчёт КПД и передаточных чисел
4. Расчёт показателей тяговой характеристики АТС
5. Расчёт и построение динамического паспорта
6. Расчёт и построение мощностной характеристики. Установившееся движение АТС. Анализ энергозатрат для общего случая движения
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
1. Исходные данные для расчетов
Таблица 1.1
Краткая техническая характеристика АТС.
| Показатели | Ед. измер. |
Усл. обозн. |
Числ. значения | Приме-чание |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
Колесная схема Особенности привода Число мест (вместительность) Грузоподъемность Снаряженная масса : В т.ч. на переднюю ось: на заднюю ось : Полная масса : В т.ч. на переднюю ось : На заднюю ось : Габаритные размеры : -длинна -ширина -высота Продольная база Ширина колеи Максимальная скорость Время разгона до 100 км/ч Максимально преодолеваемый подъем Тормозной путь с _____ км/ч Контрольный расход топлива: - при 90 км/ч - при ________ км/ч -при городском цикле Марка двигателя Тип двигателя, особенности конструкции и расположения. Номинальная(максимальная) мощность двигателя при частоте вращения коленча-того вала |
- - чел. кг. кг кг кг кг кг кг мм мм мм мм мм км/ч с % м л/100км л/100км л/100км л/100км кВт об/мин |
mг mo mo1 mo2 m m1 m2 La Ba Ha L B1/B2 Vм tр iм ST Q NH nH |
4х2 передний 5 210 1090 590 500 1300 690 610 4795 1816 1420 2685 1476 163 15,7 6 00-610 Карбюра-торный, четырехци-линдровый 55 4600 |
|
Удельный расход топлива при номинальной мощности Максимальный крутящий момент при частоте вращения коленчатого вала Тип трансмиссии Передаточное числа: -главной передачи -коробки передач -раздаточной коробки -колесного редуктора -дополнительных устройств Размерность пневматических шин Радиус качения колес |
г/кВт*ч Н*м Об/мин м |
ge(NH) Me max nM U0 Uкп1 Uкп2 Uкп3 Uкп4 Uкп5 Uрк1 Uрк2 Uкр Uдоп rк |
280 138 2500 4,111 3,455 1,789 1,065 0,703 - 175/65 R15 0,2355 |
радиальные |
| Дополнительные данные по АТС, учтённые при расчётах: |
Таблица 1.2
Принятые значения коэффициентов.
| Наименование |
Условное обозначение |
Численные значения |
Примечание* |
|
Коэффициент холостых потерь в трансмиссии Коэффициент эксплуатационной загрузки КПД цилиндрической пары зубчатых колес КПД конической пары зубчатых колес КПД карданного шарнира Коэффициент сопротивления качению (табличный) Коэффициент сцепления колес с дорогой Коэффициент обтекаемости или Коэффициент аэродинамического сопротивления |
Кхол
|
0,04 1 0,98 0,97 - 0,03 0,4 0,31 0,30 |
Н.с2/м4 |
*В примечании указать, откуда взята принятая величина коэффициента (ссылка на литературу).
2. Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя. Оценка приспособляемости ДВС
Эффективные показатели поршневых двигателей внутреннего сгорания расчетным путем можно определить с использованием приведенных ниже аналитических зависимостей. Эти расчеты, выполненные в предложении полной подачи топлива, дают показатели, которые являются предельно возможными для рассчитываемого двигателя, т.е. они характеризуют, что максимально можно “выжать” из этого источника энергии. График, построенный по этим данным в зависимости от частоты вращения коленчатого вала, называется внешней скоростной характеристикой ДВС.
Расчетные формулы:
-эффективная мощность двигателя для интересующего режима работы, кВт;
, кВт,
где
- для
карбюраторного 4-х цилиндрового двигателя;
, кВт(2.1)
-эффективный крутящий момент на коленчатом валу, H*м;
, Нм(2.2)
-эффективный удельный расход топлива, г/кВт*ч;
, (2.3)
где
- для
карбюраторных двигателей
![]()
-часовой расход топлива,кг/ч.
Qч=gеNе10-3(2.4)
В формулах (2.1)-(2.3) :
NH=Ne max – номинальная(максимальная) мощность двигателя;
λд=ωд/ωH – коэффициент, характеризующий скоростной режим работы ДВС:
ωд- текущая(интересующая) частота вращения коленчатого вала, с-1;
λд=λH=1 – номинальный режим работы двигателя (с максимальной мощностью);
λд<1 – работа двигателя с нагрузкой выше номинала (с перегрузкой);
λд>1 – работа двигателя с недогрузкой;
a,b,c – коэффициенты, выбираемые с учетом типа двигателя при расчете Ne (см. приложение 2);
aT,bT,cT - то же для расчета ge. (см. Приложение 2).
Для табл.2 недостающие параметры определяют и принимают:
- текущее
значение частоты, где
- коэффициент,
характеризующий степень использования оборотов двигателя;
- номинальное
значение частоты,
;
;
lмах=1.20...1.25 – для ЛА с карбюраторным двигателем;
lмах=1.10...1.15 - для ГА с карбюраторным двигателем;
lмах=1.07...1.08 – для АТС с дизельным двигателем.
*Здесь и далее по всем формулам следует привести хотя бы один вариант расчёта в цифрах.
Коэффициенты приспособляемости ДВС.
Чтобы оценить, какие перегрузки способен преодолеть двигатель, необходимо определить коэффициенты приспособляемости, которые рассчитываются по формулам:
Kм=Мемах/Мн = 142,72/114,18=1,25 (2.5)
– коэффициент приспособляемости по нагрузке;
Kw=wн/wм = 481,71/240,86=1,99 (2.6)
- коэффициент приспособляемости по частоте вращения,
где Мемах –максимальный крутящий момент двигателя (из табл. 2);
wм – частота вращения коленчатого вала при Мемах.
Данные расчёта см. табл. 2
Графическая зависимость - рис.1.
Таблица 2.
Расчет выходных данных ДВС.
|
№ n/n |
λд |
ωд, С |
Ne*, кВт |
Ме, Н*м |
ge, г/(кВт*ч) |
Qч, кг/ч |
Примечание |
| 1 | 0,3 | 144,51 | 19,965 | 138,15 | 272,16 | 5,43 |
Nн =55кВт nн =4600 об/мин gе(Nн) =280 г/кВт*ч или gе min =248,64 KM =1,25 Kω = 1,99
|
| 2 | 0,4 | 192,68 | 27,280 | 141,58 | 259,84 | 7,09 | |
| 3 | 0,5 | 240,86 | 34,375 | 142,72 | 252,00 | 8,66 | |
| 4 | 0,6 | 289,03 | 40,920 | 141,58 | 248,64 | 10,17 | |
| 5 | 0,7 | 337,20 | 46,585 | 138,15 | 249,76 | 11,64 | |
| 6 | 0,8 | 385,37 | 51,040 | 132,44 | 255,36 | 13,03 | |
| 7 | 0,9 | 433,54 | 53,955 | 124,45 | 265,44 | 14,32 | |
| 8 | 1,0 | 481,71 | 55,000 | 114,176 | 280,00 | 15,40 | |
| 9 | 1,1 | 529,88 | 53,845 | 101,617 | 299,04 | 16,10 | |
| 10 | 1,2 | 578,05 | 50,160 | 86,774 | 322,56 | 16,18 | |
|
lмах |
* Для дизелей Nе рассчитывают по формуле 2.1 до lд=1
Внешняя скоростная характеристика двигателя

Рис. 1.
3. Расчет КПД и передаточных чисел трансмиссии
3.1 Кинематическая схема трансмиссии автомобиля

Рис. 2.
3.2 Расчет КПД и передаточных чисел
Расчетные формулы (см. 3.1 и 3.2):
Коэффициент полезного действия (КПД) механической ступенчатой трансмиссии АТС можно определить по формуле:
(3.1)
где, кроме обозначенных в табл. 1.2:
КПД
цилиндрической пары
КПД конической
пары
- число
работающих ( передающих крутящий момент) пар шестерен с цилиндрическими
зубчатыми колесами при включении рассматриваемой передачи;
-количество конических
пар шестерен;
-количество
карданных шарниров.
Определяя
количество элементов трансмиссии, необходимо учитывать степень их нагружения.
Если элемент имеет 100% нагружение, то ![]()
=1.
Если поток
мощности разветвляется, то на участках с 50% нагружением два элемента считают
за один (
=0.5),
т.п.
Передаточное число трансмиссии находят по формуле:
=
=
(3.2)
где
- частота
вращения ведущих колес;
передаточное
число коробки передач;
передаточное
число главной передачи
-передаточное
число дополнительных устройств, позволяющих изменить общее передаточное число
трансмиссии, например – раздаточная коробка, колесный редуктор и др.
Uтр1=3,455·4,111=14,204
Uтр2=1,789·4,111=7,355
Uтр3=1,065·4,111=4,378
Uтр4=0,703·4,111=2,890
Расчётные данные по пункту 3 представлены в табл.3.
Таблица 3
Расчет КПД и передаточных чисел.
| Передачи |
hц |
кц |
hк |
кк |
hтр |
Uтр |
Примеч. |
|
1 2 3 4 |
0,98 0,98 0,98 0,98 |
1 1 1 1 |
0,97 0,97 0,97 0,97 |
1 1 1 1 |
0,913 0,913 0,913 0,913 |
14,214 7,355 4,378 2,890 |
Кхол =0,04
Uдоп=0 |
4. Расчет и построение тяговой характеристики АТС (для установившегося движения по горизонтальной местности)
Линейная скорость движения автомобиля, м/с:
м/с(4.1)
где
– скорость
движения АТС, км/ч.
Тяговая сила на ведущих колесах (касательная сила тяги), Н:
(4.2)
Сила сопротивления воздуха, Н:
, (4.3)
где
–коэффициент
обтекаемости;
– плотность воздуха, кг/м3;
площадь
лобовой поверхности,
:
=
- для легковых
автомобилей; (4.4)
где
-ширина колеи.
Pw=0,5·0,31·1,29·0,78·1,816·1,42·2,3962=2,309H
Сила сопротивления качению колес, Н:
,
где
для
радиальных шин (4.6)
f0 =fт
fт=0,03
fv=0,03·(1+(0,0216·2,396)2)=0,03008
Pf=0,03008·1300·9,81=383,61Н
Сила тяги по сцеплению (сила сцепления ведущих колес с дорогой) в продольном направлении, Н:
(4.8)
Pkφ=0,4·690·9,81=2707,56 Н
где
коэффициент
сцепления колес с дорогой;
сила,
прижимающая ведущие колеса к дороге (Gcц=Rz ведущая), Н;
mi – масса, приходящаяся на ведущую ось, кг;
m i = m1 – для переднеприводных АТС;
Pkφ(o)=φx×mo1×g - сцепная сила ведущих колёс порожнего автомобиля.
Pkφ(o)=0,4×590×9,81=2315,16 Н
Данные расчетов см. табл. 4, график - рис. 3.
Расчет показателей тяговой характеристики.
Таблица 4.
| Пере-дача |
λд |
v, м/с |
Pk, H |
Pw, H |
Pf*, H |
Pw+Pf*, H |
fv* |
Примеч. |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| I | 0,3 | 2,396 | 7607,49 | 2,309 | 383,615 | 385,923 | 2,396 |
Рkφ= 2707,56Н Рkφ(0)= 2315,16Н |
| 0,4 | 3,195 | 7796,37 | 4,104 | 384,412 | 388,516 | 3,195 | ||
| 0,5 | 3,993 | 7859,15 | 6,414 | 385,437 | 391,850 | 3,993 | ||
| 0,6 | 4,792 | 7796,37 | 9,236 | 386,689 | 395,925 | 4,792 | ||
| 0,7 | 5,591 | 7607,49 | 12,571 | 388,169 | 400,740 | 5,591 | ||
| 0,8 | 6,389 | 7293,06 | 16,419 | 389,877 | 406,296 | 6,389 | ||
| 0,9 | 7,188 | 6853,07 | 20,780 | 391,813 | 412,592 | 7,188 | ||
| 1,0 | 7,987 | 6287,32 | 25,654 | 393,976 | 419,630 | 7,987 | ||
| 1,1 | 8,785 | 5595,73 | 31,041 | 396,367 | 427,408 | 8,785 | ||
| 1,2 | 9,584 | 4778,37 | 36,941 | 398,986 | 435,927 | 9,584 | ||
| II | 0,3 | 4,627 | 3939,25 | 8,611 | 386,412 | 395,022 | 4,627 | |
| 0,4 | 6,169 | 4037,05 | 15,308 | 389,384 | 404,692 | 6,169 | ||
| 0,5 | 7,712 | 4069,56 | 23,920 | 393,207 | 417,127 | 7,712 | ||
| 0,6 | 9,254 | 4037,05 | 34,445 | 397,878 | 432,322 | 9,254 | ||
| 0,7 | 10,797 | 3939,25 | 46,883 | 403,398 | 450,281 | 10,797 | ||
| 0,8 | 12,339 | 3776,43 | 61,234 | 409,768 | 471,002 | 12,339 | ||
| 0,9 | 13,882 | 3548,60 | 77,499 | 416,987 | 494,485 | 13,882 | ||
| 1,0 | 15,424 | 3255,65 | 95,677 | 425,055 | 520,732 | 15,424 | ||
| 1,1 | 16,966 | 2897,54 | 115,769 | 433,972 | 549,741 | 16,966 | ||
| 1,2 | 18,509 | 2474,30 | 137,774 | 443,739 | 581,513 | 18,509 | ||
| III | 0,3 | 7,773 | 2344,80 | 24,302 | 393,376 | 417,678 | 7,773 | |
| 0,4 | 10,365 | 2403,02 | 43,204 | 401,765 | 444,969 | 10,365 | ||
| 0,5 | 12,956 | 2422,37 | 67,512 | 412,554 | 480,066 | 12,956 | ||
| 0,6 | 15,547 | 2403,02 | 97,216 | 425,738 | 522,953 | 15,547 | ||
| 0,7 | 18,139 | 2344,80 | 132,320 | 441,318 | 573,638 | 18,139 | ||
| 0,8 | 20,730 | 2247,89 | 172,825 | 459,296 | 632,121 | 20,730 | ||
| 0,9 | 23,321 | 2112,28 | 218,730 | 479,670 | 698,400 | 23,321 | ||
| 1,0 | 25,912 | 1937,90 | 270,036 | 502,441 | 772,477 | 25,912 | ||
| 1,1 | 28,503 | 1724,73 | 326,742 | 527,610 | 854,352 | 28,503 | ||
| 1,2 | 31,094 | 1472,80 | 388,849 | 555,175 | 944,024 | 31,094 |
Продолжение таблицы 4.
| Пере-дача |
λд |
v, м/с |
Pk, H |
Pw, H |
Pf*, H |
Pw+Pf*, H |
fv* |
Примеч. |
| IV | 0,3 | 11,776 | 1547,85 | 55,770 | 407,343 | 463,113 | 11,776 | |
| 0,4 | 15,701 | 1586,28 | 99,147 | 426,595 | 525,742 | 15,701 | ||
| 0,5 | 19,627 | 1599,05 | 154,930 | 451,353 | 606,283 | 19,627 | ||
| 0,6 | 23,552 | 1586,28 | 223,096 | 481,608 | 704,704 | 23,552 | ||
| 0,7 | 27,478 | 1547,85 | 303,656 | 517,363 | 821,019 | 27,478 | ||
| 0,8 | 31,403 | 1483,87 | 396,609 | 558,619 | 955,227 | 31,403 | ||
| 0,9 | 35,328 | 1394,35 | 501,955 | 605,375 | 1107,330 | 35,328 | ||
| 1,0 | 39,254 | 1279,24 | 619,695 | 657,632 | 1277,326 | 39,254 | ||
| 1,1 | 43,179 | 1138,53 | 749,828 | 715,389 | 1465,217 | 43,179 | ||
| 1,2 | 47,104 | 972,23 | 892,354 | 778,647 | 1671,001 | 47,104 |
*Расчеты
выполнить для
=1.
Тяговая характеристика автомобиля
Audi 100 Avant
(V=const, i=tgα=0)

Рис. 3.
Схема внешних сил действующих на АТС
при ________________________________ (по указанию преподавателя)
5. Расчет и построение динамического паспорта АТС
Динамический фактор автомобиля (коэф. динамичности по тяге):
,(5.1)
где
: Pк и PW из табл.4.
![]()
Расчеты сведены в табл. 5.
Динамический фактор по сцеплению
=
=0,4·0,531=0,2124(5.2)
где
-коэффициент
нагрузки ведущих колес:
=
-для АТС классической
схемы;
![]()
Масштаб шкалы
следует
выбрать из соотношения:
=
(5.3)
где
-цена деления
шкалы D,
мм;
-цена деления
шкалы D0, мм;
-снаряженная
масса, кг;
-полная масса,
кг.
Коэффициент сопротивления качению с учетом влияния скорости движения АТС -см. табл 4, динамический паспорт- рис. 5.
Таблица 5.
Расчет показателей динамического паспорта.
|
λд |
1 передача | 2-я | 3-я | 4-я | Примеч. | |||
|
ν1 |
D1 |
ν2 |
D2 |
ν3 |
D3 |
ν4 |
D4 |
Dφ=0,2124 fт= |
| 0,3 | 2,396 | 0,596 | 4,627 | 0,308 | 7,773 | 0,182 | 11,776 | 0,117 |
| 0,4 | 3,195 | 0,611 | 6,169 | 0,315 | 10,365 | 0,185 | 15,701 | 0,117 |
| 0,5 | 3,993 | 0,616 | 7,712 | 0,317 | 12,956 | 0,185 | 19,627 | 0,113 |
| 0,6 | 4,792 | 0,611 | 9,254 | 0,314 | 15,547 | 0,181 | 23,552 | 0,107 |
| 0,7 | 5,591 | 0,596 | 10,797 | 0,305 | 18,139 | 0,173 | 27,478 | 0,098 |
| 0,8 | 6,389 | 0,571 | 12,339 | 0,291 | 20,730 | 0,163 | 31,403 | 0,085 |
| 0,9 | 7,188 | 0,536 | 13,882 | 0,272 | 23,321 | 0,148 | 35,328 | 0,070 |
| 1,0 | 7,987 | 0,491 | 15,424 | 0,248 | 25,912 | 0,131 | 39,254 | 0,052 |
| 1,1 | 8,785 | 0,436 | 16,966 | 0,218 | 28,503 | 0,110 | 43,179 | 0,030 |
| 1,2 | 9,584 | 0,372 | 18,509 | 0,183 | 31,094 | 0,085 | 47,104 | 0,006 |
|
λд max |
Динамический паспорт.

Рис. 5
6. Расчет и построение мощностной характеристики автомобиля
6.1 Установившееся движение АТС
Расчетные формулы:
Мощность, подведенная к ведущим колесам с ипользованием возможностей двигателя и трансмиссии, кВт:
Nк=Nе-Nтр=Nе·ηтр=19,965·0,913=18,23(6.1)
где: Nе – (см. табл. 2)
Мощность, теряемая на преодоление внешних сопротивлений при установившемся движении на горизонтальном участке дороги, соответственно, кВт:
(6.2)
(6.3)
где: Pf, Pw и v – (см. табл. 4)
Результаты расчетов см. табл.6.1. и 6.2., график – рис. 6.
Таблица 6.1
Расчет показателей мощностной характеристики автомобиля
| Передача |
|
v, м/с |
Nе, кВт |
Nk, кВт |
Примеч. |
| I | 0,3 | 2,396 | 19,965 | 0,925 | |
| 0,4 | 3,195 | 27,28 | 1,241 | ||
| 0,5 | 3,993 | 34,375 | 1,565 | ||
| 0,6 | 4,792 | 40,92 | 1,897 | ||
| 0,7 | 5,591 | 46,585 | 2,240 | ||
| 0,8 | 6,389 | 51,04 | 2,596 | ||
| 0,9 | 7,188 | 53,955 | 2,966 | ||
| 1 | 7,987 | 55 | 3,351 | ||
| 1,1 | 8,785 | 53,845 | 3,755 | ||
| 1,2 | 9,584 | 50,16 | 4,178 | ||
| II | 0,3 | 4,627 | 19,965 | 1,828 | |
| 0,4 | 6,169 | 27,28 | 2,497 | ||
| 0,5 | 7,712 | 34,375 | 3,217 | ||
| 0,6 | 9,254 | 40,92 | 4,001 | ||
| 0,7 | 10,797 | 46,585 | 4,862 | ||
| 0,8 | 12,339 | 51,04 | 5,812 | ||
| 0,9 | 13,882 | 53,955 | 6,864 | ||
| 1 | 15,424 | 55 | 8,032 | ||
| 1,1 | 16,966 | 53,845 | 9,327 | ||
| 1,2 | 18,509 | 50,16 | 10,763 |
| Передача |
|
v, м/с |
Nе, кВт |
Nk, кВт |
Примеч. |
| III | 0,3 | 7,773 | 19,965 | 3,247 | |
| 0,4 | 10,365 | 27,28 | 4,612 | ||
| 0,5 | 12,956 | 34,375 | 6,220 | ||
| 0,6 | 15,547 | 40,92 | 8,131 | ||
| 0,7 | 18,139 | 46,585 | 10,405 | ||
| 0,8 | 20,730 | 51,04 | 13,104 | ||
| 0,9 | 23,321 | 53,955 | 16,287 | ||
| 1 | 25,912 | 55 | 20,016 | ||
| 1,1 | 28,503 | 53,845 | 24,352 | ||
| 1,2 | 31,094 | 50,16 | 29,354 | ||
| IV | 0,3 | 11,776 | 19,965 | 5,454 | |
| 0,4 | 15,701 | 27,28 | 8,255 | ||
| 0,5 | 19,627 | 34,375 | 11,900 | ||
| 0,6 | 23,552 | 40,92 | 16,598 | ||
| 0,7 | 27,478 | 46,585 | 22,560 | ||
| 0,8 | 31,403 | 51,04 | 29,997 | ||
| 0,9 | 35,328 | 53,955 | 39,120 | ||
| 1 | 39,254 | 55 | 50,140 | ||
| 1,1 | 43,179 | 53,845 | 63,266 | ||
| 1,2 | 47,104 | 50,16 | 78,711 |
Таблица 6.2
Расчет потерь мощности на преодоление внешних сопротивлений
| Передача | I | II | III | IV |
|
vн, м/с |
9,584 | 18,509 | 31,094 | 47,104 |
|
Nf, кВт |
3,824 | 8,213 | 17,263 | 36,677 |
|
Nw, кВт |
0,354 | 2,550 | 12,091 | 42,034 |
|
Nf+ Nw, кВт |
4,178 | 10,763 | 29,354 | 78,711 |
Мощностная характеристика автомобиля
(V=const, i=0)
6.2 Анализ энергозатрат для общего случая движения
Уравнение мощностного баланса АТС для общего случая движения:
Ne=Nтр+Nf+Nw±Nα±Nj+Nпр=
(6.2.1)
В частности:
, кВт-мощность,
необходимая для преодоления подъёма; (6.2.2)
Где
-продольный
уклон дороги.
, кВт-затраты
энергии на ускорение;
где
-коэфициент
учёта вращающихся масс; (6.2.3)
-передаточное число
коробки.
При расчётах можно принять:
-для ведомых
колёс;
-для ведущих
колёс.
Возможные
значения
и
, которое
способно преодолеть АТС в разных случаях движения на рассматриваемой дороге,
легко можно оценить, используя динамический паспорт:
, при V=const и Д<Дφ;
, при i=0 (движение по равнине),
Где g=9.81 м/с2
Расчётные данные и графические зависимости по произведённому анализу см.табл.6.3, рис 12
Таблица 6.3
Анализ Pα и Nα
|
Расчётные показатели |
Единицы измерения | i=tgα | Примечание | ||
| 2% | 4% | 6% | |||
|
Pα Nα |
H кВт |
m= |
Таблица 6.4
Pj
V
Nj
-
H
км/ч
кВт
Движение равноускоренное
1. Краткий автомобильный справочник. М., Трансконсалтинг, 1994 или др. издания.
2. Руководство по устройству и эксплуатации автомобиля
3. Литвинов А.С., Фаробин Я.Е. Автомобиль. Теория эксплуатационных свойств. М., Машиностроение, 1989.
4. Конотилов В.И. Автомобили, теоретические основы. Тюмень, ТюмГНТУ, 1999.
5. Иларионов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий. М., Транспорт, 1989
6. ГОСТ Р51709-2001. Автотранспортные средства, требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки. М., Госстандарт России, 2001.
7. Конспект лекций по дисциплине «Теория АТС» и методические указания.
Приложение 1
Где взять указанные данные [1]*
| Наименование показателей | Усл. обозн. | Разм. | Стр. |
|
Коэф. сопротивления качению, табл. Коэф. аэродин. сопрот. (обтекаемости) Коэф. сцепления колес с дорогой Расчетные массы пассажиров, обслуживающего персонала и багажа Габаритные размеры АТС, например ВАЗ-1111 Условное обозначение шин Параметры шин ЛА(диагон.) Параметры шин (радиальн.) Параметры шин ГА Параметры шин больш. грузоподъемн. Параметры шин с регулир. давлением |
fт kw j m4 mб La, Ва, На |
- кгс*с2/м4 - кг кг мм |
63 63 69 86 86 689 643 645 647 649 652 454 |
Приложение 2
Таблица 2.1
Примерные значения коэффициентов a,b,c.
| Тип ДВС | а | b | c |
|
Карбюраторные 4-х тактные дизели с непосредственным впрыском топлива 2-х тактные дизели |
1.00 0.53 0.87 |
1.00 1.56 1.17 |
1.00 1.09 1.00 |
Таблица 2.2
Примерные значения коэффициентов aт,bт,cт.
| Тип ДВС |
ат |
bт |
ст |
|
Карбюраторные Дизельные |
1.20 1.55 |
1.00 1.55 |
0.80 1.00 |
Таблица 2.3
Примерное значение удельного расхода топлива у современных ДВС.
| Тип ДВС |
ge(NH), г/кВт*ч |
| Карбюраторные | 327…234 |
| Дизельные: | |
| - 4-х тактные без наддува | 235…202 |
| - 4-х тактные с наддувом | 223…188 |
| - 2-х тактные | 257…223 |
Можно также принять:
ge/Nн=gemin(1.05...1.10)
Приложение 3
Примерные значения коэффициентов для расчета КПД трансмиссии
|
КПД цилиндрической пары зубчатых колес КПД конической пары зубчатых колес КПД карданного шарнира с подшипниками качения Коэф.холостых (гидравлических) потерь в трансмиссии : - для АТС типа 4x2 - для АТС типа 4x4 - для АТС типа 6x6 Коэф. эксплуатационной загрузки |
Усл. обозн. hц hк hкард kхол kхол kхол cэ |
Численное значение 0.980...0.990 0.970...0.980 »0.995 0.03...0.05 (0.03...0.05)*(1.5...2) (0.03...0.05)*(2...3) cэ=Ме/Мн=1* |
Приложение 4
Таблица 4.1
Коэффициенты сопротивления качению АТС
|
Цементобетонное и асфальтобетонное покрытия: в отличном состоянии в удовлетворительном состоянии Щебеночное или гравийное шоссе, обработанное вяжущими органическими материалами То же, без обработки Брусчатка Булыжная мостовая: в хорошем состоянии с выбоинами Хорошие нескользкие грунтовые и гравийные дороги с незначительной колейностью, сухие Плохие нескользкие грунтовые и гравийные дороги с колейностью Грунтовые после дождя Грунтовые размокшие дороги с глубоко прорезаемой колеей и в период распутицы Суглинистая или глинистая целина: сухая в пластическом состоянии в текучем состоянии Песок влажный Песок сыпучий (сухой) Снежные укатанные дороги расчищенные Снежные дороги нерасчищенные Лед или обледенелая дорога |
fт
0.012-0.018 0.018-0.020 0.02-0.025 0.03-0.04 0.02-0.025 0.023-0.3 0.035-0.05 0.03 0.06 0.05-0.15 0.1-0.25 0.04-0.06 0.10-0.20 0.20-0.30 0.08-0.15 0.15-0.30 0.03-0.05 до 0.10 0.018-0.03 |
Приложение 4 (продолжение)
Таблица 4.2
Коэффициенты сцепления колес с дорогой
|
Асфальтобетонное, цементобетонное: сухое мокрое Щебеночное: сухое мокрое Грунтовая дорога: сухая мокрая Покрытая укатанным снегом дорога Обледенелая дорога |
j 0.7-0.8 0.4-0.3 0.6-0.7 0.3-0.5 0.5-0.6 0.2-0.4 0.2-0.3 0.1-0.2 |
Таблица 4.3
Коэффициенты сцепления для шин, имеющих рисунок протектора повышенной проходимости
|
Асфальтобетонное или бетонное сухое То же, мокрое чистое То же, покрытое грязью Булыжное сухое Щебеночное сухое То же, мокрое Грунтовая дорога сухая То же, увлажненная дождем То же, в период распутицы Целина летом: песок сухой песок влажный суглинок сухой суглинок, увлажненный до пластического состояния то же, до текучего состояния Целина зимой: снег рыхлый снег укатанный (на дороге) Обледенелая дорога и гладкий лед Тающая гололедица |
j 0.7-0.8 0.5-0.6 0.25-0.45 0.6-0.7 0.6-0.7 0.4-0.55 0.5-0.6 0.35-0.5 0.2-0.3 0.2-0.3 0.4-0.5 0.4-0.5 0.3-0.45 0.15-0.25 0.2-0.4 0.3-0.50 0.06-0.07 0.05-0.10 |
Таблица 4.4
Примерные значения коэффициента сопротивления воздуха АТС. Н.с2/м4
| Тип АТС |
kw |
|
Легковые Грузовые Автобусы Гоночные |
0.20...0.35 0.6...0.7 0.25...0.40 0.13...0.15 |
Таблица 4.5
Коэффициенты обтекаемости некоторых автомобилей.
| Тип или марка АТС |
сх |
|
ЛА с кузовом типа «седан» ВАЗ-2108 ЗАЗ-1102 Москвич-2141 ВАЗ-2110 Рено, Веста-2(фр.) Урал типа 6*6 КамАЗ, МАЗ Автобусы с кузовом вагонного типа АП ЗиЛ |
0.43...0.46 0.38 0.37 0.35 0.31 0.186 0.9...1.1 1.1...1.2 0.55...0.65 1.1...1.3 |