Контрольная работа: Эмперические методы в психологии
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУММАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. М.А.ШОЛОХОВА
Факультет психологии
Кафедра практической психологии
Контрольная работа по экспериментальной психологии
«Эмпирические методы в психологии»
Москва
2007
Содержание:
Введение
Глава 1. Эмпирические методы в психологии
1.1. О методологии
1.2. Классификация методов психологического исследования
1.3. Неэкспериментальные психологические методы
1.3.1. Наблюдение
1.3.2. Беседа
1.3.3. «Архивный метод»
Заключение
Библиография
Введение
Экспериментальная психология — область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.
Активно формироваться экспериментальная психология начала в 19в, как следствие приведения психологии к удовлетворению основных требований, предъявляемых науке. Введение научного метода в психологию было изначальной задачей экспериментальной психологии. Основателем экспериментальной психологии считается Вундт, немецкий психолог и физиолог, который превратил доэкспериментальную психологию в экспериментальную. До этого эксперимент в психологии применялся, но В.Вундт дал теоретическое обоснование его применению. Он создал первую в мире научную психологическую школу. Экспериментальная психология развивалась постепенно и по мере развития расширяла область своих интересов. Первоначально главным объектом экспериментальной психологии считались внутренние психические процессы нормального взрослого человека, анализируемые с помощью специально организованного самонаблюдения (интроспекции), то в дальнейшем эксперименты проводятся над животными (К. Ллойд-Морган, Э. Л. Торндайк), исследуются душевнобольные, дети. Экспериментальная психология начинает охватывать не только исследование общих закономерностей протекания психических процессов, но и индивидуальные вариации чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций и т. д. (Ф. Гальтон, Д. Кеттел). Тем самым в недрах экспериментальной психологии зарождается новое направление — дифференциальная психология, предмет которой — индивидуальные различия между людьми и их группами.
Экспериментальная психология превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этом становится лишь одним из доступных методов). Она не занимается только классификацией исследовательских методов, но и изучает их эффективность и развивает их.
Глава 1. Эмпирические методы в психологии.
1.1. О методологии.
О.Конт в середине 19 в., предложил концепцию развития человеческого знания. Рассматривал три последовательно сменяющие друг друга формы знания: 1) Религиозное – основано оно на традиции и индивидуальной вере; 2) Философское – основано на интуиции автора той или иной концепции.; 3) Позитивное – научное знание, основано на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения. Старые формы человеческого знания (религиозное и философское) должны неизбежно отмереть, став предметом исследования историков культуры.
Различные формы знания существуют и развиваются параллельно.
К разным видам человеческой практики и знания может применяться термин «Психология».
1. Существует психология как система обыденных знаний людей о «психике» («обыденная психология). Обыденное знание зафиксировано в естественном языке в значениях слов, которые описывают особенности психики человека, а так же его поведение, мотивы, способности и др. Содержится такое знание в поговорках и пословицах.
2. Существует «философская психология». Большинство философов придумывали концепции психики, создавали свои представления о личности, об особенностях ее развития, о соотношении объективной и субъективной реальности («теория отражения), о детерминантах поведения человека и групп людей.
3. Под термином «психология» понимают науку, которая возникла в 19 в., - науку о психики как некой самостоятельной реальности, имеющей материальную основу, т.е. является механизмом отражения и регуляции человеческого поведения, она может быть исследована объективными методами. Психология как наука, принявшая методологию естествознания, сложилась в конце 19 начале 20 в.
Немецкий философ В.Дильтей, определил психологию как фундаментальную науку, из которой берут начало все науки о духе. Из этой науки вырастает основной метод «наук о духе» - метод понимания. Он считал, что природа эмпирического знания в психологии иная, чем в естественных науках. В. Дильтей противопоставлял метод понимания методу объяснения. Понимание своего внутреннего опыта человек осуществляет помощью интроспекции. Чужой опыт понимается путем вживания и вчувствования во внутренний мир другого человека.
Психологию относят к поведенческим наукам, наблюдение и измерение и эксперимент в психологии называют методами исследования поведения. Поведение подразделяется на вербальное (речь) и невербальное (предметное действие, неречевая коммуникация). Исследовательские приемы – методики, регистрирующие вербальное и невербальное поведение.
1.2. Классификация методов психологического исследования.
Существует несколько взглядов на классификацию методов психологического исследования.
С.Л. Рубенштейн в «Основах общей психологии» наблюдение и эксперимент выделил в качестве главных методов. Наблюдение подразделялось на «внутреннее» и «внешнее», эксперимент – на лабораторный, естественный и психолого-педагогический плюс вспомогательный метод – физиологический эксперимент (метод условных рефлексов). Беседа и анкета являлись приемами изучения продуктов деятельности.
Болгарский психолог Г.Д. Пирьов выделил как самостоятельные методы: наблюдение (объективное – непосредственное и опосредованное, субъективное – непосредственное и опосредованное), эксперимент (лабораторный, естественный и психолого-педагогический), моделирование, психологическую характеристику, вспомогательные методы (математические, графические, биохимические и др.), специфические методические походы (генетические, сравнительный и др.). Каждый из методов подразделяется на ряд других.
Б.Г. Ананьев все методы разделил на: 1) организационные– лонгитюдный, сравнительный и комплексный; 2) эмпирические – обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный) и др.), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод; 3) способы обработки данных – методы математико-статического анализа данных и качественного описания; 4) интерпретационные – генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.).
М.С. Роговин и Г.В. Залевский сводят число основных психологических методов к шести: 1) герменевтический – соответствующий нерасчленному состоянию науки (субъект и объект не противопоставлены, мысленная операция и метод науки тождественны); 2) биографический – выделение целостного объекта познания в науке о психике; 3) наблюдение – дифференциация объекта и субъекта познания; 4) самонаблюдение – превращение субъекта в объект на основе предшествующей дифференциации; 5) клинический – на первый план выходит задача перехода от внешненаблюдаемого к внутренним механизмам; 6) эксперимент как активное противостояние субъекта познания объекту, при котором учитывается роль субъекта в процессе познания.
Существуют и другие походы к описанию и классификации методов психологического исследования. По аналогии с другими науками целесообразно в психологии выделить три класса методов:
1. Эмпирические – осуществляется внешнее реальное взаимо
2. действие субъекта и объекта исследования.
1-я группа 2-я группа 3-я группа
Неэкспериментальные Методы измерения Экспериментальные методы
методы: Измерение в психологии наблюдение оценка выраженности у Эксперимент -
беседа изучаемого субъекта проведение исследования
«архивный метод» различных в специально созданных психологических качеств управляемых условиях, в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи.
2. Теоретические – субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (предметом исследования).
3. Интерпретация и описание – субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).
Теоретические методы психологического исследования:
1. Дедуктивный – восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат – теория, закон и др.
2. Индуктивный – обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат – индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация.
3. Моделирование – конкретизация метода аналогий, «трансдедукция», умозаключения от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/ или доступный для исследования. Результат – модель объекта, состояния, процесса.
Виды моделирования
Структурно-функциональное |
Функционально-структуроное |
Исследователь для выявления структуры отдельной системы по ее внешнему виду, выбирает или конструирует ее аналог – другую систему, обладающую сходным поведением. Это основной метод психологического исследования и единственный в естественнонаучном психологическом исследовании. | Исследователь по сходству структуры модели и образа судит об имеющих что-то общее функциях, внешних проявлениях и др. Метод распространен во многих науках, в сравнительной анатомии, палеонтологии, _ультурологи и др. |
Важную роль в целостном психологическом исследовании играют интерпретационно-описательные методы. Подробно изложены эти методы в монографии В.А. Ганзена.
Так же психологические эпмерические методы можно разделить по двум основаниям, которые связаны с познавательной деятельностью: активности – пассивности, непосредственности – наличием средств.
Все психологические эмпирические методы удобно располагать в двухмерном пространстве, оси которого обозначают два специфических признака психологического исследования. 1-й – наличие или отсутствие взаимодействия между испытуемым и исследователем или же интенсивность этого взаимодействия. 2-й – объективированность и субъективированность процедуры. Тестирование и чистое понимание поведения другого человека путем «вчувствования», эмпатии, сопереживания, являются крайними вариантами. Во втором случае исследователь использует «внутренние» средства – личный опыт, индивидуальные смыслы, приемы интерпретации. В первом – исследователь использует внешние средства (приборы, тесты).
В квадратах образованными этими осями, можно расположить основные психологические эмпирические методы.
Взаимодействие (субъект-объект)
Эксперимент Беседа
Измерение Понимание
Наблюдение Анализ продуктов
деятельности («архивный метод»)
Один субъект
1.3. Неэкспериментальные психологические методы.
1.3.1. Наблюдение.
Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение как научный эмпирический метод широко применяется с конца 19 в. в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, с начала 20 в.- в психологии труда.
Виды наблюдения:
1.Систематическое и несистематическое.
Несистематическое – не предполагает разработки детального плана наблюдения, важно создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.
Систематическое – предполагает разработку детального плана, в котором четко описываются единицы наблюдения и процедуры их фиксирования. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды.
2. «Сплошное» и «выборочное».
При сплошном наблюдении исследователь фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.
При выборочном наблюдении исследователь обращает внимание на определенные параметры поведения или типы о поведенческих актов.
3. Непосредственное и опосредованное.
При опосредованном наблюдении используют наблюдательные приборы и средства фиксации результатов (аудио-, фото-, видеоаппаратуры, особые карты наблюдения и др.).
4. Включенное и внешнее.
Включенное наблюдение – наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании ребенка наблюдатель находится в тесном естественном общении с ним.
1 вид включенного наблюдения: Наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем; 2 вид – наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (дети, играющие в комнате, одна стена которой – зеркало Гезелла).
Этапы процедуры исследования методом наблюдения:
1. Определение предмета наблюдения (поведение), объекта (отдельные индивиды или группы), ситуаций.
2. Выбор способов наблюдения и регистрации данных.
3. Построение плана наблюдения (ситуации – объект – время).
4. Выбор метода обработки результатов.
5. Обработка и интерпретация полученной информации.
Предметом наблюдения могут быть различные особенности вербального и невербального поведения.
А.А. Ершов выделяет типичные ошибки наблюдения:
1. Гало-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
3. Ошибка центральной тенденции. Стремление дать усредненную оценку наблюдаемому поведению.
4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака.
5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет и оценку его поведения в дальнейшем.
1.3.2. Беседа.
Беседа – диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого.
Как дополнительный метод беседа включается в структуру эксперимента на первом этапе, при сборе первичной информации об испытуемом, которому дается инструкция и на последнем этапе – в форме экспериментального интервью. Различают клиническую беседу и целенаправленный опрос «лицом к лицу» - интервью.
Клиническая беседа – способ исследования целостной личности, исследователь стремится получить максимально полную информацию об индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании сознания и подсознания испытуемого. Чаще проводится в специально оборудованном помещении, не обязательно с пациентом клиники, так же может включаться в контекст психологической консультации или психологического тренинга.
В ходе клинической беседы исследователем выдвигаются и проверяются гипотезы об особенностях и причинах поведения личности, он может давать испытуемому задания, тесты, для проверки этих гипотез. Данные полученные в ходе беседы фиксируют, либо сам экспериментатор, либо – ассистент или исследователь, записывающий информацию после беседы по памяти. Недостаток – часть информации теряется или искажается.
Целенаправленный опрос – интервью, определяется как «псевдобеседа». Широкое распространение получила в социальной психологии, психологии личности, психологии труда, главная сфера его применения – социология. Задачи интервьюера – не упускать из внимания план, вести разговор в нужном русле, сохранение нейтральной позиции в процессе интервью, стараться не демонстрировать свое отношение к содержанию ответов и вопросов, к собеседнику.
1.3.3. «Архивный метод».
Для анализов дневниковых записей, заметок, архивных материалов, продуктов трудовой, учебной, творческой деятельности в американской научно литературе применяют термин «архивный метод». Отечественными психологами используется другой термин для обозначения этого метода – «анализ продуктов деятельности», или праксиметрический метод.
К разновидностям «архивного метода» относят:
- биографический метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей;
- техника континент-анализа.
Континент-анализ используется в политической психологии, психологии рекламы и коммуникации, его можно рекомендовать для анализа исторических документов, материалов беседы. Исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные данные.
Достоинство континет-анализа: Нет эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых; данные проверены на надежность.
Анализ продуктов деятельности – метод представляющий важный материал для клинических психологов: при определенных заболеваниях (маникально-депрессивном психозе, шизофрении и.т.д.) резко меняется характер продуктивности, проявляется в особенностях тестов, рисунков, поделок больных; метод, широко распространенный в исторической психологии, в антропопсихологии.
«Промежуточным» между психологическим измерением (тестированием) и анализом продуктов деятельности является проективный метод.Где акцент переносится на процедуру анализа и интерпретации продуктов деятельности испытуемых. Проективный метод предполагает наличие некоторого внешнего инструментария (рисунков, вопросника, материалов), общение испытуемого с исследователем и интерпретацию его ответов, которая минимально стандартизирована.
Заключение.
Сейчас экспериментальная психология на практике рассматривается как дисциплина, отвечающая за постановку корректных экспериментов в рамках многих направлений прикладной психологии, — к примеру, для определения целесообразности, эффективности того или иного изменения, нововведения (например, в психологии труда). Большие успехи в использовании её методов достигнуты при изучении психофизиологии и психологии ощущений и восприятия. Однако достижения экспериментальной психологии в продвижении фундаментальной психологии на данный момент менее значимы и находятся под вопросом. Границы применимости экспериментальных методов в психологии — предмет обсуждения среди психологов и поныне.
Библиография.
1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – М., 1997. – 254 с.