Курсовая работа: Рассчётно-графический анализ тягово-скоростных свойств автомобиля ГАЗ-13

Министерство образования Украины

Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет

Кафедра автомобилей

Курсовая работа по теме:

“Рассчётно-графический анализ тягово-скоростных свойств автомобиля Газ-13”

Выполнил: ст. гр. Д 24

Домовец М.С.

Харьков 2004


Содержание

1.  Исходные данные для расчёта

2.  Построение внешней скоростной характеристики двигателя

3.  Построение графиков силового баланса и динамической характеристики


а) Исходные данные для расчёта

Вид автомобиля легковой

Полная масса m, кг

3175
Марка и тип двигателя Мод.ГАЗ-13, карбюраторный

Максимальная мощность Nemax, кВт

161,8

Частота вращения вала двигателя при максимальной мощности nN, об/мин

4200
Наличие ограничителя частоты вращения вала двигателя нет

Передаточные числа:

коробки передач Uк1

Uк2

Uк3

Uзх

раздаточной коробки или делителя

главной передачи U0

2.64

1.55

1.00

2.00

нет

3.58

Шины 9.35-15

Статический радиус колёс rст, м

0,271

Габаритные размеры

ширина Br, м

высота Hr, м

1,49

1,37

КПД трансмиссии h 0,9

Коэффициент сопротивления

воздуха K , Н∙с24

0,3

б) Реальные значения основных параметров автомобиля для сравнения их с полученными расчётными данными

Максимальный крутящий момент двигателя Меmax , Н∙м

451.1

Частота вращения вала двигателя при максимальном крутящем моменте nm, об/мин

2700

Максимальная скорость Vmax, км/ч

175
Время разгона до 80 км/ч нет данных

2. Построение внешней скоростной характеристики двигателя

 

Для построения внешней скоростной характеристики поршневого двигателя внутреннего сгорания используют эмпирическую формулу Лейдермана, позволяющую по известным координатам одной точки скоростной характеристики Ne max и nN воспроизвести всю картину мощности:

,

где Ne, кВт – текущее значение мощности двигателя,

n, об/мин – соответствующая частота вращения вала двигателя,

Ne max, кВт – максимальная мощность двигателя, Nemax=161.8 кВт.

nN, об/мин – частота вращения вала двигателя при максимальной мощности.

А1,А2 – эмпирические коэффициенты, характеризующие тип двигателя.

А1 и А2 принимаем равные 1,0 соответственно т. к. двигатель на заданном автомобиле карбюраторный.

Для выбора текущее значение n диапазон вращения вала двигателя от минимально устойчивых оборотов nmin до nN разбивается на произвольное число участков с постоянным интервалом Δn, кратным 50 или 100. Интервал выбираем по формуле:

,

Так как у карбюраторного двигателя, не имеющего ограничителя частоты вращения, максимальная частота вращения коленчатого вала nN при движении автомобиля с максимальной скоростью может на 10-20% превышать частоту nN, для него берут ещё одно значение n после nN с тем же интервалом Δn.

Минимальную частоту вращения коленчатого вала nmin выбирают в пределах 400…800 об/мин. Меньшие значения принимают для дизелей, большие – для карбюраторных двигателей легковых автомобилей и АТС на их базе, средние – для карбюраторных двигателей грузовых автомобилей и АТС на их базе.

Nmin= 800 об/мин и Δn =  об/мин.

,

Результаты расчётов занесены в таблицу 1 и с их помощью строем внешнюю

скоростную характеристику двигателя Ne=f(n) и Me=f(n). Для дизельных двигателей и карбюраторных с ограничителями внешнюю скоростную характеристику строят до точки, соответствующей nN.

3. Построение графиков силового баланса и динамической характеристикой

При построении графиков силового баланса для различных передач и скоростей движения автомобиля рассчитывают значения составляющих уравнения силового баланса:

Pk-Pψ-Pw -Pj=0, (4)

Тяговое усилие на ведущих колёсах определяют из выражения, Н:


, (5)

где: rд – динамический радиус колеса, который в нормальных условиях движения принимают равным rст, м.

Вторую составляющую силового баланса – силу суммарного дорожного сопротивления – определяют по формуле, Н:

 

Pψ=ψ∙G,

где G=g∙m – полный вес автомобиля, Н. g=9,81 м/с2 – ускорение свободного падения.

В расчётах не учитывается влияние скорости движения на коэффициент сопротивлению качению, в связи с чем полагаем ψ=const. Для автомобиля Газ-13 G=9,81∙3175=31146.75 Н, а при заданном ψ = 0,037 Рψ= 0,037 ∙ 31146,75=1152,430 Н.

Сила сопротивления воздуха, Н:

 

,

 

где: F – лобовая площадь автомобиля, м2.

V – скорость автомобиля, км/ч.

Лобовая площадь может быть определена по чертежу автомобиля, а при его отсутствии – приближённо по выражению:

F=α∙Br∙Hr,

где: α – коэффициент заполнения площади, для легковых автомобилей

α=0,78…0,8; для грузовых автомобилей α=0,75…0,9 (большее значение принимают для автомобилей с большей полной массой); для автобусов α=0,85…0,95 (меньшие значения принимаются для автобусов малой вместимости, а большие - большей).

F = 0,8 ∙ 1,61 ∙ 1,44 = 1,3552 м2

Сила сопротивления разгону, Н:

,

 

где: δ – коэффициент, учитывающий влияние инерции вращающихся масс.

j – ускорение автомобиля в поступательном движении, м/с2.

При построении и анализе графиков силового баланса величина Pj не рассчитывается, а определяется как разность тягового усилия Pk и суммы сопротивлений движению (Pψ+ Pw).

График силового баланса и все последующие строят в функции скорости автомобиля V, км/ч, которая связана с частотой вращения вала n зависимостью:

,

где rk – радиус качения колеса, м, равный при отсутствии проскальзывания, статистическому радиусу rст.

Динамический фактор автомобиля D определяется для различных передач и скоростей движения по формуле:


,

Для построения графика силового баланса рассчитываем сумму Pψ+ Pw, которая зависит только от скорости и не зависит от передаточного числа коробки передач. Поэтому расчёт выполняем применительно к скоростям, соответствующим высшей передачи.


Таблица 2. Результаты расчетов силового баланса и динамической характеристики автомобиля ЗАЗ-968М

Параметры Значение параметров
n , об/мин 600 900 1200 1500 1800 2100 2400 2700 3000 3200
a*n/nN 0,2222 0,3333 0,4444 0,5556 0,6667 0,77778 0,88889 1 1,111111 1,185185
b*(n/nN)2 0,0494 0,1111 0,1975 0,3086 0,4444 0,60494 0,79012 1 1,234568 1,404664
c*(n/nN)3 0,011 0,037 0,0878 0,1715 0,2963 0,47051 0,70233 1 1,371742 1,664787
a*n/nN+b*(n/nN)2-c*(n/nN)3 0,2606 0,4074 0,5542 0,6927 0,8148 0,91221 0,97668 1 0,973937 0,925062
Ne 8,0817 12,633 17,184 21,48 25,266 28,2859 30,2851 31,00817 30,2 28,68449
Me 128,63 134,05 136,76 136,76 134,05 128,634 120,509 109,677 96,13667 85,60526

 

Рисунок 1-Внешняя скоростная характеристика карбюраторного двигателя внутреннего сгорания

 

Рисунок 2. Силовой баланс автомобиля

Рисунок .3. Динамическая характеристика автомобиля


Таблица 1. Результаты расчетов внешней скоростной характеристики двигателя

Параметры Значение параметров
n , об/мин 600 900 1200 1500 1800 2100 2400 2700 3000 3200
a*n/nN 0,2222 0,3333 0,4444 0,5556 0,6667 0,77778 0,88889 1 1,111111 1,185185
b*(n/nN)2 0,0494 0,1111 0,1975 0,3086 0,4444 0,60494 0,79012 1 1,234568 1,404664
c*(n/nN)3 0,011 0,037 0,0878 0,1715 0,2963 0,47051 0,70233 1 1,371742 1,664787
a*n/nN+b*(n/nN)2-c*(n/nN)3 0,2606 0,4074 0,5542 0,6927 0,8148 0,91221 0,97668 1 0,973937 0,925062
Ne 8,0817 12,633 17,184 21,48 25,266 28,2859 30,2851 31,00817 30,2 28,68449
Me 128,63 134,05 136,76 136,76 134,05 128,634 120,509 109,677 96,13667 85,60526
Модернизация системы охлаждения двигателя "Газели"
СОДЕРЖАНИЕ Введение и постановка задачи 1. Назначение и обзор систем охлаждения 1.1. Устройство, работа и конструктивные особенности систем ...
В данной работе я хочу предложить, вариант усовершенствования карбюраторного двигателя ЗМЗ-406 применяемого на автомобилях типа "Газель" обращая особое внимание на доработку ...
Индикаторная диаграмма двигателя построена для номинального режима работы двигателя, т.е. при Ne=85 кВт и n=4500 мин-1, аналитическим методом.
Раздел: Рефераты по транспорту
Тип: дипломная работа
Расчетно-графический анализ тягово-скоростных свойст автомобиля ВАЗ ...
Министерство образования Украины Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет Кафедра автомобилей Курсовая работа Расчетно-графический ...
где Ne, кВт - текущее значение мощности двигателя, соответствующее частоте вращения вала двигателя n, об/мин; Nemax , кВт - максимальная мощность двигателя внутреннего сгорания при ...
Так как у карбюраторного двигателя, не имеющего ограничителя частоты вращения, максимальная частота вращения коленчатого вала nmax при движении автомобиля с максимальной скоростью ...
Раздел: Рефераты по технологии
Тип: реферат
Динамический расчет автомобиля ГАЗ-33021
Содержание 1. Динамический расчет автомобиля 1.1 Масса автомобиля 1.2 Шины автомобиля 1.3 Передаточные числа и скорости движения 2. Динамическая ...
Ne - искомая эффективная мощность при частоте вращения ne в кВт или л. с.;
nn - номинальная частота вращения коленчатого вала.
Раздел: Промышленность, производство
Тип: курсовая работа
Тяговый расчёт автомобиля
Введение Тяговый расчет автомобиля производится с целью определения его тяговых и динамических качеств. Тяговый расчет подразделяется на: -тяговый ...
В общем случае частота вращения коленчатого вала при максимальной скорости движения автомобиля не равна частоте вращения, соответствующей максимальной мощности двигателя, и ...
где Nе и ne - текущие значения соответственно мощности двигате и частоты вращения коленчатого вала.
Раздел: Рефераты по транспорту
Тип: реферат
... технического обслуживания и ремонта карбюраторов двигателей легковых ...
Введение Самый перспективный бизнес на рынке техники - автосервис. Спрос на автосервис постоянно увеличивается. Парк автомашин будет расти еще много ...
Режим ПХХ представляет собой вынужденное вращение коленчатого вала двигателя при движении автомобиля по инерции с отпущенной педалью управления дросселем и выключенной передачей.
Во время пуска двигателя частота вpaщения коленчатого вала составляет лишь 50-75 мин-1. Поэтому скорость потока воздуха во впускном трубопроводе в 8-10 раз меньше, чем на режимах ...
Раздел: Рефераты по транспорту
Тип: дипломная работа