Реферат: Поль Верлен

Харківський текстильний технікум


РЕФЕРАТ на тему:

«ПОЛЬ ВЕРЛЕН»

 


ВЕРЛЕН (Verlaine), Поль (30. III. 1844, Meц,— 8. I. 1896, Париж) — французский поэт. Родился в семье офицера. По окончании лицея служил чиновником парижской ратуши. С юности придерживался республиканских воззрений.

Начинал писать под влиянием парнасцев («Парнас»), но также и романтиков, особенно Шарлем Бодлера. Вместе с Ж. А. Рембо и С. Малларме Верлен был одним из основоположников символистского направления, но, по мнению М. Горького, «...был яснее н проще своих учеников: в его всегда меланхолических н звучащих глубокой тоской стихах был ясно слышен вопль отчаяния, боль чуткой н нежной души, которая жаждет света, жаждет чистоты, ищет бога и не находит, хочет любить людей н не может» (Собрание сочинений т. 23, 1053, с. 124—25). Уже в «Сатурновских стихотворениях» («Les poemes saturmens», 1866) и «Галантных празднествах» («Les fetes galantes», 1869), наряду со строго изваянными образами в манере парнасцев, появляются характерные для Верлена напевные, глухо звучащие стихи, проникнутые чувством безотчетной меланхолии. В книгах стихов «Песнь чистой любви» («La bonne chanson», 1870), посвященной невесте, Верлен сближает поэтическую речь с простой беседой, вводит обычный синтаксис, разговорные интонации. В последние годы Второй империи поэт печатал антибонапартистские стихи в оппозиционной прессе.

В 1871 В. не подчинился версальцам, остался в Париже и служил в бюро прессы «Парижской Коммуны». После «кровавой недели» он, опасаясь расправы, скрывался, жил преим. в провинции и, наконец, уехал с Рембо в Бельгию, затем в Англию. Со времени выхода монографии о Верлене его друга — коммунара Э. Ленелетье (1907) и доныне обнаруживаются материалы о систематических преследованиях Верлена реакцией, о дружеских связях его с коммунарами-эмигрантами, о поддержке оказанной Верлену левой печатью.

В годы реакции ему удалось напечатать только одну книжку стихов «Романсы без слов» («Romances sans naroles», 1874), отразившую болезненную тоску растерявшегося интеллигента. Задушевные, незатейливые песенки, рисующие мир, каким он представлялся рабочему парню («Валькур»), чередуются со стихами, символически передающими минорным звучанием и ритмом общую беспредметную тоску и покорность ей, как неотвратимому знамению времени («Слезы в сердце моем...»).

Свои взгляды на поэзию Верлен кратко выразил в стихотворениях начала 70-х гг. «Поэтическое искусство» («Art poetique», изд. 1882), где музыкальность стиха противопоставлена определенности смысла. Верлен советовал обращаться к неясным, смутным образам и отдавать предпочтение нюансам, переливам, а не резким тонам. И хотя Верлен имел в виду легкую, манящую воображение неточность, такой принцип открывал путь алогизму. Впрочем, сам Верлен не придавал своему стихотворению значения программного манифеста, как позже восприняли его поэты-символисты. «Нельзя же понимать поэтическое искусство «буквально»,— говорил Верлен, продолжавший писать ясно и сохранявший в своем творчестве традиционные размеры, рифмы.

Летом 1873 в Брюсселе во время ссоры с Рембо Верлен легко ранил друга. Бельгийский суд, получивший доносы на Верлена как на опасного участника Коммуны, приговорил его к 2 годам заключения. Тюремному священнику удалось воздействовать на Верлена, и поэт создал книгу стихов в религиозном духе «Мудрость» («Sagesse», изд. 1881).

Возвратившись во Францию в 1877, Верлен не примирился с реакцией Третьей республикой, пытался искать опору в вере, затем в крест, труде, приходил в отчаяние, пил. При всей неустойчивости своих взглядов Верлен все же продолжал ориентироваться на левую прессу, периодически возвращаясь к теме Коммуны. Его позднее творчество: сборники стихов «Далекое и близкое» («Jadis et naguerc», 1884), «Параллельно» («Parallelemcnt», 1889), статьи о Рембо, Малларме и др.— «Проклятые поэты» («Les poelcs raaudits». 1884) — двойственно. В нем усиливаются упадочные тенденции. В то же время поэт предостерегает своих новых сторонников от декадентских крайностей, печатает революционные стихи (например, поэма «Побежденные» в сборнике «Далекое и близкое», с ее гневной и твердой уверенностью в торжестве революции). Однако общий пессимизм, символистские эстетические установки,— все это вместе с нищетой, алкоголизмом, болезнями подтачивало дарование Верлена. В сборниках после 1889 повторяются однообразные стихотворения-исповеди. «Проклятый поэт» умер в глубокой нищете.

Верлен был человечнее и ближе к жизни, чем другие символисты. «Интимнейший из поэтов», по словам В. Я. Брюсова, он обогатил лирику разнообразнейшими оттенками переживаний, сблизил ее с задушевной беседой, придал стиху тонкую музыкальность. Особенно большой известностью Верлен пользовался на рубеже 19-20 вв, в частности в России.

Сочинения: Oeuvres completes, v. 1—5, P., 1898—1901; переиздано без изменений в 1911 —12; Oeuvres posthumes, v. 1—3, P., 1926—29; Oeuvres poctiques completes. Texte etabli et annoti? par Y. G. Le Dantec, [P., 1938] (перепад, с уточнениями в 1955); Oeuvres completes. Texte etabli par H.de Bouillane de Lacoste et J. Borel, v. 1—2, P., 1959—60; Correspondence, v. 1—3, P., 1927—29; Rimbaud raconte par Verlaine, P., 1934; в рус. пер.— Стихи, пер. Ф. Сологуба, СПБ, 1908, 2 изд., М.—П., 1923; Собрание стихов, пер. В. Брюсова, с критико-биографическим очерком и библиографией, М., 1911; Избранные стихотворения в пер. рус. поэтов, сост. П. Н. Петровский, М., 1912 и 1915; Избранные стихотворения в пер. С. Френкель, М., 1914.


Использованная литература:

Горький М., Поль В. и декаденты, в его кн.: Собр. соч., т. 23, М., 1953;

История франц. лит-ры, т. 3,М., 1959;

Adam A., V. L'homme et 1'oeuvre, P., [1953];

Bor-necque J. H., Etudes verlainiennes, [v. 1—2], P., 1952—59;

С а г с о F., Yerlaine, P., [1939];

С о u 1 о n M., V. poete satur-nien, P., 1929;

 D e 1 a h а у e E., Verlaine, P., 1920;

Hanson L. and Hanson E., V.: fool of god, N. Y., [1957];

L e p e 1-1 e t i e r E., Paul V. Sa vie, son oeuvre, P., 1907;

M a r -t i n о P., Verlaine, P., 1944;

М о r i с e С h., P. Verlaine, P. 1888;

Richter J., Paul Verlaine..., P., 1959;

S 6 с h 6 A. P. V. Portraits et documents, P., 1909;

Underwood V. P.. Verlaine et 1'Angleterre, P., 1956;

Bever A. van, Biblio-graphie et iconographie de Paul V., P., 1926;

Fongaro A. Bibliographic de V. en Italie, tFirenze], 1957;

R u с h о n F. Л erlaine. Documents iconographiques, Gen., 1947;

Tournoux G. A., Bibliographic verlainienne, Lpz., 1912.

Теория сюрреализма
Андреев Л.Г. Итак, история- это история необходимого приобщения бунтарей к социальной революции, история неизбежного поражения вольнонаемных идеологов ...
... одной стороны, думая и действуя во имя освобождения страны, с другой - думая и творя в соответствии с безжизненным абсолютом?"(Тzаrа Т. Le surrealisme et 1'apres-guerre Paris, 1948 ...
Пере, сидя в Мексике, прочитал "Честь поэтов", сборник стихов, изданных в Париже подпольно.
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: статья
Анализ философско-эстетической основы поэтики Б.А. Ахмадулиной
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ТВОРЧЕСКИХ ИСКАНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЭЗИИ 60-90-х гг. XX века 1 ...
Для Е. Сидорова сборник "Стихи" явился обнадеживающим в том смысле, что поэт приходит к осознанию необходимости преодоления разрыва "между личным и общим" (Сидоров Е., 1976, с. 7 ...
Трагические ноты слышны в стихотворении "Тоска по Лермонтову".
Раздел: Рефераты по зарубежной литературе
Тип: дипломная работа
Языковое выражение лингвокультурного концепта savoir vivre во ...
Оглавление Введение Глава 1. Концепт savoir vivre как предмет лингвокультурологического исследования 1.1 Лингвокультурный концепт savoir vivre в ...
Il fut plein de tact et de convenance (Zola E. La curée);
Avec le tact et la finesse dont sont plus ou moins douées toutes les femmes, la comtesse, qui avait deviné son intendant, le surveillait adroitement, et savait si bien le manier ...
Раздел: Топики по английскому языку
Тип: дипломная работа
Философия грамматики
THE PHILOSOPHY OF GRAMMAR by OTTO JESPERSEN О. ЕСПЕРСЕН ФИЛОСОФИЯ ГРАММАТИКИ Перевод с английского В.В. ПАССЕКА и С.П. САФРОНОВОЙ Под редакцией и с ...
Латинское прилагательное ridiculus, по Бреалю ("Mйlanges de mythologie et de linguistique", Paris, 1882, 6. 171), возникло из существительного среднего рода ridiculum "посмешище ...
Артикль необходим и при употреблении предложной группы вместо родительного падежа: die Gedichte von Schiller "стихотворения Шиллера"; также и в других языках: the poems of Schiller ...
Раздел: Топики по английскому языку
Тип: книга
Тютчев Ф.И. и его поэтическое наследие
Пигарев К. "Вы знаете, кто мой любимый поэт?" - спросил однажды Лев Николаевич Толстой. И сам назвал Тютчева. Современники вспоминали о том "изумлении ...
Tu regere imperio populos, Romane, memento; hae tibi erunt artes: pacisque imponere morem; parcere subjectis et debellare superbos.
Любовь как земная испепеляющая страсть изображается в стихотворениях Тютчева тридцатых годов-"Итальянская villa", "С какою негою, с какой тоской влюбленный..." и "1-ое декабря 1837 ...
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: статья