Учебное пособие: Прибыль организации (предприятия)
Мн (2.3)
Тема: Прибыль организации (предприятия)
План:
1. Дайте определение прибыли;
2. Назовите состав балансовой прибыли;
3. Каковы функции прибыли?
4.Сформулируйте цели предпринимательской деятельности акционерного общества;
5. Назовите и охарактеризуйте методы планирования прибыли;
6. Назовите основные факторы роста прибыли;
7. В чем заключается эффект производственного рычага?
8. Каковы пути распределения и использовании прибыли на предприятии?
9. Что такое рентабельность?
10. Каковы основные показатели рентабельности?
1. Прибыль – это часть добавленной стоимости, которая получена в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг.
2. Финансовый результат производственно-хозяйственной и финансовой деятельности принято называть балансовой прибылью.
Состав балансовой прибыли определяется направлением деятельности предприятия: текущей, операционной и финансовой.
В состав балансовой прибыли входит прибыль от реализации товаров (продукции, работ, услуг), операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы за минусом операционных, внереализационных и чрезвычайных расходов.
Под доходами предприятия подразумевается увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств, иного имущества и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала.
Под расходами предприятия признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия денежных средств, иного имущества и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала.
Доходы и расходы предприятий в зависимости от их характера, условия получения и направления его деятельности подразделяются на:
а) доходы и расходы от обычных видов деятельности;
б) операционные доходы и расходы;
в) внереализационные доходы и расходы.
3. Прибыль, как важнейшая категория отношений выполняет ряд важнейших функций:
1. Прибыль служит критерием и показателем эффективности деятельности предприятия;
2. Прибыль выполняет стимулирующую функцию (Выступая конечным финансово-экономическим результатом предприятия, прибыль приобретает ключевую роль в рыночном хозяйстве)
3. Прибыль является источником формирования доходов бюджетов различных уровней.
4. Цели предпринимательской деятельности акционерного общества:
1. максимизация акционерной собственности;
2. максимизация прибыли;
3. максимизация управленческого вознаграждения;
4. поведенческие цели;
5. социальная ответственность.
5. Метод прямого счета. В его основе поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции.
1-й шаг. Рассчитаем прибыль от продажи (реализации) продукции:
Прибыль = Выручка – Себестоимость
2-й шаг. Подсчитаем прибыль (убыток) планируемого года:
Прибыль (убыток) = Прибыль от продажи + Операционные доходы – Операционные расходы + Внереализационные доходы – Внереализационные расходы
Аналитический метод используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции, при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости.
1-й шаг. С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по базисной себестоимости.
2-й шаг. Рассчитывается изменение (+;-) себестоимости продукции в планируемом году.
3-й шаг. Определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты выполняются по специальным таблицам на основе плановых данных об ассортименте продукции, её качестве, сортности.
4-й шаг. После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста (или снижение) цен.
5-й шаг. Влияние на прибыль всех перечисленных факторов суммируется. Прибыль от производства сравнимой продукции в планируемом году определяется с учетом прибыли, исчисленной на 1-ом и последующих шагах.
6-й шаг. Далее учитывается изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода.
Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага. Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные.
31 МН
Тема: Прибыль организации (предприятия) № 2
6. 1) Объем продаж - при высоком удельном весе постоянных расходов в себестоимости продукции рост объема реализации приведет к еще большему объему прибыли за счет снижения доли постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции.
2) Рост цен – в период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора.
3) Снижение себестоимости – снижение затрат без негативного влияния на качество выпускаемой продукции. Достигается за счет большей управляемости контроля в области расходов.
4) Обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции – прибыль в рыночной экономике – движущая сила как производственных фондов, так и выпускаемой продукции.
7. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие этого эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объекта производства и реализации. Чем выше доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И наоборот, при росте объема продаж доля условно-постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие операционного рычага уменьшается.
Сила воздействия Маржинальная прибыль
операционного рычага = Прибыль
Маржинальная прибыль – сумма покрытия предельной прибылью.
8. Распределение прибыли – составная и неразрывная часть общей системы распределительных отношений и, пожалуй, наравне с распределением дохода физических лиц, самая главная. Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием.
1) Налоги оказывают значительное влияние на формирование финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и на размер чистой прибыли, используемой предприятием на цели накопления и потребления.
2) Оставшиеся две трети полученной организацией прибыли могли бы быть распределены между собственниками (акционерами и учредителями) и самой организацией.
3) Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, регламентируется внутренними документами организации, как правило в учетной политике.
9. Рентабельность – один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, в отрасли, народном хозяйстве в целом, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг), рассчитывается тремя методами-как отношение прибыли:
1) к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств;
2) к полной себестоимости продукции;
3) к полной себестоимости продукции за вычетом материальных затрат.
10. Основные показатели рентабельности:
1) Рентабельность продукции (издержек) (Рпр)
Рпр = (Пр / ПС) *100%
Пр – отношение прибыли от реализации продукции
ПС – к полной себестоимости реализованной продукции
2) Рентабельность продаж (ROS)
ROS = (Пр / В)*100%
Пр - отношение прибыли от реализации продукции
В – к выручке от реализации без налогов, включаемых в цену продукции
3) Рентабельность активов (ROA)
ROA = (Пб (или Пч) / Аср)*100%
Пб (или Пч) – отношение прибыли балансовой (или чистой)
Аср – к средней величине активов за определенный период
4) Рентабельность текущих активов
Рта = (Пч / Ат ср) *100%
Пч – отношение чистой прибыли предприятия
Ат ср – к средней величине текущих активов (оборотных средств) предприятия
5) Рентабельность собственного акционерного капитала (ROE)
ROE = (Пч / Кс ср)*100%
Пч – отношение чистой прибыли
Кс ср – к средней величине собственного капитала предприятия за определенный период.
Сущность и значение кредита
в деятельности предприятия.
Кредит как экономическая категория представляет собой определенный вид общественных отношений, связанных с движением стоимости (в денежной форме). Такое движение предполагает передачу денежных средств – ссуды на время, причем за ссудополучателем сохраняется право собственности.
Функции кредита:
ü Перераспределительная. Посредством кредита происходит перемещение денежного капитала между отраслями народного хозяйства. Кредит становится своеобразным регулятором на макроэкономическом уровне, перераспределяя стоимость, временно высвобожденную между отраслями, территориями;
ü Экономии издержек обращения. Хозяйствующие субъекты часто прибегают к кредиту для обеспечения себя нужным количеством оборотных средств. В результате ускоряется оборачиваемость капитала у хозяйствующего субъекта и в конечном итоге обеспечивается экономия издержек обращения;
ü Замещение наличных денег кредитными. Использование в хозяйственной деятельности кредита приводит к распространению безналичных форм расчета. В сфере денежного обращения появляются такие кредитные инструменты, как векселя, чеки, кредитные карточки. Следствием такого положения становится ускорение денежного оборота;
ü Ускорение концентрации капитала. Заемный капитал в форме кредита делает возможным расширение масштабов производства и получение дополнительной прибыли. Для крупных инвестиций необходима концентрация, которая становится возможной путем использования кредита. Сосредоточение капитала даже в небольших масштабах дает положительные экономические результаты;
ü Стимулирующая. Использование кредитных ресурсов в хозяйственной деятельности делает необходимым их эффективное использование. Именно поэтому кредит заставляет заемщика более рационально использовать кредитные ресурсы и тем самым вести эффективную хозяйственную деятельность. На практике кредит не только побуждает расширить масштабы производства, но и стимулирует заемщика делать инновации в форме внедрения в производство различных научных разработок.
Значение кредита как экономической категории проявляется в конечных результатах его использования. Однако его существование в экономике становится результатом взаимодействия комплекса условий. Одно из таких условий – несовпадение во времени индивидуальных кругооборотов и оборотов производственных фондов отдельных товаропроизводителей. В силу специфики своего производства и условий снабжения в разные периоды времени предприятия имеют разную потребность в оборотных средствах. Часто у предприятий не хватает собственных денежных средств, поэтому они вынуждены прибегать к кредитным ресурсам. Второе условие существования кредита – юридическая самостоятельность кредитора и заемщика, т.е. экономическая ответственность сторон в процессе реализации кредитных отношений. В рамках гражданского законодательства определены признаки хозяйственной самостоятельности.
Важное условие существования кредита – заинтересованность кредитора и заемщика в кредитных отношениях. Основной стимул данной заинтересованности – процентная ставка: она должна, с одной стороны, обеспечить максимальную прибыль кредитору, а с другой – давать возможность процентной ставки без ущерба для заемщика. Уровень процентной ставки зависит от множества факторов: масштабов производства, соотношения спроса и предложения на рынке кредитных ресурсов и т.д.
Анализ финансовых результатов.
Финансовый результат предприятия характеризуется прибылью и убытками. Прибыль отражает абсолютную эффективность хозяйственной деятельности предприятия. Убытки предприятие может нести, но они не должны носить систематический характер.
Прибыль (убытки) отражает финансовый результат разных видов деятельности: основной (обычной) деятельности; от внереализационных операций; финансовый результат от действия чрезвычайных обстоятельств.
Анализ финансовых результатов осуществляется по следующим направлениям:
Анализ формирования и использования прибыли. Определяются абсолютные суммы средств, выплачиваемых из прибыли, их динамика и структура. Использование прибыли означает уплату в бюджет налога на прибыль, распределение прибыли оставшейся в распоряжении предприятия. Налог на прибыль уплачивается в бюджет не со всей суммы прибыли отчетного года, а с, так называемой, налоговой прибыли (налогооблагаемой прибыли). Для ее получения необходимо из прибыли отчетного года произвести некоторые исключения: доходы, облагаемые по иной ставке, чем налог на прибыль (операции с ценными бумагами); некоторые доходы, которые носят характер льгот. Полученная в результате таких расчетов налогооблагаемая прибыль служит основой для взноса налога на прибыль. После уплаты налога на прибыль оставшаяся сумма считается чистой прибылью. Пути распределения чистой прибыли: на выплату дивидендов по ценным бумагам; образование резервного фонда; образование фондов специального назначения; другие отвлечения (внесение в бюджет штрафных санкций и расходов по возмещению ущерба из-за нарушения требований охраны окружающей среды, из-за получения необоснованной прибыли в результате необоснованного повышения цен).
Горизонтальный и вертикальный анализ финансовых результатов.
Горизонтальный анализ – это оценка изменений структуры показателей прибыли за отчетный период в абсолютной сумме и в процентах.
Вертикальный анализ – это оценка изменений структуры показателей прибыли, когда сначала оцениваются их изменения. Горизонтальный анализ проводится самим предприятием, вертикальный (трендовый) – чаще всего внешними пользователями.
Факторный анализ финансовых результатов. Выявляются факторы, повлиявшие на финансовые результаты предприятия. Проводится факторный анализ валовой прибыли, прибыли от реализации, результатов от прочей реализации.
Валовая прибыль создается в процессе производства продукции и определяется как разность между выручкой от реализации и себестоимость реализации.
На изменение валовой прибыли влияют:
Ø Объем выпуска продукции в количественном измерении;
Ø Структура выпуска продукции;
Ø Удельная валовая прибыль.
Прибыль от реализации – разница между выручкой от реализации продукции и ее полной себестоимостью. Прибыль от реализации продукции занимает большой удельный вес в прибыли отчетного года.
Факторы, влияющие на изменение прибыли от реализации:
Ø Изменение цен реализации – рост цен увеличивает прибыль от реализации;
Ø Полная себестоимость реализации – чем ниже себестоимость, тем больше прибыль;
Ø Влияние объема реализации – чем больше объем, даже при той же цене, тем больше прибыль;
Ø Изменение структуры реализации – увеличение реализации более рентабельных изделий приводит к росту прибыли от реализации.
Результат факторного анализа – разработка мероприятий по использованию выявленных резервов роста финансовых результатов в долгосрочном плане.