Курсовая работа: Управление финансовыми рисками

Содержание

Введение

1. Классификация финансовых рисков

1.1. Связь финансового и операционного рычага с совокупным риском

1.2. Риски развития

2. Анализ финансовых рисков ЗАО «ВТБ24»

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Актуальность темы исследования определяется тем, что риски возникают в деятельности любого предприятия, независимо от вида его деятельности, организационно правовой формы и сроков существования на рынке, и требуют постоянного анализа, контроля и поиска оптимальных решений в области управления ими.

На Западе, даже в относительно стабильных экономических условиях, субъекты хозяйствования уделяют пристальное внимание вопросам управления рисками. В то же время, в российской экономике, где факторы экономической нестабильности и без того усложняют эффективное управление предприятиями, проблемам анализа и управления комплексом рисков, возникающих в процессе их экономической деятельности, уделяется явно недостаточное внимание.

До недавнего времени подобный подход доминировал не только на предприятиях реального сектора экономики, но и в финансово-кредитных организациях. Пристальное внимание вопросу управления рисками стало уделяться только после наступившего финансового кризиса, который отчетливо обозначил всю остроту данной проблемы в России.

Предметом исследования курсовой работы являются финансовые риски, возникающие в процессе предпринимательской деятельности предприятия.

Объектом данной курсовой работы является ЗАО «ВТБ24».

Целью исследования является анализ финансовых рисков и резервов их снижения.

Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:

-  Изучение теоретических основ управления финансовыми рисками;

-  Анализ системы управления финансовыми рисками

-  Выявление резервов повышения эффективности управления финансовыми рисками;

Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные мероприятия по повышению эффективности управления финансовыми рисками, могут быть использованы в его работе для снижения влияния финансовых рисков и повышения эффективности деятельности предприятия.


1. Классификация финансовых рисков

Рассматривая схему рисков на рис. 1., мы видим, что составной частью коммерческих рисков являются финансовые риски. Они связаны с вероятностью потерь каких-либо денежных сумм или их недополучением. Отметим, что финансовые риски — это спекулятивные риски, для которых возможен как положительный, так и отрицательный результат. Их особенностью является вероятность наступления ущерба в результате проведения таких операций, которые по своей природе являются рискованными.

Рис. 1. Система рисков

Напомним крупными блоками классификацию финансовых рисков. Они подразделяются на риски, связанные с покупательной способностью денег, и на риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски).

К рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся следующие разновидности рисков: инфляционные и дефляционные риски, валютные риски, риск ликвидности.

Инвестиционные риски включают в себя следующие подвиды рисков: риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, риск прямых финансовых потерь. Риск снижения доходности подразделяется на процентные риски и кредитные риски. А кредитные риски включают в себя биржевые риски, риск банкротства и селективные риски.

Взаимосвязь между основными участниками финансовой системы, включающей в себя рынки, посредников, фирмы, представляющие финансовые услуги, и т.п., наглядно отображена на рис. 2., который представляет собой диаграмму движения финансовых потоков.

Средства через разные элементы структуры финансовой системы перетекают от компаний, имеющих излишки финансовых средств, к тем, у кого наблюдается дефицит этих средств. Некоторые финансовые потоки направлены от одних экономических субъектов (с избыточными средствами) к другим (с дефицитом) через финансовых посредников, например через банки. В то же самое время другие перемещаются, минуя этих посредников, т. е. через финансовые рынки.


Рис. 2. Финансовые потоки

Подобно перемещению денежных ресурсов с помощью финансовой системы, перемещаются и риски. В финансовой системе существуют посредники, например страховые компании, которые специализируются на деятельности, связанной с перемещением риска. Они взимают с клиентов, которые хотят понизить степень своих рисков, специальные страховые премии и передают их инвесторам, которые за определенное вознаграждение согласны оплачивать страховые требования и нести риск.

Зачастую капиталы и риски связаны воедино и переносятся посредством финансовой системы одновременно, вследствие чего финансовый поток, изображенный на рис. 5., характеризует также и поток рисков. Рассмотрим это на примере финансов предприятий и переноса их рисков.

Представьте, что вы решили заняться бизнесом и для этого вам необходим капитал в 100000 тыс.руб. Поскольку личных сбережений у вас нет, вы считаетесь дефицитной экономической единицей. Теперь предположим, что вам удалось убедить какого-либо частного инвестора (экономическая единица со свободными средствами) предоставить вам капитал в виде покупки ваших акций в размере 70000 тыс. руб. За это вы обязуетесь выплатить ему 75% от прибыли предприятия. Кроме того, вы добились получения в банке кредита в размере 30000 тыс. руб. под 6% годовых. На рис. 2. этот общий поток в размере 100000 тыс. руб. был бы изображен как финансовые потоки, идущие по направлению из других источников к вам.

Основной риск в данном примере принимает на себя ваш акционер, поскольку, если предприятие потерпит крах, он не получит назад свои 70000 тыс.руб. Однако определенная степень риска может присутствовать и в действиях банка. Она заключается в том, что в случае вашей неудачи банк также может не получить целиком основную сумму займа и проценты по нему. Так, например, представим, что к концу года оценка вашего бизнеса составляет всего 20000 тыс. руб. В этом случае инвестор теряет всю инвестированную им сумму, а банк — 10000 тыс. руб. из одолженных вам 30000 тыс.руб. Поэтому, кредиторы, наряду с акционерами, принимают на себя определенную часть риска деятельности частной фирмы.

Финансовый риск, обладая различной возможностью наступления, имеет математически выраженную вероятность наступления потерь, если рассматриваемая ситуация приводится к нескольким взаимоисключающим исходам с известным распределением вероятностей. Если же такое распределение неизвестно, то соответствующая ситуация рассматривается как неопределенность.

В экономической практике, особенно финансовой, обычно не делают различия между риском и неопределенностью. Чаще всего под риском понимают некоторую возможную потерю, вызванную наступлением случайных неблагоприятных событий. Потеря может быть объективной, т.е. определяться внешними воздействиями на ход и результаты деятельности хозяйствующего субъекта. Так, например, потеря покупательной способности денег (инфляционный риск) не зависит от воли и действий их владельца. Однако часто потери возникают из-за выбора того или иного решения, той или иной линии поведения, и здесь нужно выбирать оптимальное решение. В ряде областей финансовой деятельности под риском понимается вероятность наступления некоторого неблагоприятного события. Чем выше эта вероятность, тем больше риск.

Когда невозможны непосредственные измерения размеров потерь или их вероятностей, риск можно измерить с помощью ранжирования соответствующих объектов, процессов или явлений в отношении возможного ущерба, потерь и т.д. Ранжирование обычно основывается на экспертных суждениях. Для финансовой операции, начальное и конечное состояния которой имеют денежную оценку, конечной целью является максимизация дохода, равная разности между конечной и начальной оценками.

Большинство финансовых операций проводятся в условиях неопределенности и потому их результат невозможно предсказать заранее. Поэтому финансовые операции рискованны: при их проведении возможны как прибыль, так и убыток. ЛПР — инвестор, вкладывающий деньги в банк, в какую-то финансовую операцию, покупающий ценные бумаги и т.п., рассчитывает на какую-то прибыль и получая меньшую, несет потери. Такая операция также является рискованной, так как она имела несколько исходов, не равноценных для ЛПР, и ее результат окончился исходом, не равноценным для него, несмотря на, возможно, все усилия ЛПР по управлению этой операцией.

На степень и величину риска можно воздействовать через финансовый механизм. Такое воздействие осуществляется с помощью приемов финансового менеджмента и особой стратегии. В совокупности стратегия и приемы образуют своеобразный механизм управления риском, т.е. риск-менеджмент. Таким образом, риск-менеджмент представляет собой часть финансового менеджмента.

В основе риск - менеджмента лежат целенаправленный поиск и организация работ по оценке, избеганию, удержанию, передаче и снижению степени риска. Конечной целью риск - менеджмента является получение наибольшей прибыли при оптимальном, приемлемом для предпринимателя соотношении прибыли и риска.

Выше было отмечено, что риском является и несоответствие ожиданиям. Имея различные возможные альтернативы, ЛПР оценивает и сравнивает их, при этом предполагается, что для каждого мыслимого способа действия прогнозируемые последствия могут из-за влияния неконтролируемых факторов не совпасть с тем, что произойдет на самом деле. Разброс возможных значений относительно ожидаемой величины зависит от меры случайности этих рассогласований, а также от амплитудных характеристик. Поэтому каждая альтернатива взвешивается, например, по двум критериям: один из них дает прогнозную оценку варианта (например, среднее значение возможного варианта); а другой — меру возможного расхождения — степень риска, при этом рискованность варианта возрастает с ростом ожидаемой результативности. Какую из альтернатив выберет ЛПР зависит от его отношения к риску, от того, в каких пропорциях он готов принять соотношение риска и выигрыша.

Анализом и прогнозированием поведения финансового рынка и отдельных его частей занимается финансовая математика.

Под финансовым рынком следует понимать рынок, на котором товарами служат деньги, банковские кредиты и ценные бумаги. К ценным бумагам относят: облигации, акции, фьючерсы. Фьючерс представляет собой типовой биржевой срочный контракт, купля и продажа которого означают обязательство поставить или получить указанное в нем количество продукции по цене? которая была определена при заключении сделки.

В соответствии с видом товаров финансовый рынок разделяется на денежный и рынок капитала, который состоит из кредитного и фондового рынков.

Назначение финансового рынка в условиях рыночной экономики заключается в обслуживании производственной системы, в продвижении продуктов производства, ставших товарами, к потребителям.

Потоки товара от одного владельца к другому сопровождаются встречными потоками денежных выплат. Эти выплаты, как правило, осуществляются в безналичной форме при посредничестве банков.

1.1 Связь финансового и операционного рычага с совокупным риском

Финансовый «рычаг», или финансовый леверидж представляет собой использование заемных денежных средств в деятельности компании, с помощью которых ее руководство решает проблемы финансирования производственной деятельности. Термин «рычаг» пришел из физики, где с помощью рычага удается увеличить прилагаемую силу.

Рассмотрим два предприятия с одинаковым уровнем экономической рентабельности, например, 20%.

У первого предприятия актив —100000 тыс. руб., пассив —100000 тыс.руб. собственных средств и оно не пользуется кредитами и не выпускает облигаций.

У второго предприятия актив — 100000 тыс. руб., пассив — 50000 тыс.руб. собственных средств и 50000 тыс.руб. заемных средств.

Нетто — результат эксплуатации инвестиций у обоих предприятий одинаковый и равен 20000 тыс. руб.

Предположим, что предприятия не платят налогов. Тогда первое предприятие получает 20000 тыс. руб. только благодаря эксплуатации собственных средств, покрывающих его актив, и рентабельность их составит: 20000:100000x100 = 20%.

Второе предприятие из тех же 20000 тыс.руб. должно выплатить прежде всего проценты по задолженности и, возможно, расходы, связанные со страхованием залога и т.п. Если условная процентная ставка равна 15%, то эти издержки составят 50000 тыс. руб. х 0,15 = 7500 тыс.руб. Тогда рентабельность собственных средств второго предприятия будет равна: (20000 - 7500): 50000 х 100 = 25%.

Отсюда следует, что при одинаковой экономической рентабельности в 20% у предприятий различная рентабельность собственных средств, получаемая из-за разных структур финансовых источников. Эта разница в пять процентов и составляет уровень финансового рычага.

Тогда можно сказать, что эффект финансового рычага (ЭФР) есть приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего.

С помощью ЭФР акционеры компаний повышают коэффициенты доходности использования своего капитала (ROE), но при этом повышается чувствительность этого коэффициента к колебаниям эффективности в производственной деятельности фирмы, которая измеряется коэффициентом доходности активов (ROA). Иными словами, используя ЭФР, акционеры фирмы подвергаются как финансовому, так и производственному (операционному) риску.

Рассмотрим показатели рентабельности (profitability), или доходности деятельности фирмы.

Коэффициент (норма) рентабельности (доходности) продаж фирмы (return on sales — ROS):

                                                     (1)

Коэффициент рентабельности активов (return on assets — ROA):

                                 (2)

В качестве показателя прибыли берется прибыль корпорации до выплаты процентов и налогов (EBIT — earnings before interest and taxes).

Коэффициент доходности акционерного капитала (return on equity — ROE):

                                           (3)

Следует иметь в виду, что если один показатель, на основе которого вычисляется финансовой коэффициент, взят из отчета о финансовых результатах деятельности компании и, следовательно, описывает определенный период времени, а второй коэффициент берется из баланса и представляет собой отображение финансового состояния компании на конкретный момент, то обычно вычисляется среднее арифметическое балансовых показателей на начало и конец года и это число используется в качестве знаменателя.

Представляя коэффициент (2) в искусственном виде, можно получить следующие зависимости:

    (4)

Здесь коэффициент оборачиваемости активов АТО имеет вид:

                                              (5)

Выражая коэффициент ROA через коэффициенты ROS и АТО, мы видим, что фирмы, работающие в разных сферах, могут иметь разные коэффициенты рентабельности продаж и оборачиваемости активов и в то же время одинаковые показатели доходности активов.

Рассмотрим для примера две фирмы с одинаковым коэффициентом доходности активов, равным 15%. Первая фирма представляет собой сеть супермаркетов, а вторая фирма — это компания, специализирующаяся на предоставлении коммунальных услуг. Из табл. 1. видно, что сеть супермаркетов имеет низкий коэффициент доходности продаж (3%) и достигает 15% показателя доходности активов, оборачивая свои активы, пять раз в год. Для капиталоемкой сферы коммунальных услуг коэффициент оборачиваемости составляет всего 0,5 раз в год и 15%-ый коэффициент доходности активов достигается благодаря тому, что ее коэффициент доходности продаж составляет 30%.


Таблица 1. Показатели рентабельности

ROS АТО ROA
Сеть супермаркетов 0,03 5,0 0,15
Предприятие коммунальных услуг 0,30 0,5 0,15

Отсюда следует, что низкие коэффициенты доходности продаж или оборачиваемости активов вовсе не означают, что у фирмы существуют финансовые проблемы (риски).

Рассмотрим теперь коэффициенты финансового рычага, которые отражают структуру капитала фирмы и степень ее задолженности кредиторам. Коэффициент задолженности:

                                     (6)

служит для измерения структуры капитала, а коэффициент покрытия процентов:

                      (7)

позволяет оценить способность фирмы нести расходы по процентным выплатам, что будет рассмотрено в кредитных рисках.

Из зависимостей (2) и (3) имеем взаимосвязь коэффициентов доходности капитала, доходности активов и финансового рычага, которая может быть представлена как:

             (8)

Смысл этого соотношения заключается в следующем: если коэффициент  фирмы превышает процентную ставку, которую данная фирма платит кредиторам, то коэффициент доходности ее капитала (ROE) будет в (I—ставка налога) раз превышать коэффициент  (дифференциал), и эта разница между ними будет тем больше, чем выше коэффициент соотношения задолженности и собственного капитала фирмы.

С точки зрения кредитора, повышение коэффициента задолженности фирмы обычно является отрицательной характеристикой и при разном повышении данного коэффициента специальные агентства по оценке рейтинга облигаций переводят ценные бумаги такой фирмы в низшую категорию. Однако, с точки зрения акционеров, повышение коэффициента задолженности их компании может быть и положительным моментом.

В формуле (4.3) второй сомножитель можно рассматривать как первую составляющую эффекта финансового рычага: это так называемый дифференциал — разница между экономической рентабельностью активов и средней расчетной ставкой процента по заемным средствам. Третий сомножитель можно рассматривать как плечо финансового рычага, характеризующее силу воздействия финансового рычага. Это соотношение между заемными и собственными средствами.

Если новое заимствование приносит компании увеличение уровня эффекта финансового рычага, то такое заимствование выгодно. Но при этом необходимо следить за состоянием дифференциала: при наращивании плеча финансового рычага банкир склонен компенсировать возрастание своего риска повышением цены своего товара — кредита.

Риск кредитора выражен величиной дифференциала: чем больше дифференциал, тем меньше риск, чем меньше дифференциал, тем больше риск.

При увеличении коэффициента финансового рычага коэффициент доходности капитала (ROE) компании повысится только в том случае, если коэффициент доходности активов (ROA) превышает процентную ставку по заемным средствам. Это понятно и на чисто интуитивном уровне. Если коэффициент доходности активов превышает ставку процента на заемный капитал, то фирма получает от инвестированного ею капитала прибыль, превышающую сумму, которую должна выплатить кредиторам. Благодаря этому создается избыток средств, который распределяется между акционерами фирмы, и, следовательно, повышается коэффициент доходности капитала (ROE). Если же коэффициент доходности активов меньше процентной ставки по заемным средствам, то акционеры предпочтут такие средства не занимать.

Увеличение финансового рычага должно быть оптимальным и его следует регулировать в зависимости от дифференциала, от величины будущей процентной ставки. Задолженность так же является некоторой оптимальной величиной, поскольку она является и стимулом развития и источником риска. Привлекая заемные средства, фирма может быстрее и разумнее выполнить задачи по увеличению прибыли. Роль финансового менеджера заключается здесь не в том, чтобы исключить риски вообще, что невозможно, а в том, чтобы принять оптимальные, рассчитанные риски в пределах дифференциала.

Рассматривая коэффициент задолженности (6) как силу воздействия финансового рычага, можно записать:


                                                                                                                    9)

Из этой зависимости следует, что, чем больше проценты и чем меньше прибыль, тем больше сила финансового рычага и тем выше финансовый риск, так как возрастает риск невозмещения кредита с процентами для банкира и возрастает риск падения дивиденда и курса акций для инвестора.

Очевидно, критерием выбора того или иного варианта инвестиций служит максимум курсовой стоимости акции при достаточной безопасности инвесторов, то есть оптимальное равновесие между риском и доходностью.

Для примера рассмотрим две фирмы А и В, причем, фирма А не использует финансовый рычаг, а фирма В использует. Проведем сравнение коэффициента доходности их капиталов (ROE) для трех случаев: при процентных ставках 6%, 10% и 15%. Результаты вычислений сведем в табл. 2.

Таблица 2. Влияние процентной ставки на ROE

А В
Суммарные активы 100000 тыс.руб. 100000 тыс.руб.
Акционерный капитал 100000 тыс.руб. 50000 тыс.руб.
Задолженность 0 50000 тыс.руб.
Прибыль фирмы до выплаты процентов и налогов (EBIT) 12000 тыс.руб. 12000 тыс.руб.
Коэффициент доходности активов (ROA) 12% 12%
Вариант 1. Заем с процентной ставкой 6% годовых
Прибыль фирмы до выплаты процентов и налогов (EBIT) 12000 тыс.руб. 12000 тыс.руб.
Расходы на выплату процентов 0 3000 тыс.руб.
Налогооблагаемая прибыль 12000 тыс.руб. 9000 тыс.руб.
Налоги (ставка 30%) 3600 тыс.руб. 2700 тыс.руб.
Чистая прибыль 8400 тыс.руб. 6300 тыс.руб.
Акционерный капитал 100000 тыс.руб. 50000 тыс.руб.
Коэффициент доходности капитала (ROE) 8,4% 12,6%
Вариант 2. Заем с процентной ставкой 10% годовых
Прибыль фирмы (EBIT) 12000 тыс.руб. 12000 тыс.руб.
Расходы на выплату процентов 0 5000 тыс.руб.
Налогооблагаемая прибыль 12000 тыс.руб. 7000 тыс.руб.
Налоги (ставка 30%) 3600 тыс.руб. 2100 тыс.руб.
Чистая прибыль 8400 тыс.руб. 4900 тыс.руб.
Акционерный капитал 100000 тыс.руб. 50000 тыс.руб.
Коэффициент доходности капитала (ROE) 8,4% 9,8%
Вариант 3. Заем с процентной ставкой 15% годовых
Прибыль фирмы (EBIT) 12000 тыс.руб. 12000 тыс.руб.
Расходы на выплату процентов 0  I 7500 тыс.руб.
Налогооблагаемая прибыль 12000 тыс.руб. 4500 тыс.руб.
Налоги (ставка 30%) 3600 тыс.руб. 1350 тыс.руб.
Чистая прибыль 8400 тыс.руб. 2150 тыс.руб.
Акционерный капитал 100000 тыс.руб. 50000 тыс.руб.
Коэффициент доходности капитала (ROE) 8,4% 6,3%

Из таблицы видно, что с ростом удорожания кредита уменьшается дифференциал и падает коэффициент доходности (падает ЭФР) и для компенсации удорожания кредита нужно увеличивать соотношение между заемными и собственными средствами. По мере увеличения процентной ставки может наступить и такой момент, когда дифференциал станет меньше нуля, а это уже означает вычет из рентабельности собственных средств и дивидендных возможностей предприятия. Дифференциал не может быть отрицательным. Это важно и для банкира: клиент с отрицательным дифференциалом явный источник риска и его надо взять на заметку.

Таким образом, при увеличении финансового ливериджа повышается степень изменчивости ROE в течение делового цикла, а также вероятность банкротства компании.

Рассмотрим теперь влияние коэффициента доходности активов (ROA) на коэффициент доходности капиталов (ROE), для чего сведем все расчеты в табл. 3.

Таблица 3. Влияние делового цикла на ROE

Экономические условия ROA ROE
А В
Неудачный год 2% 1,4% ^,2%
Нормальный год 15% 10,5% 14,0%
Удачный год 30% 21,0% 35,0%

Табл. 3. составлена при условии, что процентная ставка по заемному капиталу составляет 10% годовых. Из этой таблицы следует однозначный вывод, что с ростом коэффициента доходности активов растет коэффициент доходности капитала. Однако следует заметить, что эта зависимость не такая уж простая и однозначная. При наращивании заемных средств (рост финансового рычага) финансовые издержки по обслуживанию долга, как правило, утяжеляют среднюю расчетную ставку процента и это (при данном ROA) ведет к сокращению дифференциала, что указывает на увеличение риска банкира.

В отличие от финансового рычага, представляющего собой использование заемных денежных средств в деятельности компании, действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.

В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение так называемой валовой маржи к прибыли. Под валовой маржей понимают разницу между выручкой от реализации и переменными затратами, другими словами это результат от реализации после возмещения переменных затрат. Поскольку валовая маржа представляет собой сумму покрытий, то желательно, чтобы валовой маржи хватило не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.

Сила воздействия операционного рычага, рассчитываемая, как правило, для определенного объема продаж, для данной выручки от реализации, в значительной степени зависит от среднеотраслевого уровня фондоемкости: чем больше стоимость основных средств, тем больше постоянные затраты, а чем больше постоянные затраты и чем меньше прибыль, тем сильнее действует операционный рычаг. Эта связь и позволяет контролировать эффект операционного рычага (ЭОР).

Сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска, связанного сданной компанией: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.

Воздействие финансового рычага, приводящее к неустойчивости финансовых условий кредитования, неуверенность владельцев обыкновенных акций в их надежности, инфляционные процессы при кредитовании и т.п., приводит к финансовому риску.

Операционный риск, связанный с конкретным бизнесом в его рыночной нише, обусловлен неустойчивостью спроса и цен на готовую продукцию, а также цен сырья и энергии, недостаточной себестоимостью для получения приемлемой прибыли и т.п.

Совместное воздействие этих двух рисков дает совокупный риск, который может оказаться губительным для компании, так как предпринимательский и финансовый риски взаимно умножаются, усиливая неблагоприятные эффекты.

Учитывая общую тенденцию выбора наилучшего варианта, для рассматриваемых рисков критерием выбора оптимального варианта служит максимум курсовой стоимости акции при приемлемой безопасности инвесторов. Оптимальная структура капитала — всегда результат компромисса между риском и доходностью и, если равновесие достигнуто, то оно должно принести и желаемую максимизацию курсовой стоимости акции.

1.2 Риски развития

Компания в своем развитии стремится создать такое производство, которое характеризуется низкими издержками. Производитель продукции должен находить и использовать каждую возможность получения преимуществ в издержках. Как правило, эти преимущества получаются путем продажи стандартной продукции без добавленной стоимости, когда производятся и реализуются товары массового спроса и когда компания располагает сильными распределительными цепочками.

Фирма, лидирующая в снижении издержек, стремясь сохранить свое положение, испытывает постоянное давление. Это означает, что лидер должен делать инвестиции в современное оборудование, безжалостно заменять устаревшие средства, противостоять искушению расширить ассортимент и внимательно следить за техническими новинками. Снижение издержек никоим образом не следует автоматически за расширением объема производства, без постоянной бдительности, невозможно также пользоваться преимуществами экономии на масштабах.

Необходимо иметь в виду следующие опасные моменты:

-  технологические достижения, которые сводят на нет ценность, сделанных инвестиций в ноу-хау;

-  новые конкуренты и ваши последователи, которые достигают такого же преимущества в издержках путем имитации или инвестиций в современное оборудование;

-  неспособность уловить необходимость смены продукции или рынка в результате погруженности в проблемы снижения издержек;

-  инфляционный рост издержек, который подрывает способность компании поддерживать достаточно высокий дифференциал цен, чтобы свести на нет усилия конкурентов или другие преимущества дифференциации.

Компания, завоевавшая лидерство в снижении издержек, не может позволить себе игнорировать принципы дифференциации. Если потребители не считают продукцию сравнимой с продукцией конкурентов или приемлемой, лидеру придется делать скидки к ценам, чтобы ослабить своих конкурентов и терять при этом свое лидерство.

Лидер в снижении издержек в области дифференциации продукции должен быть на равных со своими конкурентами или, по крайней мере, недалеко от них.

Дифференциация означает, что компания стремится к уникальности в каком-либо аспекте, который считается важным большим количеством клиентов. Она выбирает один или несколько таких аспектов и ведет себя таким образом, чтобы удовлетворить запросы потребителей. Ценой такого поведения являются более высокие издержки производства продукции.

Из вышесказанного следует, что параметры дифференциации специфичны для каждой отрасли. Дифференциация может заключаться в самой продукции, в методах доставки, в условиях маркетинга или в каких-либо других факторах. Компания, делающая ставку на дифференциацию, должна изыскивать пути для повышения эффективности производства и снижения издержек, поскольку в противном случае она рискует потерять конкурентоспособность из-за относительно высоких издержек. Разница между лидерством в ценах и дифференциацией состоит в том, что первое может быть получено только одним способом — путем, установления эффективной структуры затрат, в то время как дифференциации можно добиться разными путями.

Дифференциация сопряжена с некоторыми опасностями. Среди них:

-  разрыв в издержках компании, дифференцирующей свою продукцию, и теми конкурентами, которые избрали стратегию лидерства в снижении издержек, может оказаться слишком большим для того, чтобы скомпенсировать его особым ассортиментом, услугами или престижем, которые данная компания может предложить своим покупателям;

-  потребность покупателей в дифференциации продукции может снизиться, что возможно с ростом их информированности;

-  имитация может скрыть ощутимую разницу, что вообще характерно для отраслей, достигающих этапа зрелости.

Первое обстоятельство настолько важно, что заслуживает особого комментария.

Компания может дифференцировать свою продукцию, но дифференциация может превзойти разницу в цене. Итак, если дифференцированная компания слишком отстает в снижении издержек в связи с изменениями в технологии или по простой невнимательности, компания с низкими издержками может перейти в сильную атакующую позицию.

Следующее направление развития компании состоит в сосредоточении усилий на каком-либо аспекте деятельности и основано на выборе узкой области конкуренции внутри отрасли.

Смысл фокусирования состоит в том, чтобы выбрать сегмент отраслевого рынка и обслуживать его с помощью вашей стратегии лучше и эффективнее, чем ваши конкуренты. Оптимизируя свою стратегию для выбранной целевой группы, компания, выбравшая этот курс, пытается достичь конкурентных преимуществ применительно к выбранной группе.

Существуют два вида стратегии фокусирования. Компания в пределах выбранного сегмента либо пытается достичь преимуществ в снижении издержек, либо усиливает дифференциацию продукции, пытаясь выделиться среди других компаний, действующих в отрасли. Таким образом, она может добиться конкурентных преимуществ, концентрируя внимание на отдельных сегментах рынка. Размер целевой группы зависит от степени, а не от вида фокусирования, при этом суть рассматриваемой стратегии состоит в работе с узкой группой потребителей, которая отличается от других групп.

Со стратегией фокусирования также связаны различного рода опасности:

-  усиление различий в издержках между компаниями, выбравшими стратегию фокусирования, и другими производителями может свести на нет преимущества, связанные с обслуживанием узкой целевой группы, или же перевесить эффект дифференциации, достигнутый путем фокусирования;

-  различия между видами продукции и услуг, требуемыми стратегической целевой группой и рынком в целом, могут сократиться;

-  конкуренты могут найти целевые группы внутри целевой группы, обслуживаемой компанией, избравшей стратегию фокусирования, и преуспеть в их новом начинании.

Компании, замедлившей темпы своего развития, следует предпринять решительные меры. Она должна: или сделать шаги к достижению лидерства в снижении издержек, или, по крайней мере, выйти на средний уровень, что обычно влечет за собой активные инвестиции в модернизацию и, возможно, необходимость затрат на завоевание большей доли рынка, или выбрать определенную цель, т.е. сосредоточить усилия на каком-либо аспекте, либо достичь некоторой уникальности (дифференциации). Последние две альтернативы вполне вероятно могут вызвать сокращение доли компании на рынке и даже объем продаж.


2. Анализ финансовых рисков ЗАО «ВТБ24»

 

Формирование системы управления финансовыми рисками необходимо, прежде всего, для таких промышленных предприятий, показатели работы которых свидетельствуют о неудовлетворительном финансовом состоянии. Данная ситуация отражена в табл. 4, 5, 6, 7.

Таблица 4. Показатели изменения прибыли

Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Абсолютное значение, тыс. руб. Удельный вес, % Абсолютное значение, тыс. руб. Удельный вес, % Абсолютное значение, тыс. руб. Удельный вес, %
Выручка от реализации 1255690,46 100 % 1229639,96 100% 115359,73 100%
Внереализационные доходы 19714,61 1,64% 24256,23 1,89% 11170,54 0,93%
Операционные доходы 5397,00 0,45% 7542,00 0,59% 6521,96 0,54%

Анализ данных табл. 4 показывает, что выручка от реализации уменьшилась в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 2,11%, а в 2008 г. по сравнению с 2007 г. - на 6,9%. Внереализационные доходы увеличились в 2007 г. на 21%, а в 2008 г. по сравнению с 2007 г. уменьшились на 113,3%. Операционные доходы увеличились в 2007 г. на 39%, а в 2008 г. по сравнению с 2007 г. уменьшились на 13,3%.

Таблица 5. Формирование затрат, произведённых организацией

Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Абсолютное значение, тыс. руб. Удельный вес, % Абсолютное значение, тыс. руб. Удельный вес, % Абсолютное значение, тыс. руб. Удельный вес, %
Материальные затраты 591976 51% 2340130 76,22% 2360492 72,6%
Затраты на оплату труда 147802 13% 327042 10,6% 351665 10,8%
Отчисления 51755 4,6% 123931 4% 132520 4%
Амортизация основных средств 52907 4,8% 117605 3,8% 120853 3,7%
Прочие затраты 287971 26% 161442 5,2% 182693 5,6%
Итого 1132411 100% 3070151 100% 3251682 100%

Анализ данных табл. 5 позволяет сделать вывод о том, что затраты, произведенные организацией, увеличились в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 271%, в 2008г. по сравнению с 2007 г. - на 3%. Наибольший удельный вес в составе материальных затрат составляли материальные затраты (51% в 2006 г., 76,22% в 2007 г., 72,6% в 2008 г.).

Таблица 6. Формирование дебиторской задолженности

Показатель 2006 г. 2007 г. 2008г.
Абсолютное значение, тыс. руб. Уд. вес, % Абсолютное значение, тыс. руб. Уд. вес, % Абсолютное значение, тыс. руб. Уд. вес, %
Возникшая дебиторская задолженность (сроком до 12 мес.) 531114 100% 15605916 100% 19272833 100%
В т.ч. просроченная 65723 12,7% 10361140 66% 15398577 79%
Возникшая дебиторская задолженность (сроком более 12 месяцев) 8160 100% - - 723991 100%
В т.ч. просроченная - 0% - - 367294 51,2%
Погашено в отчётном периоде (сроком до 12 месяцев) 519945 100% 2571304 100% 4824196 100%
В т.ч. просроченная 67523 12,7% - 0% - 0%
Погашено в отчётном периоде (сроком более 12 месяцев) 533 100% 387 100% - -
В т.ч. просроченная - 0% 387 100% - -

 

Анализ данных табл. 6 позволяет сделать вывод о том, что в период с 2006-2008 гг. на предприятии увеличивается уровень дебиторской задолженности сроком до 12 месяцев. По сравнению с 2006 г. в 2007 г. рост произошел на 15074802 тыс. руб. или на 2838%. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. уровень дебиторской задолженности вырос на 23,5% и составил 19272833 тыс. руб. Вместе с тем удельный вес просроченной дебиторской задолженности увеличился с 12,7% в 2006 г. до 79% в 2008 г. Погашено дебиторской задолженности сроком до 12 месяцев в 2008 г. на 384% больше, чем в 2006 г., и в 2008 г. на 87,6%, чем в 2007 г.

Анализ движения основных средств привел к следующим выводам:

-  за 2006 г. - 2008 г. произошло увеличение срока обновления основных фондов, что привело к увеличению коэффициента обновления основных фондов с 2,48 в 2006 г. до 5,77 в 2008 г.

-  за 2006 г. - 2008 г. произошло увеличение коэффициента выбытия основных фондов с 0,3 в 2006 г. до 0,15 в 2007 г. и увеличение коэффициента до 0,2 в 2008 г.

-  за 2006 г. - 2008 г. произошло уменьшение коэффициента прироста основных фондов, с 0,4 в 2006 г. до 0,17% в 2008 г.

Одним из основных показателей активной инвестиционной деятельности предприятия являются фактические затраты в строительство объектов производственного назначения (табл. 7).

Анализ данных табл. 5 позволяет сделать вывод о том, что затраты, произведенные организацией, увеличились в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 271%, в 2008г. по сравнению с 2007 г. - на 3%. Наибольший удельный вес в составе материальных затрат составляли материальные затраты (51% в 2006 г., 76,22% в 2007 г., 72,6% в 2008 г.).

Таблица 7. Состав и динамика долгосрочных инвестиций ЗАО «ВТБ24», 2006-2008 гг.

Средства предприятия 2006 г. 2007 г. 2008 г.
млн. руб. доля % млн. руб. доля % млн. руб. доля %
Долгосрочные финансовые вложения 205 100% 181 100% 92 100%

В том числе:

в совместные предприятия

183 89,26% 121 66,85% 79 85,87%
займы другим объектам хозяйствования 22 10,73% 60 33,15 13 14,13%
Капитальное строительство 368 100% 301 100% 233 100%

В том числе:

транспортные сети

95 25,8% 163 54,15% 148 63,5%
здания и сооружения 273 74,2% 138 45,85% 85 26,5%

 

Анализ данных табл. 7 позволяет сделать вывод о том, что долгосрочные финансовые вложения и капитальное строительство сокращались за анализируемый период. Уровень долгосрочных финансовых вложений за 2007 г. по сравнению с 2006 г. снизился на 13,25%, в 2008 г. по сравнению с 2007 г. - на 96,73%. При этом инвестирование совместных предприятий в 2008 г. по сравнению с 2006 г. сократилось на 131,64%. Займы другим субъектам хозяйствования в 2007г. увеличились по сравнению с 2006 г. на 172,72%. Однако в 2008 г. по сравнению с 2007г. уровень займов снизился на 361,54%. Вместе с тем снизился уровень капитального строительства (в 2007 г. по сравнению с 2006 г. - на 122,26%, в 2008 г. по сравнению с 2007 г. - на 29,18%). Уровень капитального строительства транспортных сетей в 2007 г. увеличился на 71,58%. Однако в 2008 г. показатель уменьшился на 10,13%. Финансирование строительства зданий и сооружений в 2007 г. по сравнению с 2006 г. снизилось на 97,8%. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. - на 62,35%.

Платежеспособность предприятия определяется отсутствием просроченной кредиторской задолженности. Рассмотрим анализ эффективности использования кредиторской задолженности на ЗАО «ВТБ24» за 2006-2008 гг. (табл. 8, 9).

Анализ данных табл. 8 позволяет сделать вывод о том, что уровень кредиторской задолженности на предприятии увеличился в 2007 г. на 3097227 тыс. руб. или на 890%. В 2008 г. уровень кредиторской задолженности вырос по сравнению с 2007 г. на 70%. Вместе с тем погашено кредиторской задолженности в 2007 г. на 258,5% по сравнению с 2006 г. и в 2008 г. на 63% по сравнению с 2007 г. Удельный вес просроченной кредиторской задолженности вырос с 17% в 2007 г. до 24,2% в 2008 г. Вместе с тем удельный вес погашенной просроченной кредиторской задолженности вырос с 19,8% в 2007 г. до 37,9% в 2008 г.

Таблица 8. Формирование кредитной задолженности, 2006-2008 г.

Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Абсолютное значение, тыс. руб. Уд. вес, % Абсолютное значение, тыс. руб. Уд. вес, % Абсолютное значение, тыс. руб. Уд. вес, %
Всего кредиторская задолженность 348043 100% 3445270 100% 5682599 100%
В т.ч. просроченная 229799 66% 588027 17% 1375632 24,2%
Всего погашено 335395 100% 1202590 100% 1960377 100%
В т.ч. просроченная 229799 66% 238303 19,8% 743106 37,9%

Таблица 9. Анализ эффективности использования кредиторской задолженности на ЗАО «ВТБ24», 2006-2008 гг.

Наименование показателя 2006 г. 2007 г. Отклонение (+,-) 2008 г. Отклонение (+,-)
Оборачиваемость кредиторской задолженности, в оборотах (ОДЗ) 0,35 0,42 0,07 0,39 -0,03
Период погашения кредиторской задолженности, дней 1025,87 866,36 -159,51 929,39 63,03
Доля кредиторской задолженности в общем объёме пассивов, % 100 77,49 -22,51 78,14 -0,65
Доля кредиторской задолженности поставщиков и подрядчиков в общем объёме пассивов, % 1,32 1,70 0,28 1,48 -0,22

 

Анализ кредиторской задолженности характеризуется следующим:

-  Уровень всей задолженности возрос от 348043 тыс. руб. в 2006 году до 5682599 тыс. руб. в 2008 году. (см. табл. 8).

-  Доля прочих кредиторов в составе всей кредиторской задолженности составляет от 38% в 2006 году до 96% в 2008 году, в том числе краткосрочная кредиторская задолженность изменяется от 94% в 2006 г. до 2% в 2008 году.

-  Оборачиваемость кредиторской задолженности снизилась и период обращения составил к 2008 году 316 дней.

-  Возросла доля задолженности в общих пассивах до уровня 78% к 2008 году.

Основной причиной данной ситуации является отсутствие средств у предприятия на оплату счетов своих кредиторов, т.е. низкая платежеспособность. За нарушение сроков оплаты кредиторы вправе выставлять пени и штрафы. При своевременной оплате счетов поставщиков эти расходы можно избежать. Кредиторская задолженность связана с образованием дебиторской задолженности и является основным источником ее покрытия. Своевременное и полное выполнение платежных обязательств перед предприятием определяет высокую степень его финансовой устойчивости. Предприятие обязано погашать свою кредиторскую задолженность независимо от того, получает оно долги от своих дебиторов или нет. Поэтому при анализе дебиторской и кредиторской задолженности были рассмотрены отдельно: дебиторская как средства, временно отвлеченные из оборота, а кредиторская как средства, временно привлеченные в оборот. На исследуемом предприятии период погашения кредиторской задолженности превышает период погашения дебиторской задолженности в среднем в 7 раз, и разницу между этими показателями можно считать как чистую отсрочку платежа.

Одной из основных проблем ЗАО «ВТБ24» является высокий уровень дебиторской задолженности (табл. 10).

Таблица 10. Анализ состава и времени образования дебиторской задолженности ЗАО «ВТБ24», 2006-2008 гг.

Показатели 2006 г. 2007 г. Отклонения (+,-) 2008 г. Отклонения (+,-)
Оборачиваемость дебиторской задолженности, в оборотах (ОДЗ) 3,56 2,98 -0,58 2,71 -0,26
Период погашения дебиторской задоженности 101 121 20 133 12
Доля дебиторской задолженности в общем объёме текущих активов, % 75,90 85,37 9,47 85,30 -0,07
Доля дебиторской заколженность покупателей и заказчиков в общем объёме текущих активов, % 70,69 79,50 8,81 80,24 0,74

 

Для оценки состава и движения дебиторской задолженности проведен анализ ее использования и выявлено следующее:

-  Уровень дебиторской задолженности возрос и составил к 2008 году 425 млн. руб.

-  Основную долю задолженности составляет просроченная задолженность (от 64% в 2006 году до 82% в 2008 году).

Основную массу задолженности по прочим дебиторам несут на себе до 2007 года расчеты с поставщиками и подрядчиками, а с 2007 года -расчеты с разными дебиторами и кредиторами.

Анализ эффективности использования дебиторской задолженности характеризуется следующим.

1. К 2008 году снизилась оборачиваемость задолженности до 2,7 об., соответственно возрос период погашения до 133 дней.

2. К 2008 году возросла доля задолженности в текущих активах до 85%, при этом основная доля относится к задолженности покупателей и заказчиков.

Данные анализа финансовых рисков являются основой для принятия оптимального управленческого решения по преодолению последствий финансовых рисков. Управленческое решение принимается на основе комплекса методов и превентивных мероприятий.

Анализ деятельности предприятий газоперерабатывающей отрасли показал, что риск неплатежеспособности во многом является следствием влияния кредитного риска. Доля просроченной дебиторской задолженности на обследуемых предприятиях составляет до 75% от объема просроченной кредиторской задолженности. Поэтому основной задачей предприятия является сокращение просроченной дебиторской задолженности и проведение мероприятий, не допускающих в дальнейшем ее появления.

Перечень финансовых рисков, оказывающих влияние на деятельность предприятий газовой промышленности, показан с помощью экспертной оценки финансовых рисков. В диссертационной работе оценена вероятность наступления потерь вследствие финансовых рисков, а также размер потенциального ущерба, связанного с этими рисками (табл. 11).

Анализ данных табл. 11 позволяет сделать вывод о том, что на результаты деятельности предприятия газоперерабатывающей отрасли наибольшее влияние оказывают кредитный риск, риск неплатежеспособности, инфляционный риск. При этом размер потерь от влияния кредитного риска и от риска неплатежеспособности оценивается как высокий, от инфляционного риска - как средний, от валютного риска - как низкий. Однако при этом вероятность влияния инфляционного риска и валютного риска оценена как высокая.

Таблица 11. Экспертная оценка вероятности и потенциального размера потерь от влияния финансовых рисков

Финансовые риски Оценка вероятности потерь
Оценка экспертов Средняя оценка Оценка потенциального размера потерь
1 2 3 4 5
Кредитный риск 0,4 0,4 0,35 0,3 0,3 0,35 Высокий
Процентный риск 0,1 0,1 0,15 0,2 0,2 0,15 Низкий
Валютный риск 0,1 0,35 0,1 0,1 0,4 0,21 Низкий
Продолжение Таблицы 11.
Налоговый риск 0,1 0,2 0,2 0,25 0,2 0,19 Низкий
Инфляционный риск 0,35 0,3 0,25 0,2 0,25 0,27 Средний
Инвестиционный риск 0,2 0,15 0,2 0,1 0,2 0,17 Высокий
Риск снижения финансовой устойчивости 0,35 0,4 0,25 0,4 0,35 0,35 Высокий
Риск неплатёжеспособности 0,4 0,35 0,4 0,3 0,3 0,35 Высокий

Определим мероприятия по преодолению каждого финансового риска.

1. В качестве методов преодоления кредитного риска целесообразно использовать следующие мероприятия:

-  Диверсификацию и лимитирование товарных кредитов, предоставляемых покупателям продукции. Учитывая, что у ЗАО «ВТБ24» существует двенадцать постоянных покупателей, семь из которых систематически задерживают оплату за полученную продукцию, предприятию целесообразно распределить данный объем готовой продукции не по семи, а, например, по четырнадцати покупателям. Это позволит уменьшить вдвое риск неплатежей. С точки зрения затрат, данные методы представляются эффективными, так как требуют только времени на нахождение потенциальных покупателей, проведение переговоров, заключение договоров и др.

-  Предприятию с высокой долей просроченной дебиторской задолженности целесообразно рассмотреть возможность использования факторинговых операций. В этом случае затраты предприятия составят от 10 до 30%.

-  Использование системы скидок позволит предприятию избавиться от определенной части дебиторской задолженности и стимулировать покупателей работать по предоплате готовой продукции. Затраты предприятия в этом случае составляют от 1 до 5% в зависимости от процента скидок и срока отсрочки.

-  Использование опыта коммерческих банков по оценке платежеспособности покупателя при предоставлении товарного кредита.

Исходя из выбранных мер по преодолению кредитного риска, необходимо рассмотреть их достоинства и недостатки (табл. 12).

Таблица 12. Достоинства и недостатки мер по преодолению кредитного риска

Меры по преодолению кредитного риска Достоинства Недостатки
Диверсификация и лимитирование

1. Ограничение кредитного риска в соответствии с расширением круга покупателей и установленных лимитов;

2. Отсутствие затрат;

3. Расширение рынка сбыта;

4. Увеличение выручки от дополнительного оказания транспортных услуг

1. Фактор времени (время нахождения новых контрагентов);

2. Возможность потери покупателей в условиях невозможности увеличения объема готовой продукции;

3. Невозможность полного избавления от влияния кредитного риска

Использование факторинга

1. Полное избавление от влияния кредитного риска;

2. Быстрота проведения операций

1. Высокие затраты (до 30% от суммы задолженности);

2. Невысокое развитие факторинга в регионах

Система скидок

1. Низкие затраты;

2. Стимулирование покупателей к работе по предоплате

1. Невозможность полного преодоления кредитного риска
Особенности платёжеспособности покупателя

1. Позволит определить финансовое состояние покупателя и возможность предоставления товарного кредита;

2. Невысокие затраты.

1. Затраты на обучение специалиста;

2. Фактор времени (время сбора необходимых документов и их обработки);

3. Возможность потерять покупателей в связи с требованием раскрыть коммерческую тайну

 

Анализ табл. 12 показывает, что каждый метод по преодолению кредитного риска включает в себя достоинства и недостатки. Наиболее оптимальным вариантом представляется совмещение некоторых мер по борьбе с кредитным риском. Например, совмещение диверсификации, лимитирования и предоставления системы скидок, что позволит значительно снизить влияние кредитного риска. Использование же факторинговых операций возможно уже после наступления рискового события, и их эффективность зависит от вознаграждения коммерческого банка.

2. В качестве мер по преодолению риска неплатежеспособности помимо мер по управлению кредитным риском (снижение дебиторской задолженности) можно выделить следующие:

-  снижение переменных затрат (услуги связи, затраты на электроэнергию, снижение транспортных издержек, снижение премий и др.);

-  снижение объема низкорентабельных видов продукции и увеличение объема высокорентабельных видов готовой продукции;

-  использование привлеченных средств, что, однако, может привести к увеличению влияния риска неплатежеспособности.

Таблица 13. Достоинства и недостатки мер по управлению риском неплатёжеспособности

Меры по преодолению риска неплатёжеспособности Достоинства Недостатки
Снижение переменных затрат Экономия средств и направление их на уменьшение кредиторской задолженности Недовольство персонала по поводу уменьшения заработной платы
Увеличение объёма высокорентабельных видов продукции Повышение выручки от реализации и направление части на уменьшение кредиторской задолженности

1. Увеличение износа основных фондов, направленных на производство высокорентабельных видов продукции, и неполное использование производственных мощностей оборудования по производству низкорентабельных видов продукции;

2. Отказ от доли рынка

Использование привлечённых средств Быстрое погашение кредиторской задолженности

1. Привлеченные средства направлены не в основной и оборотный капитал;

2. Увеличение влияния риска неплатежеспособности к моменту погашения кредита

 

3. Методом по преодолению инфляционного риска является повышение отпускных цен на готовую продукцию в соответствии с темпами роста инфляции.

Создание резервов сырья и материалов в условиях нехватки оборотных средств не может использоваться предприятием в качестве метода управления, так как для реализации данного метода предприятие осуществляет дополнительные расходы, связанные с:

-  увеличением закупаемых объемов сырья и материалов:

-  покупкой и монтажом дополнительных резервуаров для хранения газового конденсата.

Необходимо отметить, что повышение отпускных цен в условиях жесткой конкуренции может привести к потере покупателей.

4. Необходимо отметить, что влияние валютного риска не распространяется на деятельность ЗАО «ВТБ24» в связи с тем, что сырье и материалы приобретаются предприятием за национальную валюту. Также предприятие не занимается экспортом продукции, поэтому не зависит от снижения курсов валют ведущих мировых государств.

5. В связи с тем, что оборотных средств у предприятия недостаточно, для профилактики налогового риска резервный фонд создан быть не может. Также этому не способствуют и изменения налоговой политики государства в последние годы, направленные на снижение налогового бремени предприятий.

6. Влияние депозитного риска сведено на предприятии к минимуму в связи с тем, что банком, обслуживающим ЗАО «ВТБ24», является ЗАО АБ «Газпромбанк», который по рейтингу ведущих российских рейтинговых агентств входит в двадцать лучших коммерческих банков РФ.

Таким образом, определен комплекс мероприятий по управлению финансовыми рисками ЗАО «ВТБ24» и показана оценка эффективности управления каждым финансовым риском предприятия.

Анализ исходных данных показывает, что на деятельность предприятий газоперерабатывающей отрасли промышленности оказывают систематическое влияние следующие финансовые риски: 1) кредитный риск, 2) инфляционный риск, 3) риск неплатежеспособности. Управление кредитным риском состоит из следующих мероприятий:

-  использование факторинга,

-  использование системы скидок,

-  диверсификация и лимитирование,

-  оценка платежеспособности покупателя с использованием опыта коммерческих банков.

Отмечается, что факторинг является методом по уменьшению дебиторской задолженности после наступления рискового события. Остальные методы являются методами по профилактике рисков.

В качестве мер по управлению риска неплатежеспособности можно выделить следующие:

-  управление кредиторской задолженностью,

-  снижение переменных затрат,

-  снижение объема низкорентабельных видов продукции и увеличение объема высокорентабельных видов готовой продукции,

-  использование привлеченных средств.

Анализ достоинств и недостатков данных методов позволяет сделать вывод о целесообразности использования внутренних механизмов нейтрализации риска неплатежеспособности, так как использование привлеченных средств может привести к увеличению влияния риска неплатежеспособности.


Заключение

Анализ экономической литературы, посвященный проблеме риска показывает, что среди исследователей  нет единого мнения относительно определения предпринимательского риска. На сегодня нет однозначного понимания сущности риска. Это объясняется, в частности, многоаспектностью этого явления, практически полным игнорированием его нашим хозяйственным законодательством и реальной экономической практике и управленческой деятельности. Кроме того, риск – сложное явление, имеющее множество несовпадающих, а иногда противоположных реальных основ. Это обуславливает возможность существования нескольких определений риска с разных точек зрения.

Анализ многочисленных определений риска позволяет выявить основные моменты, которые являются характерными для рисковой ситуации, такие как:

-  случайный характер события, который определяет, какой из возможных исходов реализуется на практике (наличие неопределенности);

-  наличие альтернативных решений;

-  известны или можно определить вероятности исходов и ожидаемые результаты;

-  вероятность возникновения убытков;

-  вероятность получения дополнительной прибыли. Остановимся на следующем определении риска, которое, наиболее полно отражает понятие «риск».

Риск - это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.


Список используемой литературы

1.  Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. Москва: Питер, 2002

2.  Бланк И.А. «Основы финансового менеджмента», том 2. Киев: Ника-Центр, 2001

3.  Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами. – М.: Финансы и статистика, 2003.

4.  Вяткин В., Хэмптон Дж., Казак А. Принятие финансовых решений в управлении бизнесом. Москва, 2002

5.  Гамза В.А. Екатеринославский Ю.Ю. «Рисковый спектр коммерческих организаций». Москва: Экономика, 2002

6.  Глухов В.В., Бахрамов Ю.М. Финансовый менеджмент. – С.-Петербург: Специальная литература, 2005.

7.  Дубров А.М. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. – М.: Дело, 2004.

8.  Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия. – М. БШ «Интер – синтез», 2006.

9.  Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Бухгалтерский учет, 2004.

10.  Клейнер Г.Б. Предприятие в нестабильной экономической среде, риски, стратегии, безопасность. – М.: Перспектива, 2003.

11.  Ковалев В.В. Финансовй анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2006.

12.  Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров С.Е. Менеджмет. – М.: Финансы и статистика, 2004.

13.  Лапуста М.Г., Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2004.

14.  Лембден В.А., Таргет Д. Финансы в малом бизнесе. – М.: Финансы и статистика, Аудит, 2005.

15.  Фостер Р., Каплан С. Риск-менеджмент / www.e-xecutive.ru

16.  Хохлов Н.В. Управление риском. М.: Юнити-Дана, 2006

17.  Цветкова Е.В., Арлюкова И.О. Риски в экономической деятельности: Учебное пособие. СПб., 2005

18.  Чернова Г.В. Практика управления рисками на уровне предприятия. – СПб.: Питер, 2006

19.  Човушян Э.О., Сидоров М.А. Управление риском и устойчивое развитие. М.: Изд-во РЭА им. Г.В. Плеханова, 2005

20.  Шапкин А.С. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций: Монография. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. — 544 с.

21.  Эддоус Р., Стэнсфилд Р. Методы принятия решений в области управления финансовыми рисками М.: Аудит, ЮНИТИ, 2004.