Реферат: Формы мобилизации инвестиций для экономического развития государства
Создание благоприятного инвестиционного климата в стране связано с четким правовым регулированием инвестиционной деятельности. Инвестиционная деятельность представляет собой совокупность практических действий граждан, юридических лиц и государства по реализации инвестиций.
Сейчас правовая система Украины состоит из более чем 100 законов и других нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность. Среди них следует в первую очередь отметить Закон Украины "Об инвестиционной деятельности", Декрет Кабинета Министров Украины "О режиме иностранного инвестирования", Закон Украины "О государственной программе поощрения иностранных инвестиций в Украине", Закон Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже", которые создают основу правового регулирования инвестиционной деятельности.
Законодательная база определяет правовой статус инвесторов - субъектов инвестиционной деятельности, которые пронимают решения о вложении собственных, заемных и привлеченных имущественных и интеллектуальных ценностей в объекты инвестирования. Законодательство декларирует, что все субъекты инвестиционной деятельности независимо от форм собственности и хозяйствования имеют равные права в части осуществления этой деятельности; самостоятельно определяют цели, направления, виды и объемы инвестиций; привлекают для их реализации на договорной основе любых участников инвестиционной деятельности, в том числе путем организации конкурсов и торгов. Инвестор имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций, включая реинвестиции и торговые операции на территории Украины.
Рис. 1. Основные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Наряду с правами инвесторов действующее законодательство устанавливает и определенные их обязанности. Так, инвестор обязан подавать финансовым органам декларацию об объемах и источниках осуществляемых им инвестиций; получить необходимое разрешение или согласование соответствующих государственных органов и специальных служб на капитальное строительство; получить заключение экспертизы инвестиционных проектов в части соблюдения технологических, санитарно-гигиенических, радиационных, экологических и архитектурных требований; получить лицензию на выполнение специальных видов работ, которые требуют соответствующей аттестации исполнителя. Кроме того, субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать государственные нормы и стандарты; подавать в установленном порядке бухгалтерскую и статистическую отчетность; не допускать недобросовестной конкуренции, выполнять требования антимонопольного регулирования.
Принятие законов и других нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность, является одним из наиболее важных условий реализации государственной инвестиционной политики. Законодательные основы этой политики регулируют инвестиционную, деятельность в разных формах (рисунок 1).
Рассмотрим более подробно отдельные формы правового регулирования инвестиционной деятельности в Украине на современном этапе.
1. Регулирование сфер и объектов инвестирования определяет общие требования к их выбору, а также формирует наиболее приоритетные направления инвестирования.
Действующим законодательством определено, что объектами инвестиционной деятельности могут быть любое имущество, в том числе основные фонды и оборотные активы во всех отраслях и сферах экономики, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, интеллектуальные ценности, другие объекты собственности, а также имущественные права. Никто не имеет права ограничивать права инвесторов в выборе объектов инвестирования за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Так, запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям санитарно-гигиенических, радиационных, экологических, архитектурных и других норм, установленных законодательством, а также нарушает права и интересы граждан, юридических лиц и государства, охраняемые законом.
Поощряя инвестирование во всех сферах и отраслях экономики, государство в программе привлечения иностранного капитала определило и приоритетные объекты этого инвестирования. В соответствии с этой программой приоритетными сферами инвестирования являются предприятия:
агропромышленного комплекса;
легкой промышленности;
лесопромышленного комплекса;
машиностроения;
медицинской промышленности;
металлургического комплекса;
топливно-энергетического комплекса;
транспортной инфраструктуры;
связи;
химической и нефтехимической промышленности;
социальной инфраструктуры.
Такой селективный подход к привлечению иностранных инвестиций позволяет активизировать деятельность компаний (фирм) наиболее важных сфер экономики Украины.
Для отдельных институциональных инвесторов установлен особый перечень объектов инвестирования. Так, инвестиционные фонды и инвестиционные компании не имеют права приобретать более 5 процентов пенных бумаг одного эмитента; инвестировать свыше 10 процентов своих ценных бумаг в одного эмитента, кроме инвестирования в облигации внутренних государственных займов, казначейские обязательства и другие денные бумаги, получение доходов по которым гарантировано Правительством Украины; держать в ценных бумагах менее 70 процентов активов; покупать инвестиционные сертификаты другого инвестиционного фонда или инвестиционной компании; осуществлять инвестиции в ценные бумаги, эмитентом которых является афилированное лицо инвестиционного фонда или инвестиционной компании. Страховые компании должны инвестировать свой резервный фонд и половину уставного фонда с учетом следующих ограничений: банковские вклады (депозиты) - не более 30 процентов в одном банке; недвижимое имущество - не более 10 процентов; иностранная валюта в виде платежных документов и других ценных бумаг - не более 5 процентов; ценные бумаги (кроме государственных ценных бумаг) и права участия - не более 40 процентов (в том числе: а/акции, которые не котируются на фондовой бирже - не более 15 процентов, из них акции одного эмитента - не более 2 процентов; б/акции, которые котируются на фондовой бирже - не более 5 процентов одного эмитента; в/облигации - не более 5 процентов); денежные займы юридическим и физическим лицам - не более 30 процентов (в том числе: а/займы юридическим лицам, не обеспеченные банковскими гарантиями или гарантиями других страховщиков, - не более 5 процентов, из них размер займа отдельному займополучателю не должен превышать 1 процента; б/займы юридическим лицам, которые обеспечены банковскими или страховыми гарантиями, не должны превышать 5 процентов отдельному займополучателю); не менее 90 процентов резервов страховых компаний должны быть инвестированы на территории Украины. Коммерческим банкам запрещено инвестирование средств в сфере производства и торговли материальными ценностями, а также страхования (кроме страхования валютных, кредитных и процентных рисков).
2. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности обеспечивает направление инвестиций в приоритетные сферы экономики путем установления соответствующих налоговых ставок и налоговых льгот - Так, основная ставка налога на доходы предприятий установлена в размере 22 процентов. В то же время предприятия и организации агропромышленного комплекса по обслуживанию сельскохозяйственного производства, а также исследовательские заводы (доля исследовательской продукции которых составляет не менее 80 процентов) облагаются налогами по ставке 11 процентов; доходы предприятий от принадлежащих им акций, облигаций и других ценных бумаг, а также от паевого участия в совместных предприятиях - по ставке 15 процентов; доходы банков и страховых компаний - по ставке 55 процентов; доходы посреднических компаний/фирм (аукционно-биржевых, торгово-закупочных и других, осуществляющих посредническую деятельность) - по ставке 75 процентов. Диапазон ставок налога на доходы - от 11 до 75 процентов - является действенным регулятором потока инвестиций в отдельные сферы деятельности.
Еще более эффективное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется с помощью налоговых льгот. Так, компания (фирма), в уставном фонде которой есть квалификационная иностранная инвестиция, не облагается налогом на доход (прибыль) в течение 5 лет Квалификационной иностранной инвестицией в соответствии с законодательством Украины считается иностранная инвестиция, составляющая не менее 20 процентов уставного капитала, я имеющая размер не менее 100 тыс. дол. США для банков и других кредитных учреждений и 50 тыс. дол. США для остальных компаний (фирм). Эта льгота предоставляется при условии, что квалификационная иностранная инвестиция не отчуждается на протяжении срока ее амортизации или не ранее окончания льготного периода.
Для компаний (фирм) с иностранными инвестициями, действующих в приоритетных сферах экономики, определенных Государственной программой поощрения иностранных инвестиций, установлены дополнительные льготы по налогообложению путем увеличения пятилетнего периода освобождения от налога на доходы (прибыль) в зависимости от размера иностранной инвестиции:
на один год для инвестиций до 500 тыс. дол. США включительно;
на два года для инвестиций свыше 500 тыс. до 5 млн. дол.
США включительно;
на три года для инвестиций свыше 5 млн. до 50 млн. дол. США включительно;
на пять лет для инвестиций свыше 50 млн. дол. США.
Для содействия малому бизнесу доходы фирм, если иностранная инвестиция меньше суммы, эквивалентной 50 тыс. дол. США, не облагаются налогом в течение одного года со дня внесения инвестиции.
Определенные налоговые льготы будут предоставляться субъектам инвестиционной деятельности и в процессе создания в Украине специальных (свободных) экономических зон.
3. Регулирование инвестиционной деятельности путем предоставления финансовой помощи и проведения соответствующей кредитной политики пока только продекламировано в соответствующих законодательных актах, но широкой практической реализации еще не получило в связи с тяжелым финансовым положением страны. Так, законом "Об инвестиционной деятельности" предусмотрено предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных займов на развитие отдельных регионов, отраслей, производств. Размеры этой финансовой помощи ежегодно определяются в процессе утверждения Государственного бюджета. Однако в реальном исчислении сумма этих средств на протяжении трех последних лет ежегодно уменьшалась. Кроме того, выделяемые средства направляются в государственный сектор экономики. Что касается проведения соответствующей кредитной политики, то можно отметить, что льготные кредиты были направлены в последние годы на развитие преимущественно предприятий агропромышленного комплекса. Государственная программа поощрения иностранных инвестиций в Украине предусматривает также предоставление налогового кредита на льготных условиях по тем видам налогов, которые уплачиваются в первые три года существования предприятия с иностранными инвестициями, однако эта льгота распространяется только на предприятия агропромышленного комплекса и по производству телерадиоаппаратуры и электробытовых приборов.
4. Регулированве инвестиционной деятельности путем проведения соответствующей амортизационной политики уже получило определенную практическую реализацию. Эта политика проводится путем предоставления права осуществления ускоренной амортизации для отдельных отраслей экономики, элементов основных фондов, видов оборудования. В этих целях разработан и утвержден порядок применения норм ускоренной амортизации, машин и оборудования во время реализации инвестиционных проектов при участии иностранных инвесторов. Что касается нематериальных активов, то нормы их списания компании (фирмы) устанавливают самостоятельно в пределах 10 лет. Так как амортизация основных фондов и нематериальных активов относится на себестоимость продукции (товаров, услуг), то использование норм ускоренной амортизации позволяет, с одной стороны, уменьшить базу обложения налога на доход (т.е. снизить сумму уплаченного налога на доход), а е другой, в большем объеме формировать средства амортизационного фонда, которые затем могут быть направлены на новое инвестирование.
5. Регулирование участия инвесторов в приватизации осуществляется в соответствии с законами Украины "О приватизации имущества государственных предприятий", "О приватизации небольших государственных предприятий (малой приватизации)", "О приватизационных бумагах", ежегодно утверждаемой Государственной программой приватизации на текущий год и рядом других нормативных актов. Эта область регулирования инвестиционной деятельности представлена наибольшим количеством законодательных актов, однако на реальных процессах приватизации это пока существенно не отразилось. Украина значительно отстала в осуществлении процесса приватизации государственных предприятий от Российской Федерации.
Вместе с тем, следует отметить, что ускорение приватизации позволяет существенно активизировать инвестиционные процессы. Опыт показывает, что чем дальше страна продвинулась по пути приватизации, тем охотнее иностранные инвесторы вкладывают средства в отдельные инвестиционные проекты. Примером этого являются Польша, Чехия и Румыния, достигшие значительных успехов в приватизации, в экономику которых иностранные инвесторы только на протяжении 1992-1993 г. г. вложили примерно 9 млрд. дол. США.
Законодательство Украины гарантирует иностранным инвесторам право участив в приватизации отдельных предприятий и объектов незавершенного производства, приобретения акций как за украинскую, так и за иностранную валюту. Намечено существенно упростить процедуру участия иностранных инвесторов в приватизации государственного имущества. Привлекательным в этом отношении является предоставление права собственности на земельный участок, на котором размещен объект инвестирования, предприятиям с иностранными инвестициями, которые имеют статус юридического лица Украины.
6. Регулирование финансовых инвестиций в отличие от реальных имеет определенные особенности. Правовую основу этого регулирования составляют законы Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже", "О хозяйственных товариществах", Указ Президента "Об инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях" и другие.
Законодательные и другие нормативные акты, действующие в этой области, определяют виды ценных бумаг, выпускаемых в Украине, порядок их обращения, требования к эмитентам, формы и способы реализации отдельных финансовых инструментов на первичном и вторичном фондовом рынке, порядок государственного контроля за выпуском и обращением ценных бумаг и деятельностью финансовых посредников. Кроме того, Кабинетом Министров Украины утверждена в апреле 1994 года Концепция функционирования и развития фондового рынка Украины, реализация которой позволит приблизить формы финансового инвестирования к требованиям современных мировых стандартов.
7. Экспертиза инвестиционных проектов является одной из важнейших сторон государственного регулирования инвестиционной деятельности. В соответствии с действующим законодательством Украины государственные, межгосударственные и региональные инвестиционные проекты и программы, реализуемые за счет бюджетных и внебюджетных средств, подлежат обязательной государственной экспертизе. Инвестиции за счет других источников подлежат государственной экспертизе в вопросах соблюдения экологических и санитарно-гигиенических требований. В случае необходимости экспертиза отдельных инвестиционных проектов и программ может осуществляться экспертными комиссиями, создаваемыми Верховным Советом Украины.
Особые требования предъявляются к экспертизе инвестиционных проектов с привлечением иностранных инвестиций, по которым инвесторы претендуют на получение дополнительных налоговых, таможенных и других льгот. Наряду с принадлежностью к приоритетным сферам экономики, такие инвестиционные проекты должны способствовать созданию новых рабочих мест на предприятиях; сопровождаться внедрением современных или перспективных ресурсосберегающих и экологически безопасных видов технологий; способствовать снижению энергозатрат на единицу изготавливаемой продукции; ориентироваться на наиболее рациональное использование сырьевой базы Украины; быть конкурентоспособными на международных рынках. Признание инвестиционного проекта с привлечением иностранных инвестиций соответствующим вышеперечисленным требованиям осуществляется Агентством международного сотрудничества и инвестиций на основе выводов независимой экспертной комиссии, которая создается этим Агентством.
8. Обеспечение защиты инвестиций осуществляется государственными органами в различных формах. Прежде всего, государство гарантирует эту защиту независимо от форм собственности инвестора. Всем инвесторам, в том числе и иностранным, обеспечивается равноправный правовой режим инвестиционной деятельности, который исключает применение мер дискриминационного характера, направленных на запрещение управления инвестициями, их использования и ликвидацию. Законодательством предусмотрены условия и порядок вывоза вложенных ценностей и результатов инвестиций.
Важной законодательной гарантией является и то, что инвестиции не могут быть бесплатно национализированы или реквизированы. Эти мероприятия могут быть применены лишь на основе законодательных актов Украины с возмещением инвестору в полном объеме всех убытков, связанных с прекращением инвестиционной деятельности, включая утраченную выгоду и моральные потери.
9. Регулирование условий осуществления инвестиций за пределы государства возложено на Национальный банк Украины. В соответствии с действующими нормативными актами установлены такие условия предоставления индивидуальных лицензий на осуществление резидентами инвестиций за рубежом:
резиденты могут осуществлять инвестиции за пределы Украины путем участия в предприятиях, создаваемых совместно с иностранными юридическими и физическими лицами; приобретения доли в действующих иностранных предприятиях или приобретения в собственность таких предприятий полностью; создания за рубежом предприятий, полностью принадлежащих украинским инвесторам, а также открытия за границей филиалов и других отдельных подразделений; приобретения недвижимого и движимого имущества, других имущественных прав и прав интеллектуальной собственности; приобретения акций, облигаций, других ценных бумаг иностранных государств, фирм, банков; в других формах;
инвестиции за границу осуществляются резидентами исключительно за счет собственных средств, зарезервированных и отраженных с этой целью на счетах бухгалтерского баланса. Использование для этого заемных средств запрещено;
все виды денежных инвестиций за границу (независимо от их суммы) должны осуществляться лишь в безналичной форме исключительно через корреспондентские счета уполномоченных банков в банках стран инвестирования;
все поступления в пользу резидентов в иностранной валюте (прибыль, дивиденды и т.п.), полученные от осуществления инвестиционной деятельности за пределами Украины, подлежат зачислению на валютные счета резидентов. Законодательство определяет порядок обязательной продажи валютных поступлений и использования валютных средств от осуществления инвестиционной деятельности.
Список использованной литературы
1. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. - К.: МП "ИТЕМ" ЛТД "Юнайтед Лондон Трейд Лимитед", 1995.
2. Бугиуев С.Д., Турин Э.А. Инвестиционные инструменты проектного менеджмента. - К.: УкрИНТЭИ, 1998.
3. Чернявский А.Д. Организация управления. - К.: МАУП, 1998.
4. Чернявский А.Д. Организация управления в условиях рыночных отношений. - К.: МЗУУП, 1994.
5. Чернявский А.Д. Современные тенденции развития организационных форм управления в Украине // Персонал. - 1997. - № 4. - С.3-7.
6. Чернявский А.Д. Трансформация организационных форм управления в процесс развития рыночных отношений // Персонал. - 1996. - № 2. - С.22-36.
7. Щёкин Г.В. К разработке концепции управления современным обществом // Персонал. - 1999. - № 1. - С.1-23.
8. Щукiн Б.М. Iнвестицiйна даяльнiсть. - К.: МАУП, 1998.