Контрольная работа: Государственные и муниципальные финансы

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: «Государственные и муниципальные финансы»

Дисциплина: «Правоведение»

 

Выполнил:

Студент 4 курса 4 семестра

экономического факультета

Специальность (код)

Зачетная книжка №

Проживающий по адресу:

Проверил:


2008 г.

План

 

1 Содержание государственных и муниципальных финансов

2 Сущность и функции финансов

3 Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот. Кредитный характер современной денежной эмиссии


1 Содержание государственных и муниципальных финансов

Особое положение в финансовой системе принадлежит госу­дарственным и муниципальным (местным)[1] финансам, что обус­ловлено их специфическим назначением — обеспечить органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций.

Государственные и муниципальные финансы это денежные отношения, возникающие в распределительном процессе в связи с формированием денежных средств у органов государственной влас­ти и местного самоуправления и их использованием на удовлетворе­ние социальных потребностей граждан, регулирование экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной дея­тельности, управления и других расходов государства и муници­пальных образований.

С помощью государственных и муниципальных финансов ор­ганы государственной власти и местного самоуправления осуще­ствляют регулирование социальных процессов, оказывают влия­ние на развитие приоритетных отраслей экономики, сглаживают различия в уровне социально-экономического развития отдель­ных территорий страны и др.

На организацию государственных и муниципальных финан­сов оказывает влияние ряд факторов.

Во-первых, форма государственного устройства. Для унитар­ных государств в целом характерна более высокая степень концен­трации финансовых ресурсов в распоряжении центральных орга­нов государственной власти по сравнению с федеративными го­сударствами. Основу финансовых ресурсов органов власти административно-территориальных единиц унитарных госу­дарств составляют отчисления от регулирующих доходов и сред­ства финансовой помощи центральных органов государственной власти. В условиях федеративной формы государственного уст­ройства, построенной на принципе разграничения предметов ве­дения и полномочий органов государственной власти федерации и субъектов федерации, собственные доходы становятся преоб­ладающими в структуре финансовых ресурсов субъектов федерации. При этом масштабность межбюджетного перераспределе­ния средств сокращается.

Во-вторых, особенности административно-территориального устройства государства, что проявляется в функционировании одних субъектов федерации в составе других субъектов федера­ции либо в формировании муниципальных образований различ­ного территориального уровня.

Согласно Конституции РФ равноправными субъектами РФ являются края (области) и входящие в их состав автономные ок­руга. Соответственно формирование финансовых ресурсов таких краев (областей) и автономных округов осуществляется в услови­ях разграничения полномочий не только с федеральным центром, но и между самими субъектами РФ. При этом перечень доходов и пропорции их зачисления в бюджеты указанных субъектов РФ могут регулироваться федеральными законами и договорами (сог­лашениями) между органами государственной власти автономно­го округа и органами государственной власти края или области.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в Российской Фе­дерации», вводимый в действие с 1 января 2006 г., сохраняет пра­во на осуществление местного самоуправления одновременно на территории двух муниципальных образований — муниципаль­ных районов и находящихся на их территории поселений. Пол­номочия органов местного самоуправления по мобилизации и использованию собственных финансовых ресурсов реализуются в условиях межмуниципального разграничения вопросов местно­го значения и источников их финансового обеспечения. Феде­ральное законодательство фиксирует состав и уровень доходов, закрепляемых за бюджетами каждого из видов муниципальных образований.

В-третьих, особый статус отдельных территориальных образо­ваний. Придание территориальному образованию особого статуса является эффективным механизмом учета геополитических, эт­нографических, демографических и иных характеристик такого образования, выработанным международной практикой.

Так, некоторые унитарные государства (Италия, Испания и др.) включают в свой состав автономии, органы, власти которых имеют более широкие полномочия по сравнению с органами власти других административно-территориальных единиц этих государств. Для реализации таких полномочий автономии наде­ляются дополнительными финансовыми ресурсами и соответ­ственно обладают большей финансовой независимостью. Между­народная практика позволяет также привести примеры федера­тивных государств, включающих наряду с субъектами федерации территориальные образования иного статуса (в США — федераль­ный округ, ассоциированная территория, в Индии — союзные территории и др.). Разнопорядковый статус территориальных об­разований, входящих в состав федерации, определяет различный объем полномочий их органов власти по формированию и использованию финансовых ресурсов.

Принцип равноправия субъектов РФ, закрепленный в ст. 5 Конституции РФ, не предусматривает различий в объеме и соста­ве полномочий, возлагаемых на органы государственной власти республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения. В соответствии с феде­ральным законодательством для всех субъектов РФ устанавлива­ются единые нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов в их бюджеты и единая методика расчета финансовой помощи.

В свою очередь, для муниципальных образований законода­тельство РФ предусматривает возможность установления особого режима функционирования. Наделение муниципального образо­вания особым статусом обусловлено; концентрацией в границах муниципального образования объектов государственной безо­пасности, для которых установлен особый режим функциониро­вания и охраны государственной тайны (статус закрытого адми­нистративно-территориального образования — далее по тексту ЗАТО); специализацией градообразующих организаций муници­пального образования на научной, научно-технической и инно­вационной деятельности в рамках научно-производственного комплекса (статус наукограда). Особый статус предусматривает больший объем полномочий органов местного самоуправления и соответственно дополнительные! источники их финансового обеспечения. В частности, обязательства, возлагаемые на органы местного самоуправления ЗАТО в связи со специальными усло­виями проживания граждан (например, переселение на новое место жительства граждан, утративших служебную связь с от­дельными организациями ЗАТО; организация пропускного режима на территорию ЗАТО и др.), предполагают расширение пол­номочий органов местного самоуправления по мобилизации фи­нансовых ресурсов. Федеральным законодательством это достигается путем увеличения доли налоговых доходов» зачисля­емых в бюджеты ЗАТО[2], установления права органов местного самоуправления, ЗАТО на обеспечение сбалансированности своих бюджетов за счет финансовой помощи федеральных органов го­сударственной власти.

Формирование и использование финансовых ресурсов ор­ганов государственной власти и местного самоуправления осу­ществляется в форме различных фондов денежных средств: бюд­жетов разных уровней бюджетной системы страны и внебюджет­ных фондов.        

Бюджеты формируются органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления для финан­сового обеспечения всех возложенных на них задач и функций. С помощью средств бюджетов осуществляется регулирование эко­номических и социальных процессов, развитие научно-техничес­кого прогресса, формирование инвестиционного потенциала и др. Таким образом, бюджет выступает формой образования и ис­пользования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, направляемых ими на удов­летворение разнообразных потребностей общества.

Формирование внебюджетных фондов связано с появлением потребности у органов государственной власти и местного само­управления в значительных объемах финансовых ресурсов для проведения ряда важных социально-экономических мероприя­тий. Внебюджетные фонды позволяют осуществить финансиро­вание таких мероприятий за счет специальных источников, используемых по целевому назначению. За счет средств внебюджет­ных фондов обеспечиваются социальные выплаты (пенсии, пособия и др.), финансируются различные природоохранные ме­роприятия, реализуются научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и т. п. Таким образом, внебюджет­ные фонды выступают формой образования и использования фи­нансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, предусматривающей целевое направление средств на финансирование отдельных социальных, экономичес­ких, экологических потребностей общества.

Образуемые в форме бюджетов и внебюджетных фондов фи­нансовые ресурсы органов государственной власти и местного са­моуправления это доходы, поступления и денежные накопления, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и предназначенные для решения органами государственной власти и местного самоуправления вопросов, отнесенных к их компетенции.

Формирование основного объема финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осущест­вляется посредством мобилизации государственных и муници­пальных доходов.

Государственные доходы представляют собой денежные сред­ства, зачисляемые в соответствии с действующим законодатель­ством в бюджеты органов государственной власти разных уровней, а также в государственные внебюджетные фонды.

При этом денежные средства, зачисляемые в бюджеты орга­нов государственной власти соответствующих уровней, представ­ляют собой доходы бюджетов; денежные средства; поступающие в государственные внебюджетные фонды, являются доходами этих фондов. Таким образом, государственные доходы состоят из доходов бюджетов органов государственной власти разных уров­ней и доходов государственных внебюджетных фондов, причем доходы бюджетов занимают основное место в составе государ­ственных доходов.

Муниципальные доходы — денежные средства, зачисляемые в соответствии с законодательством органов государственной влас­ти и решениями органов местного самоуправления в бюджеты му­ниципальных образований.

Мобилизация доходов в бюджеты и государственные внебюд­жетные фонды осуществляется в форме налоговых и неналого­вых доходов, а также безвозмездных перечислений. В условиях рыночной экономики с помощью налогов обеспечивается моби­лизация преобладающей части государственных и муниципаль­ных финансовых ресурсов.

Финансирование расходов бюджетов в части превышения их объема над величиной доходов осуществляется за счет поступле­ний из источников финансирования дефицита бюджетов, Финансирование дефицита бюджетов органов государственной власти обеспечивается посредством привлечения денежных средств в формах займов, осуществляемых путем размещения государ­ственных ценных бумаг, и кредитов, полученных от кредитных организаций; получения бюджетных ссуд[3] и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней; поступления средств от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, и др. При этом органы государственной власти РФ имеют право на привлечение как внутренних, так и внешних источников финан­сирования дефицита бюджета, а органы государственной власти субъектов РФ — только внутренних источников (ст. 94, 95 БК РФ). В соответствии с действующим законодательством РФ фи­нансирование дефицита бюджетов государственных внебюджет­ных фондов обеспечивается только за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджетов соответствующих внебюджетных фондов.

С целью сбалансированности местных бюджетов органы местного самоуправления осуществляют привлечение средств на внутреннем финансовом рынке (в формах размещения муници­пальных ценных бумаг, бюджетных ссуд[4] и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней, кредитов кредитных организаций) и возмездное отчуждение муниципального имущества (путем его продажи). Право органов местного самоуправления на внешние заимствования Бюджетным кодексом РФ не предусматривается (ст. 96 БК РФ).

Денежные накопления органов государственной власти и мест­ного самоуправления образуются за счет доходов и поступлений текущего финансового года, не использованных в ходе исполне­ния соответствующего бюджета или государственного внебюд­жетного фонда и предназначенных для финансирования расхо­дов в последующие периоды. Денежные накопления органов го­сударственной власти и местного самоуправления проявляются в форме остатков средств на счетах бюджетов или государственных внебюджетных фондов на начало финансового года, учитывае­мых после завершения операций по принятым денежным обяза­тельствам прошедшего года. Остатки средств изъятию не подле­жат и могут использоваться органами государственной власти и местного самоуправления на покрытие внутригодовых кассовых разрывов в течение последующего года, направляться на финан­сирование дефицита бюджета или государственного внебюджетного фонда в очередном финансовом году, размещаться в долго­вые обязательства.

Источниками формирования государственных финансовых ре­сурсов являются валовой внутренний продукт, поступления от внешнеэкономической деятельности, часть национального богат­ства (например, поступления от продажи земли, доходы от про­дажи нематериальных активов, доходы от реализации конфиско­ванного или бесхозного имущества и т. п.). В случае наступления чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, вооруженных конфликтов и военных действий и т. п.), в период экономической нестабильности часть национального богатства может выступать в качестве источника государственных финансовых ресурсов при продаже золотого запаса, валютных резервов и др. В свою оче­редь, источниками финансовых ресурсов органов местного самоуп­равления являются валовой региональный продукт, а также часть национального богатства, находящегося или обращенного в му­ниципальную собственность.

Использование финансовых ресурсов органов государствен­ной власти и местного самоуправления осуществляется в виде го­сударственных и муниципальных расходов.

Государственные расходы — это денежные средства, направля­емые органами государственной власти из бюджетов соответству­ющих уровней и государственных внебюджетных фондов на финансовое обеспечение возложенных на них задач и функций.

Денежные средства, направляемые из бюджетов органов го­сударственной власти соответствующих уровней, представляют собой расходы бюджетов; денежные средства, перечисляемые из государственных внебюджетных фондов, являются расходами этих фондов. Таким образом, государственные расходы состоят из расходов бюджетов органов государственной власти разных уровней и расходов государственных внебюджетных фондов, при этом основной объем государственных расходов осуществляется за счет средств бюджетов разных уровней.

Муниципальные расходы — это денежные средства, направляе­мые органами местного самоуправления из бюджетов муниципаль­ных образований на решение вопросов местного значения.

Государственные расходы предназначены для удовлетворения потребностей общества в области развития экономики и социаль­ной сферы, управления государством, укрепления его обороно­способности и национальной безопасности и др. При этом конкретные направления государственных расходов определяются различными функциями (экономической, социальной, управленческой, оборонной, политической), выполняемыми государством. На разных этапах развития государства стоящие перед ним задачи не остаются неизменными, соответственно меняются объем и струк­тура государственных расходов по конкретным направлениям.

В свою очередь, необходимость в муниципальных расходах обусловлена удовлетворением потребностей граждан, связанных с местом непосредственного проживания (содержание муници­пального жилищного фонда, транспортное обслуживание населе­ния, благоустройство территорий, охрана общественного поряд­ка, управление муниципальным образованием и др.). Многообра­зие видов муниципальных расходов зависит от функций органов местного самоуправления; уровня социально-экономического развития муниципального образования; задач, решаемых органа­ми местного самоуправления на том или ином этапе развития.


2 Сущность и функции финансов

Финансы – это экономическая категория, а любая экономическая категория выражает определенные экономические отношения. Финансовые отношения имеют целый ряд особенностей по срав­нению с другими экономическими отношениями:

·  денежные отношения;

·  распределительные отношения;

·  связаны с формированием и использованием фондов денеж­ных средств государства и хозяйствующих субъектов.

Эти особенности и дали возможность выделить финансовые отношения из общей массы экономических отношений.

Денежные фонды формируются на макро- и микроуровнях. На макроуровне к ним относятся государственный бюджет, го­сударственные внебюджетные фонды, государственные фонды страхования, которые представляют собой систему денежных от­ношений между государством, с одной стороны, и юридически­ми и физическими лицами - с другой. На микроуровне - это фонды собственных, заемных и привлеченных средств. В свою очередь в состав собственных средств предприятий входят ус­тавный, добавочный и резервный капиталы; фонды накопления, потребления и социальной сферы; нераспределенная прибыль. К заемным средствам относятся кредиты и займы, к привлечен­ным - кредиторская задолженность. Денежные отношения на микроуровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными под­разделениями, между администрацией предприятия и его работ­никами, между предприятиями и финансово-кредитной систе­мой и т. д.

Финансы – это совокупность экономических отношений, от­ражающих формирование и использование фондов денежных средств в процессе их кругооборота. Сущность финансов прояв­ляется в их функциях. Финансы выполняют две функции: распре­делительную и контрольную.

Распределительная функция финансов означает участие финан­сов в распределении и перераспределении ВВП и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины на­ционального дохода. Перераспределение денежных средств осу­ществляется между сферой материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т.д. Можно приве­сти много примеров такого перераспределения. Например, про­мышленные предприятия уплатили налоги в бюджет, а из бюд­жета эти средства выделены на финансирование АПК, произош­ло перераспределение денежных средств между отраслями. Другой пример: уплатили налоги московские предприятия, а де­нежные средства выделены на финансирование районов Крайне­го Севера, произошло перераспределение денежных средств меж­ду регионами страны и т. д.

Контрольная функция финансов означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономи­ческих ресурсов. Контрольные функции выполняют многие фи­нансовые органы: Счетная палата РФ, Главное контрольное уп­равление Президента РФ, контрольно-ревизионное управление и Федеральное казначейство Министерства финансов РФ; Госу­дарственный таможенный комитет РФ; Министерство Российс­кой Федерации по налогам и сборам; Федеральная служба нало­говой полиции РФ; Федеральная комиссия по рынку ценных бу­маг; Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ; контрольно-ревизионные управления отраслевых мини­стерств и ведомств; финансовые управления и финансовые отде­лы фирм; ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных и общественных организациях; независимые аудиторские фирмы и т. д.

3 Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот. Кредитный характер современной денежной эмиссии

 

Выпуск денег происходит постоянно. Безналичные деньги выпус­каются, когда коммерческие банки предоставляют ссуду своим клиентам. Наличные же деньги - в том случае, когда банки в процессе осуществления кассовых операций выдают их клиен­там из своих операционных касс. Количество денег в обороте может не увеличиваться.

Эмиссия выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы, находящейся в обороте. Денежная эмиссия представляет собой выпуск в обращение денег во всех формах. Она может быть:

Ø  бюджетной;

Ø  кредитной.

Бюджетная эмиссия, как правило, связана с выпуском в об­ращение казначейских билетов и государственных ценных бумаг для финансирования дефицита государственного бюджета.

Кредитная эмиссия связана с поступлением в оборот кредитных денег.

Эмиссия производится:

Ø  безналичных денег - системой коммерческих банков;

Ø  наличных денег - Банком России.

При этом первична эмиссия безналичных денег. Прежде чем на­личные деньги появляются в обороте, они должны отражаться в виде записей на депозитных счетах коммерческих банков.


Библиографический список

 

1  Вахрин, П.И. Финансы [Текст]: учебник для вузов / П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг”, 2000. – 502 с.

2  Володин, А.В. Управление финансами (Финансы предприятий) [Текст]: учебник / А.В. Володин – М.: ИНФРА-М, 2004. – 504 с. – (Высшее образование)

3  Галяпина, Л.В. Финансы и кредит [Текст]: учебное пособие для студентов экономических колледжей и средних специальных учебных заведений / Л.В. Галяпина, Т.М. Трускова / под ред. А.Б. Мельниченко – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2002. – 352 с.

4  Грязнова, А.Г Финансы [Текст]: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной – М.: Финансы и статистика, 2006. – 504 с.

5  Дробозина, Л.А. Финансы [Текст]: Учебник для вузов / под ред. проф. Л.В. Дробозиной – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 527 с.

6  Ковалев, В.В. Финансы предприятий [Текст]: учебник / В.В. Ковалев, Вит.В. Ковалев – М.: ТК Велби, 2003. – 352 с.

7  Ковалева, А.М. Финансы [Текст]: учебное пособие5-е изд., перераб.и доп. / под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 416 с.: ил.

8  Колпакова, Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит [Текст]: учеб. пособие 2-е изд., перераб.и доп. / Г.М. Колпакова. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 496 с.: ил.

9  Крутик, А.Б. Основы финансовой деятельности [Текст]: учебное пособие 2-е изд., перераб.и.доп. / А.Б. Крутик, М.М. Хайкин – СПб.: Бизнес-пресса, 1999.-448 с.

10  Круш, З.А. Практикум по финансам организаций (предприятий) [Текст]: учеб. пособие / под ред. З.А. Круш – М.: Финансы и статистика, 2006. – 304 с.:ил.

11  Лишанский, М.Л. Финансы в сельском хозяйстве [Текст]: учеб. пособие для вузов / М.Л. Лишанский, И.Б. Маслова. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 430 с.

12  Моляков, Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства [Текст]: учеб. пособие / Д.С. Моляков – М.: Финансы и статистика, 2002. – 200 с.: ил.

13  Самсонов, Н.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: учебник / под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 448 с. – (Серия “Высшее образование”).



[1] В соответствии с Федеральным законом от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе­дерации» и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по­нятия «муниципальные» и «местные» используются в одном значении и в равной мере применимы при характеристике организации местного самоуп­равления в РФ.

[2] В 2004 г. федеральные и региональные налоги и сборы подлежат зачис­лению в бюджет закрытого административно-территориального образова­ния в объеме, соответствующем доле их зачисления в консолидированный бюджет субъекта РФ.

[3] В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 94, 95 Бюджетного кодекса РФ Федеральным законом от 20.08.2004 № 120-ФЗ «О внесении из­менений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирова­ния межбюджетных отношений», вступающими в силу с 01.01.2005, бюджет­ные ссуды исключены из состава источников финансирования дефицита федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

[4] В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 96 Бюджетного ко­декса РФ Федеральным законом от 20.08.2004 № 120-ФЗ «О внесении изме­нений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений», вступающими в силу с 01.01.2005, бюджетные ссуды исключены из состава источников финансирования дефицита местного бюджета