Шпаргалка: Мировоззрение человека
1. Мировоззрение
Для человека весь мир как бы расколот на 2 части. На моё «я» и на всё остальное не «я» (природа и общество). Для сознания мир делится на материальный (практический) и идеальный (теоретический). Как соотносятся эти 2 мира? В самом общем плане существует 2 способа решения этого вопроса: 1) Природа осваивается перенесением на неё свойств и взаимоотношений людей (антропоморфизм) 2) Люди, осваивая природу, понимают себя как часть природы. Мировоззрение – система наиболее общих взглядов на мир в целом, на место, занимаемое человеком в этом мире. Мировоззрение включает в себя эмоционально – психологическую сторону и познавательно – интеллектуальную. Мировоззрение – это одновременно и процесс познавательной деятельности и его результат. Это наложение уже имеющихся знаний на действительность с целью её объяснить. Мировоззрение складывается под влиянием условий жизни, стихийно или сознательно. Мировоззрение бывает обыденным и теоретическим. Понятие Мировоззрение соотносится с понятием идеология, но по содержанию они не совпадают. Термин «идеология» восходит к слову «идея» – устойчивое представление о реальности. Идеология, как явление культуры родилось в эпоху просвещения в 18 веке. Мировоззрение шире идеологии. Оно относится ко всей объективной действительности. Идеология охватывает лишь ту часть мировоззрения, которая ориентирована на социальные явления, на классовые отношения. Идеология это инструмент социального сплочения, это и система взглядов идей, в которой оцениваются и осознаются отношения людей друг к другу и к социальной действительности, а так же поддерживаются цели, программы, деятельности, направленные на закрепление или изменение данных общественных отношений. Идеология – система взглядов, идей, характеризующих какую-либо социальную группу, класс, политическую партию, общество. В середине 20 века на Западе получает распространение теория деидеологизации (Дэниэль Бэл, Аронь). Смысл теории: всякая идеология ненаучна. Цель: изучать об-во надо не научными методами, а надо создавать надклассовое право и «чистое искусство». В 70-х появилась новая теория – реидеологизации. Одновременно она выступала как отрицание первой теории и как ее продолжение. Тезис о противопоставлении науки и идеологии был сохранен, но вместе с тем было заявлено, что общественные науки не способны выполнять функции идеологии, ибо не дают ответа на вопросы – Что такое добро и зло? смысл жизни? Поэтому нельзя применять критерий истинности зрения эффективности. Существовали и существуют различные типы мировоззрения. Нас интересует социально-философский подход. Он выделяет исторические типы мировоззрения. Это сравнительно устойчивая мировоззренческая система, обусловленная уровнем развития материальной и духовной культурой общества, характером общественных отношений. Выделяют мифологическое, религиозное, натуралистическое, философское миропонимание.
2. Особенности мифологического миропонимания
«Мифология» с греческого – речь, сказание, слово. В современной литературе – это многозначное понятие: 1) Рассказ о каких-то событиях, которые сопровождали историю народов у их самых истоков. 2) Повествование, в котором явления природы или культуры предстаёт в одухотворённой, олицетворённой форме. 3) Способ понимания мира, который возникает на основе выделения человека из природы. Первоначально это практическое выделение, затем духовное. Главная проблема мифологического сознания – это дуализм (философское направление, признающее в основе мира 2 независимых и равноправных начала – материю и дух) природы и общества. Особенности мифологического миропонимания: Образность, эмоциональность, ассоциативность, генетизм, антропоморфизм (перенесение присущих человеку присущих психических свойств на явления природы – животных, предметы), социоморфизм, гилозоизм – это термин для обозначения натурфилософских концепций, анилизм (система представлений о наличии у человека, животных, растений такого начала, как душа). Душа – совокупность побуждений сознания любого живого существа, особенно человека. Научное понимание: душа – это совокупность тесно связанных с организмом психических стремлений чувственных явлений. Психология: душа – это внутренний, психический мир человека, его сознание. Дух – движущийся воздух, дыхание, носитель жизни. Дух сохраняет и защищает жизнь, возвышает её и совершенствует телесную действительность. Мифология выступает как матрица памяти Она даёт полезные для человека знания, обучает полезным приёмам деятельности, превращает природное чужое в человеческое своё. Мифология консолидирует традиц об-во, это первая попытка объяснения мира. Миф – не сторого аналитизированное знание. В мифе существует своеобразная логика. Она позволяет освоить большой опыт иррационального, то есть неразумного, придаёт человеку смысл и надежду. Люди часто отступают от трезвой мысли, отдают предпочтение мечте. Очевидно миф – это не только социальный феномен, но и антропологический. Западное понимание антропологии состоит в том, что у человека есть душа (психологический подход), а вокруг себя человек создаёт мифологическое поле, восполняет ущербность существования иллюзией, делает его комфортнее. В фундаменте мифа лежат вера и единомыслие. Социальный миф – это особое духовное образование, которое в наглядной упрощенной форме выявляет волю и интонацию людей, аккумулирует их психическую энергию. Социальный миф – это движущая сила истории. Бытие конечно определяет сознание, но как только человек совершит открытие, его сознание начинает править его бытием. Наше бытие – это как бы овеществленное сознание. Поэтому наши орудия труда – это типа сгустки сознания, которые живут в умном металле. Все они составляют социальные устои. Отношения – это дети 2х родителей: сознания, их открывающего, и потребностей, живущих с его помощью. У бытия и сознания существует обратная связь.
3. Природа религиозного миропонимания. Понятие сверхъестественного
Основная проблема религии – это личность и общество. Религия появляется на определенном этапе развития первобытного строя, когда начинает осознавать своё «Я». Религия появляется когда появляется предмет отражения. Анализ всего многообразия религий позволяет установить, что в любой из них отражаются господствующие над человеком силы природы и общества. Возникновение отчуждения – это одно из главных условий порождения религии. Религия – это своего рода преодоление социального отчуждения. Она отражает реальную действительность, то сторону общественного бытия, которая закрепляет господство, несвободу, зависимость людей от условий их жизни. Определить религию – это значит выразить её сущность, формы и функциональное проявление. Религия – вера в сверхъестественное. Сверхъестественное – гносеологическое понятие, то, что не подчиняется законам материального мира, то, что выпадает из цепи причинных связей и зависимостей. Сверхъестественное по представлениям верующих неощутимо, недоступно разуму, не может быть постигнуто с помощью обычных средств познания, но оно оказывает воздействие на его жизнь позитивно и негативно. Сверхъестественное может быть выражено в разных формах в виде веры в сверхсущества (боги, духи, души); сверхсвязи между реальными объектами (магия, тотемизм); сверхсвойства реальных объектов (фетишизм). Что такое бог? Этому вопросу придают широкий смысл. *Индивидуальное начало. *Высшее сверхсущество, достойное поклонения. *Бесконечное множество космических сил. *Универсальное регулятивное начало всего сущего Абсолют – философское понятие, обозначающее всеобщую основу мира, полноту бытия и совершенство. Бог-абсолют включает в себя следующие моменты совершенства: а) Бог-творец –всемогущее начало, б) Бог-всеведущ, премудр, в) Бог-источник милости и справедливости. Освещаемым объектом может стать любой объект, признаваемый по тем или иным причинам первоценным, уникальным, таинственным. Это может быть одушевленный или неодушевленный объект, конкретная вещь или абстрактная, нечто конечное или бесконечное, личностное или безличностное. Религия – особая форма идеального освоения мира. Имеет 2 полюса: нематериальный и материальный. Нематериальный – это совокупность тех культивируемых связей, которые мыслятся как отвечающие за целостность мира. А также это сумма субъективных состояний веры в реальность этих связей. Материальный – это сплачивающие верующих культовые действия и организации. Это выражение этих связей, их воплощение в иконических знаках (молитвенные здания, идолы, вожди, обряды). Религия существует как семиотическая (семиотика – наука о знаках) и аксеологическая (аксеология – учение о ценностях) система. Вера – это способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее внутреннее состояние, мировоззренческая позиция и психологическая установка. Гносеологией вера означает принятие знания без непосредственного эмпирического и рационального обоснования, важный элемент познания, человеческая потребность принимать события такими, какими их хочется воспринимать, способность оценивать реальность из глубин человеческого существа. Функции религии: 1) этиологическая, т.к. человек нуждается в объяснении мира. 2) мировоззренческая – создается картина мира, опред. место человека в мире. 3) познавательная. Существует мнение, что религия не является познанием. Она не проникает в сущность процессов развития природы и общества. 4) регулятивная. Она организовывает поведение и деятельность людей. Эта ф-ция осуществляет коммуникацию, т.е. передача информации обычным языком. 5) ф-ция интеграции – религия объединяет людей. Одновременно она и дезинтегрирует об-во, т.е. разделяет его по религиозному принципу. 6) компенсации. 7) терапевтическая – религия выступает как лечебное ср-во (молитва, исповедь дают психолог разрядку, снижают напряжение). 8) т. к. религия часть культуры, то она выполняет: а) ф-цию трансляции – внедрение в сознание людей определяет нравственных, правовых норм, политических и художественных идеалов в) координация человеческих отношений, форм обществ сознания на разных этапах с) гуманизация человеческих отношений – для некоторых периодов истории. Роль религии можно оценить из: 1) Сакральная модель: религия – это генотип культуры. 2) Светская модель: религия – это пережиток. Культура должна выводиться из образцов хозяйственной жизни. 3) Синтетический подход: устойчивое материальное производство не может начаться, пока между людьми не возникнет доверия, не будут сформулированы те идеалы, на которых покоятся семья, быт, разделение труда, социальные коммуникации.
4. Специфика философского мышления. Философия как наука. Функции философии
Философия возникает вместе с первыми успехами науки. Она как бы разрешает противоречие между мифологической картиной мира и новым знанием, мышлением. Она критически переосмысливает оставленный в наследство духовный материал. Философия возникла из мифологии путем внутреннего развития последней за счет изменений одной формы – личностно-образная поменялась на безличностно-понятийную. Сторонники этого: Гегель, Иосиф Ипосеоген. Концепция – философия возникает как простое обобщение знания (Спенсер, Богданов). Третий подход объединяет гносиогенно-мифогенно-религиозное учение + обыденные знания. Специфика философского знания в рефлексии – принципы человеческого мышления направленные на осмысление своих собственных продуктов. Оборачивание мысли на себя. Человек как бы со стороны наблюдает за своей деятельностью по построению образов действительности (мышление
оборачивается на себя). Теория как способ понимания мира возможна при условии, когда человек отделяет себя от предмета свой деятельности. Ясперс К. считал, что в период между 800–200 лет до н.э. – период резкого поворота в истории («осевое время»). Человек осознает бытие в целом. Осознает себя, свои границы, осмысливает мир и себя как проблему, ставит радикальные вопросы, ищет понимания и спасения. В этот период были разработаны основные категории, которые мы мыслим по сей день, во всех направлениях совершается переход универсальностей. Философия складывается как наука о всеобщем. Аристотель выводил науки из любознательности. Занятия философией – мудрость, присущая не многим. Философская разумность по Аристотелю предполагает: 1) Мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя не имеет знания о каждом предмете в отдельности. 2) Мудрый тот, кто способен познать трудное, нелегко постижимое.) Мудр тот, кто более точен и способен научить выявлению причин, которые дают возможность предвидеть события, а значит правильно действовать. Философ – это тот, кто удивляется, ибо удивляющийся размышляет. Удивляющийся считает себя незнающим. А тот кто уверен в своем всезнайстве никогда не станет философом. Философ хочет много знать не ради какой-либо цели, а для того чтобы понять что-либо. Путь философского знания, это путь разумного мышления. Культура не может быть навязана помимо воли и желания. Философия дает понимание целого, она формирует наиболее общее понятие. Философия существует не для чего, а почему. Она существует как одна из высших потребностей человеческого духа. Дух устремлен к тайнам бытия. Философия существует потому что существует человеческий разум и человеческая душа. Она выражает разнонаправленные устремления души. Философия включает в себя все знания которыми располагали тогда люди. С развитием общества, с накоплением знания стали появляться специальные науки. В эпоху средневековья этот процесс замедляется. В новое время убыстряется и сейчас почти завершен. В результате область которая составляла предмет философии сокращалась. Возник вопрос что осталось на долю философии? Позитивисты заявили: «Все должны заниматься своим делом. Право на существование имеют позитивные науки (естествознание). Они сами себе философия. Все философские проблемы якобы бессмысленны». Эта установка привела к господству натуралистского (научного) мировоззрения. Основной источник этого мировоззрения – житейский опыт, повседневная практика. Фил. – это такая обл. дух. деятельности, кот. основывается на особом, философском
типе мышления, лежащем в основе философского познания, и на самостоятельности предмета ф. Ф. не обладает таким же предметом как например естественные науки, в том смысле, что предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания как например биология, геология. Всегда в основе ф. знания лежала установка на выяснение связи между чел. и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком. Функции Философии: 1) Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик. 2) Философия выступает как самосознание общества и культуры. 3) Рационализация – перевод в логическую понятийную форму суммарных результатов человеческого опыта во всех его сферах. 4) Аксиологическая (Аксиология – учение о ценностях). 5) Идеологическая. 6) Воспитательная.
5. Основной вопрос фил-ии. Историческое изменение предмета фил-ии
Стержнем любой философии – отношение материи и сознания. В мире существуют три большие группы явлений материальных и духовных. Неизбежен вопрос что лежит в основе всего, что первично материя или дух? Материализм признает первичность материи природы, и сознание объявляет свойством материи. Идеализм исходит из положения о том, что материальное – продукт духовного. Творец мира и природы – это сознание. Объективный идеализм за исходное берет сознание, как чистую идею, как волю, как мировой дух. В субъективном идеализме исходным выступает сознание человека. От него зависит реальность. Крайняя форма субъективного идеализма – солипсизм: существовать – это значит быть в восприятии. Это монистические подходы. Дуалисты: Аристотель, Декар; плюралисты: Лейбниц. Говорят что вопрос о первичности и вторичности – главный философский вопрос. (У основного вопроса философии есть и вторая сторона познаваем ли мир). Аргументы: без его решения не может обойтись ни одно философское учение. От его решения зависят все другие философские проблемы. Усомнимся, стоит ли выделять главный вопрос философии вообще, основной ли он? Может быть просто следует писать историю проблем? Или же примем пока как антиномию, но будем иметь ввиду, что проблема что первично, материальное или духовное, существовала, существует и вряд ли спор о примате когда то завершится. Ибо эта проблема субстанциональная. Субстанция (от лат) – сущность, нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам, то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, это сущность, лежащая в основе всего. К понятию субстанции близко лежит понятие «субстрат» – основание, носитель, общая материальная основа явлений.
Вторая сторона главного философского вопроса: познаваем ли мир? Это соотношение материи и сознания. С точки зрения того, как человеческое сознание относится к реальности, способно ли оно его познать одни философы признают познаваемость мира, другие придерживаются принципа непознаваемости, агностики. В эпоху античности это все знания, которыми располагали люди, поэтому философов называли мудрецами. Специальных наук не было, но с развитием пр-ва, накоплением знаний, появляются науки, начинают отделяться. В средние века отделение наук протекало медленно. В настоящее время в основных чертах этот процесс завершен. В результате область сужается. Позитивисты считают: «Философия не может быть наукой, так как не бывает частной науки и её постигла участь короля Лира». То есть философия не может найти себе места такого раздела, который не мог бы стать предметом той или иной науки. Право на существование должны иметь лишь позитивные науки, они сами себе философия, к тому же все философские проблемы бессмысленны. Первоначальным предметом философии было все знание. В связи с разделением труда, становлением самостоятельных наук предмет философии сужается. Предмет философии это всеобщее в системе мир-человек. Философия исследует предельно общие характеристики самого человека, условия его жизни, мира, в котором он живет. Предмет философии меняется. В новое время большинство мысл. св. пред. фил. с истинным познанием вещей. В 19–20 в. Предмет философии: мировое целое, сущность и законы общества, изучение наиболее общих понятий, познание универсума, наука о ценностях, изучение наименее сис. общ. устройства. Сегодня возможны разные определения предмета. Дело зависит от того, на каких позициях находится сам философ.
6. Природа философских проблем
Проходя через всю человеческую историю, выступая в определенном смысле как вечные проблемы, философские проблемы приобретают в различные эпохи, в разных культурах и свой конкретный, неповторимый облик. В свете историко-материалистического подхода классически-философские проблемы утратили облик неизменных, умозрительно решаемых проблем. Марксу удалось найти их искомую «земную основу»: они предстали как фундаментальные противоречия живой человеческой истории, имеющие открытый, незавершенный характер. Новым было также понимание философских проблем не как «чистых» проблем сознания, а как проблем общественного бытия, которые объективно возникают и разрешаются в человеческой жизни, практике. Отсюда следовало, что и философская мысль должна осмысливать такие проблемы не только в теоретическом, но и в практическом плане. Историко-материалистический подход поставил под сомнение не сами проблемы, а лишь полноценность, достаточность их сугубо умозрительного решения. Он привел к выводу: решение философских проблем требует глубокого позитивного знания истории, конкретного изучения тенденций и форм исторического развития. Что же касается отношения «мир – человек». Стоит только представить себе проблему, как становится понятным, что различные человеческие связи с миром развертываются в ходе истории. Они реализуются в изменяющихся формах труда, быта, в смене верований, развитии знаний, в политическом, нравственном, художественном и прочем опыте. Человеческая история – реальность особого рода. Это – сложное сочетание общественной жизни людей (форм производства, социально-экономических, политических структур) и всевозможных духовных ее составляющих. Причем оба компонента переплетены, взаимодействуют, нерасторжимы. Отсюда и двоякая направленность философского исследования – на реалии человеческой жизни, с одной стороны, и на различные, в том числе теоретические, отражения этих реалий в человеческом сознании – с другой. Не случайно важной обязанностью философов, как и других специалистов, изучающих общественно-историческую жизнь людей, Маркс считал объяснение механизмов появления и существования не только истинных, но и искаженных представлений о действительности, преодоление всяческих деформаций, объективного содержания проблем. Итак, классическая традиция связывала философию с постижением вечных принципов понимания мира и человеческой жизни. Маркс вступил в спор с таким пониманием, подчеркнув, что философская мысль обращена к общественно-исторической жизни людей, подверженной изменению, развитию. Отсюда следовало, переистолкование предмета, методов, результатов философии как исторических, принимающих различный облик в разные эпохи. Маркс стремился преодолеть традиционную обособленность философии от реальной действительности, а также претензии философов на окончательное суждение о ней.
7. Субстанция. Субстрат. Философский смысл проблемы бытия. Основные формы: природа, человек, духовное
Субстанция (от лат) – сущность, нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам, то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, это сущность, лежащая в основе всего. К понятию субстанции близко лежит понятие «субстрат» – основание, носитель, общая материальная основа явлений. Субстрат – совокупность простых качественно элементарных материальных образований, взаимозависимость которых обуславливает свойство рассмотренных явлений. Бытие – философская категория, обозначающая реальность, существующую не зависимо от сознания или исходя из сознания. Классификация бытия: *Бытие вещей, предметов, процессов: 1) бытие природы в целом; 2) вещей и состояний, не зависимых от человека; 3) вещей и состояний, произведенных человеком. Бытие человека: 1) бытие человека в мире вещей (тело человека, как тело природы); 2) человеческое бытие (специфика человека рассматривается как соединение 3-х измерений: человека как чувствующая мыслящая вещь, человека как homo sapiens на современном этапе эволюции, человек как социально-историческое существо). Бытие социального: 1) бытие отдельного человека; 2) бытие общества. Бытие духовного: 1) индивидуализированное духовное; 2) объективное духовное. Так называемое горизонтальное деление бытия на отдельные его участки даёт множество элементов, каждый из которых вполне достоин стать объектом того или иного философского направления. Например философия природы, философия человека, морали, общества, красоты, науки и т.п. Существует и дальнейшее дробление: философия математики, грамматики, книги, спорта, бизнеса и т.п. Сознание относится к действительности, способно ли оно познать действительность? Одни философы признают познавание мира, другие отрицают отстаивание принципов непознавания, их называют агностики.
8. Философский агностицизм, его разновидности
Античный скептицизм берет своё начало от софиста Протагора. Давид Юм. Его теория познания совмещает философский анализ с психологическим. Источник знания – ощущение. Но мы не знаем в принципе и не можем знать, существует или нет материальный мир как внешний источник наших ощущений. Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн. Она позволяет нам лишь знание немногих поверхностных качеств. Теория познания Юма строится на анализе соотношения элементов человеческого опыта. Эти элементы он именует впечатлениями и идеями. Впечатления – это непосредственно живые сильные восприятия. Идеи – это бледные слабые вторичные восприятия, образы и фантазии. Впечатление – это непосредственная данность. Идея возбуждается следами впечатлений. Познать вещь – значит перечислить простые впечатления так или иначе входящие в вещь. Спрашивать об истинности или ложности впечатлений нет смысла. Идеи существуют, только когда вполне соответствуют впечатлениям. Кроме простых идей существуют сложные. Они образуются путём комбинирования. Идеи приходят в связь друг с другом по трём принципам: *По сходству. Картина заставляет думать о человеке, изображенном на ней. Характерно для математики. По смежности в пространстве и последовательности во времени. Характерно для эмпирического познания. Причинно-следственная зависимость. Характерна для теоретического знания. Эти 3 принципа связывают всё в мире, выступают основой для абстракции. По Юму роль общего понятия играет чувственный образ. Все обобщения воздействуют в результате того, что отдельные идеи принимают репрезентативную функцию. Вопрос образования ассоциаций, абстрактных представлений в связи с проблемой причинности – это центральный пункт его гносеологии. Характерное существование причинно-следственных связей доказать нельзя, так как то, что мы называем следствием, не содержится в том, что называется причиной, логически из неё не выводимо, не похоже на неё. Убежденность же людей в существовании причины основывается на восприятии регулярного появления исследования во времени события Б после пространственно смежного с ним события А. После этого – значит вследствие этого. Эти факты признаются за свидетельство необходимости порождения данного следствия причиной. По Юму это ошибка, которая перерастает в устойчивую ассоциацию ожидания, привычку, веру в то, что в будущем любое появление события А повлечет за собой событие Б. С точки зрения Юма причинность сохраняется в тех науках, которые удается превратить в ветвь психологии (история, этика). Реальность – это поток впечатлений. То, что порождает в нас эти впечатления – это принципиально непознаваемо. Кант. Предмет философии – это не природа, мир, человек, а установление законов человеческого разума, определение его границ. Внешний мир даёт нам материю ощущений. Вещь в себе – понятие, принимаемое без доказательств, многозначное – объективная реальность, которую наш разум упорядочивает в пространстве и времени. Разум выражает понятия, посредством которых мы понимаем мир. Мы как бы носим в уме пространственные очки, поэтому думаем, что видим всё в пространстве. Кант дал понятие априорного знания. Органы чувств искажают те импульсы, которые идут от вещей, поэтому мы знаем вещь не такой, какая она на самом деле, а такой, какова она в наших органах чувств. Трудности познания порождают суждения разума, которые взаимно исключают друг друга: антиномии. У Канта их 4. Они фиксируют противоречивость мышления. *Мир бесконечен в пространстве и времени. Мир конечен. Нельзя признать истинность ни материализма, ни теологии. Оба понятия доказуемы логически. *Всякая сложная субстанция состоит из простых. Ни одна сложная вещь не состоит из простых, в мире нет ничего простого. Представлены метафизическое и диалектическое решения проблемы части и целого, простого и сложного. Абсолютно истинными не может быть ни одно. *Причинность по законами природы не есть единственная из которой можно вывести все явления в мире, для объяснения явлений необходимо допустить свободу. Нет никакой свободы, всё в мире совершается только по законам природы. Эта антиномия главная по Канту. Представлено соотношение свободы и необходимости детерминизма и индетерминизма. По Канту предпочтение отдать ничему нельзя. Свободы нет. В мире всё жестко детерминировано, но так дела обстоят лишь в мире явлений. Человек наделён свободой и волей. Природная детерминация над ним не властна. Человек живёт в двух мирах. Он феномен, клеточка чувственного мира, существует по законам этого мира. С другой стороны человек – ноумен (непознаваемая вещь в себе). Он существо сверхчувственное, подчиненное идеалу. У человека 2 характера: эмпирический (привитый снаружи) и ноуменальный (изнутри). В поведении человека эти 2 характера переплетаются. Именно на этом основана вменяемость человека, его ответственность. Эта мысль иллюстрируется простым примером: человек лжёт и его ложь наносит вред обществу. Кто виноват? Исследуя эмпирический характер, мы находим причины дурного поведения в плохом воспитании, но упрекаем виновника не за обстоятельства, повлиявшие на него. Мы рассматриваем поступок сам по себе. Он указывает на разум как на причину. В поведение человека разум должен быть определен по другому. Вина целиком лежит на разуме. В интеллигибельном мире нет железного сцепления причин и следствий. Нет времени. Возможна причинность через свободу. Свобода делает человека моральным существом. В природе 1 и те же причины с необходимостью вызывают 1 и те же следствия. Человек же может пересмотреть содеянное, а может поступить иначе. Человек свободен. *В мире существует абсолютная сущность – причина мира. В мире нет абсолютно необходимой сущности, как его причины. Есть Бог – нет Бога. Объективно доказать существование Бога нельзя. Но разум не может доказать и небытие Бога. Разум подписывает себе приговор: некомпетентность. В работе «Критика чистого разума» Кант критикует все доказательства бытия Бога (онтологическое, космологическое, физико-теологическое), но признаёт Бога, религии в области нравственности. В этой работе Бог – это обязательный и устойчивый объект веры, а не доказательства. Знать что-либо о Боге невозможно, в него можно только верить. Надо устранить знание из областей, ему не принадлежащих. По Канту существует 3 вида веры: -1 – Прагматическая. Вера человека в свою правоту в том или ином единичном случае. Цена её – один дукат. У человека нет сомнений. Уверенности достаточно, если оценить её в 1 дукат. Если в 100 – то уже возникают сомнения. -2 – Доктринальная. Вера в общие положения. Человек готов держать пари на всё своё имущество, что хотя бы на 1 из видимых нами планет существуют обитатели, но затруднения возникают при размышлении. Они отдаляют нас от веры, хотя мы постоянно к ней возвращаемся. -3 – Моральная вера. Иной характер вопроса об истинности суждений даже не встаёт. Верить в Бога – это значит не размышлять о его бытии, а просто быть добрым. Веру нельзя сопоставлять со знанием. Она реализуется в поведении. Верить в Бога – значит всегда и везде следовать долгу. Философия имеет смысл, только когда она служит воспитанию человека. Общий вывод по агностицизму: к нему надо подходить как к теории, которая скрывает сложность и противоречивость познания. Аргументы агностиков формально правильны. Всё содержание знания может быть постигнуто только из опыта. Агностицизм – разумное сомнение в возможности адекватного познания. Важными направлениями в теории познания являются сенсуализм и рационализм. Они возникли в разные исторические эпохи, развивались, оказывая воздействие друг на друга. Сенсуализм – концепция, которая объявляет источником знания ощущение, чувство, то есть чувственность – это главная форма достоверного знания. Сенсуализм близок к эмпиризму. Эмпиризм – это концепция в гносеологии, науки, согласно которой главным (и может быть даже единственным) основанием и источником знания является методологически организованная опытная чувственность. Рационализм – точка зрения рассудка собственного разума, вера в неограниченность человеческого разума. Он – основа познания и поведения. Иррационализм – инстинкты, чувства, воля, любовь, интуиция – это решающие источники познания, данные которых разум лишь разрабатывает.
9. Познание. Категории. Диалектика чувственного
Познание – базовая потребность человека, сознание в действии, постоянная реализация сознания. Все виды познания отличаются базовой ценностью: добро, красота, истина. К классическим теориям познания относят две линии, сложившиеся еще в эпоху античности. 1 линия связана с Сократом, Платоном. Теория припоминания. Суть: человеку даны универсальные знания. Человек, сталкиваясь в жизни с явлениями, как бы вспоминает то, что у него было заложено. Реальные вещи вызывают воспоминания. Люди думают, что имеют дело с реальным миром. Это не так! Самое ценное чувство – зрение. 2 линия связывается с Демокритом. Познание – отражение реальности в головах людей. От реально существующих тел отслаиваются эйдосы, поступают к человеку. Человек их улавливает органами чувств. Отражение – это свойство материальных систем в своей структуре, отразить структуры взаимодействующего объекта. Теория познания – это отражение объективности в субъективном. В теории познания выделяют два уровня: эмпирический и теоретический. Тот и другой составляют
единый процесс познания. По источнику познания направления делятся на: 1) сенсуализм – это концепция утверждает, что единств основанием познания явл. ощущения. Ощущения – это первичная ступень познания, а разум подключается позже. 2) Рационализм – принцип, согласно которому наука жизненная практика должна основываться на опыте. Проблемы надо решать, обращаясь к фактам и логике. Рационалист отказывается признавать истинными те сведения, кот получены без науки. Знание, проблема должна быть объяснена. Рационализм-это точка зр. рассудка, точнее разум. Разум-основа воззвания. Нет ничего в разуме, кроме самого интеллекта. Иррационализм – находящееся за пределами разума. Несоизмеримое с логическим мышлением. Источником познания называют инстинкты, чувство, волю, любовь. Данные перечисленного и разрабатывает разум. Категории – всеобщие понятия, в которых сущностные хар-ки дейст-ти фиксируются как соотношения мышления и бытия. В категориях «мировая природа» и «мировой человек» берутся под одну скобку. Категории – средства соотношения объекта познания и субъекта. Это форма перевода объективного в субъективное. Категории фиксируют результаты отражения деятельности и сам процесс отображения. Категории – наиболее общий способ решения познавательных задач, приращения новых знаний. Методологическая роль категорий: определяют форму постановки проблем; принцип отбора материала; последовательность изучения объектов; способы построения исследовательских программ.
10. Объект познания и субъект познания. Бессубъектное познание
Любое познание – это взаимодействие субъекта и объекта. Субъект – это носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленный на объект. Структурно, субъект существует в след. формах: индивид, соц. группа, человечество в целом. Субъект познания – это психолого-теоретико-познавательное Я. Существует теория бессубъектного познания. В 20 веке её выдвинул К. Поппер. Его теория выглядит так: 1-ый мир – мир физических состояний. 2 – психический (мир состояний сознания). 3 – научного знания, мир объективного содержания мышления. В него входят теоретические системы, проблемы, аргументы, знания в книгах, журналах. 3 мир возникает в результате взаимодействия физического и психического миров. Его предпосылка – язык, который превращает мир объективного содержания мышления в субъективный дух. Именно он делает третий мир состоятельным. Содержащиеся в нём знания объективны и от субъекта не зависят. Объектом познания, начиная с Канта с к. 18 в. называют то, что противостоит субъекту, т.е. сознанию, внутреннему миру.
11. Проблема истины в философии
Истина – это такие знания, которые адекватно отражают объективную реальность в сознании, отражают её такой, как она существует сама по себе. Истина объективна по своему источнику и содержанию. Относительная истина это такие знания, которые в основном отражают д-ть адекватно. С дальнейшим движением познания они уточняются, заменяются новыми, но в этих знаниях всегда существует такое содержание, которое остаётся неизменным. Например: Энгельс: жизнь есть способ существования белковых тел. Оно содержит в себе момент абсолютного (жизнь включает белковые процессы). Относительное (жизнь не сводится только к белковым процессам). Абсолютная истина – полное исчерпывающее в определённых отношениях знание, которой не может быть опровергнуто в будущем (пр. дата события). Абсолютная истина – это знание в последней инстанции (т. к. абсолютный – вечный). Абсолютная истина складывается из суммы относительностей. В неё входят те относительные истины, которые подтверждены и не могут быть опровергнуты. Критерий истины – это способ, с помощью которого устанавлив. истина знания. Критерий истины: 1) чувственный – Эпикур, Гоббс, Феербах. Панимали истинность как соответствие очевидностей, как соотношение суждений с чувствен данными; 2) рациональный: а) ясность и отчетливость знания, т.е. философы видели критерий истинности в ясности и отчетливости, в выведении знаний из всеобщих, первоначальных истин. Эти истины постигаются с помощью интеллектуальной интуиции. (пр. квадрат имеет 4 стороны); б) внутренняя согласованность и не противоречивость знания. Знание истинно если оно не противоречиво, согласованно. Критерий истины знания наход в самом знании; в) соответствие знаний законам формальной логики. Формально-логический критерий – это строгая последовательность мысли, это следование законам и правилам формальной логики. Этот критерий ограничен, т.к. общие положения из которых выводятся другие не всегда истинны; 3) аксеологический – это общемировые, общеметодологические, соц-политич, правовые, этические принципы, которые положены в основу оценки истинности знания (пр. общезначимость как критерий: истинно то, что соответствует мнению большинства); 4) прагматический. Истина – это то, что лучше всего работает на нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни. (пр: если религиозн. идеи выполняют эти условия, то это и будет истиной). Истинно и нравственно лишь то, что выгодно; 5) принцип экономии мышления – истина это то, что мыслится экономно; 6) практический. Как критерий истины практика абсолютна, т. к. все, что подвергается практике явл истиной и относительна, т. к. и теория и практика развиваются и на каждом этапе своего развития, практика не может полностью подтверждать теорию. Правда понимается как наполненная личным смыслом истина. Правда выражает интересы. Поиски правды направлены на нахождение данных интересов. Соотношение истины и правды – это гносеологич. проблема. В определ. границах истина и, правда соотносятся как значение и смысл.
12. Истина
Истина – это такие знания, которые адекватно отражают объективную реальность в сознании, отражают её такой, как она существует сама по себе. Истина объективна по своему источнику. Но объект истины имеет субъективную сторону, так как истина – идеальное отражение материального. Идеальным является мир субъектов. Поэтому любая истина содержит в себе элементы субъективизма. Относительная истина содержит такие знания, которые в основном отражают знания адекватно. С дальнейшим движением познания они уточняются, но в этих знаниях всегда
существует такое содержание, которое остаётся неизменным. Абсолютная истина – полное исчерпывающее в определённых отношениях знание о процессах реальности. Это такой элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем. Слово абсолютный часто употребляется в смысле вечный. Поэтому, распространено мнение о том, что абсолютная истина – это знание в последней инстанции. Дальше их уже не развить. Заблуждение-это ложное знание, принимаемое за истину. Критерий истины это способ, с помощью которого устанавливается истинность знания. Выделяют различные критерии истины: 1) чувственный – эта традиция идет с античных времен. Эпикур, Лукреций признавали ощущения и чувственный опыт за критерий истины. В новое вр. таких же взглядов придерживались Бэкон, Гоббс и др. Сторонники этого подхода понимали истинность как соответствие очевидности ощущений, как согласованность суждений с чувственными данными. 2) рациональный. 1. ясность и отчетливость разума, 2. внутренняя согласованность и непротиворечивость знания, 3. соответствие знания закону, форм-ой логике. 3) аксиологический это общемировые, общеметодологические, соц.-политические, правовые, этические принципы, которые положены в основу оценки истинности знания. 4) прагматические. Прагматизм-это теория узко утилитарного понимания истины. Игнорируются предметные основания, объективная значимость. Истина-это все то, что лучше всего работает на нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни. 5) принцип экономии мышления. Истинно то, что мыслится экономно. Оствальд выдвинул интеллек-ый (энерг-ий) императив-не расторгай энергию. 6) практический Гегель вывел критерий истины за пределы познания в сферу практической деятельности. Практика трактовалась им, как активность абсолютной идеи. Она одновременно абсолютна и относительна. Правда – это истина в образе, во благе. Это честность, неподкупность, справедливость. Правдивость – свойство человека. Это принадлежность понятия, рассказа, описания. Это полное согласие слова и дела. Правда категория мировоззренческая. Она понимается как наполненная личным смыслом истина. Правда утверждает не соответствие наших знаний действительности, она выражает интересы. Соотношение истины и правды – это гносеологическая проблема. Измерить эту проблему можно включив лишь множественность миров и только тогда можно ответить на? «Что такое правда?» Правда характеризует возможн6ость отношений между субъектами. Там, где возникает конкуренция истинной правды, там возникает точка перехода логик. Правда начинает обозначать единство истины и смысла, истины и справедливости, а истина начинает допускать сосуществование правд.
13. Практика и теория. Основные формы и функции практики
В знании истинным является то, что прямо или косвенно подтверждено на практике. Практика выполняет в сознании следующие функции: 1) выступает его источником. 2) является основой познания. 3) составляет путь познания. 4) даёт средства для исследования. 5) играет роль целей познания. 6) выражает функции критерия истины. Формы практики: *материальное производство. *социальные действия. Это преобразование общественного бытия, изменение существующих общественных отношений: революция, война, преобразование социальных структур. *научный эксперимент. Теория – это форма достоверного знания о некоторой совокупности объектов. Это система взаимосвязанных утверждений и доказательств, а так же методов объяснения и предсказания поведения явлений данной предметной области. В этом смысле теория – это противопоставление эмпирическому знанию. Теория даёт обобщенное описание исследуемых явлений. Она формирует законы, которые не только описывают, но и объясняют и прогнозируют поведение явления. В теории выделяют множество различных утверждений, в том числе исходных. Процесс вывода подчиняется особым логическим закономерностям. Важнейшими функциями теории являются объяснения и предсказания. Выделяют следующие теории, по которым строится современное знание: *описательные. Такая теория описывает большую группу явлений, объектов и её эмпирический базис обширен. То есть эта теория решает задачу упорядочивания фактов. На основе обобщения формируются общие законы, а теория формируется в естественных языках и с помощью специальной терминологии математизированные: используют аппарат и модели математики. В таких теориях конструируется особый идеальный объект, который замещает реальный. Этот вид теории больше подходит для научного знания. Плюс этих теории в том, что модели допускают несколько интерпретаций для объектов разной природы. *дедуктивные: исходная основа формулируется в самом начале, затем включаются лишь те утверждения, которые могут быть получены из этой основы. Все логические средства строго фиксируются, доказательства строятся в соответствии с этими средствами. Основные функции теории: *синтетическая: теория объединяет отдельные знания в целостную систему. *объяснительная: выявляются причинные связи и зависимости, происхождение, развитие системы противоречий. *методологическая: на основе теории формируются методы, способы, приёмы исследовательской деятельности. *предсказательная: на основе теории делаются выводы о существовании ранее неизвестного. Прогнозирование – это форма предвидения. *практическая
14. Системный подход. Простые и сложные системы
Системный подход – совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. К числу этих требований относятся: 1) выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; анал и з того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры; 2) исследование механизма взаимодейств и я системы и среды; 3) изучение характера иерархичности, присущего данной системе; 4) обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы; 5) рассмотрение системы как д и намичной, ра з вивающейся целостности
15. Специфика социально-гуманитарного познания
Внимание акцентируется на деятельности человека, на ценностно-целевых установках. Гуманитарное знание в психологии предполагает ценностное отношение к изучаемой действительности – человеку; объект познания оценивается с позиций нравственных, культурных, религиозных, эстетических и т.п. Гуманитарные науки используют в познании субъектный подход. При этом подходе человек воспринимается исследователем как активный субъект общения. Исследование, по сути, принимает форму диалога двух суверенных субъектов.
16. Сущность отчуждения. Проблемы отчуждения
Отчуждение – категория, описывающая парадоксальность человеческого бытия, процессы, ситуации, в которых человек становится чужд своей собственной деятельности и её условиям, средствам, результатам, самому себе. Сущность отчуждения заключается в стихийном и неконтролируемом действии законов общественного развития процессов, господстве над человеком и результатами его деятельности. Аспекты экономического отчуждения: 1) Отчуждение труда – связано с дроблением труда на отдельные виды, подвиды, операции. Поэтому утрачивается универсальное содержание и всеобщий характер деятельности. Работник выполняет часть общественного труда. Труд превращается из средства всестороннего развития личности во внешнюю необходимость. Такой труд всегда принудителен. Меняются только способы принуждения: внеэкономическое, экономическое, юридическое, нравственное. 2) Отчуждение от производителя продукта его труда. Продукт становится предметом для другого. 3) Следствие первых 2-х аспектов – отчуждение от производителя орудий и средств производства. 4) Отчуждение природы. Отношения человека к природе подчинены целям общественного производства, определено степенью его организации. Развивая производство, потребляя его продукты, люди формируют новые потребности, удовлетворить которые они могут только за счёт преобразования вещества природы, за счёт использования её энергии. Люди всегда находятся в зависимости от природы. При этом они часто разрушают природное равновесие. Люди осуществляют свои цели как сознательные существа. Посредством орудий труда человек подчиняет себе природу, покоряет её, но это подчинение не абсолютное, а относительное. Власть человека над природой усиливается, но растет и сила отчуждения. Природа «мстит» человеку. 5) Отчуждение между людьми. Отчуждение – это не свобода человека перед обществом. Оно выступает как отношение между людьми, как отчуждение человека от человека и человека от общества. Если человек отождествляется с выполняемой социальной функцией, то он становится средством для другого общества, осуществляет господство через овеществлённые сущностные силы: – производственные силы и производственные отношения, – социальные институты, – формы регуляции социального поведения людей. 6) Межличностные отношения как отчуждение. Человеческое поведение зависит от социальной среды. Речь идёт о нашем с вами приспособлении. Весь вопрос в том, какова степень зависимости одного человека от другого? Человек человеку….Друг, Волк, Бог, Дьявол, Бревно. Духовное отчуждение. Это господство над человеком продуктов духовного производства, тех ценностей, которые определяют ход развития цивилизации. Нынешняя цивилизация стоит в тяжелом разладе с человеческой психологией, физиологией, нравственностью. Этот разлад пронизывает все устои жизни. Цивилизация расчеловечивает человека. Дробное разделение труда превращает нас в винтик социальной машины. Промышленная база воспитывает в нас хватательные рефлексы. Город отсекает человека от природы, превращает его в пассажира, прохожего, соседа, покупателя, производителя. Стресс будней растит в нас темные струны души, глушит светлое. Человечество сейчас расколото на чуждые мировоззрения, религии, классы, нации, идеологии.
17. Прогресс
С латинского прогресс означает усовершенствование, улучшение чего-либо, движение вперёд. Идея общественного прогресса возникла в философии ренессанса, а окончательно выкристаллизировалась во французском, немецком, итальянском просвещении. Прогресс – многоаспектное, многоплановое понятие – это прогресс человеческого разума, науки, техники, всех производительных сил общества. В комплексный критерий прогресса важно ввести развитие человека как деятеля и творца. Наука и техника могут развиваться в отрицательном значении. Когда их достижения направляются против человека, когда уничтожают гуманизм. Понятие прогресса имеет смысл лишь применительно к определенному историческому процессу или явлению. Цели, стремления, идеалы, в свете которых люди оценивают историческое развитие меняются в ходе истории. Прогресс – объективная закономерность восходящей направленности развития общества, выражающаяся в усилении воздействия общества на природу. В качественном преобразовании форм человеческой жизни, совершенствовании человека как личности, ускорения в целом темпов общественного развития. Прогресс имеет субъективное содержание. Как поступательное развитие способности людей к сознательному творчеству в достижении поставленных целей. Факторы субъективного значения возрастают по мере развития общества. Критерий прогресса – детерминанта восходящей тенденции общественного развития – это единый эталон, к которому стремятся все социальные явления. Идеи социального прогресса нашли отражение в истории философской мысли. Демокрит: целая концепция исторического развития. Он делит историю на качественно различные периоды: прошедшее, настоящее и будущее. Переход от одного периода к другому характеризуется ростом культуры и улучшением жизни людей. Двигатель всех изменений – нужда. Она ставит цель, приводит в движение способности человека. Другим важнейшим средством благополучия граждан является демократическое государство. Искусство управлять государством – наивысшее. Лукреций Кар освобождает мир человеческой жизни от вмешательства Богов. Всё возникает, развивается естественным путём. Прогресс – это покорение сил природы в земледелии, скотоводстве, мореплавании. Для него источник и двигатель прогресса – нужда и разум. Идею прогресса как совершенствования разума продолжает Кондорсет, 18 век. Исходным моментом прогресса является возможность развития познавательной способности человека. Его заключение: не существует никакого предела для развития человеческих способностей. Кроме границы длительности существования самой планеты. Развитие идёт более-менее быстро, но никогда не пойдёт вспять. Развитие человеческих знаний ведёт к устранению неравенства и совершенствованию человека.
18. Понятие ценности. Ценностный мир личности
Основой мотивации человека являются ценности. Именно они интуитивно всегда осознавались как основа человеческого поведения. Ценностная проблематика возникает тогда, когда речь идет о выборе (что предпочесть) Два варианта. Информация всегда нами сортируется. На значимую и незначимую, то есть вслед за познанием возникает проблема оценки знания. В 1902 году появляется понятие «аксиология» – (учение о ценностях). Формально началом аксиологического этапа можно считать появление в качестве самостоятельного понятия как «значимость», независимо от опыта, от данных этого опыта играет роль истины в познании. Оценка - это процесс выбора между значимым и незначимым, а поскольку такое явление встречается и у животных, то
критерием сортировки у человека выступают инстинкты, а также актуализированные потребности. Ценность означает приобретение черт общепризнанности. Само понятие «ценность» близко экономическим категориям: товар и цена, в таком значении ценность употребляется и сегодня. В эпоху античности, практически одновременно с появлением материальных ценностей, возникает идеальная, духовная, высшая ценность. Считается, что первым ее проблематику выделил Сократ, который сформулировал основные вопросы мировоззрения, как проблему ценополагания: не что и как, а зачем. Для блага и красоты есть единое – это принцип целесообразности. Прекрасное – это не просто критерий оценки чего-либо, а некое внутреннее, задающее направление развития и совершения. Ценности – смысловые универсалии, которые выявились в результате обобщения типических ситуаций, с которыми обществу или человеку пришлось столкнуться в общении. Ценность – это одновременно и нечто врожденное, и воспитанное, приобретенное. Мир, в котором живет человек, – это всегда мир определенных ценностей. Ценность-это предмет потребностей человека. Таким предметом может быть вещь или идея. Отсюда ценности делятся на материальные и духовные. Но все они являются продуктами общественного производства. Они удовлетворяют наши потребности, они также опосредуют взаимодействия людей. Полагают абстрактных, не неопосредованных ценностных отношений между людьми не существует, или почти не существует. Материальные и духовные ценности образуют системные объединения, различия между ними не являются абсолютными. Относительность проявляется в том, что каждый класс ценностей обладает свойствами противоположного класса, то есть духовные ценности – это такие же реалии, как и материальные, а материальные ценности предполагают определенные моменты идеальности. Идеи могут быть как истинными, так и ложными. Но от этого они не перестают быть ценностями. Все идеи имеют то или иное материальное бытие. Они воплощаются в книгах, архитектурных сооружениях, сыгранных ролях и т.д. Развитие цивилизации представляет собой сознание всеувеличивающегося и дифференцирующегося мира. Одновременно идет процесс усложнения ценностных связей между людьми. Всякая ценность характеризуется по меньшей мере 2 способами: *функциональное значение. *личностный смысл, то есть отношение к потребностям человека. Значение ценностей является совокупностью общественно-значимых свойств функций предмета или идеи, которые делают их значимыми в данном обществе. Основными типами жизненных стратегий в современном обществе являются: благополучие, успех, самореализация.
19. Культура. Функции культуры
Понятие культуры является сложным и неоднозначным. Культура в различных ее проявлениях является объектом и предметом изучения множества конкретных наук. Каждая из этих наук дает ей свое определение. Для философии в отличие от этих наук свойственно, во-первых, рассмотрение культуры в ее общих чертах, т.е. с мировоззренческих позиций; во-вторых, под углом зрения выяснения ее места в обществе и историческом процессе в целом. Сам термин культура имеет
происхождение от латинского слова «culture» – что в переводе означает «возделывание земли, уход». Этот термин как нельзя более точно выражает сущность понятия культуры, под которым философы понимают все виды преобразовательной деятельности общества и человека вместе с ее результатами. В настоящее время слово «культура» часто употребляется как мера уровня образованности и просвещенности и воспитанности человека. Хотя спор по поводу точности и полноты этого определения продолжается и вряд ли когда-нибудь будет закончен, так как многообразие деятельности человека порождает и многообразие проявлений культуры. Культура есть способ внебиологической адаптации человеком окружающей действительности. В этом понятии наиболее отчетливо зафиксировано общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития. На протяжении всей истории развития философской мысли культура в том или ином аспекте являлась предметом изучения различными мыслителями, литераторами, историками. В эпоху Просвещения под совершенством культуры стали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем – идеалу просветителей. Для зарождавшейся буржуазной философии характерно понимание под культурой различных форм духовного и политического саморазвития общества и человека, проявляющихся в движении науки, искусства, морали, религии и государственном правлении. Представители немецкой классической философии рассматривали сущность культуры как единую цепь множества ее типов и форм, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества. Культуру принято разделять на материальную и духовную. Материальную культуру образуют продукты материального, а духовную – продукты духовного производства. Но их различия ни в коем случае нельзя преувеличивать хотя бы потому, что предметы духовной куль – туры всегда так или иначе овеществляются, материализуются, а материальная культура несет в себе человеческую мысль, достижения человеческого духа. Они связаны между собой так, как и области производства – материального и духовного, причем первое к в конечном счете играет в системе общественной жизни ведущую, определяющую роль. Являясь выражением способов и норм социальной организации и регулирования жизнедеятельности общества, культура обладает рядом функций. Это социально-регулятивная функция культуры, воплощающаяся в нормах, традициях и обычаях регулирующих жизнь общества. Вторая, не менее важная функция культуры называется коммуникативно-репродуктивной. Она заключается в трансляции опыта, знаний, опредмеченных результатов человеческой деятельности от поколения к поколению, чем обеспечивается непрерывность исторического процесса и его прогрессивное развитие. Социальной функцией культуры является отбор и отсеивание в ходе трансляции тех культурных ценностей, которые остаются в употреблении у нового поколения и тех, которые отсеиваются, отслужив свое. Эта функция куль – туры называется ценностно-ориентационной. Нельзя сводить культуру лишь к результатам деятельности, это и сама деятельность. именно так предстает перед нами культура мировоззренческая, политическая, технологическая, производственная, культура человеческого общения, культура экологическая, правовая и художественная. Культура – это не только производство вещей и идей в их оторванности от человека, это производство самого чело – века во всем богатстве и многосторонности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия.
20. Учение о биосфере В И Вернадского. Ноосфера и императивы коэволюции
Больш. знач. для понимания взаимод-я общ-а и прир. имеет учение о биосфере Вернадского. В 20-х гг. 20 в. он пришёл к выводу, что на нашей планете происх. переход биосферы в нов геолог-е сост. Чел., познавая законы, совершенствуя технику, начин оказывать опережающее влияние на ход прир-х процессов. Он считает, что следует различать 3 реальн-ти: наблюдаемая реальн-ть в обл-и жизни чел.+ненаблюд-я-микроскоп-я реальн-ть атомных явл-й+реальн-ть в глобальном масштабе. С понятием биосферы. Верн-й связ-т плёнку жизни, кот возникла на поверхности планеты и способна поглощать энергию космоса, с пом-ю кот м трансформ-ть земное в-во, она окруж-т внешн оболочку земли и ускоряет эволюц-е процессы. По Верн-му, живое в-во на протяж-и всей истории земли было постоянным, благодаря геохим-ким циклам, с возникнов чел., появл мощный фактор прир-х взаимод-й-сфера разума. Чел. выработал в соц-ной среде научн мысль, кот стала нов геолог-й силой, и биосфера переходит в ноосферу-особым образом орг-ная сфера, в кот общ-о сообразно своим растущим потребн-м направл-т и контрол-т ход прир-х процессов. Ноосф-огромн скачок в планет-м раз-и, появл-е и исп-ние но ср-в и факторов раз-я, имеющих дух-но псих-ю прир. Образов ноосф предполаг проявл-е всего чел.-ва, как единого мыслящего целого, появл нов вид энергии: биохим-кий процесс+энергия разума, культ. Границы, образующие ноосф, непостоянны, зависят от степ разумн-ти, от кач-ва мыслит-х процессов. Формир-е ноосф означ нов единство общ-а и прир: не чел. не м сущ-ть без прир, но и прир в преобраз-м мире не м сущ-ть без только целенаправл-го участия чел. В 60-х гг появл нов термин-коэволюция-нов этап согласованного сущ-ния прир и чел. Пробл коэв-вписать чел. с произвед-м им технократ-м миром в универс-е эволюц-е раз-е, обеспечить совместное раз-е биосф и общ-ва, а значит, устан опр-ные запреты на чел.-кую деят-ть. Биосф-сложн сист, развив-ся крайне неустойчиво, её эволюц знает множ-во катастроф. По соврем-м данным для естесств-го образов-я нов биол-го вида треб-ся не менее 10 тыс лет. Скоросто техноэвол-и, в отлич от биоэвол, постоянно растёт, при больш разнице в скоростях говорить о коэвол практич-и невозм-о. Локальные последствия деградации окруж-й средв приводят к заболев-м, смерт-ти, генет-му уродству и др, поэтому нагрузки на биосф не д превыш её возм-ти по сохран-ю стаб-ти. Прир-я среда оказывает влияние на разл-е стороны общ-ной жизни, прир-источник здоровья чел. (телесн и душ-го), один из источн формир-я эстетич-х вкусов, идеалов людей. Климат, почва и др-постоянн и необход усл-я жизни общ-а, прир-е усл-я предоставл нам ср-ва для сущ-ния и раз-я, влияют на темпы раз-я производ-х сил, на направл-е этих сил, прир-я среда ускоряет или замедляет раз-е общ.
22. Потребности, интересы, цель как движущие силы развития истории
Общество – это высоко организованная самоуправляющаяся система. В основе саморазвития находятся определённые движущие силы исторического процесса. История протекает в разное социальное время, проявляется в различных культурах и цивилизациях. На социальную жизнь оказывают влияние географическая среда, производительные силы, уровень технологий, господствующие идеологические, этические и другие ценности. Все названные факторы тесно между собой связаны. В обществе жизни связей выражают взаимоотношения между мыслящими существами, которые осуществляют не только материальную, но и духовную деятельность. Люди преследуют свои цели, следовательно, общественные отношения проявляются в форме интересов, целей, потребностей. Движущие силы включают в себя объективные факторы и субъективные. Потребности. Потребность – это первый, самый сильный побудитель человеческой деятельности вообще, трудовой в частности. Потребность – это объективное свойство, выражающее настоятельную нужду человека в чём-либо. Потребности делятся на естественные и социальные. В структуру социальных потребностей входят экономические, социально-политические, духовные. Решающую роль играют экономические. Они органично связаны с производством и потреблением. В процессе удовлетворения данной потребности возникают новые, которые с течением времени становятся старыми, требуют своей замены. Потребности могут быть реализованы путём целесообразной преобразующей деятельности человека, а сам процесс реализации совершается через интересы. Интерес – в отличие от потребностей – имеет дело только с социальными процессами. Он является продуктом общественных отношений. По своей природе интерес имеет объективный характер, ибо его источники берут своё начало в экономических отношениях различных социальных общностей. Вместе с тем, интерес – это явление историческое. Выделяют личный интерес. Он определяется социально-экономическими условиями общества. В этом интересе выражается отношение человеческого индивида к его собственной жизни, к данной микросреде, а также к жизни всего общества. Групповые интересы – это интересы какой-либо социальной общности. Общественный интерес – он включает в себя в преобразованном виде все виды интересов, не зависимо от того, в какой сфере общественной жизни они проявляются. Общественные интересы отражают объективные тенденции и потребности развития общества. Потребности, интересы, противоречия органически связаны друг с другом. Экономические интересы – это объективные побудительные мотивы деятельности людей, выражающие связь между положением людей в обществе и их материальными, духовными потребностями. Экономические отношения составляют объективную основу интересов общества. В общественных интересах существует субъективная сторона. Она связана с осознанием людей своих интересов и определением конкретной цели своей деятельности. Потребность создаёт в себе внутренние противоречия, без разрешения которых нельзя выполнить отведенную противоречиям роль в общественном развитии. Вывод: общественные противоречия – коренной главный постоянно действующий источник и движущая сила общественного развития. На основе противоречий возникают не только новые потребности и интересы, а также различные идейные мотивы, побуждения, для удовлетворения которых люди действуют, ведут борьбу с природой, друг с другом, покоряют силы природы, вступают в определённые общественные отношения, создают организации, работают сообща. Историческое развитие носит в целом объективный характер. Эта объективность обусловлена наличием материальных предпосылок и условий жизнедеятельности людей.
23. Методология формационного развития общества
Формационный подход теория общественно экон формаций явл краеугольным камнем материалистич понимания истории. Термин формация взят из геологии и им обознач надпластовое геологич отложение. У Маркса термин формация обществен – эконом формация, экон формация, обществен формация. Он разделил общественную историю на 5 стадий. Он говорил о сущ 3 эпох: 1) формирование человечества 2) господство частной собственности. 3) коммунистич она снимает архаичность эпохи первобытности и соц онтогонизмы рабовладения, феодализма и бурж цивилиз. 1и2 объявляется предысторией чел., а собственно чел. история это бесконечное развитие при коммунизме. В фундаменте каждой формации лежат опред производительные силы, их характер и уровень. Базисом формаций явл производств отношения. В условиях классового общества сущностью и ядром производит отнош стан экон отнош между классами. На этом базисе и вырастают все стадии формации. Осн элементы формации: 1) производст отнош опред надстройку – совокупн полит, правов, моральных, философ и религиозных взглядов общества и соответствие этим взглядам отнош и учреждений. Именно по отнош к надстройке производит отнош выступ как экон базис общества. Осн законом формац развития явл взаимод базиса и надстройки. Этот закон опред всю систему экон отнош, а главное собствен на средства производства. Базис всегда первичен, а надстройка вторична, но Маркс указыв что воздейств базиса на надстройку не фатально. Надстройка развив самост и побуждает базис к развитию. 2) этнические формы общности людей: род, племя, нации. Эти формы опред способом поизводства, характером производ отнош и ступенью развития производит сил. 3) Тип и форма семьи. Абсолютно чистых формаций не бывает, так как любое общество всегда находится в процессе развития. Надо учитывать и уровень развития отдельных стран. Закономерности: формации саморазвиваются это обусловлено технико-технологич базисом и отнош собствен, возникшими в предыдущих формациях. Полнота развития формаций. Движение и развитие осущ ступенчато. Страны высокого формационного уровня оказ сильное влияние на менее развитые.
24. Проблема периодизации исторического процесса. Технологический детерминизм
Начиная с древности формировались различные модели по-разному представляющие ход исторического процесса. Самым древним является триада (рождение, жизнь, смерть). Эта триада получает свое развитие прежде всего в философии древней Индии., где учение о карме и реинкорнации дополняется идеей о цикличности исторического развития, которое рассматривается как на уровне космологическом, так и уровне человеческой истории. Значительные эпохи юги, которые отличаются тем, что в человеке преобладает либо добродетель, либо злобы. Выделяют 4 юги: 1) сати-юга золотой век, век благости. 2) Трето-юга благо вытесняется 1\4 злобы. Серебряный век. 3) двапара-юга 1\8 зла. 4) Кале юга железный век. В античной философии представления о цикличности исторического процесса основывались на учении о первоэлементах. По Гераклиту и его последователям развитие человека и общества осуществляется в периоде
продолжительностью от 10 тыс 800 до 18 тыс лет. По окончанию периода происходит катастрофа, выраженная во всеобщем воспламенении, а потом происходит мировой поток. Но в этом процессе сохраняются логосы, которые дают начало новому циклу. Идеи цикличности представлены у Платона в чередовании форм общественного устройства от золотого века к постепенно ухудшающимся современным формам. В представлении Эмпедокла маетникообразная модель истории, где предельную модель определяет любовь и ненависть. С распространением христианства циклическая модель становится неактуальной и до конца XVII в. к ней практически не возвращаются. Своеобразный Ренессанс идеи цикличности осуществляется Ж.Б. Вико. По его мнению, мир сотворен, но его порядок вечность. Вико выделяет 3 века: 1) век богов (теологич. юриспруденция), 2) век героев (героич юриспруденция) 3) век людей (естеств справедливость). Каждый век завершается кризисом. Со II пол XIX в. и по настоящее время идеи цикличности исторического процесса развиваются в основном в русле цивилизационного подхода. Линейная концепция связана с христианством и ключевыми представлениями о сотворении мира и конца света. А. Августин 4 впервые вводит понятие стрелы времени (большой взрыв сотворение мира конец света) (телеологизм учение о целях; Эсхатология учение о конце света; сотереология учение о спасении). Периодизация истории в рамках цикличной и линейной модели различны. С XVIII в. линейная концепция дополняется идеей прогресса, которая становится условием и фактором человеческого развития. Для этого необходимы критерии прогресса. Модель Соловьева, который выделяет 3 периода человеческого развития: 1) хозяйственное общество (семья); древнейшая история; 2) политическое общество (государство); 3) теократическое общество (церковь). Спиралевидная модель исторического процесса предусматривает соединение идей циклической и линейной моделей. Представляется, что с одной стороны, развитие прогрессирует и исторический процесс необратим. Исторические время и события неповторимы, но имеют место повторения прошлого, но на более высоком этапе развития спиралевидная модель основывается на идеях диалектического и исторического материализма и проявляет себя в формационном подходе. Ковариантная концепция исторического развития (к. Ясперс), которая в качестве ключевого использует понятие «осевое время». Этим понятием фиксируется значительный культурно-исторический феномен. В период 800 200 г. до н.э. заложена духовная основа человечества. Осевая духовная основа человечества прежде всего сам человек, в его духовной открытости миру. Главное измерение духовной открытости человека осевого времени универсальность, переходящая в трансцендентность, – стремление умение человека выходить за свои пределы. Осевая схема выводит на единство мировой истории, в которой Ясперс выделяет 4 эпохи: 1) прометеевская; 2) великих культур древности; 3) осевая (духовная открытость человека миру) 4) науки и техники. История по Ясперсу – процесс, совершаемый между истоками и целью. Истоки – создание человека. Цель – царство душ. Ясперс предполагает о наступлении нового «осевого времени». Технологический детерминизм философское направление II половины ХХ века. Выделяет в истории в соответствии с этапами развития техники стадии: доиндустриального, индустриального, постиндустриального общества. Его представители: А. Турен, Дж. Гэлбрей, Д. Белл, О. Тоффлер. Вместе с изменением технической организации изменяется господствующая сфера производства: сельское хозяйство, промышленность и сфера услуг, и изменяется социальный слой: землевладельцы, бизнесмены, профессионалы для доиндустриального, индустриального, постиндустриального общества соответственно. Технократия власть тех, кто связан с техникой. Постиндустриальное общество характеризуется, как информационное, т.е. общество, где в основе всякой технологии лежат информационные процессы.
26. Наука как деятельность, знание и социальный институт
Наука – это сложный феномен; это сфера исследования д-ти, направленная на пр-во новых знаний о природе, обществе, человеке; это сфера включает в себя все условия и моменты пр-ва этого знания, ученых, научные учреждения, оборудование, методы научно-исследоват. работ, понятийный и категориальный аппараты… Наука – это форма дух д-ти людей. Наука – это и соц институт, который изучает себя с помощью комплексных дисциплин: логика и история науки, психология научного творчества, науковедение, социол знания. По предмету и методу выделяют науки о природе, обществе (гуман и соц), о познании, мышлении, логике, гносеологии. Каждая из них может быт еще разделена. Другие критерии: теоретические, фундаментальные, прикладные. По историч хар-ру: 1) преднаука (доклассический этап) – это зарождение предпосылок науки; 2) классический – четко выделен предмет; 3) неклассический – разработка релятивистских и квантовых теорий. Отвергается объективность классич науки; 4) постклассический – внимание акцентир на ср-вах д-ти человека, на ценностно-целевых установках. Этап хар-ся универсальным, глобальным эволюционизмом. Устанавлив универсальные связи между неживой, живой и соц материей.
27. Специфика и формы систематизации научного знания
1) факт – исходный момент знания, это форма знания обладающая достоверностью. Факт отражает единичные связи, отношения между предметами и явлениями. Вывод не делается на основании одного факта. Они лишь в системе дают объективные знания. Факты классифицир на: факты единичного наблюдения, статистические факты, которые устанавливаются в результате обработке усредненных данных. 2) проблема. Любое исследование состоит в обнаружении, формулировании, решении проблем. Проблема выступает как связующее звено от неполного знания к полному. Термином проблема обозначается некоторое затруднение. В процессе развития науки происходит дифферинц проблемы: неразрешимые; разрешимые; личные. 3) гипотеза – это предложение о новых законах или причинах объясняющ какое-либо вновь открытое явлен, связь. Гипотеза – это форма развития знания. Она должна быть совместима с решающимися фактами, принципиально проверяемой. Гипотеза может выдвигаться на уровне обыденного познания, на эмпирическом и теоретическом уровнях. Типы гипотез: 1) модельная – стремится выявить специфику объекта, его качественные особенности. Предложение выдвигается на основе аналогии и заключается в переносе информ с одного объекта на другой. 2) математическая – стремится выделить общий хар-р теории. Она обращена к исследованию объекта. Эта гипотеза представляет собой переход от логико-математич аппарата старой теории к логико-математич аппарату новой. Гипотеза выступает как инструмент накопления новых фактов. В этом смысле она связана с экспериментом и теорией. Если гипотеза подтверждена, то она превращена в теорию. 4) теория – это форма достоверного знания о некоторой совокупности объекта. Она предст. собой систему взаимосвязей утверждений и доказательств. Теория отличается от эмпирического знания: а) достоверностью знания, б) теория дает обобщенное описание исследуем явлений, формулирует законы, в) в теории выделяется множество исходных утвержд и получаемых из них посредством вывода новых. Типы теории: 1) описательные (эволюц теория Дарвина). Они описывают большую группу объектов; 2) матеманизированные. Они хар-ны для современного знания. Их ценность в том, что модели допускают несколько интерпретаций, для объективно разной природы. 3) дедуктивный. Исходная теоретич основа формир в начале. Затем в теорию включ лишь те утвержден, которые могут быть получены из этоц основы. 5) метатеория – эта теория анализирует стр.-ру, св-ва кокой-либо теории. Эти теории строятся на основании логики и математики.
28. Понятия метода и методологии
Понятие методологии – это система методов научного исследования, это учение о методах исследования. Метод лишь тогда явл научным, когда он отражает объективные закономерности мира. Метод – это исходный пункт исследования, это теория, повернутая своим острием на познание и образование объекта. Группы методов: 1) эмпирическое исследование, 2) теоретическое исследование, 3) методы, которые применяются на эмперич и теоретич уровнях. Свойства метода: 1) ясность; 2) направленность определенной цели; 3) результативность – способность обеспечить достижение намеченной цели; 4) плодотворность – способность кроме намеченных результатов дать другие, не менее важные; 5) надежность – это способность дать результат с наименьшими затратами времени, средств. Охарактеризуем методы эмпирического уровня: 1. Наблюдение – простой исходный эмпирический метод. Оно рождается в трудовой деятельности. Должно удовлетворять следующим требованиям: *преднамеренность, т.е. оно должно вестись для решения определенных задач.*планомерность.*целенаправленность, т.е. внимание должно быть сконцентрированно только на интересующих сторонах объекта.*активность, субъект не просто воспринимает, а ищет нужные объекты, их свойства. Выделяют два вида наблюдения: *прямое, когда объект воспринимается органами чувств, без помощи приборов. *косвенное, с помощью приборов, аппарат автоматически регистрирует те или иные характеристики. Результат наблюдения – предпосылка познавательной деятельности человека, первичная информация. 2. Сравнение – это эмпирический метод познания посредствам которого на основе какого-либо фиксированного признака устанавливается тождества или различия объектов познания. Объекты познания попарно сопоставляются. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам. Сравнение должно удовлетворять двум основным требованиям: *сравниваться должны лишь такие явления, между которыми существует определенная объективная общность. *сравнение должно вестись по наиболее важным, существенным признакам, объекты сравниваются непосредственно или опосредственно. В некоторых случаях сравнение возрастает до уровня общей методологической концепции. 3. Измерение – это универсальное познавательное средство. Это процедура определения численного значения некоторой величины посредствам выбранной единицы. Измерение предполагает следующие этапы: *объект измерения. *единица измерения. *измерительный прибор. *метод. *субъект. Элементарной формой является простое измерение. Прямое, результат получается непосредственно из самого измерения. Возможно косвенное измерение, искомая величина определяется путем на основе знаний, которые получены прямым измерением. Измерение позволяет находить формулировку, эмпирические законы. Измерение служит источником формирования научной теории измерение приобретает большое значение когда входит составной частью в эксперимент. В современной науке достаточно успешно «работает» многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по степени общности и широте применения). 1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др. 2. Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в науке XX века. Они выступают в качестве своеобразной «промежуточной методологии» между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как «информация», «модель», «структура», «функция», «система», «элемент», «оптимальность», «вероятность» и др. Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых, «сплавленность» в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий. Во-вторых, возможность (в отличие от последних) их формализации, уточнения средствами математической теории, символической логики. 3. Частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских приёмов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.
29. Общенаучные методы теоретического познания
Обыденное познание дает знания для ориентации в окружающем мире. На его основе накапливается материал для научного познания. Оно субъективно и возникает как результат научной деятельности. Наука: *социальный институт (люди и отношения между ними). *специфическая познавательная деятельность (познание). *специфическое знание (физика и т.д.). Наука–система теоретических знаний, теория возникает на основе обобщения знаний. Метод совокупность действий, призванных помочь достижению желаемых результатов.
Что касается методов науки, то оснований их делен и я на группы может быть несколько. Так, в зав и симости от роли и места в процессе научного познан и я можно выделить методы формальные и содержательные, эмп и рические и теоретические, методы исследования и изложения и т.п. Выделяют также качественные и количественные методы, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т.д. В современной науке достаточно успешно работает многоуровневая концепция методологическо г о знания. В этом плане все методы научного по з нания по степени общност и и сфере действия могут быть разделены на пять основных групп: I. Философские методы, ср е ди которых наиболее древними являются диалект и ческий и метафизический. Но ф и лософские методы не исчерпываются двумя названным и . К их числу также относятся аналитический (характерный для современной аналитической философии), инту и тивный, фе номенологический, герменевтический (понимание) и др. Предпр и нимаются попытки соединить разные методы (например, Гадамер пытается совместить герменевтику с рационалист и ческой диалектикой. II. Общенаучные под х оды и мет о ды исследования, получившие широкое развитие и применение в науке XX в. Они выступают в качестве своеобразной промежуточной методологи и между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным чаще всего относятся такие понятия, как информация, модель, и зоморфизм, структура, функция, система, элемент, оптимальность и т.д. II I . Частно-научные методы, т.е. совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли наук и , соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук. IV. Дисциплинарные методы, т.е. системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс д и сциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования. V. Методы меж д исци п линарного - исследования как со в окупность ряда синтетических, интегративных способов (возн и кших как ре з ул ь тат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисц и плин. Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная, субординирован н ая система многообразных методов разных уровней, сфер дeйствий , направленности и т.п. , которые всегда реализуются с учетом конкретных условий. Научными методами эмпири ч еского исследования являются наблюдение – целенапра в ленное восприятие явлений действительности (связанное с их описанием и измерением), сравнение и эксперимент, где про и сходит активное вмешательство в протекание изучаемых процессов. Рассмотр и м кратко некоторые методы, приемы и средства научного исследования, применяемые на разных его этапах и уровнях. Среди научных методов теоретического исследования чаще всего выделяют формализац и ю, акс и омат и ческий и гипотетно-дедуктивный методы .'' 1) Абстр а гировани е –процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующ и х и сследователя свойств. 1) Идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных объектов, принцип и ально не осуществимых в действительности («точка», «и деальный газ», «абсолютно черное тело» и т.п. ). Данные объекты не есть «чистые фикции», а весьма с ложное и опосредов а нное выражение реальных проц е ссов. Они представляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и построения теоретических представлен и й о них. Идеализация тесно связана с абстрагированием и мысленным экспериментом. 2) Формализация–отображение содержательного знан и я в знаковом формализме (формализованном языке). Последн и й создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. Пр и формализац и и рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Отношения знаков з аменяют собой высказывания о свойствах и отношен и ях пр е дметов. Ф ормализация и грает существенную роль в уточнени и научных понятий. Она может проводиться с разной степенью полноты, но, как показал Гедель, в теории всегда останется неформализуемый остаток, т.е. ни одна теория не может быть полностью формализована. Формальный метод–даже при последовательном его проведен и и–не охватывает всех проблем лог и ки научного познания (на что уповал и логические позитивисты). 3) Аксиоматический метод–способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некото рые исходные положения–аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них ч и сто логическим путем, посредством дока з ательства. Для вывода теорем из аксиом формулируются спец и альные правила вывода.