Доклад: Олимпийское образование: определение сущности и перспективные направления научных исследований
Результаты многочисленных исследований, проведенных среди школьников, студентов, учителей физической культуры и тренеров по видам спорта (В.И. Столяров, 1990, 1993; И.В. Баринова, 1994; О.И. Самусенков , 1994; Д.И. Ипатов, 1995; К.Н. Ефременков, 1998; J. Kosewiez, 1998; A. Rychtecky, R. Naul, 1998; В.Н. Сергеев, 2000, и др.), свидетельствуют о том, что наряду с растущим интересом молодежи к спорту, Олимпийским играм наблюдается слабое усвоение ими идеалов, ценностей и традиций олимпизма. Это подтверждает актуальность и необходимость олимпийского образования для развития олимпийского движения, прогресса всего общества.
Последнее обстоятельство объясняет растущий интерес к указанной проблеме, что отражается в активизации научных исследований, направленных в первую очередь на разработку и совершенствование программ и методик олимпийского образования среди отдельных социально-демогра фических групп.
Опираясь на результаты собственных исследований (В.Н. Сергеев 2000), можно отметить, что олимпийское образование представляет собой целостное социальное явление, определенный социальный институт, включающий в себя устойчивые социальные группы, формы деятельности людей, учреждения, нормы, обычаи и традиции; знания, умения, навыки, привычки людей действовать согласно гуманистическим принципам и ценностям олимпизма. Его главный системообразующий фактор - гуманистически организованный педагогический процесс, направленный на обеспечение условий для активного овладения молодежью знаниями, идеалами и ценностями олимпизма, превращение последних в действенные мотивы поведения индивидов, нормы гуманистического образа жизни людей. Данное положение объясняется тем, что олимпизм как гуманистическое мировоззрение, система ценностей и идеалов не может быть реализован (т.е. переведен из объективированной, зафиксированной в текстах, ритуалах, обычаях и традициях, формы в живую, личностную форму усвоенных индивидами знаний, умений, навыков и привычек действовать в соответствии с идеалами и ценностями олимпизма) иначе как путем гуманистической организации олимпийского образования. Только гуманистически ориентированный педагогический процесс может быть адекватной формой содержания олимпизма, а стало быть, и закономерно стью реализации олимпийского образования.
Отсюда следует, что все средства, методы, формы и направления педагогического процесса должны быть пронизаны гуманистическим смыслом, ориентированы на развитие личности, а не на ее подавление. Олимпийские идеалы и ценности воспринимаются и усваиваются только свободной и творческой личностью. Причем таковой должен быть как учитель, так и ученик.
Конечной целью и результатом реализации олимпийского образования выступают человек, думающий и действующий в соответствии с принципами Олимпийской хартии, и гуманистические нормы взаимоотношений между людьми, культивируемые олимпизмом.
Процесс реализации олимпийского образования состоит из четырех актов: производство знаний и других духовных ценностей, их обмен, трансформация и потребление. Данный процесс также основывается на гуманистических закономерностях реализации олимпийского образования и соответствующих им педагогических принципах (сотрудничества, всесторонности, соразмерности и постепенности, гуманитарной сущности олимпийского образования, гармонии общего и особенного, смыслообразовательной деятельности, активности, диалогичности, индивидуально-творческой ориентации, профессио нально-этической взаимоответственности), являющихся методологической основой для разработки конкретных средств и методов, педагогических методик и технологий, создающих гуманистическую форму организации олимпийского образования. Разработка и обоснование этих принципов применительно к различным социально-демографическим группам - это направление целого комплекса исследований.
Кроме того, рост эффективности данного педагогического процесса связан с решением двух групп задач, конкретизирующих, во-первых, научно-познавательный и, во-вторых, социально-педа гогический аспекты олимпийского образования. Дело в том, что образование по своей сути есть процесс возникновения в сознании человека образа объективно существующей природной, социальной или духовной связи, отношения, зависимости. Благодаря этому субъективному образу человек может успешно действовать. Поэтому-то образование имеет для него практическую ценность.
Известно, что образование как целенаправ ленный процесс возникновения субъективного образа объективной реальности может осуществляться двумя путями:
- как появление (производство) в ходе научно-исследовательской деятельности новых (ранее неизвестных человечеству) знаний;
- как процесс передачи и усвоения ранее накопленных знаний.
Конкретные средства, методы, педагогические методики и технологии, обеспечивающие эти два аспекта реализации олимпийского образования, - предмет последующих научных исследований.
Второй аспект - социально-педагогический - нуждается в дальнейших исследованиях еще и потому, что он имеет как минимум две стороны. Во-первых, передача и усвоение знаний могут происходить целенаправленно, т.е. через педагогическую, агитационно-пропагандистскую и т.п. деятельность. Во-вторых, стихийно, спонтанно, т.е. через жизненный опыт людей, их участие в физкультурно-спортивной деятельности, спортивно-массовых мероприятиях.
Изучение особенностей этих сторон реализации олимпийского образования также нуждается в дополнительных научных исследованиях.
Требуют дальнейших исследований три взаимосвязанные линии реализации олимпийского образования: 1) научно-методическая работа; 2) учебно-воспитательная работа; 3) спортивно-массовая работа. Нуждаются в конкретизации три группы закономерностей: а) развитие олимпизма как гуманистической системы; б) совершенствование гуманистически ориентированных средств и методов олимпийского образования во всех его аспектах и на всех этапах; в) усвоение (спонтанное и сознательное) гуманистических идеалов и ценностей олимпизма представителями различных социально-демографических групп населения.
Весьма перспективна требующая специальных научных исследований проблема совершенствования системы физкультурного образования в направлении подготовки субъектов олимпийско го образования: преподавателей, учителей, тренеров, инструкторов, методистов и т.д. Опыт подготовки таких специалистов в ряде физкультурных вузов страны создает неплохую базу для этих исследований. Приоритетной в данном случае является разработка типологической модели специалиста олимпийского образования с дальнейшей ее реализацией на уровне государственных образовательных стандартов.
В итоге можно заключить, что перспектив но продолжение научных исследований, направленных на разработку принципов и законов теории олимпийского образования; уточнение основных аспектов взаимосвязи олимпийского образования с теорией и методикой физической культуры, их взаимодополняемости; выявление и обоснование средств и методов практического использования форм реализации олимпийского образования среди различных социально-де мографических групп.
В углубленной разработке нуждается концепция олимпийского образования как гуманистической модели обучения и воспитания молодежи, как личностно ориентированного образования и духовно-нравственного развития личности. Все это свидетельствует о необходимости проведения разноплановых научных исследований в области олимпийского образования.
Список литературы
В.Н. Сергеев, Олимпийское образование: определение сущности и перспективные направления научных исследований
Теоретико-методологические основы и практика педагогической ... | |
Содержание Введение 1. Герменевтическое учение: его сущность, содержание и роль в гуманитарном познании 1.1 Мировоззренческие основы проблемы ... Это подтверждает актуальность и своевременность научных исследований по педагогической герменевтике, решающей задачу движения к идеалам духовности на основе гуманистического ... разработана концепция герменевтической интерпретации педагогического знания, построенная на основе взаимопроникновения идей культурно-исторической психологии и психологической ... |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа |
Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике | |
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ А.Г.КУЗНЕЦОВА РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ... Отечественная педагогика, интенсивно укреплявшая в 70-е, а особенно в 80-е годы, контакты со смежными науками, ориентированная на развитие интегративных и комплексных исследований ... Степашко Л.А. Гуманистический аспект советской парадигмы воспитания и образования //Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические основы и исторический опыт ... |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа |
Социально-педагогическая поддержка детей из неполных семей | |
... УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЧЕЛЯБИНСКАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ" МУЗЫКАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ... Для этого нужно рассмотреть социальный, психологический и педагогический аспекты данного направления исследования. К. Н. Вентцель ориентируется на идеи свободного воспитания детей в процессе самоактуализации личности, однако термином социализации не оперирует, подчеркивает, что воспитание ... |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа |
Олимпийское движение | |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАФЕДРА ... Олимпийское движение - это общественное движение, основанное на принципах, идеях и идеалах олимпизма, объединяющее в своих рядах организации и людей, независимо от их социального ... Она включает в себя гуманистические идеалы, касающиеся взаимоотношения людей, независимо от национальности, вероисповедания, цвета кожи и т.п. Важное отличие олимпизма от других ... |
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту Тип: курсовая работа |
Эразм Роттердамский и гуманистическое движение в Германии | |
ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ И ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ГЕРМАНИИ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Уважаемые члены государственной комиссии ! Вашему вниманию предлагается ... ... и предшественника нашей эпохи, когда социальнополитические, философские, педагогические, культурные и иные аспекты развития человеческого общества напрямую связываются с идейными ... Преданность гуманистическим идеалам сочеталась с готовностью самоотверженно бороться за них. |
Раздел: Рефераты по истории Тип: реферат |