Научная работа: Сравнительный анализ портрета М.И.Лопухиной В.Л. Боровиковского (1797) и портрета Е.П. Ростопчиной О.А. Кипренского (1809)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет истории искусства

Кафедра Всеобщей истории искусств

 

 

 

 

 

 

Сравнительный анализ портрета М.И.Лопухиной В. Л. Боровиковского (1797) и портрета Е.П. Ростопчиной О.А.Кипренского (1809)

научная работа

студентки 1 курса

дневного отделения

факультета истории искусства РГГУ

Тараненко Марианны Владимировны

Научный руководитель:

Кандидат искусствоведения,

доцент Якимович Е.А.

Москва 2010


Я хочу посвятить свою работу сравнительному анализу двух работ: портрету М.И.Лопухиной В. Л. Боровиковского (1797) и портрета Е. П. Ростопчиной О.А.Кипренского (1809). Мне хотелось бы описать каждую из работ по очереди и сопоставить их между собой. А именно: указать на важные моменты в работах - как написаны картины, их сюжет, идеи, которые пытались донести до зрителя художники, и соотнести эти особенности с эпохой создания картин.

Как я уже упомянула, картина Владимира Лукича Боровиковского была написана в 1797 году, техника - холст, масло. Это типичная картина того времени, связанная с особым направлением в живописи - «сентиментальными» портретами. В России сентиментализм, берет начало от английского, его особенностью является некая связь с рококо. Он углубил интерес к внутреннему миру человека, к «изгибам» его души. При этом, параллельно в России происходит развитие классицизма, поэтому русский сентиментализм плотно связан и с этим стилем. Портреты Боровиковского начала 19 века прямо перекликаются с сентименталистскими настроениями. Его портреты 90-х годов в свою очередь близки во многом руссоистской идее «естественности», «естественного человека», характерной для программы классицизма. Эти черты очень проявлены на описываемой работе.

На картине изображена Лопухина Мария Ивановна- молодая девушка, облокотившаяся на еле заметный парапет, что придает ее позе некую расслабленность и задумчивость. Несложно проследить глазами за контуром ее фигуры - линия ее силуэта гибкая, мягкая. Мы можем здесь провести параллель с античными скульптурами, и способствует даже мода того времени, платье девушки. Складки ее одеяния напоминают нам одежды античных богинь. Свободный покрой платья добавляет девушке раскованности и расслабленности. Сентиментальный образ Лопухиной дополняют ее мягкие черты лица. Ее внешность не соответствует идеальным канонам красоты, но вся ее нежность и чувственность пленяет зрителя.

Картина имеет прямоугольный формат, вытянутый вертикально, что помогает нам последовательно рассматривать все части изображения. Взгляд следит за тонкими, изящными восходящими линиями фигуры Лопухиной. Первое, на что обращает внимание зритель- естественно, лицо модели, а далее взгляд опускается к самому низу картины. Практически весь первый и основной план занимает сама девушка, ее фигура так мастерски вписана в прямоугольный формат холста, что, хотя ее силуэт и изгибается, у зрителя все равно остается чувство гармоничности и завершенности. Эта гармония передается соподчиненностью всех частей портрета, тем, как построена сама картина. Улавливается соотношение деталей композиции, их связь с образом в целом. Ее мягкость подобна мягкости лежащей рядом розы, чуть кудрявые волосы напоминают курчавость кроны стоящего позади дерева, наклон фигуры Лопухиной, одетой в белое платье, в точности параллелен наклону молодой березки, виднеющейся вдали, а треугольная форма выреза ее платья повторяет форму лица Лопухиной.

Создается ощущение, что художник стоит довольно близко и будто чуть ниже модели. Чувствуется контакт между девушкой и зрителем. Лопухина смотрит прямо на нас, за счет расположения ее фигуры даже будто немного свысока. Фигура выделена светом, поэтому картина наполняется глубиной за счет затененности окружающей ее части парка, и светлого пятна вдали на втором плане. Этот контраст белого освещенного платья и тени, которая даже захватывает часть вьющихся волос девушки, подчеркивает общее настроение картины. Более всего освещено лицо модели и ее грудь. Свет скользит сверху вниз, но совершенно непонятно, где находится его источник, художник сам выбирает акценты, куда должно быть направлено освещение. Определенно картина не была написана на пленере, а пейзаж Боровиковский моделировал сам. Догадаться об этом не сложно, ведь окружающая Лопухину природа будто «собрана» по частям. Мы не можем сказать, что это парк, ведь на заднем плане отчетливо виднеются колосья ржи. Но это и не поле, тогда откуда бы появилось стоящее позади девушки дерево и растущие в его тени дикие лилии… Весь пейзаж создан искусственно, будто бы специально для портретируемой, для того, чтобы подчеркнуть разнообразие качеств Лопухиной - внешних и внутренних.

Художник дает колористические соотношения в изображении модели и пейзажа. Плавный изгиб фигуры Лопухиной точно повторяет изгиб дерева на втором плане, и так же склоняются колосья ржи и чуть поникший бутону розы справа. Цвет платья соотносится с цветом белых стволов берез, пояс девушки- с голубыми васильками, а ее шаль вторит цветам розы. Создается ощущение, что некая мягкая воздушная дымка заполняет все пространство. Колорит картины можно скорее описать как холодный, потому что преобладают именно такие оттенки: холодный белый, голубой, сиреневый, зеленый. Но есть и теплые акценты: розовый и золотистый. Здесь можно говорить об исключительно «живописном» характере письма, картину наполняет множество оттенков и цветовых переходов.

Мазок имеет гладкую фактуру, он небольшой и одно направление. Это опять же подчеркивает общий характер картины - без резких контрастов и грубых переходов. В этом портрете мы видим и нежность кисти, и тонкий рисунок, и правильность форм, и выражение мысли на изображаемом художником лице. Портрет Марии Ивановны Лопухиной очень поэтичен и женственен. Он отражает эстетический идеал художника. Главная тема этого портрета - это гармоничное слияние внутреннего мира человека и мира природы.

Другая картина, которую я хотела бы проанализировать- это портрет Е.П. Ростопчиной Ореста Кипренского, написанный в 1809 году.

В начале 19 века русские художники выработали свой особый принцип написания портрета, создания образа человека. На картинах Ореста Адамовича Кипренского отражено внутреннее движение человека- его мыслей, переживаний. Каждый его портрет отличается живописным строем, грамотно подобранными светом и тенью. В его работах всегда ощутимы черты его эпохи.

На картине (1809 год. холст, масло) изображена молодая женщина, сидящая в кресле. На ней закрытое серое платье и чепец, покрывающий вьющиеся темные волосы, ее отстраненный взгляд устремлен куда-то вдаль, вне пространства картины. Ростопчина, хоть и не красавица, создает впечатление личности глубокой и одухотворенной. Кипренский в своей манере очень точно отображает внутреннее состояние женщины. Евдокия Ростопчина, будучи очень талантливым и образованным человеком, была очень несчастлива. Причиной тому был, главным образом, ее брак с графом Андреем Ростопчиным. Будучи талантливой поэтессой, Ростопчина, сыграв свадьбу, 3 года не появлялась на светских приемах и только изредка писала. Но вернувшись в Петербург, снова появилась в свете, где ее ценили за умственные качества и глубину внутреннего мира. Лишенная теплоты и любви в своем доме, она «выливала» все свои переживания в творчество. И именно этот надрыв, тоску и одиночество Ростопчиной так точно отобразил Кипренский в своей картине.

Картина имеет прямоугольный, вертикально вытянутый формат. Так как фигура изображена на глубоком черном фоне, она играет главенствующую роль на картине, зритель не отвлекается ни на что, кроме портретируемой. Фигура заключена в устойчивую треугольную форму, удачно вписанную в прямоугольный формат картины. Это придает образу равновесия, устойчивости. Практически равнобедренный треугольник создается самой фигурой и спинкой кресла, на которое облокачивается Ростопчина. Взгляд зрителя сразу падает на лицо Ростопчиной, которое является самой акцентированной точкой на картине из всех выделенных светом частей. Затем внимание зрителя на мгновенье перемещается чуть выше -на белоснежный чепец женщины, а после уже скользит вниз, вдоль всей фигуры, по серому платью, и лишь затем глазом улавливается край бордовой спинки кресла, находящейся в тени. Лицо Ростопчиной вписано в треугольник, и ему вторят отдельно взятые части платья той же формы; мотив складок на чепце подобен оборкам на наряде. Также как и на картине Боровиковского, здесь очевидно тонкое соотношение деталей.

Как я уже упомянула, фон за моделью- глубокое черное пространство, которое позволяет нам сконцентрироваться на образе Ростопчиной. Наблюдатель находится очень близко к модели, как будто он сидит на соседнем кресле, однако полного ощущения его присутствия на картине нет, из-за направления взгляда Ростопчиной. Мы не чувствуем визуального контакта с девушкой, и, даже если бы зритель находился рядом с ней, он все равно остался бы незамеченным для нее. Линия силуэта очень мягкая- почти такая же, как на портрете Лопухиной, однако за счет оборки платья и чепца она считывается как более «ребристая», и сами черты лица Ростопчиной не такие «текучие» и расслабленные, нежели на картине Боровиковского. Но это сделано намеренно, для того, чтобы подчеркнуть особенность образа Ростопчиной. Зато мы можем практически ощутить всю тонкость фактуры материала головного убора дамы, которая контрастирует с более плотным и грубым материалом платья. Будто серая, не очень притягательная оболочка скрывает за собой тонкость души дамы. Здесь можно упомянуть, как наряд Лопухиной - свободный, легкий, полупрозрачный - подчеркивал ее образ, мягкий, томный, мечтательный.

Основной световой акцент делается на лицо модели, чепец, обрамляющий ее голову, и белоснежную ткань, закрывающую грудь. Платье портретируемой освещено менее интенсивно, выделяются лишь отдельные части наряда. Особенно ощущается здесь контраст между светлой кожей Ростопчиной, белоснежными акцентами ее одеяния и плотным глубоким темным фоном. Художник светом будто « вытаскивает» модель из черноты заднего плана. Такой прием подчеркивает художественную выразительность всего образа - ясный образ Ростопчиной резко отгораживается от окружающей ее «темноты».

Картина выполнена в довольно темных тонах, оттенков не так много. Основные цвета – это холодные серый и белый, черный или темно- коричневый (глаза и волосы) и небольшой бордовый акцент. Колорит можно назвать скорее холодным, только тон кожи девушки и спинка кресла компенсируют общий набор цветов своими теплыми оттенками, также и фону свойственны теплые оттенки. Так же, как и картина Боровиковского, эта работа написана небольшим однонаправленным мазком. Фактура будто «выглажена», что в принципе характерно для всех портретов того времени.

Я считаю, что обе работы, хоть и разные по стилю одна тяготеет к сентиментализму, а другая скорее к романтизму, имеют общее свойство. И Боровиковский, и Кипренский разнообразными художественными приемами (цвет, свет, одежда, детали, композиция) пытались подчеркнуть все особенности образа моделей. Их внутренний мир очень точно дополняется окружающим фоном картины. В одном случае это пейзаж, навевающий спокойствие и гармонию, в другом - темный глубокий фон, подчеркивающий все переживания и невзгоды, окружавшие Ростопчину на тот период жизни.


Список литературы

1. Барламова Е.Н./Портрет в русской живописи 18-19 веков. Издательство: М.: «Изобразительное искусство» Год издания: 1988 Страниц: 70 с.

2. Петрова Е.Н./ Орест Кипренский Издательство: М.: «Арт-родник» Год издания: 2000 Страниц 72 с.

3. Зименко В.М./ Орест Адамович Кипренский Издательство: М.: «Искусство» Год: 1988 Страниц: 360 с.

4. В.Л.Боровиковский. Живопись. Икона. Рисунок. Миниатюра Автор: статей - Л.А.Маркина, Е.И.Столбова, А.А.Карев, А.В.Максимова, Н.Л.Приймак; аннотаций - Т.Г.Александрова,И.Г.Басова, В.Н.Биберин Издательство: М.: Государственная Третьяковская галерея Год издания: 2008