Контрольная работа: Современное издательское дело
Динамика книгопроизводства в последнем десятилетии XX в. Расширение числа стран-участников мирового издательского сообщества. Ориентиры российского книгоиздательства
"Двухтысячный год… можно без преувеличения назвать временем победного шествия книги по планете. Никогда еще в истории книгопечатания объемы книжного производства не были столь впечатляющими, как в истекшем столетии. В 2000 г. в мире было выпущено 1,2-1,3 млн книг и брошюр, то есть почти на целый порядок больше, чем сто лет назад"[1].
Лидеры Мирового книгоиздания в 2000 г. (по алфавиту) [2]
№ п/п | Страна | Количество выпускаемых названий, тыс. |
1 | Бразилия | 50 |
2 | Великобритания | 120 |
3 | Германия | 80 |
4 | Италия | 50 |
5 | Испания | 60 |
6 | Китайская Народная Республика | 140 |
7 | Российская Федерация | 60 |
8 | США | 70 |
9 | Франция | 50 |
10 | Япония | 70 |
Обращает на себя внимание положение и в ряде стран "второго эшелона", где статистической службой МАИ зафиксированы высокие результаты. Среди них Южная Корея, где зарегистрировано рекордное повышение числа выпущенных книг на 73, 5% (36 425 в 1999 г. против 21 тыс. названий в 1990 г), Аргентина (рост за десятилетие почти втрое), Колумбия (такой же результат), Греция (превышение показателя 1990 г. вдвое), Польша (рост - 60%), Таиланд (рост - 50%) и др.
Ориентир российского книгоиздания на 2020 г. - 100-120 тыс. названий (в 2000 г. только две страны перешагнули стотысячный рубеж - Великобритания и Китай, который быстро приближается к отметке 150 тыс. названий).
Что касается тиражей, то согласно нормативу книгопроизводство должно обеспечивать выпуск 45 экз. книг и брошюр на семью… если принять количество членов семьи равным 4, то получим, что в год должно выпускаться 1,8 млрд экз. книг и брошюр… Таков второй ориентир на 2020 г.
1. Основная часть
1.1 Демократизация издательской деятельности в России
1.1.1 Закон "О печати и других средствах массовой информации"
Принятие Закона "О печати и других средствах массовой информации" произвело впечатление разорвавшейся бомбы в день его публикации на страницах печати, поскольку главные демократические нормы этого документа были заложены буквально в его первой статье и в первых строках этой статьи, которые гласили:
"Ст.1. Свобода печати
Печать и другие средства массовой информации в СССР свободны.
Свобода слова и свобода печати, гарантированные гражданам Конституцией СССР, означают право высказывания мнений и убеждений, поиска, выбора, получения и распространения информации и идей в любой форме, включая печать и другие средства массовой информации.
Цензура массовой информации не допускается"[3].
Принятие закона о свободе печати в России в тот период было не только желательным, но и крайне необходимым для эффективного продвижения общества по демократическому пути. Он содержал целый комплекс юридических норм и установлений, позволявший регулировать на правовой основе деятельность всех средств массовой информации и базировался на трех китах: свободе СМИ, плюрализме учредителей и отсутствии указаний на необходимость испрашивать разрешение на ведение информационной деятельности.
1.1.2 Закон "О средствах массовой информации"
В декабре 1991 г. после распада союзного государства был принят Закон "О средствах массовой информации", который по сравнению с предыдущим содержал более четкие определения основных терминов (массовая информация, средства массовой информации, редакция, издатель и пр), более обоснованные и аргументированные положения, включал в себя гораздо более широкий круг проблем, отражавших практику применения союзного закона.
1.1.3 Постановление Совета Министров РСФСР "О регулировании издательской деятельности в РСФСР"
Затем последовало Постановление Совета Министров РСФСР "О регулировании издательской деятельности в РСФСР", которое установило, что издательская деятельность на территория РСФСР осуществляется на основании лицензии, за выдачу которой с издательства взимается лицензионный сбор, а средства от его уплаты направляются равными, по 50%, долями в государственный бюджет и на дополнительное внебюджетное финансирование развития федерального и местного книгоиздания, увеличение выпуска учебной, детской, научной, справочной и другой социально значимой литературы.
1.1.4 Закон "Об авторском праве и смежных правах" и др.
Начало 90-х годов прошло под знаком расширения законодательных основ издательской деятельности. К числу наиболее важных и нужных законов, появившихся в это время в области регулирования издательской деятельности, безусловно, относится Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", принятый 9 июля 1993 г. Он регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права). Уже в этом документе многие нормы соответствовали принципам международного авторского права, в частности, отвечали требованиям Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в части сроков действия авторского права (в течение всей жизни автора и пятьдесят лет после его смерти). Был принят еще целый ряд законов, так или иначе способствующих развитию издательской активности, а самое главное - создающих солидный фундамент для строительства основ гражданского общества. Одно только перечисление этих законодательных актов дает достаточно ясное представление и о широте охватываемых ими проблем, и о характере и способах их решения. Среди новых актов можно назвать Законы РФ "О библиотечном деле" (декабрь 1994), "Об обязательном экземпляре документов" (декабрь 1994), "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" (декабрь 1995), а также постановление Правительства РФ от 12.10 1995 г. № 1005 "О федеральной целевой программе "Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания России в 1996-2001 годах".
Таким образом, к рубежу тысячелетий в России создана достаточно солидная правовая база, способствующая дальнейшему развитию издательской системы и ее полноправному функционированию.
1.2 Современная издательская система России
1.2.1 Количество действующих издательств
Демократизация оказала огромное влияние на формирование новой издательской системы. Подобной системы в стране еще не было. Уже к концу 1990 г. вдвое увеличилось количество легально действующих издательств.
Однако количество действующих издательств примерно втрое меньше числа зарегистрированных и получивших лицензию. В 1998 г. оно достигло своего максимума (6352), однако кризис августа 1998 г. привел к тому, что более одной тысячи издательств прекратили свою деятельность, и по итогам работы в 2000 г. их насчитывалось немногим более 5 тыс. Они расположены почти в 300 городах России.
1.2.2 Распределение мощностей
В то же время обращает на себя внимание тот факт, что основное число издательских организаций сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге. Так, в 2000 г. почти половина всех издательств функционировала в Москве, и более 10% - в Санкт-Петербурге, а на всю остальную Россию приходилось менее 2 тыс. издательств и издающих организаций. Такая "расстановка сил" в издательском сообществе усугубляет проблемы книгораспространения.
Крайне неравномерно распределены мощности и в самом издательском сообществе. Если принять общий выпуск книг и брошюр в 2000 г. за 60 тыс. названий (фактически 59 543 названия), а число действующих издательств за 5000 (фактически 5110), то получается, что каждое издательство выпускало в среднем 12 названий в год. Это довольно высокий показатель, однако, на самом деле большинство из этих 5 тыс. издательств - это мелкие и средние структуры, зачастую осваивающие не более одного-двух проектов в год. В то же время существуют три-четыре десятка издательств-гигантов, концентрирующих у себя выпуск десятков и сотен названий и выпускающих их миллионными тиражами, причем в своей совокупности они делают 55% всего объема российского книгопроизводства. Более того, на долю всего пяти издательств - "ACT", "Дрофа", "Олма-Пресс", "Просвещение" (государственное издательство) и "Эксмо" - приходится почти 33% совокупного тиража по стране.
По ситуации на сегодняшний день книгоиздательский бизнес преимущественно можно характеризовать как малый и средний, низкорентабельный и малобюджетный. Издательство, выпускающее 200 оригинальных наименований книг в год (оборот 1,5-2 млн долларов), считается крупным. Таких лишь несколько десятков. Средний срок возврата средств, вложенных издательством в производство среднестатической книги, - более полугода. В силу отсутствия у большинства издателей своих торговых сетей отпускная цена книги по пути от издателя к читателю в среднем утраивается. Большая часть прибыли оседает у торговцев-посредников. "Налицо тенденция к формированию картельной модели книжного бизнеса, к поглощению мелких издательств более крупными, имеющими свои реализационные сети и типографские мощности"[4].
1.3 Издательство и государство
1.3.1 Устав Международной ассоциации издателей
В условиях демократической политической системы и рыночной экономики издательства ведут свою деятельность независимо от государства. Свобода издательской деятельности постоянно декларируется как самими субъектами ее, так и различными профессиональными объединениями издателей на всех уровнях - от регионального до мирового. В Уставе Международной ассоциации издателей указывается, что предметом первоочередной заботы этой организации является: "Поддерживать и защищать право издателей на публикацию и распространение продуктов их интеллектуальной деятельности в обстановке полной свободы при условии, что они будут соблюдать все законы и правила, относящиеся к этой деятельности, как в пределах собственной страны, так и в международном масштабе. Ассоциация считает своим долгом всеми силами противостоять любым попыткам или угрозам ограничить эту свободу"[5].
С другой стороны, издатели многих стран нуждаются в поддержке со стороны государства, особенно при выпуске так называемых социально значимых видов литературы, так или иначе ориентированных на удовлетворение потребностей всего общества. Таким образом, отношения издателей с государством носят диалектически противоречивый характер, модуль которого сводится к тому, чтобы вовлечение государственных органов в проблемы издательского сообщества ограничивалось протекционистскими мерами, но не переходило границ творческой самостоятельности издательских структур.
1.4 Две формы государственной поддержки книгоиздания
1.4.1 Прямая
Можно говорить о двух формах государственной поддержки книгоиздания: прямой и косвенной. Под прямой поддержкой подразумевается использование государственных субсидий для развития книгоиздания в целом, для осуществления отдельных издательских проектов, особенно носящих ярко выраженный национальный характер, для поддержания книготорговых фирм и библиотек, а также для поощрения экспорта книг, прав, издательских и полиграфических услуг.
Системы прямой государственной поддержки действуют во Франции, Испании, Италии, Португалии, некоторых скандинавских странах, Южной Корее, Бразилии, Канаде.
1.4.2 Косвенная
Однако основной и предпочтительной формой государственного протекционирования издательского дела во многих странах является применение разнообразных средств косвенной поддержки, которые распространяются либо на всю издательскую систему в целом, либо на ее отдельные подсистемы - научную, учебную и т.д. Среди этих средств наиболее важное место принадлежит государственной политике в области налогов. Основные преимущества издательства получают при уплате налога на добавленную стоимость. В ряде стран - Аргентине, Бразилии, Великобритании, Гане, Индонезии, Ирландии, Кении, Колумбии, Мексике, Новой Зеландии, Норвегии, Швейцарии, Южной Корее и др. - налог на добавленную стоимость в книжном деле вообще не взимается. В подавляющем большинстве европейских стран ставки НДС на книги значительно ниже, чем на другие товары. Так, в Германии при номинальной ставке НДС в 16% размер этого налога на книги составляет 7%, во Франции эти ставки составляют соответственно 19,6 и 5,5%, в Греции - 18 и 4%, в Испании - 16 и 4%, а в Португалии - 17 и 5%. Руководящие органы Европейского Союза в 1991 г. приняли решение о необходимости введения единых ставок налога на добавленную стоимость для всех стран, которые входят в объединенную Европу, причем, при номинальной ставке НДС в 15% для ряда товаров, в том числе тех, основой которых являются объекты авторского права (среди них - издательская продукция), устанавливается пониженная, льготная ставка в 5%. В тех же странах, где НДС на книги не взимается вообще (Великобритания, Норвегия, Швейцария), эту практику было решено сохранить.
С развитием международного сотрудничества в области книгоиздания круг видов государственного и международного протекционизма постоянно расширяется.
1.5 Издательство и государство в России
1.5.1 Федеральная программа
В России государственная поддержка издательств осуществляется в обеих рассмотренных выше формах. Прямая поддержка книгоиздания осуществляется на основе Федеральных программ выпуска различных видов социально значимой литературы: учебной, научной (в том числе научно-технической), справочной, детской, литературы на языках малых народов и др. Федеральная программа в виде перечня изданий, выпуск которых осуществляется при поддержке государства, формируется на основе ежегодного конкурса. Заявки, представляемые издательствами, рассматриваются компетентной экспертной комиссией с участием представителей различных ведомств.
Финансирование изданий, включенных в Федеральную программу, осуществляется через Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, причем субсидируются только те затраты (или их часть), которые относятся к полиграфическому исполнению и закупкам бумаги и материалов. Все редакционно-издательские и прочие расходы относятся на счет издателя, участвующего в программе. В рамках Федеральной программы ежегодно поддерживается выход в свет примерно 1,5 тысяч названий.
1.5.2 Закон "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации"
В декабре 1995 г. был принят Закон "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации", который был ориентирован главным образом на косвенную поддержку СМИ и книгоиздания. "Под государственной поддержкой, - указывалось в тексте Закона, - понимается совокупность организационных, организационно-технических, правовых, экономических и иных мер, устанавливаемых государством в целях обеспечения прав граждан на получение объективной информации, на свободу слова, а также в целях обеспечения независимости средств массовой информации"[6]. Закон предусматривает налоговое, таможенное, валютное и иные виды регулирования, а также регламентирует особенности приватизации предприятий, обеспечивающих выпуск газетной, журнальной и книжной продукции.
1.5.3 НДС
Особое значение для развития издательской системы России во второй половине 90-х годов имело полное освобождение от налога на добавленную стоимость оборотов по реализации книжной продукции, а также редакционной, издательской и полиграфической деятельности по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (то есть по тем отраслям, которые определяют направления деятельности ЮНЕСКО). Кроме того, перечисленные виды деятельности освобождались от налогообложения на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
"Однако в 2002 году принято непродуманное решение об их отмене. Фактически отрасль вновь, как в 1994-95 годах, на пороге глубоко системного кризиса, поскольку в отсутствии прибыли, съеденной налогом, издатели постепенно лишаются оборотных средств, вынужденно сокращая выпуск. Этим ситуация принципиально отличается от кризиса августа 1998 г.
Даже в том случае, если льготы по НДС будут возвращены издателям, это лишь снимет остроту, но не отменит сам кризис отрасли. Малобюджетное и низкоприбыльное, не имеющие никаких экспортных перспектив, недостроенное структурно российское книгоиздание оказалось весьма уязвимым перед просчетами государства в текущей налоговой политике"[7].
1.5.4 Государство - неэффективный владелец
Государство по-прежнему является владельцем большей части книготорговых площадей и инфраструктур, особенно в регионах. И добавим, весьма неэффективным владельцем.
Закончились неудачей попытки весьма крупных издательских структур построить систему торговли через "книгу-почтой" и "книжные клубы". Все уперлось в невозможность обойти монополию государственной почты и банковский структур, ее обслуживающих.
Определенные надежды несет начавшийся процесс формирования розничных книготорговых сетей, принадлежащих частным структурам. Однако медленность роста этих "спасательных сетей" не позволяет "подхватить" весь падающий издательский бизнес. Сквозь редкие и пока еще "дырявые" сети проваливаются мелкие и средние издательства, выживают лишь крупные субъекты рынка.
В перманентном кризисе пребывает полиграфическая отрасль, основные мощности которой физически и морально устарели и исчерпали свой ресурс. Резервов саморазвития здесь также не видно.
Далека от нормальной ситуация в целлюлозно-бумажной промышленности. Высока степень монополизации отрасли, которая имеет экспортную ориентацию: 70% всей бумаги реализуется за рубежом. Цены же на нее внутри страны сопоставимы с общемировыми.
Заключение
Последнее десятилетие прошлого века стало временем формирования и развития новой издательской системы России. Количество издательств многократно возросло, расширилась топография системы, сегодня издательские организации функционируют более чем в 300 городах России.
Подводя итоги, определим основные факторы, в наибольшей степени способствовавшие радикальным переменам в книжном деле страны.
В первую очередь следует назвать демократизацию редакционно-издательского процесса на основании солидной правовой базы - Закона РФ "О средствах массовой информации" и ряда других законодательных актов. Репертуарная политика, построенная с учетом интересов и запросов покупателей/читателей, привела к расширению издательского предложения книжному рынку, коренной перестройке ассортимента книжной продукции как по тематике, так и по целевому назначению.
Следующим фактором является переход к рыночным отношениям, когда к издателю предъявляются особые требования - выпускать не только то, что он умеет или хочет, но и то что нужно читателю, что будет продано и позволит свести к минимуму финансовые риски - неизбежные спутники предпринимательской деятельности. Построенная на таких началах издательская деятельность в конечном счете также приводит к расширению репертуарных диапазонов, к обогащению отечественной и мировой культуры новыми литературными и издательскими шедеврами.
Решению этих задач содействует и третий системообразующий фактор - всевозрастающее использование в издательской практике новых информационных технологий. Применение современных аппаратных и программных средств дало возможность полностью перестроить редакционно-издательский процесс, сделать его высокотехнологичным, организованным и эффективным.
Достаточно сказать, что при этом все допечатные процессы практически полностью стали концентрироваться в издательстве, ушли в прошлое корректурные обмены и прочие рутинные операции, значительно повысилось качество издательской подготовки и полиграфического исполнения изданий. Особого внимания заслуживает и тот факт, что современные информационные технологии позволяют решить вопросы, связанные с постоянным снижением тиражей многих изданий до уровней, которые до этого были нерентабельными ни для издательств, ни для полиграфических предприятий. Сегодня разработаны процессы и технологии, позволяющие выпускать высококачественные издания тиражами в несколько экземпляров, что значительно расширяет возможности новой издательской системы.
Необходимо отметить также, что выдвинутые и обоснованные факторы являются постоянно действующими стимуляторами дальнейшего саморазвития и самосовершенствования издательской системы России. В этом отношении исследование факторов стимулирования развития системы должно стать постоянным, поскольку в обозримом будущем и книга, и книгоиздание останутся важным информационным ресурсом общества, позволяющим человеку на основе непротиворечивого сосуществования с постоянно совершенствующимися информационными технологиями осваивать новые знания и решать самые разные задачи в экономической, культурной и социальной сферах, во всех областях жизни.
Библиографический список
1. Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс. - М.: Мир книги, 1999.
2. Издательства России: Справочник. Вып.5. - М.: "Альвис", 2002.
3. Ильницкий А.М. Книгоиздание современной России. - М.: ВАГРИУС, 2002.
4. Книжный рынок России: анализ, проблемы, перспективы / Под ред. Б.В. Ленского. - М.: Информпечать, 1997.
5. Комаров Е.И., Макавеев Н.П. Эффективное издательство. - М.: Логос, МГУП, 2000.
6. Ленский Б.В. Книжный мир сегодня и завтра: Доклад на X Международной научной конференции по проблемам книговедения. Москва, 21 мая 2002 г. - М., 2002.
7. Ленский Б.В. Россия в мировом книгоиздании // Книга. Исследования и материалы: Сб.72 (с.5-31), 75 (с.5-14), 77 (с.40-59). - М.: Терра, 1996, 1998, и 1999.
8. Ленский Б.В. Современное отечественное и зарубежное издательское дело / http://www.hi-edu.ru/x-books/xbook091/01/index.php
[1] Ленский Б.В. Книжный мир сегодня и завтра: Доклад на X Международной научной конференции по проблемам книговедения. Москва, 21 мая 2002 г. — М., 2002. — С. 10.
[2] Ленский Б.В. Современное отечественное и зарубежное издательское дело / http://www.hi-edu.ru/x-books/xbook091/01/index.php
[3] См.: Ленский Б.В. Современное отечественное и зарубежное издательское дело / http://www.hi-edu.ru/x-books/xbook091/01/index.php
[4] Ильницкий А.М. Книгоиздание современной России. — М.: ВАГРИУС, 2002. — С. 110.
[5] Цит. по Ленский Б.В. Современное отечественное и зарубежное издательское дело / http://www.hi-edu.ru/x-books/xbook091/01/index.php
[6] Федеральный закон от 01.12.1995 № 191-ФЗ // КонсультантПлюс.
[7] Ильницкий А.М. Книгоиздание современной России. — М.: ВАГРИУС, 2002. — 50—51.