Отчет по практике: Научно-педагогическая практика в вузе
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”
Факультет физический
Кафедра электроники
ОТЧЕТ
о научно-педагогической практике в вузе
магистранта 5 курса, физического факультета
Алексеева Михаила Юрьевича
в ВГУ с 20.10.2010г. по 30.11.2010г.
Воронеж 2010
1. Анализ учебной и внеаудиторной работы по предмету
Количество посещаемых и проанализированных вузовских учебных занятий (занятия у педагога-методиста и сокурсников-практикантов) – 5, количество самостоятельных проведенных занятий – 2 (учебная дисциплина: “Экспертные системы”, темы занятий: “Декларативное программирование”, “Логика и теория множеств”). В период практики были освоены такие формы проведения занятий как информационная лекция, практическое занятие и лекция вдвоем. Основной проблемой при подготовке и проведении занятий являлся недостаток опыта в организации подобных мероприятий: при подготовке к проведению первого занятия сложно было понять, с чего стоит начать лекцию, как привлечь внимание аудитории и будет ли ей вообще интересен предлагаемый для изучения материал.
2. Анализ собственного стиля педагогической деятельности практиканта
При проведении занятий в основном использовался демократический стиль общения – студенты принимали активное участие в обсуждении излагаемого материала. На мой взгляд, данный стиль положительным образом сказывается на усвояемости материала, так как увеличение инициативы студентов приводит к сохранению у них интереса к предмету, а следовательно, и большей концентрации внимания на нем. Кроме того, при демократическом стиле общения студенты не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но и сближаются между собой в личностном отношении. Помимо демократического стиля, использовалось общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Мне кажется, этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-развивающей деятельности, так как увлеченность общим делом - источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск.
3. Общие выводы о практике
Мне кажется, что при прохождение педагогической практики закладывается тот самый фундамент, который в дальнейшем позволяет каждому студенту стать преподавателем (было бы только желание). Несмотря на небольшой период практики, в ходе нее студент приобщается к искусству педагогики и получает основные навыки общения с аудиторией.
Благодаря практике я смог лучше понять себя и группу, в которой учусь. Также я научился использовать различные жесты для пояснения материала, излагать материал логически связанно, грамотно отвечать на вопросы, планировать занятие, рассчитывая на определенное время, грамотно работать с доской и адаптировать материал под способности аудитории. Для улучшения своей педагогической деятельности необходимо бороться с комплексами, развивать громкость голоса, большее внимание уделять аудитории.
Таким образом, обучение в Воронежском государственном университете дает хорошую основу для преподавания, а практика помогает выработать индивидуальный стиль.
4. Анализ и самоанализ вузовской лекции
4.1 Целенаправленность
В ходе лекции “Декларативное программирование” учащимся был прочитан материал по курсу «Экспертные системы». Данная лекция позволяет ознакомиться с основными видами декларативного программирования и их применению для решения различных задач при проектировании экспертных систем. Так как данный курс является профильным для нашей группы, то материал лекции должен помочь студентам повысить их профессиональные навыки в области информационных технологий и стать более высококлассными специалистами.
4.2 Содержание
В информационной лекции “Декларативное программирование” последовательно излагается применение различных языков программирования (PROLOG, LISP, Haskell, Рефал и т.д.) для решения различных научных задач (таких как создание различных моделей искусственного интеллекта, систем распознавания изображения и т.д.). Как показывает история развития ИТ-индустрии, одни популярные технологии достаточно быстро приходят на смену другим, что диктует определенные требования к концепциям и предметам преподавания, ведь нет никаких гарантий в том, что через несколько лет JAVA и C# не будут по популярности близки к Turbo Prolog'у и PL/1. Как следствие - специалист, "натасканный" на технологии, актуальные и востребованные сегодня, завтра уже может оказаться бесполезным. Такое образование, на мой взгляд, будет неэффективным. С другой стороны, точно предсказать, когда и какие направления будут актуальными, скажем, через 5-10 лет, не представляется возможным. Поэтому, мне кажется, необходимо выделять равные приоритеты сразу нескольким парадигмам, позволяя таким образом будущим специалистам взглянуть “с высоты птичьего полёта” на все методологии, которые включает в себя понятие программирования и увидеть всю иллюзорность ограничений любой конкретно взятой.
4.3 Технология
Техническое оснащение аудитории позволило часть излагаемого материала представить в виде презентации, что позволило не только сэкономить время при объяснении основных понятий и записи примеров текстов программ, но и улучшить наглядность предоставляемой информации. Также для объяснения некоторых принципов и методов декларативного программирования и пояснении при ответе на вопросы использовалась доска.
Так данная лекция носила ознакомительный характер, а излагаемый материала был достаточно объемным, то тем речи был выбран достаточно высоким.
Выводы
Сложности, возникшие при подготовке материала, были преимущественно связаны с обилием большого количества материала по теме лекции, выбрать из которого нужно было самое важное и по возможности интересное. Несмотря на то, что весь материал так и не был изложен, считаю, что занятие проведено успешно. В ходе лекции несколько раз возникали дискуссии, что свидетельствует о том, что, по крайней мере, некоторым студенты слушали ее и, возможно, им даже было интересно. Основная трудность при проведении занятий – отсутствие опыта длительных выступлений перед аудиторией, что иногда приводило к заминкам и паузам. Также в начале лекции испытывалось некоторое волнение, что привело к небольшому изменению в плане лекции (были пропущены некоторые факты из истории развития декларативного программирования), однако это не нарушило целостность излагаемого материала. В дальнейшем считаю необходимым более тщательно отбирать материал и лучше подготавливать вступительную часть лекции.
Психологический портрет студента
Общие сведения о студенте
Данный психологический портрет составлен для студента Логинова Сергея Александровича, обучающегося в ВГУ на 5 курсе физического факультета группы “информационные системы и технологии”. В университете Сергей обучается 5 лет, до поступления в ВГУ учился в школе №86 в физико-математическом классе. На данный момент состояние физического развития хорошее, вредных привычек не имеет.
Характеристика психологических особенностей студента
В общении - открытый, доверчивый, внимательный, лишен зависти; в действиях – ориентирован на единичные цели, не стремится их усложнять (скорее склонен упрощать проблемы); в учебе – рассудителен, уверен, любит работать в группе.
Обладает хорошей зрительной памятью (как кратковременной, так и долговременной). Доминирующий вид мышления - логический.
Обладает хорошей дикцией. Устная речь – эмоциональная и выразительная (в зависимости от настроения и испытываемых чувств преобладают различные окраски). Письменная речь отличается свой лаконичностью и ясностью излагаемого материала.
Способен длительное время концентрировать внимание на объекте изучения, причем при необходимости может переключать внимание и на другие объекты. Преобладающий вид внимания – произвольное внимание (прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом).
Преобладающее настроение – хорошее (является скорее оптимистом, чем пессимистом), хотя иногда склонен впадать в депрессии (которые чаще всего быстро заканчиваются). В общении не скрывает своих чувств, однако это не мешает ему быть хорошим собеседником.
Обладает высокими морально-волевыми качествами. В сложной ситуации не склонен к панике, всегда старается действовать спокойно и рассудительно.
По типу темперамента относится скорее к сангвинику (очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно), хотя и не лишен меланхолии (легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий).
Участие студента в различных видах деятельности
В целом успеваемость – удовлетворительная. Любимые предметы – термодинамика и квантовые статистики, математический анализ и теоретическая механика (несмотря на сложность и непонятность данных предметов, почти все из них были успешно сданы на момент написания психологического портрета).
В общественной и организаторской деятельности замечен не был, уровень общественной активности невысокий.
На данный момент кроме учебы в ВГУ проходит обучение в центре “Сименс” (изучает иностранные языки (английский и немецкий) программирование (Java, C++, Abab), системы управления и проектирования (SAP)).
Позиция студента в группе
Является неотъемлемой частью группы. Не стремиться быть лидером, однако к его мнению прислушиваются.
Выводы и психолого-педагогические рекомендации
Преподавателям: при обучении студента следует учитывать, что он как правило имеет свой взгляд на излагаемый материал, однако в высказываниях осторожен.
Родителям: любит явное проявление заботы в любом виде (моральном и материальном).
Студенту: не стремиться к чрезмерному упрощению задач; не скрывать свое мнение, если оно расходится с мнением большинства.
Разработка элективного курса "Основы искусственного интеллекта ... | |
Введение В настоящее время курс "Основы искусственного интеллекта" является базовым при подготовке учителей информатики по специальности 030100.00 ... Искусство инженера по знаниям, проводящего "мозговой штурм", заключается в способности задавать вопросы аудитории, "подогревая" аудиторию. Всего курсом предусматривается 14 часов лекций, 14 часов практических занятий, и 54 часа самостоятельной работы. |
Раздел: Рефераты по информатике, программированию Тип: дипломная работа |
... теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции | |
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ На ... ... при разработке программ по курсам специальных дисциплин и новой программы "Допрофессиональное самоопределение", при проведении занятий по курсам педагогики и методике обучения со ... Ведущая цель первой дисциплины - развитие эвристическометодологических способностей у будущих педагогов профессионального образования, философско-педагогического и историко ... |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат |
Педагогическая антропология | |
Г .М. Коджаспирова ПEДАГОГИЧECКАЯ AHTPOПOЛOГИЯ Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для ... Целью курса педагогичёской антропологии, на наш взгляд, действитёльно выступает гуманизация педагогического сознания, так как весь курс направлен на раскрытие и осмысление именно ... Студент впервые сталкивается со многими видами деятельности, являющимися компонентами его будущей профессии, поэтому необходимо уделять особое внимание диалоговым формам общения со ... |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: книга |
... личности учителей с разными стилями педагогического общения | |
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1: Анализ теоретико-методологических аспектов изучения педагогического общения в психологии 1.1. Психология и структура ... Нередко приходится слышать в лекциях, читать в литературе, что названные типы могут быть с легкостью перенесены и на область педагогического общения. Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная ... |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа |
Психологическое содержание педагогической толерантности как ... | |
ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К.Д. Ушинского ДИССЕРТАЦИЯ по "Педагогической психологии" на соискание ученой степени ... Введение в практику повышения квалификации учителей семинаров и лекций по проблеме педагогической толерантности, в рамках читаемых лекций для студентов педагогического вуза. "Психология и педагогика", "Психология общения", "Возрастная психология" для студентов педагогических и психологических факультетов. |
Раздел: Рефераты по психологии Тип: дипломная работа |