Учебное пособие: Правовое воспитание школьников
Огромное значение на сегодняшний день имеет правовое воспитание школьников. Праву принадлежит особое место в дополнительном образовании, поскольку оно позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности, связанные с развитием мышления и речи, практические навыки действия в социальной сфере. Занятия в дополнительном образовании направленные на правовое воспитание личности оказывают огромное влияние на формирование мировоззрения ребенка.
Данная методическая разработка направлена на правовое воспитание школьников в дополнительном образовании и предназначена для использования на занятиях педагогами дополнительного образования, а также классными руководителями общеобразовательных школ для обучающихся 5-7 классов.
Предлагаемый методический материал представляет собой занятие в рамках воспитательной подпрограммы по профилактики правонарушений безнадзорности среди несовершеннолетних в учебном объединении
Данная разработка составлена с применением интерактивной формы обучения.
1. Цель: Дать более глубокие по сравнению с основной школой знания в теме право и мораль.
Задачи:
1. Научить различать признаки права и морали.
2. Сформировать правовое мировоззрение воспитанников.
3. Воспитать правильную правовую позицию школьников.
Актуальность: Присутствие слабой системы правового воспитания школьников, самым отрицательным образом сказывается на повышение преступлений совершаемых несовершеннолетними подростками. Я считаю актуальной всемерную активизацию работы по пропаганде и разъяснению законодательства среди школьников. Сегодня основные методические инновации, по существу, связаны с применением активных (интерактивных) методик или диалоговых методов обучения. Работая в группах, позволяет воспитанникам учиться размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решения проблемы, получают навык устного выступления, развивают умение оценивать свою работу и работу одноклассников.
Новизна: предложенный Материал изложен в игровой форме в виде сказки в доступной форме для данного возраста.
При разработке данного материала были использованы информационные технологии.
Результат:
1. Умение различать признаки права и морали.
2. Умение формировать свое мнение по сложившимся обстоятельствам.
3. Умение работать в группах сообща анализируя сложившиеся обстоятельства, взвешивать альтернативные мнения.
Методические рекомендации:
1. При подготовке к правовому занятию педагог строго подбирает учебный материал, чтобы не было перегрузки информации. Контакт с первоначальной информацией лучше проводить интерактивной формой обучения. 2. В начале занятия учебная группа разбивается на две команды(2-3мин). Вместе с воспитанниками систематизируем понятия по сферам право и мораль: право, правопорядок, справедливость, договор, зло, свобода совести Воспитанникам предлагается правовая сказка «Путешествие по галактике». Оформляя в форме «коллажа» воспитанники должны придумать истории о трех планетах, где «все можно», где «все нельзя», где «есть право и закон». Время работы 20-30 минут. Педагогу важно следить за работой детей и корректировать их действия. Далее на обсуждение выноситься то, что было неверно сказано, представлено. Сообща учащиеся «отсеивают» первоначально ложную информацию о праве и углубляют представление об этом понятии
Реквизиты для проведения: иллюстрации, фломастеры , клей, ножницы, цветная бумага, интерактивная доска.
Ведущий: здравствуйте, уважаемые друзья! С момента появления на Земле людей возник главный вопрос: что разрешено, а что — нет? Поэтому со временем появились декларации прав человека, конституция и другие законодательные акты. В законах всегда четко прослеживаются права человека. А какие вы знаете права ? (если дети не справляются можно воспользоваться наводящими вопросами
Например:
1. Какие литературные герои могли бы пожаловаться на то, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросёнка из одноимённой сказки, зайка из русской народной сказки «Лубяная избушка».)
2. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? (Лягушка-путешественница)
3. Когда Буратино продал азбуку, каким правом он не воспользовался? (Правом на бесплатное образование.)
4. Какое право Буратино нарушили кот Базилио и лиса Алиса, когда отняли у героя деньги? (Право на неприкосновенность имущества.)
5. Какое право нарушили полицейские, ворвавшиеся в каморку Папы Карло? (Право на неприкосновенность)
6. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался посягательствам на свою жизнь? («Колобок».)
7. Кто и в какой сказке держал кукол в рабстве, тем самым, нарушая право на свободу и свободный труд? (Карабас- Барабас из сказки А.П. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
Из зала: право на жизнь, право на образование и т.д.
Ведущий: Молодцы!!! Хорошо! А теперь скажите, какие моральные признаки могут быть у законов дающие нам права. Например: закон на право жизни…
Из зала: добро, справедливость, правильность.
Ведущий: теперь я вам предлагаю разделить понятия по сферам право и мораль: право, правопорядок, справедливость, договор, зло, свобода совести(используя интерактивную доску встроить понятия в таблицу)
Мораль | право |
справедливость | порядок |
стыд | справедливость |
добро | договор |
зло | право |
Ведущий: Замечательно теперь я предлагаю вам разделиться на две команды и придумать истории о трех планетах, где «все можно», где «все нельзя», где «есть право и закон». Каждая из команд возьмите ватман и фломастеры цветную бумагу, ножницы и с их помощью нарисуйте три планеты продумав как каждая планета будет выглядеть а также придумайте истории связанные с каждой из планет.
Во время выполнения задания ведущий помогает детям найти положительные и отрицательные черты создаваемых планет.
Ведущий: Скажите ребята а на планете где не чего нельзя можно получать образование? А веселиться, играть? Можно ли жить, дышать и вообще существовать.!?
Из зала: Нет!
Ведущий: Можно ли жить , веселиться, играть!? убивать животных и все живое? Красть, обижать, обзывать?! Как вы думаете хорошо это или плохо когда все можно!?
Из зала: Плохо!
Ведущий: Замечательно! А на планете как наша где есть право и закон можно играть, учиться, гулять!?
Из зала: Да !
Ведущий : А убивать, красть, обманывать обижать!?
Из зала: Нет!
Ведущий: Хорошо! Давайте посмотрим, что у вас получилось! Скажите пожалуйста ребята на какой из планет вы бы хотели жить и почему???
Из зала: на планете где есть право и закон!
Ведущий: Я с вами полностью согласна и с удовольствием поселилась бы на ваши планеты , где есть право и закон! Вы теперь понимаете что без прав закона нам существовать нельзя!?
Из зала: Да!
Ведущий: Ребята так давайте всегда чтить и соблюдать закон! Спасибо за внимание! До новых встреч!
Литература
1. Государственные образовательные стандарты общего образования
http://www.edy.ru/db/portal/obschee/index.htm
2. Землин А.И. Правовая культура современной российской молодежи // Основы государства и права. 1999. N 6. с. 55
3. Иоффе А.Н. Активная методика- залог успеха. / гражданское образование. Материал международного проекта. СПб. 2000 – С. 144.
4. Кон И.С. Методика преподавания правоведения современной школе. М., 2007
Влияние сказки на развитие словесно-логического мышления у детей ... | |
... основы развития мышления 1.1 Понятие мышления 1.2 Виды мышления 1.3 Развитие мышления в персоногенезе ГЛАВА II. Сказка как средство развития детей 2.1 ... В каждой сказке ест мораль, которая необходима ребенку, ведь он должен определить свое место в жизни, усвоить морально - этические нормы поведения в обществе. Детям предлагается самостоятельно придумать сказку и дать ей название. |
Раздел: Рефераты по психологии Тип: курсовая работа |
Воспитание чуткости у детей через сказку | |
... УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА" Кафедра педагогики начального обучения КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ ВОСПИТАНИЕ ЧУТКОСТИ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ Выполнила В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит с помощью сказки. Много придется потрудиться, чтобы все вокруг навевало ребятам воспоминания о сказке, которую мама рассказывала в раннем детстве, о вечерних сумерках, о веселом огоньке в печке. |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: курсовая работа |
Русская народная сказка как средство развития образной речи у детей ... | |
Содержание Введение Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития образной речи старших дошкольником средствами русской народной сказки 1.1 ... Так педагог, выяснив у воспитанников, понравилась ли им сказка и что особенно понравилось, с вопросительной интонацией цитирует фразу из текста, в которой заключена мораль сказки: - Придумать сказку от фразеологизма. |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа |
Игра как средство развития познавательных процессов младших школьников | |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ... Ѭ содержание занятий будет наполнено игровыми моментами, в решении которых школьник занимает субъектную позицию во "взаимодействии системы отношений школьник - сверстники - педагог ... Организатор заботится об усложнении игр, расширении их вариативности если у ребят угасает интерес к игре, необходимо придумать более сложные правила. |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа |
... работы на формирование валеологической грамотности младших школьников | |
Введение Актуальность здоровьесберегающего подхода в организации воспитательной работы с младшими школьниками в условиях временного коллектива ... Мы приняли решение, что такие памятки ребята будут составлять в конце каждого занятия, для каждого изучаемого органа. Все ребята принимали активное участие в организации и постановке пьесы - сказки. |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа |