Реферат: Организация социальной работы с молодежью
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Необходимость государственной молодежной политики
1.1 Социальная работа с молодежью в школе
1.2 Структура государственной молодежной политики
2. Организационные основы социальной работы с молодежью
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
При рассмотрении социальной работы с молодежью сегодня необходимо учитывать нарастающий демографический кризис. Член-корреспондент РАН (ИСЭПН РАН, г. Москва Н.М. Римашевская в своем докладе «Демографический кризис: причины, характер и региональный аспект» говорит следующее: «Средняя плотность населения в стране – 8,5 человек на 1 кв. км., но с запада на восток она интенсивно снижается. Центр характеризуется плотностью равной 56,5 человек, а Дальний Восток – 1,1 человек, т.е. в 50 раз ниже. В Центральном округе проживает 25% населения, а Дальневосточном – 5%... Качество населения отражается в следующих 3-х характеристиках:
- физическое, психическое и социальное здоровье;
- образовательно-профессиональный и интеллектуальных потенциал;
- духовно-нравственные и культурные изменения.
По этим трем векторам наблюдается негативная динамика, которая устойчиво ведет к деградации российского генофонда. Об этом свидетельствуют следующие факты:
- ежегодно возрастает доля детей, рождающийся уже больными. На 2006 год это около 40%;
- повышается социальное нездоровье среди молодежи – алкоголизм, наркомания, криминальность;
- более 3 млн. детей школьного возраста не может получить регламентного образования по причине низкого уровня здоровья;
- все меньшее значение население придает культурно-нравственным ценностям, заменяя их денежным чистоганом…
Индикаторы, находящиеся в явном противостоянии:
- Россия занимает 10 место по объему ВВП и 64-е – по уровню душевого дохода;
- Россия находится на первом месте но территории и на восьмом – по численности населения;
Россия занимает 17-е место по числу рождений и четвертое по числу смертей…
Прогноз: в 2015 г. в России будет проживать 134 млн. человек, в 2020 – 130 млн. человек, в 2050 – в пределах 100 млн. человек» /5, с.17 – 19/.
Социальная работа с молодежью и в нашей стране, и во многих других странах является частью государственной молодежной политики. Отечественная концепция государственной молодежной политики сформировалась на рубеже 80 – 90-х гг. на основе Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (16 апреля 1991 г.). С распадом СССР данный Закон практически прекратил свое действие и лишь с принятием в 1993 г. постановления Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ» стал осуществляться курс на проведение молодежной политики в современных условиях.
Данным документом определяется, что государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает по отношению к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, другим народам, на соблюдение прав человека.
1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Социальная работа с молодежью в школе
Составители Доклада о положении молодежи приходят к выводу, что уменьшение числа населения, низкий уровень рождаемости наряду со значительным ухудшением состояния здоровья молодежи приводят к ухудшению генофонда нации, что, в свою очередь, может составить угрозу для национальной безопасности страны. В этой связи поднимается вопрос о необходимости выработки специальной государственной политики.
С принятием нового Закона Российской Федерации «Об образовании» уменьшилось количество обучающихся, дошкольная система воспитания с переходом яслей и детских садов на платную хозрасчетную основу становится в силу финансовых причин недоступной для многих семей. Да и сама школа во многом утрачивает свою воспитательную функцию – многие учителя становятся простыми урокодателями, прекратил свое действие такой институт, как вожатые и классные руководители, практически на нет сведена работа с детьми во внешкольное время и по месту жительства.
Институциализация социальной работы с различными категориями и социальными группами, в том числе с семьей, детьми и молодежью, является одной из попыток решения проблем и конфликтов — на индивидуальном или групповом уровне, по месту жительства или в условиях трудового коллектива. Становление социальной работы, и в первую очередь работы с молодежью затруднено по причине ограниченности материальных ресурсов распада довольно мощной сферы соцкультбыта, прекращения деятельности пионерской и комсомольской организаций, деятельность которых, несмотря на справедливую критику имела и позитивные стороны — организация свободного времени и отдыха детей и подростков, а также их военно-патриотическое и интернациональное воспитание.
Социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям и учителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения. Она выполняет следующие функции: выступает поручителем, обеспечивающим социальные гарантии каждому члену школьного коллектива; охраняет и защищает личность, ее права, интересы и труд; создает условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся; оказывает помощь и поддержку нуждающимся учащимся и учителям; налаживает взаимоотношения в коллективе, препятствует фактам психического насилия над личностью; изучает общественное мнение в школьном коллективе; организует социально-психологическую и правовую консультации для учащихся, педагогов, школьной администрации, родителей; разрешает конфликтные ситуации между учащимися, школьниками и педагогами, учениками и родителями; организует работу школьного телефона доверия; способствует здоровому образу жизни коллектива и каждого ее члена.
Основными принципами деятельности социальной службы являются: многофункциональность – выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности школьника и педагога; объективность – учет как можно большего числа факторов существования и развития школьного коллектива и отдельной личности; выработку непредвзятых рекомендаций; учет возрастных особенностей и наклонностей каждой личности, ее нравственную и моральную позицию; коммуникативность – организация системы взаимосвязи с администрацией школы, педагогами, учащимися, родителями, врачами, психологами, юристами, местными и федеральными властями и т.д. для получения разнообразной информации о жизни школьного коллектива, его отдельных частей и личностей с целью свободной ориентации во всех школьных делах и процессах, быстрого нахождения средств квалифицированной помощи; интеграция – полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов; оперативность – быстрое разрешение или профилактика социальных проблем и противоречий в данном школьном коллективе, у данной личности; автономность – социальная служба должна быть независимой от администрации школы, органов управления образованием и других властных структур; репрезентативность – представительство во всех социальных группах школьников и учет их интересов; адаптация – ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.
1.2 Структура государственной молодежной политики
Государственная молодежная политика должна отражать стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, формирование у молодежи патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, соблюдение прав человека.
Объектом государственной политики являются молодые люди от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения. Субъектами этой политики являются государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.
Цели государственной молодежной политики: содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи; недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу; создание условий для более полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества; расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха; реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и самой молодежи.
Государственная молодежная политика в силу ее комплексного межведомственного характера осуществляется путем координации программ отраслевых министерств и ведомств с привлечением к работе с молодежью негосударственных организаций. При этом реализация государственной молодежной политики осуществляется на следующих принципах:
- принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом;
- принцип социальной компенсации: обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;
- принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
- принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики.
Основными направлениями осуществления государственной молодежной политики являются: обеспечение соблюдения прав молодежи; обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи; содействие предпринимательской деятельности молодежи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодежи; формирование условий для физического и духовного развития молодежи; поддержка деятельности молодежных объединений и содействие международным обменам.
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
При организации социальной работы с молодежью на различных уровнях важно активно использовать накопленный опыт социальной помощи различным группам населения. Любая социальная деятельность (и социальная работа в том числе) обладает такими компонентами, как цель, средства, условия. Целью социальной работы с молодежью как деятельности является оптимизация механизмов реализации жизненных сил и социальной субъектности индивида или социальной группы.
Для возникновения разных видов и форм социальной работы существуют различные основания. Одним из таких оснований выступают сферы социальной практики, и в этом случае можно говорить о социальной работе с молодежью в образовании, здравоохранении, сфере досуга и т.д.; другим – социально-психологические особенности клиентов социальной работы – молодежь в целом, группы социального риска, лица, склонные к суициду, и т.д.; третьим – характер и другие основания. Во всех случаях будет происходить конкретизация цели социальной работы (от профилактики до коррекции).
То же относится к условиям – для каждого вида социальной работы с молодежью, включая различные уровни (от федерального до местного), политические, экономические, социально-психологические и этнонациональные особенности будут конкретизироваться. Средства в данном случае рассматриваются как социальный институт в широком смысле.
Так, в это понятие входят и социальные службы, роль которых в обществе во многом отличается от деятельности обычных государственных учреждений (последние в повседневной жизни часто называют «службами»). Социальные службы выступают в виде институциональной основы социальной работы, именно через них реализуются механизмы внедрения социальных проектов в практику с целью защиты и поддержки различных групп населения.
Деятельность социальной службы в общих чертах регламентируется Положениями, разработанными в рамках действующего законодательства. К сожалению, до сих пор в России отсутствуют государственные социальные службы в системе социальной защиты населения, специально направленные на поддержку и защиту молодежи как социально-демографической группы. В настоящее время существует ряд служб в структуре общественных организаций, оказывающих различные услуги молодым людям. Однако, несмотря на особенности объектов поддержки (дети, подростки, семья и др.), в Положениях различных социальных служб существуют базовые блоки, которые необходимо учитывать при разработке Положения о социальной службе, направленной на социальную поддержку молодежи. На основе Положения формируется штатное расписание, определяется объем и характер работы социальных работников. Сотрудники социальной службы должны обладать умениями и навыками работы с клиентами (отдельными гражданами, различными группами и т.д.), быть способными решать проблемы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Социальная служба является необъемлемым звеном целостной (федеральной, региональной, муниципальной и пр.) модели организации социальной работы с молодежью, через нее осуществляется информационное и ресурсное обеспечение системы социальной поддержки молодежи на разных уровнях.
В начале XXI в. наиболее существенным нововведением в управленческих структурах разного уровня стало реформирование источников и практики финансирования социальной защиты населения на федеральном, региональном и местном уровнях. В настоящее время в программах социальной защиты:
- государственная централизованная помощь планируется главным образом только слабозащищенным слоям населения (за счет бюджетных средств);
- обеспечение, поддержка всех нетрудоспособных граждан и семей с детьми в денежной форме (пенсии, пособия) осуществляется из внебюджетных фондов за счет взносов на социальное страхование, вносимых предпринимателями и наемными работниками, а также путем создания основной (государственной) и дополнительных (частных, профессионально-групповых) систем социального страхования;
- социальные услуги (общие – для всего населения и специфические – для нетрудоспособных граждан и семей с детьми) финансируются в основном из бюджета и фондов социального страхования, формируемых частично за счет обязательных страховых взносов наемных работников;
- среди источников финансирования государственного социального страхования предусматриваются обязательные страховые взносы наемных работников, зачисляемые на их персональные счета, что дает возможность дифференцировать размер обеспечения (например, по временной нетрудоспособности) в зависимости от страхового вклада наемных работников.
Для повышения эффективности взаимодействия разных уровней социальной защиты населения, в том числе молодежи, необходимо:
- разработать принципы инвестирования резервных финансовых средств, переструктурировать (изменить структуры) государственный долг по социальному страхованию, оформлению задолженности государства в индексируемых государственных облигациях по социальному страхованию;
- предоставить гражданам право: добровольно переводить облигации по социальному страхованию из государственного фонда социального страхования на персональные счета в любую негосударственную (частную) страховую компанию; передавать частным страховым компаниям, частным пенсионным фондам приватизационные чеки, получаемые по годовым программам приватизации;
- совершенствовать системы источников финансирования социальной защиты населения – привести тарифные взносы на социальное страхование предприятий, учреждений, организаций в соответствие с объемом средств, необходимых для достижения дифференцированного социально гарантированного минимума обеспечения (средний размер тарифа страхового взноса должен устанавливаться Правительствам РФ);
- согласовать социальную поддержку с отраслями и регионами, а также с отдельными категориями плательщиков (в зависимости от опасности, вредности, трудности работ и состояния новых условий труда) по регулированию социально-трудовых отношений с учетом дифференцирования тарифа страхового взноса;
- учредить региональные (муниципальные) фонды социальной поддержки населения.
Социальный работник, участвуя в процессе формирования региональной молодежной политики, должен иметь в виду:
- источники, объемы и принципы финансирования социальных проектов, направленных на социальную поддержку и помощь различным группам населения, в том числе молодежи в регионе;
- критерии определения социального положения различных групп населения, в том числе молодежи, нуждающихся в разных формах социальной помощи;
- существующие системы учреждений социальной работы, а также технологии оказания социальной помощи, реализуемой в различных типах социальных служб;
- полномочия: федеральных, региональных и местных органов социальной защиты, их дифференциацию и интеграцию; государственных и негосударственных структур, включенных в процесс социальной защиты населения, механизм их взаимодействия;
- наличие негосударственных структур, участвующих в социальной защите населения края;
- характер и формы самозащитной деятельности различных групп населения, в том числе молодежи.
Учет этих положений будет способствовать оптимальному реформированию системы социальной защиты и поддержки молодежи в регионе, так как при всех издержках централизованного управления деятельность структур исполнительной и законодательной власти должна осуществляться на основе межведомственной координации. Это позволит при разработке и реализации программных действий интегрировать бюджетное финансирование и обеспечение мероприятий социальной поддержки молодежи в единый алгоритм, который включает:
- организацию научно-исследовательских работ в сфере социальной поддержки молодежи, основное предназначение которых заключается в опережающем научном прогнозировании и обеспечении путей решения проблем молодежи;
- совершенствование нормативно-правовой базы социальной поддержки молодежи в регионе;
- прямые инвестиции в развитие региональной инфраструктуры объектов социальной поддержки;
- реализацию научно и экономически обоснованных программных мер в рамках бюджетного финансирования по статье «Прочие расходы».
Для работы с молодежью во всей субъектах Российской Федерации функционируют органы исполнительной власти по молодежной политике. По данным исследования, проведенного в 2002 г. по заказу Департамента по молодежной политике Минобразования России, в стране численность сотрудников органов по молодежной политике регионального уровня достигает 2 тысяч. В целом в инфраструктуре сферы молодежной политики работает около 100 тыс. человек.
Важным в этой связи является расширение содержания старых и развитие новых методик, организационных форм социально-молодежной работы и работы по социальной поддержке молодежи, привлечение специалистов, вооруженных новыми знаниями, ведущих поиск и апробацию инновационных технологий социальной работы с семьей, уличной социальной работы с подростками, разработка социально-психологических консультационных методик и программ с учетом типа поселения.
Необходимо также развивать научно-исследовательское направление организации социальной поддержки молодежи. Научного обеспечения ждут (в первую очередь) следующие мероприятия:
- совершенствование информированности молодежи о различных акциях по поддержке лиц, оказывающийся в трудных жизненных условиях;
- оценка эффективности взаимодействия национально-культурных общественных объединений граждан, землячеств, заинтересованных в социальной поддержке молодежи;
- разработка концепции и методики оценки качества оказываемых молодежи социальных услуг с учетом дифференциации муниципальных образований;
- изучение: соответствия должностей и полученного образования специалистов, работающих в социальной сфере; возможностей межрегионального и международного сотрудничества в рамках СНГ в области совершенствования форм и технологий поддержки молодых людей, находящихся в сложной жизненной ситуации /4, с.70-74/.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для повышения эффективности и результативности социальной работы большое значение имеет учет специфики, социального положения, потребностей и интересов различных групп населения, данные которого используются органами социальной защиты, социальными службами, практическими социальными работниками в своей деятельности.
Система обучения социальных работников должна обеспечивать подготовку специалистов, умеющих налаживать межличностные отношения с клиентом, воздействуя как на социум, на условия жизнедеятельности человека, так и на него самого, стимулируя его на реализацию внутреннего потенциала, на социальную активность. Только в этом случае удается создать эффективную систему социальной защиты, умело восстанавливать взаимодействие между людьми, улучшать качество их жизни.
А.А. Карловская и Ю.А. Праскова (АмГУ) в своем докладе «Современная государственная молодежная политика в аспекте регионального развития» делают следующие выводы: «Молодежная политика должна быть основана на следующих направлениях:
- развитие творческого, научного, спортивного и иного потенциала молодежи;
- повышение уровней нравственной, правовой, политической культуры молодых людей, а также пропаганда здорового образа жизни, национальных, культурных и семейных ценностей;
- создание единого информационного пространства, способного обеспечить повсеместный доступ молодежи к необходимой информации, его позитивное оформление;
- интеграция государственного и коммерческого секторов экономики в целях стимулирования активности молодежи;
- поощрение создания и поддержка молодежных объединений организаций, коллективов и движений» /5, с.194 – 195/.
Главный акцент в социальной работе с молодежью делается не на предоставлении необходимой помощи, а на минимальной стартовой поддержке. Тем самым государство снимает с себя обязательство всемерной опеки, что уменьшает материальные затраты и стимулирует раскрытие способностей молодых людей, творческий начал посредством развития сети социальных центров. Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления.
Социальные службы должны:
- оказывать поддержку преимущественно в связи с проблемами жизненного старта (следовательно, предоставлять более широкий комплекс услуг);
- учитывать особенности молодежной субкультуры;
Разрабатывать и апробировать инновационные программы, привлекать общественные организации.
Основными целями социальной работы с молодежью являются:
- создание системы социального обслуживания молодежи как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека;
- выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи;
- оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;
- увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
- создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненных кризис, может сохранять чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
- достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (конечная цель).
Сегодня необходимо создавать в социуме условия и механизмы оптимальной социализации молодежи и перехода к новому уровню социальной работы – от отдельных центров и традиционных технологий к государственной межведомственной политике социального обслуживания, созданию системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой.
В настоящее время вопросы социальной поддержки молодежи встали по-новому, основной упор делается на формирование механизмов ее самореализации и проявления жизненного потенциала. Это, в свою очередь, требует новых управленческих и организационно-технологический решений на всех уровнях, новой нормативно-правовой базы и специализированной подготовки и переподготовки кадров, что предполагает разработку модели социальной поддержки молодежи на уровне региона.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Антонов А.И. Социология семьи: Учебник /А.И. Антонов. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 640 с.
2 Безрукова О.Н. Социология молодежи: Учебно-методическое пособие. Факультет социологии СПбГУ /О.Н. Безрукова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 35 с.
3 Волгин Н.А. Социальная политика: Учебник /Н.А. Волгин. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – 548 с.
4 Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов /С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. – М.: Гордарики, 2006. – 206 с.
5 Демографическая ситуация в Приамурье: состояние и перспективы /Материалы региональной научно-практической конференции «Демографическая ситуация и миграционная политика в Приамурье: социально-экономические, правовые и медико-экологические аспекты» 10-11 февраля 2006 года /Научное издание. – 2006. – 400 с.
6 Зайнышева И.Г. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. Высших учебных заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 240 с.
7 Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра – М, 2003. – 395 с.
8 Панов А.М. Справочное пособие по социальной работе /А.М. Панов, Е.И. Холостова. – М.: Юристъ, 1997. – 168 с.
9 Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: учебное пособие /Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 427 с.
10 Холостова Е.И. Технологии социальной работы / Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 400 с.