Реферат: Мебель барокко и классицизма

Мебель Барокко

Барокко («причудливый»). Конец ХVI-первая половина ХVIII вв. Родился в Италии, но развитие получил во Франции при дворе Людовика XIV. Основные элементы восходят к античности. Главное же, что отличает барокко, - это повышенная динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий. Плавные геометрические линии, овалы, спирали и другие более сложные и запутанные очертания. Для формирования выпуклых поверхностей возникает техника деревянного мозаичного набора, когда кусочки фанеры склеивали, шлифовали и покрывали лаком. В результате появляются очень пластичные поверхности предметов: крученые колонны, богато профилированные карнизы и рамки. Мотивами служат щиты, картуши, прихотливо вьющиеся стебли, раковины, венки, гирлянды, фестоны. Вместо дуба мебель теперь изготавливается из ореха. В стульях появляется гнутая ножка. В декор вводится позолота и инкрустация. Все чаще обивается декоративными тканями и украшается бахромой. Впервые появляются гарнитуры, входит в употребление комод.

На смену стилю Ренессанс в ХVII веке пришел декоративный стиль барокко. Пышные динамические формы архитектуры, перегруженные лепкой, живописью, позолотой, нашли свое отражение и в мебели. Предметы обстановки стали очень сложными по форме, с обилием украшений, разнообразными шаблонами карнизов, в которых преобладали лепка, витые колонны, подчеркнутой текучесть формы в отличие от спокойных и четких линий стиля Ренессанс.

Сюжетами резьбы и росписи служат купидоны, негры, гении, наяды, грифоны, орлы, львы, раковины, свернутые ленты, завитки аканта, скомпонованные в пышные, динамические композиции.

Обивают мебель преимущественно бархатом с крупным рисунком. Материал для изготовления мебели — орех и дуб. Основные предметы обстановки — шкафы, бюро-кабинеты, мягкие кресла и стулья.

Мебель барокко (во Франции — стиль Людовика ХIV) называют также мебелью стиля Буль, по имени основателя фирмы целого поколения придворных фабрикантов и мастеров Андре-Шарля Буля. Эта мебель проста по форме, но очень перегружена украшениями и инкрустацией, закрывающими собой всю плоскость дерева. В орнаментике использовались мотивы античного Рима — пышные акантовые завитки, изображения военных трофеев, лавровых венков, мечей. Мебель в стиле Буль была распространена не только во Франции, но и в других странах.

В ХVII веке в обиходе появляется шезлонг — удлиненное кресло с откидной спинкой, удобное для лежания; кресло для сна с полукруглыми выступами на спинке на уровне головы; диваны в виде трех скрепленных кресел с общей спинкой и сиденьем.

Мебель обивают гобеленовой штучной тканью специально скомпонованного рисунка по форме сидений и спинок, как то видно на (5). Рисунки гобеленов состояли из сложных композиций цветов, птиц, растений, животных, атрибутов музыки, перевитых гирляндами и лентами. У стен больших залов и гостиных ставили консоли (особые столы) на двух ножках с зеркалом над ними. Консоли украшали сильно профилированными и прихотливо изогнутыми проножками и картушами. В начале ХVIII века начали появляться письменные столы, комоды, бюро с выдвижными ящиками.

Классицизм (середина ХVIII - ХIХ вв.). Пресыщенность причудливыми формами рококо вызвала к жизни призывы к искусству более трезвому и рациональному. Воскресла мода на античность. Так возник классицизм с его идеями о строгих ясных логичных формах. Капризные формы рококо постепенно «успокаиваются», линии выпрямляются, начинает господствовать ясность и гармоничность пропорций, равновесие частей. Декор сводится к самому необходимому. Мебельные ножки выпрямляются, подчеркивается их функция опорно-несущих конструкций. Они уподобляются суживающимся к низу колоннам. В мебели классицизма уже нет слитности деталей в одну массу, подчеркивается конструктивный принцип. Мягкая мебель обивается тканями с цветочным орнаментом. В декоре преобладают античные мотивы: меандры, нити жемчужин, цветочные или лавровые гирлянды, розетки, фестоны. Нередко употребляются цветные лаки (белый, зеленый) в сочетании с легкой позолотой отдельных деталей. Английский классицизм - это мебель в стилях «шератон» (матовая поверхность дерева, спинки в форме античной лиры или щита с орнаментом) и «хэплуайт» (легкость форм, отдельные детали сохраняют небольшой изгиб, спинки, напоминающие щит, делаются или ажурными, или мягкими).

Эпоху классицизма называют «золотым веком» мебельного искусства. И это не удивительно. Возникший в конце 18 века, в период социально-политических преобразований в странах Европы данный стиль в себе отпечаток господствовавших в то время идей Просвещения и зарождавшегося рационализма. В искусстве того времени происходило переосмысление богатейшего наследия прошлых эпох. А основу любых произведений искусства брались только лучшие образчики прошлого, отсеивалось все ненужное и наносное.

Для классицизма характерны чистые, геометрически правильные, непрерывные плоскости с ярко выраженной осевой симметрией расположения всех элементов. И хоть в мебельном искусстве античное наследие проявлялось наиболее сильно, архитектурных элементов в декоре встречается значительно меньше, впрочем, как и самих украшений. Мебель приобретает более рациональный, строгий вид, становится более демократичной. В отделке чаще всего встречается маркетри, инкрустации и аппликации бронзовыми пластинками. В дизайне же интерьера в целом усиливаются тенденции, тяготеющие к простоте форм.

Мебельное искусство эпохи классицизма в разных странах имело свои отличительные особенности. Во Франции вошли в моду комоды, письменные и консольные столы, женские письменные шкафчики, ширмы, почти лишенные украшений. В их качестве выступали структурные ребра, выделявшиеся на абсолютно гладких поверхностях. Орнаменты же напоминали древнегреческие: меандр (геометрический узор в виде ломанной или кривой линии с завитками), тесьма, цветочный венок или розетка. Мебель для сидения покрывалась неглубокой резьбой, обивалась гобеленом, расшитой тканью, шелком. Из различных пород дерева для украшения различных видов мебели предпочтение отдавалось красному, розовому, черному дереву, net и палисандру. Широко применялась позолота и лакировка по белой либо слегка розовой краске.

Стилистика английского классицизма была также ориентирована на античные образцы. Однако развитие шло по трем направлениям. Мебель художника Роберта Адама отличалась простотой и чистотой контуров с легким, не бросающимся в глаза профилированием. Его стулья и кресла были легки, ажурны, изящны. Спинки имели овальную форму, а ножки сужались к низу. Орнаменты же для украшения художник использовал те, что были найдены при раскопках Помпеи.

Шератон в своей работе отдавал предпочтение строгому классицизму. Его мебель была максимально функциональна, отличалась предельно простыми, конструктивными формами. Но самое главное – именно он изобрел первые образцы удобной, многофункциональной мебели.

Хеппельвайт же был приверженцем французских традиций. И до сих пор его творения считают одним из самых красивых в английском мебельном искусстве. Они покоряют своей элегантностью наравне с тонкостью в отделке и декорировании. Именно Хеппельвайт создал так называемые «ушастые» кресла, которые имели к тому же большое количество разновидностей.

В Германии классицизм распространялся значительно медленнее, чем в других странах Европы. Мебель здесь была более тяжела, грубовата в исполнении, многие формы для нее немцы переняли из стиля барокко.

Наиболее оригинально классицизм проявил себя в Австро-Венгрии. Здесь он получил название «стиль девичьих кос». Именно на них были похожи стилизованные изображения, применяемые в отделке. Однако в целом стиль отличался простотой линий и гармоничностью цветовых сочетаний. Для мебели характерны тщательная проработка деталей и тонко выполненное оформление бронзовых ручек дверец и ящиков, а шкафы изготавливали на основе рамочных конструкций. Шпонирование же изделий производилось в стиле барокко либо в виде шахматной доски.

Классицизм до сих пор привлекает дизайнеров своей относительной простотой и демократичностью. К тому же он «терпим» и к современным образчикам мебели. Даже шкаф-купе легко может вписаться в классический стиль, если тщательно подобрать цвет его деталей в соответствии с другими элементами и общим оформлением помещения.

Интерьеры К. Росси в Аничковом дворце
Оглавление. 1. Введение. - Цель работы. Обоснование выбора темы. 2 - Теоретические основы выбранной темы 3 - Краткая история строительства Аничкова ...
Этим объясняется появление в то время классицизма, стиля, пришедшего на смену художественной системе барокко и рококо, стиля, коренным образом изменившим искусство и повлиявшим на ...
Сущность классицизма, пришедшего на смену барокко и рококо во второй половине XVIII века, заключалось в обращении к античным образцам искусства, подражании им, поиска в них новых ...
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: дипломная работа
Технология изготовления журнального столика
Федеральное агентство по образованию РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский государственный ...
Мебель этого стиля выглядит несколько менее помпезно, блеск приглушеннее, ножки мебели ниже, формы их изогнуты, сидения выдвинуты вперед.
Мебель приобретает более строгие, менее причудливые формы; корпусная мебель (шкафы-буфеты, бюро, секретеры) обретает легкость строго геометрических форм с широкими поверхностями ...
Раздел: Промышленность, производство
Тип: дипломная работа
Стили интерьера
Ампир Ампир (от фр. empire - империя) - стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий XIX века, завершающий ...
Ориентируясь, как и классицизм, на образцы античного искусства, ампир включил в их круг художественное наследие архаической Греции и имперского Рима, черпая из него мотивы для ...
Пышная ажурная резьба в индийском мебельном искусстве - свидетельство особой страсти индусов к декору, украшениям, они использовали для орнаментики любую возможность.
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: учебное пособие
Культурология
1.2 Культура и цивилизация Понятия "культура" и "цивилизация" относятся к одним из самых многозначных, имеющих разнообразные толкования. Впервые слово ...
Мечети не отличаются богатым лепным декором, их украшения имеют плоскостной характер.
В XVII-XVIII вв. происходят огромные изменения в науке и технике, формируется философия Просвещения, в искусстве складываются стили барокко, рококо, классицизм.
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: учебное пособие
Товароведные особенности мебели для сидения и лежания
Кафедра: товароведение и экспертиза товаров Курсовая работа по дисциплине товароведение древесно-мебельных товаров на тему: "Экспертиза качества ...
"Экспертиза качества мебельных изделий (мебель для сидения и лежания)"
- кресло - комфортабельное изделие мебели со спинкой, подлокотниками или без них, предназначенное для сидения одного человека;
Раздел: Рефераты по маркетингу
Тип: курсовая работа