Контрольная работа: Разработка товарной политики фирмы

 


Контрольная работа

По теме

Разработка товарной политики фирмы


1. Понятие жизненного цикла товаров, его стадии

 

Понятие жизненного цикла товара (ЖЦТ) было разработано в 1965г Теодором Ливиттом и находит большое практическое применение в менеджменте и маркетинге. Концепция ЖЦТ исходит из того, что любое изделие, рано или поздно вытесняется с рынка другим. Более новым товаром.

Жизненный цикл товара – это концепция, с помощью которой отображается процесс разработки товара, его сбыта, получения прибыли, поведение конкурентов, развитие стратегического маркетинга от момента зарождения идеи о создании товара до момента снятия его с рынка.

ЖЦТ – это процесс, состоящий из следующих этапов:

Этап разработки товара;

Выведение товара на рынок;

Этап роста;

Этап зрелости;

Этап упадка.

Сбыт и прибыль в стоимостном выражении


I        II      III              IV              V

сбыт

прибыль

 

I этап (Разработка товара)

Разрабатываются связи с затратами на разработку конструкторской деятельности, отработку технологий, подготовку производственных мощностей и персонала.

Предприятие не имеет прибыли, а напротив, несет убытки.

II этап (Выведения) выведения на рынок

Начинается с поступления в продажу первых образцов товара. На этой стадии торговля убыточна, т.к. объем продаж снижается, а маркетинговые расходы (особенно на рекламу) велики.

Влияние элементов маркетинговой политики на объем продаж (по уровню расходов) и значимости таково:

качество товаров;

реклама;

снижение цены;

улучшение сервиса.

На этой стадии производитель может столкнуться со следующими проблемами, оказывающие отрицательное воздействие на объем продаж:

недостаточная реклама;

нежелание покупателей отойти от 45 стереотипов и принять новый товар;

производственные трудности в основе серийного выпуска;

недостаточно высокий темп наращивания объема выпуска;

плохое использование сбытовой сети;

неверное установление цены.

В маркетинге рассматривается 4 стратегии выхода на рынок с новым товаром в зависимости от того, как относится к нему потребитель, каков уровень конкуренции, на сколько хорошо организована реклама.

Стратегия интенсивного маркетинг – отличается тем, что устанавливается высокая цена и расходуется много средств на стимулирование сбыта. Высокой ценой обеспечивается значительная прибыль, а большие усилия по стимулированию сбыта позволяют быстро проникнуть на рынок.

Согласно Котлеру, такая стратегия применима, если

Большинство покупателе не осведомлены о товаре;

Те, кто знает о товаре, не стоят за ценой.

Необходимо 14 конкурентам и вырабатывать у покупателей предпочтительное отношение к товару.

Стратегия выборочного проникновения – это высокая цена при незначительном стимулировании сбыта, т.е. низких расходах на маркетинг.

Используется тогда когда:

Емкость рынка не велика;

Товар большинству покупателей известен;

Покупатели готовы платить высокую цену за товар;

Конкуренция незначительная.

Стратеги широкого проникновения – цена низкая, а затраты на маркетинг высокие. Эта стратегия наиболее успешная для быстрого выхода на рынок, и захвата максимальной доли рынка.

Применяется если:

Велика емкость рынка;

Покупатель плохо осведомлен о товаре;

Высокая цена не приемлемая для большинства покупателей;

Сильная конкуренция;

Увеличение масштаба производства снижение издержек на одно изделие (эффект масштаба).

Стратегия пассивного маркетинг – низкая цена и незначительные расходы на стимулирование сбыта.

Эта стратегия оправдана, если уровень спроса 25 в 26 ценой, поскольку в этом случае низкие расходы на маркетинг обеспечивают достаточную прибыльность продаж.

Условия проведения такой стратегии:

- большая емкость рынка;

- хорошее осведомление о товаре;

- отказ покупателей от приобретения дорогих товара;

- незначительная опасность конкуренции.

III этап роста

Признание покупателями товара и быстрое увеличение спроса на него. Растет объем продаж и прибыльности.

Влияние элементов маркетинговой политики на рост сбыта:

- увеличение рекламы;

- повышение качества;

- снижение цены;

- улучшение сервиса.

На стадии роста усиливается конкуренция, т.к. товар начинает вытеснять товары конкурентов. В этой ситуации фирмы стремятся привлечь на свою сторону независимые сбытовые организации и организовать собственную сбытовую сеть.

Цены не изменяются, фирма стремится поддержать быстрый рост продажи, для чего улучшают товар, модернизируют его, выходят с улучшения товаров на новые сегменты рынка, усиливают рекламу, чтобы сформировать у тех, кто приобрел товар чувство удовлетворения от покупки и 27 к вторичным покупкам.

К концу этой фазы товар приобретают около 50% потенциальных покупателей и после этого переходит в стадию зрелости.

IV этап роста

Характеризуется тем, что большинство покупателей уже приобрело товар (товар имеется приблизительно у 80% потенциальных покупателей).

Темпы роста продаж снижаются, прибыль начинает падать, растут расходы на рекламу и другие маркетинговые мероприятия.

Элементы маркетинговой деятельности по-своему влияют на объем продаж и располагают в следующем порядке:

снижение цены;

улучшение рекламы;

повышение качества;

улучшение сервиса.

На рынке появляются медленно принимающие решение покупатели, возможны вторичные покупатели товаров с незначительным жизненным циклом в эксплуатации.

Для поддержания высокого уровня продаж необходимо:

повышение надежности и удобство товара;

использовать в конкуренции новые современные материалы;

улучшать упаковку;

предлагать набор моделей;

предоставлять и расширять услуги потребителям;

снижать цены;

выходить на новые способы массовой информации;

предлагать новы товарные марки, учитывая изменения вкусов и моды.

V этап роста

Период резкого снижения продаж и      прибыли с помощью модернизации товара, изменение цены и стимулирование сбыта, удается не надолго предотвратить полный спад и даже ввести товар в стадию повторного насыщения. Однако в конце наступает еще более глубокий спад и товар снимается с торгов и производства. Прибыль торговли во время периода обновления падает из-за увеличения расходов на маркетинг. Становится активным вопрос оставлять ли товар на рынке, продолжая его модернизировать или снять с производства, организовать быструю продажу по низким ценам и заменить его новым товаром. Для того, чтобы вынести решение о снятие товара с производства или необходимости его дальнейшей модернизации осуществляется маркетинговый и бухгалтерский контроль, который заключается в изучении динамики объема продаж каждого товара. Далее делается прогноз товара по которому можно ожидать скорого выхода на стадию спада. Если принято решение о целесообразности ухода с рынка, то разрабатывается план ухода.

План ухода – график постепенного прекращения производства и сбыта, перестройка производства и перераспределение ресурсов.


Виды жизненных циклов товаров (по Эвансу и Берману)

А                                            Б                                   В

Г                                             Д                                   Е

Ж

По оси Х откладывается время

По оси Y откладывается объем продаж

Виды жизненных циклов различаются как по продолжительности, так и по форме.

А – Традиционный ЖЦТ товара –включает отчетливые этапы разработки, выведения, роста, зрелости и упадка.

Б – Классический ЖЦТ товара – описывает очень популярные продукты со стабильным сбытом на протяжении долгого периода времени.

В – Кривая увлечения – описывает товар, который получает быстрый взлет и падение популярности.

Г – Продолжительное увлечение – проявление также того, что сбыт продолжается размерах, составляющих незначительную долю от объема реализации.

Д – Сезонная кривая – товар хорошо продается в течении периодов разнесенных во времени (сезоны).

Е – Кривая возобновления – товар устарел, но затем снова получил популярность.

Ж – Провал – продукт вообще не имел успеха.

2. Классификационная характеристика товаров

 

Классификационная характеристика товара

В маркетинге товары представляют собой единство трех составляющих:

Полезных качеств;

Физических свойств;

Дополнительных услуг.

Полезные качества – это те характеристики, которые позволяют удовлетворять определенные нужды потребителей.

Физические свойства. Полезные качества должны быть материализованы в осязаемый продукт, т.е. обладать физическими свойствами. При этом нельзя забывать об упаковке товара, дизайне, торговой марке, поскольку для потребителя иногда оказывается наиболее важно то, как выглядит товар, чем то, что находится внутри.

Дополнительные услуги. Потребителя привлекают и дополнительные услуги, оказываемые после покупки товара: доставка, установка, гарантия, послепродажное обслуживание.

Классификация товаров по долговечности

По долговечности товары можно разделить на 3 группы:

Товары длительного пользования – в следствие тщательного обдумывания потребителем покупки большое влияние имеет информативная функция рекламы, личная продажа, избирательность распределения.

Товары краткосрочного пользования – важно стимулирование продаж с помощью ценовых скидок, поощряющих повторные покупки. Реклама призвана выражать скорее образы и символы, побуждающие к потреблению, нежели обеспечить информацию.

Услуги – нематериальные объекты продажи в виде выгод, получаемых потребителем и не предполагающих передачу прав собственности.

Классификация товаров по новизне

По новизне. Товар может быть новым:

Для предприятия – когда оно само осуществляет процесс разработки испытаний, производства и внедрения товара на рынок.

Для потребителей – когда они не обладают предварительными знаниями о товаре в момент внедрения его на рынок.

Для предприятия и для потребителей.

 

Классификация новых товаров

Новые для потребителя

Новые для производителя

ДА НЕТ
ДА Инновация Дубликация
НЕТ Модификация Не новый товар

Товары, известные предприятию, но приобретающие какие-либо новые качествами с точки зрения потребителей, называются модификационными товарами.

Три типа модификаций

Пересмотренный товар – усовершенствование существующего товара.

Дополнение – расширение соответствующего потока товара.

Новое представление – сообщение о новой характерной черте товара, которая не связана с изменением физических свойств товара.

Все предприятия подразделяются на две группы в зависимости от своего отношения к производству новых товаров:

Предприятия, делающие акцент на инновации, вкладывающие большие ресурсы в исследования и разработки, берущие на себя риск по выведению нового товара на рынок, тратящие большие средства на рекламу.

Предприятия не желающие рисковать, следующие вторыми и третьими за новаторами; предприятия сосредотачивают свои усилия на уже существующих рынках сбыта. В результате, перекладывая на фирму-лидера основную тяжесть по разработке и выведению новых товаров на рынок, достигается значительная экономия средств.

Неудачи, связанные с выведением нового товара на рынок, могут быть результатом следующего:

Причины неудач при выведении нового товара

Неудачное техническое решение;

Противодействие конкурентам;

Недостаточность учета запросов потребителей;

Недостаточные исследования в области маркетинга.

Избежать эти неудачи можно с помощью отлаживания на предприятии процесса разработки новых товаров, который состоит из четырех этапов.

3. Стратегическая разработка товара

 

Этапы разработки нового товара

Определение возможного выпуска нового товара.

Неудовлетворенные нужды потребителей являются одним из главных источников возможного выпуска нового товара. Поэтому на данном этапе важно установить требования покупателей в отношении различных характеристик будущего товара: полезных свойств, физических характеристик, цены, дизайна и т.д.

Формулировка целей.

Следует оценить выгоду которую новые товары дадут предприятию:

Объем продаж;

Прибыль от капиталовложений;

Период окупаемости затрат;

Занимаемая доля на рынке.

Процесс создания товара.

Этот этап начинается с поиска идей товара, способного удовлетворить выявленную потребность потребителя. Источником идей являются:

Сами потребители;

Специалисты и конструкторы научно-исследовательских лабораторий;

Товары конкурентов, которые можно улучшить;

Торговый персонал;

Посредники, имеющие прямые контакты с потребителями.

Затем следует НИОКР, когда идея должна превратиться в реальный товар, подлежащий испытаниям в лаборатории и в эксплуатационных условиях. Выбирая рынки для испытаний необходимо учесть следующие:

Они должны представлять именно тех потребителей, для которых предназначен товар и отражать условия конкуренции.

Время испытаний должно быть достаточным для того, чтобы определить уровень повторных покупок.

В результате фирма получит информацию, позволяющую исправить недостатки в самом товаре и своей маркетинговой деятельности. Однако, следует учесть, что рыночные испытания дают возможность конкурентам дублировать товар в течении времени испытания. Поэтому многие западные фирмы используют менее дорогостоящие и менее продолжительные испытания.

Например:

Модель испытывается в магазине, когда потребителям предлагается возможность рассмотрения товара в соответствующих эксплуатационных условиях и затем следят за повторными покупками.

Эксперимент «торговой войны», когда товары помещается в дома потребителей, чтобы узнать их мнение и проследить уровень последующих покупок.

Производители товаров производственно-технического назначения считают испытательный маркетинг нецелесообразным, т.к. слишком дорого опробовать на рынке испытания сложного оборудования, изготовленного с помощью высокоразвитых технологий. Кроме того, ограниченное число потребителей этого вида продукции позволяет производителю непосредственно контактировать с потребителем по вопросу относительно качества нового товара.

Подготовка рынка сбыта.

После того, как товар прошел разработку и испытания, принимается решение о том, как и на какие рынки сбыта выводить свой товар.

Например, если предприятие решило выходить на региональный рынок, то это можно сделать двумя способами:

постепенно распространить свой товар от города к городу;

немедленно внедрить товар во всем регионе.

Управление товаром.

После выведения нового товара на рынок необходимо проведение мероприятий, увеличивающих спрос на него. Они могут касаться марки, товарной группы, товарной номенклатуры. Марка ассоциироваться в сознании потребителя с качеством товара.

Марка может состоять из марочного названия, т.е. термина, который можно произнести; марочного знака, т.е. знака, который можно обозначить; или их сочетания.

При выборе марочного названия, надо учесть что оно должно:

Марочное название должно

выявлять преимущества товара;

соответствовать образцу товара;

быть легко произносимым и запоминающимся;

легко и однозначно переводиться на другой язык, не получая дополнительного смыслового значения.

Важный компонент марки – упаковка, которая кроме своего функционального назначения (обеспечение сохранности и целостности), выступает как средство информирования покупателя и стимулирования сбыта. В ряде случаев, упаковка способна заменить рекламу.

Виды марочных названий

Индивидуальное марочное название.

Преимущество – предприятие не связывает свою репутацию с факторами восприятия или не восприятия какого-либо товара; если товар потерпел неудачу, то это не нанесет ущерба имени предприятия.

Наименование марки по названию предприятия.

Наименование марки по географическому названию.

Единое марочное название для всех товаров предприятия. Целесообразно применять, если:

Набор предполагаемых товаров не слишком разнороден;

Само предприятие имеет имя, вызывающее положительную реакцию.

Важное преимущество – предприятие значительно экономит средства за счет стимулирования сбыта многих товаров в одном мероприятии.

Коллективное марочное название. Применяется для товарной группы и широко практикуется парфюмерно-косметическими предприятиями.

 

4. Ассортиментная продукция

 

Ключевой момент в управлении товарным ассортиментом (товарной группы) – определение его состава по ширине и глубине.

Товарный ассортимент – группа товаров, сходных между собой по своему назначению и функционированию.

Глубина товарного ассортимента – количество различных видов марок, размеров, моделей внутри одной товарной группы.

Углубляя товарный ассортимент, необходимо предоставить потребителю возможность выбора. Но чрезмерное углубление ассортимента может привести к отвлечению покупателей от уже существующих марок, новинками с сомнительными преимуществами. Если углубление ассортимента означает добавление разновидностей товара в уже существующих рамках, то расширение ассортимента предполагает выход за эти рамки и связано с разнообразием товаров.

Принимать решение относительно глубины и ширины ассортимента можно на основании следующих стратегий:

Удлинение ассортиментной группы – дополнение к ассортименту товаров той же группы.

Использование марки в качестве рычага – следует использовать ту марку, которая пользуется доверием и признанием у потребителей. Эта стратегия является выгодной, поскольку вывести новый товар под уже существующей маркой гораздо дешевле, чем выводить товар под новой маркой.

Урезание товарной группы – означает уменьшение глубины товарного ассортимента и применяется, если произошло устаревание какой-либо разновидности товара или снижение уровня реализации приводит к потере прибыли.

Сокращение товарной группы – уменьшение ее широты за счет уменьшения разнообразия предлагаемых предметов. Это может быть вызвано неудачным выбором марки для использования ее в качестве рычага.

5. Разработка упаковки и оформления товара

 

Товарная номенклатура – это совокупность всех ассортиментных групп, предлагаемых производителю. Решения, которые принимаются по товарной номенклатуры касаются комбинации товарных групп. Они отражаются в маркетинговых планах и выявляют размеры ассигнований на каждую товарную группу.

Широта номенклатуры товаров – показывает количество товарных групп ее составляющих.

Глубина номенклатуры товаров – показывает наличие в каждой ассортиментной группе различных марок и моделей.