Реферат: Ответственность за экологический ущерб
Содержание
Введение
1. Риск
2. Ответственность без вины
Вывод
Введение
Проблема международной ответственности за экологический ущерб является одной из сложнейших в международном праве и не имеет однозначного решения ни в доктрине, ни в практике межгосударственного общения.
Во многих случаях причинённый природе ущерб имеет необратимый характер. Председатель состоявшегося в августе 1999 года Международного ботанического конгресса П.Рейвен сообщил, что основываясь на нынешних тенденциях, мы предвидим исчезновение примерно двух третей видов всех птиц, млекопитающих, насекомых и растений к концу следующего века. Естественный процесс образования угля, нефти, газа и других полезных ископаемых длится миллионы лет. Сегодня эти ресурсы на исходе. Некомпенсируемый характер носит также вырубка леса во многих странах. Происходит изменение природной среды, уменьшение природных ресурсов, ослабели восстановительные процессы.
Здоровье является одной из наиболее высоких человеческих ценностей, а негативные изменения окружающей среды непосредственно влияют на него. Увеличивается количество генных патологий, ослабляется иммунная система человека, появляются новые, быстро распространяющиеся заболевания. Из-за загрязнённости окружающей среды каждый десятый ребёнок в России рождается с отклонениями.
Таким образом, проблема окружающей среды характеризуется планетарным масштабом. От её решения зависит выживание человечества. Успех может быть достигнут лишь в результате активного сотрудничества государств. Национальные части окружающей среды образуют единую глобальную систему. Защита этой системы должна стать одной из главных целей международного сотрудничества и составным элементом концепции международной безопасности. Принцип борьбы за экологическую безопасность стал нормой международного права и находит отражение в конкретных международно-правовых договорах.
Разрушение жизнеобеспечивающих систем являющихся фундаментом существования человека, вследствие деградации окружающей среды представляет собой не меньшую угрозу, чем военная опасность, в результате чего экологические издержки трансформируются в социальные[1]
В резолюции 1981 года Генеральная Ассамблея ООН указала значение мира для охраны природы и отметила обратную зависимость- сохранение природы вносит вклад в упрочение мира, обеспечивая правильное использование природных ресурсов.
Всё сказанное стимулирует динамичное развитие норм международной ответственности за экологический ущерб.
Если природоохранительная деятельная деятельность на национальном уровне осуществлялась и регулировалась в определённой степени уже в древности, то международное сотрудничество в области охраны окружающей среды зародилось в конце XXI века. Сначала оно носило эпизодический характер, основывалось на двусторонних мерах, касалось охраны отдельных природных объектов. Одним из первых было Соглашение об охране морских котиков 1897 года. В XX веке под воздействием научно-технического прогресса, развитием новых технологий, появлением и распространением новых видов оружия, возросло использование природных ресурсов и, соответственно, загрязнение окружающей среды. Поэтому во второй половине XX века началось активное многостороннее природоохранительное сотрудничество государств.
Даже высокая эффективность природоохранительной деятельности на национальном уровне не означает полного решения проблемы обеспечения охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в пределах планеты. Вне пределов национальной юрисдикции остаются Мировой океан, Антарктика, Космос и другие природные ресурсы, которые интенсивно эксплуатируются и подвергаются воздействию мирового сообщества. Кроме того, в процессе хозяйственной и иной деятельности на своей территории государства оказывают вредное воздействие на состояния окружающей среды соседних государств и международных территорий.
1. Риск
Причинение экологического ущерба может выражаться в осуществлении любого деяния, которое причиняет вред здоровью, условиям жизни человека и любому объекту окружающей природной среды.
Таким образом, ущерб окружающей природной среде, как загрязнение, радиация, шум, взрывы, вибрация, другие виды энергии, наводнения, пожары, землетрясения, песочные осыпи, другие экологические бедствия или иной вред здоровью и условиям жизни людей, природным ресурсам и экосистемам, возникший в результате любого прямого или косвенного воздействия человека на окружающую природную среду.
Для возникновения международно-правовой ответственности вредные последствия деятельности должны выходить за пределы юрисдикции государства, осуществляющего такую деятельность. То есть ущерб должен носить трансграничный характер. Ущерб, причинённый окружающей среде, является трансграничным тогда, когда деяние, в результате которого он возникает, осуществляется на территории одного государства, а ущерб причиняется на территории за пределами юрисдикции или контроля этого государства.
Деятельность, в результате которой причиняется ущерб, носящий пагубный характер, может подлежать полному запрету. К этой категории можно отнести некоторые виды ядерных испытаний в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Причиной запрета такой деятельности являются масштабы вредных последствий, возникающих в результате её осуществления.
Деятельность, наносящая ущерб другому государству, может осуществляться:
· В пределах территориальной юрисдикции или контроля государства, осуществляющего эту деятельность, или за их пределами;
· На совместно используемом участке, а ущерб может быть нанесён другому государству либо на совместно используемом участке, либо в пределах территориальной юрисдикции или контроля потерпевшего государства[2]
Причинение экологического ущерба деятельностью, которая при обычных условиях не связана с риском, возможно либо в результате каких-либо неожиданных событий. Причинение экологического ущерба также возможно в результате обычного осуществления деятельности.
При современных масштабах и интенсивности антропогенного воздействия на окружающую среду концепция ответственности за правонарушение не всегда может служить адекватным правовым средством обеспечения природоохранных интересов. Экологический ущерб в таком случае остаётся в стороне. Следовательно, необходима более гибкая концепция ответственности за экологический ущерб.
В последнее время внимание, как на национальном, так и на международном уровне сосредоточилась на концепции ответственности за ущерб, причинённый правомерной деятельностью. В литературе такая ответственность называется ответственностью без вины, строгой, абсолютной, объективной, компенсационной. Эти концепции имеют свои особенности, однако, по сути, они близки друг к другу. Обострение внимания к указанному виду ответственности связано с тем, что:
· Производственные процессы стали технически более сложными. Поэтому становиться всё труднее доказать, что ущерб в результате такой деятельности является результатом небрежности. Таким образом, возникает необходимость избавить Истца от бремени доказывания вины Ответчика;
· Ущерб, причинённый некоторыми видами деятельности может быть существенным, а последствия- очень тяжёлыми;
· Когда известно, что за ущерб, причинённый окружающей среде, придётся нести ответственность, то можно предположить, что будут приняты дополнительные меры предосторожности.
Таким образом для концепции ответственности за вред, причинённый правомерной деятельностью, большое значение имеет понятие риска. Это понятие было сформулировано Организацией экономического сотрудничества и развития.
Риск- это внесение человеком в окружающую среду веществ или энергии, приводящих к таким разрушительным последствиям, которые по своему характеру создают угрозу здоровью человека, наносят ущерб живым ресурсам и экосистемам и создают помехи или препятствия для рекреационного и другого правомерного использования окружающей среды.
Что касается правомерной деятельности, связанной с риском, то для урегулирования порядка возникновения ответственности, в результате причинения ущерба такой деятельностью необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Является ли законной деятельность, связанная с риском?
2. Обязано ли государство происхождения ущерба его компенсировать, если ущерб был причинён деятельностью, связанной с риском?
3. Если государство обязано компенсировать такой ущерб, будет ли в этом случае ответственность государства – ответственность sine delicto?[3]
Любые виды деятельности, связанной с риском могут быть признаны законными при соблюдении как минимум 2 условий:
1. Должны приниматься соответствующие меры для предотвращения или минимизации риска возникновения трансграничного ущерба в результате осуществления такой деятельности;
2. Ущерб, причинённый такой деятельностью, должен быть компенсирован[4].
Комиссия международного права ООН подчеркнула, что предупреждение трансграничного ущерба окружающей природной среде должно осуществляться с соблюдением следующих условий;
· В большинстве государств до начала осуществления деятельности, связанной с риском, оператор обязан получить соответствующее разрешение от государственных органов на осуществление такой деятельности;
· До получения разрешения, государство определяет степень и характер риска, соответствующей деятельности, в том числе воздействие на человека, имущество, окружающую среду как внутри государства, так и за его пределами.
· Государство происхождения связанной с риском деятельности должно предоставлять необходимую техническую и другую информацию государствам, которым может быть причинён трансграничный ущерб в результате осуществления этой деятельности;
· Государства происхождения и государства, которым может быть нанесён трансграничный ущерб, должны проводить совместные консультации для принятия мер, необходимых для предотвращения или минимизации ущерба и совместной деятельности в этом направлении;
· В любом случае, государство происхождения деятельности, связанной с риском обязано принять все необходимые для предупреждения и минимизации трансграничного ущерба меры. Нарушение государством этой обязанности влечёт за собой возникновение ответственности за неправомерные действия.
Деятельность, сопряжённая с риском причинения ущерба окружающей среде должна иметь физическое качество, а её последствия должны вытекать из этого качества.
Комиссия международного права ООН пришла к выводу, что любой вид человеческой деятельности сопряжён с той или иной степенью риска. Дать количественную оценку этому риску невозможно. Поэтому не имеет смысла создавать исчерпывающий перечень опасных веществ, использование которых связано с той или иной степенью риска. Такой вывод можно сделать по двум основным причинам. Во-первых, в мире существую 60 000 химических веществ, и невозможно знать все последствия их применения. Во-вторых, некоторые вещества, например, вода не являются опасными, однако в некоторых случаях могут предоставлять опасность.
Поэтому список должен быть ориентировочным, фигурировать в качестве приложения и дополнять общее определение опасных видов деятельности, которое должно быть максимально развёрнутым.
Риск- это основной компонент опасных видов деятельности. Он связан со степенью вероятности возникновения вредных последствий в результате соответствующей деятельности. Опасность того или иного вида деятельности определяется степенью риска возникновения ущерба и размером этого ущерба.
Деятельность, связанную с риском, можно разделить на 2 группы:
1. Деятельность, сопряжённая с риском, то есть деятельность, приводящая к повышенному риску причинения трансграничного ущерба;
2. Деятельность, сопряжённая с вредными последствиями, то есть деятельность, причиняющая трансграничный ущерб в результате её обычного осуществления.
2. «Ответственность без вины»
«Ответственность без вины» предусмотрена внутренним правом многих государств. Для возникновения ответственности без вины достаточно доказать лишь наличие ущерба и нет необходимости доказывания вины. В этом случае бремя доказывания вины не может быть возложено на невиновную пострадавшую сторону.
Понятие ответственности возникло и развивалось во внутреннем праве с совершением деликтов. Концепция ответственности за ущерб, причинённый правомерной деятельностью, которая связана с повышенной опасностью, является относительно новой, но признаётся в большинстве правовых систем мира. Однако в различных правовых системах используются различные понятия, в качестве основы данной концепции, такие как «предполагаемая вина», «риск», «проводимая опасная деятельность» и т.д. но очевидно, что ответственность за ущерб от правомерной деятельности, является общим принципом, его понимание и формулировки аналогичны, несмотря на разницу в конкретном применении этого принципа в различных государствах.
Важными принципами ответственности за экологический ущерб, причинённый правомерной деятельностью, в международном праве являются принципы Стокгольмской декларации 1972 года и Декларации Рио-де-Жанейро 1992 года. В этих документах государствам предполагается осуществлять сотрудничество в дальнейшем развитии международного права в связи с вопросами ответственности и возмещения за вредные последствия экологического ущерба, причинённого деятельностью, находящейся под их юрисдикцией или контролем в отношении районов, не подпадающих по их юрисдикцию.
В 1969 году была принята международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью. В этой конвенции рассмотрены 4 важных вопроса:
1. Устранение юридических препятствий для получения прибрежными государствами соответствующей компенсации;
2. Согласования режима ответственности, который до настоящего времени основывался на некоторых общих положениях деликтного права;
3. Обеспечение выплаты источником загрязнения надлежащего возмещения на нанесённый ущерб;
4. Распределение расходов в свете Конвенции об ограничении ответственности владельцев морских судов 1957 года.
В результате анализа соответствующих международно-правовых норм, можно указать на следующие основные характеристики режима ответственности за экологический ущерб, причинённый правомерной деятельностью:
· Оператор обязан осуществлять постоянное страхование своей деятельности или обеспечивать другие гарантии для покрытия максимальной компенсации в случае причинения ущерба;
· Государство происхождения обязано следовать принципу недискриминации.
· Вопросы непосредственно не урегулированные международно-правовыми договорами, должно регулироваться национальным правом и не должны противоречить нормам международного права;
· Решения суда одного государства должны иметь равную силу на территории, находящейся под юрисдикцией другого государства.
Однако для того чтобы предотвратить или компенсировать причинённый ущерб, необходимо выяснить на кого возлагается ответственность за причинение этого ущерба. Ответственность возлагается на лицо, под контролем которого находилась деятельность, в результате осуществления которой был причинён ущерб.
Следующим важным вопросом является вопрос о законной силе решения суда. Международная Конвенция об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 года предусматривает исключение из правила о невозможности пересмотра вступившего в законную силу решения суда. Так, «всякое решение суда признаётся в любом государстве-участнике, за исключением случаев, когда решение было вынесено в результате обмана, или ответчик не был извещён в разумный срок, и ему не была предоставлена возможность защищать своё дело в суде[5].
Таким образом, основная предпосылка международно-правовой ответственности государства - это способность выбирать в объективно обусловленных ситуациях определённый вариант поведения и быть ответственным за сделанный выбор[6].
Сегодня понятие ответственности употребляется в 2 смыслах. Термин «responsibility» означает ответственность за нарушение международно-правовых обязательств, то есть ответственность за неправомерные деяния. Эта ответственность возникает в случае нарушения нормы права. Термин «liability» означает материальную ответственность.
Разделение обязанностей на первичные и вторичные указывает на существенную разницу в значении понятий «responsibility» и «liability». Если ущерб был причинён в результате последствий, котороые государство должно было предотвратить, такое государство может быть освобождено от ответственности за неправомерные действия(responsibility), если докажет, что приняло все возможные меры для предотвращения последствий. Однако в данном случае государство не освобождается от материальной ответственности (liability) и будет обязано компенсировать причинённый ущерб.
Фактическим основанием ответственности государств за ущерб, причинённый правомерными действиями, являются:
1. Событие;
2. Ущерб;
3. Причинно-следственная связь между ними.
Событие связано с правомерным поведением государства, причиняющим ущерб другому государству.
Ущерб, причинённый событием, может быть только материальным.
Событие, которое является основанием ответственности за ущерб, причинённый правомерной деятельностью, причиняет потерпевшему государству материальный ущерб. Однако оно не посягает на нематериальные интересы государства, которые защищаются правом. В силу этого смысл ответственности за такой ущерб состоит в возмещении материального ущерба, и не является следствием посягательства на международный правопорядок., носит компенсационный характер.
Особыми формами ответственности за ущерб, возникший в результате правомерных действий, могут быть- денежная компенсация, услуги, техническая помощь и предоставление различного рода материальных ценностей и т.д.
В отличие от ответственности за правонарушение ответственность за ущерб, причинённый в результате правомерной деятельности, выполняет стимулирующую функцию, природа и цель которой существенно отличает её от превентивной функции, выполняемой ответственностью за правонарушение.
Вывод
Таким образом, сущность понятия ответственности за ущерб, причинённый правомерной деятельностью, состоит в необходимости возлагать ответственность за те виды деятельности, которые являются законными, но влекут за собой экстраординарный риск причинения трансграничного ущерба. Фактическими основаниями такой ответственности государства являются событие, ущерб и причинно-следственная связь между ними. Такая ответственность не является следствием посягательства на международный правопорядок. Сегодня существует достаточно большое количество международно-правовых актов, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды. Однако они регулируют отношения в специальных областях, и большинство из них предусматривает ответственность за неправомерную деятельность. Поэтому необходим единый международно-правовой акт, регулирующий вопросы ответственности и предотвращения трансграничного ущерба окружающей среде, возникающего в результате осуществления правомерной деятельности.
Комиссии международного права ООН удалось разработать наиболее общие минимальные правила предотвращения трансграничного ущерба от опасных видов деятельности. Сделано это в соответствие с принципами и целями позитивного международного права. Есть основания предполагать, что в будущем эти положения станут нормами международного публичного права.
[1] Копылов М.Н.- Юрист-международник, 2003г. №1,с30
[2] Боклан Д.С. – журнал «Международное право» //International law// 2004г. №4 (20),с.51
[3] Боклан Д.С. – журнал «Международное право» //International law// 2004г. №4 (20), с.51
[4] Там же, с.52
[5] «Международная Конвенция об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ», ст. 40
[6] Василенко В.А.- Ответственность государств за международные правонарушения. 1976г., с.17