Реферат: Педагогические особенности развития театрально-игровых умений в ДОУ

Педагогические особенности развития театрально-игровых умений в ДОУ

 

Проблему кризиса культуры можно решить только на пути достижения гармонии, уникальности и целостности личности. Вот почему сегодня все культуры исследуются на основе общего принципа культуросообразности, а педагогика становится метапедагогикой – теорией, создающей устойчивые культуросообразные нормы. Задачу воспитания культуры существования в мире, ориентированной на общечеловеческие ценности, может решить педагогика искусства.

Театр является традиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.)

На протяжении веков функции театра не менялись, но в разные эпохи на определенные из них делались акценты. Театр, будучи институтом социального общения, всегда влиял на общественно-организационные процессы, обычно представляя при этом интересы ведущего класса (А.Н.Леонтьев)

Огромную, ни с чем не сравнимую радость доставляет театр детям, праздничное и радостное представление об окружающем мире.

Работы академика Н.Бехтеревой, профессора Д.Камбаровой, научных сотрудников С.Маневского и В.Матвеевой установили, что улыбка повышает активность. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию, и именно поэтому мы решили обратиться к этому виду искусства и деятельности.

Творчество детей носит глубоко личностный характер. Оно определяется неповторимостью личности каждого ребенка и уникальностью накопленного им опыта. Процесс детского творчества чрезвычайно индивидуален и не терпит «валового подхода» (Н.Н.Поддъяков). В процессе присвоения материальной и духовной культуры происходит не простое накопление фактов, а развитие разнообразных, в том числе художественно-творческих способностей личности.

В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.

Проведенные исследования вышеназванных ученых показали, что дошкольный возраст, дает прекрасные возможности для развития творческих способностей детей. И от того, насколько были использованы эти способности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Для этого нами разработано перспективное планирование и методическое обеспечение кружка театрализовано-игровой деятельности «Лицедеи».

Ежегодно в нашем городе проводится театральный фестиваль среди дошкольных образовательных учреждений. В этом году нами было принято в нем участие. В связи с этим была создана творческая группа, куда вошли: Савко Н.А. – заместитель заведующей по УВР, Даниленко А.Ю. – музыкальный руководитель, Овсянникова Т.А. – руководитель по изобразительной деятельности, Бамбурова Н.П. – воспитатель.

Наша совместная деятельность строится на принципах личностно-ориентированной педагогики: гуманизации, взаимосвязи и взаимопроникновения разнообразных видов деятельности, индивидуализации, ориентации на зону ближайшего развития.

Целью творческой группы явилось разработка методики по развитию театрально-игровых умений детей дошкольного возраста. Содержательным стержнем нашей методики явилось разработка сценариев, комплекса игр, изготовление декораций и костюмов, а также постановка сценической речи и движений детей. Членами творческой группы было решено выбрать сценарий «Двенадцать месяцев», а затем адаптировать его к нашим условиям.

Работа по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

·  художественное восприятие литературных произведений;

·  освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);

·  самостоятельная творческая деятельность детей.

Исходя из этого мы начали активную работу с детьми. В начале было выразительное чтение произведения, затем проведена по нему беседа, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности.

Одним из главных условий послужило эмоциональное отношение взрослого к читаемому. При чтении детям необходима не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога. Для детей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Затем были показаны иллюстрации, подходящие к прочитанному произведению. И наконец, большое внимание мы отвели обучению детей мимике, движениям, учили их передавать настроение и характер героев.

После беседы о прочитанном, и подобных упражнений, вновь вернулись к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Причем никогда нельзя требовать буквального воспроизведения содержания. При необходимости можно непринужденно поправить ребенка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Когда текст был хорошо усвоен, мы использовали прием поощрения точности и выразительности его изложения детьми.

Большое внимание мы уделяли взаимодействию с родителями при подготовке спектакля: они оказывали помощь воспитателю в изготовлении костюмов, декораций, заучиванию текста дома, организации представлений для детей, выполнение родителями роли зрителей.

Выше изложенные методы привели нас к результату, который выразился в том, что наш творческий коллектив занял третье место в кустовом методическом объединении города. Все проведенные нами мероприятия способствуют формированию социально-необходимых навыков и знаний, повышению общей культуры дошкольника.

В заключении отметим, что театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры в разных видов искусства, которые находят свой воплощение в театрально-игровой деятельности.


Список литературы

1.  http://www.teatrskazok.ru/articles/Teatralizovannoe_vospitanie dosholnika.php

2.  http://festival.1september.ru/articles/416190/

3.  Антипина, А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду : игры, упражнения, сценарии / А. Е. Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

4.  Бекина, С. И. Музыка и движение / С. И. Бекина. – М.: Просвещение, 1984.

5.  Венгер, Н. Ю. Путь к развитию творчества / Н. Ю. Венгер Дошкольное воспитание. – 1982. - № 11. – С. 32-38.

6.  Театр в современной России : состояние и перспективы Аналитический вестник. – 1998. - №4.

Развитие творческого воображения дошкольников в процессе ...
Раздел I. Теоретические основы проблемы развития творческого воображения дошкольников в театрализованной деятельности 1.1 Развитие творческого ...
По мнению С.Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников - это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают ...
Развитие проблемы театрализованных игр дошкольников рассматривала Л.В. Артемова, замечая, что все ныне существующие практические рекомендации к театральным играм сводятся в ...
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: курсовая работа
Влияние театральной деятельности на музыкальное развитие детей
Содержание: Глава 1. Обзор литературы по проблеме влияния театрализованной деятельности на музыкальное развитие детей 1.1 Формирование творческой ...
... и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от ...
Э.Г. Чуриловой "Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников", А.Е. Антипиной "Театрализованная деятельность в детском саду" и С.И ...
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: курсовая работа
Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного ...
Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Государственное ...
Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович) [8] игры-драматизации входят в раздел "Творческие игры", где в старшей дошкольном возрасте предусматривается разыгрывание в творческих ...
В программе "Воспитание и обучение в детском саду" под редакцией (М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой) [22], в разделе "Театрализованные игры" отмечается, что в старшем ...
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа
Становление вариативной системы дошкольного образования
СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Вариативность образовательной системы дошкольного образования 1.1 Вариативность образовательной системы как предмет научного ...
Большая часть детских учреждений решает задачи общего развития детей, но уже имеются учреждения, ставящие целью раннее развитие специальных способностей дошкольников (эстетические ...
В целях обмена опытом были проведены открытые просмотры игровой деятельности с детьми на прогулке, театрализованной игры.
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа
... объектов культуры на примере Драматического Лицейского театра
ВВЕДЕНИЕ Отличительной чертой Public Realations в наши дни стало осознание специфичности применения этих технологий в различных сферах деятельности. И ...
Родовое понятие театра подразделяется на виды театрального искусства: драматический театр, оперный, балетный, театр пантомимы и т.д. Происхождение термина связано с древнегреческим ...
Для нашей маленькой труппы этот изумительный город открылся чудесной театральной сказкой в восхитительных декорациях самой природы.
Раздел: Рефераты по маркетингу
Тип: дипломная работа