Контрольная работа: Жизненный цикл автоматизированной системы

Жизненный цикл автоматизированной системы


Современные информационные системы разрабатываются на основе стандартов. Стандарты жизненного цикла определяют то, как создается, развертывается, применяется и ликвидируется система.

Под жизненным циклом системы обычно понимается непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания системы и заканчивается в момент ее полного изъятия из эксплуатации.

Роль и место специалиста экономического профиля на стадиях жизненного цикла создания, развития и эксплуатации информационной системы

1. Анализ первичных требований и планирование работ

Данный этап предваряет инициацию работ над проектом.

Его основными задачами являются: анализ первичных бизнес-требований, предварительная экономическая оценка проекта, построение план-графика выполнения работ, создание и обучение совместной рабочей группы.

2. Проведение обследования деятельности предприятия

В рамках данного этапа осуществляется:

-  предварительное выявление требовании, предъявляемых к будущей системе;

-  определение оргштатной и топологической структур предприятия;

-  определение перечня целевых задач (функций) предприятия;

-  анализ распределения функций по подразделениям и сотрудникам;

-  определение перечня применяемых на предприятии средств автоматизации.

При этом выявляются функциональные деятельности каждого из подразделений предприятия и функциональные взаимодействия между ними, информационные потоки внутри подразделений и между ними, внешние по отношению к предприятию объекты и внешние информационные взаимодействия.

3. Построение моделей деятельности предприятия

На данном этапе осуществляется обработка результатов обследования и построение моделей деятельности предприятия следующих двух видов:

модели "как есть", представляющей собой "снимок" положения дел на предприятии (оргштатная структура, взаимодействия подразделений, принятые технологии, автоматизированные и неавтоматизированные бизнес-процессы и т.д.) на момент обследования и позволяющей понять, что делает и как функционирует данное предприятие с позиций системного анализа, а также на основе автоматической верификации выявить ряд ошибок и узких мест и сформулировать ряд предложений по улучшению ситуации,

модели "как должно быть", интегрирующей перспективные предложения руководства и сотрудников предприятия, экспертов и системных аналитиков и позволяющей сформировать видение новых рациональных технологий работы предприятия.

Переход от модели "как есть" к модели "как должно быть" осуществляется следующими двумя способами.

1) Совершенствование технологий на основе оценки их эффективности. При этом критериями оценки являются стоимостные и временные затраты выполнения бизнес-процессов, дублирование и противоречивость выполнения отдельных задач бизнес-процесса, степень загруженности сотрудников ("легкий" реинжиниринг).

2) Радикальное изменение технологий и переосмысление бизнес-процессов ("жесткий" реинжиниринг).

Построенные модели являются не просто реализацией начальных этапов разработки системы и техническим заданием на последующие этапы. Они представляют собой самостоятельный отделяемый результат, имеющий большое практическое значение, в частности:

4. Разработка системного проекта

Данный этап является первой фазой разработки собственно системы автоматизации (именно, фазой анализа требований к системе), на которой требования заказчика уточняются, формализуются и документируются. На этом этапе определяются:

-  архитектура системы, ее функции, внешние условия ее функционирования, распределение функций между аппаратной и программной частями;

-  интерфейсы и распределение функций между человеком и системой;

-  требования к программным и информационным компонентам системы, необходимые аппаратные ресурсы, требования к базе данных, физические характеристики компонент системы, их интерфейсы;

-  состав людей и работ, имеющих отношение к системе;

-  ограничения в процессе разработки (директивные сроки завершения отдельных этапов, имеющиеся ресурсы, организационные процедуры и мероприятия, обеспечивающие защиту информации).

По завершении данного этапа (после согласования системного проекта с заказчиком) изменяется роль консультанта. Отныне он как бы становится на сторону заказчика, и одной из его основных функций на всех последующих этапах работ будет являться контроль на соответствие требованиям, зафиксированным в системном проекте.

5. Разработка предложений по автоматизации предприятия

На основании системного проекта осуществляется:

-  составление перечня автоматизированных рабочих мест предприятия и способов взаимодействия между ними;

-  анализ применимости существующих систем управления предприятиями для решения требуемых задач и формирование рекомендаций по выбору такой системы;

-  совместное с заказчиком принятие решения о выборе конкретной системы управления предприятием или разработке собственной системы;

-  разработка требовании к техническим средствам;

-  разработка требований к программным средствам;

-  разработка предложений по этапам и срокам автоматизации.

6. Разработка технического проекта

На данном этапе на основе системного проекта и принятых решений по автоматизации осуществляется проектирование системы.

Этот этап разделяется на два подэтапа:

-  проектирование архитектуры системы, включающее разработку структуры и интерфейсов ее компонент (автоматизированных рабочих мест), согласование функции и технических требовании к компонентам, определение информационных потоков между основными компонентами, связей между ними и внешними объектами;

-  детальное проектирование, включающее разработку спецификаций каждой компоненты, разработку требований к тестам и плана интеграции компонент, а также построение моделей иерархии программных модулей и межмодульных взаимодействий и проектирование внутренней структуры модулей.

7. Разработка и тестирование

Тестирование представляет собой набор процедур и действий, предназначенных для демонстрации корректной работы АСУП в заданных режимах и внешних условиях. Цель тестирования - выявить наличие ошибок или убедительно продемонстрировать их отсутствие, что возможно лишь в отдельных тривиальных случаях.

8. Внедрение

Внедрение системы в эксплуатацию.

9. Эксплуатация и сопровождение

Основные задачи этапа эксплуатации и сопровождения:

-  обеспечение устойчивости работы системы и сохранности информации - администрирование;

-  своевременная модернизация и ремонт отдельных элементов - техническая поддержка;

-  адаптация возможностей эксплуатируемой системы к текущим потребностям бизнеса предприятия - развитие системы.

Особое внимание на этапе эксплуатации и сопровождения следует уделить вопросам обучения персонала и, соответственно, планированию инвестиций в этот процесс.


Список литературы

1.  Братищенко В.В. Проектирование информационных систем. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. — 84 с.

2.  Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Проектирование информационных систем. — М.: Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2005.

Билеты на государственный аттестационный экзамен по специальности ...
1 Кибернетический подход к информационной системе как системе управления. Понятие кибернетической системы связано с процессами управления и ...
К этой группе можно отнести функциональные стандарты (стандарты на языки программирования, интерфейсы, протоколы) и стандарты на организацию жизненного цикла создания и ...
Этап машинного проектирования включает разработку пользовательского интерфейса, под которым принято понимать видимые и невидимые компоненты, с помощью которых пользователь ...
Раздел: Рефераты по информатике, программированию
Тип: реферат
Программирование
ЗАМОК ДРАКОНА Математика делает то, что можно, так, как нужно, тогда как информатика делает то, что нужно, так, как можно. Программистский фольклор ...
Под жизненным циклом ПС понимают весь период его разработки и эксплуатации (использования), начиная от момента возникновения замысла ПС и кончая прекращением всех видов его ...
Под испытанием ПС мы будем понимать процесс проведения комплекса мероприятий, исследующих пригодность ПС для успешной его эксплуатации (применения и сопровождения) в соответствии с ...
Раздел: Рефераты по информатике, программированию
Тип: учебное пособие
Автоматизация бизнес-процессов продажи билетов ООО "Зритель"
Автоматизация бизнес-процессов продажи билетов ООО "Зритель" Введение В условиях перехода общественного развития в информационную эпоху, становится ...
Этому назначению хорошо соответствует так называемая общепринятая модель жизненного цикла программного обеспечения, согласно которой программные системы проходят в своем развитии ...
Конкретный план тестирования может быть составлен, когда готов план итераций проекта, т.е. после прохождения контрольной точки 2 жизненного цикла проекта "Общие требования и общий ...
Раздел: Рефераты по информатике, программированию
Тип: дипломная работа
Программа регистрации процесса производства для автоматизированной ...
Московский Государственный Институт Электронной Техники Технический Университет Факультет: МПиТК Кафедра: ИПОВС Пояснительная записка к дипломному ...
Различные фазы программного проекта, такие, как проектирование, программирование и тестирование, неотделимы друг от друга".
Статическое тестирование является наиболее формализованным и автоматизируемым методом проверки корректности программ.
Раздел: Рефераты по информатике, программированию
Тип: дипломная работа
Экономическая деятельность и ее информационное обеспечение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Курский государственный технический университет ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ (конспект лекций ...
Российские подходы к этой области ограничиваются описанием системы автоматизированных систем управления (АСУ), а это технологические приемы и методические указания, позволяющие ...
Большинство существующих CASE-систем ориентировано на автоматизацию проектирования программного обеспечения и основано на методологиях структурного (в основном) или объектно ...
Раздел: Рефераты по информатике, программированию
Тип: учебное пособие