Контрольная работа: Права человека и гражданина: отечественная и международная практика

Содержание

1. Права человека и гражданина: отечественная и международная практика

1.1 История формирования прав человека

1.2 Структура прав человека и гражданина

1.3 Основные и иные права человека и гражданина

1.4 Роль государства в обеспечении прав и свобод человека и гражданина

1.5 Деятельность института Омбудсмена в России

1.6. Заключительная часть: Реализация прав и свобод в России

2. Решение задач

Список используемой литературы


1. Права человека и гражданина: отечественная и международная практика

1.1  История формирования прав человека

Права и свободы человека и гражданина в современном демократическом мире - основа правового государства. Содержание прав и свобод многообразно и охватывает все стороны жизни личности. Они включают право на свободу мысли, религиозные убеждения, физическую безопасность, право на свободу передвижения в своей стране, возможность покидать ее и возвращаться. Признается право человека свободно распоряжаться своими способностями к труду, право собственности и ряд других прав. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, обеспечивает личности возможность утвердиться в качестве достойного члена общества. Государства уже не могут действовать, пользуясь неограниченным выбором средств и способов по отношению к личности. Ее права, свободы и обязанности сформулированы в международных документах (декларации, договоры, пакты, хартии, конвенции) и в национальном законодательстве (Конституция страны, законы, подзаконные акты).

Права человека и гражданина утвердились в их современном виде не сразу. Процесс их становления сопровождался многовековой борьбой и большими жертвами. Само возникновение категории «права человека» было невозможно ни в государствах Древнего Востока, ни при рабовладении, ни при феодализме. Лишь с массовым возникновением наемного труда, освобождением личности от феодальной зависимости человечество вышло на новый этап развития. В период кризиса феодализма передовые мыслители боролись за свободу частной собственности, свободу передвижения, духовную свободу личности (свободу совести, мысли и слова), за создание выборных законодательных органов, равного для всех правосудия. У истоков признания прав и свобод стояли выдающиеся политики и мыслители и мыслители: Г. Гроций (1583-1645) в Голландии, Д.Локк (1632-1704) в Англии, Вольтер (1694-1778), Ш.Л.Монтескье (1689-1755), Ж.Ж. Руссо (1712-1778) во Франции, И. Кант (1724-1804) в Германии, Т. Джефферсон (1743-1826) в США, С.Е. Десницкий (1740-1789), А.Н. Радищев (1749-1802), М.М. Сперанский (1772-1839), декабрист П.Я. Чаадаев (1794-1856) в России.

В процессе осмысления прав, свобод и их границ в XVII— XVIII вв. сформировались три теории их обоснования, сохранившиеся до настоящего времени. Теологическое учение признает человека божественным творением, на свободу которого не может посягать государственный деспотизм. Теория естественного права опирается на сам факт принадлежности человека к сообществу себе подобных. В основе неотъемлемых прав и свобод человека современная демократия провозглашает человеческое достоинство. Историческая теория прав человека связывает свободу личности с развитием экономических, политических, социальных и идеологических закономерностей общества. Обладание гражданством конкретного государства обогащает права человека, дает им более эффективную защиту. Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую, связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей. Лица, постоянно проживающие на территории конкретного государства, жизненно заинтересованы в обладании статусом гражданина. Однако реально может обеспечить права и свободы граждан только то государство, которое утвердилось на основе права и демократии.

Государство, признав в своей конституции права человека и гражданина, обязуется через деятельность органов власти, управления, суда, прокуратуры, охраны правопорядка осуществлять их реализацию и защиту. Признание прав человека и гражданина означало исторически новое положение личности в обществе и государстве. Обязанности государства уже распространялись не только на своих граждан. Единство прав человека и гражданина предполагает, что граждан другого государства и лиц, не имеющих гражданства, нельзя рассматривать как бесправные личности: они пользуются всеми правами и свободами, за исключением тех, которые принадлежат только гражданину данного государства.

В истории воплощение требований прав и свобод человека в законах и их соблюдение государством сопровождалось длительной борьбой и социальными потрясениями, первоначально - антифеодальными революциями в Голландии и Англии (XVII в.), Франции (1789 —1794), в борьбе за государственную независимость и свободу.

В новых государствах утверждались идеи свободы и равенства всех людей, закрепление прав и свобод человека и гражданина: свобода собственности, торговли и предпринимательства, свобода слова, вероисповедания, неприкосновенность личности и т. п. Эти идеи получили свое закрепление в новых декларациях и конституциях, биллях о правах, которые должно соблюдать и охранять новое буржуазное государство.

Наиболее влиятельной считается Декларация прав человека и гражданина, принятая в 1789 г. во время Великой французской революции. В Декларации были сформулированы личные и политические права, демократические принципы отношения личности и государства. К ним относились свобода совести, свобода слова и убеждений. Конкретизировалось право на личную безопасность запрещением необоснованного обвинения, незаконного задержания, установлением права на защиту. Наказания устанавливались лишь в силу закона. Каждый "предполагается невиновным, пока не установлено обратное, а в случаях задержания лица всякая излишняя строгость, не вызываемая необходимостью в целях обеспечения его задержания, должна сурово караться законом" (ст. 9 Декларации).

Декларация провозглашала, что "собственность есть право неприкосновенное и священное" и "никто не может быть лишен ее иначе как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости, и при условии справедливого и предварительного возмещения". Декларация закрепляла политические права гражданина. За гражданами признавалось право участвовать в выборах парламента, лично или через своих представителей - в законотворчестве, хотя в тот период признавался высокий имущественный ценз и право избирать распространялось лишь на взрослое мужское население.

Принципы и нормы этого документа оказали влияние на конституционное творчество стран в последующее время. Вместе с тем объем прав, утвержденных в период первых антифеодальных революций, с развитием нового общества был признан недостаточным. Капитализм в период своего становления характеризовался ничем не ограниченной эксплуатацией наемного труда (14—16-часовой рабочий день, эксплуатация труда малолетних детей, женского труда). XIX век стал эпохой осознания новых социальных прав, основными из которых стали право на труд и ограничение рабочего дня. Эти права ассоциировались с правом на жизнь. Такой была с начала XIX в. позиция рабочего движения в Англии, требовавшего новой хартии прав и поэтому названного "чартизмом" (от англ. charter — хартия, устав). Программа социалистического рабочего движения, в котором действовали партии разных направлений, также требовала преобразования капитализма в Западной Европе, России, США. В XIX в. понятия "социалистический" и "социальный" имели в основном одинаковое значение, но борьба за расширение декларации прав была неотделима для социалистов от требований всеобщего избирательного права. Идея социальных и избирательных прав также поддерживалась мыслителями и политическими деятелями, не разделявшими социалистические доктрины, но стремившимися реформировать капитализм. Среди них экономисты А. Смит и Д.С. Милль, философы Г. Гегель, Г. Спенсер, российские мыслители А.Н. Радищев, B.C. Соловьев, П.И. Новгородцев.

Борьба за социальные права (право на труд, забастовки, коллективные договоры, организацию профсоюзов, пособия по безработице) привела к определенным результатам лишь в XX в. Одновременно утверждалось всеобщее прямое тайное избирательное право.

Революционные потрясения и мировые войны первой половины XX в. привели демократическое мировое сообщество к пониманию того, что попрание прав и свобод личности ведет к историческим катастрофам.

Организация Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. приняла Всеобщую декларацию прав человека. В ней признавалось, что "пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, возмущающим совесть человечества". Содержание этого демократического документа было углублено и конкретизировано принятыми 16 декабря 1966 г. Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах и Международным пактом о гражданских и политических правах1.

Всеобщая декларация прав человека и Международные пакты о правах отразили новые подходы к правам, свободам и обязанностям личности во второй половине XX в. Расширился принцип равноправия как равенство в правах и свободах независимо от пола, расы, национальности, социального происхождения, религиозных верований. Был признан также новый по сравнению с XVII—XIX вв. принцип "социальной справедливости", утвердивший обязанность государства обеспечить права граждан на определенный минимальный уровень заработной платы, пенсии по старости, пособия по безработице, общедоступное образование, медицинское обслуживание. Принцип социальной справедливости изменил отношение к частной собственности. Во многих обновленных конституциях, принятых во второй половине XX в., признано, что собственность налагает ответственность, ее использование не должно причинять ущерба безопасности, свободе и человеческому достоинству.

На основе Всеобщей декларации прав человека в 70-90-е годы принят ряд международных документов (конвенций, деклараций), утверждающих и защищающих личность с учетом ее природных свойств и признаков. В них защищены права женщин, национальных групп, составляющих меньшинство в отдельной стране (права национальных меньшинств), права ребенка.

Конвенция о правах ребенка (1991 г.) принята с учетом того, что сознание, воля и эмоции детей до восемнадцати лет находятся в процессе развития. Однако уже на этом уровне защищается его человеческое достоинство, право иметь религиозные убеждения или не исповедовать никакой религии, свободно высказывать свои убеждения, быть членом детских и юношеских организаций, быть защищенным от жестокого обращения в школе, в семье.

Требование прав и свобод личности утверждалось в неразрывном единстве с обязанностью уважать права и свободы других членов общества. Всеобщая декларация прав человека в ст. 20 установила:

"1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе". Это же требование закреплено в каждом из Международных пактов о правах. Таким образом, признание прав и свобод человека и гражданина не означает ничем не ограниченных действий. Взрослый и ребенок, мужчина и женщина, человек любой национальности обязаны не нарушать чужие права, воздерживаться от оскорбительных слов и действий по отношению к окружающим, не посягать на их жизнь, физическую неприкосновенность, собственность, уважать их веру, убеждения.

Права и свободы человека и гражданина во всем их объеме существуют только в демократическом обществе. Поэтому международные акты запрещают использовать права и свободы для подрыва демократических государственных и общественных учреждений.

Государство, провозглашающее и обеспечивающее равноправие, социальную справедливость, всю совокупность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, признается правовым и социальным государством.

Позиция СССР относительно международных актов о правах человека была сложной и противоречивой. Делегация СССР участвовала в работе над содержанием Всеобщей декларации прав человека, однако этот акт не был подписан Союзом ССР. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах был принят по инициативе СССР и поддержан большинством членов ООН. Союз подписал оба Международных пакта о правах. Однако общественный и государственный строй СССР, характеризовавшийся до 1985 г. однопартийной системой, господством одной идеологии, запретом частной собственности, не мог обеспечить признание и реализацию прав и свобод личности. Только с 1985 г. в СССР начался процесс признания прав человека.

В Российской Федерации 22 ноября 1991 г. была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, полностью соответствующая основополагающим международным актам. В Конституции РФ 1993 г. права и свободы человека и гражданина провозглашены высшей ценностью и одной из основ конституционного строя страны.

1.2 Структура прав человека и гражданина

Права человека имеют сложную структуру: существуют определенные различия в понятиях «права человека» и «права гражданина», и «права» и «свободы» человека, «основные (фундаментальные) и иные права человека», «права индивида» и «коллективные права».

Под правами человека понимают совокупность моральных норм, принадлежащих людям, независимо от расовых, национальных или социальных различий.

Права человека определяют минимум условий для сохранения человеческого достоинства и жизни, являются универсальной категорией, которые представляет собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе.

Мировое сообщество выработало требования международных стандартов по правам человека, которые закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах (1966); Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966), в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975), в различных международных договорах.

Большинство из этих стандартов рассматривается международным сообществом в качестве общепризнанных принципов и норм международного права, имеющих обязательную силу для всех государств мира. Поэтому законодательство Российской Федерации - полноправного члена международного сообщества - ориентируется на эти стандарты.

Права человека должны предоставляться каждому индивиду и гарантироваться конституцией страны и национальным законодательством. Признавая международные нормы по правам человека, государство берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, но и перед всеми, кто находится под его юрисдикцией.

Правам человека присущи следующие признаки:

-они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;

-складываются объективно и не зависят от государственного признания;

-принадлежат индивиду от рождения;

-являются непосредственно действующими;

-имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т.п.);

-признаются высшей социальной ценностью;

-выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;

-представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;

-их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

Каждый индивид вправе требовать от государства выполнения им взятых на себя международных обязательств. В этих целях он может использовать как национальные механизмы защиты своих прав, так и обращаться в международные органы защиты прав человека. Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное существование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами гражданина, а для реализации остальных прав это требуется.

Права гражданина - это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан, права человека не всегда выступают как юридические категории. Они могут являться и моральными, и социальными категориями, могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

Определенный набор естественных прав в той или иной мере существовал на ранних этапах государственной организации человечества. Так, в социально-политической мысли древности уделялось значительное внимание характеристике взаимоотношений государства и личности.

Но только в эпоху буржуазных революций идея прав человека была воспринята обществом и впервые закреплена в таких документах как Декларация независимости США (1776), Декларация прав человека и гражданина Франции (1789) и др.

Исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод права человека и гражданина разделяют на три поколения:

- первое поколение включает в себя провозглашенные буржуазными революциями (XVII—XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название негативных, т.е. выражающих независимость личности в определенных действиях от власти государства, обозначающих пределы его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида (право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.);

- второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как таковые к середине XX века под влиянием борьбы народов за улучшение своего социально-экономического положения, за повышение культурного статуса, под воздействием социалистических идей. Данные права иногда называют позитивными, так как их реализация, в отличие от реализации прав первого поколения, требует целенаправленных действий со стороны государства, т.е. его позитивного вмешательства в их осуществление, создания необходимых обеспечивающих мер (право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование, на здравоохранение, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни общества и т.п.);

- третье поколение охватывает права коллективные или солидарные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (право на мир, благоприятную окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое развитие и пр.). Данные права стали возникать после Второй мировой войны на фоне освобождения многих стран от колониальной зависимости, усугубления экологических и гуманитарных проблем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязательных норм.

В зависимости от содержания различают следующие права:

- гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоинства, тайна переписки, телефонных переговоров и др.);

- политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объединение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);

- экономические (право частной собственности, на предпринимательскую деятельность, на труд, на отдых и др.);

- социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и детства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду и др.);

- культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.).

В зависимости от принадлежности лица к конкретному государству имеются следующие права:

- права российских граждан;

- права иностранных граждан;

- права лиц с двойным гражданством;

- права лиц без гражданства.

Основные права и свободы гражданина – прежде всего конституционные права, которые являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения, т.е. носят естественный характер (ст.17, п.2 Конституции РФ). Принципиальным является также положение о том, что осуществление основных прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц, что имеет важное значение для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества и каждого человека. Ни одно общество не может предоставить человеку безграничную свободу, так как это бы привело к эгоистическому своеволию, к бесконечным столкновениям и конфликтам индивидуальных интересов. В том случае, когда права и свободы человека нарушаются в результате злоупотреблений со стороны других лиц, государство предоставляет возможность защищать эти права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, в т.ч. государственными.

Правам и свободам человека и гражданина посвящена глава 2 Конституции Российской Федерации, в которую входят 47 статей.

1.3 Основные и иные права человека и гражданина

Необходимо внести ясность в понятие «основные», «конституционные» и иные права человека. Отсутствие строгости формулировок в ряде конституций несколько затрудняет ответ на этот вопрос. Однако, на наш взгляд, основные права индивида — это и есть конституционные права. Такая трактовка вытекает, например, из сопоставления ст. 17 и ст. 55 Конституции РФ, отмечающей, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем в п. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах человека, что позволяет подчеркнуть их особые свойства - неотчуждаемость и естественный характер (принадлежность каждому от рождения).

Основные права являются субъективными. Это истина, которая сегодня очевидна, в ходе исторического развития неоднократно оспаривалась. Лишь в начале XX в. в результате долгих споров о понятии субъективного права вообще и основных прав в особенности выкристаллизовалось новое понимание основных прав как субъективных и гражданин получил возможность ссылаться на них перед лицом властных структур.

Понимание под «основными» фундаментальными правами конституционных прав получило достаточно широкое распространение с середины XIX в. В специальной литературе стало обычным рассматривать конституционные права как основные.

Это нашло выражение в Веймарской конституции, было воспринято Основным законом ФРГ, а затем рядом новых европейских конституций. «Какое бы обозначение ни выбиралось, речь, по существу, всегда идет о тех правах, которые являются фундаментальными для обеспечения правового статуса человека и гражданина и которые поэтому получают гарантии в основных законах государства»1.

В современном мире, когда проблема защиты прав человека вышла далеко за пределы отдельного государства, возникла необходимость в создании универсальных международно-правовых стандартов, которые также являются основными правами человека. Эти основные права отражены в ряде важнейших международно-правовых актов, установивших общечеловеческие стандарты прав и интересов личности, определивших ту планку, ниже которой государство не может опускаться. Это означает, что права и свободы человека

перестали быть объектом только внутренней компетенции государства, а стали делом всего международного сообщества. Сегодня объем прав и свобод личности определяется не только конкретными особенностями того или иного общества, но и развитием общечеловеческих ценностей и культуры, уровнем и степенью интегрированности международного сообщества.

Принятие Билля о правах человека, включающего Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1976 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1976 г.), Факультативный протокол № 1 и Факультативный протокол № 2 к Международному пакту о гражданских и политических правах, внесло коренные изменения в правосубъектность человека, который становится субъектом не только внутригосударственного, но и международного права. Согласно международному законодательству, все лица, проживающие в государстве - участнике пактов или на которых распространяется юрисдикция этого государства, получают возможность пользоваться правами, предусмотренными пактами, без различия по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального либо социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Это обязывает все присоединившиеся государства привести свое национальное законодательство в соответствие с требованиями пактов. После присоединения создается правовая ситуация, при которой международно-правовые акты получают приоритет над внутренним законодательством. Поэтому гражданин, политические или гражданские права которого на7;| рушены, может обратиться непосредственно в Комитет по правам человека при ООН, если им исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты (ст. 2 Факультативного протокола № 1 к Международному пакту о гражданских и политических правах).

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. предусматривает возможность человека обратиться в Европейский Суд для защиты нарушенного права на тех же условиях — исчерпанности всех внутригосударственных средств защиты прав, предусмотренных национальным законодательством.

Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод определили тот универсальный набор основных прав и свобод, который в единстве призван обеспечить нормальную жизнедеятельность индивида. Этот каталог прав возник не на пустом месте; он формировался на основе тысячелетнего опыта борьбы за свободу и социальный прогресс.

Поэтому в современных условиях под основными правами человека, на наш взгляд, следует понимать права, содержащиеся в конституции государства и международно-правовых документах по правам человека, в частности в Международном Билле о правах человека, а также в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейской социальной хартии 1961 г. Любое основное право человека должно быть признано каждым государством-участником независимо от его конституционного закрепления. Приоритет международного права по отношению к внутригосударственному в области прав человека становится общепризнанным принципом международного сообщества. Он закреплен и в Конституции РФ.

Выделение категории основных прав человека отнюдь не означает отнесение иных прав к «второсортным», менее значимым, требующим меньших усилий государства по их обеспечению. Речь идет о другом. Основные права и свободы составляют стержень правового статуса индивида, в них коренятся возможности возникновения других многочисленных прав, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. Эти права очень важны для индивида, его взаимодействия с другими людьми, с обществом и государством. От основного права может отпочковаться значительное количество других прав. Например, ст. 21 Всеобщей декларации прав человека предусматривает, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно либо через свободно избранных представителей. Это основное право порождает иные права: на участие в самоуправлении, право выдвигать своего кандидата во время избирательной кампании, право требовать отчета у избранного депутата о выполнении им своих обязанностей, право обращаться с запросом к депутату по какому-либо вопросу, связанному с деятельностью последнего, и т. д.

Часть 1 ст. 22 Конституции РФ закрепляет свободу и личную неприкосновенность каждого. Это основное право порождает целую систему прав, закрепленных в УК РФ, ГК РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях, УПК РФ, ГПК РФ и других нормативных актах.

Поэтому основные, фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства, важнейших международно-правовых актах по правам человека, являются правовой базой для производных, но не менее важных его прав.

1.4 Роль государства в обеспечении прав и свобод человека и гражданина

Права человека не следует понимать только как средство достижения какого-либо блага, они сами материализуются в некую социальную ценность, если обеспечены условиями жизни и гарантированы. В данном случае роль государства является не просто важной, но, пожалуй, самой главной и самой существенной. Естественно-правовые традиции и взгляды основаны на том, что в догосударственном состоянии произвол (свобода) каждого человека не ограничивался никакими факторами и состояние общества укладывалось в знаменитую формулу Т. Гоббса: «Война всех против всех». Люди, заключившие между собой договор о создании государства (в данном случае мы рассматриваем общественный договор не как конкретный исторический факт, чего, вероятно, в истории никогда не было, а как определенную методологическую позицию. — Авт.) передали ему свои права в обмен на то, что со стороны государства они получат надежную защиту и гарантию своей жизни и интересов. Утратив свою естественную свободу, они приобрели свободу гражданскую. Последняя отличается от первой тем, что свобода, потребности и притязания не могут существовать и проявляться в некоем вакууме. Быть членом общества - значит соотносить свои поступки, действия с интересами других людей. Права и свободы не могут быть абсолютными, они имеют естественные рамки, которые как раз и определяет государство, поскольку оно создается для блага всех - благой жизни, по Аристотелю.

Государство в процессе осуществления прав и свобод каждым индивидом не может и не должно быть сторонним наблюдателем. В данном случае оно является как бы равнодействующей силой, которая примиряет эгоистические интересы отдельных членов общества, противоречия частного, индивидуального и общего, используя при этом правовые средства.

При столкновении интересов людей и религиозная, и светская доктрины имеют общую формулу: «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе». Еще Б. Спиноза утверждал, что мера свободы индивида и государства определяется не предписанием дозволенного им своеволия, а степенью их разумности, поскольку свобода возможна лишь на основе и в границах познанных естественных необходимостей. Только разумная воля, с его точки зрения, является свободной, а государство может быть признано таковым, если его законы основываются на здравом рассудке.

Взаимная свобода людей неизбежно предполагает и ее взаимные ограничения, нисколько не нарушая при этом равноправие граждан, поскольку предполагается их взаимная ответственность. Социальные возможности обретают юридическую форму прав человека, в то время как социальные необходимости юридической формой своего выражения имеют обязанности.

Категория социальной свободы может рассматриваться только в паре с категорией социальной ответственности. Это общепризнанная международно-правовая и внутригосударственная практика. Конституция России в данном случае допускает возможность ограничения прав и свобод человека, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, а также «нравственности, здоровья, законных прав и законных интересов других людей...» (ч. 3 ст. 55). Конституция устанавливает, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ч. 3. ст. 17). Президент Российской Федерации согласно ст. 80 Конституции является гарантом прав и свобод граждан.

Весьма важным государственным институтом в механизме обеспечения прав и свобод человека является должность Уполномоченного по правам человека, которая введена в феврале 1997 г. Федеральным конституционным законом РФ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». В статье 1 Закона говорится, что должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Примечательно, что Уполномоченный по правам человека назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Закон устанавливает, что Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Строго говоря, реализация и эффективность норм о правах и свободах человека в любом государстве, обществе так или иначе зависит от многих факторов. Не претендуя на исчерпывающую полноту, в качестве таковых можно указать на некоторые из них: степень демократичности властных институтов государства; политические, культурные и правовые традиции; состояние экономки; нравственная атмосфера и степень согласия в обществе; состояние законности и правопорядка и т.п. Следовательно, для того чтобы обеспечить перевод возможностей, содержащихся в действующем законодательстве, в конкретные правоотношения необходимо создать надежный механизм реализации и контроля з соблюдением прав и свобод человека и гражданина, поскольку человек «включен» во многие социальные отношения, выполняет множество социальных ролей, а гражданин участвует только в тех связях, которые носят правовой характер. В демократическом правовом государстве в этом заинтересованы не только отдельные личности, но и властные структуры, которые в первую очередь создаются именно для охраны прав и свобод человека. В качестве примера можно сослаться на ст. 2 Конституции РФ, в которой говорится: «...Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Символично, что указанная статья располагается в разделе «Основы конституционного строя», тем самым подтверждается защита прав, свобод, интересов индивида в качестве принципа общества и государства. Таким образом, механизм обеспечения прав человека объективно приобретает форму юридических гарантий.

Говоря о гарантиях, подразумевающих под собой совокупность факторов, условий, принципов, обеспечивающих эффективную реализацию прав и свобод человека, необходимо помнить о таком их свойстве, как процедурность, поскольку вне определенных правил юридические гарантии утрачивают правовую форму, а вместе с ней и надежность. Сами по себе юридические нормы не могут гарантировать прав человека, но их реализация без адекватного правового оформления снижает возможности их защиты со стороны государства.

Юридические процедуры, в рамках которых регулируются и охраняются права и свободы человека, как правило, содержатся в конституциях. Отвлекаясь от индивидуальных особенностей тех или иных государств, можно сказать, что конституция определяет порядок обращения гражданина в суд в случае нарушения его интересов; порядок рассмотрения дел; право на обращение в органы международной юрисдикции, если исчерпаны все внутригосударственные возможности; право на получение квалифицированной юридической помощи; право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) должностных лиц и органов государства и т.д.

Система гарантий реализуется через деятельность государства. Во второй половине XX столетия после всех ужасов и социальных потрясений, которые выпали на долю человечества, стала весьма влиятельной и популярной идея социальной солидарности, идущая от французского социолога и юриста Л. Дюги. Изначально эта концепция была альтернативой революционному пути развития, человеческого общества и сориентирована на реформистские, ненасильственные методы разрешения социальных конфликтов. Связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности или взаимозависимости. Современное государство, там, где функционирует реальная демократия, более не является аппаратом насилия и угнетения, как это было ранее. Теория и практика сходятся в том, что государство должно стать органом компромисса всех слоев общества, фактором умиротворения и согласия. Это требует, естественно, некоего объединяющего символа, идеи, имеющих масштаб общенациональной ценности.

Нельзя категорично утверждать, что является более существенным и главным для всех людей, без исключения, но думается, Что право на жизнь — все-таки главное право человека. Оно было записано и провозглашено 10 декабря 1948 г. во Всеобщей декларации прав человека и имеет следующую редакцию: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность». Вместе с тем важнейшие аспекты содержания права на жизнь не нашли своего места в основных универсальных документах, таких, как Международный пакт о гражданских и политических правах и т.д. Право на жизнь чаще всего интерпретируется как право индивида на свободу и личную неприкосновенность, порой сводя проблему к отмене смертной казни.

Содержание прав человека на жизнь и роль государств в этой связи следует понимать значительно шире, чем это принято. Право на жизнь - это прежде всего право на мир в самом широком смысле этого слова. Оно включает в себя обязательства государств не допускать войн и вооруженных конфликтов, актов терроризма, преступных посягательств на жизнь и здоровье людей. Данная проблема должна рассматриваться не только в аспекте прав отдельного человека, но и через призму интересов нации, народности, этноса.

Право на жизнь не является элементарным отражением всех других прав человека, а имеет собственное социальное содержание, синтезируя все другие права и свободы в самом главном и ценном. Сознавая некоторую упрощенность подобного подхода, тем не менее справедливо выдвигать тезис о том, что право на жизнь предполагает право человека на достойное человеческое существование. Реализация права на жизнь требует гарантий и других прав человека, прежде всего права на труд, образование, здравоохранение и т.п.

Права человека - исторически подвижная категория, постоянно видоизменяющаяся вместе с эволюцией общества и государства. Ранее права человека понимались прежде всего как автономия личности, как ее свобода от государственного вмешательства. Сейчас акценты сместились в сторону положительных услуг государства в адрес конкретной личности. В русле подобных концептуальных положений вызывает, мягко говоря, некоторое недоумение идея «минимизации» государства в области экономики и социальной политики, имеющая не так уж и мало сторонников. Причем происходит это на фоне постоянного недоедания, бездомности, апартеида, геноцида и расовой дискриминации сотен миллионов людей. В этой связи важно не забывать о том, что возможности общества как саморегулирующейся системы довольно велики, но не безграничны. Без государства, без его участия многие социальные проблемы останутся неразрешенными.

Современные государства стремятся быть не только правовыми, но и социальными одновременно, что нередко получает свое конституционное закрепление. Европейская социальная хартия (1961 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) и другие международно-правовые документы содержат, правда, в несколько декларативной форме, требования к государствам в области экономической и социальной политики.

Природа социально-экономических прав («прав второго поколения») является предметом дискуссий, поскольку многие юристы отрицают за ними свойство субъективных прав на том простом основании, что они не всегда могут быть обжалованы и защищены в суде (право на труд, на безопасную экологию и т.п.). Их способ защиты не совпадает с механизмом отстаивания личных и политических прав, но не перестает от этого быть значимым для каждого отдельного человека.

Рыночная экономика порождает неравенство экономическое и социальное, а порой и юридическое, что может привести к значительной социальной напряженности. Изначально рынок не предполагал никаких социальных гарантий, особенно на первых этапах. Только потом, под воздействием субъективных и, видимо, большей частью объективных факторов произошло то, что в последнее время стали называть «социализацией капитализма».

Государство должно гарантировать каждому человеку приемлемые стандарты жизни, предполагающие определенный уровень жилья, работы, питания, образования, социального страхования, медицины, культурного уровня и т.п.

Современное правовое социальное государство является совершенно новым этапом развития государственности. В последнее время в литературе все чаще стали встречаться утверждения о том, что социальное государство является своеобразной антитезой государству либеральному. Нельзя сказать, что они являются бесспорными, однако имеют под собой некоторую основу. Правовое государство эпохи «классического либерализма» было основано на идеологии крайнего индивидуализма, негативном понимании свободы, невмешательства в экономику и имело вид своеобразного «ночного сторожа», единственной функцией которого являлась охрана правопорядка. Постепенная социализация государства привела к тому, что оно получило название «государство всеобщего благоденствия».

Социальное государство должно тесно взаимодействовать с индивидом на основе программной цели - обеспечения достойных условий жизни. Государство обязано создавать все возможности для саморазвития личности, при этом исключать факторы, питающие социальное иждивенчество. Не только государство - должно отвечать перед гражданином за его уровень жизни, но и гражданин на основе гарантированной свободы и отношений собственности обязан отвечать за свое материальное обеспечение. Если в обществе созданы все условия для того, чтобы заработать, а гражданин их не использует, говорить об ответственности государства в данном случае не имеет смысла.

Следует признать неверной посылку об ослаблении социальных качеств государства. Современное демократическое, правовое, социальное государство имеет множество рычагов воздействия на экономику с целью выполнения своих собственных социальных функций. Это налогообложение, кредиты, инвестиции, антимонопольное законодательство, финансирование социальных программ и многие другие.

Формирование социального Государства - довольно сложный и длительный процесс. Он объективно требует наличия определенного экономического потенциала. Особые трудности стоят перед тем государством, которое одновременно пытается стать и правовым, и социальным. В качестве примера можно сослаться на Российскую Федерацию, где реформы по многим показателям отбросили общественное развитие на многие годы назад. Правовые принципы и начала никогда не рассматривались как свойства государственной власти. Кардинальных изменений в этой области и сейчас не произошло. Но еще хуже обстоят дела в экономике. Приватизация, рассчитанная на создание миллионов собственников, проведена с нарушением элементарных норм социальной справедливости, а самое главное, не обеспечила отделения собственности от власти. Государственная монополия сменилась монополией различного рода корпораций, извлекающей сверхприбыли при полном отсутствии конкурентной борьбы. В таких условиях равенство социальных возможностей, т.е. краеугольный камень рыночного хозяйства, превратился в фарс. Социальную функцию государства в таких условиях очень трудно наполнить реальным содержанием, а значит, трудно гарантировать экономические, культурные и социальные права.

Для того чтобы в полном объеме каждый человек имел возможность реализовать принадлежащие ему права и свободы, государство обязано создать также и определенные политические гарантии. Это в полной мере относится к осуществлению человеком социально-экономических, политических и личных прав. Социальная ценность государства состоит в том числе и в его опоре на право. Связанность государства правом является общим местом современной политической культуры, которая основывается на приоритете прав и свобод личности перед государственной властью. Без государства, без определенных юридических процедур права и свободы могут иметь лишь условный характер. Права человека не могут быть гарантированы там, где нет разделения властей. Это относится к разряду политических аксиом. Условием создания демократической государственности, а следовательно, и механизма реализации прав и свобод личности является политическая консолидация общества. Государство обязано предпринимать все меры для того, чтобы исключать вероятность межнациональных конфликтов, острых социальных противостояний между различными социальными прослойками гражданского общества.

Идея прав человека является великим объединительным фактором, преобразующим индивидуальное и общественное сознание и формирующим совершенно новые демократические стандарты и правила человеческого сообщества.

Всякое демократическое государство или любое другое, претендующее на это высокое звание, обязано создавать и необходимые правовые предпосылки для реализации прав и свобод человека. Речь в данном случае идет о законности. Режим законности представляет собой такие политические, социальные и моральные обстоятельства, при которых соблюдение законов и добросовестное исполнение юридических обязанностей является принципом деятельности всех субъектов права, в том числе государственных органов, должностных лиц, негосударственных организаций и отдельных граждан.

Прослеживая связь государства и законности, можно констатировать наиболее органичное соединение закона с демократией, с деятельностью правового государства, в котором главенствуют законодательные органы, а все остальные не просто подчиняются закону, но видят свое назначение в проведении законов в жизнь.

В демократическом государстве все равны перед законом и, следовательно, несут равные обязанности и подлежат равной ответственности за нарушение законности. Связь законности с демократией состоит также и в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа.

Законность, в свою очередь, служит утверждению демократии. Она охраняет демократические права граждан, общественных движений и организаций, обеспечивает приоритетное значение парламентских актов; гарантирует соблюдение демократических процедур как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности государства.

Государство обязано создавать правовые, политические, культурные, экономические, социально-психологические гарантии для осуществления прав и свобод человека.

Эффективной реализации прав и свобод личности должна служить и четкая работа органов, образующих правоохранительную систему. Ведущее положение занимает в ней суд. По месту и роли суда в обществе можно судить о степени демократичности государства. Важным этапом в становлении подлинно независимого суда, а стало быть надежного обеспечения прав человека стало принятие Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», который в п. 2 ст. 1 констатировал, что судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Данный закон устанавливает, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. В последнее время во многих странах, в том числе и в России, сложился институт конституционного контроля, которому принадлежит важное место в юридическом механизме защиты прав и свобод человека.

1.5 Деятельность института Омбудсмена в России

В современной России получил развитие институт Уполномоченного по правам человека (Омбудсмена). В странах Западной Европы омбудсмен – это государственный служащий, который рассматривает жалобы граждан на злоупотребления властью в сферах государственного управления.

Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. Пункт "д" части 1 статьи 103 Конституции относит к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ. Статья 1 этого закона гласит: «Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами». Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

На федеральном уровне работает уже третий в новейшей российской истории Уполномоченный по правам человека Российской Федерации В.П. Лукин. Уполномоченные по правам человека избраны региональными парламентами в 31 субъекте Российской Федерации.

Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа - одно из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он известен давно. В классическом виде институт омбудсмена, - так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире, - был создан в 1809 году в Швеции.

По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство России, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральному прокурору Российской Федерации, руководителям министерств и ведомств, средствам массовой информации и уполномоченным по правам человека в субъектах РФ. Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады, посвященные тем сферам жизни, где имеются существенные нарушения прав человека.

В специальных докладах обобщаются типичные и носящие массовый характер нарушения прав граждан, отражается деятельность федерального Уполномоченного по восстановлению нарушенных прав, предлагается комплекс законодательных, экономических, организационных, воспитательных и иных мер для искоренения этих негативных явлений.

А.Ю. Сунгуров выделяет три основных направления в деятельности уполномоченных по правам человека:

нацеленность служб исполнительной власти на решение проблем жителей, на их обслуживание, с чем коррелируется видение российского президента на эффективность работы чиновников - предоставление ими качественных публичных услуг населению;

предотвращение нарушений прав человека, внедрение международных стандартов прав человека в реальную практику стран;

снижение уровня коррупции.

Появление Уполномоченного по правам человека в России является следствием демократизации общества, усвоения гражданами соответствующих институтов и практик. Однако, эффективность функционирования этого института будет зависеть от понимания его роли и места государственными структурами, структурами гражданского общества, отдельными гражданами

1.6 Заключительная часть: Реализация прав и свобод в России

Конституция устанавливает конкретные критерии, в соответствии с которыми федеральным законом могут быть ограничены основные права и свободы (ч.3, ст.55):

- защита основ конституционного строя;

- защита нравственности;

- защита здоровья;

- защита прав и законных интересов других лиц;

- обеспечение обороны страны;

- обеспечение безопасности государства.

Как замечает Э. Шнайдер, данный пункт статьи «не содержит указаний на то, в каком объеме в вышеназванных сферах могут быть ограничены основные права». Содержится только общее положение о том, что ограничение должно действовать в той мере, в какой это необходимо в конкретных случаях.

Исследователями обычно рассматриваются три возможных варианта реализации прав и свобод граждан в современной России: возвращение назад (в советское прошлое), сохранение создавшейся ситуации и движение вперед, под которым подразумевается движение в европейском направлении, т.е. европейский путь развития страны. Эти пути разделяются соответствующими группами ожиданий или ориентаций. Первый путь отстаивают ретрограды - те, кто хочет возвращения общества в старое состояние: патерналистское, социалистическое, коммунистическое; второй путь - те, кто настроен консервативно и кого устраивает нынешняя ситуация; третьего пути придерживаются те, кто хочет, чтобы Россия стала европейской страной.

Путь назад маловероятен для современной России. Однако, по какому пути пойдет дальше страна - это вопрос, по которому еще не определились в России политики и общество. После 11 сентября 2001 года выбор одного из двух возможных вариантов развития России стал более отчетливым. По крайней мере, в сфере внешней политики - это европейский путь. Это интеграция в европейские институты, интеграция в мировые экономические, политические институты, это союз с западными государствами.

Но, с другой стороны, в сфере внутренней политики пока существуют тенденции консервативного пути. И если первый выбор, европейский путь можно назвать выбором в пользу демократии и гражданского общества, то второй путь характеризуется понятием «управляемая демократия». Под ней подразумеваются манипулируемые средства массовой информации, манипулируемая политическая система, манипулируемые выборы, т.е. имитация демократических институтов. Так решения парламента предопределены с высокой долей вероятности исполнительной властью. При проведении выборов властью активно используется административный ресурс. Средства массовой информации, зачастую, не дают объективной оценки происходящих политических событий. Поэтому опасность такой имитационной или управляемой демократии сохраняется с достаточно высокой долей вероятности.

Если в условиях демократии права человека являются основой существования гражданского общества, то в условиях управляемой демократии - они ценностью не являются. В век информационных технологий конкуренцию может выдержать только тот, кто свободен в принятии решений, кто имеет полную информацию. Поэтому от того, какой путь будет избран - европейский или путь управляемой демократии - зависит будущее России.

В ситуации, когда у всех одинаковые естественные права, но нет арбитра, не может быть справедливости. То есть человек оказывается судьей в своем собственном деле. А в таком случае конфликт может быть разрешен только силовым, несправедливым образом. Поэтому без государства реализовать естественные права невозможно.

В обозначенном аспекте у государства две функции. С одной стороны, необходимо очертить границы осуществления права, которые всем известны и одинаковы для всех, что достигается законом, устанавливаемым парламентом. С другой стороны, существует необходимость рассудить, т.е. возможность в случае конфликта апеллировать к третьей стороне, к судье, а не быть судьей в своем собственном деле.

Права человека – это то, что мы в данный момент считаем важным, с точки зрения человеческого достоинства. Эти параметры подвижны, изменчивы. В рамках конституционализма имеются реальные механизмы, которые позволяют в этом плане влиять на власть.

С точки зрения О.Ю.Малиновой существует непреложная истина: мы обладаем всеми правами человека, которые сами осознаем. Если общество плохо осознает эти права, даже если они записаны в Конституции, они не могут работать и не могут развиваться. Это очень характерная ситуация для российского общества.

2. Решение задач

1) гражданин Котелков С.И. был приглашен к другу на день рожденья. За столом, произнося тост в адрес именинника, Котелков не удержался и выпил три рюмки водки. Вечером, возвращаясь домой на автомобиле, он был остановлен инспектором ГИБДД по поводу проверки документов и наличия алкоголя.

Какие меры административного воздействия будут применены к правонарушителю?

В соответствии со статьей 12.8 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред.от 28.11.2009) «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения», гражданину Котелкову С.И, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения будут применены меры-: лишение права управления транспортным средством на срок от полутора до двух лет .

2) Гражданка России Тюльпанова Е.Н. вышла замуж за гражданина США У.Смита. Будучи беременной, она решила навестить родителей в Италии, и во время полета в самолете, принадлежащей авиакомпании «Аэрофлот», родила ребенка.

Определите гражданство ребенка.

В соответствии со статьей 12 пункта.1 п.п «В» Федерального закона №62-ФЗ от 31.05.2002г. «О гражданстве Российской Федерации» ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка: один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а также согласно международного права Конвенции о сокращении безгражданства (Нью-Йорк,1961г.)1 «рождение на судне или на воздушном корабле считается имевшим место на территории того государства, под флагом которого это судно плавает, или на территории того государства, в котором этот воздушный корабль зарегистрирован», в данном случае ребенок родился на борту самолета компании «Аэрофлот», принадлежащий Российской Федерации.

США признают институт двойного гражданства и множественного гражданства, поэтому гражданство Соединенных Штатов может быть оформлено без отказа от предыдущего гражданства. Тут нужно помнить, что ребенок, родившийся за пределами США у граждан Америки, может подтвердить гражданство в том случае, если родители зарегистрируют рождение в консульстве США до 18-летия ребенка. Родители должны получить в консульстве свидетельство о рождении и обратиться за американским паспортом для ребенка.


Список используемой литературы

1. Основы права. Учебник для системы среднего профессионального образования Под общей редакцией профессора А.В. Мицкевича. — М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М 1998. — 317 с.

2. В.И. Власов, доцент - раздел 1, В. В. Низовцев, доцент - раздел вводный, В.А. Шевченко, доцент - раздел 2 (при участии преподавателей С.В. Атаяна, СВ. Визнер) Основы правоведения: учебное пособие для студентов неюридических специальностей. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1997 — 576с.

3. Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.-2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристь,2000.-776с.

4. Права человека: учебник/ отв. ред.Е.А. Лукашева.-2-е изд., перераб.-М:норма,2009-560с.

5. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.

6. Федеральный закон №62-ФЗ от 31.05.2002г. «О гражданстве Российской Федерации».

7. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001г. №195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. От 28.11.2009)

Политико-правовые основы Всеобщей Декарации прав человека
Оглавление: Оглавление: 1 Введение 2 Декларация и оптимальная модель взаимоотношения государства и личности 6 Международно-правовой контроль в области ...
Идеи и принципы, нашедшие отражение в Уставе ООН и Всеобщей декларации прав человека, получили дальнейшее развитие в Международном пакте об экономических, социальных и культурных ...
Несмотря на признание Всеобщей декларации по правам человека мировым сообществом, начиная с 80-х гг. страны Афро-Азиатского региона стали выступать с критикой принципа ...
Раздел: Рефераты по юриспруденции
Тип: реферат
Статус личности в зарубежном и отечественном конституционном праве
Содержание 1. Теоретические основы понятия прав и свобод 1.1 Правовая концепция конституционно-правового статуса личности 1.2 Содержание ...
Данный принцип закреплен в Конституции Украины в соответствии с положениями ч.2 ст.15 Всеобщей Декларации прав человека: "никто не может быть безосновательно лишен гражданства или ...
Генеральная Ассамблея ООН приняла Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, которые вместе со ...
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: курсовая работа
Право граждан на свободу собраний и ассоциаций: российское ...
План работы. Стр. Введение 3 Глава 1. Конституционные основы права на свободу собраний и ассоциаций в Российской Федерации 7 §1. Понятие права на ...
Она признает Всеобщую декларацию прав человека, Европейскую конвенцию "О защите прав человека и основных свобод" от 4 ноября 1950 года, Устав ООН, Международные пакты о гражданских ...
Данные гарантии закрепляются международно - правовых документах, таких как Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 ...
Раздел: Рефераты по международному публичному праву
Тип: реферат
Диссертация Бабурина
Введение При всей сложности комплекса противоречий, пронизывающих концепцию международной безопасности, ее краеугольным камнем остается государство с ...
Гражданство, сохраняя этот отрыв, предусмотрело обязанности государства защищать определенные права и интересы индивида вне зависимости от того, на какой территории этот индивид ...
18 закона " О гражданстве РФ" в связи с жалобой А. Б. Смирнова также подтвердил приверженность России Всеобщей декларации прав человека 1948 г., которая в ст.2 устанавливает, что ...
Раздел: Рефераты по юриспруденции
Тип: реферат
Права человека
СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава I. История возникновения и развития института прав человека 1.1 Исторический аспект возникновения института прав человека 1 ...
Карл Маркс, оценивая этот исторический документ, писал, что Америка - это страна, "где возникла впервые... идея великой демократической республики, где была провозглашена первая ...
Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод определили тот универсальный набор основных ...
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: дипломная работа