Контрольная работа: Смысл жизни как проблема социологии личности

СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ


Введение

За многие века своего развития науки отвечали на разные вопросы от сотворения мира до вычисления скорости света, но ни одна наука не смогла ответить на вопросы: существует ли смысл жизни и если да, то в чем он заключается. И все же термин «смысл жизни» используется гораздо чаще чем число точной скорости света или период полураспада урана. Само определение смысла жизни имеет множество формулировок, и все они отличаются друг от друга, не имея в себе никакой точности или конкретизации.

И все же, как бы не был сложен этот вопрос, каждый человек рано или поздно задумывается об этом, и ищет в своей жизни тот самый смысл, который не может даже четко определить.

С возрастом большинство людей все чаще обращаются к вопросу смысла жизни, все больше хотят его найти и основывать свою жизнь на нем, видеть в ней какой-то определенный «каркас», скрепляющий все цели, мечты, поступки и идеи. Возможно, это происходит потому, что поиск смысла во всем происходящем в мире, во всех словах и действиях происходит на подсознательном «автоматическом» уровне. Мы привыкли искать смысл, потому как с раннего детства нас учат, что все не имеющее смысла не может бороться за право существовать и не имеет никакой пользы, словно пустой ящик, который непременно должен быть чем-нибудь наполнен.

Гипотеза: Исходя из вышесказанного, можно полагать что в разном возрасте и достигнув различного социального развития люди по разному относятся к смыслу жизни и его ценности для себя.

Целью данной работы является изучение выдвинутой гипотезы, ее подтверждение или опровержение.

Задачи: изучить теоретические данные и анализировать данные социального опроса, на их основе сделать выводы.

Объект исследования: различные возрастные категории граждан.

Предмет исследования: отношение к смыслу жизни людей различной возрастной категории, пола, и социального уровня.

Структура работы представлена двумя главами. Первая – теоретическая, описывающая проблему смысла жизни, его изучение и теоретические аспекты. И вторая – практическая, в которой приводятся данные социологического опроса и их анализ.


1. Проблема смысла жизни в социологии личности

Проблема смысла жизни имеет ряд аспектов: философский, социологический, этический, религиозный, социально-психологический. Основным является социологический, ибо он раскрывает зависимость смысла жизни от общественных отношений, в которые включён социальный объект, и показывает, что именно общественные отношения дают простор или, наоборот, тормозят осуществление жизненных целей.

Категория «смысл жизни» – это одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. От того, какую жизненную стратегию выберет человек, зачастую зависит жизнь не только его самого, но и его окружения, а иногда и всего человечества. Вопрос о смысле своей жизни в определенный период посещает каждое мыслящее существо, желающее понять и познать себя, свое предназначение и место в этом мире. Жизнь обязательно принуждает человека дать ответ на вопросы: «Для чего я живу?», «В чем смысл моей жизни?» Каждый ответственный за свою судьбу и судьбы других человек не может и не хочет жить без цели, определенной задачи или же мечты, а всегда ищет то «достойное», чем можно было бы занять свою жизнь, сделать ее более значительной. Четкое представление о смысле и назначении своей жизни является основной движущей силой бытия человека, стратегическим орудием, позволяющим не покориться, а, наоборот, преодолеть все трудности и испытания на жизненном пути. Но для этого нужно, чтобы человек сам определил, сам сообщил тот или иной смысл своему существованию, нашел свое назначение согласно своим способностям, сделал свою жизнь максимально плодотворной, полезной, нужной. Под смыслом жизни мы понимаем осознание индивидом основного содержания своей жизнедеятельности, как прошлой и настоящей, так и будущей, которое определяет его место и значение в жизни общества и придает человеку уверенность в том, что его индивидуальная жизнь нужна и ему самому, и окружающим, и обществу. [9]

Смысл человеческой жизни нельзя понять и объяснить, если замыкаться в узкой сфере этических категорий, ибо смысл и назначение человека выявляются только в практической деятельности по изменению окружающего мира, лишь в общественной практике реализуются цель и знание человека.

Смысл и цель человека заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, то есть изменяет и развивает самого себя. [1, с 23]

Смысл – это объективная наполненность, содержательный критерий жизни; осмысленность – это субъективное отношение к жизни, осознание ее смысла. Жизнь индивида может иметь смысл, независимо от осмысления. Объективно смысл жизни человека реализуется в процессе его жизнедеятельности, протекающей в разных сферах. Поэтому он может выступать как спектр смыслов и целей. Но в любом случае человек должен состояться, иметь возможность представить себя миру, выразить свою сущность. Жизнь наполняется смыслом, когда она полезна другим, когда человек с удовлетворением и полной самоотдачей занимается своим делом, когда существование его проникнуто нравственным добром и справедливостью. Тогда объективная значимость, смысл его жизни совпадают с его личными, субъективными стремлениями и целями. Наилучший вариант – ситуация, когда смысл и осмысленность образуют гармоничное единство. Ведь осознать смысл своей жизни – значит, найти свое «место под солнцем». [2, с 74]

С осознанием смысла жизни тесно связано понятие цели. В сознании человека цель выступает образом того будущего состояния действительности, которое отвечает его представлениям, потребностям и идеалам. Цель не тождественна смыслу жизни. Цель – это определенный рубеж, а смысл жизни – генеральная линия, определяющая цели, та общая направленность, которая сказывается на всем поведении человека, на всей его жизни. Цель жизни – впереди, это субъективное представление о будущем. Смысл жизни – это объективное содержание самой жизни и одновременно – стремление к высшей цели. [5]

Смысл жизни – тема вечная и столь же важная, как и сама жизнь. Предчувствие скрытой тайны миров, существ, событий и явлений в Природе и Вселенной, этого загадочного «нечто», дающего обоснование нашим побуждениям и поступкам, пронизывает всю нашу жизнь.

Стремление к смыслу свойственно всем людям – это врожденное и естественное качество, заложенное в каждом из нас. Часто оно так и остается глубоко запрятанным в нашем подсознании, и нам бывает трудно объяснить и четко сформулировать, к чему, собственно, мы стремимся и что хотим понять.

Когда в поступках и действиях человека отсутствует смысл, это автоматически сказывается на качестве самой его жизни. Жизнь без смысла означает, что человек лишен глубокой внутренней мотивации, внутреннего стержня и мощного «мотора», которые позволили бы ему взять собственную судьбу в свои руки. В результате он становится слабым, теряет опору, любая неблагоприятная жизненная ситуация, любая проблема выводит его из равновесия.

Он также становится легко управляемым – отсутствие смысла лишает прочных жизненных критериев и устремлений. В результате страдают его индивидуальность, его способности, таланты и потенциалы. Человек становится легкой добычей тех, кому подобная слабохарактерность нужна для достижения собственных корыстных целей и интересов. Его можно убедить в чем угодно, а любое чужое мнение, представление или мировоззрение он тут же воспринимает как свое собственное. Вместо того, чтобы самому распоряжаться своей судьбой, человек позволяет управлять собой другим людям и даже внешним обстоятельствам.

Жизнь без смысла часто является тревожным признаком того, что человек устраняется от ответственности за других людей. Появляется своего рода «слепота» и «глухота» по отношению к чужой боли, к чужим потребностям.

Раз не видится другого смысла, все силы сосредоточиваются на единственном объекте, который становится центром жизни, – на себе самом. Это хорошая диагностика: видимо, человеку все еще не удалось ответить на вопрос, кому он нужен, какое применение могли бы иметь его силы и способности. А именно это всегда является основным источником растерянности, внутренних проблем и нестабильности. [3, с 11]

2. Изучение смысла жизни

Подлинный прорыв в понимании смысла жизни произошел в 40–50 годы XX столетия.

Виктор Эмиль Франкл (1905–1997), психиатр, автор книг и Логотерапии – новой психотерапевтической стратегии основанной на предположении, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизни. [7]

Методика и выводы Франкла базируются на личном опыте и наблюдениях полученных в гестаповских концлагерях. Там, в Освенциме, вопрос о смысле жизни становился как никогда актуальным. Кажется, превратив людей в узников, в них должны были раздавить и уничтожить все человеческое. У них отняли, одежду, вещи, имена, их заставляли выполнять тяжелую работу и держали впроголодь, их расстреливали, вешали, убивали в газовых камерах и сжигали в печах. Ради чего жить и терпеть все это? Прежние ценности: деньги, положение в обществе, карьера, потеряли важность. Не находя ответа на вопрос «зачем?», заключенные умирали (бросались на электрические ограждения, отказывались выполнять приказы и их расстреливали, переставали есть и погибали от болезней).
«Заключенный, который потерял веру в будущее – свое будущее – обречен. С потерей веры он теряет также и духовную стойкость; он позволяет себе опуститься и стать объектом душевного и физического разложения» – пишет Франкл. Вот лишь несколько фрагментов из книги «Человек в поисках смысла жизни» Виктора Франкла, которые акцентированы на том, что поиск смысла это отнюдь не предмет праздного любопытства и пафосных речей, это вопрос жизни и смерти…«Горе тому, кто больше не видел ни смысла своей жизни, ни цели, ни стремлений, и поэтому ему незачем было переносить ее тяжесть. Он скоро погибал. Типичный ответ, которым такой человек отклонял все ободряющие доводы, был: «Мне уже нечего ждать от жизни». Что можно на это ответить?» «Не я задаю вопрос в чем смысл моей жизни. Смерть задает вопрос: эй парнишка у тебя есть смысл жизни, у тебя есть основания того чтобы задерживаться здесь? Те, кто не знал смысла умирали». [4, с 75]

Согласно Франклу, человеком движет в первую очередь стремление найти смысл своего существования. Утрата смысла, нежелание или невозможность его найти лежит в основе многих психических расстройств и болезней, многих самоубийств и является одной из причин преступности, насилия, алкоголизма, наркомании.

Для Франкла стремление к поиску смысла и стремление осуществить его в жизни – это потребность, от рождения присущая каждому человеку. Она является основным двигателем развития личности, души, сердца и ума человека и направляет все его мечты, решения и поступки. Отсутствие смысла жизни ввергает человека в состояние, названное Франклом «экзистенциальным вакуумом». Именно экзистенциальный вакуум – причина, порождающая в широких масштабах специфические неврозы и расстройства, которые выражаются в пассивности, апатии, равнодушии, мыслях о самоубийстве.

Франкл предлагает особый подход к поиску смысла, основанный на философии человеческой ответственности: если ты знаешь, ради кого и ради чего живешь и сражаешься, тогда ты находишь силу преодолевать любые препятствия. Когда ищешь смысл и особенно когда его находишь, нужно пробудить и поддерживать в себе особое внутренне состояние. Психолог назвал его «трагическим оптимизмом». Оптимизмом – поскольку это вера в возможности человека, вера в лучшее в нем. Трагическим – поскольку надо отдавать себе отчет в том, что часто зло оказывается сильнее или даже предпочтительнее для человека.

Смысл нужно не просто искать, за него приходится бороться, и борьба эта нелегка. Смысл жизни человек не изобретает, а находит его в мире и в той реальности, в которой живет, и часто сама судьба указывает путь. Обрести его способен каждый, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и религиозных убеждений.

Хотя смысл жизни каждого уникален, существуют универсальные ценности, которые всегда делают жизнь осмысленной. Это могут быть любимые и близкие существа, сильные переживания и осознания, пробуждение способностей и добродетелей, творчество в любой форме, осмысленный и вдохновенный труд, любимое дело и многое-многое другое.

Но каким бы ни был наш смысл жизни, самое главное – это позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, особенно когда находимся во власти обстоятельств, которые мы не в силах изменить. Человек не всегда может изменить обстоятельства, но он волен занять осмысленную и достойную позицию по отношению к самой тяжелой ситуации и открыть во всем, что проживает, глубокий жизненный смысл, великую пользу для собственной души. Страдания, если они выпадают на нашу долю и неотвратимы, лучше принять и использовать во благо, поскольку, как учит Франкл, «мы мужаем и растем в страданиях. Они делают нас богаче и сильнее». Интуитивно отыскивать глубокий смысл, кроющийся в важной или трудной ситуации, по Франклу, способна совесть. Совесть – это «смысловой орган», «высший судья», она помогает человеку найти смысл, даже противоречащий сложившимся ценностям, когда это требуется для сохранения своего достоинства и своих жизненных принципов. Человек свободен, если в своей жизни и в своих поступках руководствуется тем смыслом и теми ценностями, которые не поддаются давлению ни жизненных обстоятельств, ни окружения. Найти смысл – полдела; необходимо жить в соответствии с уникальным смыслом своей жизни. Человек несет за это ответственность. [4, с 182]


Практическая часть

В этой части работы приводятся данные с сайта http://www.zpsy.ru.

Вариант типологии был предложен Д.А. Леонтьевым и Е.Е. Осиным («Эмпирическая типология смыслов жизни в США и России» в сборнике «Смысл жизни и акме». Москва. «Смысл» 2004).

Таблица 1 – Смысл жизни (возраст)

cмысл жизни/
возраст (%)

<20 20–25 26–30 31–35 36–40 41–45 >45
Саморазвитие 20.6 25.0 21.3 23.7 19.8 22.8 20.7
Польза 9.1 9.2 9.1 11.0 11.4 11.4 11.1
Семья 6.0 5.0 6.8 8.6 7.1 7.8 4.6
Движение к Богу 3.5 4.9 8.3 10.1 12.9 14.1 12.8
Понимание 16.8 18.3 19.6 16.8 16.6 14.3 20.7
Достижение 7.1 5.4 3.7 2.0 1.5 2.2 0.4
Любимая работа 0.7 0.7 0.8 0.7 1.2 1.2 2.1
Процесс жизни 19.5 18.4 19.0 17.5 20.2 18.9 20.0
Нет никакого смысла 12.2 11.1 10.2 8.4 8.6 6.3 7.0
Разное 4.4 1.9 1.2 1.3 0.7 1.0 0.5
Всего человек 8096 7013 2358 1110 590 412 569

Исходя из данных таблицы 1 можно заметить, что в разном возрасте смысл жизни видится по разному, и с возрастом его определенность и четкое понятие возрастает, что доказывает как пример строка с данными варианта «разное», чем старше человек, тем меньше он выбирает этот вариант, который можно считать самым неопределенным и имеющим свободную вариацию. И также с возрастом большинство людей обладает уверенностью что смысл жизни существует, так как все меньше отвечают что смысла жизни нет, что отражено в данных строки «нет никакого смысла». С возрастом смысл жизни в приношении пользы как вариант, встречается чаще, а вот ее смысл в семье встречается чаще в возрасте 30–35 лет, а к 45 снижается до минимума. Чем старше становится человек, тем больше для него имеет смысл его работа (см. «любимая работа») и понимание (см. «понимание»). Но изменение этих приоритетов происходит плавно, чего нельзя сказать о видении смысла жизни в религии (см. «движение к Богу»), именно этот вариант смысла жизни с возрастом возрастает сильнее всего, если до двадцати лет он очень незначителен, то после 45 увеличивается в четыре раза. А вот смысл жизни в достижениях больше видится в возрасте до 20 лет, когда человек стремится осознать и занят определенное место в обществе, к 45 годам этот вариант почти исключается.

И все же, самыми распространенными вариантами понимания смысла жизни в любом возрасте остаются: саморазвитие, процесс жизни и понимание.

Таблица 2 – Смысл жизни (социальное подложение)

смысл жизни/
соц. положение(%)

учащ. не работ. домохоз. рабоч. фриланс. спец. менедж. руковод. бизнес.
Саморазвитие 22.3 20.5 18.5 17.6 31.8 22.6 25.3 22.9 21.5
Польза 9.4 8.7 7.7 8.5 8.0 9.9 9.6 10.2 12.3
Семья 5.5 3.9 20.8 9.6 2.0 6.0 5.6 6.9 6.5
Движение к Богу 3.9 5.1 8.5 6.5 9.7 7.8 5.8 8.7 8.3
Понимание 16.8 22.9 15.4 20.8 15.3 17.9 17.1 17.1 18.0
Достижение 6.9 3.7 0.8 5.5 0.9 3.6 4.5 4.4 4.6
Любимая работа 0.6 1.0 0.4 0.9 0.6 1.2 0.3 1.4 1.0
Процесс жизни 19.0 16.7 15.8 15.5 21.3 20.1 23.3 18.3 19.0
Нет смысла 11.3 15.4 10.0 13.3 9.9 9.9 7.8 9.1 8.1
Всего человек 10051 790 260 1055 352 3485 1453 767 521

В таблице 2 рассмотрено представление о смысле жизни людей занимающих различное социальное положение.

Учащиеся чаще всего видят смысл жизни в саморазвитии, понимании и самом процессе жизни. Не работающие – также в саморазвитии, и понимании. Домохозяйки по большей части в семье, что по видимому основано на постоянном окружении. Рабочие – в семье и понимании. Фрилансеры в саморазвитии, что скорее всего является следствием их работы и ее особенностей. Специалисты – в саморазвитии и процессе жизни. Руководители – также в саморазвитии, бизнесмены примерно равно – в саморазвитии, понимании и процессе жизни.

Эти данные свидетельствуют о том, что чаще всего люди видят смысл жизни в том, чего им не хватает, либо в том что окружает их постоянно. Но и то и другое занимает их мысли настолько часто, что становится для них смыслом жизни. В связи с этим стоить заметить, что при анализе группировки данных по социальным группам становится видно, что смысл жизни в работе почти не рассматривается.

Но так же как и в первой таблице, здесь доминируют саморазвитие, процесс жизни и понимание.


Заключение

Изучив теоретические данные, а также проанализировав данные социального опроса, можно придти к выводу что гипотеза о том, что в разном возрасте и достигнув различного социального развития люди по разному относятся к смыслу жизни и его ценности для себя, подтверждена. Но вместе с тем, что с изменением возраста меняется и отношение к смыслу жизни, нужно отметить что некоторые варианты смысла жизни доминируют в любом возрасте и при любом социальном положении.

Самыми часто встречающимися смыслами жизни являются:

Саморазвитие – это способность людей к преодолению противоречий своего развития усилиями самих участников образовательных процессов, способность к самоуправлению: постановке целей, проектированию нового состояния образования и этапов его достижения, корректировке образовательно-воспитательных процессов, объективному анализу их хода и результатов, выдвижению новых перспектив. [2, с 76]

Процесс жизни – жить максимально насыщенной, полной жизнью. Получая все ее блага, используя ее так как хочется на данный момент, не затрачивая усилий ради будущих результатов, а наслаждаясь результатами состоявшегося.

Понимание – психологическое состояние, выражающее собой правильность принятого решения и сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта. Способность видеть причинно-следственные связи. [8]

Независимо от возраста человек всегда видит смысл жизни в том, чего ему не хватает, в цели, добившись которой, как он считает, он сможет жить счастливо и на основе достижения которой он построит всю свою жизнь, все поступки, слова, мысли и мечты. Систематизирование жизни на основе ее смысла является важнейшим и продолжительнейшим этапом в социологии личности.


Список используемой литературы

1. Коган Л. «Цель и смысл жизни человека»; М.: Мысль 1984 – С. 23

2. Лавриененко В. «Социальная философия»; М.:ЮРИСТЪ 1995 – С. 74–76

3. Сикирич. Е. «Смысл жизни» // Человек без границ: №7/2007 – С. 11

4. Франкл. В. «Человек в поисках смысла»; СПб.: Питер 2002 – С. 75, 182.

5. http:/www.abccba.ru

6. http://www.zpsy.ru

7. http://www.frankl.hpsy.ru

8. http://www.biogenx.ru

9. http://www.nauka-shop.com

 

 


Приложение

 

ОПРОС

В чем заключается Ваш личный смысл жизни?

a)  Саморазвитие («Реализовать максимально свои возможности, способности…»)

b)  Польза (»… принести максимум полезного себе, близким и обществу»)

c)  Семья («Я живу ради своей семьи»)

d)  Движение к Богу («Обрести полноту общения с Богом»)

e)  Понимание («Уяснить для себя, в чем смысл жизни»)

f)  Достижение («Занять определенное место в обществе…»)

g)  Любимая работа («Моя работа – мой смысл жизни»)

h)  Процесс жизни («Жить максимально полной, насыщенной жизнью»)

i)  Нет никакого смысла («И думать о смысле жизни вредно»)

j)  Разное («Сдать экзамены и курсовые вовремя и без проблем»)

Краткая анкета:

 

Возраст

До 20 20–25 26–30 31–35 36–40 41–45 Старше 45

 

 

 

 

 

 

 

Социальный статус

Учащийся Временно не работающий Домохозяйка Рабочий Фрилансер Специалист Менеджер Руководитель Владелец бизнеса Другое
Педагогическая антропология
Г .М. Коджаспирова ПEДАГОГИЧECКАЯ AHTPOПOЛOГИЯ Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для ...
... но и в социологии, истории, антропологии, педагогике, этнографии и других областях человекознания с целью понимания способа существования людей в данном обществе, складывания их ...
Основой педагогической поддержки становятся понимание и принятие особенностей саморазвития ребенка как реализации его жизненных потребностей.
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: книга
Анализ воздействия жизненного сценария студентов на их эмоциональную ...
Введение Актуальность. У каждого человека своя судьба. Она определяется им самим, его умением мыслить, чувствовать, эмоционально или сдержанно ...
В психологии этой проблемой занимались и занимаются многие ученые: психологическая концепция жизненного пути (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, М.Р. Гинзбург, Е.Б ...
11. Волкова И.В. " Особенности саморазвития личности студента технического вуза, в условиях формирования его жизненного сценария"// ФНП:
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: дипломная работа
Бхагавад Гита "Царственная наука Бого-Реализации" том 1
Бог говорит с Арджуной Бхагавад Гита Царственная наука Бого-Реализации Бессмертный диалог между душой и Духом Новый перевод и комментарий Парамаханса ...
Как превосходный трактат по Йоге, прославленная Бхагавад Гита говорит двояко: прагматически и эзотерически, чтобы охватить широкий спектр человеческого стремления, которе в ...
Всеже, даже без интеллектуального понимания, в каждом климате и эпохе существовали те, кто, практикуя основы истинной религии, пришли к интуитивному восприятию реальной природы ...
Раздел: Рефераты по философии
Тип: книга
Любовь как философская категория
Чугреев Михаил Владимирович Chugreev Mikhail Vladimirovich Любовь, как философская категория Love, as philosophical category План Предисловие Глава 1 ...
люблю, а значит, я живу, я дышу, а значит, я люблю".
Ведь я любил в тебе мечту мою.
Раздел: Рефераты по философии
Тип: дипломная работа
Основы психологии
Вопрос 1. Современная психология и её место в системе наук В силу своей специфики психология занимает особое место в системе современных наук ...
Юнг - либидо (энергия бессознательного) - это не сексуальная энергия, а психич, кот в течение жизни проявляется по-разному в разные периоды (диффузная творческая, жизненная сила ...
Жизненные цели человека определяют его судьбу. * Поведение человека - это не только результат влияния наследственности и среды, но и влияние творческой силы, которая делает ...
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: шпаргалка