Контрольная работа: Эффективность политики привлечения заемных средств
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный торгово-экономический университет Воронежский филиал
Контрольная работа
По дисциплине «Финансовый менеджмент»
Вариант 7
Воронеж 2010г.
Задача 2.7
Активы предприятия составляют 690 тыс.руб. заемные средства – 390 тыс.руб., в том числе кредиторская задолженность 90 тыс.руб. рассчитать плечо финансового рычага и сделать вывод об эффективности проходимой предприятием политике привлечения заемных средств
Решение:
Рассчитываем плечо финансового рычага:
690 тыс. руб. / 390 тыс. руб. = 1,8%;
90 тыс. руб. / 390 тыс. руб. * 100% = 23 %;
1 / 0,18 – 0,023 = 1/ 0,157 = 6,369.
Чем больше доля заемных средств, тем выше эффект финансового рычага, в нашем случае она достаточно высокая, но тем меньше надежность и финансовая устойчивость предприятия.
Нижней границей коэффициента финансового рычага является единица, в нашем примере коэффициент выше единицы.
Финансовый рычаг (кредитный рычаг, финансовый леверидж) — это отношение заёмного капитала к собственным средствам. Так же финансовым рычагом называют эффект от использования заёмных средств с целью увеличить размер операций и прибыль, не имея достаточного для этого капитала. Размер отношения заёмного капитала к собственному характеризует степень риска, финансовую устойчивость.
Плата за заёмный капитал обычно меньше, чем дополнительная прибыль, которую он обеспечивает. Эта дополнительная прибыль суммируется с прибылью на собственный капитал, что позволяет увеличить коэффициент его рентабельности.
На фондовом и валютном рынках финансовым рычагом называют коэффициент, показывающий отношение цены сделки к средствам, которыми должен обладать участник рынка для её заключения
Плечо финансового рычага = Заемные средства предприятия / собственные средства предприятия.
Именно этот множитель носит название «плечо финансового рычага» и характеризует силу воздействия рычага.
Задача 3.7
Предприятие выпускает продукцию одного вида. В первом году переменные затраты составили 20 тыс.руб., а постоянные – 2,5 тыс.руб. выручка от реализации продукции составила 30 тыс.руб.
Во втором году предприятие увеличило выпуск продукции на 15%. Рассчитать величину прибыли, полученной предприятием во втором году, используя операционный рычаг.
Решение:
В первом году:
Выручка (ТR) – Переменные издержки (VC) = Маржинальная прибыль
30 тыс.руб. – 20 тыс.руб. = 10 тыс.руб.
Балансовая прибыль(Pr)=Маржинальная прибыль - Постоянные издержки(FC)
Балансовая прибыль(Pr)= 10 тыс.руб. - 2,5 тыс. руб. = 7,5 тыс.руб.
Операционный рычаг = Маржинальная прибыль/ Балансовая прибыль (Pr),
или
L = ТR – VC / Pr = FC + Pr / Pr = 1 + FC / Pr
30 тыс. руб. – 20 тыс. руб. / 7,5 тыс. руб. = 1,33 = 2,5 тыс. руб. + 7,5 тыс. руб. / 7,5 тыс. руб. = 1,33 = 1 + 2,5 тыс. руб. / 7,5 тыс. руб. = 1,33.
Во втором году:
Выручка (ТR) – Переменные издержки (VC) = Маржинальная прибыль
34,5 тыс. руб. – 23 тыс. руб. = 11,5 тыс.руб.
Балансовая прибыль(Pr)=Маржинальная прибыль - Постоянные издержки(FC)
Балансовая прибыль(Pr)= 11,5 тыс. руб. - 2,875 тыс. руб. = 8,625 тыс. руб.
1,33 * 0,15 = 0,199.
Разделение всей совокупности операционных затрат предприятия на постоянные и переменные виды позволяет использовать также механизм управления операционной прибылью, известный как «операционный рычаг». Действие рычага основано на классификации затрат на производство и реализацию продукции. Если объемы производства и реализации продукции увеличиваются, то с учетом классификации увеличиваются переменные затраты, а постоянные - остаются неизменными. В этом случае снижается удельный вес постоянных затрат в себестоимости единицы продукции, что свидетельствует о снижении себестоимости и увеличении прибыли предприятия. Действие этого механизма основано на том, что наличие в составе операционных затрат любой суммы постоянных их видов приводит к тому, что при изменении объема реализации продукции, сумма операционной прибыли всегда изменяется еще более высокими темпами.
Чтобы рассчитать балансовую прибыль от реализации продукции необходимо использовать формулу:
Балансовая прибыль(Pr)=Маржинальная прибыль - Постоянные издержки(FC)
Задача 5.7
Необходимо минимизировать структуру капитала предприятия по критерию минимизации уровня финансовых рисков при следующих исходных данных:
- планируемая среднегодовая стоимость внеоборотных активов 120 тыс. руб.;
- из общей стоимости оборотных активов постоянная их часть 80 тыс. руб.;
- максимальная дополнительная потребность в оборотных активах период сезонности производства (6мес.) – 100 тыс.руб.
Решение:
Исходя из этих данных определяем, что при консервативном подходе к финансированию активов:
1) собственный капитал равен: 120 + 80 + 100/2 =250 тыс.руб.;
2) заемный капитал должен составлять: 100/2 = 50 тыс.руб.;
соответственно среднегодовая структура капитала минимизирующая уровень финансовых рисков равна:
1) собственный капитал 250 тыс.руб. / 300 тыс.руб. * 100 % = 83 %;
2) заемный капитал 50 тыс. руб. / 300 тыс.руб. * 100% = 17 %.
Капитал- это часть финансовых ресурсов, задействованных предприятием в оборот с целью получения дохода от этого оборота.
Структура капитала характеризуется соотношением удельных весов отдельных составляющих в общей сумме капитала. Структура капитала формируется под влиянием многих факторов, как внутренних, так и внешних. На соотношение основного и оборотного капитала влияют особенности выпускаемой продукции (работ, услуг), инфляция, поведение поставщиков и покупателей, политика предприятия в области переоценки основных фондов, эффективность использования основного и оборотного капитала, требования ликвидации и т.д.
Особый интерес представляет соотношение собственного капитала и долго предприятия. Разнообразие взглядов на эту проблему широко и полярно. Однако, наиболее распространенным является мнение, что величина заемного капитала не должна превышать величину собственного. Часть экономистов выделяют следующие факторы, влияющие на комбинацию собственного капитала и заемного в пользу последнего:
- устойчивый рост оборота предприятия;
- тяжесть налогового бремени;
- угроза поглощенного фирмы;
- низкие процентные ставки по кредитам, доступность получения кредита;
- наличие у фирмы высоколиквидных активов;
- высокий уровень и положительная динамика доходности предприятия и др.
Задача 7.7
Осуществив инвестиционный проект, предприятие столкнулось с необходимостью в привлечении дополнительных источников финансирования оборотного капитала на сумму 300 тыс. руб. дополнительные источники необходимо изыскать в течение месяца. Предприятие может привлечь кредит по простой ставке в 30% годовых, на 3 месяца, либо заключить договор факторинга на следующих условиях:
- комиссионные 5%
- резерв на случай рисков неплатежа дебиторов 20%
- удержанные проценты за предоставленную ссуду 15%
Определите, какой из вариантов финансирования выбрать, если дебиторская задолженность, которую предприятие может продать, составляет 500 тыс. руб., а срок его погашения должником – 3 месяца.
Решение:
Если предприятие возьмет кредит:
FV = PV (1 + r * t/B)
FV = 300000 (1 + 0, 30 * 90/360) = 300000 (1,075) = 322500
По договору факторинга:
40 % * 90д / 360д = 10 %;
300000 * 10% / 100% = 30000
Наиболее выгодный вариант финансирования, при привлечении кредита по простой процентной ставке 30 % годовых 22500 руб., чем по договору факторинга 30000 руб.
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации. Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженности - ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги. Основным фактором рефинансирования дебиторской задолженности является факторинг - финансовая операция, заключающаяся в уступке предприятием- продавцом права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной факторинговой компании, которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга.
Если предприятие возьмет кредит:
FV = PV (1 + r * t/B)
Список используемой литературы
1. Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. акад. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 527 с.
2. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика. – М.: Перспектива, 2000. – 346 с.
3. Шим Д.К., Сигел Д.Г. Финансовый менеджмент. – М.,1996.