Реферат: Арттерапевтические техники для работы с телесным образом «я» и с психосоматическими заболеваниями

Федеральное агентство по образованию

ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

Институт педагогики, психологии и социальных технологий

Кафедра общей психологии

РЕФЕРАТ

на тему: Арттерапевтические техники для работы с телесным образом «я» и с психосоматическими заболеваниями

Выполнила:

студентка гр. 41-33 Микелтадзе М.М.

Проверила: Махмутова Р.К.

Ижевск 2009


Содержание

Глава 1. Особенности больных, имеющих психосоматическое расстройство

Глава 2. Применение арттерапии в медицине в работе с больными, имеющими психосоматическое заболевание

Список использованной литературы


Глава 1. Особенности больных, имеющих психосоматическое расстройство

Психосоматические расстройства (ПСР) – нарушения функций органов и систем, обусловленные психогенными нарушениями, занимают все большее место в заболеваемости детско-подросткового населения, составляя, по данным некоторых исследователей, от 10 до 40% из числа обращающихся за медицинской помощью детей и подростков (по другим данным от 40 до 68%) . Причины психосоматических нарушений делят на внешние по отношению к организму — экзогенные и внутренние — эндогенные. К экзогенным болезнетворным агентам относят инфекции, интоксикации, травматические повреждения мозга, церебральные опухоли, психогении, соматогении. Эндогенные причины связаны с наследственностью, конституциональными особенностями человека, возрастными сдвигами [2,45].

Психосоматическое расстройство базируется на процессах соматизации психических проблем, то есть проблема из разряда психологической (например, я боюсь завтрашней контрольной) переходит в разряд телесной (например, у меня болит живот). Конечно, в единичных эпизодах такого реагирования нет ничего страшного, более того, для всех людей в моменты сильного стресса характерно проявлять некоторые телесные слабости. Проблемой это становится тогда, когда такие реакции становятся постоянными и при длительном течении переходят в собственно заболевание (например, язва желудка). Тело и психика – это тесно взаимосвязанные части одного целого, и если существуют психические проблемы, то довольно часто это приводит и к заболеваниям тела. При наличии внешних и внутренних конфликтов, в ситуациях стресса и длительного, часто хронического, напряжения любой человек, а тем более ребенок, склонен демонстрировать так называемые психосоматические реакции и заболевания. Один и тот же принцип перевода психического в телесное руководит всем многообразием психосоматических состояний. От чего же зависит, какая часть тела примет на себя «удар»? Почему у одного это желудочно-кишечный тракт, у другого сердце, у третьего легкие? Прежде всего, это зависит от наследственной предрасположенности и от конституциональной слабости определенного органа или системы организма у конкретного человека[3].

Статистика показывает: частота психосоматических расстройств, встречающихся в практике педиатров, составляет от 20 до 60 %. Раньше специалисты выделяли семь основных психосоматических заболеваний: эссенциальная гипертония, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, ревматоидный артрит, гипертиреоз (тиреотоксикоз), бронхиальная астма, язвенный колит и нейродермит. Затем этот список пополнялся, и пополняется до сих пор, так что расстройство любого органа или системы организма можно описать как психосоматическое. Нерешенные психологические проблемы, прежде всего, эмоциональные проблемы могут вылиться в симптомы различных заболеваний организма. Это именно о таких болезнях говорят: «Невыплаканные слезы заставляют плакать внутренние органы». Речь как раз и идет о психосоматических заболеваниях. Практика показывает, что простое медикаментозное или хирургическое лечение этих болезней редко дает надежные результаты, рано или поздно болезненное состояние возвращается либо прогрессирует или же на месте ушедших симптомов появляются новые. Одной из главных задач психотерапевта является работа с эмоциями, особенно у детей. У «психосоматического» ребенка эмоции часто подавлены, то есть сам ребенок не может определить, что же он сейчас чувствует, и тем более, он не может свои чувства выразить. Чаще всего подавленными оказываются отрицательные, агрессивные эмоции либо депрессивные (а депрессия – это и есть агрессия, направленная на себя). У 80% психосоматических больных диагностируется явное или скрытое депрессивное состояние[4].

Очень часто в психосоматическом заболевании замешана семья. Существующие в данное время научные исследования говорят о том, что процент психосоматических заболеваний у детей из дисгармоничных семей гораздо выше, чем у детей из семей достаточно нормальных. У 77,3 % детей из конфликтных семей диагностируются психосоматические расстройства. Большое значение имеет также адекватность стиля воспитания. Например, маленький Ваня живет в семье, которую трудно назвать гармоничной: между родителями нет понимания, их отношения оставляют желать лучшего, что выливается у отца во внебрачные связи, а у матери в хроническое недовольство своим мужем, в ощущение постоянной неудовлетворенности и раздражительность. И со стилем воспитания не все в порядке: во-первых, мать и отец по-разному смотрят на то, как должно воспитывать ребенка, это противоречие не способствует стабильности состояния ребенка и является одним из источников конфликтов в семье; во-вторых, до пяти лет Ваня воспитывался по типу «кумир семьи», ему все позволялось и ничего не запрещалось, в последнее же время перед ним ставят жесткие условия, к которым ему трудно адаптироваться. А нередко бывает так, что больной или постоянно болеющий ребенок становится звеном, скрепляющим разваливающуюся семью. Ведь каждый ребенок любит и маму, и папу, каждый ребенок хочет, чтобы они оба были вместе с ним, и если его болезнь не позволяет родителям расстаться, то неосознанно ребенок будет стремиться сохранить болезнь[3].

Психосоматические заболевания тесно связаны с телесным образом «я». Как уже говорилось выше, когда психологическая проблема не может найти выход из психики человека, она переходит в разряд телесной. Именно на теле или внутри него происходят какие-то изменения: появление нейродермитов, болезни желудка, 12-типерстной кишки, язвы, астма, болезни суставов, злокачественные образования и т.д.

Итак, можно сделать вывод о том, что:

- часто болеющие люди, как правило, страдают от так называемых психосоматических болезней (например, астма, нейродермит и мн.др.) и психосоматических реакций и состояний (постоянные простуды, необъяснимые боли в разных частях тела и т.п.);

- психосоматические состояния и болезни таковы, что основной их причиной является наличие психологических проблем, например, внутренний конфликт, неосознаваемая душевная боль;

- часто болеющие люди неосознанно используют механизм соматизации, т.е. проблема из разряда психологической переводится в разряд телесной, например, ребенок обижается или злится на маму, но не осознает, не понимает своей злости или обиды, проще говоря, он абсолютно не чувствует никакой обиды и никакой злости, а вместо этого покрывается сыпью, или ему становится трудно дышать, или тут же у него обостряется хронический тонзиллит.

Глава 2. Применение арттерапии в медицине в работе с больными, имеющими психосоматическое заболевание

Вопросы, связанные с использованием арттерапии в общей медицинской практике и с пациентами с психосоматическими заболеваниями, остаются недостаточно изученными. Даже в развитых странах со сложившейся системой профессиональных арттерапевтических услуг арттерапия пока применяется в медицине недостаточно активно. Как отмечает Л. Хаген, «Изобразительное искусств не является чем-то новым для медицины. Новым для нее является представление об арттерапии как профессиональной услуге, предоставляемой в качестве дополнения к психиатрическому и медицинскому лечению в больницах и амбулаториях». Традиционными для клиники внутренних болезней и психосоматической медицины являются такие методы психотерапии, как гипнотерапия, релаксация, аутогенная тренировка, внушение и самовнушение, а также поведенческая психотерапия. Арттерапия зачастую рассматривается в качестве альтернативного метода лечения, позиционируемого за пределами большинства методов вербальной психотерапии. В 1991 г. Национальным институтом здоровья США арттерапия была включена в список методов альтернативной медицины, составляющих группу вмешательств психосоматического или ментально-физического контроля Благодаря развитию и научному изучению таких методов арттерапия получает дополнительные шансы интегрироваться в систему медицинского обслуживания[1, 41].

На протяжении последних лет ученые стали обращать большее внимание на роль творческого воображения и различных экспрессивных средств в лечении различных заболеваний внутренних органов, включая рак. Были разработаны специальные методы, связанные с визуализацией образов, способствующие излечению от таких заболеваний. Некоторые исследователи, например К. и С. Саймонтоны (Саймонтон К., Саймонтон С.), показали, что результаты лечения были особенно впечатляющими, когда пациенты с тяжелыми соматическими заболеваниями не только представляли образы, но и старались передать их средствами изобразительного искусства.

 Задача любого психотерапевта или психолога состоит в том, чтобы человек перестал переводить психическое в телесное. Изначально этот процесс перевода у маленьких детей осуществляется автоматически, например, у младенцев в ответ на возрастание напряжения может расстроиться желудок, это известно любой маме. Постепенно по мере того, как формируется и крепнет психика (у новорожденного ведь нет психики, идентичной психике взрослого человека), ребенок становится способным справляться с напряжением, не прибегая к соматическим симптомам. Задача психотерапевта – укрепление и развитие психики психосоматического больного, для чего используются специфические методы психотерапии, а также арттерапии. Несколько лет назад был создан Реабилитационный центр для пациентов с психосоматическими заболеваниями в г. Паланга и рассчитан на 50 больных. На его базе проходят курс восстановительной терапии пациенты, страдающие такими заболеваниями, как бронхиальная астма, сахарный диабет, артриты, а также больные перенесшие инсульты или оперативные вмешательства при онкологических заболеваниях и некоторые другие категории больных. Примерно две трети общего числа пациентов реабилитационного центра составляют женщины. Большинство пациентов поступают из больниц, однако незначительная часть направляется из амбулаторной сети. Многие неоднократно, ежегодно поступают в реабилитационный центр. Срок пребывания в центре составляет 10-40 дней. Во время нахождения в центре пациенты получают лекарственную терапию, а также физиотерапию, лечебный массаж. Через некоторое время начала применяться арттерапия. Индивидуальный курс арттерапии включает от шести до девяти занятий. Во время занятий пациенты могут использовать различные изобразительные материалы, такие, как гуашевые или акварельные краски, мелки, пастель, карандаши, фломастеры, а также создавать фотоколлажи, заниматься лепкой из глины и пластилина. С учетом коротких сроков работы, пациентам бывает сложно достичь творческой свободы и развить свои художественные навыки. Многие поначалу испытывают психологические трудности, переживают растерянность, когда им предлагается что-либо нарисовать. Причиной этого, помимо возраста, являются физические ограничения, связанные с заболеванием. Поэтому, арттерапевт предлагает пациентам те или иные варианты творческой работы или даже оказываю им физическую помощь в ходе работы: например, иногда помогает пациентке, страдающей артритом, вырезать фотографические образы из журнала, которые она сама выбирает. С целью снятия напряжения и тревоги, переживаемых многими пациентами, арттерапевт активно использует технику релаксации. Когда пациентам удается расслабиться, им проще включиться в процесс изобразительной работы. Кроме того, нередко применяется техника направленной медитации: в состоянии релаксации пациента погружают в определенную ситуацию, для того, чтобы оживить фантазии и воспоминания, после чего они могут попытаться передать их в рисунке[1].

 Во многих случаях возникает необходимость в том, чтобы помочь пациентам осмыслить свой жизненный путь, найти смысл существования, осмыслить прошлые и настоящие отношения и принять решение. Пациенты, поступающие в реабилитационный центр, как правило, страдают тяжелыми, хроническими заболеваниями. Они находятся в весьма тяжелом физическом и психологическом состоянии, в критической точке своего «путешествия по жизни». Им нужны сочувствие, понимание, поддержка и, в то же время, предоставление им возможности обрести свое пространство, найти свою «тропинку» и поверить в свои силы. Это позволяет им постепенно преодолеть уныние, сомнения, отчаяние и апатию и продолжить свой путь. Описание одного случая из практики арттерапевта в реабилитациооном центре: Бируте, 59 лет, страдает ревматойдным артритом в течение 17 лет. Сопутствующие заболевания: гипертония, кардиопатия. Постоянные воспаления суставов, во время которых температура поднимается до 40 С. Направлена в реабилитационный центр по окончании очередного курса лечения в больнице.

«Во время первой встречи Бируте выглядела измученной, в кабинет ее привел муж. Пациентка передвигалась неуверенно, жаловалась на боли в суставах ног и рук. Суставы выглядели опухшими. Бируте сказала, что не знает, будет ли она ходить на процедуры, или нет, так как из-за повышения температуры она чувствует слабость и предпочитает оставаться в постели. Хотя пациентка выразила сомнения, что сможет регулярно посещать занятия арттерапии, ссылаясь на плохое физическое самочувствие и «плохие» художественные способности, она все же согласилась начать совместную работу»[1].

Первое занятие: Бируте выглядела более спокойной. Поскольку в этот день температура не поднималась, она дошла до моря, расположенное на расстоянии полукилометра от реабилитационного центра. Там она провела три часа и почувствовала себя лучше. Сначала арттерапевт поговорила о том, умеет ли Бируте расслабляться, и предложила ей расслабиться и сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, а затем спросила, не хочется ли ей порисовать, воспользоваться мягкими мелками или другими изобразительными материалами. Бируте взяла мелок зеленого цвета и начала рисовать волнистые линии (море), но вскоре прекратила рисовать, поскольку ей было трудно удерживать мелок. Затем, не отрывая мелка от бумаги, она стала делать полукруглые движения запястьем. Она сказала, что рисунок не получается, но линии получились пластичные, достаточно регулярные. Она всмотрелась в свой рисунок. Повернув его через некоторое время, она увидела паруса. Образ наполнился движением, полетом. Затем Бируте изобразила берег, завершив на этом создание рисунка.

Второе занятие: Бируте сказала, что чувствует себя немного лучше, связав улучшение с процедурами. Было важно дать ей получить положительный опыт творческой работы, увлечься рисунком. Ей предложили заняться созданием коллажа на свободную тему, используя для этого вырезки из журналов, и она согласилась. На это раз суставы пациентки были более подвижны, она смогла воспользоваться ножницами. Бируте выбрала фотографии цветов и других растений, птиц, панорамных пейзажей и скал. Пациентка испытала удовлетворение от работы и сказала, что не устала. Было видно, что она была увлечена новым для себя видом деятельности.

Третье занятие: Бируте пришла с подкрашенными губами, лицо выглядело просветленным. Арттерапевт предложила создать мандалу: используя специальные краски, заполнить пространство круга, начиная с центра. Бируте начала рисовать с центра полосами, затем начала «играть» с красками, накладывая их густо, искала разные способы, делала мазки и точки. Закончив рисовать, написала текст:

Сердце, в котором много красок.

Они очень красивы.

Если бы рисовала другое,

То не вышло бы так.

Смотрю, и радости нет конца.

В жизни этого не испытала и не знала,

Что еще когда-нибудь придется рисовать.

Радуюсь, что с этим встретилась

И смогла поразмышлять»

Мандала получилась разноцветная, ярко выделялись мазки, сделанные пальцами. Рисунок напоминал драгоценный камень, светящийся изнутри. Когда расставались, Бируте была в приподнятом настроении и благодарила за возможность получить новый опыт.

Четвертое занятие: Самочувствие Бируте продолжало улучшаться, руки не болели, боли временами появлялись лишь в одном колене. Было видно, что Бируте с желанием приходит на занятия, проявляет интерес к тому, что ее ждет на этот раз. На данном занятии решили исследовать гамму чувств, которые переживает Бируте, и ей было предложено представить их в виде красочной «карты». Благодаря предыдущим занятиям Бируте смогла почувствовать вкус к работе с красками, и поэтому она стала с воодушевлением рисовать гуашевыми красками, брала их помногу, местами накладывала несколько слоев. Закончив рисовать, сказала, что созданный ею образ и «есть жизнь, в которой все – и хорошее, и плохое, но больше хорошего». Было видно, что она более тщательно прорисовала положительные чувства.

Пятое занятие: Температура у Бируте с прошлого занятия не поднималась, руки и пальцы уже не выглядели скрюченными. Поговорили, как проходит лечение. Она сообщила, что будет готовиться к операции на суставах. Затем ей предложили вспомнить о тех местах, где ей приятно находиться, и, возможно, нарисовать их. Она сказала, что у нее сейчас три любимых места: одно – в любимом кресле на кухне, другое – в своем городке, в парке, и третье – новое место, находится недалеко от реабилитационного центра, на скамейке по дороге к морю. Она решила изобразить именно его. Нарисовала, как она сидит на скамейке, повернувшись лицом к соснам и елям. Она добавила, что сидеть так она может долго, час, два, хоть целый день. Рисунок состоял из вертикальных линий, изображающих устремленные к небу деревья. Она поместила себя на фиолетовую скамейку, ее собственная фигура осталась недостаточно прорисованной. Этот рисунок чем-то напоминал первый, также состоявший из параллельных линий, но волнистых, а не прямых. Однако на последнем рисунке образ получился более организованным. Было заметно тяготение Бируте к пейзажу, она словно «позволяет» пространству и природе себя лечить, доверяет им, стремится быть поближе к морю и лесу. Рисунком и выбранным местом Бируте была довольна.

Шестое занятие: Это было последнее занятие. Бируте стала намного крепче, чем в момент поступления в реабилитационный центр. Бируте сказала, что последнее время периодически вспоминает свое детство и родителей, которых уже нет в живых. Тогда арттерапевт спросила, не желает ли она передать на рисунке одно из своих детских воспоминаний. Для настроя включила спокойную музыку флейты. Бируте быстро взяла карандаш, потом акварель и нарисовала девочку 11-12 лет в красном платье и с волосами желтого цвета. Закончив рисовать, Бируте сказала, что нарисованная девочка – растерянная, многого боится, но прилежная и хорошо учится. Она вспомнила, что учительница ее поддерживала и хвалила, зная, что у нее недавно умерла мать. Когда ее спросили, далеко или изображенная девочка находится от Бируте, она ответила, что совсем близко. Тогда ей было предложено что-нибудь сказать девочке, и Бируте сказала: «Иди вперед, не волнуйся, ты достигнешь своей цели». Бируте это сказала громко, громче, чем она обычно говорить, вкладывая в обращение много сил.

Девочка была изображена в центре листа, словно парила в воздухе, в пустоте. Арттерапевт обратила внимание Бируте на это, и тогда она взяла кисточку, но поначалу не знала, что рисовать. Затем ее рука сама стала изображать полукруги. Получилось нечто, напоминавшее сердце, обрамляющее фигуру девочки. Во время обсуждения рисунка Бируте сказала, что сердце словно охраняет девочку, ассоциируясь у нее с матерью, ангелом-хранителем или Богом. В оставшееся время занятия они подвели итоги работы. Арттерапевт отметила ее активность, жизнелюбие, способность играть, заниматься творчеством, находить умиротворение в общении с природой. Бируте сказала, что ее эмоциональное состояние и жизненный тонус действительно улучшились, она стала более оптимистично смотреть в будущее, получила для себя новый, интересный опыт, связанный с творческой работой, проявлением себя через рисунок и беседу. При выписке в истории болезни Бируте было отмечено: «Общее физическое и психоэмоциональное состояние пациентки улучшилось»»[1].

Таким образом, в медицине успешно используют техники арттерапии в работе с психосоматическими заболеваниями. К таким техникам можно отнести: изотерапия, музыкальная терапия, работа с глиной, с песком, цветотерапия. Также можно использовать куклотерапию, сказкотерапию, особенно в отношении детей (когда они представляют свои страхи, болезни в виде персонажей, образов, таким образом, в виде игры выясняются причины психосоматического заболевания, что облегчает дальнейшую работу с пациентом).

 


Список литературы

1) Григалюнайте-Плерпене Вида Применение арттерапии с женщинами с психосоматическими заболеваниями в условиях реабилитационного центра

2) Елисеев Ю.Ю. Психосоматические заболевания / Ю.Ю. Елисеев, 2003

3) Попова Т.А. Часто болеющие дети: диалог на языке тела

5) Хаген Л. Арттерапия и медицина // Журнал арттерапии «Исцеляющее искусство», №1.