Реферат: Ландшафтная архитектура
Содержание
Глоссарий
Введение.
Глава 1 История садово-паркого искусства
Глава 2 Малые формы в ландшафтной архитектуре
Заключение
Список использованных источников
Глоссарий
«Живые строительные материалы» – вода, растительность, камни, почва, особенности природного рельефа и животного мира, используемые в ландшафтной архитектуре.
Ландшафт – природный территориальный комплекс, состоящий из взаимодействующих природных или природных и антропогенных (искусственных) компонентов. Ландшафт характеризуется единством геологической платформы, климата и истории развития.
Ландшафтная архитектура – это архитектура открытых пространств, отрасль градостроительства, цель которой – формирование благоприятной внешней среды для жизнедеятельности и отдыха населения в городах, пригородных зонах, сельской местности с учетом функциональных, эстетических и технико-экономических требований [3].
Ландшафтный дизайн – искусство и практические действия по озеленению, благоустройству, организации садово-парковых насаждений, газонов, горок, применению малых архитектурных форм в зелёном строительстве. Главная задача ландшафтного дизайна — создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урбанизациоными формами и природой, зачастую от них страдающей.
Ландшафтная композиция – главный элемент ландшафтного дизайна, в графическом исполнении включает планировку, зонирование, размещение элементов озеленения.
Малые архитектурные формы – небольшие по размеру элементы украшения садов, к ним можно отнести скульптуры, вазы, вазоны, постаменты, скамьи, трельяжи, крупные камни и другие атрибуты садового и паркового украшения.
Введение
Во внешнем облике дома, в его архитектуре отражается целая эпоха, культурные и духовные ценности многих поколений, нравы и традиции того или иного народа и, конечно, индивидуальные черты владельца – его характер, темперамент, социальный статус. Те архитектурные образы и ансамбли, которые были созданы по законам Красоты и способны вызывать у зрителей яркие эмоции и чувства, - спустя столетия продолжают жить в сознании людей как символы городов, стран и древних цивилизаций.
Древнеримский архитектор и военный инженер Витрувий
В век технического прогресса, ускоренного развития науки и техники, роста городов, возрастания психических нагрузок на личность человеку просто необходима эмоциональная разрядка. Огромную роль в этом играет общение с окружающей средой. Знакомство с миром удивительных прекрасных форм, обилием теплых разнообразных спектров цвета и зелени не оставляет равнодушным, звуки журчания, падения капель и потоков воды о камни, рева порогов и водопадов надолго не оставляют нас.
Зачастую, вспоминая эти незабываемые моменты жизни, хочется приблизить полюбившиеся уголки природы к себе, радовать свой взгляд, созерцая их. Именно по этой причине все большей популярностью пользуются созданные на небольших территориях отдельные ландшафты горного пейзажа, хвойного леса, успокаивающей водной глади, цветовых пятен. Современные технологии, фантазия, креативность мысли, творческий подход и любовь к своему делу помогут превратить участок земли в прекрасный уголок наслаждения природой.
Выигрыш от общения с природой невозможно оценить в денежном выражении, зато его можно реально почувствовать на себе. Вы будете себя хорошо чувствовать, находиться в прекрасном настроении и благодатной моральной атмосфере.
1 Глава. История садово-паркого искусства
Ландшафтная архитектура – это особый вид архитектурной деятельности, при котором возможно создание и формирование лесопарков, парков, садов, скверов, бульваров, районов отдыха и так далее, то есть мест, пригодных и благоприятных для жизни, деятельности и отдыха человека.
Основной характерной особенностью ландшафтного дизайна и архитектуры в целом являются «живые строительные материалы» - вода, растительность, камни, почва, особенности природного рельефа и даже животного мира.
Главная задача при создании ландшафтных композиций – гармонично соотнести и употребить эти материалы в совокупности с искусственной средой. В зависимости от этого созданный ландшафт каждый сезон будет динамично развиваться и приобретать новую, загадочную и удивительную форму.
Ландшафтная архитектура – это мультидисциплинарная область, включающая в себя географию, математику, науку, инженерию, искусство, садоводство, технологию, общественные науки, политику, историю и философию. Работы ландшафтного дизайнера могут распространяться от создания общественных парков и бульваров, предполагающие планирование корпоративных зданий офиса, проект жилых помещений и гражданской инфраструктуры до управления большими глухими площадками или восстановлением ухудшившихся пейзажей, типа шахт или свалок. Ландшафтные дизайнеры работают со всеми типами структур и открытых пространств - большими или маленькими, городскими или сельскими, и с «твердыми» / «мягкими» материалами, гидрологическими и экологическими проблемами.
Широта профессиональных задач, над которыми работают ландшафтные дизайнеры, очень велика, в частности:
· Планирование, форма, размер и расположение новых застроек;
· гражданский дизайн и общественная инфраструктура;
· управление водными устройствами, включая сады дождя, зеленые крыши и обработка заболоченных мест;
· средства обслуживания отдыха – такие как поля для гольфа, тематические парки и спортивные средства обслуживания;
· жилые области, промышленные зоны и коммерческие застройки;
· шоссе, структуры транспортировки, мосты и транспортные коридоры;
· городской дизайн, город и городские площади, береговые линии, пешеходные зоны и места для стоянки;
· городские зоны регенерации;
· лес, туристические или исторические пейзажи и ценные исторические сада и исследования сохранения;
· бассейны, дамбы, электростанции, улучшение добывающей промышленности или основных индустриальных проектов;
· экологическая экспертиза и оценка пейзажа, советы по планировке и предложения по использованию земли.
Самый ценный вклад часто делается в самой ранней стадии проекта в производстве идей и приложению таланта и творческого потенциала к использованию области.
Впервые термин «ландшафтная архитектура» появился чуть больше чем сто лет назад, но это не означает, что история ландшафтного искусства такая короткая. Своими корнями она уходит в далекое прошлое и имеет богатый опыт и бесценное наследие, которое дошло до наших дней. Первые садовые и полевые опыты (приблизительно 10 тысяч лет назад) возникли в долинах Междуречья, где появились одни из первых очагов коренного земледелия. Затем появились Эфиопский, Среднеазиатский, Индийский, Китайский, Среднеземноморский, Индонезийский, Западносуданский, Мексиканский, Перуанский очаги земледелия. Так возникли первые антропогенные ландшафты (это ландшафт, созданный человеком или природный ландшафт подвергнувшийся сильному изменению). Затем эти очаги земледелия стали и основными населенными центрами и люди больше внимания стали уделять эстетической части ландшафта. Создавались сады для отдыха и целые комплексы озеленения, однако, стоит учитывать, что это делалось преимущественно знатными особами или в религиозных целях.
Древнейшие из известных садов находились в Египте. Они принадлежали знатным вельможам либо фараонам, либо жрецам. Это были регулярные сады с бассейнами, декоративными насаждениями и зонами для отдыха. Уже тогда начали применяться эффектные элементы ландшафтного планирования, например «Аллеи сфинксов», аллеи из пальм. Нельзя не упомянуть известные всему миру Висячие сады Семирамиды в Южном дворце Вавилона, которые считаются одним из семи чудес света. Строительство их велось приблизительно в VII веке до н. э. На месте раскопок были обнаружены массивные кирпичные столбы, на которых, по всей видимости, находились сами сады.
Относительно больше информации имеется об античном мире градостроительства, ландшафтной архитектуры и садоводства (VI века до н.э. – IV века н. э.).
Гармоничное сочетание сооружаемых городов с природным ландшафтом нельзя не отметить, так как создается впечатление, что они взаимно дополняют друг друга. Акрополи, театры, форумы, террасы агор как бы вырастают из ландшафта. Умело используются открытые пространства для создания площадей, рассчитанных на большое количество людей. Например, Афинский акрополь выглядит как скульптурное завершение скалы, на которой он расположен.
Существуют упоминания о садах Александрии, Олимпии, Афин и других городах. Особенностью их ландшафтного виденья можно считать стремление повторить природные контуры композиций, постараться не вмешиваться в природную красоту и ничего не нарушать.
Греки также умело использовали вертикальное планирование своих площадей – агор. Они рассекали пространство с помощью низких подпорных стенок, протяженных лестниц, и изящных границ зданий. Иногда вдоль улиц ставили статуи выдающихся людей (например, статуя Афины Промахос на Афинском Акрополе и знаменитый Колосс Родосский).
Римское садово-парковое искусство отличается от греческого многими элементами, например, они использовали монументальные и грандиозные конструкции ландшафтной архитектуры в композициях, то есть они как бы старались «подчинить природу». Многочисленные виллы у состоятельных людей включали большое разнообразных декоративных работ: фонтаны, каскады воды, разбитые цветники, искусство стрижки деревьев и кустарников, перголы, крытые аллеи, декоративная скульптура, скамьи и многое другое. Широким был и ассортимент сажаемых кустарников, деревьев, цветов.
Свидетельством высокого развития ландшафтной архитектуры может являться тот факт, что на рубеже нашей эры родственник императора Августа Агриппа возвел в Риме большие термы (банные комплексы) с садами, построил около 700 бассейнов, 500 фонтанов и акведуки. Даже до сих пор многие мосты и акведуки служат для транспортных перемещений. Многие приемы создания регулярных садов, парков, работ с землей, растениями и водными конструкциями берут начало в античности и служат основой создания искусственной среды. Таким образом, можно сказать, что античная и эллинистическая эпоха оказало огромное влияние не только на страны Европы, но и на многие другие регионы мира.
В огромных масштабах ландшафтную архитектуру создавали римляне. Римский архитектор Витрувий (2-ая половины I века до н. э.), известный как автор «Десяти книг об архитектуре» — единственного полностью дошедшего до нас античного архитектурного трактата, описал множество деталей, которые до сих пор используют ландшафтные архитекторы. Интерес к проектированию сада, как и интерес к другим видам искусства, угас и не возродился вплоть до Ренессанса, когда появились выдающиеся работы, такие как, например, вилла д’Эсте и Тиволи.
Сад эпохи Возрождения разрабатывался на протяжении XVI и XVII веков, достигнув высшего расцвета в работах Андре ле Нотра в Во-ле-Викомт и Версале. В XVIII веке центральным местом разработки нового стиля ландшафтного проектирования стала Англия. Такие фигуры, как Уилльям Кент, Хамфри Рептон и знаменитый Ланселот Браун преобразовали великолепные парки английский имений. Новые сады являлись чистой и ясной версией природы.
Многие из этих парков существуют и по сей день. Термин «ландшафтная архитектура» впервые появился благодаря шотландцу Гилберту Лаингу Мизону.
В ходе XIX столетия более важной стала городская архитектура, и именно соединение современного планирования с традициями ландшафтного садоводства придало ландшафтной архитектуре ее уникальный статус. Во второй половине XIX века Фредерик Лоу Олмстед завершил серию парков, которая и поныне оказывает огромное влияние на ландшафтную архитектуру. Среди его работ можно выделить Центральный Парк в Нью-Йорке, Проспект Парк в Бруклине и парковую систему в Бостоне, так называемое «Изумрудное ожерелье».
Ландшафтная архитектура продолжает свое развитие как область дизайна и отражает многие течения дизайна и архитектуры, сложившиеся на протяжении XX века. Сегодня значительный уровень инноваций способствует появлению вызывающих дизайнерских решений в ландшафтах улиц, парков и садов. Например, работа Марты Шварц в США и улица Шубургпляйн в Роттердаме.
Здание и окружающая его территория - это единый ансамбль с общей идеей. Важно, чтобы декор дома гармонировал с окружающей его территорией. Ландшафтная архитектура должна соответствовать общему духу здания, его концепции, повторяя или усиливая идею, заключенную во внешнем оформлении дома.
2 Глава. Малые формы в ландшафтной архитектуре
Малые архитектурные формы являются основным инструментом создания ландшафтного дизайна на приусадебных участках. К малым архитектурным формам в саду относятся павильоны, беседки, мостики, перголы, трельяжи, арки, ограды, вазоны, садовая мебель, лестницы, скамьи, садовая скульптура, оборудование для детских площадок, садовые камины, балюстрады, бюсты, колонны, скульптуры, фигуры зверей, декоративные колодцы, фонтаны, каскады, мостики, спортивные площадки, бани, пристройки, террасы, светильники. Они могут быть выполнены из различных материалов – дерева, металла, камня, кирпича, пластика. Практически все малые архитектурные формы имеют функциональное назначение, а также играют важную роль в декоративном оформлении сада. Далее более подробно рассмотрим некоторые из малых архитектурных форм.
Живые изгороди. Живые стены придают каждому саду неповторимую индивидуальность, создают уютные уголки в саду, защищают от шума, пыли и любопытных взглядов, маскируют хозяйственные постройки и неприглядные места участка.
Выбор растительного материала для живой изгороди зависит от вкуса хозяина дома, например, хвойные или лиственные породы, от того, какое количество времени будет уделяться уходу за живой изгородью, от экологических условий данного участка.
Перголы и трельяжи. Трельяж представляет собой тонкую решетку для вьющихся растений, пергола – ажурную конструкцию, служащую опорой для вьющихся растений. Это увитые зеленью навесы, иногда коридоры из легких решеток на столбах или арках. Они появились в Средиземноморье, где использовались в качестве простых утилитарных опор для виноградных лоз. С веками садовники оценили их художественный потенциал, превратив в совершенные произведения садовой архитектуры. Эти архитектурные строения выполняют несколько функциональных задач:
· используются для выращивания вьющихся растений;
· обеспечивают необходимое затенение на площадках;
· разделяют различные участки сада.
Перголы и трельяжи делают из дерева или металла. Их конструкция представляет собой тонкую решетку (у пергол – с крышей). Очень часто перголы используют в сочетании с садовыми скамьями.
Заборы и ограды. Невысокие ограды (до 1 метра) могут использоваться во внутреннем пространстве сада для визуального ограничения различных по функциональному назначению участков (например, огорода и декоративной части сада). Внутренние ограды, в отличие от внешних оград, не выполняют функции изоляции, и поэтому не следует использовать конструкции со сплошной поверхностью. Чаще всего используют ажурные конструкции из дерева и металла.
Беседки и павильоны. Павильоны и беседки сооружаются в первую очередь для рекреации, могут быть закрытыми и открытыми (в этом случае их располагают в том уголке сада, откуда открываются самые лучшие виды). При достаточно больших размерах в беседку можно поставить стол и использовать ее как летнюю кухню. Беседка является очень важным композиционным узлом в архитектурно – планировочной структуре сада и играет большую роль как элемент декоративного оформления.
Садовая мебель. Садовая мебель должна быть удобной, достаточно прочной и легкой в использовании и при всём при этом соответствовать характеру самого сада. Все элементы садовой мебели: скамьи, столы, стулья, кресла, тенты, зонты, могут быть стационарными и переносными. Для изготовления садовой мебели используют самые различные материалы, чаще всего – дерево или пластик.
Вазоны. Это один из видов цветочного оформления. Могут иметь простую (в виде контейнера) и сложную форму. Вазоны бывают стационарные и переносные. Изготавливаются из дерева, металла, бетона, кирпича, пластика.
Мостики и деревянные настилы используются для оформления декоративных водоемов. Мостики могут быть плоские и изогнутые, с перилами и без перил. Чаще всего их делают из дерева или металла.
Альпийские горки – один из наиболее привлекательных элементов натурального типа, повторяющего отдельные фрагменты горного пейзажа, в основу которого входят камни, размещенные на возвышенности и неприхотливые растения. Размер горки зависит от соизмеримости с площадью участка. Контраст между суровостью каменных глыб и нежной мягкостью листвы придаст участку загадочность и неповторимость. Камни, сочетающиеся с природными обнаженными валунами, придают особую красоту растениям, под которыми находятся, расставляя новые акценты на яркой палитре цветочной клумбы. Для строительства горки используют природный камень, щебень, песок, цемент, известняк, туф, песчаник, сланец, гранит. Лучше смотрятся камни неправильной формы, выветренные или имеющие сколы.
Оборудование для детских площадок. К этой категории относятся качели, шведские стенки, песочницы, турники, различные игровые формы.
При ландшафтном проектировании особое место уделяется воде. Любой декоративный водоём становится прекрасным украшением приусадебного участка и всегда вызывает приятные ощущения и радует своим видом, будь то причудливо извивающийся ручей или шумящий каскад, водопад, низвергающийся с высокой скалы, маленький источник, бьющий из мельничного жернова или роскошный фонтан.
Декоративные водоёмы могут быть самыми разными по типу: пруды, фонтаны, водопады, каскады, ручьи, в том числе и сухие.
Каскад, образуемый перепадами возвышающихся друг над другом нескольких ступеней, с небольшим водоёмом у основания и замкнутым циклом чаще всего сооружается на склоне альпийской горки. Это может быть небольшой источник, стекающий по нескольким плоским камням или крупное каменное возвышение с множеством переливов. Будучи частью композиций «каскад-пруд» и «каскад-ручей», каскад, является главной доминантой всей водной композиции – местом, откуда вода начинает свой путь. При его оформлении используются те же породы камня, что и для отделки пруда или ручья.
Водопад — это вертикальная композиция, сформированная из камней скальных пород (колотый камень, плитняк, гравийный отсев) и состоящая из одного или нескольких изливов, расположенных на высоте от 1 до 4-х метров. Изливы для водопада делаются из природного камня плитняка с ровной передней кромкой. Вода с такого камня будет падать красивым ровным потоком. Возможна установка пластиковых изливов, которые представляют собой переливную ёмкость, маскируемую камнями. Вода изливается в малый водоём, размеры и глубина которого подбираются таким образом, чтобы избежать разбрызгивания воды за приделы водной поверхности. При желании поток воды в водопаде можно отрегулировать. Этого можно добиться либо механическим регулятором потока (вентилем), либо регулировкой количества оборотов двигателя
Водопад может быть частью ручья. Для имитации природного водопада потребуется создать искусственное возвышение: скалу или насыпную горку, альпинарий. Идеальным будет сооружение водопада на участке с сильным перепадом высот, расположенном на склоне.
Пруд представляет собой искусственный водоем глубиной 120 – 150 сантиметров. Дно и береговая линия водоёма оформляются различными разновидностями пород натурального камня. В зависимости от выбранного стиля это может быть валун, колотый камень, окатанная галька, горный гравий, отсев. При оформлении береговой зоны в природном стиле, растительность может подходить к самой воде.
В водоём могут быть запущены рыбы и высажены водные растения. Для круглогодичного содержания в пруду рыбы необходимо на стадии проектирования предусмотреть яму – зимовальник глубиной не меньше 2-х метров. Для создания незамерзающей лунки в водоём устанавливаются антиобледенитель.
Чтобы вода в пруду всегда была чистой, настоятельно рекомендуется применять системы очистки: проточные и напорные фильтры, ультрафиолетовые лампы, скиммеры, аэраторы, специальные химические добавки, антиобледенители для зимнего содержания в водоёме рыбы.
Декоративные ручьи бывают спокойные с плавным течением без перепадов уровня воды и быстрые с большим количеством неожиданных поворотов, порогов и камнями в русле, разбивающими поток. Для оживления водной картины по руслу устраиваются перепады в виде групп камней, перекрывающих поток или плоских камней, образующих ступени. Сужая русло с помощью тщательно уложенных камней можно создать бурный поток. Бурный горный ручей можно превратить в тихо журчащий ручеёк, применив регулятор потока или изменяя производительность насоса. Ручей не обязательно должен впадать в какой-либо водоём. Чтобы создать впечатление, что ручей прячется в скалах, его устье можно скрыть с помощью вкопанной в землю и замаскированной пластиковой ёмкости.
Существуют различные способы оформления дна и берегов. Для оформления дна ручья с быстрым течением исользуют природный камень (валун, колотый камень, плитняк, окатанная галька, горный гравий, отсев).
«Сухой» ручей. Большое распространение в оформлении садов получил «сухой» ручей, где вода изображается символически, с помощью камней и гальки. Площадку под гальку сначала несколько раз обрабатывают раундапом (средство по уничтожению сорняков), затем утрамбовывают, выравнивают и укладывают сверху лутрасил (толстый нетканый материал, пропускающий воду, но при этом препятствующий росту сорняков). Затем расставляют отдельные камни и каменные группы, и лишь после этого засыпают гальку.
Фонтан может быть всего лишь насадкой на маленьком насосе, погруженном в пруд или полностью самостоятельным сложным сооружением различной формы с фигурами или вазонами и множеством бьющих струй.
Чаши фонтанов сооружаются из сборных блоков искусственного или природного камня или изготавливаются из бетона и облицовываются натуральным камнем или керамической плиткой.
С помощью богатого ассортимента фонтанных насадок можно создавать различные по высоте и количеству струй водяные картины, например, «Водяная сфера», «Пенная струя», «Водяной колокол», «Тюльпан», «Цветок лилии», «Песочные часы». http://www.buro-bal.ru/uslugi/vodoemy/fontany/0030max.jpgВ крупных по площади и объёму фонтанах рекомендуется применять системы фильтрации или химические добавки для очистки воды.
Сад является переходным элементом в общей окружающей среде человека среде, от жилища к естественному ландшафту. Как эстетическая часть бытия, в случает гармоничной и продуманной ландшафтной архитектуры, он облагораживает жизнь человека, дает ему возможность созерцать прекрасное – красоту природы.
Заключение
Ландшафтная архитектура участвует в создании единой концепции неповторимого дома. Здание и окружающая его территория являются единым ансамблем с общей идеей, заключенной во внешнем оформлении дома. Важно, чтобы декор дома гармонировал с окружающей его территорией. Именно эстетическое восприятие ландшафта оказывает самое сильное влияние на человека, поэтому не удивительно, что люди всегда стремились выделить чем-либо сад или поразить сдержанной красотой. Ландшафтный дизайн – это искусство, которое является отображением культуры общества, которое его создало.
Малые архитектурные формы на окружающей дом территории не только украшают, но также решают практические задачи. Основной целью разработки ландшафта участка является достижение гармонии между человеком и природой, создание атмосферы уюта.
Создание благоприятных условий для жизни и отдыха человека невозможно без комплексной организации системы зеленых насаждений, водных сооружений, развлекательных зон и мест для рекреации и восстановления сил на пригородных участках. Зеленые насаждения очищают воздух, выполняют роль акустической преграды, оберегающей здоровье человека и его покой, понижают температуру воздуха, увеличивают влажность. Гармонично выстроенный ландшафт оказывает положительное воздействие на эстетическое воспитание человека, придают торжественность и парадность приусадебному участку.
Основные тенденции развития ландшафтной архитектуры – это экологический подход к проектированию. Цель данного подхода, с одной стороны, заключается в том, чтобы максимально сохранить природный ландшафт, не перекраивать бездумно природу в угоду новомодным прихотям. С другой стороны, – привнести что-либо такое, что еще больше подчеркнет красоту данного места.
Список использованных источников
1. Горбачев, В. Н. Архитектурно-художественные компоненты озеленения городов : учеб. пособие для худож.-пром. вузов и архит. фак. / В. Н. Горбачев. – М. : Высшая школа, 1983. – 207 с.
2. Залесская, Л. С. Ландшафтная архитектура : учеб. для вузов / Л. С. Залесская, Е. М. Микулина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Стройиздат, 1979. – 240 с.
3. Кочережко, О. И. Ландшафтный дизайн вашего приусадебного участка. Советы дизайнера / О. И. Кочережко, Н. В. Кочережко. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 272 с. – ( Все обо всем).
4. Ожегов, С. История ландшафтной архитектуры / С. Ожегов. – М. : Архитектура-С, 2003. – 232 с. – (Приусадебное цветоводство, сад и огород).
5. Павленко, Л. Г. Ландшафтное проектирование. Дизайн сада / Л. Г. Павленко. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 192 с. – (Строительство и дизайн).
6. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.verto.ru/
7. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.archistone.ru/catalog/archi_formi/а