Курсовая работа: Расчет редуктора
Машиностроению принадлежит ведущая роль среди других отраслей народного хозяйства, т.к. основные производственные процессы выполняют машины. Поэтому и технический уровень всех отраслей народного хозяйства в значительной мере определяется уровнем развития машиностроения. На основе развития машиностроения осуществляются комплексная механизация и автоматизация производственных процессов в промышленности, строительстве, в сельском хозяйстве, на транспорте.
Повышение эксплутационных и качественных показателей, сокращение времени разработки и внедрение новых машин, повышение их надежности и долговечности – основные задачи конструкторов – машиностроителей. Большие возможности для совершения труда конструкторов дает применение ЭВМ, позволяющее освободить конструкторов от не творческих операций, оптимизировать конструкции, автоматизировать значительную часть процесса проектирования.
В данном курсовом проекте произведен расчет цилиндрического соосного редуктора с косозубыми зубчатыми колесами. Привод редуктора осуществляется электродвигателем через ременную передачу.
1. Кинематический расчет привода.
1.1 Исходные данные:
мощность на
ведомом валу привода
,
частота вращения
ведомого вала
,
передаточное
число редуктора
,
кинематическая схема 1.5[1].
1.2 Выбор электродвигателя.
Определяем требуемую мощность на валу двигателя:
;
где
КПД привода,
- КПД ременной, и 2х
цилиндрических зубчатых передач соответственно.



Выбираем двигатель 4А160S6УЗ [2] стр.27, мощностью 11,0кВт; асинхронная частота вращения 975.
Определяем асинхронную частоту вращения:

Определяем угловую скорость двигателя:
![]()

1.3 Определение передаточного числа привода, и отдельных передач.
Определяем передаточное число привода:

Определяем передаточное число цилиндрической зубчатой передачи:
![]()
принимаем 4,0

Определяем передаточное число ременной передачи:

1.4 Расчет кинематических параметров на каждом валу привода.
Определяем мощности на валах привода:

Определяем частоту вращения каждого вала:

Определяем угловую частоту вращения каждого вала:


Определяем крутящие моменты на валах привода:

1.5 Результаты кинематических расчетов сводим в таблицу:
Таблица №1
| №вала | Р кВт | n об/мин |
|
Т Нм |
| 1 | 10,9 | 947 | 101,9 | 100 |
| 2 | 10,46 | 320,1 | 33,51 | 312 |
| 3 | 10,15 | 80,1 | 8,37 | 1210 |
| 4 | 9,84 | 20 | 2,09 | 4708 |
2.Расчет ременной передачи.
2.1 Исходные данные:

2.2 Выбор и обоснование типа ремня:
Выбираем клиноременную передачу т.к. она передает больший крутящий момент. Выбираем сечение ремня «Б» с минимальным диаметром 125мм.
2.3Расчет основных параметров клиноременной передачи.
Определяем диаметр меньшего шкива:
принимаем ![]()
Определяем диаметр ведомого шкива:

принимаем 900мм.
Уточняем передаточное отношение

Рассчитываем межосевое расстояние ременной передачи, и назначаем в интервале:

где: ![]()

Принимаем межосевое расстояние 1000мм.
Определяем длину ремня по формуле:

Принимаем длину ремня 4000мм.Уточняем межосевое расстояние:

Рассчитываем угол обхвата меньшего шкива:

Выбираем для передачи заданной мощности число ремней:

где:
- допускаемая
мощность (кВт) передаваемая одним ремнем [2]стр256. Принимаем 6,67.
- коэффициент,
учитывающий длину ремня. Принимаем: ![]()
- коэффициент,
учитывающий режим работы. Принимаем: ![]()
- коэффициент,
учитывающий угол обхвата. Принимаем: ![]()
- коэффициент
учитывающий число ремней. Принимаем: ![]()

Принимаем 3 ремня.
Рассчитываем предварительное натяжение ветвей клинового ремня:

где: V
скорость в м/с,
-
коэффициент учитывающий центробежною силу. Принимаем: ![]()

2.4 Рассчитываем силы действующие на валы:

Определяем рабочий ресурс ремней:

3. Расчет тихоходной цилиндрической зубчатой передачи.
3.1 Исходные данные:
![]()
Число смен 3; режим работы с(р); срок службы 4 года.
3.2 Определение режима работы зубчатых колес.
Определяем коэффициент долговечности по контактной прочности:

где:

Определяем
наработку: ![]()
где:
- машинное время работы.
![]()
где:
.
часов.
циклов.

Определяем коэффициент долговечности по изгибу:

3.3 Выбор материала зубчатых колес:
Выбираем сталь
СТ-45, НВ 200мПа,
.Термическая обработка
нормализация.
Определяем допускаемые контактные напряжения.
![]()
;
где:
[2] стр 90

Определяем допускаемые напряжения на изгиб:
;
где:
[2] стр 90

3.4 Определение коэффициентов нагрузок:

где:
[2] стр 92
Определяем ориентировочную скорость передачи:
;
где:
[2] стр 95
[2] стр 37
.
Выбираем степень точности 8 [2] стр 94.
Определяем отношение для цилиндрической передачи:

По полученному
отношению принимаем:
[2] стр 93.
Рассчитываем передачу на контактную выносливость:

Рассчитываем передачу на изгибочную выносливость:

По полученным данным принимаем следующие коэффициенты:

3.5 Расчет основных параметров цилиндрической передачи.
Определяем крутящий момент:

Рассчитываем предварительное межосевое расстояние:

выбираем стандартное значение 400мм [2] стр. 51.
Определяем ширину колеса:

Определяем ширину шестерни:

Определяем действительную скорость:


Определяем фактическое контактное нажатие:

Определяем разницу между фактическими и допускаемыми напряжениями:

Рассчитываем окружную силу:

Определяем модуль:

модуль получился
слишком маленький, поэтому принимаем стандартное значение из условия:
. Принимаем 5.
Определяем угол подъема линии зуба:

Определяем суммарное число зубьев:

; принимаем 159 зубьев.
Определяем окончательный угол подъема линии зуба.

Определяем фактический коэффициент осевого перекрытия:

Определяем число зубьев шестерни:

принимаем 31 зуб.
Определяем число зубьев колеса:
![]()
зубьев
Определяем фактическое передаточное число:

Определяем отклонение фактического передаточного числа от заданного:

Определяем коэффициент наклона зуба:

Определяем эквивалентное число зубьев:

смещение
и
равно 0; поэтому принимаем
[2] стр. 101.
Определяем фактическое напряжение изгиба зубьев шестерни.

Определяем фактическое напряжение изгиба зубьев колеса.

3.6 геометрический расчет цилиндрической передачи.

Проверяем межосевое расстояние:
![]()
определяем диаметры вершин зубьев:

определяем впадины зубьев:
![]()

3.7 Расчет сил зацепления. Jпределяем осевую силу:
![]()
определяем радиальную силу:

определяем нормальную силу:

4. Расчет быстроходной зубчатой передачи.
4.1 Исходные данные:

4.2 Определение режима работы зубчатых колес.
Определяем коэффициент долговечности по контактной прочности.

где:
;
;
;
;
.
Определяем наработку:
![]()
Определяем машинное время работы:
![]()
где: ![]()

принимаем 1
Определяем коэффициент долговечности по изгибу.
принимаем 1
4.3 Выбор материала зубчатых колес.
Выбираем сталь
СТ-45, НВ-200,
,
, термообработка
нормализация.
Определяем допускаемые контактные напряжения.

где:
, ![]()
определяем допускаемые напряжения на изгиб:
.
где:
,
.
4.4 Определение коэффициентов нагрузок.

где:
,
.
Определяем действительную скорость зубчатой передачи:
.
Выбираем степень точности «8» [2] стр. 94.
определяем отношение для цилиндрической передачи:

из полученного отношения принимаем коэффициенты:
,
. [2] стр. 93.
Рассчитываем передачу на контактную выносливость:

рассчитываем передачу на изгибочную выносливость:

принимаем
коэффициенты:
,
, [2] стр. 96.

4.5 Расчет основных параметров цилиндрической передачи.
Определяем расчетный момент:
![]()
определяем ширину колеса и шестерни:

определяем фактическое нажатие:

![]()
определяем разницу между фактическими и допускаемыми напряжениями:

рассчитываем окружную силу:

определяем модуль:

принимаем модуль
равный 4 [2] стр. 53.![]()
определяем угол подъема линии зуба:

суммарное число зубьев:
зуба.
суммарное число
зубьев принимаем:
зуба.
определяем окончательный угол подъема линии зуба:

определяем фактический коэффициент осевого перекрытия:

определяем число зубьев шестерни:
зуба. Принимаем
зубъев.
определяем число зубьев колеса:
зуба.
определяем фактическое передаточное число:

определяем отклонение фактического передаточного числа от заданного:

определяем коэффициент наклона зубьев:

определяем эквивалентное число зубьев:

смещение
и
, принимаем
3,63 [2] стр.101
определяем фактическое напряжение изгиба шестерни:

колеса:

4.6 Геометрический расчет циклической передачи.
определяем делительные диаметры шестерни и колеса:

Проверяем межосевое расстояние:
![]()
определяем диаметр вершин зубьев:

определяем впадины зубьев:

4.7 Расчет сил зацепления.
определяем осевую силу:
![]()
определяем радиальную силу:

определяем нормальную силу:

5. Ориентировочный расчет валов редуктора.
5.1 Исходные данные:
,
,
.
5.2 Расчет диаметров валов редуктора:
, принимаем:
.
где:
, [2] стр. 296
, принимаем:
.
, принимаем:
.
5.3 Разработка конструкции вала.
Рассчитываем быстроходный вал:
, где:
,
[3] стр. 25
, диаметр под подшипник принимаем
.
, где:
,
[3] стр. 25.
, диаметр буртика под подшипник
принимаем:
.
диаметр буртика под
шестерню принимаем ![]()
Рассчитываем промежуточный вал:
, где:
,
[3] стр. 25
диметр буртика колеса и
шестерни принимаем:
.

где: ![]()
диаметр под подшипник
принимаем:
.
.
диаметр буртика под
подшипник принимаем:
.
Рассчитываем тихоходный вал:
, где:
.
, диаметр под подшипник принимаем
.
, где
.
, диаметр буртика под подшипник
принимаем: ![]()
6. Эскизная компоновка редуктора.
6.1 исходные данные:

,
,
.
6.2 Построение схемы эскизной компоновки редуктора, и расчет всех размеров.
![]()
, принимаем:
.
.
![]()

7.Выбор подшипников качения.
7.1 Исходные данные:
![]()
Быстроходный вал:
,
,
.
Промежуточный вал:

Тихоходный вал.
.
7.2 Выбор типа подшипников:
Выбираем шариковые радиально упорные подшипники легкой серии. Они предназначены для восприятия радиальной нагрузки и односторонней осевой. Для фиксации вала в обе стороны устанавливаем подшипники попарно.
Основные размеры подшипников:

7.3 Составление расчетной схемы валов.
Быстроходный вал:
Рассчитываем реакции в опорах:



: ![]()
![]()

рассчитываем суммарные реакции в опорах:

Промежуточный вал:
Рассчитываем реакции в опорах:
![]()


Тихоходный вал:
Рассчитываем реакции в опорах:
![]()

7.4 Расчет подшипников по динамической грузоподъемности.
Быстроходный вал:
![]()
Из отношения:
, выбираем подшипник №36212
легкой серии.
Величине отношения:
, соответствует значение: ![]()
Осевые составляющие от радиальных нагрузок:

т.к.
, то ![]()
![]()
Проверяем отношение:
,
уточняем
,
для первой опоры: 
следовательно:
,
.
Эквивалентная нагрузка:
![]()
Для второй опоры:

следовательно:
,
.

т.к.
, проверяем долговечность
более нагруженной опоры:
часов.
часов.
Промежуточный вал:

отношение:
применяем радиальные
шариковые подшипники средней серии №313
,
.
т.к.
, расчет производим для
второй опоры.

часов.
Тихоходный вал:
![]()
Осевая нагрузка действует
на опору I отношение для этой опоры:
применяем радиальные
однорядные шариковые подшипники особо легкой серии №120, для которых:
,
.
, расчет производим для первой опоры:

![]()
8. Выбор соединения зубчатых колес, шкивов с валами.
8.1 Исходные данные:

8.2 Выбираем шпоночные соединения. [2] стр. 301-304.
Для диаметра ![]()
,
выбираем сечение шпонки:
,
,
.

длину шпонки принимаем:
.
Проверяем шпонку на смятие:
.
Для диаметра
мм выбираем шпонку с
сечением:
,
,
.

проверяем шпонку на смятие:
.
Для диаметра
мм выбираем шпонку с
сечением:
,
, ![]()

длину шпонки принимаем:
.
проверяем шпонку на смятие:
.
Для диаметра
мм выбираем шпонку с
сечением:
,
, ![]()

длину шпонки принимаем:
.
проверяем шпонку на смятие:
.
Для диаметра
мм выбираем шпонку с
сечением:
,
, ![]()

длину шпонки принимаем:
.
проверяем шпонку на смятие:
.
9. Уточненный расчет ведомого вала.
9.1 Исходные данные:

9.2 разработка конструкции вала:
ЭПЮРА ВАЛА.

9.3 выбор материала вала:
Выбираем сталь ст-45
термообработка нормализация 
9.4 Проверяем вал на выносливость в опасных сечениях:
Нагрузки в сечении I:

Параметры сечения I:
![]()
Коэффициенты концентрации:

Параметры цикла напряжения:

Коэффициент влияния асимметрии цикла:
[2] стр.293 ![]()
Коэффициент запаса прочности:

Нагрузки в сечении II:

Параметры сечения II:
![]()
Коэффициенты концентрации:

Выбираем радиус галтели
из стандартного ряда: ![]()
из отношения:
, принимаем коэффициенты:

Параметры цикла напряжения:

Коэффициент влияния асимметрии цикла:
[2] стр.293 ![]()
Коэффициент запаса прочности:

Нагрузки в сечении III

Параметры сечения III:
![]()
Коэффициенты концентрации:

Параметры цикла напряжения:

Коэффициент влияния асимметрии цикла:
[2] стр.293 ![]()
Коэффициент запаса прочности:

10. Выбор и обоснование посадок основных деталей редуктора.
Выбираем посадку для подшипников с натягом, при этом исключается обкатывание кольцом сопрягающихся деталей и как следствие развальцовку посадочных поверхностей, и контактную коррозию.
Поле допуска вал
выбираем:
. Зубчатые колеса
устанавливаются на вал с натягом допуском:
и
фиксируются на валу через шпонку, поле допуска которой:
.
11. Смазка зубчатых колес и подшипников.
Принимаем картерную систему смазки для зубчатых зацеплений:

где
- контактное напряжение
v- окружная скорость м/с
выбираем вязкость V50
=220

Тихоходное колесо
погружаем на глубину равную
, т.е.
.
Выбираем масло [3]стр. 148 Индустриальное И-30А. Подшипники будут смазываться этим же маслом, которое разбрызгивается и стекает по стенкам редуктора в подшипники. Масло заливается через смотровой люк, а сливается через коническую пробку размерами:
,
,
,
.
Контроль уровня масла производиться через контрольное отверстие.
12. Конструирование корпуса редуктора.
Определяем толщину стенки нижней части:

принимаем![]()
толщина стенки крышки корпуса:

принимаем-
.
толщина ребра у основания:
![]()
диаметр стяжных винтов:

принимаем:![]()
Расстояние между стяжными винтами:
![]()
толщина фланца по разъему:
![]()
диаметр фундаментного болта:
![]()
толщина лапы фундаментного болта:
![]()
, то число фундаментных болтов ![]()
Высота центров цилиндрического редуктора:
.
Уклон дна составляет: ![]()
радиус спрягаемых деталей:
![]()
диаметр штифта:
,
2 штифта устанавливаются в удобное место как можно дальше друг от друга.
ширину прилива для подшипников:
,
определяем диаметр крышки под подшипник:
![]()
диаметр прилива для повернутой крышки:
.
13. Список литературы.
1. Методические указания.
2. С.А. Чернавский Проектирование механических передач, издательство машиностроение, 1984г. с изменениями.
3. П.Ф. Дунаев. Детали машин курсовое проектирование. Издание переработано и дополнено – высшей школой 1990г.