Реферат: Традиционные идеалы и ценности белорусского народа
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Полоцкий государственный университет»
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
РЕФЕРАТ
по предмету
«Основы идеологии белорусского государства»
на тему: «Традиционные идеалы и ценности белорусского народа»
Выполнил:
студент группы 09-ТМз
Григорьев Н.В
Проверила:
Преподаватель
Прокофьева Ю.С.
Новополоцк 2009
ПЛАН
Введение
1. Традиционные ценности белорусского народа
2. Традиционные идеалы белорусского народа
Заключение
Список литературы
Введение
Любая идеология, а тем более идеология молодого развивающегося государства, способна стать мощным интегративным фактором общественной жизни страны только в том случае, если она обогащается духовным опытом народа. Она становится действенной в той мере, какой соответствует своеобразию исторического опыта народа, его традициям, устоявшимся формам жизни, обычаям и социально-нравственным ценностям, которые выработаны на протяжении десятилетий и столетий. Вместе с тем она должна быть вписана не только в национальный, но и в мировой социально-культурный контекст.
Стержневое положение в свойственной для каждого народа своеобразной динамике национальных и общих духовно-нравственных и мировоззренческих элементов занимают выработанные этим народом на протяжении веков ценности жизни. Именно в них сконцентрировано, закреплено и передается из поколения в поколение все то, что собрано на протяжении многовекового опыта народа, что составляет духовный оплот общественного сознания страны и индивидуального сознания и самосознания каждого гражданина.
Огромная значимость ценностей как существенный элементов идеологической системы определяется тем, что они в концентрированном виде несут в себе не только опыт исторического прошлого, но и фиксируют желаемую перспективу будущего, благодаря чему люди видят социальную реальность лучше, чем в отдаленной перспективе. Благодаря этому повышается организованность, активность и эффективность индивидуального и коллективного действия.
Такая особенность обусловлена тем, что ценности в своей социальной сущности выступают как обобщенные представления людей о значимых, важных для них вещах, явлениях и событиях, поступках других людей, о целях и нормах, описываемых категориями должного, благородного, прекрасного. Они служат для индивида, социальной группы либо общности людей своеобразными критериями или стандартами при выборе самой важной и значимой для них альтернативы ориентации и практического поведения в изменяющемся мире. В силу этого они образуют в своей совокупности высший уровень предрасположенности человека к определенному восприятию условий жизнедеятельности, к оценке этих действий и действиям окружающих людей. Поэтому они служат практическим руководством к определенному поведению человека как в повседневной действительности, так и в долгосрочной перспективе.
1. Традиционные ценности белорусского народа
Система ценностей белорусов формировалась под влиянием западно- и восточнославянской культур. Она имеет много общего с ценностями русского общества. В то же время для нее характерны свои особые, специфические черты. Общие ценности - коллективизм, стремление к справедливости, ориентация на общинно-коллективистские, а не на индивидуалистические ценности существования. Для белорусов, как и для русских и украинцев, основным является не личность, а коллектив, общество с идеалами братской любви и солидарности. Формирование духовных ценностей белорусского народа во многом связано с влиянием православно-византийского духовного наследия.
Среди фундаментальных традиционных ценностей белорусского народа несомненной приоритетностью обладает ценность Родины. Многие люди относятся к своей Родине с трепетом и любовью, это значит, что они осознают значение этого слова. Так социологические исследования, проведенные в ноябре 2003 г., свидетельствуют, что 74,4% опрошенных жителей нашей страны осознают в максимальной степени, что они - граждане Беларуси, еще 13,8% осознают это в средней степени, 8,2% - в малой степени и только 3,7% не осознают себя гражданами республики. Позитивно относятся к своей гражданской принадлежности 56,6% опрошенных, нейтрально - 31,3, а негативно - только 1%. Лишь 2,1% опрошенных безразличны к своей национальности, 1% - стыдятся ее, зато более 60% гордятся своей национальностью [1, c.155].
Эти данные убедительно говорят о том, насколько важна для подавляющего большинства наших сограждан осознанность своей принадлежности к родной национальности, к белорусской Отчизне, которая является единой и единственной как для этнических белорусов, так и для русских, украинцев, поляков, литовцев, татар, евреев и представителей других наций, проживающих ныне в Беларуси.
Свойственная белорусскому национальному сознанию и самосознанию живительная идея патриотизма высочайшей ценности Родины, органично связана с присущей ему ориентированностью на всемерное укрепление в повседневной жизни начал общности, соседской взаимопомощи и коллективизма.
Коллективистская сущность сельской общины в ценностных проявлениях белорусского национального самоопределения теснейшим образом переплетается с трудолюбием.
Как свидетельствуют социологические исследования, проведенные в 2003 г., более 95% рабочих, свыше 96% служащих и почти 85% белорусских крестьян считают заработную плату за труд основным источником существования. И хотя в условиях становления в Беларуси рыночных отношений ценностная ориентация многих людей, особенно молодых, на добросовестный, кропотливый труд несколько снизилась, уступив первенство надеждам на везение, удачу, тем не менее, высокая ценность труда в самосознании молодежи остается непоколебимой. Социологические исследования свидетельствуют, что 77% опрошенных молодых людей в возрасте до 30 лет разделяют позицию, согласно которой «только содержательная, интересная работа заслуживает того, чтобы ею заниматься всю жизнь». Эта позиция имеет принципиальную значимость для национально-этнического самосознания. Именно поэтому в современных условиях утверждение в общественном сознании ценности и потребности в труде выступает в качестве прочной основы формирования гуманистической идеологии и морали общества [3, c.120-121].
Одной из важных традиционных ценностей белорусского народа является доброжелательность. Она представляет собой свойственное отдельной личности или целой социальной общности желание добра другому человеку, другому народу, проявление участия, расположения, поддержки другим людям. Социологический опрос населения Беларуси в 2003 г. показал, что более 67% опрошенных высоко оценивают доброжелательность как принцип отношений в семье, с друзьями. В традиционной для белорусского народа ценности доброжелательности есть немало общих элементов с толерантностью. Толерантность - это такое социальное качество личности и социальной группы, которое характеризует отношение к другому человеку, к другой культуре или религии как к равнодостойному собеседнику, партнёру. Толерантность включает в себя настроенность на взаимопонимание с другим человеком на доброжелательный диалог с ними, на признание и уважение их права на отличие. В ней синтезирован исторический опыт свойственных белорусскому народу веротерпимости.
Особенно желательна и необходима толерантность в тех сферах общественной жизни, где отсутствуют четкие критерии оценки и доказательности каких-либо взглядов и жизненных позиций, будь то вопросы религиозной веры, художественных вкусов, спортивных или политических предпочтений, моральных убеждений или национальных традиций. Такое её понимание и применение ориентирует людей на выбор и реализацию не конфликтных, а компромиссных способов решения спорных проблем.
В то же время чрезмерная терпимость по отношению к негативным идеям и поступкам способна открыть путь к произволу и насилию. Поэтому ни при каких обстоятельствах толерантность не должна оборачиваться попустительством отношению к посягательствам на свободу, нравственное достоинство человека, на его гражданские права и мировоззренческий выбор. Она предполагает выработку умения прислушиваться к мнению идеологического или политического оппонента, убедительно и аргументировано отстаивать собственные убеждения, принципы, собственную жизненную позицию [2, c.280].
Убедительным свидетельством глубокой укорененности принципов толерантности в самосознании белорусского народа является распространенное среди его большинства убеждение, что каждый народ имеет неотъемлемое право сохранять и развивать свой родной язык, культуру, обычаи, традиции, уклад жизни, своеобразие религиозных верований. Достаточно напомнить, что в настоящее время в Гродненской области, где насчитывается значительное число компактно проживающих поляков и литовцев, функционируют общеобразовательные школы на польском и литовском языках обучения, выходят газеты на польском языке, звучит еженедельный радиожурнал, дважды в месяц выходит телепередача «Над Неманом» на том же языке, действует социально-культурное объединение «Союз поляков Беларуси».
Все это создает благоприятные и доброжелательные межнациональные взаимоотношения, вследствие которых 56% белорусов и 48% поляков, проживающих в Гродненской области, утверждают, что они живут так, будто межнациональных различий не существует, и только чуть более 1% опрошенных опасаются возникновения межнациональных разногласий и конфликтов.
Среди традиционных ценностей, характерных для белорусского народа, существенную роль играет самоуважение и независимость личности. В обычной разговорной речи под самоуважением понимается свойственное личности осознание своего собственного достоинства и стремление к восприятию этого достоинства другими людьми.
Современные тенденции в развитии самосознания белорусов свидетельствуют о том, что жизненная ценность самоуважения и независимости в процессе трансформации нашего общества из тоталитарного в демократическое, в котором права и свободы человека станут заботой не только его граждан, но и государства, несомненно, повысится, поскольку она становится фундаментальной для самовыражения и саморазвития личности.
Самоуважение неразрывно связано с такой общесоциальной ценностью, которой является свобода. Она представляет одну из основополагающих идей современной культуры и идеологии, базирующихся на европейской системе ценностей. В своей реальной осуществимости свобода предстает как характеристика помыслов и действий человека, совершаемых со знанием пониманием собственных возможностей и объективно существующих для них ограничений, предпринимаемых по собственному произволению, в условиях выбора из нескольких вариантов в результате осознанного решения. В настоящее время свобода понимается как возможность беспрепятственного и разностороннего развития личности, свободной от угнетения, произвола властей, преступных посягательств и ориентированной на служение добру, социальной справедливости, материальному и духовному благосостоянию народа. Именно в таком качестве она входит в систему ценностей идеологии белорусского государства.
Одним из традиционных качеств, присущих белорусу является терпение, терпеливость. Под терпением понимают обычно душевное качество человека, чаще всего верующего, на пути самосовершенствования, понимание и приятие всего происходящего в окружающем мире как должного и необходимого. Оно воспринимается людьми как способность стойко и безропотно переносить что-либо неприятное, а также как способность мириться с чем-либо, с существованием кого-то, чего-то нежелательного.
Важная особенность белорусского национального характера заключается в том, что терпение в нем взаимосвязано с решительным неприятием, нетерпимостью ко всякому гнету, то есть к насильственному воздействию сильного, богатого на более слабого, бедного.
Среди традиционных ценностей, высоко ценимых белорусским народом, очень важное место занимает справедливость. Это понятие по своему содержанию многообразно и многогранно. Самое главное в нем заключается в понимании должного, содержащем в себе нравственное и правовое требование соответствия между социальным положением личности, группы или социального слоя и их практической ролью в обществе, между их правами и обязанностями, между трудом и его вознаграждением, между преступлением и наказанием. В нравственном аспекте справедливость проявляется как равенство различных индивидов в их притязаниях быть счастливыми и обладать необходимыми для этого благами. Поэтому она предполагает на каждом историческом этапе развития страны совершенно конкретный набор благ, к которым все граждане самим фактом своего существования должны иметь равный доступ. В правовом аспекте справедливость выступает как формальное равенство, одинаковость для всех требований, правил, норм, законов, посредством которых приравниваются друг к другу все граждане как равные носители права.
Современное понимание равенства воплощено в Конституции Республики Беларусь, в которой каждому человеку гарантирован широкий набор прав и свобод, утверждено равенство всех граждан республики перед законом. Эта же идея составляет один из фундаментальных принципов идеологии белорусского государства. Поэтому ценность справедливости является обязательным предварительным условием осуществления всех остальных ценностей в общественной и личной жизни наших современников.
Важное ценностное значение в восприятии и развитии духовных традиций народа имеет осознание принадлежности белорусов к христианской цивилизации, точнее говоря, к ее восточноевропейской ветви. Духовные ценности белорусов, несомненно, формировались в контексте восточнославянского менталитета, традиционно испытывая трудности существования между Востоком и Западом и осуществляя поиск собственного пути развития. Белорусская ментальность впитала в себя и униатскую склонность к компромиссам, и героику католицизма, и строгую воздержанность вместе с индивидуализмом протестантизма.
В условиях развития современного Белорусского государства кроме общих ценностей можно выделить ценности политического общества. Это, в первую очередь, ценность автономии. Белорусское политическое общество является автономным. Это означает, что его независимость и самоуправление основаны на государственном суверенитете Республики Беларусь и проявляются в самостоятельном осуществлении внутренней и внешней политики.
Ценность сильного и эффективного государства. Сложный характер современных социально-экономических и политических проблем, стоящих перед республикой, порождает объективную тенденцию к усилению системы государственной власти. Сильное и эффективное белорусское государство обеспечивает стабильность политической жизни общества, создает условия для успешного разрешения, стоящих перед обществом проблем.
Ценность института президентства. Государственная власть в Республике Беларусь персонифицируется ее Президентом, который во многом является лицом не только государства, но и белорусской политики вообще. Конституция Республики Беларусь фактически обосновывает статус института президентства в качестве самостоятельной ветви власти. Президент как Глава государства обладает сегодня рядом функций исполнительного, законодательного, арбитражного и контрольного характера.
Ценность гражданского общества. На современном этапе развития политического общества в Республике Беларусь гражданское общество находится в стадии своего формирования [4, c.230-232].
2. Основные идеалы белорусского народа
Основы государственной позиции по вопросу о национальной идее белорусского народа изложил А.Г. Лукашенко в докладе на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов 27 марта 2003 г.:
«Для нас единственно верное решение - оставаться на родной, сложившейся веками белорусской почве. Бессмысленно копировать чужие ценности и установки на основании того, что та или иная страна в данный момент времени сильна и богата. Ведь мы не отказываемся от своих родителей, хотя они и не миллионеры.
Да, белорусское общество должно развиваться, но делать это надо, прежде всего, в рамках собственной культурной традиции. К заимствованию идеалов, ценностей и целей необходимо подходить осторожно. Собственные традиции, идеалы, ценности, цели и установки составляют становой хребет нашего народа. Они не придуманы, а выстраданы нашим народом, результат естественного приспособления общества к окружающему природному и социальному мирам.
Внедрение чуждых установок никогда не сможет сделать тот или иной народ похожим на западный. А разрушить основы самобытной цивилизации может. В этом случае можно со всей определенностью сказать, что исчезнет не только культура народа, но и сам народ» [5, c.280].
Заключение
Многие исследователи отмечают, что белорусы миролюбивы, для них не характерно чувство национального превосходства над другими национальностями. Говоря о толерантности белорусской нации, обычно выделяют такие черты, как рассудительность и поиск справедливости без насилия, стремление к разумному компромиссу, терпимость, чуткость, уважение людей с иным мировосприятием и стилем мышления.
Для белорусов характерным является уважение права, законопослушание. Одно из главных мест в этой системе занимает толерантность, трудолюбие, бережное отношение к земле и дому. Толерантность белорусов связана не только с поликонфессиональной средой, но и выступает как жизненная необходимость поддержания сложного равновесия, баланса разнонаправленных сил и влияний, в сфере которых постоянно оказывался белорусский народ на протяжении своей истории. Исключительная любовь к родной земле, привязанность к родным местам, хозяйственность, бережливость, трудолюбие, преданность семье и семейно-родовая солидарность - характерные черты белорусов.
Охарактеризованные особенности ценностных ориентации повседневного поведения людей в полной мере относятся к традиционным ценностям, представляющим собой богатейшее социокультурное достояние белорусского народа, которое находит свое воплощение и конкретизацию в современной идеологии белорусского государства. О прочности и устойчивости этих ценностей в самосознании всех пластов населения, в том числе и молодежи, убедительно свидетельствует тот факт, что 97% молодых людей, как зафиксировали социологические исследования, проявляют уважение к традициям.
Список литературы
1. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы / В.М. Мельник; науч. ред. П.Г. Никитенко. – 4-е изд., испр. и доп. – Минск: Тесей, 2007. – 280 с.
2. Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 419с.
3. Основы идеологии белорусского государства / В.И. Чуешов, И. И. Таркан. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 188с.
4. Основы идеологии белорусского государства / Е.М. Бабосов. – 3-е изд., перераб. и доп. Минск: Амалфея, 2007. – 480с.
5. Основы идеологии белорусского государства: история и теория: учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования; 4-е изд. / С.Н. Князев; под общ. ред. С.Н. Князева, В. И. Чуешова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 316с.
Церковь и Государство в Республике Беларусь | |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ БЕЛГОСУНИВЕРСИТЕТА На правах рукописи УДК.. Давыденко Светлана ... Но это не привело к разобщению белорусского этноса, так как белорусы католики и белорусы православные жили в рамках не разных, а одного государственного образования, будь то ... Анализируя конфессиональную структуру Республики Беларусь, А. Верещагина отмечает важную черту белорусского народа - толерантность (терпимость). |
Раздел: Рефераты по религии и мифологии Тип: реферат |
Антон Луцкевич и общественно-политическая деятельность | |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ Исторический факультет Кафедра истории ... Прежде всего, это пробуждение национального самосознания белорусов, которое по нашему мнению, является решающим, т.к. народ не осознавая себя белорусами не воспримет остальные ... Так в Минске вышла белорусская газета на русском языке "Голос Белоруссии", которая была закрыта еще на первом номере. |
Раздел: Рефераты по истории Тип: дипломная работа |
Культурология | |
1.2 Культура и цивилизация Понятия "культура" и "цивилизация" относятся к одним из самых многозначных, имеющих разнообразные толкования. Впервые слово ... Городское население составляло корпорацию, противопоставляющую себя светским и церковным властям и ведущую с ними борьбу, в ходе которой формировалось гражданское самосознание ... В его идеологии положительный идеал созидания был подменен отрицательным идеалом повиновения и покаяния. |
Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: учебное пособие |
Топография г. Минска в XIX-начале XX вв. | |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Исторический факультет Отделение музеологии Кафедра этнологии ... За послевоенный период издавались две версии "Истории Минска" на белорусском и русском языках, но в них, по сегодняшним меркам, оказалось чересчур много "белых пятен". Административно-территориальным центром самого города Минска XIX века являлась площадь Свободы (Соборная площадь) - знаменательное место в Минске, с которым связана история города ... |
Раздел: Рефераты по строительству Тип: дипломная работа |
Церковь в социокультурном контексте белорусских земель в конце XVIII ... | |
Церковь в социокультурном контексте белорусских земель в к. XVIII - нач. XX вв. Содержание Введение 1. Источники и историография 2. Конфессиональная ... В статье дается отрицательная оценка наступлению царских властей на униатство и ликвидацию его в Беларуси в 1839 г. По мнению автора оно является наиболее близкой белорусам ... Направленная против полонизации русификация в определенной степени содействовала этническому самоопределению белорусов и активизации белорусского движения, предопределила появления ... |
Раздел: Рефераты по истории Тип: дипломная работа |