Курсовая работа: Воспитание выносливости с помощью тренажеров

 

Воспитание выносливости с помощью тренажеров


Содержание

Введение

Понятие физической выносливости

Методы развития выносливости

Средства и основные методики

Контроль

Оздоровительная ходьба

Оздоровительный бег

Ритмическая гимнастика, дыхательные упражнения

Спортивные виды гимнастики

Прикладные виды гимнастики

Спортивные тренажеры

Заключение

Список литературы


Введение

Взаимосвязь здоровья учащегося с физической активностью определяет поиск оптимальных вариантов повышения биологической надежности, что в настоящее время можно рассматривать как социальный заказ общества. Исследование физического развития и функционального состояния организма, выявление резервных возможностей позволяют преподавателю использовать различные средства физической культуры в профилактике заболеваний и укреплении здоровья.

Стремление человека к улучшению своего состояния является его естественной потребностью. Вполне закономерен в связи с этим и возросший интерес к сущности здоровья не только медиков, но и всего населения. Поэтому возрастает и потребность в определении, оценке уровня здоровья.

В настоящее время жизнь и учеба студенчества с каждым годом становится интенсивнее, требуя рационального расходования времени и сил. В этих условиях одним из средств повышения умственной и физической работоспособности становится физическое воспитание. Физическая культура и спорт являются мощным фактором воздействия на физическое и духовное развитие человека.

Нельзя не отметить, что в Вузах достаточно студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Организация и методика учебного процесса по физическому воспитанию таких студентов имеет свои особенности и заслуживает большого внимания. Характерным именно для специальных групп методами студентам с различными заболеваниями помогают развивать двигательные способности и формировать жизненно важные двигательные умения и навыки: гибкость, ловкость, быстрота, сила и выносливость.


Понятие физической выносливости

Под выносливостью понимают способность человека совершать работу заданной интенсивности в течение длительного времени; это способность человека проявить индивидуальные свойства, позволяющие ему противостоять утомлению в процессе длительной механической работы. Выносливость характеризуется совокупностью физических способностей, обеспечивающих поддержание работы в зонах максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной нагрузок. Каждой зоне присущ своеобразный комплекс реакций органов и структур организма.[1]

Продолжительность механической работы до полного утомления можно разделить на три фазы: начального утомления, компенсированного утомления и декомпенсированного утомления. Первая фаза характеризуется появлением первых признаков усталости, свидетельствующих о начале развития утомления. Вторая фаза характеризуется прогрессивно углубляющимся утомлением, поддержанием заданной мощности работы за счет дополнительных волевых усилий и частичным изменением биохимической структуры двигательного действия (например, уменьшением длинны и увеличением темпа шагов при беге). Третья фаза характеризуется высокой степенью утомления, приводящего к снижению мощности работы вплоть до ее прекращения. Продолжительность работы без снижения мощности – суммарное время работы в первых двух фазах – будет характеризовать лишь одну из способностей, выражающую качество выносливости, а суммарное время работы во всех трех фазах отражает уровень физической работоспособности в данной зоне мощности.

В теории и практике физического воспитания выделяют несколько типов выносливости. Под общей выносливостью понимают длительное выполнение работы с оптимальной функциональной активностью основных жизнеобеспечивающих органов и структур организма. Данный режим работы обеспечивается преимущественно способностями выполнять упражнения в зоне умеренных нагрузок. Специальной выносливостью обозначают продолжительность работы, которая определяется зависимостью характера утомления от содержания решения двигательной задачи. Не вызывает сомнений, что тот, кто в состоянии проявить незаурядную выносливость в каком- либо виде деятельности, требующем активного участия основных функциональных систем организма, с большей вероятностью может продемонстрировать ее и в некоторых других видах деятельности, причем тем в большей мере, чем существеннее сходство видов деятельности. Так, человек выносливый в длительном гладком беге бывает практически столь же вынослив в таких же по продолжительности беге на лыжах, езде на велосипеде, плавании, при условии, конечно, что он примерно в одинаковой мере владеет навыками всех этих способов передвижения. Даже при существенном различии видов деятельности выносливость, развитая посредством упражнении в каком-либо из них, может проявляться и в других (перенос выносливости). Такого рода факты дали основание полагать, что существуют некоторые общие факторы выносливости. Таким образом, под общей выносливостью в широком смысле правомерно понимать совокупность функциональных свойств организма, составляющих неспецифическую основу проявления выносливости в различных видах деятельности. Кроме того широкого смысла термин «общая выносливость» имеет и узкий смысл, когда подразумевается выносливость, проявляемая в относительно длительной работе при функционировании всех основных мышечных групп, совершаемая в режиме аэробного обмена.

Задачи по воспитанию общей выносливости состоят в первую очередь в том, чтобы обеспечить развитие общей аэробной выносливости. Условия для направленного увеличения аэробных возможностей можно создать уже с детства и поддерживать на протяжении всей жизни, а студентам специальных медицинских групп нужно уделять этому особое внимание. Так, основная задача общей выносливости заключается в обеспечении неуклонного соразмерного повышения функциональных возможностей организма, который должен быть способен противостоять утомлению при разнообразных видах двигательной деятельности. Должен повышаться общий уровень работоспособности по отношению к все более широкому кругу видов деятельности, связанных с проявлением выносливости.

Остальные виды выносливости условно можно назвать «специфическими». Так, например, скоростная выносливость проявляется в деятельности, которая предъявляет неординарные требования к скоростным параметрам движений – скорости, темпу – и совершается в силу этого в режиме, выходящем за рамки аэробного обмена. Основным внешним показателем скоростной выносливости является время, на протяжении которого удается поддерживать заданную скорость либо темп движений, или соотношение скоростей, достигаемых на частях дистанции. Скоростная выносливость во многих случаях тесно связана с силовой выносливостью.

Силовая выносливость представляет собой способность противостоять утомлению в мышечной работе с выраженными моментами силовых напряжений. Условно можно считать, что выносливость приобретает силовой характер, когда степень неоднократно повторяемых мышечных усилий превышает хотя бы треть их индивидуально максимальной величины.[2]

Одним из типов специфической выносливости можно считать и координационно-двигательную выносливость, которая проявляется в двигательной деятельности, предъявляющей повышенные требования к координационным способностям.

Специальная выносливость классифицируется:

1.  По признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача, например, прыжковая выносливость;

2.  По признакам двигательной деятельности, например, игровая выносливость;

3.  По признакам взаимодействия с другими физическими качествами, необходимыми для успешного решения двигательной задачи.

Суть основных задач по воспитанию специфической выносливости заключается в том, чтобы обеспечить направленное развитие специфической выносливости каждого типа в той мере, в какой это необходимо для всестороннего совершенствования двигательных способностей. Понятно, что достигаемая степень развития специфической выносливости будет неодинаковой при различном предмете специализации. Так при специализации на видах спорта, требующих предельных проявлений скоростной выносливости, ее воспитание направленно на достижение возможно высокой степени развития этой способности, в других же случаях обеспечивается лишь некоторая, не предельная степень ее развития, которая определяется общими закономерностями всестороннего физического воспитания и потребностями прикладной физической подготовки к трудовой или иной деятельности.

Воспитание выносливости осуществляется путем решения двигательных задач, требующих мобилизации психических и биологических процессов организма.

Психофизиологический механизм проявления выносливости заключается в действии комплекса факторов следующего характера:[3]

o  личностно – психологических, определяющих силу мотива и устойчивости установки на достижение результата, которые способствуют развитию волевых усилий;

o  биоэнергетических, определяемых объемом начальных энергетических ресурсов организма и функциональными возможностями его систем, обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы;

o  физиологических, обеспечивающих функциональную устойчивость, позволяющую сохранить на том же уровне активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемые работой, например, нарастание кислородного долга, повышение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.;

o  функционально-педагогических, обеспечивающих отлаженность действий и рациональность распределения сил в процессе работы.

Средствами для развития выносливости могут быть упражнения, которые обладают следующими признаками:

1.  активное функционирование большинства или всех крупных звеньев опорно-двигательного аппарата;

2.  преимущественно аэробное энергообеспечение мышечной работы;

3.  сравнительно значительная суммарная продолжительность работы;

4.  умеренная, большая и переменная интенсивность работы.

Упражнения, не имеющие этих признаков, хотя и могут при известных условиях способствовать воспитанию общей выносливости, не позволяют достаточно эффективно воздействовать на ее главные факторы и обеспечить ее широкий перенос на виды двигательной деятельности, типичные для повседневной жизни.

Дополнительными средствами развития выносливости являются дыхательные упражнения.

Методы развития выносливости

Выносливость развивают циклическими видами физических упражнений при выполнении их в среднем темпе до появления утомления и продолжают ещё немного, преодолевая утомление. Затем постепенно увеличивают объем нагрузки за счет увеличения расстояния, например, при беге, плавании, лыжных прогулках, гребле, или времени выполнения работы, например, на тренажерах. Когда организм адаптируется к максимальному для него объему работы, постепенно увеличивают интенсивность нагрузки за счет увеличения темпа работы. Главное правило – не переходить на новый режим работы, пока организм не адаптирован к предыдущему режиму. Поддерживать качество выносливости необходимо на каждом занятии, например, с помощью бега, различных тренажеров или комплексов гимнастики. Но применение ритмической гимнастики требует осторожности, так как бодрая, энергичная музыка, способствуя эмоциональному подъему, снижает самоконтроль.

Для развития скоростной выносливости используются практические методы упражнений, повышающие аэробную выносливость, то есть методы строго регламентированного упражнения со стандартной и интервальной нагрузкой.[4]

С целью развития скоростно-силовой выносливости используются практические методы, повышающие уровень мощности двух основных путей энергообеспечения, то есть в аэробных, а анаэробных условиях. Развитие силовой выносливости основано также на использовании практических методов упражнений, направленных на повышение анаэробной выносливости и психологическую устойчивость к болезненным ощущениям, связанным со значительной концентрацией продуктов распада в мышцах.

Измеряется выносливость временем выполнения работы без снижения интенсивности. Поскольку интенсивность может быть разной, введены соотношения между интенсивностью работы и длительностью ее выполнения. Уровень выносливости оценивается частотой сердечных сокращений в процессе работы и в восстановительном периоде, частотой дыхательных движений, максимальным потреблением кислорода, пространственными и пространственно-временными динамическими характеристиками движений в процессе выполнения контрольных и соревновательных упражнений.

Наиболее распространенными в массовой практике средствами воспитания общей выносливости стали продолжительный бег, ходьба, передвижение на лыжах, велосипеде, плавание, ритмическая гимнастика и другие циклические действия умеренной и переменной интенсивности. Этим, однако, далеко не исчерпывается арсенал эффективных средств воспитания общей выносливости, особенно когда преследуется цель комплексного воздействия на все ее основные факторы.

 

Средства и основные методики

В общем комплексе средств прикладной физической подготовки используются как общеподготовительные, так и специально-подготовительные упражнения. Состав этих средств специализируется в зависимости от особенностей профессии.

Состав общеподготовительных упражнений может быть довольно широк. Основной критерий их выбора- возможность эффективно содействовать повышению уровня общей работоспособности организма, увеличению его ''потенциалов '' и устойчивости по отношению к факторам, нарушающим здоровья, и тем самым создавать широкие предпосылки успешной профессиональной деятельности. Для этого могут быть использованы многие из уже рассмотренных средств физического воспитания, особенно упражнения, направленные на развитие общей и др. видов выносливости, координационных способностей и всестороннее укрепление опорно-двигательного аппарата.

Специально-подготовительные упражнения в профессионально-прикладной физической подготовки, как и в других специализированных видах физического воспитания, включают элементы двигательного состава избранной деятельности (когда это возможно и целесообразно; например, прикладные упражнения операционных работников милиции) либо моделируются по аналогии с избранной деятельностью, так, чтобы воспроизвести характерные для нее требования к физическим и психическим способностям человека (например, специально-подготовительные упражнения на тренажерах для). В тех случаях, когда создать таким путем достаточно эффективные средства не представляются возможным, подбираются упражнения по принципу значительного переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на профессиональную деятельность.

В целом комплекс средств профессионально-прикладной физической подготовки должен быть достаточным для реализации всей совокупности ее задач.

Для воспитания профессионально важных физических способностей широко применяют в зависимости от особенностей профессии упражнения, направленно воздействующие на отдельные физические качества, из распространенных видов спорта, основной и вспомогательной гимнастики и специальные средства. К последним относятся, в частности, профессионально-прикладные виды спорта (спортивное пожарно-прикладное многоборье, самбо для оперативных работников и др.), а также упражнения на специальных тренажерах и др. снарядах. Например, для направленного воздействия на вестибуляторские функции и воспитания способности поддерживать равновесие усложненных условиях применяют упражнения на повышенной опоре, малоустойчивой платформе, батуте и пр.; для воспитания выносливости и совершенствования прикладных навыков тренируются в преодолении специализированных полос препятствий.

Применяя подготовительные упражнения в указанных целях, стремятся обеспечить перенос тренированности, прежде всего в отношении тех функциональных возможностей, недостаточная степень развития которых ликвидирует овладение избранной профессией. Например, для легко водолазов первостепенное значение имеет устойчивость к гибкости. Учитывая это, в их подготовке используются упражнения циклического характера – “ на выносливость”, поскольку известно, что они эффективно повышают аэробные и оснаэробные возможности организма.

Для формирования и совершенствования двигательных навыков при подготовке к ряду профессий довольно широко применяются так называемые естественные движения (ходьба, прыжки, метания, плавание, и т.д.) Это обусловлено тем, что в некоторых видах трудовой деятельности (работа геолога, монтажника, моряка и др.) совершенные навыки в естественных движениях имеют непосредственно прикладное значение.

При воспитании волевых, сенсомоторных и связанных сними качеств (быстроты восприятия и реакции на чувственную информацию, точность оценки пространственных и временных параметров, эмоциональной устойчивости и т.д.) необходимых в избранной профессии, могут быть полезны многие из спортивных и профессионально-прикладных упражнений. Особую ценность, как и в других разделах профессиональной подготовки, представляют средства позволяющие предъявлять повышенные требования к профессионально важным качествам. В одних случаях это спортивные игры типа настольного тенниса, волейбола, баскетбола (когда необходимо усовершенствовать способность ориентироваться во внезапно меняющихся ситуациях и целесообразно реагировать на них.), в других гимнастические и акробатические упражнения на уменьшенной или повышенной опоре и иные упражнения, связанные с риском.

Повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды (перегреванию, охлаждению, вибрации, недостатка кислорода и др.) достигается с помощью упражнений, которые не только совершенствуют отдельные двигательные способности, но и одновременно дают неспецифический тренировочный эффект.

Высокоинтенсивные упражнения в беге, плавании, беге на коньках, улучшая определенные двигательные качества, одновременно повышают устойчивость организма к недостатку кислорода. Последнее объясняется тем, что при выполнении этих упражнений образуется кислородный долг, т.е. создаются условия, аналогичные искусственной гипоксемии. Тренировка значительно увеличивает гипоксемическую устойчивость организма. Подобный эффект дает и пребывание в годах.

Вот некоторые группы средств, применяемых для устойчивости организма к различным неблагоприятным воздействиям внешней среды:

·  к кислородному голоданию скоростные серийные упражнения в беге, плавании, беге на коньках, ныряние, специальные упражнения с задержкой дыхания, альпинизм, горный туризм, тренировка в барокамере;

·  к перегреванию упражнения, сопровождающиеся значительным теплообразованием (продолжительный бег в жаркую погоду, интенсивные спортивные игры и т.п.);

·  к укачиванию упражнения, характеризующихся быстрой сменой положений головы и всего тела в пространстве: повороты, наклоны и вращения головой, выполняемые в высоком темпе (не менее 2 движений в 1 секунду), на месте, в сочетании с ходьбой, бегом, наклонами и вращениями туловища; упражнения на гимнастических кольцах, перекладине, брусьях и специальных тренировочных снарядах (подкидной сетке, вращающихся качелях, гимнастическом колесе), акробатические кувырки, повороты, сальто, прыжки в воду;

·  к перегрузкам упражнения, укрепляющие мышцы живота и ног, стойка на голове и кистях (до 20 сек. и более), быстрые вращения на гимнастическом колесе, центрифуге.

В некоторых видах профессионально- прикладной физической подготовки помимо основных средств физических упражнений необходимо широко использовать природные факторы (воздействия воды, воздуха, солнечных лучей) для повышения устойчивости организма к охлаждению и перегреванию.

Занятие по физической подготовке проводимые в условиях высокой (+25 и выше) и низкой (-15;-20) внешней температуре, при правильной организации являются эффективным средством повышения устойчивости организма к перегреванию и охлаждению. Использование природных факторов в сочетании с физическими упражнениями дает наибольший закачивающий эффект.

Кроме указанных средств программой профессионально-прикладной подготовки по любому ее виду предусматривается учебный теоретический материал по следующим основным вопросам:

·  сущность профессионально-прикладной физической подготовки и ее задачи.

·  особенности профессии требования, предъявляемые ею к психическим и физическим качеством и к двигательным навыкам человека;

·  основы организации и методики профессионально-прикладной физической подготовки;

·  учебные нормативы.

Контроль

На первоначальном этапе профессионально-прикладной подготовки выявляются исходный уровень показателей, характеризующих развитие профессиональных качеств и навыков у обучаемых. Он является отправным моментом для планирования, организации и практического ведения учебного процесса. С учетом имеющихся данных разрабатывают документы планирования, комплектуют подгруппы, устанавливают индивидуальные задания и нормы нагрузки и др.. В дальнейшем систематическая проверка и оценка физической подготовленности в процессе занятий должны давать объективную информацию, которая позволяла бы судить о том, насколько эффективно решаются поставленных задачи, и в необходимых случаях вносить соответствующие коррективы в содержание и методику полготовки.

Проверка и оценка результатов профессионально-прикладной подготовки проводятся на основе установленных специальных нормативов.

В научном обосновании нормативов по профессионально-прикладной физической подготовки возможно несколько подходов. Один из них состоит в сопоставлении показателей профессиональной работоспособности с результатами физической подготовленности. При другом подходе отправной идеей является положение о специфическом тренирующем воздействии различных видов труда на организм человека.

Оздоровительная ходьба

Весьма эффективной в этом плане может быть и быстрая ходьба (по 1 ч в день), что соответствует расходу энергии 300-400 ккал – в зависимости от массы тела. Дополнительный расход энергии за 2 недели составит в этом случае не менее 3500 ккал, что приведет к потере 500г жировой ткани. В результате за 1 месяц тренировке в оздоровительной ходьбе (без изменения пищевого рациона) масса тела уменьшается на 1 кг.

В массовой физической культуре широко используется оздоровительная (ускоренная) ходьба: при соответствующей скорости (до 6.5 км/ч) ее интенсивность может достигать зоны тренирующего режима (ЧСС 120-130 уд/мин). При ежедневных занятиях оздоровительной ходьбой (по 1 ч) суммарный расход энергии за неделю составит около 2000 ккал, что обеспечивает минимальный (пороговый) тренировочный эффект – для компенсации дефицита энергозатрат и роста функциональных возможностей организма.

Так, во всем мире широкое распространение получил оздоровительный бег. Очень важным это является и для студентов специальных медицинских групп. Нагрузка в беге дозируется по самочувствию или по показателям пульса. С помощью продолжительного спокойного бега быстро достигается ощутимый оздоровительный эффект: улучшается самочувствие, повышается работоспособность, восстанавливаются утраченные физические качества и, конечно же, повышается выносливость человека. Многочисленными примерами доказано влияние оздоровительного бега на продление творческой активности и жизни человека. Такой бег является средством сохранения и укрепления здоровья, восстановления запаса жизненных сил. Техника оздоровительного бега отличается непринужденностью движений, произвольным темпом при беге.

Ускоренная ходьба в качестве самостоятельного оздоровительного средства может быть рекомендована лишь при наличии противопоказаний к бегу (например, на ранних этапах реабилитации после перенесенного инфаркта). При отсутствии серьезных отклонений в состоянии здоровья она может использоваться лишь в качестве первого (подготовительного) этапа тренировки на выносливость у начинающих с низкими функциональными возможностями. В дальнейшем, по мере роста тренированности, занятия оздоровительной ходьбой должны сменяться беговой тренировкой.

Оздоровительный бег

Является наиболее простым и доступным (в техническом отношении) видом циклических упражнений (к ним относят бег, спортивную ходьбу, плавание и т.п.), а потому и самым массовым. По самым скромным подсчетам, бег в качестве оздоровительного средства используют более 100 млн. людей среднего и пожилого возраста нашей планеты.

Наиболее сильным стимулом для занятий бегом является именно удовольствие, огромное чувство радости, которое он приносит. В большинстве случаев прекращают занятия те люди, которые в результате неправильной тренировки не смогли испытать этого ощущения. Когда популярность бега трусцой достигла пика в середине 70-х годов, многие люди говорили о чувстве эйфории, которое они испытывали во время занятий. Это ощущение, которое известно как «кайф» бегуна, могло быть кратким, а бывало, длилось до нескольких дней. Такие ощущения характерны не только для бегунов. Многие люди, регулярно занимающиеся другими энергичными видами спорта, рассказывают об аналогичных ощущениях. Они чувствуют себя более счастливыми, спокойными, готовыми к разрешению жизненных трудностей и более ясно мыслят.

Техника оздоровительного бега настолько проста, что не требует специального обучения, а его влияние на человеческий организм чрезвычайно велико. Однако при оценке эффективности его воздействия следует выделить два наиболее важных направления: общий и специальный эффект.

Общее влияние бега на организм связано с изменениями функционального состояния центральной нервной системы, компенсацией недостающих энергозатрат, функциональными сдвигами в системе кровообращения и снижением заболеваемости.

Тренировка в беге на выносливость является незаменимым средством зарядки и нейтрализации отрицательных эмоций, которые вызывают хроническое нервное перенапряжение.

Оздоровительный бег (в оптимальной дозировке) в сочетании с водными процедурами является средством борьбы с неврастенией и бессонницей, вызванными нервным перенапряжением, изобилием поступающей информации. В результате снимается нервное напряжение, улучшается сон и самочувствие, повышается работоспособность. Особенно полезен в этом отношении вечерний бег, который снимает отрицательные эмоции, накопленные за день, и «сжигает» избыток адреналина, выделяемого в результате стрессов. Таким образом, бег является лучшим природным транквилизатором – более действенным, чем лекарственные препараты.[5]

Успокаивающее влияние бега усиливается действием гормонов гипофиза (эндорфинов), которые выделяются в кровь при работе на выносливость. При интенсивной тренировке их содержание в крови возрастает в 5 раз по сравнению с уровнем покоя и удерживается в повышенной концентрации в течение нескольких часов. Эндорфины вызывают состояние своеобразной эйфории, ощущение беспричинной радости, физического и психического благополучия, подавляют чувство голода и боли, в результате чего улучшается настроение. Психиатра широко используют циклические упражнения при лечении депрессивных состояний – независимо от их причины.

В результате такого многообразного влияния бега на центральную нервную систему при регулярных многолетних занятиях изменяется и тип личности бегуна, его психический статус. Психологи считают, что любители оздоровительного бега становятся более общительны, контактны, доброжелательны, имеют более высокую самооценку и уверенность в своих силах и возможностях. Конфликтные ситуации у бегунов возникают значительно реже и воспринимаются намного спокойнее; психологический стресс или вообще не развивается, или же вовремя нейтрализуется, что является лучшим средством профилактики инфаркта миокарда.

В результате более полноценного отдыха центральной нервной системы повышается не только физическая, но и умственная работоспособность, творческие возможности человека. Многие ученые отмечают повышение творческой активности и плодотворности научных исследований после начала занятий оздоровительным бегом.

В результате занятий оздоровительным бегом важные изменения происходят и в биохимическом составе крови, что влияет на восприимчивость организма к раковым заболеваниям.

Таким образом, положительные изменения в результате занятий оздоровительным бегом способствуют укреплению здоровья и повышению сопротивляемости организма действию неблагоприятных факторов внешней среды.

Специальный эффект беговой тренировки заключается в повышении функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и аэробной производительности организма. Повышение функциональных возможностей проявляется, прежде всего, в увеличении сократительной и «насосной» функции сердца, росте физической работоспособности.

С помощью эхокардиографии установлено, что регулярные занятия бегом приводят к увеличению массы левого желудочка (за счет утолщения его задней стенки и межжелудочной перегородки), которое сопровождается ростом производительности сердца и способности миокарда усваивать кислород. Причем эти изменения не способствуют выраженному увеличению размеров сердца, характерному для спортсменов. Такой вариант адаптации к тренировочным нагрузкам является оптимальным с точки зрения функциональных возможностей организма и поддержания стабильного уровня здоровья. В отличие от патологического увеличения миокарда, увеличение массы левого желудочка сопровождается расширением просвета коронарных артерий, увеличением кровотока и способности сердечной мышцы усваивать кислород. Для увеличения сократимости сердечной мышцы важное значение имеет расширение коронарных артерий, улучшающее его трофику.

Бегуны имеют лучшие показатели липидного обмена (обмена жиров). Таким образом, радикальные изменения липидного обмена под влиянием тренировки на выносливость могут стать поворотным моментом в развитии атеросклероза. В опытах на животных с экспериментальным атеросклерозом (вызванным специально) было показано, что длительная тренировка на выносливость умеренной интенсивности значительно уменьшила распространенность склеротического процесса.

Под влиянием тренировки на выносливость снижается вязкость крови, что облегчает работу сердца и уменьшает опасность тромбообразования и развития инфаркта.

Благодаря активизации жирового обмена бег является эффективным средством нормализации массы тела. У людей, регулярно занимающихся оздоровительным бегом, вес тела близок к идеальному, а содержание жира в 1.5 раза меньше, чем у не бегающих.

Как показали исследования, дозированная физическая нагрузка позволяет нормализовать массу тела не только за счет увеличения энергозатрат, но и в результате угнетения чувства голода (при выделении в кровь эндорфинов). При этом снижение массы тела путем увеличения расхода энергии (с помощью физических упражнений) более физиологично. Если учесть, что за 1 ч медленного бега со скоростью 9-11 км/ч расходуется вдвое больше энергии, чем во время ходьбы (600 против 300 ккал), то, очевидно, что с помощью беговых тренировок аналогичного эффекта можно достигнуть значительно быстрее. После окончания тренировки, работавшие мышцы «по инерции» в течение нескольких часов продолжают потреблять больше кислорода, что приводит к дополнительному расходу энергии. В случае выраженного ожирения наиболее эффективно сочетание обоих методов – тренировки на выносливость и ограничения пищевого рациона (за счет жиров и углеводов).

Помимо основных оздоровительных эффектов бега, связанных с воздействием на системы кровообращения и дыхания, необходимо отметить также его положительное влияние на углеводный обмен, функцию печени и желудочно-кишечного тракта, костную систему.

Улучшение функции печени объясняется увеличением потребления кислорода печеночной тканью во время бега в 2-3 раза. Кроме того, при глубоком дыхании во время бега происходит массаж печени диафрагмой, что улучшает отток желчи и функцию желчных протоков, нормализуя их тонус.

Регулярные тренировки в оздоровительном беге положительно влияют на все звенья опорно-двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией (уменьшением подвижности). Ограничение притока суставной жидкости при гиподинамии приводит к нарушению питания хрящей и потере эластичности связок, снижению амортизационных свойств суставов и развитию артрозов. Циклические упражнения (бег, велосипед, плавание) увеличивают приток жидкости к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшей профилактикой артроза и радикулита. Положительное влияние бега на функцию суставов возможно только при условии использования адекватных (не превышающих возможности двигательного аппарата) нагрузок, постепенного их увеличения в процессе занятий.

Оптимальный объем занятий. Чтобы аэробная нагрузка оказывала полезное воздействие, она должна длиться не менее 20-25 минут. Вовсе не обязательно за треть часа выжимать из себя все, на что вы способны. Нужно создать такие условия, при которых организм переходит на энергоснабжение за счет подкожного жира. Это значит, что во время нагрузки частота сердечных сокращений (ЧСС) должна укладываться в так называемую целевую зону. Ее границы легко вычислить по формуле: от 220 отнимите Ваш возраст, умножьте на 0.6 (нижний предел), а потом на 0.8 (верхний предел). Скажем, если вам 40 лет, вашей целевой зоной станет частота пульса в пределах 108-144 уд/мин (220-40=180; 180*0.6=108; 180*0.8=144). Именно тогда Ваша аэробная нагрузка будет полезной.[6]

Где прощупывается пульс и как его сосчитать? Нащупав на внутренней стороне руки артерию, прижмите ее к подлежащей кости 2-м, 3-м и 4-м пальцами, ощутив пульсовую волну. Засекая время по секундной стрелке, сосчитайте количество толчков за одну минуту.

Интенсивность занятий. Если Вы удерживаете пульс на нижней границе целевой зоны, это нагрузка низкой интенсивности, если на верхней – предельная для Вас.

Чудесное свойство аэробных упражнений в том, что они полезны в пределах всей целевой зоны. Поэтому даже ЧСС на уровне нижней границы – та самая оптимальная нагрузка, которая по плечу практически любому человеку.

Очень легкий способ проверить, не слишком ли Вы напрягаетесь во время пробежки – «речевой тест». Напевайте какую-нибудь песенку или читайте стихи. Как только появляются трудности со слитным произношением – оно станет прерывистым, снизьте темп тренировки. Пульс и дыхание автоматически перейдут на уровни, отражающие более низкую интенсивность нагрузки.

Такие природные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды, также смогут служить немаловажными средствами укрепления здоровья, закаливание и повышение работоспособности человека.

В процессе физического воспитания названные оздоровительные силы природы используются в двух направлениях: как сопутствующие условия занятий физическими упражнениями, а также как самостоятельное средство закаливания и оздоровления.

Как было указано, при занятиях на свежем воздухе происходит повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных природно-климатических условий (высокой и низкой температуры, влажности и движения воздуха, повышенного и пониженного атмосферного давления и так далее), то есть к закаливанию. В результате закаливания повышается устойчивость человека к погодным факторам.

Где лучше бегать. Хотя бегать можно почти везде, гладкие ровные поверхности – самые лучшие и безопасные. Годится все: трава, асфальт, гаревая дорожка, искусственное покрытие, «бегущие дорожки» и др. Однако более мягкие поверхности дают меньшую нагрузку на суставы ног, чем более твердые. Занятия в помещении или на улице приносят одинаковую пользу.

Занятия на «бегущей дорожке»:

o  позволяют вам бежать по ровной поверхности, поэтому существует меньшая вероятность того, что вы споткнетесь;

o  безопасны с точки зрения ДТП и загрязнения окружающей среды;

o  дают возможность получать информацию о своей скорости, расстоянии и о пульсе, что помогает вам управлять программой тренировок;

o  позволяют установить нужные расстояние, скорость наклон поверхности.

Бег на свежем воздухе:

o  позволяет Вам заниматься бесплатно;

o  дает возможность тренироваться тогда, когда вы хотите;

o  позволяет дышать свежим воздухом, если Вы бегаете в сельской местности.

Ритмическая гимнастика, дыхательные упражнения

Кроме этого, выносливость человека тренирует ритмическая гимнастика. Для таких занятий характерен поточный способ выполнения упражнений: почти без перерывов, без пауз и остановок. Как правило, занимающиеся используют комплексы, разработанные комплексы, разработанные специалистами высокой квалификации, с учетом всех необходимых требований к ним: грамотный подбор упражнений, методически оправданная их последовательность, эмоционально и ритмическое музыкальное оформление. В каждом занятии ритмической гимнастикой, такой важной для воспитания выносливости, выделяются вводная, основная и заключительная части. Разминка занимает 5-10 минут и предназначена для подготовки организма к занятию, воспитания правильной осанки, красоты движений – выполняются простые упражнения для отдельных групп мышц: ходьба с движением рук и головы, выпады, наклоны, приседания и др. основная часть обычно продолжается 20-30 минут и направлена на развитие мышечных групп, воспитание важных физических качеств: в первую очередь выносливости, ловкости, силы. Для этой части характерна самая высокая нагрузка. Безусловно, специалисты, занимающиеся со студентами специальных медицинских, обращают особое внимание на то, чтобы специфика некоторых упражнений не вредила студентам, а, наоборот, способствовала развитию главных физических качеств. Специалисты рекомендуют так чередовать движения, чтобы упражнениям силового характера предшествовали упражнения на растягивание, чтобы в проработку последовательно включались руки и плечевой пояс, ноги, туловище, а после этого выполнялись циклические упражнения – бег, прыжки, танцевальные шаги. Заключительная часть занятия длится около 3-5 минут и направлена на постепенное снижение нагрузки, приведение организма в относительно спокойное состояние. Используются дыхательные упражнения, упражнения на расслабление. Завершается занятие спокойной ходьбой. В занятиях ритмической гимнастикой используются всем известные общеразвивающие упражнения, что обеспечивает разностороннее воздействие на организм занимающихся, гармоничность развития.[7]

К числу дополнительных средств воспитания общей выносливости, особенно, аэробной, относятся, в частности, так называемые дыхательные упражнения, постановка рационального дыхания во время выполнения основных упражнений и дозированное использование некоторых факторов внешней среды: насыщения кислородом вдыхаемого воздуха, температурных факторов естественного и искусственного происхождения. Роль легочного дыхания в большинстве видов двигательной деятельности и в гарантировании здоровья существенна. Дыхательные упражнения в современных комплексах достаточно разнообразны и представляют в своей основе целесообразно регулируемые циклы дыхательных актов, выполняемых в определенных, режимах, различными способами, в сочетании с усиливающими и оптимизирующими дыхательные процессы двигательными действиями. В числе их есть упражнения, включающие направленное изменение частоты, глубины и ритма дыхания, нормированную задержку дыхания, избирательное использование дыхания разного типа – ротового и носового, грудного и брюшного, целесообразную синхронизацию дыхательных актов с фазами двигательных действий.

 

Спортивные виды гимнастики

К спортивным видам гимнастики относятся: спортивная и художественная гимнастика, спортивная акробатика. Эти виды пользуются большой популярностью в нашей стране и за рубежом.

Спортивная гимнастика является наиболее массовым видом спорта, увлекательна и близка молодежи. Неисчерпаемое число постоянно новых и интересных упражнений делают ее популярной и заманчивой. Беспрерывное продвижение вперед в спортивной технике, разучивание все новых и новых упражнений, преодоление неудач и успехи, выполнение ряда упражнений, связанных с риском,- все это укрепляет волю, воспитывает важные черты характера.

Спортивная гимнастика доводит координацию движений, двигательные навыки и морально-волевые качества до высокой степени совершенства, технику исполнения - до уровня мастерства. [8]

Основное содержание спортивной гимнастики составляет многоборье. В мужское многоборье входят вольные упражнения, упражнения на коне, брусьях, перекладине, кольцах и опорные прыжки. В женское - вольные упражнения, упражнения на бревне, брусьях разной высоты, опорный прыжок. Эти упражнения гимнастического многоборья в настоящее время входят в программу международных соревнований - Олимпийских игр, первенств мира, чемпионатов Европы, универсиад.

Кроме этих основных средства в спортивной гимнастике используются другие виды физических упражнений: упражнения со штангой, спортивные и подвижные игры, плавание, легкая атлетика, прыжки в воду, ходьба на лыжах и т. д.

Значительная часть этих упражнений используется для общей физической подготовки гимнастов. Особое место в спортивной гимнастике занимают акробатические и хореографические упражнения, являющиеся ценным средством общей и специальной технической подготовки гимнаста.

Художественная гимнастика сравнительно молодой вид спорта, официальное ее признание относится к 1947 г. Она решает задачи общей физической подготовки, направлена на овладение специальными двигательными навыками без предметов и с предметами (обруч, скакалка, мяч, булавы, лента и т. д.). Отличительной особенностью ее является непременное условие использование музыки при выполнении движений. Многие движения вначале были заимствованы из вольных упражнений спортивной гимнастики и из простейших акробатических упражнений. Сейчас она располагает своими специфическими, присущими только ей, формами движений, особенно это касается упражнений с предметами. Все движения, применяемые в художественной гимнастике, характеризуются целостностью, логичностью их связи и динамичностью исполнения.

Большинство из них приобретает танцевальный характер. Средства, применяемые на занятиях художественной гимнастикой, форма, содержание учебного процесса и требования, предъявляемые на соревнованиях, способствуют эстетическому воспитанию.

Спортивная акробатика имеет в основном те же задачи, что и спортивная и художественная гимнастика, но отличается от них характером упражнений и способом их выполнения. Вначале акробатика развивалась в низовых коллективах, некоторые акробатические упражнения включались в программу по гимнастике. Особенно широкое развитие акробатики начинается в конце тридцатых годов. Она в этот период становится самостоятельным видом спорта. Согласно существующей классификации, акробатика делится на следующие виды: прыжковая акробатика для мужчин и женщин, парная, групповая мужская и женская, смешанная. В последнее время с успехом развивается акробатика на батуте.

Развитием этого вида спорта у нас в стране сейчас занимается самостоятельная федерация акробатики. По этому виду с 1974 г. проводятся международные соревнования, включая и первенство мира.

Наряду со сложными спортивными видами упражнений в акробатике есть бесчисленное количество разнообразных простейших упражнений, позволяющих проводить занятия с различными контингентами занимающихся. К ним относятся всевозможные перекаты, кувырки, перевороты, простейшие пирамиды, стойки, «шпагаты», «мосты» и т. д.

Акробатические упражнения широко представлены в программах по физической культуре. С их помощью развивают координацию движений, ловкость, прыгучесть, чувство равновесия, воспитывают смелость, настойчивость, ориентацию.

Для большинства акробатических упражнений не требуется специальных снарядов или оборудования. Занятия по акробатике можно проводить в любом зале, на любой площадке при несложном оборудовании.

 

Прикладные виды гимнастики

Упражнения прикладных видов гимнастики решают специальные задачи, связанные с развитием физических и морально-волевых качеств, необходимых в профессиональной деятельности человека, а также в лечебных целях.

К этой группе относятся: профессионально-прикладная гимнастика; военно-прикладная; спортивно-прикладная; гимнастика на производстве; лечебная гимнастика. [9]

Профессионально-прикладная гимнастика имеет своей целью способствовать развитию специальных двигательных качеств и навыков, от которых зависит успешная профессиональная деятельность человека. Во многих областях современного производства от человека, кроме общего физического развития, еще требуются и специальные физические и моральные качества. Такая подготовка необходима, например, монтажнику-высотнику, строителю-высотнику, в профессиональных училищах, где гимнастические упражнения различного характера (лазанье, перелезание, подтягивание, подъемы, перевороты) выполняются не в обычных условиях, а на возвышенности. Занятия дают хорошие результаты: учащиеся становятся ловчее и смелее; исчезает боязнь высоты; производительность труда заметно возрастает.

Военно-прикладная гимнастика способствует формированию умений и воспитанию специализированных качеств, необходимых для успешного овладения военными профессиями. Этот вид гимнастики применяется в работе с юношами допризывного возраста и в системе физической подготовки слушателей военных учебных заведений. К средствам данного вида гимнастики относятся: строевые упражнения, различные прикладные способы ходьбы, бега, прыжков, лазанья, переползания, ползания, преодоление всевозможных препятствий, переноска партнеров различными способами, овладение навыками сохранения равновесия на уменьшенной площади опоры, специальные упражнения на тренажерах. Изучение упражнений военно-прикладной гимнастики проводится на открытой местности. Большое место занимает преодоление различных полос препятствий на время.

Спортивно-прикладная гимнастика применяется в учебно-тренировочном процессе во всех видах спорта. Она обеспечивает общую и специальную физическую подготовку спортсмена, способствует целенаправленному совершенствованию тех физических качеств, которые необходимы для достижения наиболее высоких результатов спортсменов в избранном ими виде спорта. Содержание этой гимнастики определяется в зависимости от содержания соответствующего вида спорта, так как в каждом виде спорта есть своя специфика применения общеразвивающих и специальных упражнений. Следует сказать, что представители ряда видов спорта используют некоторые упражнения и на гимнастических снарядах. Например: в систему тренировки прыгуна с шестом включаются упражнения на кольцах, перекладине, канате, помогающие быстрее овладеть техникой прыжка с шестом. Подобным образом обращается внимание на подбор специальных упражнений в гимнастике боксера. В качестве специальных упражнений широко применяются прыжки со скакалкой. Футболисты применяют акробатические упражнения; пловцы, прыгуны в воду - упражнения на батуте; конькобежцы, фигуристы включают в свои занятия художественную гимнастику, упражнения хореографии. Специализированные комплексы гимнастических упражнений применяют лыжники, борцы, штангисты и спортсмены всех других видов спорта.

В тренировочном процессе спортсмена-гимнаста эта гимнастика, как правило, проводится в конце тренировки и состоит главным образом из упражнений на развитие силы, гибкости, прыгучести и т. д.

 

Спортивные тренажеры

Пожалуй, наиболее простым способом поддержания отличной формы - занятия на спортивных тренажерах, будь то эллиптические тренажеры, велотренажеры, беговые дорожки, гребные тренажеры или что-то иное. [10]

Спортивные тренажеры можно разделить условно на две группы: кардиотренажеры и силовые тренажеры. С помощью первых можно избавиться от лишних запасов подкожного жира. Продуманные же занятия на силовых тренажерах позволяют подтянуть наиболее слабые мышцы. Максимальный эффект дает сочетание кардиоваскулярных тренировок с силовыми. Так можно и скинуть лишний вес, и укрепить сердечно-сосудистую и дыхательную системы, и проработать проблемные зоны. Начинать лучше с кардиотренажеров и уделять им 50-60 процентов тренировочного времени, а 40-50 процентов - силовой нагрузке".


Рис.1. Силовые тренажеры.

Кардиотренажеры (степперы, беговые дорожки, велотренажеры, эллиптические, гребные, райдеры) чаще всего используются для снижения веса и повышения тонуса. К кардиотрежерам относятся: беговые дорожки, велотренажеры, степперы и эллиптические тренажеры. Кардиотренировки повышают выносливость, что позволяет увеличить интенсивность занятий. Они являются идеальном спортивным тренажером для мечтающим похудеть. Известно, что худеет тот, кто расходует больше калорий, чем «съедает». Именно кардиотренировки достаточной интенсивности дают возможность сжечь максимальное количество калорий. Сколько именно можно увидеть на компьютере, которым оснащены многие кардиотренажеры.

Женщинам продавцы спортивного оборудования советуют приобретать кардиотренажеры. Как правило, дома есть место только для одного тренажера. В этом случае преимущества кардиотренажера очевидны: с его помощью можно и оздоровиться, и поддерживать мышцы в тонусе. А дальше, войдя во вкус тренировок, купить скамью для пресса, турник, гантели или эспандер и т.д.

Беговые дорожки

На сегодняшний день это самый популярный вид тренажеров. Занятия на беговых дорожках считаются одним из самых эффективных методов сжигания жира. Во многом это объясняется физиологическими причинами: во время бега спортсмен переносит массу собственного тела в пространстве, что максимально ускоряет обменные процессы, сжигая лишние калории и укрепляя организм

 

Рис.2. Беговая дорожка.

Беговые дорожки - дают хорошую нагрузку и не только на мышцы ног, но и на мышцы спины, грудного пояса. Однако при этом имеют довольно большие габариты. Стоимость ($650-1500) зависит от вида привода движения бегового полотна. Более дешевые - с механическим приводом, движение происходит за счет силы толчка ног (при этом полотно раскручивается довольно туго, да и плавность хода невелика). Механику вытесняет электрический привод - скорость движения задается электромотором, который впрочем работает плавно и практически бесшумно. Возможностей у электрической дорожки гораздо больше - скорость может достигать 10-16 км/час, нагрузка выше, а изменение угла наклона производится нажатием кнопки на панели управления. К тому же, если человек вдруг споткнулся или упал, срабатывает система аварийного выключения, так что риск получить травму близок к нулю. В частности, беговая дорожка снабжена многофункциональным дисплеем, отображающим всю необходимую для тренировки информацию: можно запрограммировать трассу, рельеф местности, время и нагрузку в зависимости от пульса и расхода калорий.

Магнитная беговая дорожка оснащена удобным тренировочным компьютером, основные измеряемые показатели:

·  время тренировки (TIME);

·  пройденная дистанция (DISTANCE);

·  скорость(SPEED);

·  затраченные калории (CALORIE);

·  частота сердечных сокращений (PULSE);

Кроме того, новейшая система магнитного торможения, обеспечивающая более долговечную и бесшумную работу тренажёра, бесступенчатая регулировка уровня нагрузки в широких пределах, более совершенный и долговечный ремень привода, обеспечивающий плавный и бесшумный ход, измерение пульса с помощью специальной клипсы - все это неоспоримые достоинства этой модели беговой дорожки. Тренажер вертикально полностью складывается и занимает минимум места для удобства хранения. Допустимый вес пользователя 100 кг.

Эллиптические тренажеры

Это один из новейших видов спортивного оборудования. По степени эффективности эллиптические тренажеры можно сравнить с беговыми дорожками. Занятия на эллиптических тренажерах абсолютно безвредны для суставов. Конструкция позволяет параллельно заниматься тренировкой мышц груди, рук и спины. Эллиптические тренажеры - это гибрид велотренажера, степпера и беговой дорожки. На таких тренажерах занимаются по принципу кросс-тренинга: встаете на платформу, руками беретесь за рукоятку и шагаете, крутя педали по эллипсу. Такая траектория, имитирующая естественную ходьбу или бег, исключает нагрузку на голеностоп и коленный сустав (чего не удается избежать при тренировке на беговой дорожке или на велотренажере) и обеспечивает нагрузку на мышцы спины и рук в дополнение к нагрузке на ноги.


Рис. 3. Эллиптический тренажер

Ходьба по эллиптической траектории позволяет тренировать сердечно-сосудистую и дыхательную системы, как на всех кардиологических тренажерах, но не только: они дают еще и силовую нагрузку на нижние группы мышц (бедра, ягодицы и икры), а благодаря рукояткам-рычагам задействован и плечевой пояс. Массогабаритные характеристики у них весьма значительны: вес - 80-100 кг, длина платформы - до 160 см, длина платформы - 1,-2 м, что малопригодно для использования в наших малогабаритных (как правило) квартирах, хотя многие модели складные - длину можно уменьшить сантиметров на 50, а высоту - на 70. Магнитный эллиптический тренажер обладает двойным действием как на нижнюю, так и на верхнюю часть тела, что увеличивает энергетические затраты и повышает эффективность тренинга.

Тренажер оснащен удобным тренировочным компьютером. Измеряемые показатели:

·  время тренировки (TIME);

·  пройденная дистанция (DISTANCE);

·  скорость(SPEED);

·  затраченные калории (CALORIE);

·  частота сердечных сокращений (PULSE).

Специальная эллиптическая траектория движения стопы, а также постоянный контакт стопы с педалью полностью исключают ударное травматическое воздействие на суставы и связки. Тренажёр идеален для людей, испытывающих проблемы с суставами, а также имеющих избыточный вес. Новейшая система магнитного торможения обеспечивает более долговечную и бесшумную работу тренажёра. Допустимый вес пользователя 100 кг.

Cтепперы

Степперы - это тренажеры, имитирующие ходьбу по ступенькам. Вы шагаете на месте, и тем не менее Ваша спортивная форма улучшается шаг за шагом.

Рис.4. Степпер.

Степпер - самый компактный тренажер для полноценных занятий на минимальной площади. Большинство степперов имеет независимый режим работы педалей, т.е. воздействие на одну из них не отражается на другой. Домашние степперы различаются количеством вариантов изменения нагрузки и сложностью компьютера. В большом степпере есть упор либо рычаг для рук, что делает его более-менее удобным в использовании и одновременно более громоздким. Мини степпер не имеет рычагов для рук, однако весьма компактен, при этом он менее удобен в пользовании. В новых моделях можно программировать нагрузку в зависимости от веса, пульса или расхода калорий. Самые простые и дешевые стоят $80-90 и представляют из себя две движущиеся ступени, крепление педалей сопряженное (они связаны друг с другом), больших усилий не требуется. Для активной работы обеих ног лучше приобрести степпер с независимым креплением педалей, позволяющим регулировать нагрузку отдельно для каждой ноги, который имеет компьютер и специальные рычаги для рук, позволяющие нагружать плечевой пояс. Миниcтеппер имитирует ходьбу по ступеням - отличная нагрузка на мышцы ног и ягодиц. Оснащен тренировочным компьютером, который измеряет показатели:

·  время тренировки (TIME);

·  счётчик повторений (COUNT);

·  скорость (STRIDES PER MINUTE (число повторений в минуту);

·  затраченные калории (CALORIE).

Министеппер снабжён резиновыми эспандерами, которые повышают эффективность тренировки.

Велотренажеры

Очень удобны для занятий спортом велотренажеры. Это самый популярный вид тренажеров. Велотренажеры - дают приличную нагрузку на мышцы ног и живота. Механические велотренажеры имеют ременную систему нагружения: величина нагрузки зависит от натяжения ремня и его трения о колесо-маховик. Ременные велотренажеры сравнительно недороги и компактны.

Рис.5. Велотренажер.

В моделях с магнитной системой нагружения нагрузка варьируется изменением расстояния между магнитами и маховиком (поэтому они бесшумны). При одинаковой интенсивности тренировки и затраченных усилиях магнитные велотренажеры дают большую нагрузку, а следовательно и больший эффект. На бортовом компьютере можно следить за дистанцией, скоростью и пульсом. Ременной велотренажер включает в себя тренировочный компьютер, который измеряет показатели:

·  время тренировки (TIME);

·  пройденная дистанция (DISTANCE);

·  скорость(SPEED);

·  затраченные калории (CALORIE);

·  частота сердечных сокращений (PULSE).

Также тренажер характеризуется наличием регулируемого руля, регулируемого по высоте полиуретанового седла, возможностью измерения пульса с помощью специальной клипсы, крепящейся к мочке уха; большим диапазоном регулировки нагрузки; наличием прочного и долговечного ременного привода, обеспечивающего плавный и бесшумный ход. Допустимый вес пользователя 80 кг.

Виброплатформа

Виброплатформа - современный тренажер для всего тела, который позволяет поддерживать хорошую физическую форму, обрести мышечную силу и красоту тела при минимальных затратах времени. Виброплатформы в большинстве своем имеют стойку со встроенной рукоятью и компьютером, который отвечает за регулировку нагрузки во время тренировки, и самой платформы, совершающей циклические колебания в трехмерной проекции.

В зависимости от выбранной модели тренажера и фирмы производителя встроенный компьютер позволяет выполнить следующие параметры настройки тренировки:

- время тренировки

- частота колебаний

- амплитуда колебаний

- настройка тренажера под вес пользователя


Рис.6. Виброплатформа.

Все эти параметры можно наблюдать на экране. Частота колебаний на виброплатформах может изменяться в пределах от 15 до 70 Гц, и это неспроста. Многолетние исследования выявили самый безопасный диапазон частот для здоровья и воздействия на ткани организма человека. В зависимости от выбранного частотного диапазона Ваши мышцы могут как напрягаться, так и расслабляться. Уникальность виброплатформ заключается в трехмерном циклическом колебательном процессе, когда рабочая площадка виброплатформы колеблется в трех направлениях. Это позволяет максимально задействовать все естественные механизмы сокращения мышц и движения суставов, что в свою очередь задействует до ста процентов мышечных волокон.

На сегодняшний день виброплатформа – лучший тренажер, задействующий все группы мышц. В его разработке использовались многолетние исследования ученых всех стран.

Скамья для пресса

Если вы хотите добиться плоского и рельефного живота, то лучшим выбором будут занятия на скамье для пресса, которые способствуют сжиганию жира на животе. Кроме того, во время занятий можно задействовать мышцы спины и при правильном подходе укрепить мышцы ног и ягодичные мышцы. Если упражнений для пресса окажется вам недостаточно, то можно использовать дополнительный спортивный инвентарь, например гантели. Упражнения с гантелями позволят задействовать мышцы плечевого пояса и рук. К тому же занятия укрепляют выносливость, помогают снять стресс, получить заряд бодрости, удовольствие от комфортной тренировки и просто поддерживать хорошую физическую форму. С помощью гимнастической скамьи для пресса вы сможете заниматься не выходя из дома.

Рис. 7. Скамья для пресса.

Угол наклона и упоры для ног регулируются по высоте, позволяя увеличивать или уменьшать величину нагрузки.

Упоры для ног обиты мягким и прочным покрытием, предотвращающим появление синяков и ушибов и обеспечивающим комфортную тренировки.

Универсальный тренажер

Универсальный тренажер позволяет выполнить не меньше 45-ти различных упражнений используя в качестве нагрузки только вес собственного тела. С помощью простой подвижной наклонной скамьи закрепленной на вертикальной стойке вы можете прокачать практические все проблемные зоны, среди которых все мышцы рук, ног, бедер живот и спины. Сочетание верхней тяги с подвижной доской дает просто поразительный простор для всевозможных упражнений - тут и вертикальная, средняя и нижняя тяги, приседания, жим от груди, жим из-за головы и многое другое.


Рис. 8. Универсальный тренажер.

Не стесняйтесь экспериментировать и придумывать новые упражнения. Просто подтягивайте себя разными способами, лежа на мягкой упругой подвижной скамье, а если вашего веса будет недостаточно для нагрузки, то можно повысить сложность упражнений изменив угол наклона скамьи. В конструкции тренажера предусмотрены дополнительные упоры, обеспечивающие повышенную надежность.


Заключение

Занятия физическими упражнениями приносят пользу только при рациональной системе тренировочных занятий. Нарушения в дозировке физических нагрузок и методике могут неблагоприятно отразиться на физическом развитии, физической подготовленности и здоровье занимающихся.

На занятиях физической культуры целесообразно обучать бегу, заниматься именно оздоровительным видом бега, заниматься ритмической гимнастикой с общеразвивающими и общеукрепляющими упражнениями; дыхательной гимнастикой, помогающей организму развиваться гармонично. Все это помогает развивать у студентов физическую выносливость организма, которая оказывает определенное влияние на психологическую стойкость.

Между уровнем физической подготовки и уровнем здоровья нет линейной зависимости. Эту связь можно схематично представить на трех уровнях.

На первом (низком) уровне отмечается выраженное отрицательное влияние на здоровье, особенно при низком уровне выносливости.

На втором (оптимальном, нормативном) уровне – положительное влияние на состояние здоровья.

На третьем (высоком) уровне физических качеств, соответствующих требованию большого спорта, отмечается напряжение всех систем организма, что снижает устойчивость к заболеваниям вследствие понижения иммунных функций организма.

Для достижения хоть сколько-нибудь значимого эффекта в воспитании выносливости необходимо не менее двух основных занятий еженедельно, причем при условии немалого объема в каждом их них, поскольку выносливость, как никакое другое качество, воспитывается через утомление. Более благоприятные возможности для воспитания выносливости создаются при увеличении числа занятий в недельном режиме, вплоть до ежедневных и неоднократных в день.

Конкретные параметры нагрузок в системе занятий, направленных на воспитание выносливости, зависят, как уже ясно, от ряда обстоятельств, в том числе от достигнутой и необходимой степени ее развития, возраста занимающихся, особенностей основной деятельности, по отношению к которой строится физическая подготовка. Общая же тенденция динамики нагрузок в процессе воспитания выносливости характеризуется постепенным увеличением их объема и интенсивности, затем уменьшением в силу ограничивающего действия возрастных.

Как бы на фоне этой общей тенденции нагрузки в отдельных циклах варьируется. На протяжении большинства возрастных периодов обычно одна часть занятий должна включать нагрузки, достаточно значительные, чтобы стимулировать поступательное развитие выносливости (развивающие нагрузки), другая – нагрузки, обеспечивающие нефорсированное закрепление вызванных адаптационных перестроек (стабилизирующие, поддерживающие нагрузки), третья – лишь такие нагрузки, которые содействуют восстановлению работоспособности после предшествующих утомительных нагрузок (восстановительные занятия).

Поэтому при нормировании нагрузок в физическом воспитании и оздоровительной физкультуре следует ориентироваться на достижение нормативных уровней физических качеств для сохранения и улучшения здоровья. В процессе физического воспитания и спортивного совершенствования необходимо не только ориентироваться на календарный возраст, но и учитывать индивидуальные особенности роста и формирования организма.

Для компенсации энергозатрат и активации анаболических процессов и процессов восстановления работоспособности, занимающихся необходимо снабжение организма адекватным количеством энергии и незаменимых факторов питания.


Список литературы

1.  Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания. М.: Наука. 2007, - 341с.

2.  Дубровский В.И. Движения для здоровья. Физкультура и спорт. М.: Библос. 2006, - 462с.

3.  Коробейников Н.К., Михеев А.А., Николенко И.Г. Физическое воспитание. М.: Спорт. 2004, - 329с.

4.  Матвеева Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Наука. 2007, - 374с.

5.  Палыга В.Д. Гимнастика. М.: Просвещение. 2004, - 474с.

6.  Пономарева В.В. Физическая культура и здоровье. М.: Здоровье. 2006, - 286с.

7.  http://www.romashka-sport.com/



[1] Коробейников Н.К., Михеев А.А., Николенко И.Г. Физическое воспитание. М.: Спорт. 2004, - 329с.

[2] Дубровский В.И. Движения для здоровья. Физкультура и спорт. М.: Библос. 2006, - 462с

[3] Матвеева Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Наука. 2007, - 374с.

[4] Пономарева В.В. Физическая культура и здоровье. М.: Здоровье. 2006, - 286с.

[5] Дубровский В.И. Движения для здоровья. Физкультура и спорт. М.: Библос. 2006, - 462с.

[6] Дубровский В.И. Движения для здоровья. Физкультура и спорт. М.: Библос. 2006, - 462с.

[7] Коробейников Н.К., Михеев А.А., Николенко И.Г. Физическое воспитание. М.: Спорт. 2004, - 329с

[8] Палыга В.Д. Гимнастика. М.: Просвещение. 2004, - 474с

[9] Палыга В.Д. Гимнастика. М.: Просвещение. 2004, - 474с

[10] http://www.romashka-sport.com/

Физическая культура
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ Кафедра физического воспитания и спорта КУРС ЛЕКЦИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ОМСК - 2005 УДК ББК Курс ...
Наиболее распространенные средства самостоятельных занятий в вузах - это ходьба и бег, кросс, дорожки здоровья, плавание, ходьба и бег на лыжах, велосипедные прогулки, ритмическая ...
Благодаря быстрому темпу и продолжительности занятий от 10-15 до 45-60 мин. ритмическая гимнастика, кроме воздействия на опорно-двигательный аппарат, оказывает большое влияние на ...
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: учебное пособие
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов ...
КОЛОМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки оздоровительной и ...
1 - объем, варьирующийся количеством времени, затраченным на занятия физическими упражнениями за определенный период; 2 - интенсивность занятий, определяемая степенью напряжения ...
Методико-практические занятия проходят по следующим основным темам: эффективные и экономичные способы владения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, легкоатлетический бег ...
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа
Работа по физическому развитию в дошкольном учреждении
Содержание 1. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях: цели, задачи, средства 2. Место и роль физической культуры в общей системе ...
У детей дошкольного возраста необходимо сформировать навыки выполнения упражнения основной гимнастики (строевые, общеразвивающие упражнения, основные движения - ходьба, бег ...
Занятия тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, акробатические элементы, упражнения с мячом и т.д.)
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: курсовая работа
Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста с ...
Содержание Введение Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития физических качеств дошкольников в процессе физической подготовленности 1.1 ...
В каждом занятии предлагаются упражнения для развития и укрепления свода стопы (ходьба на носках, пятках, лазание по лестнице, ходьба по уменьшенной площади опоры, бег и т.д.), но ...
В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету (например, в комплексе ...
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа
Физкультура и здоровый образ жизни
Содержание: Введение 1. Общая физическая подготовка в системе воспитания 2. Влияние оздоровительной физической культуры на организм 3. Основы ...
в создании или использовании внешних условий, облегчающих управление действиями занимающихся (построение и распределение группы на местах занятий, использование вспомогательных ...
Адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций.
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: реферат