Реферат: Теоретико-методологические аспекты инновационной деятельности предприятий
Реферат по теме:
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
1. Предмет инновационного менеджмента и его место в системе менеджмента
Анализ новых тенденций, характеризующих мировую экономику, показывает, что уровень развития страны и благосостояния населения во – многом определяется способностью ее экономики адаптироваться к изменениям, происходящим под влиянием стремительных темпов научно-технологического развития. Результативность же НТП в значительной степени определяется эффективностью нововведений, то есть эффективностью инноваций в форме внедрения новых продуктов и технологий.
Практическое использование новшества с момента технологического освоения производства и масштабного распространения в качестве новых продуктов и услуг является нововведением (инновацией).
Нововведение представляет собой замену старого объекта (явления) новым. Нововведение - это перманентная (то есть постоянная) движущая сила развития человеческого общества, продуктов его деятельности и прогресса в целом.
Информация дает толчок к деятельности человека в новом направлении.
Нововведение всегда стимулирует появление новых идей, так как развивает любопытство человека: «А что будет, если...?». Так возникает инновационная спираль: «...научно-технический прогресс-идея-нововведение-научно-технический прогресс-идея-нововведение-...»
Исследовав цикличность чередования сменяющихся фаз в промышленном производстве, русский экономист Н.Д. Кондратьев установил в 1925 г. существование длинных волн, или больших циклов конъюнктуры. В результате этого исследования было определено, что в основе длинных волн (или циклов) протяженностью в 40-60 лет находится смена пассивной части капитала, к которой относятся здания, сооружения, коммуникации, передаточные устройства и т. д. В средние промышленные циклы протяженностью в 7-10 лет входит замена активной части капитала в форме станочного оборудования, транспортных средств и т. п. Короткие волны в 3-3,5 года - рыночные конъюнктурные изменения по отношению к определенным видам продукции промышленности.
В волновой теории Н.Д. Кондратьева австрийский экономист Йозеф Шумпетер, работавший в Гарвардском университете США, увидел возможность преодоления кризисов и спадов в промышленном производстве за счет инновационного обновления капитала через технические, организационные, экономические и управленческие нововведения. В фундаментальной работе «Деловые циклы» (1939 г.) Шумпетером приведены три разновидности циклов:
- первый цикл - промышленный переворот, начало которому положило развитие промышленности в Великобритании;
- второй цикл совпал с появлением железных дорог, машиностроения, пароходов и продолжился до 90-х годов XIX столетия;
- третий цикл был связан с применением в промышленности электроэнергии, изобретением двигателя внутреннего сгорания, развитием химической промышленности.
В теории, приведенные Шумпетером, деловые циклы принято в настоящее время связывать со сменой технологических укладов в общественном производстве. Понятие «уклад» означает обустройство, установившийся порядок организации чего-нибудь. Жизненный цикл технологического уклада имеет три фазы развития и определяется периодом времени примерно в 100 лет:
ü Первая фаза приходится на его зарождение и становление в экономике предшествующего технологического уклада.
ü Вторая фаза связана со структурной перестройкой экономики на базе новой технологии производства и соответствует периоду доминирования нового технологического уклада примерно в течение 50 лет.
ü Третья фаза приходится на отмирание устаревающего технологического уклада.
Инновации - это не только экономическая категория, но и инструмент воздействия на весь хозяйственный процесс. Поэтому инновацией можно управлять.
Система управления инновациями, инновационным процессом и организационными и экономическими отношениями, возникающими в процессе этого управления называется инновационным менеджментом (ИМ).
Инновационный менеджмент как процесс управления кардинальными изменениями в продуктах труда, средствах производства, сфере услуг и другой новаторской деятельности является одним из основных направлений в развитии общественного производства.
Предмет ИМ – изучение теории и практики инноваций, инновационного процесса и механизма управления инновациями. ИМ является составной частью любого процесса управления и в то же время самостоятельной дисциплиной, это одна из многочисленных разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии, осуществляемые во всех сферах народного хозяйства.
В то же время – это самостоятельная область управленческих и экономических наук и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения инновационных целей путем рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Как наука и искусство инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего (системного) менеджмента.
Как вид деятельности инновационный менеджмент – совокупность процедур принятия управленческих решений, составляющих общую технологию управления инновациями на предприятии, предполагает распределение задач за их конкретными исполнителями.
Как аппарат управления – это система управления инновациями иерархической структуры и органов управления, менеджеры.
2. Основные тенденции в организации и управлении инновационной деятельностью (мировой опыт)
В современных условиях научно-технологическое развитие становится главным средством достижения экономического лидерства, важнейшим инструментом в конкурентной борьбе, приносит значительный коммерческий успех. Интеллектуальный ресурс является важнейшим условием экономического роста.
В настоящее время мировой рынок наукоемкой продукции составляет 2 трлн. долл. в год, при этом США посредством участия в нем получает 740 млрд. долл. в год, а Россия только 1 млрд., т.е. наблюдается значительное недополучение потенциальной прибыли от активного участия в мировом технологическом обмене. По данным независимой комиссии ООН Беларусь обладает научными разработками, коммерческая стоимость которых оценивается миллиардами долларов, в то же время в стране отсутствует экономический механизм, позволяющий эффективно продвинуть их на рынок.
Но проблема заключается не только в потере возможного коммерческого успеха, но, что еще более важно, низкий технологический уровень национальной экономики или отсутствие системы эффективного использования интеллектуального ресурса и современного механизма продвижения наукоемкой продукции на мировой рынок приводят к неэквивалентному обмену, неспособности привлечь в национальную экономику иностранные инвестиции, получить соответствующий доход от экспорта продукции. Неэквивалентный внешнеэкономический обмен в большинстве случаев толкает национальную экономику и ее ведущие отрасли в “ловушку нарастающего технологического отставания” (концепция “технологической пропасти”), что подрывает национальную безопасность страны.
Таким образом, страны, активно участвующие в международном обмене, прежде всего технологическом, эффективно использующие интеллектуальный ресурс, обладают значительно более высоким потенциалом развития и способны приобрести ресурсы любого вида и качества, что и в дальнейшем будет усиливать неравномерность экономического развития.
В современных условиях использование интеллектуального ресурса, адаптация хозяйственных субъектов к инновационным процессам определяют не только уровень конкурентоспособности национальной экономики, ее отраслей, но и способность к дальнейшему росту, обеспечение национальной безопасности, вхождением в группу стран-лидеров мирового экономического развития.
Лидирующее место в экономике XXI века будет принадлежать экономическим системам качественно нового технологического уровня, в которых роль главного ресурса будет играть интеллектуальный ресурс.
Значительное повышение технологического уровня, активное использование интеллектуального ресурса, информационных технологий, повлияло на формирование таких новейших тенденций, как хайтеграция, сервизация, софтизация.
Хайтеграция характеризуется преимущественно интенсивным обменом “высоких технологий”, а не их продажей на мировом рынке. Это обусловлено тем, что "высокие технологии" выступают в качестве катализатора экономического развития. В результате такого обмена образуется группа стран лидеров, которые в своем развитии значительно опережают страны, не участвующие в нём.
С повышением технологического уровня в экономике ряда развитых стран наблюдается процесс сервизации или “деиндустриализации”, который отражает падение доли экономически активного населения в производственной сфере вследствие повышения технологического уровня и роста производительности труда и перелив освобождающихся в непроизводственную сферу, что значительно влияет на качество жизни всего населения.
Софтизация характеризуется ускоренным развитием нематериальных факторов производства (компьютерных сетей, средств телекоммуникаций и т.д.). Это приводит к увеличению значимости развития "мягкой инфраструктуры", в отличие от производственной инфраструктуры, росту общественного богатства в его необъективированной форме, т.е. не в созданных работниками благах, но в изменении их самих.
В настоящее время лидерами могут стать только те компании, которые активно могут вовлекать в хозяйственную деятельность интеллектуальный ресурс. Стоимость таких компаний резко возрастает. Следовательно, традиционные подходы, ориентированные на наращивание материальных благ и накопление предприятием только материальных активов, не могут соответствовать происходящим изменениям.
Этот вывод особенно важен для стран переходного периода.
Наука, технология, экономика и образование являются компонентами целостной системы инновационной деятельности.
Игнорирование развития науки негативно отразится на конкурентоспособности продукции, так как уменьшится ее наукоемкость (отношение объёма финансирования НИР к ВВП). В свою очередь, недостаточное внимание к сфере образования приведет к обострению кадровых проблем не только в учреждениях науки и организациях, создающих новую продукцию, но и в отраслях экономики.
Наука прямо или косвенно через технологию, экономику или быт воздействует на человеческие потребности. Изменение целей, идеалов и интересов способствует развитию новых ценностей, адекватных доминирующему технологическому укладу в общественном производстве.
Интеллектуальный вклад поколений ученых и инженерно-технического персонала постепенно увеличивал наукоемкость производимой продукции и повышал ее конкурентоспособность. В связи с тем, что научное знание стало теоретической основой материального производства, во всех развитых странах уделяется внимание фундаментальным теоретическим исследованиям (ФТИ) и поисковым НИР. Именно они образуют потенциал знаний для инновационной деятельности.
Потенциал научных знаний по результатам проведения ФТИ и поисковых НИР представляет собой весьма важный интеллектуальный продукт, который в силу своих особенностей не имеет рыночной стоимости. Без него настоящее время практически невозможно создавать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Поэтому выполнение прикладных НИР и опытно-конструкторских работ (ОКР), а также проектно-технологических работ (ПТР) базируется на полноценном использовании научных знаний, что обеспечивает новой продукции высокую конкурентоспособность. Кроме того, прикладные НИР позволяют путем приобретения лицензий на нововведения-продукты, как это много лет практиковалось Японией, производить новую продукцию значительно лучше, чем это получалось у страны - патентодержателя, вытесняя последнего на рынке тех же товаров.
Технологическое лидерство в производстве наукоемкой продукции означает улучшение состояния экономики страны как одного из важных компонентов целостной системы инновационной деятельности.
Дополнительным фактором экономического развития является максимальное использование интеллекта персонала, что невозможно без достаточно развитого образования. Компоненту «образование» в целостной системе инновационной деятельности во всех индустриально развитых странах всегда придавалось исключительно важное значение. В нашей стране имеется более 30% населения с высшим и средним специальным образованием. Это достаточно высокий потенциал для развития инновационной деятельности, обслуживания высокотехнологичных процессов на производстве. Развитие образования обусловливается состоянием науки, технологии и экономики.
3. Научно-инновационная политика РБ
В РБ проблемы управления инновационной деятельностью предприятий на макроуровне связаны с осуществлением структурной перестройки экономики и созданием макроэкономических условий для активизации инновационной деятельности на предприятиях. Это проблемы: привлечения иностранных инвестиций; государственного регулирования инвестиционной деятельности предприятий; приватизации как инструмента мотивации инновационной деятельности; компетентного управления предприятиями госсектора.
Государственная научно-техническая политика (ГНТП) отражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РБ в сфере науки, техники и технологий, реализации научно-технических достижений. Цели ГНТП в соответствии с законом «Об основах государственной научно-технической политики в Республике Беларусь», принятым ВС РБ 27.11.1997 г.: Развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала;
Формирование его структуры;
Увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны;
Реализация важнейших структурных преобразований в сфере материального производства; повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции;
Улучшение экологии;
Укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства;
Системное развитие и эффективное использование научно-технического потенциала с особым выделением в нем основного ядра – технологического;
Сохранение и создание новых рыночных ниш наукоемкой продукции и технологий нового типа на мировых рынках.