Контрольная работа: Информатизация общества и информатика
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Тихоокеанский государственный университет»
Кафедра «Информатика»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Хабаровск, 2010
Содержание
1. Информация
2. Информатика
2.1 Зарождение информатики
2.2 Этапы развития
Литература
1. Информация
Лет тридцать назад под информацией понимались сведения, передаваемые между людьми. Сейчас же приходится слышать следующее “ мозг человека получил информацию об опасности, водитель по шуму двигателя получил информацию о его неисправности, вычислительные сети передают информацию...”
В энциклопедическом словаре по информатике Д.А. Поспелова дано следующее определение информации: Информация - это содержание сообщения, сигнала, памяти, а также сведения, содержащиеся в сообщении, сигнале, или памяти.
В толковом словаре по информатике В.И. Перешникова и В.М. Савинкова: Информация - Совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними. Является одним из видов ресурсов, используемых человеком в трудовой деятельности и быту.
Бурное развитие информатизации общества с одной стороны расширило понятие информатики, с другой, в зависимости от сферы информационной деятельности, систем, процессов конкретизирует его, внося индивидуальные характеристики.
Информатизация общества влечет за собой колоссально большую “емкость" понятия информации и, следовательно, большую степень неопределенности и избыточности.
Существуют две концепции, дающие общее, целостное понимание информации: информация как неотъемлемое свойство материи, ее атрибут (атрибутивная концепция), и как неотъемлемая составляющая самоуправляемых (технических, биологических, социальных) систем, как функция этих систем (функционально-кибернетическая концепция)".
В любом случае главным для человека является то, что информация необходима для познания мира, является средством изучения реальной действительности и интеллектуального развития общества и цивилизации в целом, является продуктом научного и общественного познания.
В ведущих странах распространена, так называемая, концепция третьего мира, согласно которой существуют три мира: первый - мир физических объектов, второй - состояний сознания и третий - мир знаний, теорий, идей, концепций, гипотез, экспериментов, художественных образов (мир объективного содержания мышления). Третий (последний), как главную составляющую, имеет информацию.
Для более глубокого понимания информации необходимо определить понятия источник и потребитель информации. и изучить связь между ними, выяснить каким образом она передается от источника к потребителю, что является носителем информации.
Источником информации прежде всего являются природные объекты - планеты, звезды, люди, животные, растения, поля, луга, леса, по мере развития науки и техники - научные эксперименты,,технологические процессы, технические системы (в частности, информационные системы).
Потребителями информации являются люди, животные, растения различные приборы, устройства, системы.
Разнообразие источников и потребителей информации привело к существованию различных форм ее представления. символьной, текстовой, графической.
Носители информации | |
при передаче информации | при хранении |
воздух | бумага |
вода | ткань |
электрический ток | дерево |
эфир | железо |
рентгеновский луч | кремний |
луч света | пластмасса |
Видов информации большое разнообразие. К основным видам информации относятся технологическая, научная, социальная, культурная, медицинская, семантическая др.
Все виды информации имеют общие свойства и подчиняются одним и тем же закономерностям. К общим свойствам (характеристикам) информации относятся, - достоверность, значимость, долговечность, важность, ценность и т.п.
Информация один из главных общественных продуктов. Изменилось не только отношение к ней, но и характер и скорости ее использования. От науки или теории до практики проходили десятки, иногда и сотни лет. Существовали научные открытия, жизненно необходимые для производства или сельского хозяйства. Внедрение же их в производство происходило с большим опозданием. Теперь же динамика развития народного хозяйства требует использования новых научных идей сразу же после их появления и обработки. Все это приводит к необходимости автоматизации информационных процессов.
информация информатика
2. Информатика
Термин "информатика" (Informatique) был заимствован из французского языка и с середины 70-х годов прочно вошел в наш обиход.
Авторитеты утверждают, что информатика стала развиваться с середины нашего столетия, когда появились специальные устройства - компьютеры, ориентированные на хранение и преобразование информации. Именно с этого времени началось бурное развитие информатики.
Сейчас информатика — это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации. Под этим понятием объединяют ряд научных направлений, исследующих разные стороны одного и того же объекта — информации.
Появление вычислительных машин в 50-х гг. Сыграло большую роль в становлении информатики. Так как ЭВМ это прекрасное средство для хранения, обработки, информации.
Но с информацией люди оперировали уже задолго до появления компьютеров. Начиная с древнего абака, дожившего до наших дней в виде конторских счетов, создавались приспособления для обработки числовой информации. Механические устройства типа арифмометров, счетные электрические клавишные машины, счетно-аналитическая техника и многие другие приборы были нацелены на решение тех же задач, которые в полном объеме стали реализовываться в компьютерах Историю компьютеров отсчитывают с 17 века.
Кроме числовой информации, существует и символьная информация представленная в виде текста: книги, отчеты, справки, письма и т. п. Для хранения и переработки такой информации также придумывали и создавали различные приспособления и устройства. Простейшим примером может служить стойка с ящиками, в которых хранятся карточки, несущие информацию. Такие каталоги можно встретить в любой библиотеке. Каталоги позволяют хранить информацию в систематизированном виде и облегчают поиск информации.
Стремление как-то механизировать, а затем и автоматизировать процедуры, связанные с поиском нужной информации в каталоге, привело к появлению приемов, вошедших в арсенал специальной науки — документалистики. Именно в этот период синонимом слова информатика можно считать библиотечное дело. Долгие годы информатика занималась теорией и практикой совершенствования библиотечного дела. Это был начальный нулевой этап современной информатики.
2.1 Зарождение информатики
Корни информатики надо искать еще глубже. В глубокой древности информация передавалась из уст в уста и тщательно оберегалась от конкурентов (информация о секретах мастерства ремесленника, целебные рецепты, секреты урожая и т.п.). Затем летописцы сначала на камнях, потом на глиняных табличках, потом на пергаменте стали записывать эти секреты, информацию о своем времени, и делах современников. Информация хранилась в монастырях. Доступ к ней имели только определенный, очень узкий круг людей. Так зарождалась информатика
2.2 Этапы развития информатики
Шли годы, рос объём информации. С одной стороны - информацией стали обмениваться, создаются типографии и издательства для её распространения. С другой стороны на человека обрушился большой поток информации, часто не нужной, поэтому стала возникать проблема ориентации в этом информационном потоке, поиска наиболее ценной. С третьей стороны возникла проблема защиты интересов хозяев информации,т.е. проблема защиты информации. Именно этот период можно считать рождением информатики.
В развитии информатики можно выделить этапы: 1) нулевой; 2) первый; 3) второй; 4) этап всеобщей информатизации
Нулевой этап:
Большой объем информации ставит следующие проблемы:
- классификация информации
- хранение
- поиск
- обработка.
Как только появились эти проблемы так и возникла область исследования которая стала занималась решением этих проблемм, которую в дальнейшем назовут информатикой. Период с этого момента до появления ЭВМ будем называть нулевым периодом в развитии информатики.. На этом этапе информатика являлась базой библиотечного дела
Первый этап:
До середины 50-х информатика занимала промежуточное место между объектами природы и знаниями о них и занималась методами сбора, поиска, обработки информации. Не существовало ничего общего в этих методах для медиков, психологов, математиков, филологов и т.д.. Было общее у математиков и физиков, химиков и медиков, но общего стержня, который объединял бы все науки не было.
С появлением ЭВМ можно связывать новый (первый) этап в развитии информатики
Первоначально ЭВМ применялись лишь для проведения сложных расчётов.. Внедрение ЭВМ в области экономики, управления привело к созданию нового направления – разработка методов и средств электронной обработки информации. Электронные вычислительные машины созданные первоначально для вычислительных задач стали обрабатывать числовую,текстовую,графическую информацию. Если сначала ЭВМ применялисть в таких областях как математика, физика, механика, то теперь они применяются в юридических науках, социологии,истории и других,. так называемых, описательных науках. С этого момента начинается второй этап в развитии информатики
Второй этап:
Если первый этап связан с вычислительными машинами, то второй с ЭВМ, позволяющими работать с информацией любого вида и применяемыми в любых областях.
Проводя эксперимент учёный получает информацию. Информация может поступать от датчиков либо от человека, поэтому данные могут поступать в ЭВМ либо от датчиков либо вводятся в ЭВМ лаборантом либо непосредственно передаются голосом, поэтому необходимы алгоритмы и средства сбора данных, их ввода в ЭВМ записи и хранения. Быстро находить введённую информацию, считывать и обрабатывать.
Обработка данных является важной составной частью эксперимента. Алгоритмы обработки готовят специалисты, проводящие эксперименты, а программисты создают программы на основе этих алгоритмов.
На следующем этапе полученные данные должны быть представлены в удобном, для исследования виде: таблицы, изображения, гистограммы и т.п. Причём, все перечисленные проблемы, возникающие при проведении эксперимента, присущи любой области исследования.
Этими проблемами и стала заниматься информатика. На втором этапе информатика стала необходима в любой области где возникает потребность в информации.
Третий этап:
С появлением персональных ЭВМ (с появления графического пользовательского интерфейса) начинается этап всеобщей информатизации. На этом этапе информатика не только необходима в любой области исследования, образования, производства, развития, но и доступна для понимания и использования.
В развитии ЭВМ также можно выделить этапы, которые определяют этапы развития информатики: 1. вычислительный; 2. информационный; 3. интеллектуальный.
Сейчас мы стоим на пороге 3-го этапа развития ЭВМ – интеллектуальных ЭВМ. Машинный интелект войдёт в жизнь в виде ЭВМ, выполняющий функции которые ранее были привелегией работников умственного труда. Кроме того ЭВМ будут общаться с пользователем на привычном ему языке (управление голосом). Все это будет способствовать тому, что ЭВМ станет доступна для каждого у кого возникнет потребность в общении с ней. С помощью Интернет пользователи получат доступ к любой информации в которой они будут нуждаться. Поэтому можно сказать, что сейчас мы живем в период всеобщей информатизации общества и компьютерной интеллектуализации.
В англо-язычных странах информатику называют вычислительной наукой (Computer Science).
Литература
1. Александрова Л.А., Глова В.И., Песошин В.А., Трусфус В.М. Информатика.I: Основы информатики: Учебное пособие. Казань: Изд-во Казан.гос.техн.ун-та, 2001. 128с.
2. Александрова Л.А., Глова В.И., Песошин В.А., Трусфус В.М. Информатика.II: Windows, Windows-приложения. Казань: Изд-во Казан.гос.техн.ун-та, 1998. 58с.
3. Сост. Д.А. Поспелов Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 352с.
4. Савельев А.Я. Основы информатики: Учебное пособие для вузов.- М.: Изд-во МГТУ им.Н.Э.Баумана,2001. 328с.
5. Под редакцией Н.В.Макаровой Информатика... М.: Финансы и статистика, 2001.
6. Першиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике.-2-е изд. доп. М.: Финансы и статистика, 1995. 544 с.
7. Аладьев В.З., Хунт Ю.Я., Шишаков М.Л. Основы информатики: Учебное пособие. М.: Информационно-издательский дом "Филин", 1998. 596с.
8.Островский В.А. Информатика: Учеб. Для вузов. –М.:Высш.шк.,1999.- 511с.
Использование высоких технологий криминальной средой. Борьба с ... | |
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Уфимский юридический институт ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ КРИМИНАЛЬНОЙ СРЕДОЙ. БОРЬБА С ... Таким образом, поскольку ККМ служит для обработки информации (выполняет вычислительные функции) и получения результата в необходимой форме (регистрирует на бумажной ленте и в ... Под аппаратным обеспечением ЭВМ понимается комплекс технических средств, предназначенных для автоматизированной обработки информации, обеспечения хранения и передачи ее по каналам ... |
Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: учебное пособие |
Электронные словари и их применимость для традиционного машинного ... | |
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова дипломная работа на тему Электронные словари и их применимость для ... В энциклопедическом словаре братьев А. и И. Гранат (1916 г.) уже есть статья на слово "лексикография", которая определяется как "научные способы обработки словесного материала ... Ни для кого не секрет, насколько лучше помогают толковые английские словари при решении мучительной проблемы, какое слово употребить. |
Раздел: Топики по английскому языку Тип: топик |
Личностно-ориентированное обучение на уроках информатики | |
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ ... Большую помощь в раскрытии ребенка как личности может сыграть изучение фундаментальных основ информатики (теоретическая информатика, средства информатизации, информационные ... Например, на уроке информатики при прохождении темы "Линейные и разветвляющиеся алгоритмы" можно предложить ученикам решить задачу на ЭВМ и описать способ, которым они пользовались ... |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа |
Проектирование содержания непрерывного обучения информатике с 1 по 11 ... | |
Оглавление Введение. 2 Глава 1. Научно-методические основы введения информатики на всех этапах обучения в средней школе. 7 1.1 Реализация курса ... Информатика . буквально на наших глазах из технической дисциплины о методах и средствах обработки данных при помощи средств вычислительной техники превращается в фундаментальную ... - к завершению базового периода обучения школьники глубоко изучили вопросы передачи, обработки, хранения и кодирования информации, а также приобрели навыки пользователя ЭВМ. |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа |
История библиотечной науки | |
Калининградский областной колледж культуры и искусства Курсовая работа по дисциплине: Библиотековедение Тема: История библиотечной науки Выполнила ... Эксперимент по объединению ранее самостоятельных массовых библиотек в единую библиотечную систему с общим книжным фондом и штатом работников, единым административным и ... Неоднократные смены в аппарате Управления по делам библиотек, появление среди руководителей лиц с высокой квалификацией, но не имеющих библиотечного образования или достаточного ... |
Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: курсовая работа |